Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Шагаровой Т.В, судей Вульферт С.В, Баера Е.А, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело N 75RS0001-02-2020-007219-02 по иску Свободненского транспортного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к открытому акционерному обществу "Российские железные дороги" о понуждении к действиям
по кассационной жалобе открытого акционерного общества "Российские железные дороги" на решение Центрального районного суда г. Читы от 25 ноября 2020 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Забайкальского краевого суда от 4 марта 2021 г, Заслушав доклад судьи С.В.Вульферт, прокурора восьмого отдела (кассационного) апелляционно - кассационного управления Главного гражданского - судебного управления Генеральной прокуратуры РФ Еськову Ю.С, полагавшую оставить без изменения обжалуемые судебные постановления, кассационную жалобу- без удовлетворения, представителя ОАО "РЖД"-Гусеву Е.Н, действующую по доверенности от 28 января 2021 г. N ЗАБ ДМС-8/Д, диплом, поддержавшую доводы кассационной жалобы, судебная коллегия
установила
Свободненский транспортный прокурор обратился с иском в интересах неопределенного круга лиц к ОАО "РЖД" с требованием об обязании ОАО "РЖД", в лице филиала Забайкальской железной дороги, - оснастить сливные эстакады складов топлива на станциях Белогорск и Бурея ручными извещателями пожарной сигнализации;
- оборудовать площадку на железнодорожном пути сливной эстакады склада топлива ст. Бурея твердым водонепроницаемым покрытием, огражденным по периметру бортиком высотой не менее 0, 2 м, и уклонами не менее 2 % в сторону лотков;
- организовать расстояние от оси железнодорожного пути склада топлива ст. Бурея до оси железнодорожного пути сливной эстакады не менее 20 м;
- организовать выгрузку опасных грузов, перевозимых наливом, на складе топлива ст. Завитая на железнодорожном пути необщего пользования, не предназначенном для сквозного проезда.
Исковые требования мотивированы тем, что Свободненской транспортной прокуратурой в соответствии с планом работы на 1 квартал 2020 г. проведена проверка исполнения требований законодательства при погрузке-разгрузке опасных грузов и безопасности движения на подъездных путях Свободненского отдела МТО Забайкальской дирекции снабжения ОАО "РЖД".
В ходе проведения указанной проверки с 10 по 28 февраля 2020 г. на складах топлива станций Белогорск, Бурея, Завитая Свободненского отдела материально-технического обеспечения Забайкальской дирекции снабжения ОАО "РЖД" установлено, что на примыкающих железнодорожных путях к указанным складам топлива на постоянной основе осуществляется производственная деятельность, связанная с погрузкой (разгрузкой) опасных грузов, в том числе нефтепродуктов, с нарушениями установленных правил перевозок опасных грузов.
Эксплуатация ОАО "РЖД" в течение длительного времени складов топлива, в том числе железнодорожных сливоналивных эстакад, с нарушениями установленных правил, создает реальную угрозу жизни и здоровью неопределенного круга лиц (в том числе работников ответчика, иных лиц, пребывающих временно на указанных участках).
Определением суда от 25 ноября 2020 г. производство по делу было прекращено в части исковых требований о возложении на ОАО "РЖД" обязанности оснастить сливные эстакады складов топлива на станциях Белогорск и Бурея ручными извещателями пожарной сигнализации; оборудовать площадку на железнодорожном пути сливной эстакады склада топлива ст. Бурея твердым водонепроницаемым покрытием, огражденным по периметру бортиком высотой не менее 0, 2 м, и уклонами не менее 2 % в сторону лотков, в связи с отказом истца от иска.
Решением Центрального районного суда г. Читы от 25 ноября 2020 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Забайкальского краевого суда от 4 марта 2021 г, исковые требования удовлетворены.
В кассационной жалобе ОАО "РЖД" ставится вопрос об отмене состоявшихся по делу судебных постановлений, как вынесенных при несоответствии выводов судов обстоятельствам дела, неверном применении норм материального права, просит принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований или направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
В судебном заседании суда кассационной инстанции прокурор и представитель заявителя свои правовые позиции поддержали.
В соответствии со статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Судебная коллегия, проверяя законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе (часть 1 статьи 379.6 ГПК РФ), оснований для их отмены не установила.
Из установленных судами обстоятельств и материалов дела следует, что в ходе проведения проверки Свободненской транспортной прокуратурой с 10 по 28 февраля 2020 г. на складах топлива станций Белогорск, Бурея, Завитая Свободненского отдела материально-технического обеспечения Забайкальской дирекции снабжения ОАО "РЖД" выявлено, что на примыкающих железнодорожных путях к складам топлива на станциях Бурея, Завитая на постоянной основе осуществляется производственная деятельность, связанная с погрузкой (разгрузкой) опасных грузов, в том числе нефтепродуктов. Данная производственная деятельность осуществляется с нарушением действующих норм и правил.
Согласно паспорту на сливную эстакаду склада топлива ст. Завитая, утвержденного главным инженером Свободненского отдела материально- технического обеспечения 15.05.2019, место расположения эстакады территория склада ст. Завитая Свободненского отдела материально- технического обеспечения Читинской дирекции материально-технического обеспечения СП Росжелдорснаба-филиала ОАО "РЖД". Назначение: сливная эстакада используется для обеспечения выполнения операций по сливу нефтепродуктов и безопасного доступа на железнодорожные цистерны.
Согласно техническому паспорту железнодорожного пути общего пользования, принадлежащего ОАО "РЖД", находящегося в ведении Читинской дирекции материально-технического обеспечения-структурного подразделения Росжелдорснаба, примыкающего к железнодорожной станции Завитая Забайкальской железной дороги и используемого Базой топлива Свободненского ОМТО (в редакции акта о внесении изменений в технический паспорт железнодорожного пути N53А, используемого Базой топлива Свободненского ОМТО Читинской ДМТО СП Росжелдорснаба филиала ОАО "РЖД", примыкающего к станции Завитая от 03.10.2018), железнодорожный путь общего пользования База топлива расположен на продолжении пути N 5ЗА за стрелочным переводом N 27, принадлежит ОАО "РЖД" и находится на балансе и техническом обслуживании Завитинской дистанции пути. Границами железнодорожного пути общего пользования База топлива является с одной стороны изолирующий стык маневрового гофора М29, с другой стороны передний стык рамного рельса стрелочного перевода N 248.
Согласно паспорту на сливную эстакаду склада топлива ст. Бурея, место расположения-территория склада ст. Бурея Свободненского отдела материально-технического обеспечения Читинской дирекции материально - технического обеспечения сп. Росжелдорснаба-филиала ОАО "РЖД". Назначение: сливная эстакада используется для обеспечения выполнения операций по сливу нефтепродуктов и безопасного доступа на железнодорожные цистерны.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции, исследовав и оценив представленные сторонами доказательства по правилам главы 6 ГПК РФ, в том числе техническую документацию на спорные объекты, руководствуясь статьей 210 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьей 2 Федерального закона от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации", пунктом 1 статьи 16, пунктами 1, 2, 3 статьи 21 Федерального закона от 10.01.2003 N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации", Правилами перевозок опасных грузов по железным дорогам, утв. СЖТ СНГ, протокол от 05.04.1996 N 15, установив, что расстояние от оси железнодорожного пути склада топлива ст. Бурея до оси железнодорожного пути сливной эстакады менее 20 м (по факту 4 м), что является нарушением пункта 10.5 СП 155.13130.2014. Свода правил "Склады нефти и нефтепродуктов. Требования пожарной безопасности", утвержденного приказом МЧС России от 26.12.2013 N 837; выгрузка опасных грузов, перевозимых наливом, на складе топлива ст. Завитая осуществляется на железнодорожном пути общего пользования N 53-а, в нарушение пункта 3.1.4 Правил безопасности при перевозке опасных грузов железнодорожным транспортом, утв. постановлением Госгортехнадзора РФ от 16.08.1994 N 50; фронт слива опасных грузов склада топлива ст. Завитая расположен на железнодорожном пути общего пользования N 53А, предназначенного для сквозного проезда, в нарушение пункта5.3 "СНиПа 2.11.03-93. Склады нефти и нефтепродуктов. Противопожарные нормы", утв. Постановлением Госстроя РФ от 26.04.1993 N 18-10; пункта 7.102 Правил технической эксплуатации нефтебаз, утвержденных приказом Минэнерго России от 19.06.2003 N 232, пришел к обоснованному выводу, что ответчиком не соблюдаются требования, обеспечивающие безопасность проведения погрузочно - разгрузочных работ опасных грузов, возложив на него как собственника обязанность по устранению выявленных недостатков.
Учитывая необходимость проведения мероприятий по финансированию реконструкции станции Бурея, осуществления строительных работ, в том числе с учетом погодных условий и мнения сторон, суд установилсрок исполнения решения суда в данной части до 31.10.2021.
Выводы суда первой инстанции были подержаны судом апелляционной инстанции.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции находит выводы судов законными и обоснованными, основанными на установленных ими при рассмотрении дела фактических обстоятельствах, представленных доказательствах, верном применении норм материального и процессуального права.
Мотивы, по которым суды первой и апелляционной инстанции пришли к указанным выводам, изложены в мотивировочных частях судебных постановлений и оснований не согласиться с ними, по доводам кассационной жалобы, не имеется.
Обеспечение безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта представляет собой систему экономических, организационно-правовых, технологических и иных мер, предпринимаемых органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями железнодорожного транспорта, иными юридическими лицами, а также физическими лицами, имеющую цель предотвращения транспортных происшествий и снижения риска причинения вреда жизни или здоровью граждан, вреда окружающей среде, имуществу физических или юридических лиц.
Одно из положений, направленное на обеспечение безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта, заключается в установлении требований, касающихся расположения объектов, на территориях которых осуществляются производство, хранение, погрузка, транспортировка и выгрузка опасных грузов. Они должны быть удалены от железнодорожных путей общего пользования и расположенных на них зданий, строений, сооружений на расстояние, обеспечивающее безопасное функционирование железнодорожного транспорта (пункт 2 статьи 21 Федерального закона от 10.01.2003 N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации").
Судом апелляционной инстанции обоснованно отклонены доводы ответчика об отсутствии с его стороны обязанности соблюдать требования п. 10.5 СП 155.13130.2014. Свода правил "Склады нефти и нефтепродуктов. Требования пожарной безопасности", устанавливающим расстояние между осями ближайших железнодорожных путей соседних сливоналивных эстакад (расположенных на параллельных путях) не менее 20 м, так как указанные правила разработаны и введены в действие в соответствии с Федеральным законом от 22 июля 2008 г. N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" и не подменяют его.
Федеральным законом от 22 июля 2008 г. N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" установлены общие требования пожарной безопасности к объектам защиты (продукции), в том числе к зданиям и сооружениям, производственным объектам, пожарно-технической продукции и продукции общего назначения. В частности, определено понятие "противопожарный разрыв (противопожарное расстояние) как нормированное расстояние между зданиями, строениями, устанавливаемое для предотвращения распространения пожара". Противопожарные расстояния должны обеспечивать нераспространение пожара.
В частности, статьей 70 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", установлены противопожарные расстояния от зданий и сооружений складов нефти и нефтепродуктов до граничащих с ними объектов защиты, в том числе которые определяются также как в Своде правил, от сливоналивных устройств - от оси железнодорожного пути со сливоналивными эстакадами.
Кроме того, пунктом 5.5. "СНиП 2.11.03-93. Склады нефти и нефтепродуктов. Противопожарные нормы", утв. Постановлением Госстроя РФ от 26.04.1993 N 18-10 были предусмотрены аналогичные пункту 10.5 СП 155.13130.2014 требования по расстоянию от оси железнодорожного пути склада или предприятия до оси ближайшего пути со сливоналивной эстакадой.
Вопреки доводам кассационной жалобы суды, принимая во внимание акт о внесении изменений в технический паспорт, схематический план железнодорожной ст. Завитая, из которых следует, что путь 53А имеет тупиковый упор (с восточной стороны), при этом имеет выход на главные пути (с западной стороны), наличие трех стрелочных перевода N 252, N 250, N 248, позволяющих выходить с железнодорожного пути 53А на иные станционные пути, пришли к обоснованному выводу, что в нарушение пункта 3.1.4 Правил безопасности при перевозке опасных грузов железнодорожным транспортом, утв. постановлением Госгортехнадзора РФ от 16.08.1994 N 50, п. 5.3 "СНиПа 2.11.03-93. Склады нефти и нефтепродуктов. Противопожарные нормы", утв. Постановлением Госстроя РФ от 26.04.1993 N 18-10; пункта 7.102 Правил технической эксплуатации нефтебаз, утвержденных приказом Минэнерго России от 19.06.2003 N 232, процесс выгрузки и слива опасных грузов осуществляется на железнодорожном пути общего пользования N 53А, предназначенного для сквозного проезда.
При этом доводы заявителя, что судами не проведены различия между "местом общего пользования" и "путь общего пользования" опровергается содержанием апелляционного определения, которым обоснованно отклонены доводы заявителя, исходя из анализа понятий, данных в статье 2 Федерального закона от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" местам "общего" и "необщего" пользования, фактического положения склада топлива ст. Завитая, что ст. Завитая не является местом общего пользования. У суда кассационной инстанции отсутствуют основания не согласиться с указанной оценкой, в том числе с учетом смысла законодательного регулирования данного вопроса, о недопустимости расположения эстакад в целях организации погрузки и выгрузки опасных грузов на железнодорожных путях, предназначенных для сквозного проезда, то есть путях общего пользования.
Указанные требования обусловлены необходимостью производства указанных видов работ в специально отведенных для этого местах, с удалением от инфраструктуры железнодорожного транспорта, что позволит при возникновении аварийной ситуации на таком объекте локализовать возникшую угрозу, не изменяя при этом режима работы иных объектов.
Из материалов дела следует, и обоснованно указано судом апелляционной инстанции, что все рассматриваемые нарушения законодательства РФ, выявленные по результатам прокурорской проверки, признавались ответчиком и предпринимались меры для их устранения.
Довод жалобы о недостаточности срока для выполнения мероприятий, возложенных на ответчика судебным решением, обоснованно отклонен апелляционным судом, поскольку ответчиком не приведены ссылки на наличие препятствий при исполнении судебного акта, не представлено достаточных и допустимых доказательств невозможности исполнения решения в установленный срок, который был определен с учётом мнения сторон, а также необходимых мероприятий.
При этом суд апелляционной инстанции обоснованно исходил, что безопасность и качество оказываемых услуг отнесено к принципам функционирования железнодорожного транспорта в силу пункта 2 части 3 статьи 1 Федерального закона "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" от 10.01.2003 N 17-ФЗ.
Кроме того, при наличии обстоятельств, объективно препятствующих исполнению судебного акта в установленный судом срок, ответчик вправе подать заявление об отсрочке или о рассрочке исполнения судебного акта (статьи 203, 434 ГПК РФ).
Доводы кассационной жалобы направленные на несогласие с действиями судов по оценке доказательств - пояснений специалиста начальника технического отдела службы пути Забайкальской дирекции инфраструктуры ОАО "РЖД" Д.И.Старовойт, о незаконности обжалуемых судебных актов они не свидетельствуют, поскольку достаточность, относимость и допустимость доказательств определяется судами первой и второй инстанций согласно положениям статей 56, 59, 67 ГПК РФ.
Доводы кассационной жалобы являлись предметом рассмотрения судов первой и апелляционной инстанций, законность и обоснованность вынесенных судебных актов не опровергают, направлены на повторное исследование обстоятельств, а также на переоценку доказательств и установление новых обстоятельств по делу, что в полномочия кассационной инстанции не входит.
Несогласие заявителя с выводами судебных инстанций, основанными на установленных фактических обстоятельствах дела и оценке доказательств, не свидетельствует о неправильном применении судами норм материального и процессуального права, повлиявшем на исход дела.
Правовая позиция судов, изложенная в обжалуемых судебных актах, является правильной, поскольку основана на нормах права, регулирующих спорные правоотношения, учитывает характер этих правоотношений, а также конкретные обстоятельства дела; выводы судов основаны на всесторонней оценке представленных сторонами доказательств, не противоречат требованиям действующего законодательства и установленным обстоятельствам, доводами кассационной жалобы не опровергаются.
Принимая во внимание вышеизложенное, судебные акты следует оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 390, 390.1, 390.2 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила
решение Центрального районного суда г. Читы от 25 ноября 2020 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Забайкальского краевого суда от 4 марта 2021 г. оставить без изменения, кассационную жалобу открытого акционерного общества "Российские железные дороги" - без удовлетворения.
Председательствующий Т.В.Шагарова
Судьи С.В.Вульферт
Е.А.Баер
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.