Судебная коллегия по административным делам 2-го Западного окружного военного суда в составе:
председательствующего - Павленка С.В, судей: Ярмонова Р.В. и Дзадзиева Д.А, при помощнике судьи Файзуллине Р.Х. рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N 2а-17/2021 по апелляционной жалобе представителя административного ответчика - ФГКУ "Федеральное управление накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих" (далее - Росвоенипотека) Рабушенко О.И. на решение Наро-Фоминского гарнизонного военного суда от 1 марта 2021 года, которым удовлетворено административное исковое заявление военнослужащего войсковой части N прапорщика Федоркова Максима Николаевича об оспаривании действий Росвоенипотеки и Министерства обороны Российской Федерации, связанных с начислением доходов от инвестирования на именном накопительном счёте (далее - ИНС) административного истца не в полном объеме.
Заслушав доклад судьи Дзадзиева Д.А, судебная коллегия
установила:
как видно из решения суда и материалов дела, Федорков поступил на военную службу по контракту 10 апреля 2007 года, 16 ноября того же года ему присвоено воинское звание "прапорщик".
Несмотря на то, что к апрелю 2010 года административный истец, как имеющий общую продолжительность военной службы по контракту три года, в силу закона подлежал включению в реестр участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих (далее - НИС), соответствующий комплект его документов был направлен командованием в уполномоченный орган лишь в августе 2018 года, в связи с чем уведомление о включении в реестр участников НИС с 10 апреля 2010 года было подготовлено только 5 марта 2019 года.
Так как ИНС Федоркова был открыт 15 апреля 2019 года, то накопительные взносы до 1 мая 2019 года на этом счете не учитывались, в доверительное управление не передавались и, соответственно, дохода от их инвестирования не было, о чем Росвоенипотека 13 ноября 2020 года сообщила военнослужащему.
Полагая свои права нарушенными, Федорков обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором просил:
-признать незаконными действия Росвоенипотеки и Министерства обороны Российской Федерации, связанные с формированием ипотечных накоплений без учета инвестиционного дохода, исходя из даты возникновения у него права - 10 апреля 2010 года по 1 января 2020 года;
-признать незаконным отказ Росвоенипотеки рассчитать и начислить инвестиционный доход и обязать данный жилищный орган истребовать не начисленную сумму инвестиционного дохода за период несвоевременного включения в реестр НИС, исходя из даты возникновения у него права с 10 апреля 2010 года по 1 января 2020 года в сумме 994 698 руб. 44 коп.;
-обязать Росвоенипотеку истребовать от Министерства обороны Российской Федерации вышеуказанную сумму дохода от инвестирования накоплений для жилищного обеспечения, при условии своевременного включения его в реестр участников НИС;
-обязать Министерство обороны Российской Федерации перечислить в Росвоенипотеку вышеназванную сумму дохода инвестирования накоплений для жилищного обеспечения для их зачисления на его именной накопительный счёт.
Суд первой инстанции административное исковое заявление Федоркова удовлетворил.
В апелляционной жалобе представитель Росвоенипотеки, не соглашаясь с решением суда, просит его изменить, возложив на Росвоенипотеку обязанность учесть величину инвестиционного дохода Федоркова, который был бы ему начислен в случае своевременного включения в реестр участников НИС с даты возникновения для этого основания - 10 апреля 2010 года в сумме 994 698 руб. 44 коп. за счет средств распределяемого инвестиционного дохода.
В обоснование жалобы её автор, ссылаясь на неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для административного дела, и несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам административного дела, указывает, что действия Росвоенипотеки по открытию именного накопительного счёта Федоркова после поступления из регистрирующего органа сведений о включении его в реестр участников НИС совершены в строгом соответствии с императивными предписаниями нормативных правовых актов, регулирующих спорные правоотношения.
Считает, что суд необоснованно признал незаконными правомерные действия Росвоенипотеки.
Отмечает, что суд возложил на Росвоенипотеку обязанность, которая нарушает установленный законом порядок целевого расходования бюджетных средств Российской Федерации, выделяемых на функционирование НИС.
Рассмотрев материалы дела и обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия исходит из следующего.
Из содержания пунктов 1 и 15 статьи 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" следует, что обеспечение военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, жилыми помещениями может быть реализовано в форме предоставления им денежных средств в рамках накопительно-ипотечной системы, условия и порядок участия в которой установлены Федеральным законом от 20 августа 2004 года N 117-ФЗ "О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих" (далее - Закон о НИС).
В соответствии с пунктом 3 части 1 и пунктом 3 части 2 статьи 9 Закона о НИС к участникам накопительно-ипотечной системы относятся следующие военнослужащие: прапорщики и мичманы, общая продолжительность военной службы по контракту которых составит три года начиная с 1 января 2005 года, при этом указанные лица, которые заключили первые контракты о прохождении военной службы до 1 января 2005 года и общая продолжительность военной службы по контракту которых по состоянию на 1 января 2005 года составляла не более трех лет, могут стать участниками, изъявив такое желание.
Основанием для включения военнослужащего федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, в реестр участников является: для прапорщиков и мичманов, заключивших первый контракт о прохождении военной службы после 1 января 2005 года, - общая продолжительность их военной службы по контракту три года.
Согласно части 1 статьи 4 данного Закона реализация права на жилище участниками накопительно-ипотечной системы осуществляется посредством:
формирования накоплений для жилищного обеспечения на именных накопительных счетах участников и последующего использования этих накоплений;
предоставления целевого жилищного займа;
выплаты денежных средств, дополняющих накопления для жилищного обеспечения, учтенные на именном накопительном счете участника, до расчетного размера денежных средств, которые мог бы накопить участник накопительно-ипотечной системы в период от даты предоставления таких средств до даты, когда общая продолжительность его военной службы в календарном исчислении могла бы составить двадцать лет (без учета дохода от инвестирования).
В частях 1, 4 и 6 статьи 5 Закона о НИС закреплено, что накопления для жилищного обеспечения формируются за счет следующих источников:
учитываемые на именных накопительных счетах участников накопительные взносы за счет средств федерального бюджета;
доходы от инвестирования накоплений для жилищного обеспечения;
иные не запрещенные законодательством Российской Федерации поступления.
Учет накопительных взносов на именных накопительных счетах участников осуществляется на основании сведений об участниках накопительно-ипотечной системы, представляемых в уполномоченный федеральный орган федеральными органами исполнительной власти и федеральными государственными органами, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба.
Учет доходов от инвестирования на именных накопительных счетах участников осуществляется уполномоченным федеральным органом пропорционально суммам накоплений, учтенных на именных накопительных счетах участников, и срокам их инвестирования за отчетный год.
Пунктом 1 части 1 статьи 11 Закона о НИС определено, что участник НИС имеет право использовать денежные средства, указанные в пунктах 1 и 3 части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, в целях приобретения жилого помещения или жилых помещений в собственность или в иных целях после возникновения права на использование этих средств.
Из содержания частей 1, 4 и 6 статьи 14 Закона о НИС следует, что каждый участник накопительно-ипотечной системы не менее чем через три года его участия в накопительно-ипотечной системе имеет право на заключение с уполномоченным федеральным органом договора целевого жилищного займа.
Предельный размер целевого жилищного займа не может превышать общую сумму расчетного суммарного взноса и учтенных на именном накопительном счете доходов от инвестирования накоплений для жилищного обеспечения на день предоставления целевого жилищного займа.
Источником предоставления участнику накопительно-ипотечной системы целевого жилищного займа являются накопления для жилищного обеспечения, учтенные на именном накопительном счете участника.
Таким образом, доходы от инвестирования накоплений для жилищного обеспечения учитываются при определении размера целевого жилищного займа.
В соответствии с пунктами 2 и 6 Правил ведения именных накопительных счетов участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 7 ноября 2005 года N 655, уполномоченный федеральный орган (Росвоенипотека) в отношении каждого участника накопительно-ипотечной системы открывает именной накопительный счет.
Основанием для открытия именного накопительного счета является включение военнослужащего в реестр участников накопительно-ипотечной системы Министерством обороны Российской Федерации или соответствующим федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба.
Именной накопительный счет открывается не позднее 10 рабочих дней с даты поступления указанного уведомления.
Учет накопительных взносов на именном накопительном счете начинается с 1-го числа месяца, следующего за месяцем открытия этого счета, и прекращается с даты закрытия счета.
Согласно пункту 7 Правил формирования накоплений для жилищного обеспечения и учета их на именных накопительных счетах участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих, также утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 7 ноября 2005 года N 655, уполномоченный федеральный орган на основании согласованных со специализированным депозитарием отчетов управляющих компаний о доходах от инвестирования средств, переданных в доверительное управление управляющим компаниям, производит расчет суммы дохода от инвестирования указанных средств, определенного на последний день отчетного квартала.
Расчет суммы дохода от инвестирования средств, переданных в доверительное управление, для учета его на именных накопительных счетах участников накопительно-ипотечной системы осуществляется ежеквартально, не позднее 30-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом, пропорционально накоплениям для жилищного обеспечения, учтенным на именных накопительных счетах, и срокам их инвестирования за отчетный период с округлением до копейки.
Как усматривается из материалов дела, причиной несвоевременного включения Федоркова в реестр участников НИС явилось отсутствие должного контроля со стороны должностных лиц воинской части.
Светокопией сообщения Росвоенипотеки от 13 ноября 2020 года подтверждается, что административному истцу отказано в определении величины инвестиционного дохода, истребования данных денежных средств от Министерства обороны Российской Федерации и размещении их на ИНС военнослужащего.
Принимая во внимание вышеизложенное, а также учитывая, что в связи с несвоевременным включением административного истца по вине командования в реестр участников НИС, накопления на его именном накопительном счёте были учтены в меньшем размере - без учета доходов от их инвестирования, то, вопреки доводам жалобы, суд первой инстанции пришел к верному выводу о нарушении прав военнослужащего, обоснованно возложив на Росвоенипотеку и Министерство обороны Российской Федерации обязанность по их восстановлению.
Доводы жалобы об обратном судебная коллегия находит основанными на неправильном понимании норм действующего законодательства и по существу направленными на переоценку выводов суда первой инстанции.
К выводу о законности обжалуемого решения судебная коллегия приходит с учётом правовой позиции, изложенной в пункте 18 Обзора практики рассмотрения военными судами споров, связанных с реализацией жилищных прав военнослужащих в 2018 году, утверждённого Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 3 июля 2019 года.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 308, п. 1 ст. 309 и ст. 311 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
решение Наро-Фоминского гарнизонного военного суда от 1 марта 2021 года по административному исковому заявлению Федоркова Максима Николаевича оставить без изменения, а апелляционную жалобу представителя ФГКУ "Федеральное управление накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих" Рабушенко О.И. - без удовлетворения.
На апелляционное определение может быть подана кассационная жалоба в Кассационный военный суд через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня его вынесения.
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 15 июля 2021 года.
"Подписи"
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.