Судья Московского городского суда Хомякова Т.Г., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по жалобе генерального директора ООО "АЛЬФАО" фио на постановление судьи Пресненского районного суда адрес от 18 февраля 2021 года, которым ООО "АЛЬФАО" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.6.1 КоАП РФ, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере сумма, установил:
14 января 2021 года ст. инспектором ОМВД России по адрес по адрес в отношении ООО "АЛЬФАО" (далее - Общество) составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.6.1 КоАП РФ.
Данный протокол с иными материалами передан на рассмотрение в Пресненский районный суд адрес, судьёй которого 18 февраля 2021 года вынесено приведённое выше постановление.
В настоящее время в Московский городской суд указанное постановление судьи районного суда обжалует генеральный директор Общества фио по доводам поданной жалобы, согласно которым, выводы судьи районного суда основаны на недопустимых и недостоверных доказательствах; в нарушение требований ст. 27.8 КоАП РФ в рамках настоящего дела протокол осмотра принадлежащих юридическому лицу помещений составлен в рамках требований УПК, один из понятных, привлечённых к осмотру помещений, являлся несовершеннолетним, кроме того, в постановлении суда указано, что в ходе осмотра осуществлялась фото-видео-фиксация, однако, видеоматериалы к протоколу осмотра не приложены, протокол по делу об административном правонарушении составлен спустя месяц с момента выявления, к административной ответственности привлечено ненадлежащее лицо, так как ответственность за данное правонарушение должен нести фио, дело рассмотрено с нарушением требований ст. 24.1 КоАП РФ о всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела.
В судебное заседание Московского городского суда законный представитель ООО "АЛЬФАО", будучи извещенными о месте и времени слушания дела, не явился, направил защитника фио, которая доводы жалобы поддержала в полном объеме.
В судебном заседании в качестве свидетелей были опрошены сотрудники полиции - о/у ОУР ОМВД России по адрес фио, ст. инспектор по ГИАЗ ОМВД России по адрес фио, понятой фио
Из объяснений о/у ОУР ОМВД России по адрес фио следует, что вечером 11 декабря 2020 года примерно в 23 час. 10 мин. в ходе оперативной работы по розыску лица, подозреваемого в преступлении, он патрулировал территорию адрес, в ходе указанных мероприятий был установлен факт работы заведения - "Бар Свои" ООО "АЛЬФАО" после 23 часов 00 мин. Он принял решение проверить данное заведение, в том числе и на предмет нахождения разыскиваемого преступника, о чем сообщил дежурному в ОМВД. На момент прибытия оперативной группы, двери в бар были открыты, в помещении было много людей, играла громко музыка, осуществлялась продажа алкогольной продукции. Осмотр помещений проходил в присутствии понятых, был опрошен бармен фио, который пояснил, что заведение не прекратило свою работу после 23 час.00 мин, так как он не уследил за временим. Он (фио) дополнительно также производил видеосъемку, которую в последующем передал ст. инспектору по ГИАЗ ОМВД России по адрес фио для приобщения к материалам дела.
Из объяснений понятого фио следует, что он 11 декабря 2020 года поздно вечером после 23 часов прогуливался по адрес, сотрудники полиции попросили его принять участие в осмотре заведения - "Бар Свои" в качестве понятого. В баре находились посетители и осуществлялась деятельность по организации досуга граждан. Также подтвердил, что о/у ОУР ОМВД России по адрес фио в ходе проверочных мероприятий осуществлял видеосъемку, с содержанием которой он также был ознакомлен. На вопросы суда пояснил, что при составлении протокола осмотра сотрудником полиции видимо были допущены описки в указании его личных данных в части даты рождения и отчества, вместо "27.09.1990" ошибочно указано "27.09.2009", а вместо отчества "Дмитриевич" ошибочно указано "Викторович", но подпись в протоколе принадлежит ему, и изложенные в протоколе осмотра сведения он с достоверностью подтверждает в настоящем судебном заседании.
Из объяснений ст. инспектора по ГИАЗ ОМВД России по адрес фио следует, что она является должностным лицом, составившим протокол об административном правонарушении по настоящему делу, основаниями для составления в отношении ООО "АЛЬФАО" протокола об административном правонарушении по ч. 1 ст. 20.6.1 КоАП РФ явились обстоятельства, изложенные в рапорте о/у ОУР ОМВД России по адрес фио и протоколе осмотра, составленного старшим следователем СО ОМВД России по адрес фио Также пояснила, что в ходе производства по делу ни законный представитель Общества, ни бармен фио на вызовы в ОМВД России по адрес не являлись, 14 янвавря 2021 года протокол был составлен в соответствии с требованиями ст. 28.2 КоАП РФ с участием защитника Общества фио Также пояснила, что о/у ОУР ОМВД России по адрес фио была передана видеозапись для приобщения к материалам дела, о чем 12 января 2021 года было составлено определение о приобщении вещественных доказательств. В действиях ООО "АЛЬФАО" установлен состав правонарушения, предусмотренного ч. 1
ст. 20.6.1 КоАП РФ, поскольку 11 декабря 2020 года в 23 ч. 35 мин. по адресу: адрес, эт. 1-2, был выявлен факт организации ООО "АЛЬФАО" организации досуга граждан после 23 часов 00 мин. в помещении "Бар Свои", чем допущены нарушения требований п. 8.1 Указа Мэра Москвы от 11 ноября 2020 N 107-УМ.
Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, выслушав защитника, опросив свидетелей, оснований для отмены или изменения обжалуемого постановления судьи районного суда не имеется, ввиду следующего.
Часть 1 статьи 20.6.1 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за невыполнение правил поведения при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, или в зоне чрезвычайной ситуации, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 6.3 настоящего Кодекса, что влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до сумма прописью; на должностных лиц - от десяти тысяч до сумма прописью; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от тридцати тысяч до сумма прописью; на юридических лиц - от ста тысяч до сумма прописью.
Статьей 19 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" на граждан возложена обязанность соблюдать законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, выполнять установленные правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации.
На основании подпункта "а.2" пункта "а" статьи 10 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ (в редакции от 01 апреля 2020 года) "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" Правительство Российской Федерации устанавливает обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации.
Такие Правила утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 02 апреля 2020 года N 417, в соответствии с подпунктом "б" пункта 3, подпунктами "в", "г" пункта 4 которых, при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, граждане обязаны выполнять законные требования должностных лиц, осуществляющих мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций; при угрозе возникновения чрезвычайной ситуации гражданам запрещается осуществлять действия, создающие угрозу собственной безопасности, жизни и здоровью, а также осуществлять действия, создающие угрозу безопасности, жизни и здоровью, санитарно-эпидемиологическому благополучию иных лиц, находящихся на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации.
Согласно подпункту "б" пункта 6 статьи 4.1, подпунктов "а", "у", "ф" части 1 статьи 11 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ (в редакции от 01 апреля 2020 года) "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают в соответствии с федеральными законами законы и иные нормативные правовые акты в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера и обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации, а также с учетом особенностей чрезвычайной ситуации на территории субъекта Российской Федерации или угрозы ее возникновения во исполнение правил поведения, установленных в соответствии с подпунктом "а.2" пункта "а" статьи 10 названного Федерального закона, могут предусматривать дополнительные обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации.
На основании пункта 2 Указа Президента РФ от 02 апреля 2020 N 239 "О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на адрес в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)" высшим должностным лицам (руководителям высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации с учетом положений настоящего Указа, исходя из санитарно-эпидемиологической обстановки и особенностей распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в субъекте Российской Федерации, указано обеспечить разработку и реализацию комплекса ограничительных и иных мероприятий.
В развитие приведенных выше положений законодательства Российской Федерации в субъектах Российской Федерации приняты нормативные правовые акты в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в том числе, Указ Мэра Москвы от 10.11.2020 года N 107-УМ.
Согласно п. 8.1 Указа Мэра Москвы от 10.11.2020 года N 107-УМ в период с 23.00 до 6.00 приостанавливается оказание гражданам услуг общественного питания (за исключением продажи товаров, обслуживания на вынос без посещения гражданами помещений предприятий, доставки заказов и оказания бытовых услуг), проведение зрелищно-развлекательных мероприятий, в том числе в ночных клубах, барах, на дискотеках, в караоке, боулинг-клубах, картинг-центрах.
Из анализа приведенных норм в их системной взаимосвязи следует, что граждане, должностные лица, лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, юридические лица подлежат привлечению к административной ответственности по части 1 статьи 20.6.1 КоАП РФ как за нарушение Правил, так и за нарушение обязательных, а также дополнительных обязательных для исполнения гражданами и организациями правил поведения при введении на территории субъекта Российской Федерации режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации.
Данная правовая позиция изложена в ответе на вопрос N 17 Обзора по отдельным вопросам судебной практики, связанным с применением законодательства и мер по противодействию распространению на адрес новой коронавирусной инфекции (COVID-19) N 1, утвержденного Постановлением Президиума Верховного Суда Российской Федерации от 21 апреля 2020 года.
Как следует из материалов рассматриваемого дела и установлено судьей районного суда, 11 декабря 2020 года в 23 ч. 35 мин. по адресу: адрес, адрес, эт. 1-2, выявлен факт организации ООО "АЛЬФАО" организации досуга граждан после 23 часов 00 мин. в помещении "Бар Свои", на момент осмотра в ресторане находилось около 15 посетителей, чем ООО "АЛЬФАО" нарушило требования п. 8.1 Указа Мэра Москвы от 11 ноября 2020 N 107-УМ, т.е. совершило административное правонарушение, предусмотренное ч. 1 ст. 20.6.1 КоАП РФ.
Факт совершения ООО "АЛЬФАО" указанного административного правонарушения и его вина подтверждаются совокупностью исследованных в судебном заседании доказательств, в том числе, протоколом об административном правонарушении от 14 января 2021 года, рапортом оперуполномоченного ОУР капитана полиции фио, протоколом осмотра места правонарушения от 11 декабря 2020 года; кассовым чеком от 11 декабря 2020 года; договором аренды недвижимости N 01/10/19 от 01.10.2019 года, заключенным между ИП фио и ООО "АЛЬФАО" в отношении помещения адрес, эт. 1-2, видеоматериалом, иными материалами дела.
Приобщенные к материалам дела и исследованные судьей районного суда доказательства оформлены должностным лицом полиции, в рамках выполнения им своих должностных обязанностей, в соответствии с требованиями закона, причиной их составления послужило непосредственное выявление административного правонарушения, что нашло подтверждение в судебном заседании, нарушений требований закона при их составлении не допущено, все сведения, необходимые для правильного разрешения дела, в них отражены, они согласуются между собой и с фактическими данными, являются достоверными и допустимыми, отнесены статьей 26.2 КоАП РФ к числу доказательств, имеющих значение для правильного разрешения дела.
Вопреки доводам жалобы представленный к материалам дела видеоматериал, полученный в ходе проверочных мероприятий по вышеназванному адресу с очевидностью фиксирует обслуживание сотрудниками ООО "АЛЬФАО" посетителей бара, фиксирует обстоятельства, занесенные в протокол об административном правонарушении, в связи с чем, в силу части 2 статьи 26.7 КоАП РФ, указанный видеоматериал является документальным доказательством по рассматриваемому делу об административном правонарушении, который получил надлежащую правовую оценку судьи районного суда.
Каких-либо ограничений или особенностей для признания видеоматериала доказательством по делу об административном правонарушении КоАП РФ не устанавливает, также КоАП РФ не содержит какого-либо перечня минимальных либо обязательных доказательств, прилагаемых к протоколу об административном правонарушении при производстве по делу об административном правонарушении, формирование доказательственной базы на стадии, предшествующей рассмотрению дела об административном правонарушении, осуществляется должностным лицом по его усмотрению.
Данных, объективно свидетельствующих о заинтересованности сотрудника полиции, оформившего процессуальные документы, в исходе рассматриваемого дела не имеется, оснований для оговора им ООО "АЛЬФАО" не установлено, а исполнение им своих должностных обязанностей, в которые входит, в том числе, выявление административных правонарушений, само по себе не может ставить под сомнения его действия по сбору доказательств и составлению процессуальных документов.
Факт совершения ООО "АЛЬФАО" вмененного правонарушения подтверждён также показаниями свидетелей сотрудников полиции - о/у ОУР ОМВД России по адрес фио, ст. инспектора по ГИАЗ ОМВД России по адрес фио, понятого фио
Оценивая показания свидетелей - о/у ОУР ОМВД России по адрес фио, ст. инспектора по ГИАЗ ОМВД России по адрес фио и понятого фио, данные в настоящем судебном заседании, прихожу к выводу, что сведений о заинтересованности указанных лиц, опрошенных под подписку по ст. 17.9 КоАП РФ, не установлено, оснований не доверять их показаниям не имеется, они являются последовательными и непротиворечивыми и согласуются с протоколом об административном правонарушении.
При этом, допущенные старшим следователем СО ОМВД России по адрес фио в протоколе осмотра 11 декабря 2020 гола описки в части указания личных данных понятого фио, признаются несущественными, так как имеющиеся противоречия устранены путем его опроса в настоящем судебном заседании.
Ввиду изложенного, подлежат отклонению как несостоятельные ссылки стороны защиты на недопустимость и недостоверность представленных в материалы дела доказательств.
Объективная сторона состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.6.1 КоАП РФ, выражается в невыполнении правил поведения при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации.
Наличие обстоятельств, смягчающих административную ответственность, и отсутствие обстоятельств, отягчающих ответственность, не влияет на квалификацию действий общества по части 1 статьи 20.6.1 КоАП РФ и не может явиться основанием к освобождению от административной ответственности.
Согласно части 2 статьи 2.1 КоАП РФ, юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
При решении вопроса о виновности юридического лица в совершении административного правонарушения именно на него возлагается обязанность по доказыванию принятия всех зависящих от него мер по соблюдению правил и норм.
Вместе с тем, доказательств, подтверждающих, что ООО "АЛЬФАО" приняты все зависящие меры по соблюдению требований правил поведения при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, общество обеспечило неукоснительное их соблюдение материалы дела не содержат, ссылок на такие доказательства не имеется и в доводах поданной жалобы, тогда как возможность для соблюдения действующего законодательства в период режима повышенной готовности, за нарушение которого предусмотрена административная ответственность, у данного Общества имелась, что свидетельствует о его вине.
В силу положений статьи 2.9 КоАП РФ, разъяснений, содержащимся в пункте 21 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий, не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
Исходя из оценки фактических обстоятельств рассматриваемого дела, а также характера совершенного противоправного деяния, эпидемиологической ситуации, вызванной вспышкой новой коронавирусной инфекции (COVID-2019), которой по решению Всемирной организации здравоохранения 30 января 2020 года присвоен уровень международной опасности, объявлена чрезвычайная ситуация международного значения, а 11 марта 2020 года данная ситуация признана пандемией, пренебрежительного отношения общества к выполнению своих публично-правовых обязанностей, возложенных на него законодательством в условиях угрозы распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19), оснований для признания выявленного правонарушения малозначительным и освобождения от административной ответственности по части 1 статьи 20.6.1 КоАП РФ на основании статьи 2.9 КоАП РФ в рассматриваемом случае не имеется.
Из материалов дела не усматривается наличие каких-либо противоречий или неустранимых сомнений, влияющих на правильность вывода судьи районного суда о наличии события административного правонарушения и доказанности вины Общества в его совершении, не установлено данных, которые могли бы свидетельствовать о предвзятости судьи при рассмотрении дела.
Доводы жалобы не нашли своего объективного подтверждения в ходе судебного разбирательства, основаны на субъективном толковании закона, направлены на переоценку исследованных судьей доказательств, расцениваются как стремление избежать административной ответственности за совершенное административное правонарушение.
Несогласие с оценкой имеющихся в деле доказательств и с толкованием норм законодательства, подлежащих применению по данной категории дела, не свидетельствует о наличии существенных нарушений материальных и процессуальных норм КоАП РФ, не позволивших всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Административное наказание назначено Обществу в пределах санкции части 1 статьи 20.6.1 КоАП РФ, с соблюдением требований статей 3.1, 3.2, ст.3.3, 3.9, 4.1 КоАП РФ, с учетом конкретных обстоятельств дела, характера совершенного правонарушения, имущественного положения юридического лица, соответствует конституционным принципам дифференцированности, справедливости, законности, неотвратимости наказания, отвечает признаку индивидуализации административной ответственности, согласуется с его предупредительными целями.
Оснований для признания назначенного наказания несправедливым вследствие его чрезмерной суровости и назначения наказания в виде предупреждения, не установлено.
Исключительных обстоятельств, влияющих на назначенное административное наказание в виде административного штрафа, в данном случае не установлено, фактических и законных оснований для назначения административного штрафа ниже низшего предела, с учетом санкции статьи и установленных по делу конкретных обстоятельств, действия режима повышенной готовности не имеется.
В случае невозможности уплаты административного штрафа законный представитель Общества, с учетом имущественного положения юридического лица, не лишен возможности обратиться с заявлением в порядке статьи 31.5 КоАП РФ, предусматривающей порядок предоставления отсрочки и рассрочки уплаты административного штрафа.
Принципы презумпции невиновности и законности, закрепленные в статьях 1.5, 1.6 КоАП РФ, установленный частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности по данной категории дел и порядок рассмотрения дела соблюдены, бремя доказывания распределено верно.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену или изменение постановления судьи районного суда, в том числе по доводам поданной жалобы, не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.6-30.6 КоАП РФ, РЕШИЛ:
постановление судьи Пресненского районного суда адрес от 18 февраля 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.6.1 КоАП РФ, в отношении ООО "АЛЬФАО", оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Судья
Московского городского суда Т.Г. Хомякова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.