Судья Шестого кассационного суда общей юрисдикции Кувшинов В.Е., рассмотрев жалобы директора общества с ограниченной ответственностью "Аксамит" Зорина Дениса Владимировича на вступившие в законную силу постановление начальника ОГИБДД МО МВД России "Медведевский" N от 21 декабря 2020 года, решение судьи Медведевского районного суда Республики Марий Эл от 14 апреля 2021 года, решение судьи Верховного суда Республики Марий Эл от 07 июня 2021 года, вынесенные в отношении общества с ограниченной ответственностью "Аксамит" по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 11.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях; постановление начальника ОГИБДД МО МВД России "Медведевский" N от 21 декабря 2020 года, решение судьи Медведевского районного суда Республики Марий Эл от 23 апреля 2021 года, решение судьи Верховного суда Республики Марий Эл от 07 июня 2021 года, вынесенные в отношении общества с ограниченной ответственностью "Аксамит" по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 12.31.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях; постановление начальника ОГИБДД МО МВД России "Медведевский" N от 21 декабря 2020 года, решение судьи Медведевского районного суда Республики Марий Эл от 01 марта 2021 года, решение судьи Верховного суда Республики Марий Эл от 13 апреля 2021 года, вынесенные в отношении общества с ограниченной ответственностью "Аксамит" по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 12.31.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
постановлением начальника ОГИБДД МО МВД России "Медведевский" N от 21 декабря 2020 года, оставленным без изменения решением судьи Медведевского районного суда Республики Марий Эл от 14 апреля 2021 года, решением судьи Верховного суда Республики Марий Эл от 07 июня 2021 года, общество с ограниченной ответственностью "Аксамит" (далее - ООО "Аксамит") признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 11.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей.
Постановлением начальника ОГИБДД МО МВД России "Медведевский" N от 21 декабря 2020 года, оставленным без изменения решением судьи Медведевского районного суда Республики Марий Эл от 23 апреля 2021 года, решением судьи Верховного суда Республики Марий Эл от 07 июня 2021 года, ООО "Аксамит" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 12.31.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей.
Постановление начальника ОГИБДД МО МВД России "Медведевский" N от 21 декабря 2020 года, оставленным без изменения решением судьи Медведевского районного суда Республики Марий Эл от 01 марта 2021 года, решением судьи Верховного суда Республики Марий Эл от 13 апреля 2021 года, ООО "Аксамит" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 12.31.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей.
В жалобах, поданных в Шестой кассационный суд общей юрисдикции, директор общества с ограниченной ответственностью "Аксамит" Зорин Денис Владимирович просит рассмотрение поданных жалоб объединить, применить положения части 2 статьи 4.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, изменить обжалуемые акты в части наказания, назначив административное наказание в виде предупреждения.
Изучив материалы дела об административном правонарушении и доводы жалоб, судья Шестого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 2 статьи 11.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях выпуск на линию транспортного средства без тахографа в случае, если его установка на транспортном средстве предусмотрена законодательством Российской Федерации, либо с нарушением установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации требований к использованию тахографа, за исключением случая поломки тахографа после выпуска на линию транспортного средства, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от семи тысяч до десяти тысяч рублей; на индивидуальных предпринимателей - от пятнадцати тысяч до двадцати пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Административная ответственность по части 2 статьи 12.31.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях наступает за осуществление перевозок пассажиров и багажа, грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом с нарушением требований о проведении предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров водителей транспортных средств, что влечет наложение административного штрафа на граждан в размере трех тысяч рублей; на должностных лиц - пяти тысяч рублей; на юридических лиц - тридцати тысяч рублей.
Частью 3 статьи 12.31.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за осуществление перевозок пассажиров и багажа, грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом с нарушением требований о проведении предрейсового контроля технического состояния транспортных средств, что влечет наложение административного штрафа на граждан в размере трех тысяч рублей; на должностных лиц - пяти тысяч рублей; на юридических лиц - тридцати тысяч рублей.
В соответствии с частью 1 статьи 20 Федерального закона от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие эксплуатацию транспортных средств, обязаны оснащать транспортные средства тахографами. Требования к тахографам, категории и виды оснащаемых ими транспортных средств, порядок оснащения транспортных средств тахографами, правила их использования, обслуживания и контроля их работы устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Пунктом 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 23 ноября 2012 года N 1213 "О требованиях к тахографам, категориях и видах оснащаемых ими транспортных средств, порядке оснащения транспортных средств тахографами, правилах их использования, обслуживания и контроля их работы" в соответствии со статьей 20 Федерального закона "О безопасности дорожного движения" установлено, что требования к тахографам, категории и виды оснащаемых ими транспортных средств, правила их использования, обслуживания и контроля их работы утверждаются Министерством транспорта Российской Федерации по согласованию с Федеральной службой безопасности Российской Федерации и Министерством внутренних дел Российской Федерации; порядок оснащения транспортных средств тахографами устанавливается Министерством транспорта Российской Федерации.
Правовые основы обеспечения безопасности дорожного движения на территории Российской Федерации определены Федеральным законом от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" (далее - Федеральный закон N 196-ФЗ).
В силу статьи 5 данного Федерального закона обеспечение безопасности дорожного движения осуществляется, в том числе посредством проведения комплекса мероприятий по медицинскому обеспечению безопасности дорожного движения.
Пунктом 1 статьи 20 Федерального закона N 196-ФЗ установлено, что юридические лица, индивидуальные предприниматели, осуществляющие эксплуатацию транспортных средств, обязаны организовывать в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона, Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" проведение обязательных медицинских осмотров и мероприятий по совершенствованию водителями транспортных средств навыков оказания первой помощи пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях; обеспечивать соответствие технического состояния транспортных средств требованиям безопасности дорожного движения и не допускать транспортные средства к эксплуатации при наличии у них неисправностей, угрожающих безопасности дорожного движения.
Согласно пунктам 1, 3 статьи 23 Федерального закона N 196-ФЗ медицинское обеспечение безопасности дорожного движения включает в себя обязательные предварительные, периодические (не реже одного раза в два года), предрейсовые медицинские осмотры, которые проводятся в течение всего времени работы лица в качестве водителя транспортного средства, за исключением водителей, управляющих транспортными средствами, выезжающими по вызову экстренных оперативных служб.
Порядок проведения предсменных, предрейсовых и послесменных, послерейсовых медицинских осмотров утвержден приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 15 декабря 2014 года N 835н.
В силу пунктов 12, 16 указанного Порядка по результатам прохождения предрейсового медицинского осмотра при вынесении заключения об отсутствии признаков воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов, состояний и заболеваний, препятствующих выполнению трудовых обязанностей, в том числе алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения и остаточных явлений такого опьянения, на путевых листах ставится штамп "прошел предрейсовый медицинский осмотр, к исполнению трудовых обязанностей допущен" и подпись медицинского работника, проводившего медицинский осмотр.
Таким образом, на работников, выполняющих трудовую функцию, связанную с управлением транспортными средствами, возложена обязанность прохождения обязательного предрейсового медицинского осмотра.
Пунктом 4 статьи 20 Федерального закона N 196-ФЗ установлено, что юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие перевозки автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, должны: - соблюдать правила обеспечения безопасности перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утверждаемые федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта; - организовывать и проводить предрейсовый контроль технического состояния транспортных средств в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта.
Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 15 января 2014 года N 7 утверждены Правила обеспечения безопасности перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, а также Перечень мероприятий по подготовке работников юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих перевозки автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, к безопасной работе и транспортных средств к безопасной эксплуатации (далее - Правила, Перечень) (утратил силу с 01 января 2021 года в связи с изданием Постановления Правительства РФ от 26 октября 2020 года N 1742).
В силу пунктов 28, 29 данных Правил субъект транспортной деятельности обязан обеспечить проведение предрейсового контроля технического состояния транспортного средства. Запрещается выпуск на линию транспортных средств, не прошедших предрейсовый контроль технического состояния. Сведения о проведенном предрейсовом контроле технического состояния транспортных средств фиксируются в путевых листах. Предрейсовый контроль технического состояния транспортных средств осуществляется контролером технического состояния автотранспортных средств или контролером технического состояния транспортных средств городского наземного электрического транспорта, на которого субъектом транспортной деятельности возложены обязанности по проведению такого контроля.
Согласно пункту 2.5 Перечня к мероприятиям по подготовке транспортных средств к безопасной эксплуатации относится проведение предрейсового контроля технического состояния транспортных средств до выезда транспортных средств с места их постоянной стоянки с соответствующей отметкой о проведенном предрейсовом контроле технического состояния транспортных средств в путевом листе.
Как следует из материалов дела, 10 ноября 2020 года в 11 час. 20 мин. на 42 км. автодороги, объездная г. Йошкар-Ола Менделеевского района Республики Марий Эл должностным лицом выявлено, что ООО Аксамит" осуществило выпуск на линию транспортного средства МАЗ 6422, государственный регистрационный знак N, с полуприцепом N, государственный регистрационный знак N, категории N 3, под управлением водителя ФИО5, осуществлявшего перевозку груза с нарушением установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации требований к использованию тахографа, то есть в техническом средстве контроля за режимом труда и отдыха водителя отсутствовала карта водителя; без проведения предрейсового медицинского осмотра водителя транспортного средства; без проведения предрейсового контроля технического состояния транспортного средства.
Фактические обстоятельства дела подтверждены собранными доказательствами, получившими оценку по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с точки зрения их относимости, допустимости, достоверности и достаточности.
В соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в ходе производства по делу на основании полного и всестороннего анализа собранных доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 указанного Кодекса.
Правильность выводов должностного лица и судебных инстанций о виновности привлекаемого лица в совершении административных правонарушений, предусмотренных частью 2 статьи 11.23, частями 2 и 3 статьи 12.31.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, сомнений не вызывает, они основаны на совокупности собранных доказательств.
Таким образом, ООО "Аксамит" совершило административные правонарушения, ответственность за которые предусмотрена частью 2 статьи 11.23, частями 2 и 3 статьи 12.31.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вместе с тем при назначении обществу административного наказания должностным лицом оставлены без внимания следующие обстоятельства.
В соответствии с общими правилами назначения административного наказания, основанными на принципах справедливости, соразмерности и индивидуализации ответственности, административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (часть 1 статьи 4.1 названного Кодекса).
Согласно части 1 статьи 4.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при совершении лицом двух и более административных правонарушений административное наказание назначается за каждое совершенное административное правонарушение.
При этом в силу части 2 указанной статьи при совершении лицом одного действия (бездействия), содержащего составы административных правонарушений, ответственность за которые предусмотрена двумя и более статьями (частями статей) Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и рассмотрение дел о которых подведомственно одному и тому же судье, органу, должностному лицу, административное наказание назначается в пределах санкции, предусматривающей назначение лицу, совершившему указанное действие (бездействие), более строгого административного наказания.
Аналогичная правовая позиция изложена в пункте 24 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях".
Нарушения, допущенные обществом при осуществлении перевозки груза, имели место при совершении им одного деяния, выразившегося в осуществлении перевозки груза на вышеупомянутом транспортном средстве 10 ноября 2020 года в 11 час. 20 мин. с нарушением требований нормативных актов в сфере безопасности дорожного движения. Рассмотрение дел об административных правонарушениях, возбужденных по факту выявленных нарушений, подведомственно одному и тому же должностному лицу.
Следовательно, общество, совершив одним деянием административные правонарушения, ответственность за которые предусмотрена частью 2 статьи 11.23, частями 2 и 3 статьи 12.31.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подлежало привлечению к административной ответственности с назначением административного наказания по правилам части 2 статьи 4.4 названного Кодекса в пределах санкции, предусматривающей назначение более строгого административного наказания.
В ходе рассмотрения настоящего дела заявитель последовательно ссылался на вышеуказанные обстоятельства, однако при вынесении постановлений о назначении административного наказания данные доводы и положения части 2 статьи 4.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях должностным лицом, равно как и судебными инстанциями в рамках пересмотра состоявшихся постановлений о назначении административного наказания, учтены не были.
Исходя из оценки конкретных обстоятельств данного дела объективных оснований признать совершенное административное правонарушение малозначительным в соответствии со статьей 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не усматривается.
Оснований для применения положений статьи 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не имеется.
В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов выносится решение об изменении постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста, если допущенные нарушения указанного Кодекса и (или) закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях могут быть устранены без возвращения дела на новое рассмотрение и при этом не усиливается административное наказание или иным образом не ухудшается положение лица, в отношении которого вынесены указанные постановление, решение.
При таких обстоятельствах постановление начальника ОГИБДД МО МВД России "Медведевский" N от 21 декабря 2020 года, решение судьи Медведевского районного суда Республики Марий Эл от 14 апреля 2021 года, решение судьи Верховного суда Республики Марий Эл от 07 июня 2021 года, вынесенные в отношении общества с ограниченной ответственностью "Аксамит" по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 11.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях; постановление начальника ОГИБДД МО МВД России "Медведевский" N от 21 декабря 2020 года, решение судьи Медведевского районного суда Республики Марий Эл от 23 апреля 2021 года, решение судьи Верховного суда Республики Марий Эл от 07 июня 2021 года, вынесенные в отношении общества с ограниченной ответственностью "Аксамит" по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 12.31.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях; постановление начальника ОГИБДД МО МВД России "Медведевский" N от 21 декабря 2020 года, решение судьи Медведевского районного суда Республики Марий Эл от 01 марта 2021 года, решение судьи Верховного суда Республики Марий Эл от 13 апреля 2021 года, вынесенные в отношении общества с ограниченной ответственностью "Аксамит" по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 12.31.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подлежат изменению путем назначения ему за совершение административных правонарушений, предусмотренных частью 2 статьи 11.23, частями 2 и 3 статьи 12.31.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, административного наказания в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Шестого кассационного суда общей юрисдикции
постановил:
дела об административных правонарушениях N 16-5304/2021 по части 2 статьи 11.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, N 16-5779/2021 по части 2 статьи 12.31.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, N 16-5564/2021 по части 3 статьи 12.31.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях объединить в одно производство.
Жалобу директора общества с ограниченной ответственностью "Аксамит" Зорина Дениса Владимировича удовлетворить частично.
Постановление начальника ОГИБДД МО МВД России "Медведевский" N от 21 декабря 2020 года, решение судьи Медведевского районного суда Республики Марий Эл от 14 апреля 2021 года, решение судьи Верховного суда Республики Марий Эл от 07 июня 2021 года, вынесенные в отношении общества с ограниченной ответственностью "Аксамит" по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 11.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях; постановление начальника ОГИБДД МО МВД России "Медведевский" N от 21 декабря 2020 года, решение судьи Медведевского районного суда Республики Марий Эл от 23 апреля 2021 года, решение судьи Верховного суда Республики Марий Эл от 07 июня 2021 года, вынесенные в отношении общества с ограниченной ответственностью "Аксамит" по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 12.31.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях; постановление начальника ОГИБДД МО МВД России "Медведевский" N от 21 декабря 2020 года, решение судьи Медведевского районного суда Республики Марий Эл от 01 марта 2021 года, решение судьи Верховного суда Республики Марий Эл от 13 апреля 2021 года, вынесенные в отношении общества с ограниченной ответственностью "Аксамит" по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 12.31.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, изменить.
Назначить обществу с ограниченной ответственностью "Аксамит" за совершение административных правонарушений, предусмотренных частью 2 статьи 11.23, частями 2 и 3 статьи 12.31.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей.
В остальной части указанные акты оставить без изменения.
Судья В.Е. Кувшинов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.