Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Фроловой Т.В, судей Гусева Д.А, Шефер И.А, с участием прокурора восьмого отдела (кассационного) (с дислокацией в г. Кемерово) апелляционно-кассационного управления Главного гражданско-судебного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации Волковой А.Г.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-1079/2020 (УИД 54RS0018-01-2020-001180-42) по иску Самигуллиной Гульсины Шамиловны к Федеральной службе судебных приставов, Управлению Федеральной службы судебных приставов по Новосибирской области о признании незаконным решения центральной комиссии об отмене заключения о профессиональной пригодности кандидата, признании незаконным проведения повторного комплексного обследования, возложении обязанности заключить контракт, по кассационной жалобе представителя Федеральной службы судебных приставов, Управления Федеральной службы судебных приставов по Новосибирской области - Приходько Анны Сергеевны на решение Искитимского районного суда Новосибирской области от 10 ноября 2020 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Новосибирского областного суда от 18 февраля 2021 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Гусева Д.А, объяснения представителя Федеральной службы судебных приставов и Управления Федеральной службы судебных приставов по Новосибирской области - Приходько А.С, поддержавшей требования кассационной жалобы, представителя истца Самигуллиной Г.Ш. - адвоката Штанг И.В, возражавшего против удовлетворения кассационной жалобы, заключение прокурора восьмого отдела (кассационного) (с дислокацией в г. Кемерово) апелляционно-кассационного управления Главного гражданско-судебного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации Волковой А.Г, полагавшей кассационную жалобу подлежащей оставлению без удовлетворения, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Самигуллина Гульсина Шамиловна (далее по тексту - Самигуллина Г.Ш, истец) обратилась в суд с иском к Федеральной службе судебных приставов (далее по тексту - ФССП России, ответчик), Управлению Федеральной службы судебных приставов по Новосибирской области (далее по тексту - УФССП по Новосибирской области, ответчик), о признании незаконным решения центральной комиссии об отмене заключения о профессиональной пригодности кандидата, признании незаконным проведения повторного комплексного обследования, возложении обязанности заключить контракт.
Требования мотивированы тем, что она состояла в должности государственной гражданской службы - начальник отдела - старший судебный пристав отдела судебных приставов пo Искитимскому району Управления Федеральной службы судебных приставов по Новосибирской области. Имеет классный чин - советник юстиции "данные изъяты" класса. Срок службы в органах ФССП России - 15 лет 5 месяцев. Награждена медалью " "данные изъяты"". Неоднократно поощрялась грамотами и благодарностями Руководителя УФССП по Новосибирской области.
В связи с вступлением в силу 1 января 2020 г. Федерального закона от 1 октября 2019 г. N 328- ФЗ "О службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", ей 16 января 2020 г. было вручено уведомление, которым сообщено, что в связи с утверждением и принятием нового штатного расписания, замещаемая ею должность федеральной государственной гражданской службы будет сокращена. Также данным уведомлением ей предложено изъявить желание поступить на службу в органы принудительного исполнения и в письменном виде проинформировать кадровое подразделение УФССП по Новосибирской области в срок не позднее 29 февраля 2020 г. В случае ее согласия, ей необходимо было пройти профессиональный отбор, медицинское освидетельствование и в необходимых случаях, психофизиологическое исследование.
Она изъявила желание поступить на службу в органы принудительного исполнения Российской Федерации и подала в кадровое подразделение УФССП пo Новосибирской области соответствующие заявления. В дальнейшем она успешно прошла все необходимые проверки, освидетельствования и исследования. В результате этого, с учетом успешно проведенных комплексных освидетельствований и исследований, руководителем УФССП пo Новосибирской области 6 апреля 2020 г. ей было направлено уведомление, которым руководитель УФССП но Новосибирской области предложил ей должность в органах принудительного исполнения Российской Федерации - начальника отделения - старшего судебного пристава отделения судебных приставов по Искитимскому району УФССП по Новосибирской области и письменно (распиской) разъяснил ей правовое положение (статус) сотрудника органов принудительного исполнения Российской Федерации, закрепленное Федеральным законом от 1 октября 2019 г. N 328-ФЗ "О службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации". Она согласилась с предложенной должностью и подала в кадровую службу УФССП по Новосибирской области заявление о принятии ее на службу в органы принудительного исполнения Российской Федерации на вышеуказанную должность. Таким образом, уполномоченный руководитель пo результатам рассмотрения ее документов, с учетом заключения комплексного освидетельствования и исследования, принял решение о том, что она соответствует всем предусмотренным законодательством требованиям для поступления на службу в органы принудительного исполнения Российской Федерации.
Однако 6 мая 2020 г. сотрудник УФССП по Новосибирской области объявил ей, что на основании решения центральной комиссии об отмене заключения она направляется на повторное комплексное исследование с целью профессионального психологического отбора в связи с поступлением на службу в органы принудительного исполнения Российской Федерации. При этом ей не были разъяснены причина и основания отмены заключения (далее по тексту - "первоначального" заключения), а также ей не предоставили возможность в порядке пункта 26 Постановления Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2019 г. N 1909 ознакомиться с заключением.
В этот же день ею было повторно пройдено психологическое тестирование в том же порядке, что и первичное тестирование.
14 мая 2020 г. аналогичным образом она была вызвана в УФССП по Новосибирской области, где ей было вручено Уведомление об отказе в приеме на службу в органы принудительного исполнения Российской Федерации в силу части 3 статьи 92 Федерального закона от 1 октября 2019 г. N 228-ФЗ "О службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", Постановления Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2019 г. N 1909 "Об утверждении Правил профессионального психологического отбора на службу в органы принудительного исполнения Российской Федерации". Одновременно ей было вручено еще одно Уведомление с перечнем вакантных должностей государственной гражданской службы, на которые она может претендовать в случае письменного согласия. В случае отказа - она будет уволена в связи с сокращением должностей гражданской службы в государственном органе. При этом ее не ознакомили ни с результатами повторного профессионального психологического отбора, ни с Приказом ФССП России N N от 1 апреля 2020 г, в соответствии с которыми ей было отказано в приеме на службу в органы принудительного, исполнения Российской Федерации.
Таким образом, руководителем УФССП по Новосибирской области ей было отказано в приеме на службу в органы принудительного исполнения Российской Федерации, основываясь на результатах повторного заключения.
В результате неправомерного отказа в приеме на службу в органы принудительного исполнения Российской Федерации, она лишена возможности продолжать свою службу (трудовую деятельность), замещать должность на службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации, и соответственно лишена всех социальных гарантий, в том числе права на государственное пенсионное обеспечение по выслуге лет.
Полагает, что решение центральной комиссии (ФССП России) об отмене первичного заключения о профессиональной пригодности кандидата и о проведении повторного комплексного исследования является незаконным и необоснованным и подлежит отмене.
В порядке статьи 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации истица неоднократно уточняла исковые требования, в окончательном виде сформулировала исковые требования следующим образом:
признать незаконным и отменить решение Центральной комиссии по психологическому отбору па службу в органы принудительного исполнения Российской Федерации об отмене заключения о профессиональной пригодности в отношении Самигуллиной Г.Ш.;
признать незаконными и отменить результаты повторного профессионального психологического отбора на службу в органы принудительного исполнения Российской Федерации в отношении Самигуллиной Г.Ш.;
признать незаконным и отменить решение (уведомление) руководителя Управления Федеральной службы судебных приставов по Новосибирской области об отказе Самигуллиной Г.Ш. в приеме на службу в органы принудительного исполнения Российской Федерации;
признать незаконным и отменить приказ врио руководителя Управления Федеральной службы судебных приставов пo Новосибирской области О.С.И. N N от 1 октября 2020 г. "Об увольнении Г.Ш.Самигуллиной";
обязать Федеральную службу судебных приставов России, Управление Федеральной службы судебных приставов России по Новосибирской области заключить с Самигуллиной Г.Ш. служебный контракт о службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации в должности начальника отделения - старшего судебного пристава отделения судебных приставов по Искитимскому району, с 2 октября 2020 г.
Решением Искитимского районного суда Новосибирской области от 10 ноября 2020 г. исковые требования Самигуллиной Г.Ш. удовлетворены частично, признано незаконным и отменено решение Центральной комиссии по психологическому отбору на службу в органы принудительного исполнения Российской Федерации об отмене заключения о профессиональной пригодности в отношении Самигуллиной Г.Ш, признаны незаконными и отменены результаты повторного профессионального психологического отбора на службу в органы принудительного исполнения Российской Федерации в отношении Самигуллиной Г.Ш, признано незаконным и отменено решение (уведомление) руководителя Управления Федеральной службы судебных приставов по Новосибирской области об отказе Самигуллиной Г.Ш. в приеме на службу в органы принудительного исполнения Российской Федерации, признан незаконным и отменен приказ временно исполняющего обязанности руководителя Управления Федеральной службы судебных приставов по Новосибирской области О.С.И. N N от 1 октября 2020 г. "Об увольнении Г.Ш. Самигуллипой", на федеральную службу судебных приставов России, Управление Федеральной службы судебных приставов по Новосибирской области возложена обязанность заключить с Самигуллиной Г.Ш. служебный контракт о службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации в должности начальника отделения - старшего судебного пристава отделения судебных приставов по Искитимскому району с 2 октября 2020 г.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Новосибирского областного суда от 18 февраля 2021 г. решение Искитимского районного суда Новосибирской области от 10 ноября 2020 г. оставлено без изменения.
В кассационной жалобе, поданной в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции, представитель Федеральной службы судебных приставов, Управления Федеральной службы судебных приставов по Новосибирской области - Приходько Анна Сергеевна просит отменить решение Искитимского районного суда Новосибирской области от 10 ноября 2020 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Новосибирского областного суда от 18 февраля 2021 г. Считает, что судами нарушены нормы материального и процессуального права, неверно определены обстоятельства, имеющие значение для дела.
Относительно доводов кассационной жалобы Прокуратурой Новосибирской области и Самигуллиной Г.Ш. представлены письменные возражения.
В судебном заседании судебной коллегии по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции представитель Федеральной службы судебных приставов и Управления Федеральной службы судебных приставов по Новосибирской области - Приходько А.С, действующая на основании доверенностей от 31 января 2021 г. от Управления Федеральной службы судебных приставов по Новосибирской области и от 16 февраля 2021 г. от Федеральной службы судебных приставов, доводы и требования кассационной жалобы поддержала, просила кассационную жалобу удовлетворить.
Представитель истца Самигуллиной Г.Ш. - адвокат Штанг И.В, действующий на основании ордера от 9 июля 2021 г, в судебном заседании Восьмого кассационного суда общей юрисдикции возражал против удовлетворения кассационной жалобы.
Истец Самигуллина Г.Ш, а также представитель 3-его лица центральной комиссии по психологическому отбору на службу в органы принудительного исполнения Российской Федерации своевременно и надлежащим образом извещенные о дне, времени и месте рассмотрения дела в суде кассационной инстанции, в судебное заседание не явились, сведений об уважительных причинах неявки суду не сообщили.
На основании части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобе, письменных возражениях на кассационную жалобу, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции полагает кассационную жалобу подлежащей оставлению без удовлетворения по следующим основаниям.
Согласно части 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В соответствии с частью 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции таких нарушений по настоящему делу не усматривает и в пределах доводов, изложенных в кассационной жалобе, не находит оснований для признания выводов судов первой и апелляционной инстанций незаконными.
Отношения, связанные с поступлением на государственную гражданскую службу Российской Федерации, ее прохождением и прекращением, а также с определением правового положения (статуса) федерального государственного гражданского служащего регулируются Федеральным законом от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" (статья 2) (далее - Федеральный закон "О государственной гражданской службе Российской Федерации").
К общим основаниям прекращения служебного контракта, освобождения от замещаемой должности гражданской службы и увольнения с гражданской службы относятся расторжение служебного контракта по инициативе представителя нанимателя (часть 7 статьи 27 и статьи 37 настоящего Федерального закона), а также отказ гражданского служащего от предложенной для замещения иной должности гражданской службы в связи с изменением существенных условий служебного контракта (статья 29 настоящего Федерального закона) (пункты 4 и 7 части 1 статьи 33 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации").
Согласно пункту 4 части 1 статьи 33 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации" общим основанием прекращения служебного контракта, освобождения от замещаемой должности гражданской службы и увольнения с гражданской службы является расторжение служебного контракта по инициативе представителя нанимателя (часть 7 статьи 27 и статьи 37 настоящего Федерального закона).
В силу пункту 8.2 части 1 статьи 37 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации" служебный контракт может быть расторгнут представителем нанимателя, а гражданский служащий освобожден от замещаемой должности гражданской службы и уволен с гражданской службы в случае сокращения должностей гражданской службы в государственном органе.
1 января 2020 года вступил в силу Федеральный закон от 1 октября 2019 г. N 328-ФЗ "О службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее Федеральный закон от 1 октября 2019 г. N 328-ФЗ).
В статье 1 указанного Федерального закона дается определение службы в органах принудительного исполнения как вида федеральной государственной службы, представляющий собой профессиональную служебную деятельность граждан Российской Федерации (далее - граждане) на должностях в органах принудительного исполнения, а также на должностях, не являющихся должностями в органах принудительного исполнения, в случаях и на условиях, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и (или) нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации.
В силу части 2 статьи 2 Федерального закона от 1 октября 2019 г. N 328-ФЗ правоотношения, связанные с поступлением на федеральную государственную гражданскую службу (далее - гражданская служба) в органы принудительного исполнения, прохождением и прекращением такой службы, регулируются законодательством Российской Федерации о государственной гражданской службе Российской Федерации, а трудовые отношения - трудовым законодательством.
Согласно положениям частей 1, 2 статьи 9 Федерального закона от 1 октября 2019 г. N 328-ФЗ в число квалификационных требований к должностям в органах принудительного исполнения, устанавливаемых отдельно для должностей младшего, среднего, старшего и высшего начальствующего состава, входят требования к уровню образования, стажу службы в органах принудительного исполнения или стажу (опыту) работы по специальности, профессиональным знаниям и навыкам, состоянию здоровья сотрудников, необходимым для исполнения обязанностей по замещаемой должности.
В силу части 1 статьи 17 Федерального закона от 1 октября 2019 г. N 328-ФЗ на службу в органы принудительного исполнения вправе поступать граждане не моложе 18 лет независимо от пола, расы, национальности, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, владеющие государственным языком Российской Федерации, соответствующие квалификационным требованиям, установленным настоящим Федеральным законом, способные по своим личным и деловым качествам, физической подготовке и состоянию здоровья исполнять служебные обязанности сотрудника.
Статьей 92 названного Федерального закона установлены заключительные положения.
Согласно части 2 статьи 92 гражданские служащие, изъявившие желание поступить на службу в органы принудительного исполнения в течение двух месяцев со дня вступления в силу настоящего Федерального закона, подлежат медицинскому освидетельствованию на наличие или отсутствие заболеваний, препятствующих поступлению на службу в органы принудительного исполнения. Направление на медицинское освидетельствование гражданских служащих, претендующих на замещение должностей младшего, среднего и старшего начальствующего состава, осуществляется после проведения мероприятий по профессиональному психологическому отбору, а также в отношении отдельных должностей после проведения психофизиологического исследования, тестирования, направленного на изучение морально-этических и психологических качеств, выявление потребления без назначения врача наркотических средств или психотропных веществ и злоупотребления алкоголем или токсическими веществами, и проверки уровня физической подготовки.
Частью 3 данной статьи предусмотрено, что гражданские служащие, соответствующие требованию, установленному частью 1 настоящей статьи (предельный возраст поступления на службу), а также прошедшие профессиональный психологический отбор и медицинское освидетельствование, а в установленных случаях - психофизиологическое исследование, тестирование, направленное на изучение морально-этических и психологических качеств, выявление потребления без назначения врача наркотических средств или психотропных веществ и злоупотребления алкоголем или токсическими веществами и проверку уровня физической подготовки, назначаются на должности в органах принудительного исполнения младшего, среднего и старшего начальствующего состава в течение шести месяцев со дня вступления в силу настоящего Федерального закона на основании приказа руководителя федерального органа принудительного исполнения или на основании решения руководителя федерального органа принудительного исполнения приказом уполномоченного руководителя.
Гражданские служащие, исполнявшие обязанности, предусмотренные Федеральным законом от 21 июля 1997 г. N 118-ФЗ "Об органах принудительного исполнения Российской Федерации" (в редакции, действовавшей до дня вступления в силу настоящего Федерального закона), Федеральным законом от 2 октября 2007 г. N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве", до 1 января 2020 г, продолжают исполнять обязанности в соответствии с условиями ранее заключенных контрактов до назначения на должность в органах принудительного исполнения либо до увольнения в установленном порядке по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" (часть 13).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2019 г. N 1909 утверждены Правила профессионального психологического отбора на службу в органы принудительного исполнения Российской Федерации, которые вступили в силу с 1 января 2020 г. (далее - Правила).
Данные Правила определяют порядок организации и проведения профессионального психологического отбора на службу в органы принудительного исполнения Российской Федерации.
Как следует из положений пункта 4 вышеуказанных Правил психологический отбор осуществляется путем проведения психологических исследований, тестирований, а в отношении кандидатов на отдельные должности в органах принудительного исполнения - психофизиологических исследований, тестирований, направленных на изучение морально-этических и психологических качеств, выявление потребления без назначения врача наркотических средств или психотропных веществ и злоупотребления алкоголем или токсическими веществами, с применением специализированных технических устройств, не наносящих ущерба жизни и здоровью людей и не причиняющих вреда окружающей среде.
Критериями определения категорий профессиональной пригодности являются уровень развития личных и деловых качеств кандидатов, необходимых для выполнения служебных обязанностей сотрудника органов принудительного исполнения (далее - личные и деловые качества), наличие или отсутствие факторов риска.
В пункте 7 Правил закреплены факторы риска, подлежащие выявлению в ходе комплексных обследований.
В соответствии с пунктом 9 Правил проведение психологического отбора осуществляется специалистами, выполняющими функции по психологическому отбору.
Специалисты должны иметь высшее образование по направлению подготовки (специальности) "Психологические науки" (пункт 10 Правил).
С учетом результатов комплексного обследования специалисты составляют и подписывают заключение о профессиональной пригодности кандидата.
В силу пункта 17 Правил заключение должно содержать сведения о кандидате (фамилия, имя, отчество (при наличии), дата рождения), результаты комплексного обследования с указанием примененных методов (методик) средств, оценку полученных результатов, факторы риска (в случае их выявления), дату составления заключения, его номер, а также один из следующих выводов:
а) рекомендуется в первую очередь (первая категория профессиональной пригодности);
б) рекомендуется (вторая категория профессиональной пригодности);
в) рекомендуется условно (третья категория профессиональной пригодности);
г) не рекомендуется, не способен выполнять служебные обязанности сотрудника органов принудительного исполнения Российской Федерации (четвертая категория профессиональной пригодности).
В соответствии с пунктом 19 Правил ко второй категории профессиональной пригодности относятся кандидаты, у которых отсутствуют факторы риска и имеется средний уровень развития личных и деловых качеств, позволяющий в установленные сроки овладеть профессиональными знаниями, навыками и умениями, успешно выполнять служебные обязанности сотрудника органов принудительного исполнения.
В соответствии с пунктом 20 Правил к третьей категории профессиональной пригодности относятся кандидаты, у которых отсутствуют факторы риска и имеется уровень развития личных и деловых качеств ниже среднего, позволяющий овладеть необходимым минимумом профессиональных знаний, навыков и умений, удовлетворительно выполнять служебные обязанности сотрудника органов принудительного исполнения в обычных условиях, но не обеспечивающий успешного выполнения обязанностей в особых условиях деятельности.
К этой категории профессиональной пригодности могут быть отнесены также кандидаты, у которых при высоком или среднем уровне развития личных и деловых качеств выявлен один фактор риска. Решения о профессиональной пригодности таких кандидатов принимаются с учётом содержания фактора риска, уровня развития их личных и деловых качеств, а также других данных.
Заключение в 5-дневный срок направляется в соответствующее кадровое подразделение. Сведения, содержащиеся в заключении, являются конфиденциальной информацией (служебной тайной) (пункт 22 Правил).
Заключение действительно в течение 12 месяцев со дня его составления (пункт 23 Правил).
Повторное определение категории профессиональной пригодности до истечения срока, указанного в пункте 23 настоящих Правил, проводится в случае, если требуется определить категорию профессиональной пригодности кандидата к службе иного направления деятельности, чем при предыдущем комплексном обследовании (пункт 24 Правил).
В соответствии с пунктом 25 Правил заключение учитывается руководителем (начальником), наделенным в установленном порядке правом рассмотрения документов, представляемых кандидатом (далее - руководитель), при принятии решений, предусмотренных частью 4 статьи 19 Федерального закона "О службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Согласно пункту 27 Правил для урегулирования разногласий по вопросам, касающимся проведения профессионального психологического отбора в органах принудительного исполнения, руководителем федерального органа принудительного исполнения формируется центральная комиссия по психологическому отбору (далее - центральная комиссия).
В силу пункта 28 Правил в состав центральной комиссии включаются квалифицированные сотрудники федерального органа принудительного исполнения, территориальных органов принудительного исполнения (по согласованию), имеющие образование, указанное в пункте 10 настоящих Правил, и обладающие необходимым профессиональным опытом в области психологической (психофизиологической) диагностики.
В соответствии с пунктом 29 Правил Положение о центральной комиссии и ее персональный состав утверждаются руководителем федерального органа принудительного исполнения.
Согласно пункту 31 Правил руководитель в случае несогласия с заключением направляет в центральную комиссию полученные в процессе психологического отбора документальные материалы с пояснительной запиской, отражающей суть несогласия.
В соответствии с пунктом 32 Правил решения принимаются центральной комиссией в течение 30 дней со дня поступления обращения кандидата или материалов, указанных в пункте 31 настоящих Правил.
В случае если по результатам рассмотрения обращения кандидата или материалов, указанных в пункте 31 настоящих Правил, в деятельности специалиста выявлены нарушения установленного порядка проведения психологического отбора, центральная комиссия принимает решение об отмене заключения и назначает новое комплексное обследование, которое проводится специалистом, определяемым центральной комиссией, в 10-дневный срок. Новое комплексное обследование не может быть поручено специалисту, который нарушил установленный порядок проведения психологического отбора (пункт 32 Правил).
Как установлено судом первой инстанций и следует из материалов дела, приказом руководителя УФССП по Новосибирской области N N от 14 мая 2013 г. Самигуллина Г.Ш. 8 мая 2013 г. назначена на должность начальника отдела - старшего судебного пристава отдела судебных приставов по Искитимскому району Управления ФССП по Новосибирской области и в этот же день с ней был заключен служебный контракт N N о прохождении государственной гражданской службы Российской Федерации и замещении должности государственной гражданской службы Российской Федерации, согласно которому Самигуллина Г.Ш. исполняла обязанности по должности начальника отдела - старшего судебного пристава отдела судебных приставов по Искитимскому району Управления ФССП по Новосибирской области.
Приказом от 6 апреля 2015 г. N N на Самигуллину Г.Ш, наложено взыскание зам совершение коррупционного правонарушения в виде предупреждения о неполном должностном соответствии.
Приказами от 2 декабря 2015 г. N N, от 13 февраля 2017 г. N N, от 17 мая 2017 г. N N, от 2 октября 2017 г. N N Самигуллина Г.Ш. привлекалась к дисциплинарной ответственности в виде объявления выговоров.
Согласно отзыву об исполнении начальником отдела - старшим судебным приставом отдела судебных приставов по Искитимскому району УФССП по Новосибирской области Самигуллиной Г.Ш. - государственным гражданским служащим, подлежащим аттестации должностных обязанностей, за период с 10 декабря 2016 г. по 17 декабря 2019 г, за указанный период работы Самигуллина Г.Ш. зарекомендовала себя с положительной стороны, обладает чувством ответственности, имеет хорошую профессиональную подготовку. Проявляет разумную инициативу при исполнении служебных обязанностей. Занимается самообучением. Самигуллина Г.Ш. соблюдает ограничения, связанные с гражданской службой, выполняет обязанности гражданского служащего и требования к служебному поведению гражданского служащего. С коллегами по работе и гражданами тактична, отзывчива, эрудирована, коммуникабельна. В коллективе пользуется авторитетом и уважением. Имеет высокую работоспособность, необходимую для государственного гражданского служащего, не считается с личным временем. Дисциплинарных взысканий не имеет. По своим деловым и личным качествам Самигуллина Г.Ш. соответствует замещаемой должности гражданской службы.
Распоряжением директора ФССП России от 22 ноября 2019 г. N N на руководителей территориальных органов ФССП России возложена обязанности образовать оперативные штабы с целью реализации положений Федерального закона от 1 октября 2019 г. N 328-ФЗ "О службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации".
Распоряжением руководителя УФССП по Новосибирской области от 28 ноября 2019 г. N N создан оперативный штаб УФССП по Новосибирской области и утвержден его состав.
Приказом директора ФССП России от 1 января 2020 г. N N утверждены и введены в действие структура и штатное расписание УФССП по Новосибирской области, которые не предусматривают должности начальника отдела - старшего судебного пристава отдела судебных приставов по Искитимскому району.
В связи со вступлением в силу 1 января 2020 г. Федерального закона от 1 октября 2019 г. N 328-ФЗ "О службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", 16 января 2020 г. Самигуллина Г.Ш. была уведомлена руководителем УФССП по Новосибирской области о сокращении занимаемой истцом должности федеральной государственной гражданской службы, с разъяснением права поступить на службу в органы принудительного исполнения Российской Федерации при условии прохождения профессионального психологического отбора и медицинского освидетельствования.
16 января 2020 г. года на основании направления N N Самигуллина Г.Ш. была направлена на комплексное исследование с целью профессионального психологического отбора в связи с поступлением на службу в органы принудительного исполнения Российской Федерации.
С целью проведения указанного обследования между УФССП по Новосибирской области к проведению исследования на основании заключенного договора была привлечена специалист - психолог И.Т.Г, что признано в судебном заседании представителем ответчика.
Согласно характеристике на начальника отдела - старшего судебного пристава отдела судебных приставов по Искитимскому району Новосибирской области Самигуллину Г.Ш. от 11 февраля 2020 г, Самигуллина Г.Ш. занимаемой должности не соответствует.
В отзыве об особенностях поведения начальника отдела - старшего судебного пристава отдела судебных приставов по Искитимскому району Новосибирской области Самигуллиной Г.Ш. от 11 февраля 2020 г. указано наличие единичных нареканий по качеству исполнения должностных обязанностей, наличии трех дисциплинарных взысканий за последние 3 года; невыполнение ею надлежащим образом своих служебных обязанностей; терпимое отношение к своим служебным обязанностям; имеет средние профессиональные успехи, (не) удовлетворительные профессиональные умения, (не) удовлетворительность содержанием работы; имеет натянутые отношения с коллегами по службе в связи с отсутствием взаимопонимания в зависимости от отношения к конкретному коллеге; проявление личностных особенностей - упрямая, обидчивая, резкая, конфликтная.
Из протокола N N личностно - психологической диагностики от 13 февраля 2020 г, проверенного психологом И.Т.Г, следует, что кандидатом Самигуллиной Г.Ш. был заполнен унифицированный бланк протокола из 54 пунктов, предлагающих кандидату ответить на сформулированные вопросы анкетного характера, вопросы об особенностях характера и поведения, вопросы о наличии увлечений.
Заключением о профессиональной пригодности Самигуллиной Г.Ш. от 14 февраля 2020 г, составленным психологом И.Т.Г, установлены особенности эмоционально - волевой сферы - эмоционально возбудимая, вспыльчивая, раздражительная, отходчивая, оптимистичная, склонна игнорировать отрицательные переживания. В конфликтных ситуациях внешне-обвиняющий тип реагирования.
Особенностями коммуникативной сферы: общительная, активная в установленном коллективе, с выраженным чувством соперничества стремится доминировать.
Особенностями мотивационной сферы кандидата преобладает мотивация достижения успеха. Активная, энергичная, целеустремленная, самостоятельная в принятии решений. Волевая, упорная.
В качестве дополнительной информации психологом отмечено высокая самооценка и уровень притязаний, стремится к признанию и успеху, но склонна скрывать это за напускным безразличием.
Характеризующий материал со стороны начальника отдела не представлен.
Наличие девиантного поведения не выявлено.
По выводам психолога И.Т.Г. кандидат Самигуллина Г.Ш. рекомендуется (вторая категория профессиональной пригодности).
Распоряжением руководителя УФССП по Новосибирской области от 20 февраля 2020 г. N N определен порядок действий оперативного штаба УФССП по Новосибирской области при рассмотрении документов федеральных государственных гражданских служащих, изъявивших желание поступить на службы в органы принудительного исполнения Российской Федерации, согласно которому на оперативный штаб возложена обязанность рассмотреть документы указанных федеральных государственных гражданских служащих на предмет соответствия требованиям, установленным Федеральным законом от 1 октября 2019 г. N 328-ФЗ "О службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, результаты профессионального психологического отбора, результаты проверки уровня физической подготовки, результаты медицинского освидетельствования и осуществить штатно-должностную расстановку федеральных государственных гражданских служащих, успешно прошедших мероприятия отбора, и определить кандидатов, планируемых к назначению на должности сотрудников органов принудительного исполнения Российской Федерации.
6 апреля 2020 г. оперативным штабом УФССП по Новосибирской области осуществлена штатно - должностная расстановка гражданских служащих на должности сотрудников с учетом критериев отбора и утвержден список кандидатов, планируемых к назначению на должности сотрудников, на которые они подавали заявления при изъявлении желания поступить на службу в органы принудительного исполнения Российской Федерации. Единогласным решением девяти членов оперативного штаба Самигуллина Г.Ш. утверждена кандидатом на должность начальника отделения - старшего судебного пристава отделения судебных приставов по Искитимскому району.
Уведомлением руководителя УФССП по Новосибирской области от 7 апреля 2020 г. Самигуллиной Г.Ш. было предложено поступить на службу в органы принудительного исполнения Российской Федерации на должность начальника отделения - старшего судебного пристава отделения судебных приставов по Искитимскому району Новосибирской области.
13 апреля 2020 г. руководитель УФССП по Новосибирской области обратился в центральную комиссию по психологическому отбору с пояснительной запиской, в которой сообщил о том, что кандидат на должность начальника отделения - старшего судебного пристава отделения судебных приставов по Искитимскому району Самигуллина Г.Ш. прошла психологический отбор 14 февраля 2020 г, согласно заключению от 14 февраля 2020 г. отнесена ко второй категории профессиональной пригодности. Вместе с тем, в деятельности специалиста, проводившего, профессиональный психологический отбор, имеются нарушения установленного порядка проведения профессионального психологического отбора, что повлекло необоснованное отнесение кандидата Самигуллиной Г.Ш. ко второй категории профессиональной пригодности, на основании чего руководитель УФССП по Новосибирской области выразил свое несогласие с заключением от 14 февраля 2020 г. на Самигуллину Г.Ш. и направил для рассмотрения центральной комиссией соответствующие материалы.
29 апреля 2020 г. на заседании центральной комиссии по психологическому отбору на службу в органы принудительного исполнения Российской Федерации было рассмотрено обращение руководителя УФССП по Новосибирской области - несогласие с заключением о профессиональной пригодности кандидата на замещение должности начальника отдела - старшего судебного пристава отдела судебных приставов по Искитимскому району УФССП по Новосибирской области Самигуллиной Г.Ш.
Из выписки из протокола N N от 29 апреля 2020 г. следует, что члены центральной комиссии изучили документальные материалы с пояснительной запиской руководителя, отражающей суть несогласия, и документы специалиста - психолога И.Т.Г. Центральной комиссией отмечено, что специалист, проводивший психологический отбор, имеет необходимый уровень профессиональной подготовки и обладает профессиональным опытом в области психологической диагностики (пункты 9, 10 постановления Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2019 г. N 1909). Порядок проведения профессионального психологического исследования нарушен в части исполнения п. 7 постановления Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2019 г. N 1909. Содержание заключения не соответствует результатам выполненных тестовых заданий. При вынесении заключения о категории профессиональной пригодности кандидата Самигуллиной Г.Ш. - рекомендуется (вторая категория профессиональной пригодности), специалист - психолог некорректно интерпретировал полученные результаты тестирования. Решением центральной комиссии заключение о профессиональной пригодности Самигуллиной Г.Ш. от 14 февраля 2020 г. N N отменено с назначением нового психологического обследования в 10-дневный срок.
6 мая 2020 г. на основании решения центральной комиссии об отмене заключения в отношении Самигуллиной Г.Ш, последняя была на основании направления N N направлена на повторное комплексное исследование с целью профессионального психологического отбора в связи с поступлением на службу в органы принудительного исполнения Российской Федерации.
В направлении N N от 6 мая 2020 г, также, как и в направлении N N от 16 января 2020 г, содержится указание на необходимость передачи заключения К.С.А. ведущему специалисту - эксперту отдела государственной службы и кадров.
Из протокола N N личностно - психологической диагностики от 6 мая 2020 г. следует, что кандидатом Самигуллиной Г.Ш. был заполнен унифицированный бланк протокола из 53 пунктов, предлагающих кандидату ответить на сформулированные вопросы анкетного характера, вопросы об особенностях характера и поведения, вопросы о наличии увлечений.
Заключением о профессиональной пригодности Самигуллиной Г.Ш. от 6 мая 2020 г, протокол N N составленным ведущим специалистом - экспертом К.С.А, установлены особенности эмоционально-волевой сферы кандидата - уверенно демонстрирует поведение лица, наделенного властными полномочиями. Контроль поведения и проявления эмоциональных реакций на фрустрацию снижен. Реактивна на внешние раздражители. Активная, волевая, находчивая и предприимчивая личность, способная к достижению субъективно значимой цели. Выявлены признаки "данные изъяты" и "данные изъяты" "данные изъяты". При принятии решений более ориентирована на жизненный опыт, нежели на нормы и ограничения. Внешнеобвинительный тип реагирования. Отношение к критике формальное. В конфликтной ситуации профессионального взаимодействия допускает срывы поведения в форме вербальной агрессии с неконтролируемой речевой продукцией.
В числе особенностей коммуникативной сферы экспертом отмечено излишняя придирчивость к окружающим, нетерпимость к чужим недостаткам и слабым сторонам; низкий уровень способности оказания позитивного влияния на психологический климат в рабочей группе.
Особенностями мотивационной сферы кандидата являются стабильность, социальные гарантии, статус, работа по специальности.
В качестве дополнительной информации экспертом указано на негативную деловую репутацию, низкий психологический потенциал руководителя.
Наличие девиантного поведения - злоупотребление административным ресурсом.
По выводам ведущего специалиста - эксперта К.С.А. кандидат Самигуллина Г.Ш. не рекомендуется, не способна выполнять служебные обязанности сотрудника органов принудительного исполнения Российской Федерации (четвертая категория профессиональной пригодности).
В соответствии с приказом директора ФССП России от 1 апреля 2020 г. N N руководители территориальных органов ФССП России наделены полномочиями по принятию решений об отказе в приеме на службу в территориальные органы принудительного исполнения, в том числе, на основании результатов прохождения мероприятий по профессиональному психологическому отбору.
Уведомлением руководителя УФССП по Новосибирской области без номера Самигуллину Г.Ш. поставили в известность о том, что принимая во внимание результаты повторного профессионального психологического отбора, в соответствии с Приказом ФССП России N N от 1 апреля 2020 г. ей отказано в приеме на службу в органы принудительного исполнения Российской Федерации в силу части 3 статьи 92 Федерального закона от 1 октября 2019 г. N 328-ФЗ "О службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", постановления Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2019 г. N 1909 "Об утверждении Правил профессионального психологического отбора на службу в органы принудительного исполнения Российской Федерации".
Вместе с указанным уведомлением Самигуллиной Г.Ш. были предложены для замещения вакантные должности государственной гражданской службы.
Приказом руководителя УФССП по Новосибирской области от 21 мая 2020 г. N N с Самигуллиной Г.Ш. расторгнут служебный контракт от 8 мая 2013 г. N N в соответствии с пунктом 8.2 части 1 и частью 3.1. статьи 37 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службы Российской Федерации", на основании приказа ФССП России от 1 января 2020 г. N N "Об утверждении и введении в действие структуры и штатного расписания УФССП по Новосибирской области", уведомлений, выданных Самигуллиной Г.Ш. от 16 января 2020 г, 14 мая 2020 г.
29 мая 2020 г. приказом руководителя УФССП по Новосибирской области N N приказ УФССП по Новосибирской области от 21 мая 2020 г. N N "Об увольнении Самигуллиной Г.Ш." отменен как нереализованный.
1 июня 2020 г. ФССП России сообщила Самигуллиной Г.Ш. о результатах рассмотрения центральной комиссией обращения истца по вопросу несогласия с решением центральной комиссии об отмене первоначального заключения о профессиональной пригодности кандидата и незаконном проведении повторного комплексного обследования. Из содержания указанного сообщения следует, что в соответствии с пунктом 31 постановления Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2019 г. N 1909 руководитель УФССП по Новосибирской области обратился в центральную комиссию о несогласии с первоначальным заключением о профессиональной пригодности истца на службу в органы принудительного исполнения Российской Федерации. Центральная комиссия запросила документальные материалы, полученные в процессе комплексного обследования истца и на заседании 29 апреля 2020 г, выявив нарушения установленного порядка проведения комплексного обследования, приняла решение отменить заключение и назначить новое комплексное обследование специалистом, определяемым центральной комиссией в 10-дневный срок. На заседании 26 мая 2020 г. центральная комиссия рассмотрела обращение истицы и приняла решение об отказе в удовлетворении просьбы о признании незаконным и отмене решения центральной комиссии об отмене первоначального заключения о профессиональной пригодности, о признании незаконным и отмене решения о проведении повторного комплексного исследования, о признании законным и обоснованным первоначального заключения о профессиональной пригодности.
Приказом руководителя УФССП по Новосибирской области от 01 октября 2020 г. N N с Самигуллиной Г.Ш. расторгнут. служебный контракт от 8 мая 2013 г. N N в соответствии с пунктом 8.2 части 1 и частью 3.1 статьи 37 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службы Российской Федерации", на основании приказа ФССП России от 1 января 2020 г. N N "Об утверждении и введении в действие структуры и штатного расписания УФССП по Новосибирской области", уведомлений, выданных Самигуллиной Г.Ш. от 16 января 2020 г, 14 мая 2020 г, листка нетрудоспособности от 29 мая 2020 г. N N, выданного "данные изъяты".
Разрешая спор по существу и удовлетворяя заявленные Самигуллиной Г.Ш. заявленные исковые требования, суд первой инстанции руководствовался положениями части 1 статьи 31, пункта 8.2 части 1 статьи 37, статьи 73 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации", части 2 статьи 2, части 2 статьи 92 Федерального закона 1 октября 2019 г. N 328-ФЗ "О службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", Правилами профессионального психологического отбора на службу в органы принудительного исполнения Российской Федерации, утверждёнными постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2019 г. N 1909, исходил из того, что стороной ответчика подтверждено сокращение должности начальника отдела - старшего судебного пристава Отделения судебных приставов по Искитимскому району и соблюдение процедуры увольнения, вместе с тем посчитал, что формальное соблюдение процедуры увольнения не является доказательством законности увольнения истицы.
Суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что в материалах дела отсутствуют сведения, позволяющие судить о наличии у Самигуллиной Г.Ш. факторов риска, предусмотренных пунктом 7 Правил профессионального психологического отбора на службу в органы принудительного исполнения Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2019 г. N 1909, и не выявленных специалистом - психологом при проведении профессионального психологического отбора, как следствие, признал решение центральной комиссии об отмене заключения о профессиональной пригодности Самигуллиной Г.Ш. от 14 февраля 2020 г. г. по основанию допущенного нарушения пункта 7 Правил, не соответствующим требованиям законодательства.
Проверяя законность и обоснованность принятого по делу решения, суд апелляционной инстанции согласился с принятым по делу решением.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводом суда первой инстанции о незаконной отмене заключения о профессиональной пригодности в отношении Самигуллиной Г.Ш, выполненном психологом И.Т.Г, необоснованном решении о проведении повторного профессионального психологического отбора на службу в органы принудительного исполнения Российской Федерации.
Признавая незаконными результаты повторного профессионального психологического отбора, суд первой инстанции исходил из того, что повторное психологическое обследование истца проведено ведущим специалистом-экспертом К.С.А, не имеющей необходимого образования, чем нарушен порядок проведения профессионального психологического отбора.
Установив факт нарушения порядка проведения профессионального психологического отбора, выразившегося в отсутствии у специалиста необходимого образования, суд пришел к выводу о наличии основания для удовлетворения иска в части заявленного требования о признании незаконными и отмене результатов повторного профессионального психологического отбора на службу в органы принудительного исполнения Российской Федерации в отношении Самигуллиной Г.Ш.
Поскольку оспариваемый приказ от 1 октября 2020 г. N N вынесен на основании решения (уведомления) руководителя УФССП по Новосибирской области от 14 мая 2020 г. об отказе Самигуллиной Г.Ш. в приеме на службу в органы принудительного исполнения Российской Федерации, основанного на результатах повторного психологического отбора, признанных судом незаконными, и других оснований для увольнения не содержит, суд пришел к выводу, что стороной ответчиков не представлено достаточных и допустимых доказательств, свидетельствующих о законности приказа руководителя УФССП по Новосибирской области от 1 октября 2020 г. N N "Об увольнении Самигуллиной Г.Ш.".
Кроме того, поскольку уполномоченным органом - оперативным штабом УФССП по Новосибирской области 6 апреля 2020 г. на заседании рассмотрены документы Самигуллиной Г.Ш. и принято решение с учетом успешно пройденных Самигуллиной Г.Ш. мероприятий отбора о штатно-должностной расстановке и планируемом назначении Самигуллиной Г.Ш. на должность начальника отделения - старшего судебного пристава отделения судебных приставов по Искитимскому району, 7 апреля 2020 г. уведомлением руководителя УФССП по Новосибирской области истцу Самигуллиной Г.Ш. было предложено поступить на службу в органы принудительного исполнения Российской Федерации на указанную должность, то с учетом положений части 5 статьи 31 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации", части 3 статьи 92 Федерального закона от 1 октября 2019 г. N 328-ФЗ "О службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" на ответчиков обоснованно возложена обязанность по заключению с истцом служебного контракта о службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации в должности начальника отделения - старшего судебного пристава отделения судебных приставов по Искитимскому району с даты, следующей за днем её увольнения.
Оснований не соглашаться с выводами судов первой и апелляционной инстанций у судебной коллегии по гражданским делам Восьмого кассационного суда не имеется, поскольку они подробно и обстоятельно мотивированы, должным образом отражены в обжалуемых судебных постановлениях, основаны на правильном применении норм материального и процессуального права и на имеющихся в деле доказательствах, которым суды дали оценку в соответствии с требованиям статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Доводы кассационной жалобы повторяют позицию ответчиков, изложенную судам первой и апелляционной инстанций, им дана надлежащая правовая оценка, эти доводы не содержат фактов, которые не были проверены и не учеты судами при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебных постановлений, влияли на их обоснованность и законность, либо опровергали выводы судов первой и апелляционной инстанций, являются процессуальной позицией ответчиков, основаны на их субъективной оценке фактических обстоятельств дела и представленных доказательств, на неверном толковании норм материального права, регулирующих спорные правоотношения, и не свидетельствуют о том, что при рассмотрении дела судами были допущены нарушения, влекущие отмену вынесенных судебных постановлений в кассационном порядке.
Доводы кассационной жалобы фактически направлены на несогласие с выводами судов первой и апелляционной инстанций, на переоценку доказательств по делу и оспаривание правильности выводов судов об установленных ими обстоятельствах.
Однако эти доводы, сами по себе не могут служить основанием для отмены судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции, поскольку согласно части 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими и определять, какое судебное постановление должно быть принято при новом рассмотрении дела. Дополнительные доказательства судом кассационной инстанции не принимаются.
На недопустимость судом кассационной инстанции устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанций, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими, а также исследовать новые доказательства указано в пункте 36 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 22 июня 2021 г. N 17 "О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регулирующих производство в суде кассационной инстанции".
Согласно разъяснению, содержащемуся в пункте 1 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 22 июня 2021 г. N 17 "О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регулирующих производство в суде кассационной инстанции", производство в суде кассационной инстанции предназначено для проверки законности вступивших в законную силу судебных постановлений, установления правильности применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судебными инстанциями в ходе предшествующего рассмотрения дела.
Решение вопроса исследования и оценки доказательств, установление фактических обстоятельств дела отнесено к компетенции судов первой и апелляционной инстанций, поэтому связанные с ним доводы заявителей подлежат отклонению.
Судом кассационной инстанции не производится переоценка имеющихся в деле доказательств и установление обстоятельств, которые не были установлены судами первой и второй инстанции или были ими опровергнуты.
Определение же наличия (или отсутствия) оснований для пересмотра вынесенных по конкретному делу судебных постановлений осуществляется соответствующим судом кассационной инстанции, который должен установить, являются ли обстоятельства, приведенные в кассационной жалобе в качестве оснований для изменения или отмены судебных постановлений, достаточными для отступления от принципа правовой определенности и стабильности вступивших в законную силу судебных актов, а их отмена (изменение) и ее правовые последствия - соразмерными допущенным нарушениям норм материального и (или) процессуального права.
Нарушений или неправильного применения норм материального и процессуального права, которые могли бы явиться основанием для изменения или отмены судебных актов или которые привели или могли привести к принятию неправильных судебных актов по доводам кассационной жалобы, судебной коллегией не установлено, в связи с чем принятые по делу решение суда и апелляционное определение отмене в кассационном порядке не подлежат.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Искитимского районного суда Новосибирской области от 10 ноября 2020 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Новосибирского областного суда от 18 февраля 2021 г. оставить без изменения, кассационную жалобу представителя Федеральной службы судебных приставов, Управления Федеральной службы судебных приставов по Новосибирской области - Приходько Анны Сергеевны - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.