Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Козиной Н.М, судей Руновой Т.Д, Хасановой В.С, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-69/2021 по иску Пьянкова Виктора Степановича к Государственному учреждению - Пермское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации о возложении обязанности поставить в очередь для предоставления путевки на санаторно-курортное лечение, повторно рассмотреть очередь льготных категорий, по кассационной жалобе Пьянкова Виктора Степановича на решение Свердловского районного суда г. Перми от 11 февраля 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Пермского краевого суда от 26 мая 2021 года.
Заслушав доклад судьи Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Руновой Т.Д. об обстоятельствах дела, о принятых по делу судебных постановлениях, доводах кассационной жалобы, возражений на жалобу, выслушав Пьянкова В.С, поддержавшего доводы кассационной жалобы, представителя Государственного учреждения - Пермское региональное отделение Фонда социального страхования по Пермскому краю Деменеву Е.П, просившую жалобу оставить без удовлетворения, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
Пьянков В.С. обратился в суд с иском к Государственному учреждению - Пермское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (далее по тексту - Пермское региональное отделение Фонда социального страхования), в котором, уточнив заявленные требования, просил признать незаконным бездействие ответчика по отказу в постановке истца в очередь для представления мер реабилитации, предоставления путёвки на санаторно-курортное лечение за 2016, 2017, 2018 годы, возложить обязанность поставить в очередь для предоставления путёвки на санаторно-курортное лечение (реабилитацию) согласно заявлениям и медицинским справкам от 2 декабря 2016 года, от 20 декабря 2017 года, от 5 декабря 2018 года, от 30 декабря 2019 года с даты их регистрации, выполнить решение Свердловского районного суда от 30 мая 2019 N 2а-2258/2019, повторно рассмотреть очередь льготных категорий на санаторно-курортное лечение согласно представленным заявлениям за 2016, 2017, 2018, 2019 годы, поставить его в очередь для предоставления мер реабилитации - санаторно-курортной путёвки за 2018 год с даты подачи заявления с 5 декабря 2018 года.
В обоснование заявленных требований истец ссылался на то, что 24 июля 2008 года признан инвалидом III группы. В начале декабря 2019 года он подал в Пермское региональное отделение Фонда социального страхования заявление о предоставлении путёвки на санаторно-курортное лечение за 2019 год. Документы ему были возвращены с указанием на то, что его заявления от 2 декабря 2016 года, 20 декабря 2017 года, 5 декабря 2018 года приобщены к заявлению от 1 декабря 2015 года в связи с выделением путёвки за 2015 год сроком с 13 ноября 2019 года по 30 ноября 2019 года. Полагает, что он должен быть постановлен в очередь по каждому из заявлений от 2 декабря 2016 года, 20 декабря 2017 года, 5 декабря 2018 года, поскольку за вышеуказанные годы компенсацию не получал, не отказывался от санаторно-курортного лечения. Считает, что при отказе ответчик необоснованно сослался на пункт 22 Административного регламента предоставления Фондом социального страхования Российской Федерации гражданам, имеющим право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, государственной услуги по предоставлению при наличии медицинских показаний путёвок на санаторно-курортное лечение, осуществляемое в целях профилактики основных заболеваний, и бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно, утверждённого приказом Фонда социального страхования Российской Федерации от 21 августа 2019 года N 428, поскольку он не имеет обратной силы и не может быть применён к его заявлениям за 2016, 2017, 2018 годы. Полагает, что предоставление социальной помощи в виде санаторно-курортного лечения должно осуществляться ежегодно, путёвки должны предоставляться гражданам в последовательности, определяемой датой регистрации их заявлений.
Решением Свердловского районного суда г. Перми от 11 февраля 2021 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Пермского краевого суда от 26 мая 2021 года, исковые требования Пьянкова В.С. оставлены без удовлетворения.
В кассационной жалобе истец Пьянков В.С. ставит вопрос об отмене судебных постановлений, как незаконных, принятых с существенными нарушениями норм материального и процессуального права.
От Пермского регионального отделения Фонда социального страхования поступили возражения на кассационную жалобу, в которых ответчик просит жалобу оставить без удовлетворения как необоснованную.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанции, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В соответствии со статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Обсудив доводы кассационной жалобы, возражений на жалобу, выслушав объяснения относительно кассационной жалобы, изучив материалы дела, судебная коллегия считает, что оснований, предусмотренных статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены или изменения судебных постановлений не имеется.
Правовые и организационные основы предоставления государственной социальной помощи отдельным категориям граждан установлены Федеральным законом от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" (далее - Федеральный закон от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ).
В соответствии со статьей 6.1 Федерального закона от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг имеют указанные в ней категории граждан, в том числе инвалиды.
В состав набора социальных услуг включается, согласно пункту 1.1 части 1 статьи 6.2 названного Федерального закона, предоставление при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение, осуществляемое в целях профилактики основных заболеваний, в санаторно-курортные организации, определенные в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Периодом предоставления гражданам социальных услуг является календарный год (часть 2 статьи 6.3 Федерального закона от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ).
В силу части 5 статьи 6.3 Федерального закона от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ порядок предоставления гражданам социальных услуг устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда и социальной защиты населения, и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения.
Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 29 декабря 2004 года N 328 (с последующими изменениями) утвержден Порядок предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан, который регулирует в том числе предоставление гражданам при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение (далее - Порядок).
Пунктом 3.1 Порядка предусмотрено, что обеспечение санаторно-курортным лечением осуществляется путем предоставления гражданам при наличии медицинских показаний санаторно-курортных путевок в санаторно-курортные организации, расположенные на территории Российской Федерации и включенные в Перечень, который утверждается Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации.
Организация приобретения путевок на санаторно-курортное лечение осуществляется Фондом социального страхования Российской Федерации и органом, уполномоченным высшим органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации на осуществление части полномочий Российской Федерации по оказанию государственной социальной помощи в виде социальных услуг по предоставлению отдельным категориям граждан при наличии медицинских показаний путевок на санаторно-курортное лечение и бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно в случае их передачи на основании соглашений, заключенных между Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации и высшими органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (далее - уполномоченный орган) (пункт 3.3 Порядка).
Согласно пункту 3.6 Порядка граждане при наличии медицинских показаний и отсутствии противопоказаний для санаторно-курортного лечения получают в лечебно-профилактическом учреждении по месту жительства справку для получения путевки по форме N 070/у-04, утвержденной Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации России от 22 ноября 2004 года N 256.
Заявление о предоставлении путевки, к которому должны быть приложены все необходимые документы, в том числе справка по форме N 070/у-04, подается гражданином в территориальные органы Фонда социального страхования Российской Федерации или органы социальной защиты населения, с которыми территориальный орган Фонда заключил соглашение о совместной работе по обеспечению граждан путевками на санаторно-курортное лечение (далее - органы социальной защиты населения), по месту жительства до 1 декабря текущего года для последующей передачи заявлений в территориальные органы Фонда либо в уполномоченный орган (пункт 3.7 Порядка).
Территориальные органы Фонда социального страхования Российской Федерации и органы социальной защиты населения, а также уполномоченные органы не позднее 10 дней с момента поступления заявления о предоставлении санаторно-курортной путевки и справки для получения путевки сообщают гражданину (в том числе в электронном виде, если заявление было представлено в форме электронного документа) о регистрации его заявления с указанием даты регистрации и регистрационного номера (пункт 3.8 Порядка).
Санаторно-курортные путевки должны быть выданы не позднее чем за 18 дней (для детей-инвалидов, инвалидов с заболеваниями и последствиями травм спинного и головного мозга - за 21 день) до даты заезда в санаторно-курортное учреждение (пункт 3.9 Порядка).
Действовавшим до 4 ноября 2019 года приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 27 марта 2012 года N 271н был утвержден Административный регламент предоставления Фондом социального страхования Российской Федерации гражданам, имеющим право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, государственной социальной услуги по предоставлению при наличии медицинских показаний путевок на санаторно-курортное лечение, осуществляемое в целях профилактики основных заболеваний, и бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно (далее - Административный регламент).
Документами, необходимыми для предоставления территориальным органом Фонда социального страхования Российской Федерации заявителю путевки на санаторно-курортное лечение, а также бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту санаторно-курортного лечения по путевке, предоставленной территориальным органом Фонда, и обратно, являются заявление о предоставлении государственной услуги и справка для получения путевки по форме N 070/у-04, выданная заявителю лечащим врачом в лечебно-профилактическом учреждении, с рекомендацией санаторно-курортного лечения (пункт 13 Административного регламента).
Пункт 19 Административного регламента содержал исчерпывающий перечень оснований для приостановления или отказа в предоставлении государственной услуги по предоставлению территориальными органами Фонда социального страхования Российской Федерации путевок на санаторно-курортное лечение, а также бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту санаторно-курортного лечения по путевке и обратно. Согласно данному перечню к таким основаниям относятся: отсутствие у гражданина статуса, дающего право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, непредставление заявителем необходимых документов либо представление документов, оформленных с нарушением требований законодательства Российской Федерации, отказ гражданина от получения соответствующей государственной услуги.
Приказом Фонда социального страхования Российской Федерации от 21 августа 2019 года N 428 утвержден Административный регламент предоставления Фондом социального страхования Российской Федерации гражданам, имеющим право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, государственной услуги по предоставлению при наличии медицинских показаний путевок на санаторно-курортное лечение, осуществляемое в целях профилактики основных заболеваний, и бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно (далее - Регламент), который действует с 5 ноября 2019 года.
В пункте 22 Регламента содержится перечень оснований для отказа в предоставлении государственной услуги.
Согласно абзацу третьему подпункта "в" указанного пункта Регламента наличие ранее зарегистрированного заявления о предоставлении государственной услуги в территориальном органе Фонда, по которому путевка на санаторно-курортное лечение не была предоставлена, является одним из оснований для отказа в предоставлении государственной услуги при предоставлении путевки на санаторно-курортное лечение.
Частью 3 статьи 6.5 Федерального закона от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ предусмотрено, что порядок финансирования расходов по оказанию гражданам государственной социальной помощи в виде социальных услуг устанавливается Правительством Российской Федерации.
В соответствии с пунктами 1, 4 Правил финансового обеспечения расходов по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2004 года N 864, финансовое обеспечение по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг (в него входит предоставление при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение) является расходным обязательством Российской Федерации.
Финансовое обеспечение расходов, связанных с предоставлением социальных услуг, осуществляется за счет средств, предусмотренных федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год и плановый период:
Фонд социального страхования Российской Федерации распределяет указанные денежные средства по территориальным отделениям Фонда на основании представленных ими бюджетных заявок и перечисляет их санаторно-курортным учреждениям в соответствии с заключенными с ними договорами (пункты 4, 11, 19 - 21 Правил финансового обеспечения расходов по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2004 года N 864).
В целях обеспечения реализации прав граждан на получение ежемесячных денежных выплат, социальных услуг, социальных доплат к пенсии, а также для обеспечения качественного и эффективного расходования средств, направляемых на ежемесячные денежные выплаты и предоставление социальных услуг, осуществляется ведение Федерального регистра лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи (часть 1 статьи 6.4 Федерального закона от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ). Согласно Приказу Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 30 сентября 2004 года N 143 органом, осуществляющим ведение Федерального регистра лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи, является Пенсионный фонд Российской Федерации и его территориальные органы.
Объем необходимого финансирования для исполнения требований Федерального закона от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ, в том числе в части обеспечения путевками на санаторно-курортное лечение, определяется заблаговременно до принятия Федерального закона о федеральном бюджете на новый финансовый год исходя из норматива финансовых затрат в месяц на одного гражданина, получающего государственную социальную помощь в виде социальной услуги по санаторно-курортному лечению, ежегодно утверждаемого Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации, и численности граждан, включенных в Федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи, по состоянию на 1 октября года, предшествующего очередному году, в котором указанные граждане будут иметь право на получение набора социальных услуг (пункт 2 Методики расчета объема средств, предусмотренных на финансовое обеспечение расходов по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2013 года N 1294).
Как установлено судами и следует из материалов дела, Пьянков В.С. является инвалидом III группы, на основании Федерального закона от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" имеет право на получение государственной социальной помощи.
1 декабря 2015 года истцом подано заявление в Пермское региональное отделение Фонда социального страхования о предоставлении путёвки на санаторно-курортное лечение в 2016 году.
2 декабря 2016 года подано заявление о предоставлении путёвки на санаторно-курортное лечение в 2017 году.
20 декабря 2017 года подано заявление о предоставлении путёвки на санаторно-курортное лечение в 2018 году.
Письмом Пермского регионального отделения Фонда социального страхования от 12 сентября 2018 года истцу разъяснено, что очерёдность на получение санаторно-курортных путёвок приведена в соответствие с позицией Конституционного Суда Российской Федерации и Верховного Суда Российской Федерации. В очереди оставлено по одному (самому раннему по дате подачи) заявлению от каждого гражданина - получателя набора социальных услуг, заявления сформированы в очерёдность в хронологическом порядке. На дату составления письма Пьянков В.С. состоит в очереди на получение путёвки по заявлению от 1 декабря 2015 года, заявления от 2 декабря 2016 года, 20 декабря 2017 года приобщены к заявлению от 1 декабря 2015 года, медицинские показания к санаторно-курортному лечению подтверждены справкой по форме N 070/у от 1 декабря 2017 года, санаторно-курортная путёвка будет предоставлена по заявлению от 1 декабря 2015 года в порядке очерёдности по мере обеспечения путёвками граждан, ранее подавших заявления.
5 декабря 2018 года истец снова подал заявление о предоставлении путёвки на санаторно-курортное лечение, приложив справку формы N 070/у от 3 декабря 2018 года N 205.
Письмом от 12 декабря 2018 года Пермское региональное отделение Фонда социального страхования уведомило Пьянкова В.С. о том, что на учёте стоит заявление, принятое и зарегистрированное 1 декабря 2015 года, по состоянию на 10 декабря 2018 года номер в очереди по данному заявлению - 1777, заявление от 5 декабря 2018 года для получения путёвки приобщено к имеющемуся заявлению от 1 декабря 2015 года. Указано, что санаторно-курортная путёвка будет предоставлена в порядке очерёдности по мере обеспечения путёвками граждан, ранее подавших заявления.
Согласно копии накладной от 17 октября 2019 года N 3803, отрывному талону к санаторно-курортной путёвке N 129808, истцу предоставлена путёвка с датой заезда с 13 ноября 2019 года по 30 ноября 2019 года в ЗАО "Курорт "Усть-Качка".
Письмом Пермского регионального отделения Фонда социального страхования от 23 декабря 2019 года Пьянкову В.С. разъяснено, что по заявлению от 1 декабря 2015 года в порядке очерёдности предоставлена путёвка в 2019 году с датой заезда 13 ноября 2019 года в ЗАО "Курорт "Усть-Качка", заявления от 2 декабря 2016 года, 20 декабря 2017 года, 5 декабря 2018 года приобщены к заявлению от 1 декабря 2015 года.
30 декабря 2019 года истец подал заявление о предоставлении путёвки на санаторно-курортное лечение, приложив справку формы N 070/у от 3 декабря 2019 года N 198.
Согласно письму Пермского регионального отделения Фонда социального страхования от 24 января 2020 года заявление зарегистрировано 30 декабря 2019 года, выдано соответствующее уведомление. По состоянию на 20 января 2020 года номер в очереди по заявлению от 3 декабря 2019 года - 9482. Разъяснено, что санаторно-курортная путёвка будет предоставлена в порядке очерёдности по мере обеспечения путёвками граждан, ранее подавших заявления.
Письмом Пермского регионального отделения Фонда социального страхования от 4 февраля 2020 года до сведения Пьянкова В.С. доведено, что во исполнение решения суда от 30 мая 2019 года повторно рассмотрено заявление о предоставлении путёвки от 2 декабря 2016 года и от 20 декабря 2017 года. По итогам рассмотрения принято решение о восстановлении в очереди ранее зарегистрированного заявления, по которому не была предоставлена услуга от 2 декабря 2016 года. Пермским региональным отделением Фонда социального страхования принято решение об отказе в предоставлении государственной услуги по заявлениям от 20 декабря 2017 года и 30 декабря 2019 года по причине наличия ранее зарегистрированного заявления от 2 декабря 2016 года, по которому путёвка не предоставлена. Санаторно-курортная путёвка по заявлению от 2 декабря 2016 года будет предоставлена в порядке очерёдности по мере обеспечения путёвками граждан, ранее подавших заявления.
Решением Свердловского районного суда г. Перми от 30 мая 2019 года по делу N 2а-2258/2019 признан незаконным приказ Пермского регионального отделения Фонда социального страхования от 3 сентября 2018 года N 2737 "Об утверждении Порядка формирования в Государственном учреждении - Пермском региональном отделении Фонда социального страхования Российской Федерации электронной очереди граждан льготных категорий на санаторно-курортное лечение", на Пермское региональное отделение Фонда социального страхования возложена обязанность повторно рассмотреть заявки, переведённые в состояние "Отменена" в соответствии с указанным приказом.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции, руководствуясь положениями статьей 6.1, 6.2, 6.3, 6.5 Федерального закона от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" о предоставлении социальных услуг, оплате предоставления гражданину социальных услуг, приказа Минздравсоцразвития России от 29 декабря 2004 года N 328 "Об утверждении Порядка предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан", пункта 22 Административного регламента предоставления Фондом социального страхования Российской Федерации гражданам, имеющим право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, государственной услуги по предоставлению при наличии медицинских показаний путёвок на санаторно-курортное лечение, осуществляемое в целях профилактики основных заболеваний, и бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно, утвержденного приказом Фонда социального страхования Российской Федерации от 21 августа 2019 года N 428, исходил из того, что в действиях Пермского регионального отделения Фонда социального страхования не имеется нарушений прав и законных интересов истца.
Отклоняя доводы истца о том, что в силу части 2 статьи 6.3 Федерального закона от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" путевки на санаторно-курортное лечение должны предоставляться ежегодно, суд указал, что материалами дела подтверждается, что Пермское региональное отделение Фонда социального страхования приняло от Пьянкова В.С. заявления и рассмотрело их в установленном порядке, обеспечило истца путёвками на санаторно-курортное лечение с датами заезда с 13 ноября 2019 года в ЗАО "Курорт "Усть-Качка", с 14 сентября 2020 года в санаторий "Сосновый бор", требование истца о многократной его постановке в очередь влечёт нарушение прав иных граждан.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием.
Изучение материалов дела показывает, что указанные выводы судов первой и апелляционной инстанции основаны на приведенном выше правовом регулировании спорных правоотношений, установленных судами обстоятельствах, и доводами кассационной жалобы не опровергаются.
Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции соглашается с выводами судов, изложенными в обжалуемых судебных постановлениях, поскольку они подробно мотивированы, основаны на совокупности исследованных в судебном заседании доказательств, которым суды дали оценку на предмет их относимости, допустимости, достоверности, достаточности и взаимной связи.
Доводы кассационной жалобы Пьянкова В.С. о нарушении его прав в связи с тем, что настоящий спор не подлежал рассмотрению в порядке, предусмотренном Гражданским процессуальным кодексом Российской Федерации, судебной коллегией отклоняются как необоснованные.
Как следует из разъяснений "Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2019)" (утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 17 июля 2019 года), правильное определение судами вида судопроизводства, в котором подлежат защите права и свободы гражданина или организации, зависит от характера правоотношений, из которых вытекает требование лица, обратившегося за судебной защитой, а не от избранной им формы обращения в суд (подача заявления в порядке административного судопроизводства или гражданского судопроизводства).
Именно на стадии принятия заявления к производству суда определяется характер спорных правоотношений и процессуальный закон, подлежащий применению, поскольку от этого зависят правила судопроизводства, в том числе распределение между сторонами судебного процесса бремени доказывания.
Таким образом, вид судопроизводства определяет суд.
Такое процессуальное решение согласуется с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в постановлении от 11 ноября 2014 года N 28-П, о том, что институциональные и процедурные условия осуществления права на доступ к механизмам правосудия должны не только предотвращать неоправданные задержки при рассмотрении дел, но и отвечать требованиям процессуальной эффективности, экономии в использовании средств судебной защиты и тем самым обеспечивать справедливость судебного решения.
Предметом административного производства являются отношения, связанные с законностью и обоснованностью осуществления государственных или иных публичных полномочий.
Мнение кассатора о том, что данное дело подлежало рассмотрению в порядке административного судопроизводства основано на ошибочном толковании законодательства. В рассматриваемом случае судом разрешался спор о праве конкретного получателя социальной услуги на ее предоставление.
Поскольку заявленные истцом требования не вытекают из публичных правоотношений, данное дело обоснованно рассмотрено в порядке, установленном Гражданским процессуальным кодексом Российской Федерации.
Вопреки доводам кассационной жалобы, судами при рассмотрении дела не допущено существенных нарушений норм процессуального права, влекущих отмену судебных актов.
Доводы кассатора относительно неисполнения решения Свердловского районного суда г. Перми от 30 мая 2019 года по делу N 2а-2258/2019 судебной коллегией отклоняются. Указанный судебный акт не содержит выводов об обязанности отделения Фонда в течение одного периода (календарного года) предоставлять путевки на санаторно-курортное лечение всем состоящим на учете получателем набора социальных услуг без учета выделенных объемов финансирования государственной социальной помощи на указанные цели.
Доводы, изложенные заявителем в кассационной жалобе о наличии оснований для удовлетворения иска, повторяют правовую позицию стороны истца в судах первой и апелляционной инстанций, не могут быть признаны основанием для отмены в кассационном порядке судебных постановлений, принятых по данному делу, поскольку основаны на неправильном понимании норма материального права и фактически сводятся к несогласию с выводами судов первой и апелляционной инстанции по обстоятельствам дела.
Кассационный суд общей юрисдикции в силу своей компетенции при рассмотрении жалобы должен исходить из признанных установленными судебными инстанциями фактических обстоятельств, проверять лишь правильность применения и толкования норм материального и процессуального права судом первой и апелляционной инстанций.
При рассмотрении данного спора судами нормы материального права применены верно, а при исследовании и оценке доказательств, собранных по делу, нарушений норм процессуального права не допущено.
Руководствуясь статьями 379.5, 379.6, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Свердловского районного суда г. Перми от 11 февраля 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Пермского краевого суда от 26 мая 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу Пьянкова Виктора Степановича - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.