Первый апелляционный суд общей юрисдикции в составе:
судьи судебной коллегии по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции Ефремовой О.Н, рассмотрев без проведения судебного заседания
частную жалобу Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Владимирской области (далее - ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице филиала по Владимирской области) на определение Владимирского областного суда от 27 апреля 2021 года, которым удовлетворено заявление ООО "Строительный дом "Дворики" о взыскании судебных расходов по административному делу N 3а-116/2020 по административному исковому заявлению ООО "Строительный дом "Дворики" об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости,
УСТАНОВИЛ:
решением Владимирского областного суда от 17 ноября 2020 года, вступившим в законную силу 24 декабря 2020 года, административное исковое заявление ООО "Строительный дом "Дворики" об установлении кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами N, N равной их рыночной стоимости удовлетворено. Судом установлена кадастровая стоимость в размере рыночной в отношении земельного участка с кадастровым номером N по состоянию на 23 января 2020 года - 6 737 000 рублей; земельного участка с кадастровым номером N по состоянию на 17 января 2020 года - 1 620 000 рублей. Судом также постановлено возвратить ООО "Строительный дом "Дворики" излишне уплаченную им государственную пошлину в размере 8 000 рублей, согласно платёжным поручениям N 135 от 4 июня 2020 года, N 153 от 19 июня 2020 года.
16 марта 2021 года во Владимирский областной суд поступило заявление ООО "Строительный дом "Дворики" о возмещении судебных расходов, связанных с рассмотрением вышеуказанного административного дела, а именно: расходов по проведению судебной оценочной экспертизы (заключение эксперта ООО "Владимирский центр кадастровых работ, геодезии и картографии" ФИО5 N "данные изъяты" от ДД.ММ.ГГГГ года) в размере 72 000 рублей; расходов по оплате услуг представителя за подготовку в суд заявления о взыскании судебных расходов в размере 5 000 рублей, итого в сумме 77 000 рублей.
Определением Владимирского областного суда от 27 апреля 2021 года заявление Общества удовлетворено, в его пользу с ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице филиала по Владимирской области взысканы судебные расходы в размере 77 000 рублей, в том числе на оплату услуг эксперта - 72 000 рублей, на оплату услуг представителя - 5 000 рублей.
Не согласившись с данным определением, представитель ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице филиала по Владимирской области подал частную жалобу, в которой просит названный судебный акт отменить и принять по делу новый, которым отказать ООО "Строительный дом "Дворики" в удовлетворении требований к данному органу.
В обоснование жалобы указывает, что по отношению к спорному объекту не является органом, утвердившим результаты кадастровой оценки, действия органа по определению кадастровой стоимости административным истцом не оспаривались, ошибки при проведении расчетов допущены не были, а возможность изменить утвержденные администрацией Александровского района удельные показатели отсутствует.
Кроме того, апеллянт указал, что в силу выраженной в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 5 июля 2016 года N 15-П позиции, расхождение кадастровой и рыночной стоимостей не свидетельствует о недостоверности первой. При этом, исходя из разъяснений, данных в пункте 31 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости" (далее - Постановление N 28), судебные расходы должны быть отнесены на заявителя, так как принятое решение не может быть расценено принятым против административного ответчика, не имеющего с административным истцом противоположных интересов.
Администрацией Александровского района Владимирской области представлены возражения относительно доводов частной жалобы.
Исходя из положений частей 2 и 2.1 статьи 315 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации рассмотрение судом частной жалобы на определение суда первой инстанции в апелляционном порядке осуществляется судьей единолично, по правилам, установленным главой 34 названного Кодекса, без проведения судебного заседания.
Законность и обоснованность определения суда первой инстанции проверена судом апелляционной инстанции с учетом части 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, по смыслу которой суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Проверив материалы дела, оценив имеющиеся в деле доказательства, изучив доводы частной жалобы, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.
В соответствии с частью 2 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для административного дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для административного дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам административного дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Как усматривается из обжалуемого судебного акта и административного дела, суд первой инстанции пришел к выводу о наличии оснований для удовлетворения заявления и взыскании судебных расходов в размере 77 000 рублей с административного ответчика ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице филиала по Владимирской области, определившим своим актом от 23 января 2020 года N 33-0-1-93/3001/2020-11 кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером N по состоянию на 23 января 2020 года в размере 15 492 644, 02 рубля. А также определившим актом от 17 января 2020 года N 33-0-1-93/3001/2020-10 кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером N по состоянию на 17 января 2020 года в размере 3 725 964, 28 рубля.
Приняв во внимание, что административный иск удовлетворен, а оспоренная кадастровая стоимость земельных участков превышает их рыночную стоимость, установленную судом, в 2, 3 раза, что может свидетельствовать об ошибке, допущенной при формировании методики определения кадастровой стоимости или при ее применении к конкретным объектам недвижимости, удовлетворил требования заявителя о возмещении судебных расходов с учетом принципа разумности и соразмерности понесенных расходов.
Суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции, что в пользу ООО "Строительный дом "Дворики" подлежат возмещению понесенные им судебные расходы в размере, указанном в обжалуемом судебном акте.
Так, порядок возмещения судебных расходов по административным делам об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости урегулирован главой 10 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, разъяснен Постановлением Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 21 января 2016 года N 1 "О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела" (далее - Постановление N 1) и пунктом 31 Постановления N 28.
Согласно части 1 статьи 111 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных статьей 107 и частью 3 статьи 109 названного Кодекса.
В соответствии с частью 1 статьи 103 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением административного дела.
Статья 106 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации к издержкам, связанным с рассмотрением административного дела, относит, в том числе расходы на оплату услуг представителей, другие признанные судом необходимыми расходы.
Согласно пункта 28 Постановления N 1 после принятия итогового судебного акта по делу лицо, участвующее в деле, вправе обратиться в суд с заявлением по вопросу о судебных издержках, понесенных в связи с рассмотрением дела, о возмещении которых не было заявлено при его рассмотрении.
В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 11 июля 2017 года N 20-П "По делу о проверке конституционности положений статьи 111, части 5 статьи 247 и пункта 2 части 1 статьи 248 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, частей 1 и 2 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в связи с жалобами гражданки Н.Б. Слободяник и федерального государственного бюджетного учреждения "Российский сельскохозяйственный центр", возмещение судебных расходов осуществляется той стороне, в пользу которой вынесено решение суда, и на основании того судебного акта, которым спор разрешен по существу. При этом процессуальное законодательство исходит из того, что критерием присуждения судебных расходов является вывод суда о правомерности или неправомерности заявленного истцом требования; данный вывод, в свою очередь, непосредственно связан с содержащимся в резолютивной части судебного решения выводом о том, подлежит ли иск удовлетворению, поскольку только удовлетворение судом требования подтверждает правомерность принудительной реализации его через суд и влечет восстановление нарушенных прав и свобод, что в силу статей 19 (часть 1) и 46 (части 1 и 2) Конституции Российской Федерации и приводит к необходимости возмещения судебных расходов. Известные судебной практике возможности взыскания с соответствующего органа судебных расходов в случае недостоверности предоставленных им сведений об объекте оценки не покрывают все варианты затрагивающих права граждан и организаций ошибок в кадастровой деятельности, которые могут возникать, в частности, при формировании методики определения кадастровой стоимости или при ее применении к конкретному объекту недвижимости.
Возложение на самих налогоплательщиков бремени несения судебных расходов, связанных с установлением кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере, равном его рыночной стоимости, если в результате массовой кадастровой оценки она была определена ошибочно, не только сужает реальную доступность правосудия, но и способно финансово обесценить значение соответствующего судебного решения с точки зрения соотношения бремени судебных расходов с ожидаемыми налоговыми выгодами в связи с возможным изменением налоговой базы по соответствующему налогу на недвижимое имущество.
Вместе с тем при решении вопросов о распределении судебных расходов по указанной категории дел не исключается учет того обстоятельства, что допущенное при установлении кадастровой стоимости ее расхождение с рыночной стоимостью может укладываться в приемлемый с точки зрения существующих стандартов государственной кадастровой оценки диапазон отклонений и, соответственно, не является свидетельством ошибки, приводящей к нарушению конституционных прав и свобод граждан, организаций как налогоплательщиков.
При этом распределение судебных расходов, в частности по делам об установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости в размере их рыночной стоимости, не производится в зависимости от установления судом законности либо незаконности действий органа, установившего оспариваемую кадастровую стоимость.
При решении вопросов о распределении судебных расходов по делам, связанным с установлением кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере, равном его рыночной стоимости, не исключается учет того обстоятельства, что допущенное при установлении кадастровой стоимости ее расхождение с рыночной стоимостью может укладываться в приемлемый с точки зрения существующих стандартов государственной кадастровой оценки диапазон отклонений и, соответственно, не является свидетельством ошибки, приводящей к нарушению конституционных прав и свобод граждан, организаций как налогоплательщиков.
Вопреки доводам ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице филиала по Владимирской области, распределение судебных расходов по делам указанной категории не сводится к реализации в судебном порядке права административного истца на установление кадастровой стоимости в размере рыночной.
Учитывая, что в рамках настоящего дела определенная кадастровая стоимость кратно (в 2, 3 раза) превышает рыночную стоимость объектов недвижимости, установленную судом, что свидетельствует о возможной ошибке, допущенной при формировании методики определения кадастровой стоимости или при ее применении к конкретному объекту недвижимости, суд при рассмотрении заявления о взыскании судебных расходов должен руководствоваться нормами, содержащимися в главе 10 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Как следует из разъяснений, изложенных в пунктах 10, 11 Постановления 1, лицо, заявляющее о взыскании судебных издержек, должно доказать факт их несения, а также связь между понесенными указанным лицом издержками и делом, рассматриваемым в суде с его участием. Недоказанность данных обстоятельств является основанием для отказа в возмещении судебных издержек. При этом, разрешая вопрос о размере сумм, взыскиваемых в возмещение судебных издержек, суд не вправе уменьшать его произвольно, если другая сторона не заявляет возражения и не представляет доказательства чрезмерности взыскиваемых с нее расходов (часть 4 статьи 2 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации). Уменьшение размера судебных издержек допускается в целях реализации задачи судопроизводства по справедливому публичному судебному разбирательству, обеспечения необходимого баланса процессуальных прав и обязанностей сторон (статьи 3, 45 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации), если заявленная к взысканию сумма издержек, исходя из имеющихся в деле доказательств, носит явно неразумный (чрезмерный) характер.
К судебным издержкам относятся также расходы на проведение судебной экспертизы (статья 106, 110, 111 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Факт несения административным истцом расходов на производство экспертизы на сумму 72 000 рублей подтверждено представленным в деле заключением эксперта, счетом N 05-04/85 от 31 августа 2020 года, платежным поручением N 293 от 15 сентября 2020 года о перечислении данных средств ООО "Строительный дом "Дворики" на счет экспертной организации.
Суд апелляционной инстанции, оценивая данные доказательства применительно к положениям статей 59-62, 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, находит их допустимыми.
В соответствии со статьей 112 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации подлежащий возмещению размер расходов на оплату услуг представителя должен соответствовать критерию разумности их пределов.
В доказательство расходов на оплату услуг представителя административным истцом представлен договор от 5 марта 2021 года, платежное поручение N 489 от 11 марта 2021 года на сумму 5 000 рублей, а также заявление составленное и подписанное в рамках исполнения договора от 5 марта 2021 года и оформленной доверенности на имя Денисова Д.Н.
Определяя подлежащий взысканию в пользу Общества размер расходов на оплату услуг представителя, суд первой инстанции дал надлежащую оценку проделанной представителем административного истца работе, характер спора и продолжительность рассмотрения вопроса о взыскании судебных расходов, признав обоснованными расходы на оплату услуг представителя в размере 5 000 рублей.
Доводы частной жалобы о неправомерном возложении на орган кадастрового учета бремени несения расходов по настоящему делу основаны на неправильном толковании норм материального и процессуального права и подлежат отклонению ввиду следующего.
Как разъяснено в пунктах 7, 31 Постановления N 28, административными ответчиками по делам об установлении кадастровой стоимости в размере рыночной являются государственный орган или орган местного самоуправления, утвердившие результаты определения кадастровой стоимости, и государственный орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке. По делам о пересмотре кадастровой стоимости объектов, указанных в статье 24.19 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон об оценочной деятельности), административным ответчиком является орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке. При удовлетворении требований об установлении в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости судебные расходы взыскиваются с органа, утвердившего результаты определения кадастровой стоимости.
В соответствии со статьей 24.19 Закона об оценочной деятельности при осуществлении государственного кадастрового учета ранее не учтенных объектов недвижимости, включения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о ранее учтенном объекте недвижимости или внесения в Единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений при изменении качественных и (или) количественных характеристик объектов недвижимости, влекущем за собой изменение их кадастровой стоимости, орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке, осуществляет определение кадастровой стоимости объектов недвижимости в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности. Предусмотренные настоящей статьей полномочия по определению кадастровой стоимости вновь учтенных объектов недвижимости, ранее учтенных объектов недвижимости при включении сведений о них в Единый государственный реестр недвижимости и объектов недвижимости, в отношении которых произошло изменение их количественных и (или) качественных характеристик, органа, осуществляющего функции по государственной кадастровой оценке, на основании решения данного органа вправе осуществлять подведомственные ему государственные бюджетные учреждения.
Приказом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 12 мая 2015 года N П/210 полномочиями по определению кадастровой стоимости вновь учтенных объектов недвижимости, ранее учтенных объектов недвижимости при включении сведений о них в государственный кадастр недвижимости и объектов недвижимости, в отношении которых произошло изменение их количественных и (или) качественных характеристик, наделено ФГБУ "ФКП Росреестра".
Применительно к таким объектам недвижимости именно учреждение является органом, утвердившим результаты определения кадастровой стоимости, и, как следствие, надлежащим административным ответчиком по административным делам об установлении их кадастровой стоимости в размере рыночной, на которого при наличии на то оснований может быть возложена обязанность возместить понесенные административным истцом судебные расходы.
Как следует из отзыва органа кадастрового учета, актов определения кадастровой стоимости, оспариваемая кадастровая стоимость спорных земельных участков была определена ФГБУ "ФКП Росреестра" с применением удельного показателя кадастровой стоимости, утвержденного постановлением администрации Александровского района от 18 ноября 2016 года N 1982.
Следовательно, утвердившим результаты определения кадастровой стоимости спорных земельных участков органом в данном деле является не администрация Александровского района, как на то указывает податель жалобы, а ФГБУ "ФКП Росреестра".
При этом само по себе утверждение администрацией значений удельных показателей кадастровой стоимости объектов недвижимости на территории Александровского района Владимирской области не опровергает того, что кадастровая стоимость спорных земельных участков была утверждена не администрацией, а учреждением, применившим соответствующий удельный показатель.
По этим же основаниям суд апелляционной инстанции не может согласиться с доводами частной жалобы о том, что ФГБУ "ФКП Росреестра" лишь осуществило расчет кадастровой стоимости с использованием утвержденного органом государственной власти удельного показателя кадастровой стоимости. Вопреки указанным доводам данное обстоятельство напротив является подтверждением того, что учреждение, действуя в соответствии с предоставленными ему полномочиями, утвердило оспариваемые результаты определения кадастровой стоимости участков.
Применительно к обстоятельствам настоящего дела ни администрация, ни Управление Росреестра по Владимирской области результаты определения кадастровой стоимости спорных объектов недвижимости не утверждали, в связи с чем надлежащим лицом, с которого могут быть взысканы судебные расходы, они не являются.
Вместе с тем суд апелляционной инстанции не может согласиться с выводами суда о возложении обязанности по несению судебных расходов на филиал органа кадастрового учета.
При изложенных выше обстоятельствах понесенные административным истцом судебные расходы, связанные с оспариванием результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости с кадастровыми номерами N и N, подлежат отнесению на ФГБУ "ФКП Росреестра", а не на его филиал.
Таким образом обжалуемое определение подлежит отмене в части с разрешением вопроса по существу.
Руководствуясь статьей 316 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, определил:
определение Владимирского областного суда от 27 апреля 2021 года (N 3а-116/2020) отменить в части возложения обязанности по возмещению судебных расходов на Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Владимирской области.
Взыскать с Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в пользу ООО "Строительный дом "Дворики" в возмещение расходов на оплату судебной оценочной экспертизы 72 000 рублей, в возмещение расходов на оплату услуг представителя 5 000 рублей, а всего 77 000 рублей.
В остальной части определение суда оставить без изменения, частную жалобу Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Владимирской области - без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Кассационная жалоба может быть подана через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения во Второй кассационный суд общей юрисдикции.
Судья (подпись) О.Н. Ефремова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.