Судебная коллегия по административным делам 2-го Западного окружного военного суда в составе:
председательствующего - Осина В.А, судей: Балабанова Н.Н, Манохина В.В, с участием помощника судьи Скакун О.В. рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе представителя Министерства обороны Российской Федерации Обедина А.А, на решение Московского гарнизонного военного суда от 26 мая 2021 года, которым частично удовлетворено административное исковое заявление военнослужащего войсковой части N старшего сержанта Михеева Алексея Михайловича об оспаривании действий Министерства обороны Российской Федерации и Федерального государственного казенного учреждения "Федеральное управление накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих" (далее - ФГКУ "Росвоенипотека"), связанных с несвоевременным включением в реестр участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих и неначислением на именной накопительный счёт административного истца доходов от инвестирования накоплений для жилищного обеспечения.
Заслушав доклад судьи Манохина В.В, судебная коллегия
установила:
как видно из решения суда и материалов дела, Михеев поступил на военную службу по контракту в июне 2004 года. Второй контракт о прохождении военной службы был заключен им в июне 2007 года, а в октябре 2008 года он был уволен с военной службы по подп. "в" п. 2 ст. 51 Федерального закона от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе". При этом правом вступить в НИС не воспользовался.
29 апреля 2009 года он вновь поступил на военную службу по контракту, которую проходит в войсковой части N.
На основании п. 14 ч. 2 ст. 9 Федерального закона от 20 августа 2004 года N 117-ФЗ "О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих" (в ред, действовавшей на момент спорных правоотношений) административный истец подлежал включению в реестр участников НИС, однако в указанный реестр он был включён только 10 июля 2020 года с датой возникновения основания для включения в реестр участников НИС с 29 апреля 2009 года.
При указанных обстоятельствах и на основании сведений, поступивших из ФГКУ "Росвоенипотека" 30 июля 2020 года, был открыт Михееву именной накопительный счёт (далее - ИНС) и с первого числа месяца, следующего за месяцем открытия ИНС, стал учитываться получаемый доход от инвестирования указанных накоплений (далее - инвестиционный доход).
Полагая свои права нарушенными, Михеев обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором просил:
- признать незаконными действия должностных лиц Министерства обороны РФ, связанные с несвоеременным включением его в реестр участников НИС;
- обязать ФГКУ "Росвоенипотека" учесть на его ИНС доход от инвестирования накоплений за период с 29 апреля 2009 года по 31 декабря 2020 года в размере 1 440 600 руб. за вычетом фактически начисленного дохода от инвестирования накоплений за период с 30 июля по 31 декабря 2020 года;
- взыскать с Министерства обороны РФ в его пользу судебные расходы в размере 25300, связанные с оплатой услуг представителя в сумме 25000 руб. и 300 руб. по оплате государственной пошлины.
Гарнизонный военный суд административное исковое заявление Михеева удовлетворил частично.
Суд признал незаконными действия должностных лиц Министерства обороны РФ, связанные с несвоеременным включением его в реестр участников НИС, и возложил обязанность на ФГКУ "Росвоенипотека" учесть на ИНС Михеева доход от инвестирования накоплений за период с 29 апреля 2009 года по 1 января 2021 года за вычетом учтенного инвестиционного дохода в размере 1 415 537 руб. 65 коп.
Взыскал с Министерства обороны РФ в пользу Михеева судебные расходы в сумме 2 300 руб.
В удовлетворении административного искового заявления в остальной части суд Михееву отказал.
В апелляционной жалобе представитель Министерства обороны РФ, не соглашаясь с решением суда первой инстанции, просит его отменить.
В обоснование жалобы, приводя положения ст. 3, 5, 6, 16, 17 Федерального закона от 20 августа 2004 года N 117-ФЗ "О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих" (далее - Закон), п. 7 Правил формирования накоплений для жилищного обеспечения и учёта их на именных накопительных счетах участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 7 ноября 2005 года N 655 (далее - Правила), отмечает, что возможность начисления инвестиционного дохода предусмотрена только на открытые ИНС.
Обращает внимание на то, что получать доход от инвестирования за предыдущий период времени, когда учтённые на нём денежные средства в доверительное управление управляющим компаниям не передавались, не представляется возможным. При этом действующим законодательством не представляется возможным начисление инвестиционного дохода на счета участников НИС, которые были включены в реестр несвоевременно или не значились в реестре.
Поскольку Михеев был включен в реестр участников НИС в июле 2020 года, то его НИС за оспариваемый период был закрыт, а поэтому получить доход от инвестирования за этот период он не может.
Считает, что административным истцом не представлено доказательств обоснованности взыскания в его пользу судебных расходов.
Ссылаясь на Федеральный закон от 21 ноября 2011 года N 342-ФЗ "О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации", указывает, что у Михеева была возможность обратиться за бесплатной юридической помощью, а поэтому требования о возмещении судебных расходов являются необоснованными.
Рассмотрев материалы дела и обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия исходит из следующего.
В соответствии с п. 1 и 15 ст. 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" обеспечение военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, жилыми помещениями может быть реализовано в форме предоставления им денежных средств в рамках накопительно-ипотечной системы, условия и порядок участия в которой установлены Законом.
В силу ч. 1 ст. 4 Закона реализация права на жилище участниками НИС осуществляется, в частности, посредством формирования накоплений для жилищного обеспечения на именных накопительных счетах участников и последующего использования этих накоплений для приобретения жилья, а также предоставлением целевого жилищного займа.
При этом согласно ч. 1 ст. 5 Закона накопления для жилищного обеспечения формируются за счёт следующих источников:
- учитываемых на именных накопительных счетах участников накопительных взносов за счёт средств федерального бюджета;
- доходов от инвестирования накоплений для жилищного обеспечения;
- иных не запрещенных законодательством Российской Федерации поступлений.
В соответствии с ч. 4 - 6 ст. 5 Закона учёт накопительных взносов на именных накопительных счетах участников осуществляется на основании сведений об участниках НИС, представляемых в уполномоченный федеральный орган федеральными органами исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба.
Учёт накопительных взносов на именном накопительном счете участника начинается с 1-го числа месяца, следующего за месяцем открытия этого счёта, и прекращается со дня закрытия этого счёта.
Учёт доходов от инвестирования на именных накопительных счетах участников осуществляется уполномоченным федеральным органом пропорционально суммам накоплений, учтённых на именных накопительных счетах участников, и срокам их инвестирования за отчётный год.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 11 Закона участник НИС имеет право использовать денежные средства, указанные в п. 1 и 3 ч. 1 ст. 4 Закона, в целях приобретения жилого помещения или жилых помещений в собственность или в иных целях после возникновения права на использование этих средств.
В порядке реализации ст. 7 Закона постановлением Правительства РФ от 21 февраля 2005 года N 89 утверждены Правила формирования и ведения реестра участников НИС федеральными органами исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, согласно п. 5 которых регистрирующим органом является структурное подразделение федерального органа исполнительной власти, назначаемое или создаваемое по решению руководителя федерального органа исполнительной власти для формирования и ведения реестра в соответствии с настоящими Правилами.
На момент действовавших правоотношений, приказом Министра обороны РФ от 8 октября 2018 года N 555 утверждено Положение о Департаменте жилищного обеспечения Министерства обороны РФ, который, в силу возложенных на него задач, являлся уполномоченным федеральным органом, осуществляющим, в том числе, функции по формированию и ведению реестра участников НИС.
Для обеспечения функционирования НИС постановлением Правительства РФ от 22 декабря 2005 года N 800 в ведении Министерства обороны РФ создано ФГКУ "Росвоенипотека".
В силу подп. "в" п. 5, п. 6, 7 Правил ведения именных накопительных счетов участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих, утверждённых постановлением Правительства РФ от 7 ноября 2005 года N 655, именной накопительный счёт включает в себя сведения, в том числе о доходах от инвестирования.
Основанием для открытия ИНС является включение военнослужащего в реестр участников накопительно-ипотечной системы Министерством обороны РФ или соответствующим федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба.
Учёт накопительных взносов на ИНС начинается с 1-го числа месяца, следующего за месяцем открытия этого счёта, и прекращается с даты закрытия счета.
Внесение изменений в ИНС осуществляется на основании представляемых соответствующим федеральным органом сведений о внесении изменений в реестр участников НИС.
Изменения в ИНС вносятся не позднее 10 рабочих дней с даты поступления соответствующих сведений.
При внесении изменений в ИНС производится перерасчёт размера накоплений для жилищного обеспечения, учтённых на этом счёте.
В соответствии с п. 7 Правил формирования накоплений для жилищного обеспечения и учета их на именных накопительных счетах участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения расчёт суммы дохода от инвестирования средств, переданных в доверительное управление управляющим компаниям, производит уполномоченный федеральный орган на основании согласованных со специализированным депозитарием отчётов указанных компаний о доходах от инвестирования этих средств.
Доходы от инвестирования учитываются на именных накопительных счетах участников НИС с учётом оплаты расходов на инвестирование накоплений для жилищного обеспечения и вознаграждения, удержанного управляющими компаниями.
Расчёт суммы дохода от инвестирования средств, переданных в доверительное управление, для учёта его на ИНС участников НИС осуществляется ежеквартально, не позднее 30-го числа месяца, следующего за отчётным кварталом, пропорционально накоплениям для жилищного обеспечения, учтённым на ИНС, и срокам их инвестирования за отчётный период с округлением до копейки.
В расчёт суммы дохода от инвестирования средств, переданных в доверительное управление, включается процентный доход по целевым жилищным займам, предусмотренный ч. 2 ст. 15 Закона.
Как видно из материалов дела, Михеев заключил второй контракт о прохождении военной службы в июне 2007 года, а в октябре 2008 года он был уволен с военной службы в запас. При этом правом вступить в НИС не воспользовался. 29 апреля 2009 года он вновь поступил на военную службу по контракту.
Таким образом, административный истец в силу п. 14 ч. 2 ст. 9 Закона (в ред. от 28.06.2011 г.) относился к участникам НИС, для которых основанием для включения в реестр участников НИС являлось поступление на военную службу из запаса.
Однако Михеев в указанный реестр был включён только 10 июля 2020 года, а его ИНС открыт 30 июня того же года на основании сведений о включении его в реестр участников НИС с датой возникновения основания для включения 29 апреля 2009 года, в связи с чем накопительные взносы, которые должны были поступить на этот ИНС из федерального бюджета, в доверительное управление не передавались, а поэтому доходы от их инвестирования получены не были.
По делу установлено, что только с третьего квартала 2020 года накопления на ИНС Михеева стали учитываться ФГКУ "Росвоенипотека" с учётом доходов от их инвестирования.
При таких обстоятельствах дела, вопреки доводам жалобы, суд первой инстанции пришёл к правильному выводу о том, что в связи с несвоевременным включением административного истца в реестр участников НИС накопления на его ИНС необоснованно ФГКУ "Росвоенипотека" учло в меньшем размере, а именно - без учёта доходов от их инвестирования, которые могли быть учтены на ИНС Михеева после даты возникновения у него основания для включения в реестр участников НИС, что, вопреки ошибочному мнению автора жалобы, является нарушением права административного истца, гарантированного ему п. 2 ч. 1 ст. 11 Закона.
С учетом изложенного суд первой инстанции правомерно возложил на ФГКУ "Росвоенипотека" обязанность учесть на именном накопительном счете Михеева доход от инвестирования накоплений за период с 29 апреля 2009 года по дату открытия его ИНС.
Согласно ст. 106 КАС РФ к издержкам, связанным с рассмотрением административного дела, относятся, в том числе, расходы на оплату услуг представителей.
В соответствии со ст. 111 КАС РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных статьей 107 и частью 3 статьи 109 настоящего Кодекса. По делам о взыскании обязательных платежей и санкций судебные расходы распределяются между сторонами пропорционально удовлетворенным требованиям.
В силу ст. 112 КАС РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах.
Согласно п. 12, 13 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 21 января 2016 года N 1 "О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела" расходы на оплату услуг представителя, понесенные лицом, в пользу которого принят судебный акт, взыскиваются судом с другого лица, участвующего в деле, в разумных пределах.
Разумными следует считать такие расходы на оплату услуг представителя, которые при сравнимых обстоятельствах обычно взимаются за аналогичные услуги. При определении разумности могут учитываться объем заявленных требований, цена иска, сложность дела, объем оказанных представителем услуг, время, необходимое на подготовку им процессуальных документов, продолжительность рассмотрения дела и другие обстоятельства.
Исходя из того, что Михеев воспользовался юридическими услугами своего представителя по составлению административного искового заявления, объема заявленных требований и сложности дела, гарнизонный военный суд пришел к обоснованному выводу о необходимости возмещения расходов, связанных с оплатой услуг представителя, в размере 2 000 руб.
Несостоятельной является ссылка жалобы на Федеральный закон от 21 ноября 2011 года N 324-ФЗ "О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации", поскольку Михеев в силу ст. 20 указанного закона не относится к категориям граждан, имеющих право на бесплатную юридическую помощь.
Вопреки доводу жалобы, административным истцом представлены доказательства оплаты услуг его представителя, а именно договор об оказании услуг от 10 февраля 2021 года, акт выполненных работ от 26 марта 2021 года, счет на оплату от 10 февраля 2021 года и кассовый чек.
При таких данных, учитывая, что доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат предусмотренных ст. 310 КАС РФ оснований для отмены решения в апелляционном порядке, а также фактов, которые влияли бы на обоснованность и законность обжалуемого решения, судебная коллегия не усматривает оснований для его отмены.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 308, п. 1 ст. 309, ст. 311 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
решение Московского гарнизонного военного суда от 26 мая 2021 года по административному исковому заявлению Михеева Алексея Михайловича
оставить без изменения, а апелляционную жалобу представителя Министерства обороны Российской Федерации - без удовлетворения.
На апелляционное определение может быть подана кассационная жалоба в Кассационный военный суд через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня его вынесения.
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 11 августа 2021 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.