Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе председательствующего Климовой С.В.
и судей Лобовой Л.В, Рачиной К.А, при секретаре Джемгирове М.Э, заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Климовой С.В.
гражданское дело по апелляционной жалобе Улыбина С.И. на решение Чертановского районного суда города Москвы от 25 июня 2020 года, которым постановлено:
в удовлетворении исковых требований Улыбина Сергея Ивановича к ГБУ г. Москвы ТЦСО "Чертаново", УСЗН ЮАО г. Москвы, ОСЗН района Чертаново Северное ЮАО г. Москвы о признании незаконным решения об отказе в предоставлении срочной социальной помощи, обязании предоставить срочную социальную помощь, признании незаконными действий (бездействия), обязании воздержаться от действий, взыскании неустойки, штрафа, компенсации морального вреда - отказать, УСТАНОВИЛА:
Улыбин С.И. 02.03.2020 обратился в суд с иском к ГБУ г. Москвы "Территориальный центр социального обслуживания "Чертаново" (далее - ГБУ ТЦСО "Чертаново") в лице филиала "Чертаново Северное", Управлению социальной защиты населения ЮАО г. Москвы (далее - УСЗН ЮАО г. Москвы) в лице отдела СЗН района Чертаново Северное г. Москвы о признании незаконным решения ОСЗН района Чертаново Северное УСЗН ЮАО г. Москвы от 31.05.2019 об отказе в признании нуждающимся в предоставлении срочной социальной услуги в виде продовольственной помощи с использованием электронного социального сертификата, обязании ГБУ г. Москвы ТЦСО "Чертаново" в лице филиала оказать (предоставить) срочную социальную услугу в виде продовольственной помощи с использованием электронного социального сертификата в течение 1 месяца с момента вступления решения в законную силу, признании незаконными действий (бездействия) ответчиков по сокрытию, подмене, подготовке, неполной передаче и неполному приему документов для предоставления нуждающемуся в социальной услуги в виде продовольственной помощи с использованием электронного социального сертификата, а также по незаконной задержке принятия такого решения, обязании воздержаться от действий в виде уклонения от составления акта обследования, от передачи в ОСЗН и в комиссию полного комплекта документов, в том числе документов, дополнительно представляемых заявителем, а также о взыскании неустойки за нарушение срока предоставления (оказания) срочной социальной услуги в виде продовольственной помощи с использованием электронного социального сертификата в размере сумма, штрафа за несоблюдение добровольного порядка удовлетворения требования потребителя срочных социальных услуг в размере сумма, компенсации морального вреда в размере сумма
Свое обращение истец мотивирует тем, что 27.05.2019 обратился с заявлением о предоставлении срочной социальной услуги в виде продовольственной помощи с использованием электронного социального сертификата с приложением необходимых документов, однако ответчик ГБУ г. Москвы ТЦСО "Чертаново" в лице филиала "Чертаново Северное" незаконно уклонился от передачи указанного заявления и представленных документов на рассмотрение соответствующей комиссии, УСЗН ЮАО г. Москвы в лице отдела СЗН района Чертаново Северное ЮАО г. Москвы в нарушение Федерального закона от 28.12.2013 N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации" уклонилось от немедленного принятия решения по заявлению истца и не проинформировало заявителя о принятом решении, о котором истцу стало известно 05.12.2019, что истец полагает незаконным, нарушающим его права на получение социальной помощи и права потребителя на оказание государственной услуги, а также причиняющим моральный вред.
В судебном заседании истец требования поддержал, представители ответчиков иск не признали.
25.06.2020 судом постановлено приведенное выше решение, об отмене которого просит истец Улыбин С.И. по доводам своей апелляционной жалобы и дополнений к ней.
Доводы апелляционной жалобы являлись предметом апелляционного рассмотрения судебной коллегией по гражданским делам Московского городского суда, апелляционным определением которой от 26.11.2020 решение Чертановского районного суда города Москвы от 25.06.2020 оставлено без изменения, апелляционная жалоба Улыбина С.И. - без удовлетворения.
Определением судебной коллегии по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции от 20.04.2021 по кассационной жалобе Улыбина С.И. апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 26.11.2020 отменено, дело направлено на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции (л.д. 360-370).
При новом рассмотрении дела в заседании судебной коллегии стороны по делу не явились, извещены надлежащим образом (л.д. 373), при этом истец 26.05.2021 ознакомлен с материалами дела (л.д. 374) и 17.06.2021 подал в суд заявление о проверке оспариваемого решения ответчика на соответствие Постановлению Правительства Москвы от 02.04.2013 N 185-ПП (л.д. 375-377).
Обсудив доводы апелляционной жалобы, исследовав материалы дела, судебная коллегия приходит к выводу об отмене решения суда в части отказа в удовлетворении требований Улыбина С.И. о признании незаконным решения об отказе в предоставлении срочной социальной помощи, обязании предоставить срочную социальную помощь, в остальной части не усматривает оснований для отмены судебного решения.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что 27.05.2019 Улыбин С.И, паспортные данные, обратился в отдел СЗН района Чертаново Северное УСЗН ЮАО г. Москвы через филиал "Чертаново Северное" ГБУ ТСЦО "Чертаново" с заявлением об оказании срочных социальных услуг, оказываемых ГБУ ТСЦО "Чертаново Северное" филиал "Чертаново" в виде адресной продовольственной помощи с использованием электронного социального сертификата (ЭСС), указывая, что является одиноким, не имеющим жилья и доступа в квартиру, существующего в нежилых условиях, не имеющим субсидии и помощи и живущим на одну пенсию, которой не хватает на самую дешевую еду, а также на необходимые лекарства при наличии хронических заболеваний; к заявлению приложено направление на консультацию кардиолога от 24.10.2018, по заключению которой у истца имеется гипертоническая болезнь 2 стадии, ст. АГ 2, риск ССО 3, заключение КТ от 05.10.2018 согласно которому у Улыбин С.И. имеется картина атеросклеротических изменений аорты и коронарных артерий, дегенеративные изменения грудного отдела позвоночника, выписку из КДЦ ГКБ N 15 им. Филатова согласно которой истцу рекомендовано проведение ОСТ OU(когерентная томография сетчатки) с пометкой о том, что она не входит в ОМС, а также вступившее в законную силу решение Чертановского районного суда г. Москвы от 30.01.2013, которым установлено, что Улыбин С.И. с 1985 года зарегистрирован в кв. 666 д. 8 корп. 831 мкр. Северное Чертаново г. Москвы и с начала 1990 годов в квартире он вынужденно не проживает ввиду конфликтных отношений с бывшей супругой фио и дочерью фио и которым отказано в признании Улыбина С.И. утратившим право пользования указанной квартирой и снятии с регистрационного учета (л.д. 19-28).
Решением отдела СЗН района Чертаново Северное УСЗН ЮАО г. Москвы от 31.05.2019 по результатам рассмотрения заявления от 27.05.2019 Улыбину С.И. отказано в признании нуждающимся в социальной помощи ввиду неполного пакета документов, а именно - отсутствия акта обследования материально-бытовых и социальных условий проживания; так, согласно выписке из протокола N 15 от 31.05.2019 заседания районной комиссии по оказанию адресной социальной помощи района Чертаново Северное г. Москвы, Улыбину С.И. отказано в предоставлении срочной социальной услуги ввиду отсутствия акта материально-бытовых условий проживания заявителя (л.д. 32-33).
При этом 27.05.2019 работниками ответчиков составлен акт обследования материально-бытовых и социальных условий проживания получателя социальных услуг Улыбина С.И, согласно которому комиссией был произведен выход на дом по адресу: адрес и в котором указано, что верь квартиры никто не открыл (л.д. 190-192).
Также из материалов дела следует, что Улыбин С.И, являясь неработающим пенсионером, получающим ежемесячную денежную выплату к пенсии в размере сумма как ветеран труда и региональную социальную доплату к пенсии в сумме сумма, неоднократно обращался к ответчикам по вопросу оказания ему срочных социальных услуг.
Так, решениями ОСЗН района Чертаново Северное УСЗН ЮАО г. Москвы Улыбин С.И. неоднократно признавался нуждающимся в предоставлении срочных социальных услуг: 2016 году решениями от 06.05.2016 (в виде продовольственной помощи с использованием электронного социального сертификата и в виде вещевой помощи), от 14.11.2016 (в виде продовольственной помощи с использованием электронного социального сертификата), в 2017 году решениями от 10.05.2017 (в виде продовольственной помощи с использованием электронного социального сертификата и от 18.08.2017 (в виде продовольственной помощи с использованием электронного социального сертификата и вещевой помощи), от 22.09.2017 (в виде продовольственной помощи с использованием электронного социального сертификата), от 23.10.2017 (в виде горячих обедов на ноябрь месяц) от 16.11.2017 (в виде горячих обедов на декабрь месяц), от 20.11.2017 (в виде вещевой помощи) от 14.12.2017 (в виде продовольственной помощи с использованием электронного социального сертификата), в 2018 году решениями от 16.01.2018 (в виде горячих обедов на февраль месяц), от 21.11.2018 (в виде продовольственной помощи с использованием электронного социального сертификата), от 19.12.2018 (в виде продовольственной помощи с использованием электронного социального сертификата и вещевой помощи), в 2019 году решением от 25.01.2019 (в виде продовольственной помощи с использованием электронного социального сертификата); кроме того, ответчиками принимались решения об оказании единовременной материальной помощи как гражданину, находящемуся в трудной жизненной ситуации, 07.02.2017 - на сумму сумма, 29.01.2018 - на сумму сумма, 28.01.2019 - на сумму сумма (л.д. 79-94, 120-121, 143-145).
При принятии указанных решений ответчиками составлялись акты обследования материально-бытовых и социальных условий проживания Улыбина С.И. по адресу его регистрации в кв. 666 д. 8 корп. 831 мкр. Северное Чертаново г. Москвы, в том числе акты от 11.11.2016, 05.05.2017, 17.08.2017, 21.09.2017, 18.10.2017, 15.11.2017, 13.12.2017, 21.11.2018, 29.12.2018, 24.01.2019, 21.02.2019, в которых указывалось на отсутствие доступа в квартиру (л.д. 99-113).
Разрешая требования Улыбина С.И. об оспаривании решения ответчика от 31.05.2019, руководствуясь положениями ст.ст. 14, 15 Федерального закона от 28.12.2013 N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации", постановления Правительства Москвы от 24.03.2015 N 215-ПП, которым утверждено Положение о порядке оказания адресной социальной помощи гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации, постановления Правительства Москвы от 26.12.2014 N 829-ПП "О социальном обслуживании граждан в городе Москве", суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для их удовлетворения, поскольку обращение истца 27.05.2019 с заявлением о предоставлении ему срочной социальной услуги в виде продовольственной помощи с использованием электронного социального сертификата является повторным (первичное обращение в 2019 году решением от 25.01.2019 было удовлетворено), в связи с чем составление акта обследования материально-бытовых и социальных условий проживания получателя социальных услуг при принятии решения о признании нуждающимся в предоставлении срочной социальной услуги в виде предоставления продовольственной помощи с использованием электронного социального сертификата (ЭСС) является обязательным, при этом Улыбин С.И. отказывается сообщать свое фактическое место проживания, по которому возможно проведения обследования условий его проживания, по адресу регистрации он не проживает, акт очередного обследования материально бытовых и социальных условий проживания в обоснование поданного заявление о предоставлении социальной услуги составить не представилось возможным, а решение суда от 30.01.2013 не может заменить такой акт.
Судебная коллегия полагает, что указанный вывод сделан судом без учета всех юридически значимых фактических обстоятельств дела и положений действующего законодательства, регулирующего спорные правоотношения.
Федеральным законом от 17.07.1999 N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи", который устанавливает правовые и организационные основы оказания государственной социальной помощи малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам и иным категориям граждан, предусмотренным настоящим Федеральным законом, а также определяет порядок учета прав граждан на меры социальной защиты (поддержки), социальные услуги, предоставляемые в рамках социального обслуживания и государственной социальной помощи, иные социальные гарантии и выплаты, установленные законодательством Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами, определено, что трудная жизненная ситуация - обстоятельство или обстоятельства, которые ухудшают условия жизнедеятельности гражданина и последствия которых он не может преодолеть самостоятельно (ч. 1).
Положениями ст. 8 Федерального закона от 17.07.1999 N 178-ФЗ предусмотрено, что государственная социальная помощь, в том числе на основании социального контракта, назначается решением органа социальной защиты населения по месту жительства либо месту пребывания малоимущей семьи или малоимущего одиноко проживающего гражданина (ч. 1); представленные заявителем сведения могут быть подтверждены посредством дополнительной проверки (комиссионного обследования), проводимой органом социальной защиты населения самостоятельно (ч. 2).
В соответствии со ст. 14 Федерального закона от 28.12.2013 N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации" основанием для рассмотрения вопроса о предоставлении социального обслуживания является поданное в письменной или электронной форме заявление гражданина или его законного представителя о предоставлении социального обслуживания либо обращение в его интересах иных граждан, обращение государственных органов, органов местного самоуправления, общественных объединений непосредственно в уполномоченный орган субъекта Российской Федерации или уполномоченную организацию либо переданные заявление или обращение в рамках межведомственного взаимодействия.
Согласно ч. 2 ст. 15 Федерального закона от 28.12.2013 N 442-ФЗ уполномоченный орган субъекта Российской Федерации или уполномоченная организация принимают решение о признании гражданина нуждающимся в социальном обслуживании либо об отказе в социальном обслуживании в течение пяти рабочих дней с даты подачи заявления. О принятом решении заявитель информируется в письменной или электронной форме; решение об оказании срочных социальных услуг принимается немедленно.
Предоставление срочных социальных услуг в целях оказания неотложной помощи осуществляется в сроки, обусловленные нуждаемостью получателя социальных услуг, без составления индивидуальной программы и без заключения договора о предоставлении социальных услуг. Основанием для предоставления срочных социальных услуг является заявление получателя социальных услуг, а также получение от медицинских, образовательных или иных организаций, не входящих в систему социального обслуживания, информации о гражданах, нуждающихся в предоставлении срочных социальных услуг. Подтверждением предоставления срочных социальных услуг является акт о предоставлении срочных социальных услуг, содержащий сведения о получателе и поставщике этих услуг, видах предоставленных срочных социальных услуг, сроках, дате и об условиях их предоставления. Акт о предоставлении срочных социальных услуг подтверждается подписью их получателя (ч. 2 ст. 21 Федерального закона от 28.12.2013 N 442-ФЗ).
Законом г. Москвы от 09.07.2008 N 34 "О социальном обслуживании населения и социальной помощи в городе Москве" определено, что трудная жизненная ситуация - обстоятельство или обстоятельства, которые ухудшают условия жизнедеятельности гражданина и последствия которых он не может преодолеть самостоятельно (инвалидность, неспособность к самообслуживанию в связи с пожилым возрастом, болезнью, одиночество, малообеспеченность, беспризорность или безнадзорность несовершеннолетних, отсутствие определенного места жительства, иные обстоятельства).
Положения ст. 19 Закона г. Москвы от 09.07.2008 N 34 устанавливают, что адресная социальная помощь предоставляется гражданам и семьям с детьми, находящимся в трудной жизненной ситуации, в виде денежных средств, продуктов питания, в том числе горячего питания, средств ухода, санитарии и гигиены, одежды, обуви и других предметов первой необходимости; указанная социальная помощь предоставляется также на основании социального контракта (ч. 1); гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации, адресная социальная помощь предоставляется в неотложном порядке, в том числе путем разового обеспечения горячим питанием или продуктовыми наборами (ч. 2); порядок предоставления, виды, категории получателей адресной социальной помощи устанавливаются Правительством Москвы (ч. 3).
Такой порядок оказания в городе Москве адресной социальной помощи гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации установлен Постановлением Правительства Москвы от 24.03.2009 N 215-ПП, которым утверждено Положение о порядке оказания адресной социальной помощи гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации (далее - Положение), которое устанавливает виды адресной социальной помощи: материальная (денежная) помощь; продовольственная помощь; вещевая помощь, и предусматривает, что ее оказание производится в соответствии с индивидуальной нуждаемостью обратившегося, при этом факт оказания одного вида помощи не может являться основанием для отказа в оказании другого вида помощи и носит заявительный характер.
Согласно разделу 2 указанного Положения адресная социальная помощь предоставляется гражданам пожилого возраста и инвалидам, семьям с детьми, а также другим гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации и остро нуждающимся в социальной поддержке, имеющим место жительства в г. Москве.
Порядок предоставления продовольственной и вещевой помощи, которая оказывается гражданам, попавшим в трудную жизненную ситуацию и остро нуждающимся в социальной поддержке, отделениями срочного социального обслуживания центров социального обслуживания по месту фактического проживания, установлен в разделе 4 Положения, согласно которому помощь оказывается на основании заявления установленной формы с представлением: - паспорта, удостоверяющего личность обратившегося; - пенсионного удостоверения; к заявлению прилагаются: - копия справки о субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг или справки о доходах заявителя из управления социальной защиты населения города Москвы и Государственного учреждения - отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по г. Москве и Московской области; - копия справки Государственного казенного учреждения города Москвы Инженерной службы района города Москвы; - акт обследования.
В целях повышения эффективности работы по оказанию адресной помощи и удовлетворения индивидуальных потребностей граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации, а также внедрения современных технологий предоставления социальной поддержки Постановлением Правительства Москвы от 02.04.2013 N 185-ПП утверждено Положение о порядке оказания в городе Москве адресной продовольственной помощи гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации, с использованием электронного социального сертификата, участниками обслуживания электронного социального сертификата на оказание адресной продовольственной помощи гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации, являются юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие в городе Москве розничную торговлю продовольственными товарами, зарегистрированные в качестве участников обслуживания электронного социального сертификата в соответствии с Положением и принявшие Условия, установленные этим Постановлением, которое предусматривает, что адресная продовольственная помощь с использованием электронного социального сертификата предоставляется остро нуждающимся в социальной поддержке гражданам пожилого возраста и инвалидам, а также другим гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации и остро нуждающимся в социальной поддержке, из числа держателей социальной карты.
Согласно постановлению Правительства Москвы от 26.12.2014 N 829-ПП "О социальном обслуживании граждан в городе Москве", в редакции, действовавшей на момент обращения истца 27.05.2019 и принятия обжалуемого решения от 31.05.2019, которым утверждены Порядок предоставления гражданам социальных услуг в городе Москве и Регламент межведомственного взаимодействия органов исполнительной власти города Москвы при организации социального обслуживания и социального сопровождения граждан в городе Москве, уполномоченным органом в срок не позднее двух рабочих дней со дня регистрации заявления осуществляется проверка представленных сведений (п. 2.8. Порядка); уполномоченный орган в срок не позднее трех рабочих дней со дня регистрации заявления устанавливает размер среднедушевого дохода гражданина для целей предоставления социального обслуживания и организует обследование материально-бытовых и социальных условий проживания гражданина по месту его жительства, по результатам которого составляется акт обследования материально-бытовых и социальных условий проживания по форме, утвержденной Департаментом (пункт 2.9 Порядка).
Таким образом, организация обследования материально-бытовых и социальных условий проживания гражданина по месту его жительства и составления соответствующего акта по результатам его проведения для решения вопроса о предоставлении срочной социальной услуги является непосредственной обязанностью уполномоченного органа, в связи с чем отсутствие такого документа само по себе не может являться основанием для отказа в назначении социальной услуги.
Более того, 27.05.2019 указанный акт обследования материально-бытовых и социальных условий проживания гражданина по месту его жительства специалистами ответчика был составлен, в нем указано на то, что доступа в квартиру, где зарегистрирован Улыбин С.И, не имеется, более того в этом акте в разделе "заключение" указано о нуждаемости Улыбина С.И. в продовольственном сертификате в виде ЭЭС (л.д. 190-192); кроме того, вывод суда о доказанности отказа Улыбина С.И. сообщить свое фактическое место жительства конкретными доказательствами, имеющимися в материалах дела, подтверждающими умышленный отказ истца о сообщении своего фактического места жительства, не подтвержден, в суд апелляционной инстанции такие доказательства также не представлены, мотивы, по которым суд пришел к такому выводу, в судебном решении не изложены, а также судом не учтено, что Улыбин С.И. и ранее неоднократно в течение последних трех лет обращался с заявлениями об оказании ему социальной помощи, указывая на отсутствие доступа в квартиру по месту регистрации и отсутствие другого постоянного места жительства, к тому же отсутствие определенного места жительства в Законе г. Москвы от 09.07.2008 N 34 "О социальном обслуживании населения и социальной помощи в городе Москве" указано как одно из обстоятельств, свидетельствующих о трудной жизненной ситуации.
При таких данных, при подтверждении при обследовании факта непроживания истца по месту регистрации именно эти обстоятельства в совокупности с остальными, изложенными заявителем в обращении, и должны были учитываться ответчиками при принятии решения по заявлению истца от 27.05.2019 о предоставлении адресной социальной помощи, однако совокупность указанных в заявлении обстоятельств конкретной жизненной ситуации с учетом результатов проведенного обследования, учтена не была, в акте отражения не нашла и при принятии решения от 31.05.2019 об отказе оценки не получила, что свидетельствует о том, что при рассмотрении заявления Улыбина С.И. от 27.05.2019 органами и учреждениями социальной защиты населения основные цели деятельности достигнуты не были, рассмотрение заявления было сведено к формальному соблюдению процедуры и констатации факта отсутствия акта, чем не были в полной мере обеспечены социальные права истца.
При таких данных, судебная коллегия приходит к выводу, что у отдела СЗН района Чертаново Северное УСЗН ЮАО г. Москвы при рассмотрении заявления Улыбина С.И. от 27.05.2019 и принятии решения от 31.05.2019 отсутствовали достаточные основания для отказа Улыбину С.И. в оказании ему адресной социальной помощи продовольственной помощи с использование электронного социального сертификата по мотивам, изложенным в этом решении, а именно ввиду отсутствия акта обследования, в связи с чем УСЗН ЮАО г. Москвы в лице соответствующей комиссии обязано повторно рассмотреть заявление Улыбина С.И. от 27.05.2019 о предоставлении срочной социальной услуги в виде продовольственной помощи с использованием электронного социального сертификата с учетом всей совокупности обстоятельств, которые изложены в заявления Улыбина С.И, учитывая, что по существу также заявление не рассмотрено и поставленный заявителем вопрос, который относится к компетенции и полномочиям ответчиков, не разрешен.
Вместе с тем, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда в части признания незаконными действий (бездействия) по сокрытию, подмене, подготовке, неполной передаче и неполному приему документов для предоставления социальной услуги, обязании ответчиков воздержаться от определенных действий в виде уклонения от составления акта обследования, уклонения от передачи полного комплекта документов, в порядке положений Закона РФ "О защите прав потребителей" о взыскании в пользу истца неустойки за нарушение срока предоставления (оказания) срочной социальной услуги в виде продовольственной помощи с использованием электронного социального сертификата в размере сумма, взыскании штрафа за несоблюдение добровольного порядка удовлетворения требований в размере сумма, компенсации морального вреда в размере сумма
Так, в соответствии с преамбулой Закона РФ "О защите прав потребителей" указанный закон регулирует отношения, возникающие между потребителями и изготовителями, исполнителями, импортерами, продавцами, владельцами агрегаторов информации о товарах (услугах) при продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг), устанавливает права потребителей на приобретение товаров (работ, услуг) надлежащего качества и безопасных для жизни, здоровья, имущества потребителей и окружающей среды, получение информации о товарах (работах, услугах) и об их изготовителях (исполнителях, продавцах), о владельцах агрегаторов информации о товарах (услугах), просвещение, государственную и общественную защиту их интересов, а также определяет механизм реализации этих прав.
При этом согласно преамбуле Федерального закона от 27.07.2010 N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" данный закон регулирует отношения, возникающие в связи с предоставлением государственных и муниципальных услуг соответственно федеральными органами исполнительной власти, органами государственных внебюджетных фондов, исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также местными администрациями и иными органами местного самоуправления, осуществляющими исполнительно-распорядительные полномочия.
При таких данных, органы социальной защиты населения подведомственные Департаменту труда и социальной защиты населения города Москвы города, осуществляют функции, в том числе по реализации государственной политики в сфере труда и социальной защиты населения, в частности граждан пожилого возраста и инвалидов, иных граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации, по организации предоставления им социальных услуг, по предоставлению в указанной сфере государственных услуг (согласно Положению о Департаменте труда и социальной защиты населения города Москвы, утвержденному постановлением Правительства Москвы от 08.09.2015 N 566-ПП).
С учетом вышеизложенного, оснований для применения к спорным правоотношениям Улыбина С.И. и ответчиков ГБУ ТЦСО "Чертаново" в лице филиала "Чертаново Северное", УСЗН ЮАО г. Москвы в лице отдела СЗН района Чертаново Северное г. Москвы положений Закона РФ "О защите прав потребителей" не имеется.
Отказывая в удовлетворении требований Улыбина С.И. о компенсации морального вреда, судом также правильно применены положения ст.ст. 150, 151, 1099-1101 ГК РФ.
По смыслу ст. 150 ГК РФ к нематериальным благам действующее законодательство относит жизнь и здоровье, достоинство личности, личную неприкосновенность, честь и доброе имя, деловую репутацию, неприкосновенность частной жизни, неприкосновенность жилища, личная и семейная тайна, свобода передвижения, свобода выбора места пребывания и жительства, имя гражданина, авторство, иные нематериальные блага, принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона.
В силу ст. 151 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
При этом компенсация морального вреда осуществляется независимо от вины причинителя вреда в случаях, когда: вред причинен жизни или здоровью гражданина источником повышенной опасности; вред причинен гражданину в результате его незаконного осуждения, незаконного привлечения к уголовной ответственности, незаконного применения в качестве меры пресечения заключения под стражу или подписки о невыезде, незаконного наложения административного взыскания в виде ареста или исправительных работ; вред причинен распространением сведений, порочащих честь, достоинство и деловую репутацию; в иных случаях, предусмотренных законом (ст. 1100 ГК РФ).
Так, из содержания искового заявления Улыбина С.И. усматривается, что требование о компенсации морального вреда истец обосновывал незаконностью действий (бездействия) ответчиков при рассмотрении его заявления о предоставлении срочной социальной услуги, и тем обстоятельством, что незаконный отказ в предоставлении данной услуги нарушил его неимущественные права на жизнь и здоровье.
Между тем, указанные обстоятельства какими-либо доказательствами, свидетельствующими о том, что жизни и здоровью истца в результате принятого ответчиком решения от 31.05.2019 либо в результате иных действий или бездействия ответчиков причинен вред не подтверждены, обстоятельства, в связи с которым истец обратился к ответчикам, связаны с его трудной жизненной ситуацией и возникшими и продолжающимися у него фактическими жизненными обстоятельствами, приведшими к такой ситуации, а сам по себе отказ в предоставлении срочной социальной услуги основанием для возложения обязанности по возмещению морального вреда не является.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 327-330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Чертановского районного суда города Москвы от 25 июня 2020 года отменить в части отказа в признании незаконным решения об отказе в предоставлении срочной социальной помощи, обязании предоставить срочную социальную помощь, принять по делу в этой части новое решение, которым признать незаконным решение отдела социальной защиты населения района Чертаново Северное УСЗН ЮАО города Москвы от 31 марта 2019 года об отказе в оказании Улыбину Сергею Ивановичу адресной социальной помощи в виде продовольственной помощи с использованием электронного социального сертификата, обязать Управление социальной защиты населения ЮАО города Москвы в лице отдела социальной защиты населения района Чертаново Северное ЮАО города Москвы повторно рассмотреть заявление Улыбина Сергея Ивановича от 27 мая 2019 года об оказании адресной социальной помощи в виде продовольственной помощи с использованием электронного социального сертификата, в остальной части решение Чертановского районного суда города Москвы от 25 июня 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Улыбина С.И. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.