Судебная коллегия по гражданским делам 2-го Западного окружного военного суда в составе:
председательствующего -
Романова В.С.
судей:
Новикова М.Ю, Житникова Ю.В.
при секретаре судебного заседания Реве Д.А, представителя Межрегионального управления ведомственного финансового контроля и аудита Министерства обороны Российской Федерации (по Сухопутным войскам) Михновского Ю.Г. рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-64/2021 по апелляционной жалобе ответчика на решение Смоленского гарнизонного военного суда от 26 мая 2021 г, которым отказано в удовлетворении иска командира войсковой части N к военнослужащему войсковой части N старшему сержанту Коротченкову А.В. о взыскании денежных средств.
Заслушав доклад судьи Житникова Ю.В, объяснения представителя третьего лица на стороне истца в поддержку апелляционной жалобы, судебная коллегия
установила:
как видно из материалов дела, командир войсковой части N обратился в суд с исковым заявлением, в котором просил взыскать в пользу войсковой части N с Коротченкова 36 000 руб.
В обоснование заявленных требований истец указал, что в период прохождения военной службы в войсковой части N ответчик необоснованно получил денежную компенсацию за поднаём жилого помещения за период с 1 декабря 2012 г. по 30 сентября 2013 г. поскольку в этот период он не был принят на жилищный учёт.
Решением гарнизонного военного суда в удовлетворении иска отказано.
В апелляционной жалобе командир войсковой части N, выражая несогласие с судебным постановлением, просит его отменить.
В обоснование апелляционной жалобы истец, ссылаясь на п. 3 ст. 15 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76 - ФЗ "О статусе военнослужащих", абзац 2 п. 2 Порядка выплаты денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту, гражданам Российской Федерации, уволенным с военной службы, и членам их семей утверждённого Постановлением Правительства РФ от 31 декабря 2004 г. N 909 (далее Порядок) и приказ Министра обороны РФ от 30 декабря 2010 г. N 1280 "О предоставлении военнослужащим Вооруженных Сил Российской Федерации жилых помещений по договору социального найма и служебных жилых помещений" утверждает, что только после прохождения процедуры установленной в указанном приказе у военнослужащего возникает право на получение компенсации за наем жилого помещения.
Кроме того, согласно абзацу 2 п. 2 Порядка, денежная компенсация за наем жилого помещения выплачивается не ранее дня включения военнослужащих в списки на предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда.
В отзыве на апелляционную жалобу третье лицо на стороне истца просит решение суда отменить, а исковые требования удовлетворить.
Рассмотрев материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений, судебная коллегия исходит из следующего.
Отказывая в удовлетворении иска, суд первой инстанции, сославшись на п. 2 Положения о выплате денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту, и членам их семей, утвержденного постановлением Правительства РФ от 31 декабря 2004 г. N 909, в редакции, действовавшей до 18 сентября 2015 г, а также на действовавшую до 17 октября 2016 г. Инструкцию о мерах по реализации в Вооруженных Силах Российской Федерации постановления Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2004 г. N 909, утвержденную приказом Министра обороны РФ от 16 июня 2005 г. N 235, суд исходил из того, что для получения денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений военнослужащий не был обязан представлять документы, подтверждающие факт нахождения его на жилищном учете. Решение о выплате денежной компенсации ответчику принято командиром войсковой части N в пределах своей компетенции, путем издания соответствующих приказов. В этой связи, и исходя из положений ст. 1102, п. 3 ст. 1109 ГК РФ, суд посчитал, что спорная выплата не явилась следствием недобросовестности со стороны ответчика либо результатом счетной ошибки. При этом суд указал, что ежемесячная денежная компенсация за наем (поднаем) жилых помещений входит в состав денежного довольствия военнослужащих.
Однако выводы суда первой инстанции основаны на неправильном применении норм материального права.
В соответствии с ч.ч. 1, 2 ст. 2 Федерального закона от 7 ноября 2011г. N 306-ФЗ "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат" денежное довольствие военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, является основным средством их материального обеспечения и стимулирования исполнения обязанностей военной службы.
Денежное довольствие военнослужащего, проходящего военную службу по контракту, состоит из месячного оклада в соответствии с присвоенным воинским званием (далее - оклад по воинскому званию) и месячного оклада в соответствии с занимаемой воинской должностью (далее - оклад по воинской должности), которые составляют оклад месячного денежного содержания военнослужащего (далее - оклад денежного содержания), и из ежемесячных и иных дополнительных выплат (далее - дополнительные выплаты).
Как указано в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 26 марта 2021 г. N 8-П, принятому по делу о проверке конституционности подпункта 3 статьи 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации в связи с жалобой гражданина В.А. Носаева, по своей правовой природе денежное довольствие военнослужащих сопоставимо с заработной платой, которая представляет собой вознаграждение за труд, предназначенное работнику как стороне трудового договора и выплачиваемое ему работодателем в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, включающее также компенсационные и стимулирующие выплаты.
Однако, вопреки выводу суда, денежная компенсация на наем (поднаем) жилых помещений носит компенсационный характер и не подпадает под категорию денежных средств, приравненных к заработной плате (пенсии, пособия, стипендии, возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью, алименты и иные денежные суммы) и предоставленных гражданину в качестве средства к существованию.
Как усматривается из материалов дела, в соответствии с приказами командира войсковой части N от 22 июля 2013 г. N 175, от 31 июля 2013 г. N 184, от 5 сентября 2013 г. N 219 и от 30 сентября 2013 г. N 239 Коротченкову за период с 1 декабря 2012 г. по 30 сентября 2013 г. выплачена денежная компенсация за поднаем жилого помещения в общей сумме 36 000 рублей.
Данных о том, что для получения указанной выплаты ответчик представлял документ, подтверждающий факт нахождения его на жилищном учете, в деле не имеется.
Согласно акту от 8 мая 2018 г, составленному Межрегиональным управлением ведомственного финансового контроля и аудита Министерства обороны РФ по результатам проверки войсковой части N, выявлен факт переплаты ответчику за период с 1 декабря 2012 г. по 30 сентября 2013 г. денежной компенсации за поднаем жилых помещений, поскольку ответчик получал таковую до принятия его на учет нуждающихся в получении жилого помещения.
В заключении от 8 ноября 2019 г, составленном по итогам административного расследования, сделан вывод о необходимости организации работы по возмещению военнослужащими войсковой части N излишне полученной ими денежной компенсации в 2013 году, в частности Коротченковым.
В соответствии с п. 3 ст. 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" военнослужащим - гражданам, проходящим военную службу по контракту, до получения жилых помещений предоставляются служебные жилые помещения, пригодные для временного проживания, жилые помещения маневренного фонда или общежития.
В случае отсутствия указанных жилых помещений воинские части арендуют жилые помещения для обеспечения военнослужащих и совместно проживающих с ними членов их семей или по желанию военнослужащих - граждан ежемесячно выплачивают им денежную компенсацию за наем (поднаем) жилых помещений в порядке и размерах, которые определяются Правительством Российской Федерации.
Согласно п. 2 Положения о выплате денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту, и членам их семей, утвержденному Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2004 г. N 909 (в редакции постановления Правительства РФ от 3 сентября 2008 г. N 653), в случае невозможности обеспечения жилыми помещениями в соответствии с законодательством Российской Федерации по желанию военнослужащих им ежемесячно выплачивается денежная компенсация за счет средств, выделяемых из федерального бюджета на эти цели Министерству обороны Российской Федерации или иному федеральному органу исполнительной власти, в котором законом предусмотрена военная служба, в размере, предусмотренном договором найма (поднайма) жилья, но не более установленных размеров.
В указанном порядке денежная компенсация выплачивается также военнослужащим, имеющим в собственности индивидуальные жилые дома (квартиры), являющимся членами жилищно-строительных (жилищных) кооперативов, а также военнослужащим, за которыми в соответствии с законодательством Российской Федерации сохраняются жилые помещения, в которых они проживали до поступления на военную службу, или бронируются жилые помещения, при их переводе на новое место военной службы в другую местность, если в этой местности они не обеспечены служебными жилыми помещениями или жилой площадью в общежитии.
Согласно п. 5 Инструкции о предоставлении военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, служебных жилых помещений, утвержденной приказом Министра обороны РФ от 30 сентября 2010 г. N 1280, военнослужащие, предоставившие в структурное подразделение уполномоченного органа заявление и документы, указанные в п. 2 настоящей Инструкции, включаются в список на предоставление служебных жилых помещений и обеспечиваются служебными жилыми помещениями в порядке очередности.
Из изложенного следует, что обязательным условием для получения служебного жилого помещения и как следствие, в его отсутствие, выплаты денежной компенсации за наем (поднаем) жилого помещения, является не только отсутствие у военнослужащего жилья по месту прохождения военной службы, но и признание его в установленном порядке нуждающимся в служебном жилом помещении.
Поскольку ответчик нуждающимся в обеспечении жильем по месту службы не признавался, то перечисленные истцом денежные средства за период с 1 декабря 2012 г. по 30 сентября 2013 г. в качестве денежной компенсации за поднаем жилого помещения получены ответчиком в отсутствие предусмотренного законом основания.
В соответствии с п. 1 ст. 1102 ГК РФ лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных ст. 1109 кодекса.
Учитывая, что неосновательно выплаченные ответчику денежные средства не являются денежным довольствием военнослужащего и не подпадают под категорию денежных средств, приравненных к заработной плате, то они не могут быть отнесены к неосновательному обогащению, не подлежащему возврату в силу установленных в п. 3 ст. 1109 ГК РФ ограничений.
Следовательно, имеются основания для взыскания с ответчика 36 000 рублей, неправомерно выплаченных ему в счет компенсации за поднаем жилого помещения.
На основании изложенного решение гарнизонного военного суда в связи с несоответствием выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела и неправильным применением норм материального права подлежит отмене с принятием нового решения об удовлетворении иска.
Поскольку войсковая часть N зачислена на финансовое обслуживание в Федеральное казенное учреждение "Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Смоленской, Брянской и Орловской областям", то денежные средства, подлежащие взысканию с ответчика, подлежат перечислению на расчетный счет данной финансовой организации.
Исходя из того, что исковое заявление было подано командиром войсковой части N, при этом в силу закона воинская часть была освобождена от уплаты государственной пошлины, а судебная коллегия, рассмотрев данное гражданское дело, пришла к выводу о том, что требования истца полежат удовлетворению, то в соответствии с ч. 1 ст. 103 ГПК РФ, абз. вторым подп. 1 ст. 333.19, подп. 8 п. 1 ст. 333.20 Налогового кодекса РФ и абз. десятым п. 2 ст. 61.1 Бюджетного кодекса РФ судебные расходы по делу, состоящие из государственной пошлины, в размере 1 280 руб. подлежат взысканию с ответчика в доход бюджета городского округа Смоленска.
Руководствуясь статьёй 327.1, пунктом 2 статьи 328 и статьёй 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Смоленского гарнизонного военного суда от 26 мая 2021 г. по иску командира войсковой части N к Коротченкову Александру Владимировичу в связи с несоответствием выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела, а также неправильным применением норм материального права отменить и принять новое решение.
Иск командира войсковой части N к Коротченкову Александру Владимировичу удовлетворить.
Взыскать с Коротченкова Александра Владимировича в пользу войсковой части N путём перечисления на лицевой счёт воинской части в Федеральном казённом учреждении "Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Смоленской Брянской и Орловской областям" 36 000 (тридцать шесть тысяч) рублей.
Взыскать с Коротченкова А.В. в доход бюджета муниципального образования - городского округа города Смоленска государственную пошлину в размере 1 280 (одна тысяча двести восемьдесят) рублей.
На апелляционное определение может быть подана кассационная жалоба в Кассационный военный суд через суд первой инстанции в течение трёх месяцев со дня его вынесения.
"Подписи"
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.