Московский городской суд в составе судьи Лопаткиной А.С., с участием прокурора Левенко С.В., при секретаре Белове Д.А., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело N3а-2228/2021 по административному исковому заявлению Русаковой Елены Леонидовны, Толкачева Григория Олеговича к окружной избирательной комиссии по дополнительным выборам депутата Московской городской Думы по одномандатному избирательному округу N 37 об отмене решения об отказе в регистрации кандидата в депутаты Московской городской Думы седьмого созыва от 02 августа 2021 года N 8/4, решения об отказе в регистрации кандидата в депутаты Московской городской Думы седьмого созыва от 02 августа 2021 года N 8/5, УСТАНОВИЛ:
Решением Московской городской избирательной комиссии от 18 июня 2021 года N 150/1, официально опубликованным 23 июня 2021 года, назначены дополнительные выборы депутатов Московской городской Думы седьмого созыва в одномандатных избирательных округах N 19 и N37 на 19 сентября 2021 года.
Решением Московской городской избирательной комиссии от 18 июня 2021 года N 150/3 полномочия окружной избирательной комиссии по дополнительным выборам депутатов Московской городской Думы седьмого созыва в одномандатном избирательном округе N 37 возложены на территориальную избирательную комиссию Академического района.
Решением окружной избирательной комиссии по дополнительным выборам депутата Московской городской Думы по одномандатному избирательному округу N 37 от 02 августа 2021 года N 8/4 на основании пункта 5 части 20 статьи 37 Избирательного кодекса города Москвы отказано в регистрации кандидата в депутаты Московской городской Думы седьмого созыва Русаковой Елены Леонидовны, выдвинутой в порядке самовыдвижения.
Решением окружной избирательной комиссии по дополнительным выборам депутата Московской городской Думы по одномандатному избирательному округу N 37 от 02 августа 2021 года N 8/5 на основании пункта 5 части 20 статьи 37 Избирательного кодекса города Москвы отказано в регистрации кандидата в депутаты Московской городской Думы седьмого созыва Толкачева Григория Олеговича, выдвинутого в порядке самовыдвижения.
Административные истцы обратились в Московский городской суд с административным исковым заявлением, в котором, с учётом уточнения:
Русакова Е.Л. просит отменить решение окружной избирательной комиссии по дополнительным выборам депутата Московской городской Думы по одномандатному избирательному округу N 37 от 02 августа 2021 года N 8/4;
Толкачев Г.О. просит отменить решение окружной избирательной комиссии по дополнительным выборам депутата Московской городской Думы по одномандатному избирательному округу N 37 от 02 августа 2021 года N 8/5.
Требования мотивированы тем, что сбор рукописных подписей избирателей в поддержку своего выдвижения был затруднён, так как пришёлся на всплеск заболеваемости коронавирусной инфекцией. Поэтому только подписи, собранные на портале государственных услуг, следует рассматривать как наиболее честные и достоверные, и именно такие подписи должны являться критерием для решения вопроса о регистрации или об отказе в регистрации кандидата в депутаты в условиях распространения коронавирусной инфекции. В свою очередь, сбор подписей на портале государственных услуг происходил с постоянными техническими проблемами, из-за чего многие избиратели, желавшие поставить подписи за Русакову Е.Л. и Толкачева Г.О, не могли этого сделать. По мнению административных истцов, сохранение 3-х процентного барьера подписей избирателей для регистрации кандидатов в депутаты в условиях распространения коронавирусной инфекции противоречит принципу справедливых и свободных выборов, и было бы справедливым признать возможным регистрацию кандидатов, которые хотя и оказались ниже 3-х процентного барьера, но в достаточной степени приблизились к нему, в том числе собрали убедительное количество подписей на портале государственных услуг. Административные истцы полагают, что решения об отказе в регистрации кандидатов в депутаты Московской городской Думы седьмого созыва от 02 августа 2021 года NN 8/4, 8/5 являются несправедливыми и нарушают их пассивное избирательное право.
В настоящее судебное заседание административные истцы Русакова Е.Л, Толкачев Г.О. не явились, о времени и месте слушания дела извещены своевременно и надлежащим образом, направили в суд своего представителя Рыбина А.В. (по доверенности), который заявленные требования поддержал, настаивал на их удовлетворении.
Представитель административного ответчика окружной избирательной комиссии по дополнительным выборам депутата Московской городской Думы по одномандатному избирательному округу N 37 Голышев И.В. (по доверенности) в судебное заседание явился, против удовлетворения административного искового заявления возражал, полагая, что нарушений избирательного законодательства при принятии оспариваемых решений допущено не было.
Выслушав объяснения представителя административных истцов, объяснения представителя административного ответчика, изучив письменные материалы дела, принимая во внимание заключение прокурора, полагавшего заявленные требования не обоснованными, суд считает, что административное исковое заявление не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Конституция Российской Федерации гарантирует гражданам Российской Федерации право избирать и быть избранными в органы государственной власти (часть 2 статьи 32).
Правовой основой регулирования отношений, связанных с осуществлением конституционного права граждан избирать и быть избранными в органы государственной власти, является Федеральный закон от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ).
Порядок организации и проведения выборов в органы государственной власти города Москвы и выборов в органы местного самоуправления внутригородских муниципальных образований в городе Москве, а также иные вопросы проведения выборов в городе Москве, отнесённые федеральным законодательством к ведению города Москвы, урегулированы Законом города Москвы от 6 июля 2005 года N 38 "Избирательный кодекс города Москвы" (далее - Избирательный кодекс города Москвы).
Согласно пункту 6 статьи 76 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ решение избирательной комиссии о регистрации кандидата (списка кандидатов), об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов) может быть отменено судом, а решение избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов) - также избирательной комиссией в порядке, предусмотренном статьей 75 настоящего Федерального закона, по заявлению зарегистрировавшей кандидата (список кандидатов) избирательной комиссии, кандидата, избирательного объединения, в отношении которых вынесено такое решение, кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, избирательного объединения, список кандидатов которого зарегистрирован по тому же избирательному округу, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24 - 26 статьи 38 настоящего Федерального закона, иных требований, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иным законом.
Пунктом 1 статьи 38 названного Федерального закона 12 июня 2002 года N 67-ФЗ установлено, что регистрация кандидата осуществляется соответствующей избирательной комиссией при наличии документов, указанных в пунктах 2, 2.2 и 3 (при проведении выборов в федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, выборов глав муниципальных районов и глав городских округов также документов, указанных в пункте 3.1) статьи 33 настоящего Федерального закона, иных предусмотренных законом документов, представляемых в соответствующую избирательную комиссию для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, а также при наличии необходимого количества подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидата.
Согласно пункту 1.2 статьи 37 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ на выборах депутатов законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации количество подписей, которое необходимо для регистрации кандидата, выдвинутого по одномандатному избирательному округу, составляет 3 процента от числа избирателей, зарегистрированных на территории соответствующего избирательного округа, указанного в схеме одномандатных избирательных округов.
Согласно Закону города Москвы от 30 апреля 2014 года N 22 "О схеме одномандатных избирательных округов по выборам депутатов Московской городской Думы", утвердившему схему одномандатных избирательных округов, численность избирателей по одномандатному избирательному округу N 37 составляет 174072 человека, следовательно, для регистрации кандидата по названному округу необходимо представить 5223 подписи.
Согласно подпункту "д" пункта 24 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ основанием отказа в регистрации кандидата является недостаточное количество достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата.
Аналогичные основания содержатся в пункте 5 части 20 статьи 37 Избирательного кодекса города Москвы.
Из материалов административного дела следует, что в окружную избирательную комиссию Русаковой Е.Л. были представлены документы для регистрации кандидата в депутаты Московской городской Думы, в их числе подписные листы, содержащие 2428 подписей избирателей, а также 2207 подписей избирателей, собранных с использованием ЕПГУ.
Поскольку в избирательную комиссию Русаковой Е.Л. представлены 4635 подписей, то есть на 588 подписей меньше установленного законом количества подписей, необходимого для регистрации кандидата, равного 5223, окружная избирательная комиссия своим решением от 02 августа 2021 года N 8/4 отказала Русаковой Е.Л. в её регистрации кандидатом в депутаты Московской городской Думы.
Толкачевым Г.О. были представлены документы для регистрации кандидата в депутаты Московской городской Думы, в их числе подписные листы, содержащие 2225 подписей избирателей, а также 946 подписей избирателей, собранных с использованием ЕПГУ.
Поскольку в избирательную комиссию Толкачевым Г.О. представлены 3189 подписей, то есть на 2034 подписей меньше установленного законом количества подписей, необходимого для регистрации кандидата, равного 5223, окружная избирательная комиссия своим решением от 02 августа 2021 года N 8/5 отказала Толкачеву Г.О. в его регистрации кандидатом в депутаты Московской городской Думы.
Учитывая установленное федеральным законодательством регулирование, недостаточное количество подписей избирателей, представленных для регистрации кандидатов Русаковой Е. Л, Толкачева Г. О, решения окружной избирательной комиссии по выборам депутата Московской городской Думы седьмого созыва по одномандатному избирательному округу созыва от 02 августа 2021 года N 8/4 "Об отказе в регистрации кандидата в депутаты Московской городской Думы седьмого созыва Русаковой Е.Л.", от 02 августа 2021 года N 8/5 "Об отказе в регистрации кандидата в депутаты Московской городской Думы седьмого созыва Толкачева Г.О." не могут быть признаны незаконными.
Ссылка административных истцов на то, что сохранение 3-х процентного барьера подписей избирателей для регистрации кандидата в депутаты в условиях распространения коронавирусной инфекции противоречит принципу справедливых и свободных выборов, и только подписи, собранные на портале государственных услуг, следует рассматривать как наиболее честные и достоверные, судом отклоняется как необоснованная, поскольку избирательные отношения урегулированы федеральным законодательством.
Пунктом 1.2 статьи 37 Федерального закона от 12 июня 2002 года N67-ФЗ предусмотрено, что на выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, депутатов законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации количество подписей, которое необходимо для регистрации кандидата, выдвинутого по одномандатному избирательному округу, составляет 3 процента от числа избирателей, зарегистрированных на территории соответствующего избирательного округа, указанного в схеме одномандатных избирательных округов.
В соответствии с пунктом 16.1 статьи 37 Федерального закона N 67-ФЗ (в редакции Федерального закона от 23 мая 2020 года N 154-ФЗ) законом субъекта Российской Федерации может быть предусмотрено, что на выборах в органы государственной власти субъекта Российской Федерации сбор подписей избирателей может осуществляться с использованием федеральной государственной информационной системы "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)". При этом законом субъекта Российской Федерации должно быть установлено количество подписей избирателей, которое может быть собрано с использованием указанной системы и которое не может превышать половину количества подписей избирателей, необходимого для регистрации кандидата, списка кандидатов.
Законом г. Москвы от 19 мая 2021 года N 11 "О внесении изменений в отдельные законы города Москвы и проведении эксперимента по организации и осуществлению дистанционного электронного голосования на выборах в органы государственной власти города Москвы, органы местного самоуправления в городе Москве в 2021 году" статья 34 Избирательного кодекса г.Москвы дополнена частями 15.1, 15.2 следующего содержания:
При проведении выборов в органы государственной власти города Москвы в избирательном округе (избирательных округах), расположенном (расположенных) на территории города Москвы, в соответствии с решением о назначении выборов сбор подписей избирателей в поддержку выдвижения кандидата может осуществляться с использованием федеральной государственной информационной системы "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)";
Количество подписей избирателей, которое может быть собрано с использованием федеральной государственной информационной системы "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)", составляет 50 процентов от установленного Городской комиссией количества подписей избирателей, необходимого для регистрации кандидата.
Согласно правовым позициям Конституционного Суда Российской Федерации федеральный законодатель, определяя порядок выдвижения и регистрации кандидатов на должности, замещаемые путём выборов, вправе предусмотреть в интересах избирателей специальные предварительные условия, позволяющие исключить из избирательного процесса тех его участников, которые не имеют достаточной поддержки избирателей, к таким условиям относится требование собрать определённое количество подписей избирателей (постановления от 17 ноября 1998 года N 26-П и от 11 июня 2002 года N 10-П; определения от 25 марта 1999 года N 32-О, от 6 июля 2010 года N 1087-О-О, от 24 февраля 2011 года N 202-О-О, от 5 июня 2012 года N 1058-О и др.).
Согласуется такое регулирование и с международными избирательными стандартами, в том числе закреплёнными в Конвенции о стандартах демократических выборов избирательных прав и свобод в государствах - участниках Содружества Независимых Государств. В соответствии с её статьей 9 (пункт 6) подлинные и свободные выборы предполагают равные и справедливые условия для регистрации кандидатов, списков кандидатов и политических партий (коалиций), а регистрационные требования должны быть ясными и не содержать условий, способных стать основанием для привилегий или ограничений дискриминационного характера.
Вопросы же изменения избирательного законодательства являются исключительной прерогативой законодателя.
Также не нашёл в судебном заседании своё подтверждение довод административных истцов о том, что в условиях распространения коронавирусной инфекции имелись непреодолимые трудности сбора рукописных подписей избирателей, которые исключали возможность сбора таких подписей в достаточном количестве, а сбор подписей на портале государственных услуг происходил с постоянными техническими проблемами. Объективных доказательств, препятствующих сбору подписей в необходимом количестве, не представлено.
Соблюдение требований избирательного законодательства, регулирующего порядок сбора подписей в поддержку кандидата, является обязательным. Отступление от этого требования привело бы к нарушению равных возможностей кандидатов по осуществлению своих пассивных избирательных прав, что недопустимо.
В целях снижения рисков распространения коронавирусной инфекции среди участников избирательного процесса разработаны Рекомендации кандидатам и избирательным объединениям по профилактике рисков, связанных с распространением коронавирусной инфекции (COVID-19), при подготовке и проведении выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации восьмого созыва, иных выборов и референдумов, назначенных на единый день голосования 19 сентября 2021 года, утверждённые руководителем Роспотребнадзора 08 июля 2021 года, предусматривающие в том числе ряд мер, способствующих исключению необходимости для кандидата проводить сбор подписей путём поквартирного обхода, а агитацию - через раздачу избирателям печатной и иной продукции.
В силу части 2 статьи 244 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд отказывает в удовлетворении административного иска о защите избирательных прав, если установит, что оспариваемые решение, действие (бездействие) являются законными.
Изучив конкретные обстоятельства дела, суд полагает, что оспариваемые решения приняты уполномоченным органом, в пределах его компетенции, соответствуют требованиям закона, не нарушают прав административных истцов, в том числе их права быть избранным в органы публичной власти, в связи с чем требования административных истцов Русаковой Е.Л, Толкачева Г.О. не подлежат удовлетворению по ранее приведённым мотивам.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 243, 244, 298 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении административного искового требования Русаковой Елены Леонидовны к окружной избирательной комиссии по дополнительным выборам депутата Московской городской Думы по одномандатному избирательному округу N 37 об отмене решения об отказе в регистрации кандидата в депутаты Московской городской Думы седьмого созыва от 02 августа 2021 года N 8/4 Русаковой Е.Л. - отказать.
В удовлетворении административного искового требования Толкачева Григория Олеговича к окружной избирательной комиссии по дополнительным выборам депутата Московской городской Думы по одномандатному избирательному округу N 37 об отмене решения об отказе в регистрации кандидата в депутаты Московской городской Думы седьмого созыва от 02 августа 2021 года N 8/5 Толкачева Г.О. - отказать.
Решение суда может быть обжаловано в Первый апелляционный суд общей юрисдикции в течение пяти дней со дня его принятия через Московский городской суд.
Судья
Московского городского суда А.С. Лопаткина
Мотивированное решение изготовлено 11.08.2021
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.