Судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Чирковой Т.Н, судей Тетюева С.В, Ладейщиковой М.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Пермскому краю на решение Ленинского районного суда города Перми от 14 декабря 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Пермского краевого суда от 07 апреля 2021 года, вынесенные по административному делу N 2а-5383/2020 по административному исковому заявлению Быковой Натальи Николаевны к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю о признании незаконными решений, возложении обязанности.
Заслушав доклад судьи Тетюева С.В. об обстоятельствах дела и доводах кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Быкова Н.Н. обратилась в суд с административным исковым заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю (далее - Управление Росреестра по Пермскому краю) о признании незаконными уведомлений от 09 сентября 2020 года об отказе в государственной регистрации права собственности на объекты недвижимости: здание гаража, расположенное по адресу: "данные изъяты" кадастровый номер "данные изъяты"; земельный участок, расположенный по адресу "данные изъяты" кадастровый номер "данные изъяты"
В обоснование административных требований указано, что Быкова Н.Н. является победителем открытых торгов, по результатам которых 26 июля 2019 года ею был заключен договор купли-продажи на вышеуказанные объекты недвижимости. С целью государственной регистрации права Быкова Н.Н. обратилась в Управление Росреестра по Пермскому краю. 09 сентября 2020 года Быковой Н.Н. отказано в государственной регистрации прав на объекты недвижимости, поскольку в соответствии с п. 1 ст. 42 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" договор купли-продажи подлежит нотариальному удостоверению.
Решением Ленинского районного суда города Перми от 14 декабря 2020 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Пермского краевого суда от 07 апреля 2021 года, административное исковое заявление удовлетворено, уведомления Управления Росреестра по Пермскому краю от 09 сентября 2020 года NN КУВД-001/2019-9434763/4, КУВД-001/2019-9434764/4 об отказе государственной регистрации прав объектов недвижимости с кадастровыми номерами "данные изъяты" признаны незаконными, на Управление возложена обязанность осуществить государственную регистрацию права собственности Быковой Н.Н. на указанные объекты.
В кассационной жалобе, поданной 10 июня 2021 года, Управление Росреестра по Пермскому краю просило отменить судебные акты, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении иска. По мнению административного ответчика, при вынесении решения судом было допущено неправильное применение норм материального права. Ссылаясь на положения ст. 42 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", ответчик считает, что сделки по отчуждению долей в праве общей собственности на недвижимое имущество подлежат нотариальному удостоверению. В соответствии с требованиями ст. 163 Гражданского кодекса Российской Федерации представленный на государственную регистрацию договор купли-продажи, оформленный без его нотариального удостоверения, является ничтожной сделкой.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, в судебное заседание не явились, о причинах неявки не известили, возражений против рассмотрения жалобы в их отсутствие, в том числе по причине невозможности обеспечить явку представителей в судебное заседание, не заявили, ходатайств об отложении заседания не представили. В соответствии с ч. 2 ст. 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) кассационная жалоба рассмотрена в отсутствие не явившихся лиц.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции пришла к следующему.
Согласно ч. 2 ст. 328 КАС РФ основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Таких нарушений судами при рассмотрении административного дела не допущено.
Как установлено судами и следует из материалов дела, решением Индустриального районного суда города Перми от 06 июня 2018 года по делу N 2-1335/2018 с "данные изъяты" в пользу Быкова А.А. взыскана задолженность по договору займа, обращено взыскание путем продажи с публичных торгов на принадлежащие "данные изъяты" по 1/2 доли каждому заложенное имущество:
- земельный участок общей площадью 1 821 кв.м кадастровый номер "данные изъяты", расположенный по адресу: "данные изъяты"
- здание гаража общей площадью 1004, 9 кв.м, инв. N 25395 (лит.Б), расположенное по адресу: "данные изъяты"
06 мая 2019 года на основании поручения N 207т Территориальное управление Росимущества в Пермском крае в соответствии с государственным контрактом от 03 апреля 2019 года N 6, постановлением судебного пристава-исполнителя "данные изъяты" о передаче арестованного имущества от 23 апреля 2019 года поручило ООО "Симония" принять от судебного пристава-исполнителя имущество и осуществить его реализацию.
19 июля 2019 года Быкова Н.Н. была признана победителем открытых торгов со стоимостью имущества "данные изъяты" рублей.
26 июля 2019 года между ООО "Симония" (продавцом) и ИП "данные изъяты" действующей на основании доверенности от Быковой Н.Н. (покупателем), был заключен договор купли-продажи арестованного имущества.
С целью государственной регистрации права собственности на вышеуказанные объекты недвижимости административный истец 01 августа 2019 года обратилась в Управление Росреестра по Пермскому краю с соответствующим заявлением.
Уведомлениями Управления Росреестра по Пермскому краю от 09 сентября 2020 года Быковой Н.Н. отказано в государственной регистрации прав, поскольку в соответствии с положениями п. 1 ст. 42 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" договор купли-продажи подлежит нотариальному удостоверению.
Принимая решение об удовлетворении требований, суд первой инстанции, с которым согласилась судебная коллегия по административным делам Пермского краевого суда, исходил из того, что возникшие между сторонами правоотношения регулируются специальными нормами права, закрепляющими осуществление государственной регистрации при переходе прав на заложенное недвижимое имущество в результате обращения взыскания на него (ч. 1 ст. 50 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости"), требование о нотариальном удостоверении договора купли-продажи, на лицо, выигравшее торги, не распространяется. При продаже имущества с торгов остальные участники общей долевой собственности не наделяются правом преимущественной покупки доли в праве собственности.
Данные выводы основаны на правильном применении судами норм действующего законодательства, регулирующего спорные правоотношения, и соответствуют обстоятельствам административного дела.
Порядок и основания проведения государственной регистрации, а также требования к документам, представляемым на государственную регистрацию, установлены Федеральным законом от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".
Согласно ч. 3 ст. 1 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" государственная регистрация прав на недвижимое имущество - это юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества.
Государственная регистрация носит публичный характер, государство в лице регистрирующего органа (государственного регистратора) проверяет законность действий субъектов гражданского оборота и, только убедившись в этом, регистрирует их права.
В соответствии с абз. 2 ч. 1 ст. 8.1 Гражданского кодекса Российской Федерации государственная регистрация прав на имущество осуществляется уполномоченным в соответствии с законом органом на основе принципов проверки законности оснований регистрации, публичности и достоверности государственного реестра.
В силу ч. 1 ст. 42 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (в редакции, действующей на момент возникновения спорных правоотношений - на дату заключения договора купли-продажи от 26 июля 2019 года) сделки по отчуждению или договоры ипотеки долей в праве общей собственности на недвижимое имущество, в том числе при отчуждении или ипотеке всеми участниками долевой собственности своих долей по одной сделке, подлежат нотариальному удостоверению.
Особенности осуществления государственной регистрации при переходе прав на заложенное недвижимое имущество в результате обращения взыскания на него установлены в ст. 50 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".
Согласно п. 1 ч. 1 названной статьи закона государственная регистрация права при переходе права собственности на недвижимое имущество в результате обращения взыскания на него проводится на основании совместного заявления приобретателя и залогодержателя или заявления залогодержателя, оставляющего предмет ипотеки за собой, и представления при обращении взыскания на заложенное имущество по решению суда - копии решения суда об обращении взыскания на заложенное имущество, надлежащим образом заверенной и скрепленной печатью суда, с отметкой о вступлении этого решения в законную силу и документов, подтверждающих реализацию заложенного имущества на торгах (протокол о результатах публичных торгов, договор купли-продажи, заключенный с лицом, выигравшим торги), или в случае признания торгов несостоявшимися соглашения с залогодержателем о приобретении заложенного имущества либо документов, подтверждающих оставление залогодержателем заложенного имущества за собой (протокол о признании повторных публичных торгов несостоявшимися, заявление залогодержателя об оставлении предмета ипотеки за собой и документ, подтверждающий получение указанного заявления организатором торгов).
Судами сделан правильный вывод о том, что указанная норма является специальной правовой нормой, регламентирующей осуществление государственной регистрации при переходе прав на заложенное недвижимое имущество в результате обращения взыскания на него, и не содержит требования о нотариальном удостоверении договора купли-продажи, заключенного с лицом, выигравшим торги.
Доводы жалобы о необходимости применения положения ч. 1 ст. 42 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", в том числе к сделкам, заключаемым посредством публичных торгов, подлежат отклонению, поскольку они основаны на ошибочном толковании норм права, без учета специфики заключения спорной сделки, осуществляемой на публичных торгах в отношении имущества должника, арестованного в ходе исполнительного производства во исполнение судебного акта об обращении взыскания на указанное имущество. В силу общеправового требования при конкуренции общей и специальной нормы подлежит применению специальная норма.
Ссылки подателя кассационной жалобы на разъяснения, содержащиеся в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 4 (2020), утв. Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 23 декабря 2020 года, отмену обжалуемых судебных актов не влекут, поскольку эти разъяснения касаются применения правил о требованиях к нотариальной форме сделки и последствиях ее несоблюдения к сделкам с долями в праве общей собственности на недвижимое имущество, заключаемым на торгах в конкурсном производстве в рамках дела о банкротстве, и не относятся к рассматриваемым в настоящем деле правоотношениям.
Кассационная жалоба не содержит доводов, которые не были бы проверены и учтены нижестоящими судами. Нарушения норм материального и процессуального права судами не допущены.
Предусмотренных ст. 328 КАС РФ оснований для отмены обжалуемых судебных актов в кассационном порядке по доводам жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Ленинского районного суда города Перми от 14 декабря 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Пермского краевого суда от 07 апреля 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю - без удовлетворения.
Принятые по настоящему делу судебные акты могут быть обжалованы путем подачи кассационной жалобы в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня принятия апелляционного определения (за вычетом срока рассмотрения кассационной жалобы Седьмым кассационным судом общей юрисдикции).
Мотивированное кассационное определение изготовлено 22 июля 2021 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.