Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Козиной Н.М.
судей Грудновой А.В, Хасановой В.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N2-27/2021 по иску прокурора Осинского района Пермского края, действующего в интересах Вотинова Марата Агаповича к Государственному казенному учреждению "Центр занятости населения Пермского края" о признании незаконным отказа в признании безработным, возложении обязанности признать безработным, начислить и выплатить пособие по безработице
по кассационной жалобе Государственного казенного учреждения "Центр занятости населения Пермского края" на решение Осинского районного суда Пермского края от 13 января 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Пермского краевого суда от 29 марта 2021 года
Заслушав доклад судьи Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Козиной Н.М. об обстоятельствах дела, доводах кассационной жалобы, выслушав прокурора Седьмого отдела Генеральной прокуратуры Российской Федерации Голованова А.И, полагавшего доводы кассационной жалобы не подлежащими удовлетворению, судебные постановления - оставлению без изменения, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Прокурор Осинского района Пермского края, действующий в интересах Вотинова М.А, обратился в суд с иском к Государственному казенному учреждению "Центр занятости населения Пермского края" (далее - ГКУ "ЦЗН ПК") о признании незаконным приказа N 200/И/01 от 23 октября 2020 года об отказе в признании Вотинова М.А, зарегистрированного в целях поиска подходящей работы, безработным, возложении обязанности признать Вотинова М.А. безработным с 15 октября 2020 года, начислить и выплатить пособие по безработице с 15 октября 2020 года.
В обоснование требований указано, что 15 октября 2020 года Вотинов М.А. обратился в территориальный отдел по Осинскому району ГКУ "ЦЗН ПК" для регистрации в целях поиска подходящей работы. В указанный день Вотинов М.А. был зарегистрирован и в день обращения открыта карточка персонального учета гражданина, обратившегося за предоставлением государственной услуги содействия гражданам в поиске подходящей работы. 16 октября 2020 года ответчиком были выданы Вотинову М.А. направления от 15 октября 2020 года в ООО "Осинское УТТ", ООО "Регионспецавто", в обоих случаях работодателями кандидатура Вотинова М.А. была отклонена в связи с предоставлением листка нетрудоспособности. 23 октября 2020 года приказом начальника территориального отдела по Осинскому району ГКУ "ЦЗН ПК" Вотинову М.А. было отказано в признании безработным по основаниям, предусмотренным статьей 3 Закона о занятости населения в Российской Федерации, за неявку в срок, установленный государственными учреждениями служб занятости, для принятия решения о признании безработным. Однако, Вотинов М.А. до принятия указанного решения принял все необходимые меры к уведомлению ответчика о нахождении на листке нетрудоспособности, явился в установленный ответчиком срок для принятия решения о признании его безработным. Даже в случае неявки Вотинова М.А, отказ ответчика в признании Вотинова М.А. безработным нельзя признать законным, поскольку листок нетрудоспособности подтверждает наличие уважительных причин неявки в государственные учреждения службы занятости населения граждан.
Решением Осинского районного суда Пермского края от 13 января 2021 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Пермского краевого суда от 29 марта 2021 года исковые требования удовлетворены.
Признан незаконным приказ территориального отдела по Осинскому району Государственного казенного учреждения "Центр занятости населения Пермского края" от 23 октября 2020 года N 200/И/01 об отказе в признании Вотинова Марата Агаповича безработным. На территориальный отдел по Осинскому району Государственного казенного учреждения "Центр занятости населения Пермского края" возложена обязанность признать Вотинова Марата Агаповича безработным с 15 октября 2020 года, начислить и выплатить Вотинову Марату Агаповича пособие по безработице с 15 октября 2020 года.
В кассационной жалобе Государственное казенное учреждение "Центр занятости населения Пермского края" ставит вопрос об отмене состоявшихся по делу судебных актов, считая их принятыми с нарушением норм материального и процессуального права.
Прокурор Генеральной прокуратуры Российской Федерации Голованов А.И. в судебном заседании суда кассационной инстанции полагал обжалуемые судебные постановления подлежащими оставлению без изменения.
Остальные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке. Информация о рассмотрении дела заблаговременно была размещена на официальном сайте Седьмого кассационного суда общей юрисдикции. В судебное заседание суда кассационной инстанции не явились стороны, сведения о причинах неявки не представили. Судебная коллегия, руководствуясь статьями 167, 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Обсудив доводы кассационной жалобы, изучив материалы гражданского дела, заслушав прокурора, судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения судебных постановлений.
В соответствии с частью 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Судебная коллегия Седьмого кассационного суда общей юрисдикции приходит к выводу о том, что при рассмотрении настоящего дела судами первой и апелляционной инстанций не были допущены такого рода нарушения норм материального или норм процессуального права.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Вотинов М.А. на основании поданного с использованием информационно-аналитической системы Общероссийская база вакансий "Работа в России" заявления от 15 октября 2020 года N 5417989 был поставлен на регистрационный учет в целях поиска подходящей работы в Территориальном отделе по Осинскому району ГКУ "ЦЗН ПК" с 15 октября 2020 года.
В тот же день Вотинову М.А. были подобраны варианты подходящей работы и сформированы два направления на работу по вакансии "водитель автомобиля" в ООО "Регионспецавто" и в ООО "Осинское УТТ".
Кандидатура Вотинова М.А. на замещение вышеуказанных должностей ООО "Регионспецавто" и ООО "Осинское УТТ" была отклонена работодателями в связи с предоставлением Вотиновым М.А. листа временной нетрудоспособности.
Из личной карточки безработного (рег. N1560) следует, что Вотинову М.А. необходимо было явиться в службу занятости населения 23 октября 2020 года с 09.00 до 14.00 часов.
Приказом Территориального отдела по Осинскому району ГКУ "ЦЗН ПК" N 200/И/01 от 23 октября 2020 года Вотинову М.А. отказано в признании безработным в связи с неявкой в срок, установленный для принятия решения о признании его безработным.
Приказом Территориального отдела по Осинскому району ГКУ "ЦЗН ПК" N 200/И/03 от 23 октября 2020 года Вотинов М.А. снят с регистрационного учета с 15 октября 2020 года в связи с отказом в статусе безработного.
Суд первой инстанции, удовлетворяя исковые требования, руководствовался Конституцией Российской Федерации, пунктами 1-3 статьи 3 Закона Российской Федерации от 19 апреля 1991 года N1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации", постановлением Правительства Российской Федерации от 07 сентября 2012 года N891 "О порядке регистрации граждан в целях поиска подходящей работы, регистрации безработных граждан и требованиях к подбору подходящей работы", постановлением Правительства Российской Федерации от 08 апреля 2020 года N460, которым утверждены Временные правила регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и в качестве безработных, осуществления социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными, а также приказом Минтруда России от 15 января 2013 года N 10н "Об утверждении перечня документов, подтверждающих наличие уважительных причин неявки в государственные учреждения службы занятости населения граждан, зарегистрированных в целях поиска подходящей работы, и безработных граждан".
Установив, что в период с 16 октября 2020 года по 28 октября 2020 года Вотинов М.А. являлся временно нетрудоспособным, что подтверждается листом нетрудоспособности, выданного ГБУЗ ПК "Осинская ЦРБ", а также что в установленный ответчиком день - 23 октября 2020 года Вотинов М.А. явился в Территориальный отдел по Осинскому району ГКУ "ЦЗН ПК" и предъявил открытый листок временной нетрудоспособности, суд первой инстанции, пришел к выводу, что у ответчика не имелось правовых оснований для отказа Вотинову М.А. в признании безработным по указанному им основанию.
Производные требования в части возложения на ответчика обязанности по начислению и выплате Вотинову М.А. пособия по безработице с 15 октября 2020 года были также удовлетворены судом.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием.
Дополнительно суд апелляционной инстанции указал, что факт временной нетрудоспособности не может рассматриваться в качестве неявки в органы службы занятости, поскольку наличие листа нетрудоспособности является уважительной причиной такой неявки и не препятствует для постановки гражданина на учет в качестве безработного.
Судебная коллегия соглашается с постановленными судами решениями и считает, что они основаны на надлежащей оценке доказательств по делу, приняты в соответствии с правилами статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и с нормами материального права, регулирующего спорные правоотношения и при правильном распределении между сторонами бремени доказывания и установлении всех обстоятельств, имеющих значение для дела. Представленным сторонами доказательствам судами дана верная правовая оценка. Результаты оценки доказательств суды отразили в постановленных судебных актах. Нарушений требований процессуального законодательства, которые могли бы привести к неправильному разрешению спора, судами не допущено.
Правовые, экономические и организационные основы государственной политики содействия занятости населения, в том числе гарантии государства по реализации конституционных прав граждан Российской Федерации на труд и социальную защиту от безработицы, определены законом Российской Федерации от 19 апреля 1991 года N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации".
Порядок и условия признания граждан безработными установлены статьей 3 указанного закона.
Безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней. При этом в качестве заработка не учитываются выплаты выходного пособия и сохраняемого среднего заработка гражданам, уволенным в связи с ликвидацией организации либо прекращением деятельности индивидуальным предпринимателем, сокращением численности или штата работников организации, индивидуального предпринимателя.
Порядок регистрации безработных граждан, порядок регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и требования к подбору подходящей работы устанавливаются Правительством Российской Федерации (пункт 1 статьи 3 Закона Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации").
Постановлением Правительства Российской Федерации от 07 сентября 2012 года N 891 утверждены Правила регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и Правила регистрации безработных граждан.
Пунктом 12 данных Правил предусмотрено, при предъявлении зарегистрированными гражданами, не явившимися в течение 10 дней со дня постановки на регистрационный учет в государственные учреждения службы занятости населения для подбора подходящей работы, документов, подтверждающих наличие уважительных причин неявки, указанные учреждения принимают решение о признании таких граждан безработными и осуществляют постановку их на регистрационный учет.
Перечень документов, подтверждающих наличие уважительных причин неявки, утверждается Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации.
В число таких документов входит листок нетрудоспособности.
Из анализа приведенных нормативных положений, в их совокупности, следует, что суды пришли к обоснованному выводу об удовлетворении исковых требований.
Доводы кассационной жалобы о том, что лист нетрудоспособности был предъявлен Вотиновым М.А. 23 октября 2020 года, то есть в день, установленный для признания или непризнания гражданина безработным и на момент явки в Территориальный отдел был нетрудоспособен, то есть не готов приступить к работе, вследствие чего не соответствовал требованиям, установленным абзацем 1 пункта 1 статьи 3 Закона РФ "О занятости населения в Российской Федерации", пункту 7 Правил и абзацу 1 пункта 8 Временных правил для признания гражданина безработным отклоняются судебной коллегией как несостоятельные, поскольку как верно указано судами, факт временной нетрудоспособности истца подтвержден соответствующими доказательствами, и данные доказательства (лист временной нетрудоспособности) не свидетельствует о его неспособности к выполнению работы определенной квалификации, объема и качества по окончанию периода временной нетрудоспособности.
Главой III Закона Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации" установлены гарантии государства в области занятости. К их числу относится и социальная поддержка безработных граждан.
Государство гарантирует безработным: выплату пособия по безработице, в том числе в период временной нетрудоспособности безработного; выплату стипендии в период прохождения профессионального обучения и получения дополнительного профессионального образования по направлению органов службы занятости, в том числе в период временной нетрудоспособности; возможность участия в оплачиваемых общественных работах (пункт 1 статьи 28 Закона Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации").
Порядок определения размеров пособия по безработице установлен статьей 30 Закона Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации".
Доводы кассационной жалобы о том, что выплата пособия по безработице возможна только при условии, что гражданин на момент получения листка нетрудоспособности уже был зарегистрирован в качестве такого основан на неверном толковании норм действующего законодательства и направлен на переоценку выводов судов по установленным обстоятельствам, поэтому также не может быть принят во внимание судебной коллегией.
Поскольку суды пришли к верному выводу о том, что оспариваемый истцом приказ N 200/И/01 от 23 октября 2020 года об отказе в признании Вотинова М.А, зарегистрированного в целях поиска подходящей работы, безработным принят в нарушение законодательных предписаний, а 15 октября 2020 года Вотинов М.А. был поставлен ответчиком на учет в целях поиска подходящий работы, то вывод судов о необходимости начисления и выплате истцу соответствующего пособия с указанной даты правомерен.
Таким образом, доводы жалобы не опровергает выводы суда о незаконности вынесенного ответчиком приказа об отказе в признании истца безработным, учитывая, что наличие листка нетрудоспособности в соответствии с вышеуказанным Перечнем документов, подтверждает уважительность причины неявки.
Выводы судебных инстанций основаны на правильном толковании нормативных правовых актов, регулирующих спорные правоотношения, соответствуют фактическим обстоятельствам и материалам гражданского дела.
Несогласие, выраженное в кассационной жалобе с выводами судов, иная оценка фактических обстоятельств, равно как и отличное от судебных инстанций толкование положений закона, не означает допущенной при рассмотрении дела судебной ошибки и не подтверждает допущенных судом нарушений норм права, которые могли повлиять на исход дела и являлись бы достаточным основанием для пересмотра обжалуемых судебных актов в кассационном порядке.
Фактически приведенные в кассационной жалобе доводы не содержат обстоятельств, которые не были бы проверены и учтены судами первой и второй инстанций при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта, влияли на законность и обоснованность постановленных судебных актов, либо опровергали выводы судов.
Кроме того, доводы, изложенные в кассационной жалобе, являлись предметом исследования и оценки суда апелляционной инстанции и им в апелляционном определении дана надлежащая правовая оценка.
Нарушений норм материального или процессуального права, которые могли бы служить основанием для отмены судебных постановлений в кассационном порядке, судебной коллегией по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции по доводам кассационной жалобы не установлено.
Поскольку судами первой и апелляционной инстанций материальный закон применен и истолкован правильно, нарушений процессуального права не допущено, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит предусмотренных статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены обжалуемых судебных постановлений.
Руководствуясь статьями 379.5, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Осинского районного суда Пермского края от 13 января 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Пермского краевого суда от 29 марта 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу Государственного казенного учреждения "Центр занятости населения Пермского края" - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.