Судебная коллегия по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Сиротиной Е.С, судей Артамоновой Т.А. и Капориной Е.Е.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Козловской Л.И.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N 2а-22/2021 (УИД N 91OS0000-01-2020-000431-15) по апелляционной жалобе Симферопольского городского совета Республики Крым на решение Верховного Суда Республики Крым от 5 марта 2021 г. об удовлетворении административного искового заявления Казимовой Эмине Якубовны о признании недействующими отдельных положений решения 42-й сессии Симферопольского городского совета Республики Крым 1-го созыва от 28 апреля 2016 г. N 733 "Об утверждении временных Правил землепользования и застройки территории муниципального образования городского округа Симферополь (город Симферополь) Республики Крым".
Заслушав доклад судьи Сиротиной Е.С, объяснения представителя административного истца Исаева Н.Р, представителя Симферопольского городского совета Республики Крым Шерет Ф.М, допросив свидетеля Шалфеева В.Ю, выслушав заключение прокурора Калиниченко А.В, судебная коллегия по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции
установила:
решением Симферопольского городского совета Республики Крым 1-го созыва от 28 апреля 2016 г. N 733 утверждены временные Правила землепользования и застройки территории муниципального образования городского округа Симферополь (город Симферополь) Республики Крым (далее - Решение N 733, Правила землепользования и застройки).
Казимова Э.Я. обратилась в суд с административным исковым заявлением, в котором с учетом уточненных требований просит признать недействующими Правила землепользования и застройки в части установления территориальной зоны "ИТ-2" Зона территорий общего пользования в границах коридоров красных линий (объектов автомобильного транспорта)" в отношении земельного участка с кадастровым номером 90:22:010209:125, площадью 694 кв. м, расположенного по адресу: Республика Крым, г. Симферополь, в районе ул. Дачная (поз. по ГП - 47), мкр. Каменка.
В обоснование заявленных требований административный истец, ссылаясь на нарушение процедуры подготовки и утверждения оспариваемого нормативного правового акта, установленной статьями 31, 32 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее также - ГрК РФ), указывает на то, что решением Симферопольского городского совета от 26 февраля 2013 г. N 628 Казимовой Э.Я. выдано разрешение на разработку проекта землеустройства по отводу земельного участка для строительства и обслуживания жилого дома, хозяйственных построек и сооружений. Земельный участок поставлен на кадастровый учет 30 апреля 2015г. Решениями администрации города Симферополя от 29 августа 2018 г, 15 ноября 2018 г, 17 февраля 2020 г. Казимовой Э.Я. отказано в предоставлении земельного участка ввиду не установления вида его разрешенного использования и включения участка Правилами землепользования и застройки в территориальную зону "ИТ-2" Зона территорий общего пользования в границах коридоров красных линий (объектов автомобильного транспорта)". Отнесение участка к территориальной зоне "ИТ-2" не соответствует функциональной зоне индивидуальной жилой застройки, установленной для земельного участка Генеральным планом, что противоречит положениям пункта 4 части 1 статьи 34, пунктов 1, 2 части 2 статьи 36 ГрК РФ и нарушает права и законные интересы истца.
Решением Верховного Суда Республики Крым от 5 марта 2021 г. Правила землепользования и застройки признаны недействующими в оспариваемой части со дня вступления решения суда в законную силу.
В апелляционной жалобе Симферопольский городской совет Республики Крым, ссылаясь на нарушение норм материального права, неправильное определение имеющих значение для дела обстоятельств, приводит доводы о соблюдении процедуры принятия Правил землепользования и застройки, отсутствие нарушения оспариваемым актом прав истца, не являющегося правообладателем земельного участка, просит об отмене решения суда и принятии по административному делу нового решения об отказе в удовлетворении административных исковых требований.
Прокурором представлены письменные возражения относительно доводов апелляционной жалобы.
Представитель Симферопольского городского совета Республики Крым Шерет Ф.М. в судебном заседании апелляционной инстанции поддержал апелляционную жалобу, ссылаясь на незаконность судебного акта.
Представитель административного истца Исаев Н.Р. возражал против удовлетворения апелляционной жалобы.
Прокурор Калиниченко А.В. полагал решение суда не подлежащим отмене.
Иные участвующие в рассмотрении административного дела лица в судебное заседание апелляционной инстанции не явились, будучи извещены о рассмотрении дела своевременно и надлежащим образом.
В соответствии с положениями части 5 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, выслушав участвующих в деле лиц, допросив свидетеля Шалфеева В.Ю, заслушав заключение прокурора, изучив доводы апелляционной жалобы, возражений, судебная коллегия не находит оснований для отмены судебного акта и признает решение суда постановленным в соответствии с нормами материального и процессуального права.
Статьей 3 ГрК РФ предусмотрено, что законодательство о градостроительной деятельности состоит из данного кодекса, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. По вопросам градостроительной деятельности принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить ГрК РФ.
Исходя из положений части 1 статьи 7, пункта 20 части 1 статьи 14, пункта 26 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", пунктов 1 и 3 части 3 статьи 8 и части 1 статьи 32 ГрК РФ утверждение правил землепользования и застройки городского округа относится к вопросам местного значения городского округа, по которым представительный орган местного самоуправления городского округа принимает муниципальные правовые акты.
В соответствии с частью 4 статьи 7 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
Законом Республики Крым от 5 июня 2014 г. N 15-ЗРК "Об установлении границ муниципальных образований и статусе муниципальных образований в Республике Крым" муниципальное образование "город Симферополь" наделено статусом городского округа - "городской округ Симферополь".
В соответствии с Уставом муниципального образования городского округа Симферополь Республики Крым, принятым решением Симферопольского городского совета от 13 ноября 2014 г. N 61 (далее - Устав г.о. Симферополь), Симферопольский городской совет является представительным органом муниципального образования городской округ Симферополь, к полномочиям которого относится утверждение Правил землепользования и застройки (статьи 27, 37, 55 Устава г.о. Симферополь).
Оспариваемый нормативный правовой акт принят компетентным органом в пределах полномочий, с соблюдением требований законодательства к форме нормативного правового акта, порядку принятия и введения его в действие.
Правила землепользования и застройки являются документом градостроительного зонирования.
Процедура подготовки и принятия правил землепользования и застройки, их утверждения и внесения в них изменений регламентирована статьями 30 - 35 ГрК РФ и включает принятие главой местной администрации решения о подготовке проекта и утверждение состава и порядка деятельности комиссии по подготовке проекта (далее - Комиссия) (части 5, 6 статьи 31 ГрК РФ), официальную публикацию сообщения о принятии такого решения (часть 7 статьи 31 ГрК РФ), проверку проекта органом местного самоуправления на соответствие требованиям технических регламентов и документам территориального планирования (часть 9 статьи 31 ГрК РФ), направление проекта главе муниципального образования для принятия решения о проведении публичных слушаний либо в Комиссию на доработку (части 10, 11 статьи 31 ГрК РФ), проведение Комиссией публичных слушаний по проекту (части 12, 13, 14 статьи 31 ГрК РФ), внесение Комиссией изменений в проект с учетом результатов таких слушаний и представление его главе местной администрации (часть 15 статьи 31 ГрК РФ), который должен принять решение о направлении указанного проекта в представительный орган местного самоуправления или об отклонении проекта и о направлении его на доработку с указанием даты его повторного представления (часть 16 статьи 31 ГрК РФ).
Обязательными приложениями к проекту правил землепользования и застройки являются протоколы публичных слушаний по указанным проектам и заключение о результатах таких публичных слушаний (часть 15 статьи 31, часть 1 статьи 32 ГрК РФ).
Существенных нарушений градостроительного законодательства порядком и процедурой принятия Правил землепользования и застройки, не допущено.
Нарушение сроков проведения публичных слушаний, отсутствие опубликования заключения по результатам публичных слушаний само по себе не свидетельствует о нарушении прав физических и юридических лиц на участие в публичных слушаниях, внесение предложений и замечаний по проекту Правил землепользования и застройки.
Апелляционным определением Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 16 октября 2019 г. N 127-АПА19-8 установлено, что Решение N 733 принято уполномоченным органом в пределах его компетенции, в установленной форме, с соблюдением порядка принятия и введения его в действие.
Проверяя соответствие содержания Решения N 733 в оспариваемой части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд первой инстанции пришел к выводу о наличии правовых оснований для признания нормативного правового акта в оспариваемой части недействующим.
Судебная коллегия по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции с выводами суда первой инстанции соглашается.
Из материалов дела следует, что решением Симферопольского городского совета от 23 июля 2009 г. N 820 утвержден проект застройки кварталов усадебных домов в районе ул. Дачная в микрорайоне "Каменка" в г. Симферополе.
Решением Симферопольского городского совета от 26 февраля 2013 г. N 628 Казимовой Э.Я. предоставлено разрешение на разработку проекта землеустройства по отводу земельного участка для строительства и обслуживания жилого дома, хозяйственных построек, сооружений.
Земельный участок с кадастровым номером 90:22:010209:125, площадью 694 кв. м, расположенный по адресу: Республика Крым, г. Симферополь, в районе ул. Дачная (поз. по ГП - 47), мкр. Каменка, вид разрешенного использования - для индивидуальной жилой застройки, поставлен на кадастровый учет 30 апреля 2015г.
Постановлением администрации города Симферополя от 29 августа 2018 г. N 4141 Казимовой Э.Я. отказано в предоставлении испрашиваемого земельного участка ввиду не установления категории земель и вида разрешенного использования земельного участка.
12 октября 2018 г, 15 ноября 2018 г. и 17 февраля 2020 г. решениями администрации города Симферополя отказано в предоставлении Казимовой Э.Я. испрашиваемого земельного участка в порядке завершения оформления права в соответствии со статьей 13 Закона Республики Крым от 31 июля 2014 г. N 38-ЗРК "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым" в связи с отнесением Правилами землепользования и застройки участка к зоне "ИТ-2".
Земельный участок с кадастровым номером 90:22:010209:125 Правилами землепользования и застройки полностью отнесен к территориальной зоне "ИТ-2" Зона территорий общего пользования в границах коридоров красных линий (объектов автомобильного транспорта)", включающей в себя участки территории города, предназначенные для размещения улично-дорожной сети, автомобильного транспорта, сопутствующих инженерных сетей, пешеходных тротуаров, зеленых насаждений улично-дорожной сети, за исключением внутриквартальных проездов, установления санитарно-защитных зон и санитарных разрывов таких объектов, установления полос отвода автомобильных дорог, объектов дорожного сервиса и дорожного хозяйства, при условии соответствия требованиям законодательства о безопасности движения, объектов благоустройства, а также для размещения автомобильных парков, скверов, бульваров, газонов (статья 31 Правил землепользования и застройки).
Пунктом 75 статьи 14 Правил землепользования и застройки для земельных участков (территорий) общего пользования предусмотрены следующие виды разрешенного использования: размещение улично-дорожной сети, автомобильных дорог и пешеходных тротуаров в границах населенных пунктов, пешеходных переходов, набережных, береговых полос водных объектов общего пользования, скверов, бульваров, площадей, проездов, малых архитектурных форм благоустройства.
Проверяя соответствие содержания Правил землепользования и застройки в оспариваемой части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд первой инстанции пришел к выводу о наличии правовых оснований для признания оспариваемого акта недействующим.
Судебная коллегия по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции с выводами суда первой инстанции соглашается.
В соответствии со статьей 1 ГрК РФ градостроительной деятельностью является деятельность по развитию территорий, в том числе городов и иных поселений, осуществляемая в виде территориального планирования, градостроительного зонирования, планировки территории, архитектурно-строительного проектирования, строительства, капитального ремонта, реконструкции, сноса объектов капитального строительства, эксплуатации зданий, сооружений, благоустройства территорий.
Под градостроительным зонированием понимается зонирование территорий муниципальных образований в целях определения территориальных зон и установления градостроительных регламентов.
Согласно статье 2 ГрК РФ принципами градостроительной деятельности являются, в частности, принципы обеспечения комплексного и устойчивого развития территории на основе территориального планирования, градостроительного зонирования и планировки территории; осуществления строительства на основе документов территориального планирования, правил землепользования и застройки и документации по планировке территории.
В силу единства норм части 3 статьи 9 и пункта 2 части 1 статьи 18 ГрК РФ генеральный план городского округа как документ территориального планирования является обязательным для органов государственной власти, органов местного самоуправления при принятии ими решений и реализации таких решений, в том числе при разработке правил землепользования и застройки. При подготовке правил землепользования и застройки границы территориальных зон устанавливаются с учетом функциональных зон и параметров их планируемого развития, определенных генеральным планом поселения, генеральным планом городского округа, схемой территориального планирования муниципального района (пункт 2 части 1 статьи 34 ГрК РФ).
Правила землепользования и застройки относятся к документам градостроительного зонирования, разрабатываются в целях создания условий для планировки территорий муниципальных образований и включают в себя карту градостроительного зонирования, на которой отображаются границы территориальных зон, и градостроительные регламенты, предусматривающие нормативные ограничения градостроительной деятельности в зависимости от целей использования земельных участков, их размеров, а также предельных параметров разрешенного строительства, высоты и объема объектов капитального строительства, плотности застройки (глава 4 ГрК РФ).
Согласно пунктам 6-8 статьи 1 ГрК РФ градостроительное зонирование- зонирование территорий муниципальных образований в целях определения территориальных зон и установления градостроительных регламентов; территориальные зоны - зоны, для которых в правилах землепользования и застройки определены границы и установлены градостроительные регламенты; правила землепользования и застройки - документ градостроительного зонирования, который утверждается нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга и в котором устанавливаются территориальные зоны, градостроительные регламенты, порядок применения такого документа и порядок внесения в него изменений.
Статьей 85 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) предусмотрено, что в состав земель населенных пунктов могут входить земельные участки, отнесенные в соответствии с градостроительными регламентами к следующим территориальным зонам: жилым; общественно-деловым; производственным; инженерных и транспортных инфраструктур; рекреационным; сельскохозяйственного использования; специального назначения; военных объектов; иным территориальным зонам. Границы территориальных зон должны отвечать требованиям принадлежности каждого земельного участка только к одной зоне. Правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков). Для земельных участков, расположенных в границах одной территориальной зоны, устанавливается единый градостроительный регламент. Градостроительный регламент территориальной зоны определяет основу правового режима земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе застройки и последующей эксплуатации зданий, сооружений.
В соответствии с частью 4 статьи 30 ГрК РФ на карте градостроительного зонирования устанавливаются границы территориальных зон. Границы территориальных зон должны отвечать требованию принадлежности каждого земельного участка только к одной территориальной зоне. Формирование одного земельного участка из нескольких земельных участков, расположенных в различных территориальных зонах, не допускается.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 34 ГрК РФ при подготовке правил землепользования и застройки границы территориальных зон устанавливаются, в том числе с учетом функциональных зон и параметров их планируемого развития, определенных генеральным планом поселения (за исключением случая, установленного частью 6 статьи 18 настоящего Кодекса), генеральным планом городского округа, схемой территориального планирования муниципального района.
В силу части 5 статьи 23 ГрК РФ на карте функциональных зон генерального плана отображаются границы и описание функциональных зон с указанием планируемых для размещения в них объектов, а также автомобильные дороги местного значения.
Правовой режим земельных участков определяется градостроительным регламентом, действие которого распространяется на все земельные участки и объекты капитального строительства, расположенные в пределах границ территориальной зоны (статья 36 ГрК РФ).
Как следует из статей 1, 30, 31, 32 ГрК РФ правила землепользования и застройки, так же как и документы территориального планирования, разрабатываются в целях обеспечения при осуществлении градостроительной деятельности безопасности и благоприятных условий жизнедеятельности человека, ограничения негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и обеспечения охраны и рационального использования природных ресурсов в интересах настоящего и будущего поколений, сохранения объектов культурного наследия.
Из системного толкования положений пунктов 2, 5 - 8 статьи 1, пункта 1 части 2 статьи 33 ГрК РФ следует, что установление территориальных зон конкретизирует положения документов территориального планирования в целях установления правового режима использования земельных участков, не изменяя при этом параметры планируемого развития территорий, предусмотренных для соответствующей функциональной зоны.
Несоответствие правил землепользования и застройки муниципального образования генеральному плану, в том числе в части картографического материала, которым устанавливаются территориальные зоны, является основанием для рассмотрения вопроса о приведении их в соответствие с указанным документом территориального планирования (часть 15 статьи 35 ГрК РФ).
Генеральным планом муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым, утвержденным решением Симферопольского городского совета от 25 августа 2016 г. N 888 (далее - Генеральный план), установлены функциональные зоны городского округа.
Установление Правилами землепользования и застройки в отношении спорного участка территориальной зоны "ИТ-2" Зона территорий общего пользования в границах коридоров красных линий (объектов автомобильного транспорта)" не соответствует функциональной зоне индивидуальной жилой застройки, установленной Генеральным планом для спорного земельного участка.
При принятии Правил землепользования и застройки административным ответчиком не были учтены требования территориального планирования в целях определения правового режима использования земельных участков, при этом назначение территории, отнесенной к функциональной зоне в соответствии с положениями статьи 1 статьи 34 и 35 ГрК, изменено при отсутствии оснований для изменения правового режима территории.
Реализация документов территориального планирования осуществляется, в том числе, путем подготовки и утверждения документации по планировке территории в соответствии с документами территориального планирования (пункт 1 части 1 статьи 26 ГрК РФ).
Подготовка документации по планировке территории осуществляется в целях обеспечения устойчивого развития территорий, в том числе выделения элементов планировочной структуры, установления границ земельных участков, установления границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства. Видами документации по планировке территории являются проект планировки территории и проект межевания территории (части 1, 4 статьи 41 ГрК РФ).
Красные линии - линии, которые обозначают границы территорий общего пользования и подлежат установлению, изменению или отмене в документации по планировке территории (пункт 11 статьи 1 ГрК РФ).
В соответствии с пунктами 2 и 3 части 6 статьи 43 ГрК РФ на чертежах межевания территории отображаются красные линии, утвержденные в составе проекта планировки территории, или красные линии, утверждаемые, изменяемые проектом межевания территории в соответствии с пунктом 2 части 2 названной статьи; линии отступа от красных линий в целях определения мест допустимого размещения зданий, строений, сооружений.
Пунктом 8 статьи 28 Федерального закона от 21 декабря 2001 г. N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" установлена аналогичная ЗК РФ норма о том, что земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, парками, лесопарками и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации.
Исходя из содержания понятия территории общего пользования, данного в пункте 12 статьи 1 Г ГрК РФ, и учитывая, что установленный запрет на приватизацию земель общего пользования направлен на обеспечение публичных интересов, свободного доступа граждан к местам общего пользования и природным объектам, предназначенным для удовлетворения общественных интересов населения, границы такой территории (как существующие, так и планируемые) должны быть установлены в соответствии с требованиями градостроительного законодательства.
Отображение на картах генерального плана местоположения объектов местного значения, автомобильных дорог, улично-дорожной сети носит общий, планируемый характер и не преследует цель детальной разработки границ территорий, занятых этими объектами, однако границы таких территорий прорабатываются при подготовке документации по планировке территории, которая предусматривает отображение на соответствующих картах красных линий.
Такое толкование учитывает правовую позицию Конституционного Суда Российской Федерации о недопустимости произвольного установления красных линий уполномоченными органами и необходимости разработки специального проекта красных линий на основе генеральных планов муниципальных образований и проектов детальной планировки территорий, изложенную в определении от 25 февраля 2016 г. N 242-О.
Постановлением администрации города Симферополя 2 ноября 2017 г. N 4056 с целью установления красных линий, границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства, выделения элементов планировочной структуры, установления границ территорий общего пользования, нормируемых линейных объектов утверждены проект планировки и проект межевания территории улично-дорожной сети и территорий общественного пользования города Симферополя муниципального образования городской округ Симферополь.
В соответствии с представленными материалами проект планировки территории содержит данные о принятых решениях по установлению красных линий в отношении улично-дорожной сети города. Спорный земельный участок находится в границах данной территории, но при этом красные линии в отношении элемента планировочной структуры не установлены, как не установлены и планируемые основные параметры в красных линиях, что также подтверждается схемой улично-дорожной сети, письменной позицией администрации города Симферополя, показаниями свидетеля Шалфеева В.Ю, пояснившего, что после разработки концепции развития данной территории элемент улично - дорожной сети будет включен в перечень дорог и выделен в проектах планировки и межевания.
Применяя нормы градостроительного и земельного законодательства в их системном единстве, проверив факт наличия красных линий с целью установления границ территории общего пользования в пределах испрашиваемого земельного участка, суд пришел к верному выводу о противоречии оспариваемых Правил землепользования и застройки Генеральному плану.
Вопреки доводам административного ответчика о том, что между МКУ "Департамент развития муниципальной собственности" и ООО "Центр градостроительного планирования" заключен муниципальный контракт от 4 июля 2019 г. N К 5/19 на проведение работ по разработке документов для внесения изменений в документацию по планировке территории в части установления красных линий, в результате которого постановлением администрации города Симферополя 14 ноября 2019 г. N 6071 утвержден Сводный план красных линий, спорный земельный участок находится в границах элемента планировочной структуры - квартала 231.00, в который включены объекты капитального строительства с правом собственности, территории общего пользования, зоны объектов инженерно-транспортной инфраструктуры, зеленых насаждений, проезды.
Доводы административного ответчика о том, что материалами Генерального плана допускается размещение в составе зон жилого назначения в том числе линейных объектов, стоянок, площадок для временной парковки автотранспорта, объектов инженерной инфраструктуры, связанных с обслуживанием данной зоны, при отсутствии иных сведений о планируемых к размещению на данной территории объектах, в том числе автомобильного транспорта, не опровергают выводов суда.
Раздел 3.1.6 материалов по обоснованию Генерального плана "Предложения по функциональному зонированию территории городского округа" содержит указания на то, что функциональная зона жилого массива "Каменский" включает участки территории города, предназначенные для размещения индивидуальных и блокированных жилых домов, а также для ведения огородничества, садоводства и дачного хозяйства. В зоне Каменского массива допускается размещение объектов, связанных с проживанием граждан, а также в том числе линейных объектов и объектов инженерной инфраструктуры.
В состав зоны транспортной инфраструктуры включены в том числе зона улично-дорожной сети и зона объектов транспортной инфраструктуры, режим использования которой определяется в соответствии с назначением объекта. При этом документами территориального планирования не предусмотрено размещение объектов местного значения на спорной территории.
Понятие улично-дорожной сети дано в пункте 3.37 СП 42.13330.2016 "Свод правил. Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений. Актуализированная редакция СНиП 2.07.01-89*", утвержденных приказом Минстроя России от 30 декабря 2016 г. N 1034/пр, как системы объектов капитального строительства, включающей улицы и дороги различных категорий и входящие в их состав объекты дорожно-мостового строительства (путепроводы, мосты, туннели, эстакады и другие подобные сооружения), предназначенные для движения транспортных средств и пешеходов, проектируемые с учетом перспективного роста интенсивности движения и обеспечения возможности прокладки инженерных коммуникаций. Границы улично-дорожной сети закрепляются красными линиями. Территория, занимаемая улично-дорожной сетью, относится к землям общего пользования транспортного назначения.
Приказом Госстандарта от 31 октября 2017 г. N 52-пнст утвержден "ПНСТ 247-2017. Предварительный национальный стандарт Российской Федерации. Экспериментальные технические средства организации дорожного движения. Типоразмеры дорожных знаков. Виды и правила применения дополнительных дорожных знаков. Общие положения (ПНСТ 247-2017)", который применяется наравне с действующими стандартами в области организации дорожного движения и может быть основой при проектировании объектов улично-дорожной сети и организации удобного и безопасного дорожного движения (пункт 1.1).
В пункте 3.1 указанного Предварительного национального стандарта Российской Федерации определено, что улично-дорожная сеть - это предназначенная для движения пешеходов и транспортных средств совокупность улиц, дорог общего пользования, внутриквартальных и других проездов, тротуаров, пешеходных и велосипедных дорожек, а также мосты, эстакады, подземные переходы, набережные, площади, разворотные площадки городских маршрутных транспортных средств, уличные автомобильные стоянки с инженерными и вспомогательными сооружениями, а также иные объекты, оборудованные техническими средствами организации дорожного движения в пределах красных линий градостроительного регулирования.
К элементам улично-дорожной сети согласно пункту 2 Правил присвоения, изменения и аннулирования адресов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 19 ноября 2014 г. N 1221, относятся улица, проспект, переулок, проезд, набережная, площадь, бульвар, тупик, съезд, шоссе, аллея и иное.
Согласно пункту 2 части 4 статьи 36 ГрК РФ действие градостроительного регламента Правил землепользования и застройки не распространяется на земельные участки в границах территорий общего пользования, а в соответствии с пунктом 12 статьи 85 ЗК РФ земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации.
Из совокупного анализа приведенных норм в системном единстве с нормами законодательства, о противоречии которых поставлен вопрос административным истцом, следует, что установление Правилами землепользования и застройки зоны "ИТ - 2" в отношении испрашиваемого истцом участка не только не конкретизирует положения Генерального плана, но и изменяет правовой режим и назначение территории.
Административным ответчиком не представлено доказательств обоснованности объективного противоречия интересов истца публичным интересам, связанным, в частности, с устойчивым развитием территорий и сохранением окружающей среды.
Дифференциация правового регулирования, приводящая к различиям в правах и обязанностях истца, в нарушение требований Конституции Российской Федерации, в том числе вытекающих из принципа равенства (части 1 и 2 статьи 19), при отсутствии в материалах дела доказательств оправданности, обоснованности и соответствия конституционно значимым целям, свидетельствует о несоразмерности ограничения в ходе градостроительной деятельности прав административного истца и не подтверждает приоритет публичной цели устойчивого развития территории.
Суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что предусмотренные частью 8 статьи 213 КАС РФ требования нормативных правовых актов не были соблюдены, при этом допущено нарушение прав, и законных интересов административного истца, и на основании статьи 215 КАС РФ правомерно принял решение об удовлетворении административного искового заявления.
Доводы административного ответчика о том, что в соответствии с пунктом 7 статьи 13 Закона Республики Крым от 31 июля 2014 г. N 38-ЗРК "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым" заявление о завершении оформления прав на земельные участки, которые ранее были предоставлены решением о разрешении на разработку правил землеустройства, может быть подано в органы местного самоуправления не позднее 1 января 2021 г, не свидетельствует об отсутствии у истца правовой заинтересованности в оспаривании Правил землепользования и застройки.
Судебный акт принят при соблюдении норм процессуального права и в соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об относимости и допустимости, проверенными и оценёнными судом полно и всесторонне по правилам статьи 84 КАС РФ, решение содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Доводы апелляционной жалобы не свидетельствуют о наличии правовых оснований для отмены или изменения обжалуемого решения. Оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Нарушений процессуальных прав лиц, участвующих в деле, при рассмотрении дела не допущено, решение суда следует признать законным и обоснованным.
Судебная коллегия приходит к выводу об изменении решения суда в части указания момента признания недействующим оспариваемого нормативного правового акта.
Решениями Симферопольского городского совета Республики Крым от 30 апреля 2021 г. N 360 и N 361 признано утратившим силу решение N 733 и утверждены Правила землепользования и застройки территории муниципального образования городского округа Симферополь Республики Крым, которыми спорный земельный участок включен в территориальную зону "ИТ-2" (зона территорий общего пользования в границах коридоров красных линий (объектов автомобильного транспорта)".
Определяя момент, с которого оспариваемый нормативный правовой акт должен быть признан недействующим, в соответствии со статьей 215 КАС РФ и с учетом разъяснений, содержащихся в пункте 28 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 ноября 2007 г. N 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части" судебная коллегия, исходя из необходимости восстановления нарушенных прав административного истца, полагает, что для достижения указанной цели нормативный правовой акт подлежит признанию недействующим в оспариваемой части с даты его принятия.
Исходя из изложенного и руководствуясь статьями 307, 308, 309, 310 и 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции
определила:
изменить резолютивную часть решения Верховного Суда Республики Крым от 5 марта 2021 г. в части определения момента, с которого нормативный правовой акт признан недействующим, и указать - со дня принятия нормативного правового акта.
В остальной части решение Верховного Суда Республики Крым от 5 марта 2021 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Симферопольского городского совета Республики Крым - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном порядке в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции в соответствии с главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Мотивированное апелляционное определение составлено 27 июля 2021 г.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.