Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Егоровой Е.С.
судей Мартыновой Н.Н, Бетрозовой Н.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Лукьяновой Е.В. к Государственному учреждению - Центр предоставления государственных услуг и установления пенсий Пенсионного фонда Российской Федерации в Волгоградской области N2 о признании решения незаконным в части отказа, включении периода работы в специальный страховой стаж и признании права на назначение досрочной страховой пенсии по старости
по кассационной жалобе представителя Государственного учреждения - Центр предоставления государственных услуг и установления пенсий Пенсионного фонда Российской Федерации в Волгоградской области N2 на решение Советского районного суда г. Волгограда от 20 октября 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Волгоградского областного суда от 21 января 2021 года.
Заслушав доклад судьи Егоровой Е.С, судебная коллегия
установила:
Лукьянова Е.В. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению - Центр предоставления государственных услуг и установления пенсий Пенсионного фонда Российской Федерации в Волгоградской области N2, в котором просила:
- признать незаконным решение Государственного учреждения -Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Красноармейском районе города Волгограда N872620/19 от 16 июля 2020 года об отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости в части оспариваемых периодов;
- возложить на Государственное учреждение - Центр предоставления государственных услуг и установления пенсий Пенсионного фонда Российской Федерации в Волгоградской области N2 обязанность включить в специальный стаж период работы с 01 июня 1985 года по 17 ноября 1985 года в должности младшей медицинской сестры гинекологического отделения медсанчасти Волгоградского производственного объединения "Каустик";
- установить, что стаж, требуемый для досрочного назначения страховой пенсии по старости по пункту 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" приобретен по состоянию на 26 января 2020 года.
Решением Советского районного суда города Волгограда от 20 октября 2020 года исковые требования Лукьяновой Е.В. удовлетворены частично.
Признано незаконным решение Государственного учреждения - Центр предоставления государственных услуг и установления пенсий Пенсионного фонда Российской Федерации в Волгоградской области N2 от 16 июля 2020 года N872620/19 в части отказа во включении в специальный стаж периода с 01 июня 1985 года по 17 ноября 1985 года в должности младшей медицинской сестры гинекологического отделения медсанчасти Волгоградского производственного объединения "Каустик".
На Государственное учреждение - Центр предоставления государственных услуг и установления пенсий Пенсионного фонда Российской Федерации в Волгоградской области N2 возложена обязанность включить в специальный стаж лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения Лукьяновой Е.В. периоды работы (в календарном исчислении) с 01 июня 1985 года по 17 ноября 1985 года в должности младшей медицинской сестры гинекологического отделения медсанчасти Волгоградского производственного объединения "Каустик".
В удовлетворении остальной части исковых требований Лукьяновой Е.В. отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Волгоградского областного суда от 21 января 2021 года решение Советского районного суда города Волгограда от 20 октября 2020 года оставлено без изменений.
В кассационной жалобе представитель Государственного учреждения - Центр предоставления государственных услуг и установления пенсий Пенсионного фонда Российской Федерации в Волгоградской области N2 просит отменить апелляционное определение, как принятое с нарушением норм материального права, приняв новое решение по делу об отказе в удовлетворении иска.
В обоснование доводов кассационной жалобы представитель Государственного учреждения - Центр предоставления государственных услуг и установления пенсий Пенсионного фонда Российской Федерации в Волгоградской области N2 указывает, что судами первой и апелляционной инстанции сделан ошибочный вывод о том, что трудовая деятельность Лукьяновой Е.В. была направлена на осуществление лечебной и иной работы по охране здоровья населения в медицинской части ВПО "Каустик" и осуществлялась в должности, дающей право на досрочное назначение пенсии по старости, а также что оно поименовано Списком N1397, поскольку нормы Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" не допускают использовать смешано Списки, только либо последовательно, действующие в определенный период времени, либо с учетом позиции Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 29 января 2004 года N2-П. Указывает, что включение спорного периода с учетом правовой позиции, изложенной в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 29 января 2004 года N2-П является для истца более выгодным.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещённые о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке, в судебное заседание не явились.
Представитель Государственного учреждения - Центр предоставления государственных услуг и установления пенсий Пенсионного фонда Российской Федерации в Волгоградской области N2 ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие.
Согласно части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации неявка в судебное заседание кассационного суда общей юрисдикции лица, подавшего кассационные жалобу, представление, и других лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие.
Информация о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы заблаговременно размещена на официальном сайте Четвертого кассационного суда общей юрисдикции.
Исследовав письменные материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В силу части 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В соответствии с частью 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Такие основания для пересмотра апелляционного определения в кассационном порядке по доводам кассационной жалобы, изученным материалам дела, отсутствуют.
Судом установлено и следует из материалов дела, что 05 декабря 2019 года Лукьянова Е.В, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, обратилась в Государственное учреждение - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Красноармейском районе города Волгограда с заявлением о досрочном назначении пенсии в соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N400-ФЗ "О страховых пенсиях".
07 февраля 2020 года решением Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Красноармейском районе города Волгограда N Лукьяновой Е.В. отказано в назначении страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N400-ФЗ "О страховых пенсиях" по причине отсутствия 30 лет специального стажа.
16 июля 2020 года решением Государственного учреждения - Центр предоставления государственных услуг и установления пенсий Пенсионного фонда Российской Федерации в Волгоградской области N2 во изменение решения N от 07 февраля 2020 года Лукьяновой Е.В. отказано в назначении страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N400-ФЗ "О страховых пенсиях" по причине отсутствия 30 лет специального стажа. Специальный стаж Лукьяновой Е.В. по подсчетам ответчика составил 29 лет 03 месяца 28 дней.
В специальный стаж лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не включен периоды работы Лукьяновой Е.В. в должности младшей медсестры с 01 июня 1985 года по 17 ноября 1985 года в гинекологическом отделении медсанчасти Волгоградского производственного объединения "Каустик", поскольку указанная должность не относится к среднему медицинскому персоналу, предусмотренному Списком N464.
Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования Лукьяновой Е.В. в части суд первой инстанции, руководствуясь положениями статей 21, 22, 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", Постановления Правительства Российской Федерации N 665 от 16 июля 2014 года, Постановления Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства и Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения", исходил из того, что периоды работы Лукьяновой Е.В. в должности младшей медсестры с 01 июня 1985 года по 17 ноября 1985 года в гинекологическом отделении медсанчасти Волгоградского производственного объединения "Каустик" подлежит включению в специальный стаж лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, поскольку к периодам работы в спорный период подлежит применению Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденное Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года N 1397, а также Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, которые предусматривали возможность включения в стаж, дающий право на назначение льготной пенсии по старости.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводом суда первой инстанции и их правовым обоснованием.
Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции считает, что выводы судов первой и апелляционной инстанций основаны на правильном толковании и применении норм материального права, регулирующих спорные отношения, с соблюдением процессуального права.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
В силу пункта 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
Частью 2 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 годаа N 400-ФЗ установлено, что списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 данной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
В целях реализации положений статей 30 и 31 указанного закона Правительством Российской Федерации принято Постановление от 16 июля 2014 года N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение".
Согласно подпункту "н" пункта 1 данного Постановления при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, применяются:
- Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации";
- Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года N 1066 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения", - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 ноября 1999 года по 31 декабря 2001 года включительно;
- Список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года N 464 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет", с применением положений абзацев четвертого и пятого пункта 2 указанного постановления, - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992 года по 31 октября 1999 года включительно;
- Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к постановлению Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства"), - для учета периодов соответствующей деятельности, имевшей место до 1 января 1992 года.
Согласно действовавшему до 1 ноября 1999 года правовому регулированию (Постановление Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года N 464) в стаж, дающий право на пенсию за выслугу лет, работникам здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений засчитывались все виды лечебной и иной работы по охране здоровья населения в учреждениях (организациях) и должностях, предусмотренных прилагаемым Списком, независимо от ведомственной подчиненности учреждений (организаций) (абзац пятый пункта 2 постановления Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года N 464).
Пунктом 1 постановления от 17 декабря 1959 года N 1397, действующего в спорный период, было установлено, что пенсии за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения назначаются врачам и другим работникам здравоохранения - при стаже работы по специальности не менее 25 лет в сельских местностях и поселках городского типа (рабочих поселках), и не менее 30 лет в городах, по перечню учреждений, организаций и должностей согласно Приложению.
В подразделе 1 раздела II Перечня (приложение к постановлению Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года N 1397) указаны врачи, зубные врачи, техники, фельдшеры, помощники врача, акушерки, массажисты, лаборанты и медицинские сестры - все независимо от наименования должности.
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 3 июня 2004 года N 11-П, а также в Определении от 4 марта 2004 г. N 81-О, закрепляя в Федеральном законе "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" правовые основания и условия назначения пенсий и предусматривая для отдельных категорий граждан, занятых определенной профессиональной деятельностью, возможность досрочного назначения трудовой пенсии по старости, законодатель связывает право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста не с любой работой в определенной сфере профессиональной деятельности, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда (в данном случае речь идет о лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, осуществляемой на протяжении длительного периода); при этом учитываются и различия в характере работы, функциональных обязанностях лиц, работающих на одних и тех же должностях, но в разных по профилю и задачам деятельности учреждениях и организациях.
Разрешая спор, суд первой инстанции, правильно применив приведенное правовое регулирование, установил, что периоды работы Лукьяновой Е.В. в должности младшей медсестры с 01 июня 1985 года по 17 ноября 1985 года в гинекологическом отделении медсанчасти Волгоградского производственного объединения "Каустик" подлежат включению в специальный стаж в льготном исчислении, в связи с чем обосновано удовлетворил исковые требования Лукьяновой Е.В. в данной части.
Приведенные в кассационной жалобе доводы о том, что судами первой и апелляционной инстанции не применен закон, подлежащий применению, и применен закон, не подлежащий применению являются не состоятельными, поскольку суд, рассматривающий дело, определяет, какие нормы материального права подлежат применению по каждому конкретному делу, которые вытекают из существа правоотношений, и указывает закон, подлежащий применению, анализирует доказательства, представленные сторонами, с позиции их достаточности, относимости и допустимости, определяет юридически значимые обстоятельства, необходимые для вынесения судом законного и обоснованного решения по делу.
Фактически доводы заявителя сводятся к несогласию с выводами суда апелляционной инстанции, сформулированными по результатам оценки представленных доказательств, в связи с чем, не свидетельствуют о наличии оснований к отмене судебного постановления в кассационном порядке.
Спор разрешен судом с учетом установленных по делу обстоятельств и правоотношений сторон, а также закона, который подлежит применению по данному делу.
При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции и апелляционное определение являются законным, принятым в соответствии с нормами материального и процессуального права. Оснований для отмены указанных судебных постановлений согласно статье 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не имеется.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Советского районного суда г. Волгограда от 20 октября 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Волгоградского областного суда от 21 января 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу представителя Государственного учреждения - Центр предоставления государственных услуг и установления пенсий Пенсионного фонда Российской Федерации в Волгоградской области N2 - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.