Судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда в составе:
председательствующего
Нюхтилиной А.В.
судей
Мирошниковой Е.Н, Овчинниковой Л.Д.
при секретаре
Лепилкиной М.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании 20 июля 2021 года гражданское дело N 2-1832/2021 по апелляционной жалобе Шаклеиной Е. А. на решение Московского районного суда
Санкт-Петербурга от 30 марта 2021 года по иску Шаклеиной Е. А. к ПАО "Аэрофлот-российские авиалинии" о защите прав потребителя.
Заслушав доклад судьи Нюхтилиной А.В, объяснения истца Шаклеиной Е.А, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Шаклеина Е.А. обратилась в суд с иском к ПАО "Аэрофлот-российские авиалинии", в котором просит взыскать стоимость, приобретенных авиабилетов в сумме 127 855, 66 руб, неустойку в сумме
76 713, 40 руб, компенсацию морального вреда в сумме 200 000 руб, штраф в сумме 102 284, 53 руб, расходы на оплате услуг представителя в сумме
8 500 руб, почтовые расходы в сумме 259, 44 руб, расходы на ксерокопирование и распечатку документов в сумме 120 руб. (л.д. 3-8).
В обоснование иска указано, что с 24.03.2020 авиасообщение авиакомпании "Emirates" из Таиланда в Россию было отменено, однако у истца были приобретены билеты в Россию на 26.03.2020, но за три дня до отъезда, без предоставления замены билетов, рейс был отменен, в связи со сложной санитарно-эпидемиологической обстановкой. Опасаясь за свое здоровье, а также вероятностью не вернуться домой, в виду прекращения авиасообщения и закрытия границ на период карантина, Шаклеина Е.А. вместе со своим супругом была вынуждена приобрести билеты компании "Аэрофлот" для вылета в Россию. 27.03.2020 Шаклеиной Е.А. на стойке авиакомпании "Аэрофлот-российские авиалинии" в аэропорту города Бангкок были приобретены билеты авиакомпании "Аэрофлот" на пассажиров ("Пассажир N 1": N.., N... ; "Пассажир N 2": N.., N...) на рейс по маршруту "Бангкок-Москва", "Москва-Санкт-Петербург" (бронирование N WNJHGS), общая стоимость билетов составила 127 855, 66 руб, билеты были оплачены истцом с использованием банковской карты, вышеуказанные рейсы должны были состояться 03.04.2020. Шаклеина Е.А. указывала, что авиабилеты приобретались исключительно для личных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности. 28.03.2020 на стойке авиакомпании "Аэрофлот" в аэропорту города Бангкок была оформлена заявка на возврат авиабилетов, которая принята ответчиком, по информации истца, авиарейс 03.04.2020 ответчиком был отменен на основании действовавшего законодательства. Денежные средства должны были быть возвращены истцу в полном объеме в течении 3 дней со дня обращения, однако до настоящего времени денежные средства за билеты не возвращены, истец неоднократно обращалась к ответчику с заявлением о возврате денежных средств. 24.08.2020 Шаклеиной Е.А. в одностороннем порядке, был предложен сертификат (ваучер) на приобретение авиабилетов на другие даты, однако в получении сертификата (ваучера) истец не заинтересован, поскольку не планирует другие поездки.
Решением Московского районного суда Санкт-Петербурга от 30.03.2021 в удовлетворении исковых требований Шаклеиной Е.А. к ПАО "Аэрофлот-российские авиалинии" о защите прав потребителя отказано (л.д. 78-85).
В апелляционной жалобе Шаклеина Е.А. просит решение суда отменить, как незаконное и необоснованное (л.д. 108-111).
В заседание судебной коллегии ответчик ПАО "Аэрофлот-российские авиалинии" не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом согласно требованиям ст. 113 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (л.д. 118), ходатайств и заявлений об отложении слушания дела, документов, подтверждающих уважительность причины своей неявки, в судебную коллегию не представил, направил в суд возражения на апелляционную жалобу (л.д. 120-122).
В силу ч. 3 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие ответчика.
Проверив материалы дела, выслушав объяснения истца, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Судом первой инстанции установлено и из материалов дела следует, что 27.03.2020 истцом были оформлены авиабилеты на пассажиров - "Пассажир N 1": N.., N... и на пассажира "Пассажир N 2" N.., N... на рейс N... по маршруту "Бангкок-Москва", "Москва-Санкт-Петербург" по тарифу LCOA, экономического класса "Оптиум" стоимостью 24 835 бат за каждый билет.
Материалами дела установлено, что отправление рейса N... по маршруту Бангкок-Москва должно было быть осуществлено ПАО "Аэрофлот" 03.04.2020, однако в связи с введенными ограничениями регулярное авиасообщение, осуществляемое из российских аэропортов в международные и в обратном направлении полностью прекращено, ввиду чего, ПАО "Аэрофлот" был отменен рейс N... 03.04.2020 по маршруту Бангкок-Москва.
Таким образом, судом первой инстанции верно был сделан вывод и не опровергался сторонами, что между истцом и ответчиком был заключен договор о воздушной перевозке пассажира, в соответствии с которым ПАО "Аэрофлот-Российские авиалинии", являясь перевозчиком, обязалось перевезти истца и ее супруга в пункт назначения, а истец, будучи пассажиром, обязался внести установленную плату за проезд.
Факт оплаты истцом денежных средств по договору на сумму 127 855, 66 руб, также подтверждается материалами дела и не оспаривается сторонами.
В связи с распространением COV1D-19 временно было прекращено авиасообщение между Российской Федерацией и иностранными государствами, за некоторым исключением (Информация Росавиации от 26.03.2020).
Федеральным законом от 08.06.2020 N 166-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях принятия неотложных мер, направленных на обеспечение устойчивого развития экономики и предотвращение последствий распространения новой коронавирусной инфекции" Воздушный кодекс Российской Федерации дополнен новой ст. 107.2, устанавливающей особый порядок возврата пассажиру провозной платы при угрозе возникновения и (или) возникновении отдельных чрезвычайных ситуаций, (введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации на всей территории Российской Федерации либо на ее части.
Статья 107.2 Воздушного кодекса Российской Федерации устанавливает, что при угрозе возникновения и (или) возникновении отдельных чрезвычайных ситуаций, введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации авиакомпания обязана вернуть пассажиру провозную плату по договорам воздушной перевозки, независимо от того, заключены ли они по "возвратному" или по "невозвратному" тарифу в случае отказа пассажира от перевозки или отмены перевозчиком рейса в порядке и сроки, установленные Правительством Российской Федерации.
Положение об особенностях исполнения договора воздушной перевозки пассажира, в том числе о праве перевозчика в одностороннем порядке изменить условия такого договора или отказаться от его исполнения, а также о порядке и сроках возврата уплаченной за воздушную перевозку провозной платы при угрозе возникновения и (или) возникновении отдельных чрезвычайных ситуаций, введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации на всей территории Российской Федерации либо на ее части утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 6 июля 2020 года N 991.
Положение принято Правительством Российской Федерации во исполнение ст. 107.2 Воздушного кодекса Российской Федерации, поскольку в связи с угрозой распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) к 19.03.2020 на всей территории Российской Федерации был введен режим повышенной готовности в соответствии с требованиями Федерального закона от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера".
Постановление Правительства устанавливает обязанность перевозчика принять в счет оплаты услуг по воздушной перевозке сумму ранее оплаченной пассажиром провозной платы в случае отмены перевозчиком рейса или отказа пассажира от перевозки в связи с пандемией новой коронавирусной инфекции (COVID-19).
Для зачета ранее оплаченной суммы в счет оплаты услуг по перевозке в другие даты по такому же или другому маршруту или получения дополнительных услуг пассажиру нужно направить перевозчику уведомление.
При этом устанавливается право пассажира на выбор любого из способов направления такого уведомления (через сайт перевозчика в сети "Интернет", посредством почтового отправления или при личном обращении в пункты, предусмотренные правилами перевозчика) и обязанность перевозчика направить пассажиру в течение 20 календарных дней подтверждение способом, который пассажир указал в своем уведомлении.
Перевозчик не вправе устанавливать ограничения по принятию суммы оплаченной провозной платы в счет оплаты услуг по воздушной перевозке пассажира, связанные с маршрутом или датой воздушной перевозки, при наличии в продаже билетов на выбранные пассажиром дату и маршрут воздушной перевозки.
Порядок обращения пассажира за оказанием указанных услуг определяется правилами перевозчика.
В случае если пассажир не воспользуется услугами по перевозке с возможностью зачесть ранее оплаченную сумму в счет их оплаты, то провозная плата должна быть возвращена пассажиру по истечении 3 лет с даты отправления рейса, указанного в билете.
Таким образом, при отмене в связи с COVID-19 перевозчиком рейса или отказе пассажира от поездки ввиду изменения перевозчиком условий договора пассажир имеет право (ст. 107.2 Воздушного кодекса Российской Федерации; ч. 3 ст.24 Федерального закона от 08.06.2020 N 166-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях принятия неотложных мер, направленных на обеспечение устойчивого развития экономики и предотвращение последствий распространения новой коронавирусной инфекции"; ст. 1, подп. "б" п. 6 ст. 4.1 Федерального закона от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера"; п. 16 постановления Правительства Российской Федерации от 01.12.2004 N 715 "Об утверждении перечня социально значимых заболеваний и перечня заболеваний, представляющих опасность для окружающих"; п.п. 1 - 6 постановления Правительства Российской Федерации от 06.07.2020 N 991 "Об утверждении Положения об особенностях исполнения договора воздушной перевозки пассажира, в том числе о праве перевозчика в одностороннем порядке изменить условия такого договора или отказаться от его исполнения, а также о порядке и сроках возврата уплаченной за воздушную перевозку провозной платы при угрозе возникновения и (или) возникновении отдельных чрезвычайных ситуаций, введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации на всей территории Российской Федерации либо на ее части" (далее - Положение):
- в течение трех лет с даты отправления рейса, указанного в билете, зачесть оплату по нему в счет оплаты услуг по иному рейсу;
- по истечении трех лет с даты отправления рейса, указанного в билете, вернуть уплаченную сумму.
Разрешая заявленный спор, суд первой инстанции, оценив представленные по делу доказательства в соответствии со ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, пришел к выводу о том, что доводы ответчика в части возврата пассажиру денежных средств по истечении 3 лет с даты отправления рейса, указанного в билете, не противоречат требованиям ст.ст. 3, 416, 417, 1102, 1103 Гражданского кодекса Российской Федерации о праве Правительства Российской Федерации на принятие постановления, содержащего нормы гражданского права, об обязанности возвращения неосновательного обогащения и о прекращении обязательства невозможностью исполнения, соответствуют ст. 107.2 Воздушного кодекса Российской Федерации, которой федеральный законодатель делегировал Правительству Российской Федерации полномочия по установлению порядка и срока возврата пассажирам провозной платы за воздушную перевозку.
При этом суд обратил внимание на то, что истец будет иметь право требовать осуществления возврата денежных средств по авиабилетам через 3 года, при этом в силу п. 5 указанного выше положения, пассажир по отмененным в связи с пандемией коронавирусной инфекции (COVID-19) рейсам, вправе использовать уплаченные за билет денежные средства в счет будущих авиаперевозок (ваучер) в течение 3 лет с момента отмены рейса, в связи с чем оснований для удовлетворения, заявленных требований в части взыскания с ответчика в пользу истца, денежных средств, уплаченных за авиабилеты, по мнению суда, не имеется.
Отказывая в удовлетворении исковых требований истца о взыскании неустойки, денежной компенсации морального вреда, штрафа, суд исходил из того, что реализация перевозчиком предусмотренного ст. 107.2 Воздушного кодекса Российской Федерации права отказаться от исполнения договора воздушной перевозки и возвратить пассажиру провозную плату с соблюдением порядка и сроков, установленных утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации Положением об особенностях исполнения договора воздушной перевозки пассажира, не свидетельствует о нарушении прав пассажира, в связи с чем на перевозчика не может быть возложена ответственность в виде уплаты неустойки, компенсации морального вреда и штрафа.
Проверив дело с учетом требований ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, согласно которой суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления, судебная коллегия считает, что судом все юридические значимые обстоятельства по делу определены верно, выводы суда, изложенные в решении, соответствуют собранным по делу доказательствам, соответствуют нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения, и решение судом по делу вынесено правильное, законное и обоснованное, отвечающее требованиям ст. ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Оснований сомневаться в объективности оценки и исследования доказательств не имеется, поскольку оценка доказательств судом произведена правильно, в соответствии с требованиями ст. ст. 12, 56 и 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Довод апелляционной жалобы истца о том, что судом первой инстанции к спорным правоотношениям необоснованно применены положения Постановления Правительства Российской Федерации N 991, признается судом апелляционной инстанции несостоятельным, поскольку с учетом статьи 4 Гражданского кодекса Российской Федерации и абзаца 2 пункта 1 Положения, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации 06.07.2020 N 991, оно применяется к договорам, подлежащим исполнению с 1 февраля 2020 г. по международным воздушным перевозкам с Китайской Народной Республикой, с 18 марта 2020 г. - по всем внутренним воздушным перевозкам и иным международным воздушным перевозкам, заключенным до 1 мая 2020 г.
Таким образом, Положение имеет обратную силу и распространяется на договоры перевозки заключенные и подлежащие исполнению в указанный выше период, в который попадают и приобретенные истцом билеты, в связи с чем отказ истца от договора 28.03.2020 г. правового значения для существа рассматриваемого спора не имеет.
При этом судебная коллегия полагает возможным отметить, что доказательств того, что истец относится к группе граждан, на которых не распространяется правило о возврате перевозной платы по истечении трех лет, материалы дела не содержат.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы не опровергают выводы, изложенные в обжалуемом судебном акте, являлись предметом исследования суда первой инстанции, не свидетельствуют о нарушении норм материального права.
Оснований для отмены решения суда в апелляционном порядке, предусмотренных ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия не усматривает.
Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Московского районного суда Санкт-Петербурга
от 30 марта 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Шаклеиной Е. А. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 02.08.2021 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.