Судебная коллегия по гражданским делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Булатовой Е.Е, судей Шеховцовой Ю.В, Вишневской В.Д, рассмотрев в открытом судебном заседании 3 августа 2021 года гражданское дело N 2-3378/2020 по иску Степанова ФИО7 к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда РФ в г.Липецке Липецкой области (межрайонному) о признании права на досрочное назначение страховой пенсии по старости
по кассационной жалобе Степанова ФИО8
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Липецкого областного суда от ДД.ММ.ГГГГ, заслушав доклад судьи Шеховцовой Ю.В,
УСТАНОВИЛА:
Степанов А.М. обратился в суд с иском к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда РФ в г. Липецке Липецкой области (межрайонному) о признании права на досрочное назначение страховой пенсии по старости.
В обоснование требований указал, что 20 декабря 2016 года обратился к ответчику с заявлением о досрочном назначении страховой пенсии по старости в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 30 ФЗ Федерального закона "О страховых пенсиях", однако ему было отказано из-за отсутствия требуемого специального стажа 10 лет. Решением Правобережного районного суда г..Липецка от 28 января 2020 года в специальный стаж истца по Списку N2 были включены: период работы с 29 июня 1981 года по 10 июля 1987 года, период обучения с 1 сентября 1978 года по 5 июля 1979 года, период службы по призыву в рядах Советской Армии с 8 июля 1979 года по 6 мая 1981 года, в страховой стаж период работы с 23 января 1996 года по 2 марта 1998 года. Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Липецкого областного суда от 15 июля 2020 года вышеуказанное решение Правобережного районного суда г..Липецка отменено в части включения в страховой стаж периода с 1 января 1997 года по 2 марта 1998 года и признания за ним права на досрочное назначение страховой пенсии в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N400-ФЗ "О страховых пенсиях" и постановлено новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований, в остальной части решение оставлено без изменения. Решением ответчика от 5 августа 2020 года истцу назначена досрочная страховая пенсия с 31 июля 2020 года.
Истец после обращения в пенсионный орган с заявлением о назначении пенсии с 20 декабря 2016 года продолжал работать и на 4 декабря 2017 года у него имелся страховой стаж более 25 лет. С учетом бесспорно засчитанных в страховой стаж истца 23 года 8 месяцев 3 дня (определенных по состоянию на 30 сентября 2016 года), периода работы, включенного в страховой стаж истца решением Правобережного районного суда г..Липецка от 28 января 2020 года с 23 января 1996 года по 31 декабря 1996 года и периода работы с 1 октября 2016 года по 24 марта 2017 года по состоянию на 4 декабря 2017 года страховой стаж истца превысил 25 лет. Степанов А.М. обратился с заявлением о назначении страховой пенсии 20 декабря 2016 года, возраста 57 лет истец достиг 4 декабря 2017 года, на указанную дату у него имелся требуемый для назначения страховой пенсии в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального Закона "О страховых пенсиях" страховой стаж более 25 лет и специальный стаж - 8 лет.
С учетом вышеизложенного, истец просил суд признать за ним право досрочную страховую пенсию по старости в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" со дня возникновения права - с 4 декабря 2017 года, обязать ответчика засчитать в специальный стаж период работы с 1 октября 2016 года по 24 марта 2017 года, назначить пенсию с 4 декабря 2017 года.
Решением Правобережного районного суда г. Липецка от 24 сентября 2020 года исковые требования Степанова А.М. удовлетворены. За Степановым А.М. признано право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с занятостью на работе с тяжелыми условиями труда в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона N 400-ФЗ от 28 декабря 2013 года "О страховых пенсиях". На Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда РФ в городе Липецке Липецкой области (межрайонное) возложена обязанность назначить Степанову А.М. с 4 декабря 2017 года досрочную страховую пенсию по старости, засчитав в страховой стаж период работы с 1 октября 2016 года по 24 марта 2017 года.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Липецкого областного суда от 13 января 2021 года решение суда первой инстанции отменено, постановлено новое решение, которым в удовлетворении исковых требований Степанова А.М. отказано.
В поданной кассационной жалобе Степанов А.М. просит отменить апелляционное определение, ссылаясь на нарушение судом норм материального и процессуального права, несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела.
Проверив материалы дела в пределах доводов кассационной жалобы, обсудив указанные доводы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии со статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции является несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанции, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Такого характера нарушения допущены судом апелляционной инстанции при разрешении настоящего дела и выразились в следующем.
Как установлено судами и подтверждается материалами дела, 20 декабря 2016 года Степанов А.М. обратился в Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда РФ в г.Липецке Липецкой области (межрайонное) с заявлением о досрочном назначении страховой пенсии по старости.
Решением Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда РФ в г.Липецке Липецкой области (межрайонного) от 7 июля 2017 года N 2778 Степанову А.М. отказано в досрочном назначении страховой пенсии в связи с работой в тяжелых условиях труда в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" в связи с отсутствием требуемого специального стажа.
Из решения об отказе в установлении пенсии от 7 июля 2017 года следует, что в специальный стаж работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, не включен период работы истца с 29 июня 1981 года по 10 июля 1987 в должности электромонтера по ремонту и монтажу оборудования в электроремонтном цехе на Липецком литейном заводе "Центролит", период с 3 августа 1987 года по 31 августа 1987 года в должности электромонтера в карьере "Малка" и с 1 сентября 1987 года по 7 апреля 1992 года в должности слесаря по ремонту оборудования карьера "Малка".
Решением Правобережного районного суда города Липецка от 28 января 2020 года за Степановым А.М. признано право на досрочное назначение страховую пенсию по старости в связи с занятостью на работе с тяжелыми условиями труда в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона N 400-ФЗ от 28 декабря 2013 года "О страховых пенсиях". На Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда РФ в г.Липецке Липецкой области (межрайонное) возложена обязанность назначить Степанову А.М. с 4 декабря 2017 года (момента возникновения права) досрочную страховую пенсию по старости в связи с занятостью на работе с тяжелыми условиями труда, предусмотренной Списком N 2, засчитать в специальный стаж период работы с 29 июня 1981 года по 10 июля 1987 года, период обучения с 1 сентября 1978 года по 5 июля 1979 года, периода службы по призыву в рядах Советской Армии с 8 июля 1979 года по 6 мая 1981 года, засчитав в страховой стаж период работы с 23 января 1996 года по 2 марта 1998 года. В удовлетворении исковых требований Степанова А.М. к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда РФ в г.Липецке Липецкой области (межрайонному) о взыскании компенсации морального вреда отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Липецкого областного суда от 15 июля 2020 года указанное решение отменено в части включения в страховой стаж Степанова А.М. периода с 1 января 1997 года по 2 марта 1998 года и признания за ним права на досрочное назначение страховой пенсии в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N400-ФЗ "О страховых пенсиях" и постановлено новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований, в остальной части решение оставлено без изменения.
Решением Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда РФ в г.Липецке Липецкой области (межрайонного) от 5 августа 2020 года истцу назначена досрочная страховая пенсия с 31 июля 2020 года.
Также из материалов дела следует, что в период с 15 июля 2014 года по 24 марта 2017 года истец работал в ФКУ "Войсковая часть 62632 в должности авиационного техника по приборам и электрооборудованию группы регламента и ремонта объединенной техническо-эксплутационной части авиационной группы, что подтверждается трудовой книжкой, выпиской из лицевого счета застрахованного лица от 4 мая 2017 года.
В выписке из индивидуального лицевого счета застрахованного лица от 4 мая 2017 года содержатся сведения об уплате страховых взносов за период с 1 октября 2016 года по 24 марта 2017 года.
Разрешая спор, и удовлетворяя исковые требования Степанова А.М, суд первой инстанции исходил из того, что период работы с 1 октября 2016 года по 24 марта 2017 года в ФКУ "Войсковая часть 62632" в должности авиационного техника по приборам и электрооборудованию группы регламента и ремонта объединенной техническо-эксплуатационной части авиационной группы подлежит включению в страховой стаж истца, поскольку он отражен в выписке из индивидуального лицевого счета застрахованного лица, в связи с чем пришел к выводу, что на 4 декабря 2017 года страховой стаж истца составил более требуемых 25 лет, специальный стаж составил 8 лет 8 месяцев, что дает право Степанову А.М. на назначение досрочной страховой пенсии с момента достижения истцом возраста 57 лет, то есть с 4 декабря 2017 года.
Суд апелляционной инстанции не согласился с указанными выводами суда первой инстанции.
Отменяя решение суда первой инстанции, и отказывая в удовлетворении исковых требований Степанова А.М, суд апелляционной инстанции указал, что, поскольку часть периода работы истца в ФКУ "Войсковая часть 62632" с 15 июля 2014 года по 24 марта 2017 года следовала после обращения истца в пенсионный орган - 20 декабря 2016 года, соответственно, ответчик не имел законных оснований оценивать период работы после обращения истца за пенсией.
Также суд апелляционной инстанции обратил внимание на то, что решением Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда РФ в г.Липецке Липецкой области (межрайонного) от 5 августа 2020 года истцу назначена досрочная пенсия с 31 июля 2020 года по заявлению от указанной даты. Спорный период работы истца был включен ответчиком в бесспорном порядке, так как в подтверждение была представлена копия трудовой книжке, при назначении пенсии запрошена выписка из индивидуального лицевого счета застрахованного лица.
В связи с тем, что истец в период с 4 декабря 2017 года до 31 июля 2020 года не обращался в Пенсионный фонд за назначением пенсии, суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что оснований для признания за Степановым А.М. права на досрочную страховую пенсию по старости в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" со дня возникновения права - с 4 декабря 2017 года не имелось.
Судебная коллегия по гражданским делам Первого кассационного суда общей юрисдикции приходит к выводу о том, что при рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанции были допущены существенные нарушения норм материального и процессуального права, и они выразились в следующем.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены вступившим в силу с 1 января 2015 г. Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее также - Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
По общему правилу право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет (часть 1 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ; здесь и далее нормы Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ приведены в редакции, действовавшей на момент первоначального обращения Степанова А.М. в пенсионный орган с заявлением о досрочном назначении страховой пенсии по старости - 20 декабря 2016 года).
Порядок и условия сохранения права на досрочное назначение страховой пенсии определены статьей 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N400-ФЗ.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 указанного федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет и 20 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, предусмотренного статьей 8 настоящего Федерального закона, на один год за каждые 2 года и 6 месяцев такой работы мужчинам и за каждые 2 года такой работы женщинам.
Статьей 21 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ определен порядок установления страховых пенсий, выплаты и доставки страховых пенсий, фиксированной выплаты к страховой пенсии.
Согласно части 1 статьи 21 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N400-ФЗ установление страховых пенсий и выплата страховых пенсий, включая организацию их доставки, производятся органом, осуществляющим пенсионное обеспечение в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", по месту жительства лица, обратившегося за страховой пенсией.
В силу части 20 статьи 21 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N400-ФЗ решения об установлении или отказе в установлении страховой пенсии, о выплате этой пенсии, об удержаниях из указанной пенсии и о взыскании излишне выплаченных сумм страховой пенсии могут быть обжалованы в вышестоящий пенсионный орган (по отношению к органу, вынесшему соответствующее решение) и (или) в суд.
Страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 статьи 22 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию (часть 1 статьи 22 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
Исходя из части 2 статьи 22 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ днем обращения за страховой пенсией считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами, подлежащими представлению заявителем.
Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, положения статьи 22 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", предусматривая сроки, с которых назначается пенсия, наделяют гражданина свободой действий по реализации (отказу от реализации) права на пенсионное обеспечение и способствуют своевременному обращению граждан за назначением пенсии (определения Конституционного Суда Российской Федерации от 22 декабря 2015 г. N 2920-О, от 24 апреля 2018 г. N 948-О).
Из части 6 статьи 21 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ следует, что правила обращения за страховой пенсией и ее назначения устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
В соответствии с частью 6 статьи 21 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 17 ноября 2014 г. N 884н утверждены Правила обращения за страховой пенсией, фиксированной выплатой к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, накопительной пенсией, в том числе работодателей, и пенсией по государственному пенсионному обеспечению, их назначения, установления, перерасчета, корректировки их размера, в том числе лицам, не имеющим постоянного места жительства на территории Российской Федерации, проведения проверок документов, необходимых для их установления, перевода с одного вида пенсии на другой в соответствии с федеральными законами "О страховых пенсиях", "О накопительной пенсии" и "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" (далее - Правила N 884н).
В силу пункта 19 Правил N 884н заявление о назначении пенсии по старости может быть принято территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации и до наступления пенсионного возраста гражданина, но не ранее чем за месяц до достижения соответствующего возраста.
Пунктом 23 Правил N 884н определено, что решения и распоряжения об установлении или об отказе в установлении пенсии принимаются территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации на основе всестороннего, полного и объективного рассмотрения всех документов, имеющихся в распоряжении территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации.
В пункте 32 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 г. N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии" разъяснено, что, если истец в установленном законом порядке обращался в орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, за назначением пенсии, однако в этом ему было необоснованно отказано, суд вправе обязать орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, назначить истцу пенсию со дня обращения с заявлением в такой орган либо с более раннего срока, если это установлено Федеральным законом N 173-ФЗ (статьи 18 и 19 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации").
Данные разъяснения применимы и при разрешении споров, связанных с реализацией права на назначение страховой пенсии по старости, так как в Федеральном законе от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" содержатся аналогичные нормы о порядке установления страховых пенсий и сроках их назначения (статьи 21, 22 названного федерального закона).
Из приведенного нормативного правового регулирования, позиции Конституционного Суда Российской Федерации и разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации следует, что страховая пенсия по старости, в том числе назначаемая досрочно в соответствии с положениями статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ, по общему правилу назначается со дня обращения за указанной пенсией, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на данную пенсию. При этом заявление о назначении пенсии может быть подано гражданином и до наступления пенсионного возраста, но не ранее чем за месяц до достижения соответствующего возраста.
Назначение и выплата страховой пенсии по старости осуществляются территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации. Если гражданин в установленном законом порядке обращался в орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, за назначением пенсии, однако в этом ему было необоснованно отказано, суд вправе обязать пенсионный орган назначить гражданину пенсию со дня его обращения с заявлением в такой орган, а в случае обращения гражданина с заявлением о назначении пенсии ранее возникновения права на пенсию - с момента возникновения такого права.
Суд апелляционной инстанции при разрешении исковых требований Степанова А.М. о признании права на назначение ему страховой пенсии по старости с 4 декабря 2017 года, неправильно применил к спорным отношениям нормы пенсионного законодательства, регулирующие порядок установления и выплаты страховой пенсии, в том числе нормативные положения о назначении страховой пенсии со дня обращения за указанной пенсией, но не ранее возникновения права на нее, не учел подлежащие применению в данном случае разъяснения Пленума Верховного Суда Российской Федерации, содержащиеся в пункте 32 постановления от 11 декабря 2012 г. N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии", вследствие чего сделал не основанный на законе вывод об отсутствии оснований для возложения на пенсионный орган обязанности по назначению Степанову А.М. страховой пенсии по старости с момента возникновения у него права на досрочную страховую пенсию по старости.
Между тем Степанов А.М, обращаясь в суд с настоящими исковыми требованиями, указывал, что заявление о досрочном назначении страховой пенсии по старости первоначально было подано им в пенсионный орган 20 декабря 2016 года. Принимая решение по этому заявлению 7 июля 2017 года, ответчик необоснованно не включил в специальный страховой стаж периоды его работы, обучения и службы в армии. В связи с этим он был вынужден в судебном порядке защищать свое право на пенсионное обеспечение. С учетом периодов, включенных в его специальный страховой стаж решением Правобережного районного суда г.Липецка от 28 января 2020 года, вступившим в законную силу 15 июля 2020 года, у Степанова А.М. имелся специальный стаж 8 лет 8 месяцев, что дает ему право на досрочное назначение страховой пенсии по старости с момента достижения возраста 57 лет, то есть с 4 декабря 2017 года. Однако до вступления в силу названных судебных актов (15 июля 2020 года) истец из-за необоснованного не включения ему пенсионным органом в специальный стаж периодов ее работы, учебы и службы в армии фактически был лишен возможности реализовать свое право на назначение досрочной страховой пенсии с момента его возникновения.
Эти доводы Степанова А.М. не получили с учетом подлежащих применению к спорным отношениям норм материального права правовой оценки суда апелляционной инстанции, который ограничился лишь выводом о том, что на дату первоначального обращения Степанова А.М. в пенсионный орган с заявлением о досрочном назначении страховой пенсии по старости (20 декабря 2016 г.) ответчик не имел возможности оценивать периоды работы истца после обращения его за пенсией, а в период с 4 декабря 2017 года по 31 июля 2020 года Степанов А.М. не обращался в Пенсионный орган за назначением пенсии.
Суд апелляционной инстанции оставил без внимания взаимосвязанные положения статьи 22 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ и пункта 19 Правил N 884н, по смыслу которых гражданин вправе обратиться в пенсионный орган за назначением страховой пенсии ранее возникновения права на пенсию, при этом назначение пенсии будет осуществляться со дня возникновения права на указанную пенсию, что гарантирует гражданину своевременное пенсионное обеспечение.
Вследствие неправильного применения норм материального права суд апелляционной инстанций не определили не установилюридически значимое для правильного разрешения настоящего спора обстоятельство, а именно с какого момента у Степанова А.М. возникло право на досрочную страховую пенсию по старости в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ.
Правовая позиция относительно ошибочности выводов судов о возникновении у гражданина права на досрочную пенсию по старости с момента его повторного обращения в пенсионный орган после вступления в законную силу судебных постановлений, устанавливающих факты работы на определенных должностях, а не с момента первоначального обращения в пенсионный орган с заявлением о досрочном назначении пенсии по старости, изложена в Обзоре законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за первый квартал 2006 года (пункт 5 раздела "Судебная практика по гражданским делам"), утвержденном постановлением Президиума Верховного Суда Российской Федерации от 7 и 14 июня 2006 г, что также не было учтено судом апелляционной инстанции при рассмотрении данного дела.
Приведенные обстоятельства, по мнению судебной коллегии, свидетельствуют о формальном подходе суда апелляционной инстанции к рассмотрению настоящего дела по разрешению спора, связанного с реализацией права на пенсионное обеспечение лица, которое может быть отнесено к гражданам, нуждающимся в социальной защите, что привело к нарушению задач и смысла гражданского судопроизводства, установленных статьей 2 ГПК РФ, и права Степанова А.М. на справедливую, компетентную, полную и эффективную судебную защиту, гарантированную каждому статьей 8 Всеобщей декларации прав человека, пунктом 1 статьи 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, пунктом 1 статьи 14 Международного пакта о гражданских и политических правах, а также частью 1 статьи 46 Конституции Российской Федерации.
В связи с этим выводы суда апелляционной инстанции об отсутствии оснований для возложения на пенсионный орган обязанности по назначению Степанову А.М. страховой пенсии по старости с момента возникновения у него права на такую пенсию нельзя признать правомерными.
При таких обстоятельствах апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Липецкого областного суда от 13 января 2021 года не может быть признано законным, оно принято с существенными нарушениями норм материального и процессуального права, повлиявшими на исход дела, без их устранения невозможна защита нарушенных прав и законных интересов заявителя, что является основанием для отмены указанного судебного постановления и направления дела на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
При новом рассмотрении дела суду апелляционной инстанции следует разрешить спор в соответствии с подлежащими применению к спорным отношениям сторон нормами материального права, установленными по делу обстоятельствами и с соблюдением требований процессуального закона.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Липецкого областного суда от 13 января 2021 года отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции - Липецкий областной суд.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.