Судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Капункина Ю.Б, судей Монмаря Д.В. и Карасовой Н.Х.
Рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Андрианова Ю.В. на решение Центрального районного суда г. Волгограда от 16 сентября 2020 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Волгоградского областного суда от 13 января 2021 года по административному делу N2а-3630/2020 по административному исковому заявлению Андрианова Ю.В. к ФКУ СИЗО - 1 УФСИН России по Волгоградской области, ФКУ ИК-9 УФСИН России по Волгоградской области о взыскании компенсации морального вреда.
Заслушав доклад судьи Капункина Ю.Б, выслушав представителя ФКУ СИЗО - 1 УФСИН России по Волгоградской области - ФИО1, ФКУ представителя ИК-9 УФСИН России по Волгоградской области - ФИО2, судебная коллегия,
УСТАНОВИЛА:
Андрианова Ю.В. обратился в суд с административным иском к ФКУ СИЗО - 1 УФСИН России по Волгоградской области, ФКУ ИК-9 УФСИН России по Волгоградской области, в котором просил взыскать компенсацию морального вреда за нарушение условий этапирования и содержания в ФКУ СИЗО N 1, ФКУ ИК-9 УФСИН России по Волгоградской области в период с 5 мая 2008 года по 27 мая 2020 года в размере 1 500 000 рублей.
Решением Центрального районного суда города Волгограда от 16 сентября 2020 года отказано в удовлетворении административных исковых требований.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Волгоградского областного суда от 13 января 2021 года решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе, поданной в суд первой инстанции 12 апреля 2021 года административный истц просит изменить решение суда первой инстанции и апелляционное определение. Судами допущено нарушение норм материального и процессуального права; неверно определены обстоятельства, имеющие значение для дела.
Определением судьи от 6 мая 2021 года кассационная жалоба с делом приняты к производству Четвертого кассационного суда общей юрисдикции.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме.
Судебное заседание 13 июля 2019 года проведено путем использования систем видеоконференц-связи с Центральным районным судом города Волгограда.
Изучив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав пояснения, судебная коллегия пришла к следующему.
Лицо, полагающее, что нарушены условия его содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, одновременно с предъявлением требования об оспаривании связанных с условиями содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении решения, действия (бездействия) органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих в порядке, предусмотренном настоящей главой, может заявить требование о присуждении компенсации за нарушение установленных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении (часть 1 статьи 227.1 КАС РФ).
В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 15 июля 1995 года N 103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" (далее - Федеральный закон "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений"), содержание под стражей осуществляется в соответствии с принципами законности, справедливости, презумпции невиновности, равенства всех граждан перед законом, гуманизма, уважения человеческого достоинства, в соответствии с Конституцией Российской Федерации, принципами и нормами международного права, а также международными договорами Российской Федерации и не должно сопровождаться пытками, иными действиями, имеющими целью причинение физических или нравственных страданий подозреваемым и обвиняемым в совершении преступлений, содержащимся под стражей.
Согласно статьей 15 Федерального закона "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" в местах содержания под стражей устанавливается режим, обеспечивающий соблюдение прав подозреваемых и обвиняемых, исполнение ими своих обязанностей, их изоляцию, а также выполнение задач, предусмотренных Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации. Обеспечение режима возлагается на администрацию, а также на сотрудников мест содержания под стражей, которые несут установленную законом ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение служебных обязанностей; лечебно-профилактическая и санитарно-эпидемиологическая работа в местах содержания под стражей проводится в соответствии с законодательством об охране здоровья граждан.
В силу статьи 227.1 КАС РФ лицо, полагающее, что нарушены условия его содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, одновременно с предъявлением требования об оспаривании связанных с условием содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении решения, действия (бездействия) органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих в порядке, предусмотренном главой 22 КАС РФ, может заявить требование о присуждении компенсации за нарушение установленных законодательством РФ и международными договорами РФ условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении.
Согласно статье 12.1 УИК РФ лицо, осужденное к лишению свободы и отбывающее наказание в исправительном учреждении, в случае нарушения условий его содержания в исправительном учреждении, предусмотренных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации, имеет право обратиться в суд в порядке, установленном Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации, с административным исковым заявлением к Российской Федерации о присуждении за счет казны Российской Федерации компенсации за такое нарушение.
Компенсация за нарушение условий содержания осужденного в исправительном учреждении присуждается исходя из требований заявителя с учетом фактических обстоятельств допущенных нарушений, их продолжительности и последствий и не зависит от наличия либо отсутствия вины органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих.
Как следует из материалов дела и установлено судом, Андрианов Ю.В. был осужден ДД.ММ.ГГГГ года приговором Центрального районного суда г. Волгограда по "данные изъяты"
Постановлением Президиума Волгоградского областного суда от года была произведена переквалификация на "данные изъяты" на основании ст. 70 УК РФ (11.08.2010) - назначено "данные изъяты" лишения свободы, срок исчисления с ДД.ММ.ГГГГ года. Кассационным определением Верховного суда РФ от года срок снижен до "данные изъяты" лишения свободы строгого режима.
Согласно представленным сведениям о содержании в исправительных учреждениях Волгоградской области осужденного Андрианова Ю.В. в период с 6 мая 2008 года по 30 января 2011 года содержался в федеральном казенном учреждении "Следственный изолятор N 1 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Волгоградской области" в камерах N
"данные изъяты"
Обвиняемый Андрианов Ю.В. в камере N ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Волгоградской области не содержался.
Согласно представленной информации представителем УФСИН России по Волгоградской области о содержании Андрианова Ю.В, последний в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ содержался в ФКУ ИК-9 УФСИН России по Волгоградской области.
Согласно справке от "данные изъяты" года Андрианов Ю.В. был освобожден из мест лишения свободы по отбытию срока наказания.
Разрешая заявленные требования суд первой инстанции пришел к выводу о том, что доводы административного истца приведенные в обоснование административного искового заявления, объективного подтверждения в ходе судебного разбирательства не нашли, следовательно у суда не имеется оснований для удовлетворения иска.
Суд апелляционной инстанции согласился с данным выводом суда первой инстанции, дополнительно указал следующее.
Андрианов Ю.В. в период с 30 января 2011 года по 27 мая 2020 года содержался в ФКУ ИК-9 УФСИН России по Волгоградской области.
Материально-бытовое и медико-санитарное обеспечение осужденных к лишению свободы осуществляется в соответствии с требованиями Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации, Законом РФ от 21.07.1993 года N 51473-1 "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы", нормативными правовыми актами Правительства РФ, межведомственными и ведомственными нормативными актами.
Жилые помещения обеспечиваются столами, табуретками, тумбочками, бачками для питьевой воды и другим инвентарем по установленным нормам. Помещения отрядов отвечают правилам санитарии и гигиены, имеют отопление, достаточное естественное и искусственное (электрическое) освещение, согласно требований свода правил 52.13330. СП 118.13330, СП 54.13330, СП 55.13330, СП 42.13330, СанПиН 2.2.1/2.1.1.1076, СанПиН 2.2.1./2.1.1.1278, СанПиН 2.1.3.2630, СП 59.13330. Температура в указанных отрядах (как и во всех отрядах) в холодное время поддерживаться не ниже 18 - 20°с. Решетки на окнах отсутствуют, окна не закрашены.
Для соблюдения осужденным чистоты и гигиены жилые помещения имеют необходимое санитарно-техническое оборудование, туалетные комнаты, раздевалки, места для хранения продуктов питания и др.
В соответствии с приказом ФСИН России от 27 июля 2006 года N 512 "Об утверждении номенклатуры, норм обеспечения и сроков эксплуатации мебели, инвентаря, оборудования и предметов хозяйственного обихода (имущества) для учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, и следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы" общежитии отрядов оборудованы раздельными санузлами, где имеются унитазы и раковины. В туалетах имеются форточки, которые обеспечивают вентиляцию помещения, в комнатах имеется вентиляция. Полы в санитарной комнате застелены напольной плиткой. В спальном помещении и помещении для просмотра телепередач полы застелены линолеумом. Во всех отрядах общежитий, и во всех объектах, где необходимо наличие вентиляции имеется принудительная вентиляция, в связи с чем, плесень на стенах не допускается.
В учреждениях имеется банно-прачечный комбинат с централизованным горячим водоснабжением, помывка осужденных осуществляется в соответствии с распорядком работы банно-прачечного комбината, утвержденного приказом ФКУ ИК-9 УФСИН России по Волгоградской области. График посещения банно-прачичного комплекса распределен поотрядно, не менее 2 раз в неделю с еженедельной сменой нательного и постельного белья. Постельное белье осужденных сдается в банно-прачичный комплекс ФКУ ИК-9 УФСИН России по Волгоградской области и стирается 1 раз в неделю в день осуществления посещения осужденных бани. Грязное постельное белье также сдается в банно-прачесный комплекс в присутствии начальника отряда с отметкой в журнале о количестве сданного белья, где им же получается чистое выстиранное, высушенное и отглаженное постельное белье. Сушка постельного белья происходит в зимнее время в специально оборудованном дополнительными радиаторами отопления помещении банно-прачечного комплекса, в летнее время на летней площадке банно-прачечного комплекса учреждения. Баня отапливается централизованно котельной-газом (ранее помывка осужденных осуществлялась не реже 1 раза в неделю приказ МЮ РФ от 03.11.2005 года N 205 "Об утверждении правил внутреннего распорядка исправительных учреждений").
Душ в общежитиях для осужденных и больницах не предусмотрен в силу с приказа ФСИН России от 27 июля 2006 года N 512 "Об утверждении номенклатуры, норм обеспечения и сроков эксплуатации мебели, инвентаря, оборудования и предметов хозяйственного обихода (имущества) для учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, и следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы".
В отрядах и других объектах учреждений все помещения, оборудование и мебель содержатся в чистоте и исправном состоянии. Влажная уборка указанных помещений проводится маркированным инвентарем ежедневно. Полы и сантехприборы в туалетах, умывальных, душевых и санпропускниках ежедневно промываются водой с добавлением моющих средств и дезинфицирующих растворов, приготовленных и хранящихся в соответствии с инструкцией по их применению.
Санитарный день с проведением генеральной уборки всех помещений (обметание стен, потолков, мытье полов, окон и дверей, оборудования, мебели, встряхивание и проветривание постельных принадлежностей, очистка от пыли отопительных приборов, светильников) проводится два раза в месяц. Оконные стекла очищаются по мере загрязнения, но не реже 1 раза в квартал.
Для уборки помещений выделяется специальный инвентарь (тряпки, щетки, веники), который маркируется и хранится в определенном месте. После использования их тщательно промывают в горячей воде с погружением на 30 минут в 0, 1 % растворе дезинфицирующего средства "Тримакс Актив", затем просушивают.
Еженедельно проводятся комиссионные обходы жилой зоны и прилегающей территории с целью проверки санитарного состояния. О выявленных недостатках докладывается немедленно начальнику учреждения. В учреждениях ежегодно проводится дезинсекция и дератизация.
В соответствии с Федеральным законом от 23.02.2013 года N15-ФЗ "Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака", приказом ФСИН России от 30.03.2005 года N 214 "Об утверждении правил пожарной безопасности на объектах учреждения и органов ФСИН" курение табачных изделий в помещениях зданий и сооружений ФКУ ИК-9 УФСИН России по Волгоградской области категорически запрещено.
В целях соблюдения противопожарного режима на территории учреждения, в том числе и в отрядах определены специально выделенные места на открытом воздухе для курения табака, оборудованные информационными табличками и металлическими урнами. В помещениях отрядов размещены информационные стенды о пожарной безопасности, информационные знаки, запрещающие курение вне специально отведенных местах, проводится разъяснительная работа. В случае выявления нарушения требований и правил пожарной безопасности, в том числе курения в неположенных местах, администрация учреждения привлекает осужденных к дисциплинарной ответственности.
Требованиями приказа Минюста России от 03.12.2013 года N 216 "Об утверждении норм вещевого довольствия осужденных к лишению свободы и лиц, содержащихся в следственных изоляторах" установлены нормы выдачи, как вещевого имущества, так и постельного белья и мягкого инвентаря, который имеет свой срок носки. Ранее срока носки выдавать постельное белье, вещевое имущество закон не предусматривает.
В соответствии с приказом Минюста России от 28.09.2001 N 276 "Об утверждении инструкции по технической эксплуатации зданий и сооружений учреждений уголовно-исполнительной системы" в ФКУ ИК-9 УФСИН России по Волгоградской области соблюдается система планово-предупредительного ремонта зданий и помещений учреждения, которая предусматривает комплекс организационных и технических мероприятий по контролю и надзору, содержанию зданий и сооружений и их оборудования в исправности, а также всем видам ремонта, проводимого периодически по заранее составленному плану с целью предупреждения преждевременного износа и предотвращения аварий. В учреждении создана специальная комиссия, которая выявляет данные недостатки.
В соответствии с приказом Министерства юстиции РФ от 16 декабря 2016 года N 295 "Об утверждении Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений" (ранее проверки наличия осужденных осуществлялись по приказу МЮ РФ от 03.11.2005 N 205 "Об утверждении правил внутреннего распорядка исправительных учреждений" ежедневно утром и вечером в часы, определенные распорядком дня) проверки наличия осужденных в ФКУ ИК-9 УФСИН России по Волгоградской области осуществляются, ежедневно утром и вечером в часы, определенные распорядком дня. Одновременно проверяется внешний вид осужденных. Администрация ФКУ ИК-9 УФСИН России по Волгоградской области вправе проверять наличие осужденных по спальным, рабочим и другим возможным местам нахождения осужденных, выявлять причины их отсутствия в определенное время, в определенном месте, следить за выполнением распорядка дня. исполнением осужденными своих обязанностей. От построения освобождаются осужденные, отдыхающие после работы, занятые на работах, оставление которых невозможно, имеющие освобождение по болезни (с постельным режимом), а также инвалиды первой или второй группы с учетом медицинских показаний. Их проверка проводится по спальным или рабочим местам. При неблагоприятных погодных условиях (дождь, снег, сильные порывы ветра, температура ниже минус 25 градусов по Цельсию) проверки наличия осужденных проводятся в помещении.
Обеспечение филиала "Медицинская часть" ФКУЗ МСЧ-34 ФСИН России медикаментами и расходными материалами осуществлялось централизованно с аптечного склада согласно поданным заявкам. Перебоев в поставке средств медицинского назначения не отмечалось. Медицинская помощь истцу оказывалась своевременно, по показаниям.
Вещевое имущество летние и зимнее (в том числе обувь), которое выдавалось истцу соответствует требованиям приложения N 4 к приказу Минюста N 216 (так же в соответствии с ранее изданными законными актами). Одежда и обувь соответствует описанию и техническим условиям, установленным ФСИН России. Костюм (куртка и брюки из полиэфирнохлопковой гладкоокрашенной ткани черного цвета с водоотталкивающей отделкой. Полуботинки летние - верх выполнен из натуральных кож повышенных толщин черного цвета.
Все вышеназванные требования законов административным ответчиком соблюдены, а доводы административного истца о систематическом нарушении сотрудниками исправительного учреждения прав и свобод осужденных не нашли своего подтверждения.
Также, в период отбывания наказания в ФКУ ИК-9 УФСИН России по Волгоградской области с 30 ноября 2011 года по 27 мая 2020 года каких-либо претензий и жалоб на плохие условия содержания от Андрианова Ю.В. не поступило.
По указанным основаниям суд апелляционной инстанции пришел о законности и обоснованности решения суда первой инстанции.
Оснований не соглашаться с данными выводами суда апелляционной инстанции не имеется, так как они соответствуют фактическим обстоятельствам дела и подлежащим применению нормам права.
Доводы кассационной жалобы не свидетельствуют о существенных нарушениях норм материального и процессуального права, которые повлияли на исход дела, повторяют позицию заявителя изложенную в апелляционной жалобе, которая нашла подробную оценку в апелляционном определении, с которой судебная коллегия согласна.
Четвертый кассационный суд общей юрисдикции находит выводы, изложенные в обжалуемых судебных актах соответствующими обстоятельствам административного дела и постановленными в точном соответствии с нормами материального права, регулирующего возникшие правоотношения.
Процессуальные нарушения, влекущие безусловную отмену судебных актов, при разрешении дела судами не допущены, вследствие чего основания для удовлетворения кассационной жалобы отсутствуют.
В соответствии со статьей 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд кассационной инстанции, рассмотрев кассационную жалобу вправе оставить судебные акты без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь, статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Центрального районного суда г. Волгограда от 16 сентября 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Волгоградского областного суда от 13 января 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьей 318 КАС РФ.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 16 июля 2020 года.
Председательствующий Капункин Ю.Б.
Судьи Карасова Н.Х.
Монмарь Д.В.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.