Судебная коллегия по гражданским делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Тришкиной М.А.
судей Спрыгиной О.Б, Балашова А.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Орловского района Орловской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации Орловского района Орловской области, Правительству Орловской области о понуждении к совершению действий
по кассационным жалобам администрации Орловского района Орловской области, Правительства Орловской области на решение Орловского районного суда Орловской области от 2 октября 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Орловского областного суда от 29 декабря 2020 года
заслушав докладчика по делу судью Спрыгину О.Б, представителя администрации Орловского района Орловской области Серегина Д.В, поддержавшего доводы кассационной жалобы, прокурора Лаптева О.Н, полагавшего оспариваемые судебные акты законными и обоснованными, а доводы кассационной жалобы не подлежащими удовлетворению, судебная коллегия
установила:
прокурор Орловского района Орловской области обратился в интересах неопределенного круга лиц в суд с иском к администрации Орловского района Орловской области, Правительству Орловской области о понуждении к совершению действий.
Иск мотивирован тем, что по результатам проведенной прокуратурой района проверки установлено, что администрацией Орловского района Орловской области в настоящее время сформировано 378 земельных участков для индивидуального жилищного строительства на массивах в Большекуликовском, Лавровском, Лошаковском, Неполодском, Образцовском, Пахомовском, Платоновском, Сабуровском, Становоколодезьском и Становском сельских поселениях Орловского района, предназначенных для предоставления многодетным семьям в льготном порядке.
По действующему законодательству земельные участки, предоставляемые многодетным семьям, на момент их предоставления гражданам или в течение определенного разумного срока после такого предоставления должны позволять получить услуги в сферах электро-, газо-, тепло-, водоснабжения и водоотведения в точках подключения (технологического присоединения) к инженерным системам электро-, газо-, тепло-, водоснабжения и водоотведения объектов капитального строительства, а также должны иметь транспортную доступность. Обязанность по обеспечению земельных участков объектами инженерной инфраструктуры возложена в равной степени, как на орган местного самоуправления, так и на органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Однако, несмотря на это, до настоящего времени выделенные администрацией Орловского района Орловской области и предназначенные для предоставления многодетным семьям для индивидуального жилищного строительства земельные участки сетями инженерно-технической инфраструктурой не обеспечены, система транспортной инфраструктуры отсутствует.
Прокурор просил возложить обязанность на Правительство Орловской области и администрацию Орловского района в пределах возложенной на них компетенции осуществить организацию комплекса мер, направленных на обеспечение на бесплатной основе земельных участков, расположенных на территории Орловского района и предназначенных для предоставления многодетным семьям для жилищного строительства, системой коммунальной инфраструктуры в сферах газоснабжения, электроснабжения, водоснабжения и водоотведения и транспортной инфраструктуры в течение двух лет со дня вступления решения суда в законную силу.
Решением Орловского районного суда Орловской области от 2 октября 2020 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Орловского областного суда от 29 декабря 2020 года исковые требования прокурора удовлетворены частично. Суд возложил на Правительство Орловской области, администрацию Орловского района Орловской области в пределах своей компетенции обязанность по осуществлению организации комплекса мер, направленных на обеспечение на бесплатной основе земельных участков, расположенных: на территории Большекуликовского сельского поселения с кадастровыми номерами N, N N, N N N N, N N N N N N N, N, N N, N N N, N Лавровского сельского поселения N, N N N, N, N N, N Лошаковского сельского поселения с кадастровыми номерами N, N, N, Неполодского сельского поселения с кадастровыми номерами N N N N N N, N, N N N, N, N, N, N N N N N, Образцовского сельского поселения с кадастровыми номерами N N, N N, Пахомовского сельского поселения с кадастровыми номерами N, N Платоновского сельского поселения с кадастровыми номерами N, N N N N N, Сабуровского сельского поселения с кадастровыми номерами N, Становоколодезьского сельского поселения с кадастровым номером N Становского сельского поселения с кадастровыми номерами N, N, N N N N, N, N N, N N, N N N, Спасского сельского поселения с кадастровым номером N, предназначенных для предоставления многодетным семьям, имеющим трех и более детей, для жилищного строительства системой коммунальной инфраструктуры в сферах газоснабжения, водоснабжения и водоотведения и системой транспортной инфраструктуры в течение двух лет со дня вступления решения суда в законную силу. В остальной части заявленные исковые требования оставлены без удовлетворения.
В кассационных жалобах администрация Орловского района Орловской области, Правительство Орловской области оспаривают законность судебных постановлений по основаниям несоответствия выводов суда, установленным по делу обстоятельствам, нарушения норм материального и процессуального права.
Проверив законность судебных постановлений принятых судами первой и апелляционной инстанций в пределах доводов, изложенных в кассационной жалобе, судебная коллегия не находит оснований для их отмены (ч. 1 ст. 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
В соответствии с п.1 ст.379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений судами первой и апелляционной инстанции не допущено.
Судом первой инстанции установлено и следует из материалов дела, что органами местного самоуправления Орловского района Орловской области в 2014-2018г. сформированы для предоставления семьям, имеющим трех и более детей, земельные участки для индивидуального жилищного строительства, расположенные: на территории Большекуликовского сельского поселения с кадастровыми номерами N Лавровского сельского поселения N, Образцовского сельского поселения с кадастровыми номерами N Пахомовского сельского поселения с кадастровыми номерами N, Сабуровского сельского поселения с кадастровыми номерами N, Становоколодезьского сельского поселения с кадастровым номером N, Становского сельского поселения с кадастровыми номерами N, Спасского сельского поселения с кадастровым номером N.
Указанные земельные участки коммунальной инфраструктурой в сфере электроснабжения, газоснабжения и водоотведения, а также транспортной инфраструктурой не оснащены.
Разрешая спор, руководствуясь п. 6 статьи 39.5 Земельного кодекса Российской Федерации, п. 2 Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г..N 600 "О мерах по обеспечению граждан Российской Федерации доступным и комфортным жильем и повышению качества жилищно-коммунальных услуг", п. 24 и 29 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6октября 1999 г..N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", п. 1 и 2 статьи 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации, подпунктом "е" пункта 2 части 1 статьи 2 Закона Орловской области от 10 ноября 2015 г..N 1872-ОЗ "Об отдельных правоотношениях, связанных с предоставлением в собственность гражданам земельных участков на территории Орловской области", ст. 2 Федерального закона от 6 октября 2003 г..N131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 131-ФЗ), п. 4 и 5 статьи 7 Устава Орловского района Орловской области, принятого постановлением Орловского районного Совета народных депутатов от 22 июня 2005 г..N 29/175-РС суд первой инстанции, с выводами которого согласился суд апелляционной инстанции, приняв во внимание, что льготный порядок предоставления земельных участков многодетным семьям не предполагает произвольного формирования перечня земельных участков, предоставляемых в соответствии с законом в собственность граждан бесплатно, возложили на Правительство Орловской области и администрацию Орловского района Орловской области в пределах своей компетенции обязанность по осуществлению организации комплекса мер, направленных на обеспечение на бесплатной основе земельных участков, предназначенных для предоставления многодетным семьям, имеющим трех и более детей, для жилищного строительства системой коммунальной инфраструктуры в сферах газоснабжения, водоснабжения и водоотведения и системой транспортной инфраструктуры в течение двух лет со дня вступления
решения суда в законную силу.
У судебной коллегии первого кассационного суда общей юрисдикции оснований не согласиться с выводами судов первой и апелляционной инстанции не имеется в силу следующего.
Согласно подпункту 6 статьи 39.5 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданину или юридическому лицу в собственность бесплатно на основании решения уполномоченного органа осуществляется гражданам, имеющим трех и более детей, в случае и в порядке, которые установлены органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
На основании пункта 2 Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 600 "О мерах по обеспечению граждан Российской Федерации доступным и комфортным жильем и повышению качества жилищно-коммунальных услуг" Правительству Российской Федерации поручено совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации до июля 2012 г. разработать комплекс мер по улучшению жилищных условий семей, имеющих трех и более детей, включая создание при поддержке субъектов Российской Федерации и муниципальных образований необходимой инфраструктуры на земельных участках, предоставленных данной категории граждан на бесплатной основе.
Из материалов дела усматривается и не опровергается доказательствами по делу, что органами местного самоуправления сформированы и включены в перечень реестр земельные участки для предоставления многодетным семьям с видом разрешенного использования "для индивидуального жилищного строительства" в перечисленных выше сельских поселениях Орловской области всего 378 земельных участков. Между тем обязанность публичного органа по обеспечению земельного участка необходимой коммунальной, транспортной и иной инфраструктурой, от наличия которой во многом зависит реальная возможность пользования вновь возведенным жилым объектом, не выполнена.
Очевидно, что при таких обстоятельствах доводы прокурора о незаконном бездействии администрации Орловского района Орловской области и Правительства Орловской области, выразившемся в необеспечении необходимой коммунальной, транспортной и иной инфраструктурой перечисленных выше земельных участков, подлежали судами удовлетворению.
Так, подпунктами 24 и 29 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" установлено, что решение вопросов социальной поддержки многодетных семей, а также вопросов организации и осуществления межмуниципальных инвестиционных проектов, а также инвестиционных проектов, направленных на развитие социальной и инженерной инфраструктуры муниципальных образований, относится к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета).
В силу пунктов 1 и 2 статьи 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) расходные обязательства субъекта Российской Федерации возникают, в том числе в результате принятия законов и (или) иных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации, а также заключения субъектом Российской Федерации (от имени субъекта Российской Федерации) договоров (соглашений) при осуществлении органами государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий по предметам совместного ведения, указанных в пунктах 2 и 5 статьи 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации".
В соответствии с подпунктом "е" пункта 2 части 1 статьи 2 Закона Орловской области от 10 ноября 2015 г. N 1872-ОЗ "Об отдельных правоотношениях, связанных с предоставлением в собственность гражданам земельных участков на территории Орловской области" земельные участки из земель, находящихся в собственности области или муниципальной собственности, либо из земель, государственная собственность на которые не разграничена, предоставляются многодетным семьям, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях или имеющим основания для постановки их на данный учет, в собственность бесплатно для целей индивидуального жилищного строительства.
Вместе с тем, Законом Орловской области "Об отдельных правоотношениях, связанных с предоставлением в собственность гражданам земельных участков на территории Орловской области" порядок обеспечения объектами инфраструктуры земельных участков при их предоставлении в собственность гражданам бесплатно в качестве одной из мер государственной поддержки семей, имеющих трех и более детей, не разработан, несмотря на такую необходимость, изложенную в подпунктах 10, 11 пункта 20 приказа Минрегиона России от 9 сентября 2013 г. N 372 "Об утверждении методических рекомендаций субъектам Российской Федерации по порядку и случаям бесплатного предоставления земельных участков гражданам, имеющим трех и более детей".
Как следует из статьи 2 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 131-ФЗ) под вопросами местного значения понимаются вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и названным Законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно.
В силу пунктов 4 и 5 части 1 статьи 14 Федерального закона N 131-ФЗ к вопросам местного значения городского поселения относятся организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации; дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Указанные положения закреплены также в пунктах 4 и 5 статьи 7 Устава Орловского района Орловской области, принятого постановлением Орловского районного Совета народных депутатов от 22 июня 2005 г. N 29/175-РС.
Из этого исходит Министерство регионального развития Российской Федерации от 9 сентября 2013 года N 372, утверждая Методические рекомендации субъектам Российской Федерации по порядку и случаям бесплатного предоставления земельных участков гражданам, имеющим трех и более детей, говоря о том, что земельный участок предоставляется при наличии транспортной доступности, обеспеченности объектами социальной и инженерной инфраструктуры, экологической обстановки, имея в виду отсутствие на земельном участке зон охраны производственных и особенно опасных производственных объектов (в том числе магистральных трубопроводов, шумового воздействия аэропортов и т.п.), других критериев, обусловленных целями предоставления земельных участков многодетным семьям..
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, содержащейся в определении от 9 ноября 2017 года N 2516-О "По жалобе администрации города Барнаула на нарушение конституционных прав и свобод пунктами 4 и 5 части 1 статьи 16 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", если предоставление земельного участка в собственность гражданам бесплатно выступает именно в качестве меры социальной поддержки, направленной на удовлетворение потребностей граждан в жилище, тем более в отношении многодетных семей как находящихся потенциально в наиболее уязвимом социальном положении и нуждающихся в особой заботе со стороны государства и общества, в силу конституционных принципов равенства и справедливости предполагается недопустимость возложения на самих таких граждан бремени несения дополнительных финансовых затрат, связанных с инфраструктурным оснащением предоставленных земельных участков, - иное вследствие значительной тяжести такого рода вынужденных расходов могло бы обесценить данную меру социальной поддержки и поставить под сомнение доверие граждан к действиям государства. Именно на органах публичной власти лежит обязанность по благоустройству соответствующих территорий, с тем, чтобы земельные участки, предназначенные для оказания государственной поддержки семьи, были, по возможности, уже на момент их предоставления гражданам (или в течение определенного разумного срока после такого предоставления) снабжены необходимой коммунальной, транспортной и иной инфраструктурой, от наличия которой во многом зависит реальная возможность проведения самого индивидуального жилищного строительства, а также последующего пользования вновь возведенным жилым объектом.
Приведенная правовая позиция Конституционного Суда Российской Федерации должна учитываться и при выработке организационно-правового механизма государственной поддержки семьи, материнства, отцовства и детства, имея в виду сам характер такой поддержки как исходящей в силу Конституции Российской Федерации (статья 7, часть 2; статья 38, часть 1) от государства в целом, что предполагает обеспечение оптимального распределения полномочий по осуществлению соответствующих мер и несению связанных с этим финансовых обязательств между органами государственной власти, с одной стороны, и органами местного самоуправления - с другой.
Нашедший отражение в Земельном кодексе РФ подход, в силу которого полномочия по определению случаев и порядка предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность гражданам бесплатно в качестве меры государственной поддержки многодетных семей и в иных такого рода случаях, связанных с обеспечением социальной поддержки определенных категорий граждан, закреплены за органами государственной власти субъектов Российской Федерации, коррелирует с положениями Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", предусматривающими, что решение вопросов социальной поддержки семей, имеющих детей (в том числе многодетных семей, одиноких родителей), вопросов организации и осуществления межмуниципальных инвестиционных проектов, а также инвестиционных проектов, направленных на развитие социальной и инженерной инфраструктуры муниципальных образований, относится к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета) (подпункты 24 и 29 пункта 2 статьи 26.3).
Конституционный Суд Российской Федерации в приведенном выше определении указал, что понятие "организация", используемое для целей определения вопросов местного значения, подразумевает необходимость решения органами местного самоуправления ряда задач публично-властного характера, в том числе регулирующего, распорядительного, контрольного и иного организованно-властного воздействия, в целях реализации системы мер жизнеобеспечения населения в конкретной сфере и гарантирования соответствующих публично значимых услуг. Термин "организация" в любом случае не может трактоваться как предполагающий всю полноту ответственности муниципальных образований в соответствующей сфере деятельности, поскольку в противном случае допускалась бы как возможность произвольного возложения на муниципальные образования публично-правовых обязательств, так и возможность выхода муниципальных образований за пределы своей компетенции. Поэтому содержательное наполнение компетенции муниципальных образований, определяемое указанным термином, не может раскрываться в отрыве от содержания компетенции иных территориальных уровней публичной власти, а также вне связи с обязанностями, которые могут быть возложены на участников гражданского оборота с учетом особенностей той или иной сферы отношений.
В соответствии с Уставом (Основной Закон) Орловской области от 26 февраля 1996 г. N 7-ОЗ и статьей 4 Закона Орловской области от 10 ноября 2014 г. N 1683-ОЗ "О Правительстве и системе органов исполнительной государственной власти Орловской области" (далее - Закон Орловской области N1683-ОЗ) Правительство области является высшим исполнительным органом государственной власти Орловской области и правомочно решать все вопросы, которые отнесены к его компетенции Уставом (Основным Законом) Орловской области, законодательством Российской Федерации и законодательством Орловской области, и иные вопросы, отнесенные к полномочиям органов исполнительной государственной власти Орловской области, которые не входят в компетенцию органов исполнительной государственной власти специальной компетенции Орловской области.
Согласно статье 36 Закона Орловской области N 1683-ОЗ взаимодействие Правительства Орловской области с органами местного самоуправления Орловской области осуществляется на основе положений Конституции Российской Федерации, законодательства Российской Федерации, Устава (Основного Закона) Орловской области, законодательства Орловской области; законами области в соответствии с федеральным законом может осуществляться перераспределение полномочий между органами местного самоуправления Орловской области и органами государственной власти Орловской области; взаимодействие Правительства Орловской области с органами местного самоуправления Орловской области осуществляется посредством заключения между ними соглашений и договоров; создания координационных, консультативных, совещательных и иных органов (как временных, так и постоянно действующих).
Исходя из системного анализа приведенных норм, обязанность по организации и обеспечению земельных участков объектами инженерной инфраструктуры в качестве меры социальной поддержки семьям, имеющим трех и более детей, возложена как на орган местного самоуправления, так и на органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
При этом законодатель не ставит обеспечение земельных участков объектами инфраструктуры в зависимость от того, каким уполномоченными органом земельный участок предоставлен. Такое обеспечение осуществляется в рамках оказания меры социальной поддержки соответствующим категориям граждан.
Следовательно, в ситуации объективной невозможности органов местного самоуправления обеспечить за счет собственных финансовых средств наличие объектов необходимой инфраструктуры на земельных участках, передаваемых в собственность гражданам, органы государственной власти субъекта обязаны использовать правовые механизмы, закрепленные в законе, в том числе Бюджетном кодексе Российской Федерации.
С учетом изложенного, доводы кассационных жалоб, которые полностью повторяют позицию ответчиков в судах первой и апелляционной инстанции, уже были предметом их оценки, и фактически направлены на переоценку имеющихся в материалах дела доказательств, оспариваемые судебные акты содержат все необходимые суждения по соответствующим вопросам, тогда как по правилам ч.3 ст. 390 ГПК РФ кассационный суд общей юрисдикции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции. Дополнительные доказательства судом кассационной инстанции не принимаются.
При таких обстоятельствах судебная коллегия не находит предусмотренных ст. 379.7 ГПК РФ оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия, определила:
решение Орловского районного суда Орловской области от 2 октября 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Орловского областного суда от 29 декабря 2020 года оставить без изменения, кассационные жалобы администрации Орловского района Орловской области, Правительства Орловской области - без удовлетворения.
Председательствующий:
судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.