Судья Шестого кассационного суда общей юрисдикции Картовенко С.С., рассмотрев жалобу директора общества с ограниченной ответственностью "Сенатор" Степановой О.А. на вступившее в законную силу постановление судьи Кировского районного суда города Казани от 30 ноября 2020 года и решение судьи Верховного Суда Республики Татарстан от 10 февраля 2021 года, вынесенные в отношении общества с ограниченной ответственностью "Сенатор" (далее - ООО "Сенатор", общество) по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
постановлением судьи Кировского районного суда города Казани от 30 ноября 2020 года, оставленным без изменения решением судьи Верховного Суда Республики Татарстан от 10 февраля 2021 года, ООО "Сенатор" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей.
В жалобе, поданной в Шестой кассационный суд общей юрисдикции, Степанова О.А. выражает несогласие с судебными актами, вынесенными в отношении общества, ставя вопрос об их отмене, полагая их, в числе иного, бездоказательными.
Одновременно Степанова О.А. ходатайствует о восстановлении срока обжалования на решение Верховного Суда Республики Татарстан от 10 февраля 2021 года.
Данное ходатайство рассмотрению не подлежит, поскольку заявитель не учитывает то, что нормами Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не установлен срок для обжалования вступивших в законную силу актов, принятых по делу об административном правонарушении.
Изучение в пределах срока, установленного частью 3 статьи 30.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, материалов истребованного дела и доводов жалобы позволяет прийти к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 20.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (нормы, цитируемые в настоящем постановлении, приведены в редакции, действующей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения общества к административной ответственности) невыполнение правил поведения при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, или в зоне чрезвычайной ситуации, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 6.3 этого Кодекса, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до тридцати тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до трехсот тысяч рублей.
В целях предупреждения возникновения и развития чрезвычайных ситуаций, снижения размеров ущерба и потерь от чрезвычайных ситуаций, ликвидации чрезвычайных ситуаций был издан Федеральный закон от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (далее - Закон N 68-ФЗ), в котором определены общие для Российской Федерации организационно-правовые нормы в области защиты граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на территории Российской Федерации, всего земельного, водного, воздушного пространства в пределах Российской Федерации или его части, объектов производственного и социального назначения, а также окружающей среды от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Для достижения указанных целей законодатель предоставил Правительству Российской Федерации право устанавливать обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации (подпункт "а.2" пункта "а" статьи 10 Закона N 68-ФЗ).
Такие правила утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 апреля 2020 года N 417 (далее - Правила).
Согласно пунктам 3, 4 Правил при введений режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, граждане обязаны выполнять законные требования должностных лиц, осуществляющих мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций: при угрозе возникновения чрезвычайной ситуации гражданам запрещается осуществлять действия, создающие угрозу собственной безопасности, жизни и здоровью, а также осуществлять действия, создающие угрозу безопасности, жизни и здоровью, санитарно-эпидемиологическому благополучию иных лиц, находящихся на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации.
При этом органы государственной власти субъектов Российской Федерации наделены правом принимать в соответствии с федеральными законами законы и иные нормативные правовые акты в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера и обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации, а также с учетом особенностей чрезвычайной ситуации на территории субъекта Российской Федерации или угрозы ее возникновения во исполнение правил поведения, установленных в соответствии с подпунктом "а.2" пункта "а" статьи 10 названного федерального закона, предусматривать дополнительные обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации (подпункт "б" пункта 6 статьи 4.1, пункты "а", "у", "ф" части 1 статьи 11 Закона N 68-ФЗ).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 января 2020 года N 66 "О внесении изменения в перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих" коронавирусная инфекция (2019-nCoV) внесена в Перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих.
Пунктом 1.5 Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 18 марта 2020 года N 7 "Об обеспечении режима изоляции в целях предотвращения распространения COVID-2019" (зарегистрировано в Минюсте России 18 марта 2020 N 57771) постановлено: высшим должностным лицам субъектов Российской Федерации (руководителям высшего исполнительного органа государственной власти субъектов Российской Федерации) принять меры по введению режима повышенной готовности.
В связи с угрозой распространения в Республике Татарстан новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV) распоряжением Президента Республики Татарстан от 19 марта 2020 года N 129 с 19 марта 2020 года введен режим повышенной готовности.
В развитие приведенного правового регулирования 19 марта 2020 года Кабинет Министров Республики Татарстан принял постановление N 208 "О мерах по предотвращению распространения в Республике Татарстан новой коронавирусной инфекции" (далее по тексту - постановление N 208), в котором определилкомплекс ограничительных и иных мероприятий, направленных на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения в условиях режима повышенной готовности.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 2 Приложения 1 к постановлению N 208 (в редакции постановления от 18 сентября 2020 года N 847) организации и индивидуальные предприниматели при взаимодействии с гражданами должны:
не допускать вход и нахождение граждан в объектах розничной торговли, оказания услуг, культовых помещениях, зданиях и сооружениях, на земельных участках, на которых расположены такие здания и сооружения, в транспортных средствах при осуществлении перевозок пассажиров и багажа, включая такси, без использования средств индивидуальной защиты органов дыхания (маски, респираторы).
Из материалов дела об административном правонарушении усматривается, что 21 октября 2020 года в 14 часов 35 минут в период действия запретов и ограничений, введенных в целях предотвращения распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19), в магазине "Арыш Мае" ООО "Сенатор", расположенного по адресу: Республика Татарстан, город Казань, улица Светлая, дом N 24, посетители не использовали средства индивидуальной защиты органов дыхания (маски, респираторы).
Данное обстоятельство послужило основанием для составления 22 октября 2020 года должностным лицом в отношении ООО "Сенатор" протокола об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Фактические обстоятельства подтверждаются собранными по делу доказательствами, перечисленными в обжалуемых судебных актах, получившими оценку с точки зрения их относимости, допустимости и достаточности, по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства его совершения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.
Деяние Общества квалифицировано по части 1 статьи 20.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в соответствии с установленными обстоятельствами, нормами названного Кодекса и подлежащих применению нормативно-правовых актов.
Совокупность установленных судебными инстанциями фактических и правовых оснований позволяет прийти к выводу о том, что событие административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, установлены и доказаны на основании исследования представленных в материалы дела доказательств, являющихся достаточными и согласующимися между собой.
Утверждения заявителя о том, что общество не было надлежаще извещено о месте и времени рассмотрения дела судьей районного суда являются несостоятельными.
Из материалов дела следует, что ООО "Сенатор" было надлежаще извещено о месте и времени рассмотрения дела об административном правонарушении, назначенного судьей на 30 ноября 2020 года в 14 часов 00 минут, о чем свидетельствует почтовый конверт, имеющийся в материалах дела (л.д. 27).
О рассмотрении дела ООО "Сенатор" извещалось судебным извещением, направленным заказным письмом по адресу нахождения юридического лица, указанному Едином государственном реестре юридических лиц: Республика Татарстан, город Казань, улица Патриса Лумумбы, дом N 47, помещение N 9, однако почтовый конверт был возвращен отправителю в связи с неполучением по причине "истек срок хранения".
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в пункте 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", такие извещения являются надлежащими.
При таких обстоятельствах судья районного суда, располагал сведениями о надлежащем извещении общества, в отношении которого ведется производство по делу о месте и времени рассмотрения дела об административном правонарушении.
При наличии означенного извещения, которое является надлежащим, утверждение в жалобе о том, что доверенностью представитель общества Мозжухина А.Р. не была наделена полномочиями на участие в суде при производстве по настоящему делу об административном правонарушении, правового значения не имеет.
Во всяком случае, необходимо отметить, что доверенностью от 21 октября 2020 года Мозжухина А.Р. уполномочена, в частности, представлять интересы общества в Министерстве экологии и природных ресурсов Республики Татарстан в ходе производства по делам об административных правонарушениях. Действуя на основании этой доверенности в качестве защитника общества, Мозжухина А.Р. участвовала при составлении протокола по настоящему делу об административном правонарушении, поддерживала доводы жалобы директора общества Степановой О.А. при обжаловании состоявшегося по делу постановления в порядке главы 30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Судебными инстанциями были созданы необходимые условия для реализации ООО "Сенатор" своих прав. Нарушений, гарантированных Конституцией Российской Федерации и статей 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в том числе права на защиту, не усматривается.
Доказательств, свидетельствующих о том, что ООО "Сенатор" приняло все необходимые, достаточные и зависящие от него меры по соблюдению требований действующего законодательства и недопущения выявленного правонарушения, не представлено и судом не установлено.
Доводы жалобы, имеющие правовое значение, являлись предметом проверки судьей Верховного Суда Республики Татарстан и получили должную правовую оценку, отраженную в соответствующем судебном акте.
Несогласие заявителя с оценкой имеющихся в деле доказательств и с толкованием судебными инстанциями норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не свидетельствует о том, что судами допущены нарушения норм материального права и (или) предусмотренные Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях процессуальные требования.
Нарушений норм процессуального закона в ходе производства по делу не допущено, нормы материального права применены правильно.
Порядок и срок давности привлечения общества к административной ответственности соблюдены.
Административное наказание назначено в пределах санкции части 1 статьи 20.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли повлечь изменение или отмену обжалуемых судебных актов, не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
постановил:
постановление судьи Кировского районного суда города Казани от 30 ноября 2020 года и решение судьи Верховного Суда Республики Татарстан от 10 февраля 2021 года, вынесенные в отношении общества с ограниченной ответственностью "Сенатор" по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, а жалобу директора общества с ограниченной ответственностью "Сенатор" Степановой О.А. - без удовлетворения.
Судья С.С. Картовенко
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.