Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе председательствующего Климовой С.В.
и судей Лобовой Л.В, Рачиной К.А, при помощнике судьи Иосебашвили Э.Х, заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Климовой С.В.
гражданское дело по апелляционной жалобе Пономарь В.О. на решение Преображенского районного суда города Москвы от 29 января 2021 года в редакции определения об исправлении описки от 19 апреля 2021 года, которым постановлено:
в удовлетворении исковых требований Пономарь В.О. к УСЗН ВАО г. Москвы в лице ОСЗН района Богородское г. Москвы об оспаривании решений от 23.07.2020 года об отказе в предоставлении государственной услуги по назначению и выплате ежемесячной компенсации выплаты лицам, усыновившим на территории г. Москвы после 01.01.2009 года ребенка из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, признании права на получение ежемесячной компенсационной выплаты в отношении двоих детей и обязании предоставить данную государственную услугу - отказать, УСТАНОВИЛА:
фио В.О. 31.08.2020 направила в суд иск к Управлению социальной защиты населения Восточного административного округа города Москвы (далее - УСЗН ВАО г. Москвы) в лице Отдела социальной защиты населения района Богородское г. Москвы (далее - ОСЗН района Богородское г. Москвы), в котором с учетом уточнения требований в порядке ст. 39 ГПК РФ (л.д. 81-82, 103) просила о признании незаконными решений от 23.07.2020 об отказе в назначении и выплате ежемесячной компенсационной выплаты лицам, усыновившим на территории г. Москвы после 01.01.2009 ребенка из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, признании права на получение ежемесячной компенсационной выплаты в отношении двоих детей и обязании предоставить данную государственную услугу, основывая требования на положениях Постановления Правительства Москвы от 26.05.2009 N 492-ПП "Об утверждении Положения о порядке установления и выплаты ежемесячной компенсационной выплаты лицам, усыновившим на территории города Москвы после 1 января 2009 г. ребенка из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", мотивируя обращение тем, что истец и ее супруг взяли под опеку и впоследствии удочерили двоих детей фио и фио, паспортные данные, однако в назначении ежемесячной компенсационной выплаты лицам, усыновившим на территории г. Москвы после 01.01.2009 ребенка из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, ответчик отказал, что истец полагает незаконным, нарушающим ее права и право малолетних детей на социальное обеспечение, поскольку условия, установленные Постановлением Правительства Москвы от 26.05.2009 N 492-ПП, для ее выплаты соблюдены.
В судебном заседании истец и ее представитель требования поддержали, представители ответчика иск не признали, представитель третьего лица Департамента труда и социальной защиты населения г. Москвы (далее - ДТСЗН г. Москвы), привлеченного к участию в деле определением от 26.11.2020, полагал иск необоснованным.
29.01.2021 судом постановлено приведенное выше решение в редакции определения об исправлении описки от 19.04.2021, об отмене которого просит истец Пономарь В.О. по доводам апелляционной жалобы, подписанной представителем по доверенности Чесалиной Ю.А.
В заседании судебной коллегии истец Пономарь В.О. и ее представитель по доверенности Чесалина Ю.А. доводы апелляционной жалобы поддержали, представители ответчика УСЗН ВАО г. Москвы по доверенности фио и третьего лица ДТСЗН г. Москвы по доверенности фио против удовлетворения жалобы возражали.
Проверив материалы дела, выслушав лиц, явившихся в судебное заседание, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что Пономарь В.О, паспортные данные, и фио, паспортные данные, с 11.02.2019 зарегистрированы по месту жительства по адресу: г. Москва, ул. Ивантеевская, д. 5 на территории войсковой части 6892 (л.д. 47-49, 90) и фактически проживают по адресу: адрес на основании договора найма служебного жилого помещения, заключенного 12.05.2017 фио с войсковой частью 3641 на время прохождения военной службы во внутренних войсках МВД без права регистрации в жилом помещении (л.д. 60-61).
Постановлениями Администрации Дзержинского района города Волгограда от 15.01.2020 NN 8-20, 9-20 установлена опека над малолетними фио и фио, паспортные данные, Пономарь В.О. и фио назначены их опекунами и определено место жительства малолетних совместно с опекунами по адресу: адрес (л.д. 50, 51).
На основании распоряжений Управления опеки и попечительства Министерства образования Московской области по Пушкинскому городскому округу, городским округам Ивантеевка и Красноармейск от 24.01.2020 NN 47-р, 48-р несовершеннолетние фио, Д.М. поставлены на учет в управление опеки и попечительства Министерства образования Московской области по Пушкинскому городскому округу, городским округам Ивантеевка и Красноармейск как опекаемые, определено их место жительства с опекунами по адресу: адрес, опекуну Пономарь В.О. назначены ежемесячные денежные выплаты на содержание подопечных и ежегодное денежное пособие на двоих детей (л.д. 52-53); в справках Управления опеки и попечительства Министерства образования Московской области по Пушкинскому городскому округу, городским округам Ивантеевка и Красноармейск указано, что до 14.07.2020 малолетние фио, Д.М. относились к категории детей, оставшихся без попечения родителей, в связи с их усыновлением выплата пособий на содержание подопечных истцу Пономарь В.О. прекращена (л.д. 62-63).
Так, на основании решения Преображенского районного суда города Москвы от 17.06.2020 установлено удочерение фио, Д.М, 25.07.2019 года рождения, уроженок г. Волгоград, истцами Пономарь В.О. и фио, изменены имена, отчества, фамилии, а также даты и место рождения малолетних, о чем органы ЗАГС обязаны внеси изменения в актовые записи о рождении (л.д. 16-20).
Согласно справкам ОСЗН района Богородское УСЗН ВАО г. Москвы от 24.08.2020 малолетние фио, Д.М. (после удочерения - фио, Л.Д.) относятся к категории детей, оставшихся без попечения родителей в соответствии с Федеральным законом от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (л.д. 21, 22), на них производится социальные выплаты в виде ежемесячной компенсационной выплаты на детей, не достигших возраста 18 лет, ежемесячные выплаты в связи с рождением (л.д. 91-94).
С 12.02.2020 малолетние дети зарегистрированы по месту жительства по адресу: г. Москва, ул. Ивантеевская, д. 5 (л.д. 28) и с 06.02.2020 прикреплены к ГБУЗ ДГП N 28 ДЗМ (л.д. 86-89).
21.07.2020 истец обратилась в ОСЗН района Богородский УСЗН ВАО г. Москвы с заявлениями о назначении ежемесячной компенсационной выплаты как лицу, усыновившему на территории города Москвы ребенка, оставшегося без попечения родителей, после 01.01.2009 из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и решениями от 23.07.2020 NN 10900219967, 10900219969, в назначении и предоставлении указанной выплаты истцу отказано в связи с отсутствием у заявителя права на получение государственной услуги, поскольку дети находились под опекой в Московской области и усыновлены не из организации, расположенной на территории Москвы (л.д. 31, 38).
На обращение истца о назначении спорной ежемесячной компенсационной выплаты ДТСЗН г. Москвы в своем ответе от 19.08.2020 сообщил об отсутствии таких оснований, указав, что целью введения ежемесячной компенсационной выплаты лицам, усыновившим на территории города Москвы после 01.01.2009 ребенка из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в городе Москве, предусмотренной постановлением Правительства Москвы от 26.05.2009 N 492-ПП, является, в первую очередь, стимулирование усыновления детей из учреждений города Москвы для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой, в приемных семьях в городе Москве, при этом на федеральном уровне правовые акты, определяющие право, условия и порядок установления каких-либо ежемесячных выплат в связи с усыновлением, не приняты, субъектам Российской Федерации (в т.ч. городу Москве), в зависимости от конкретной социально-экономической ситуации в данном субъекте и приоритетов социальной политики, предоставлено право самостоятельно определять категории граждан, нуждающихся в дополнительной социальной поддержке, и условия, при которых меры социальной поддержки могут быть им оказаны; при этом на момент удочерения дети в городе Москве под опекой, в приемной семье не находились, в московском учреждении для детей-сирот или детей, оставшихся без попечения родителей, не содержались (л.д. 28-30).
Разрешая заявленные требования с учетом установленных по делу обстоятельств на основании собранных доказательств, суд первой инстанции, руководствуясь положениями Постановления Правительства Москвы от 26.05.2009 N 492-ПП "Об утверждении Положения о порядке установления и выплаты ежемесячной компенсационной выплаты лицам, усыновившем на территории города Москвы после 01.01.2009 ребенка из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", пришел к выводу об отказе в иске, поскольку истец удочерила детей не из расположенных до взятия под опеку и удочерения на территории г. Москвы организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, под опекой или в приемной семье в городе Москве дети не находились, а сам по себе факт удочерения детей в городе Москве, равно как их регистрация в городе Москве права на получение спорной выплаты не порождает.
Судебная коллегия не усматривает оснований не согласиться с указанными выводами ввиду следующего.
Федеральным законом от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" определены общие принципы, содержание и меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц, потерявших в период обучения обоих родителей или единственного родителя.
Положения ст. 5 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ устанавливают, что предусмотренные этим законом дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных организациях), являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации могут устанавливаться дополнительные виды социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; указанным законом ежемесячные выплаты при усыновлении детей не предусмотрены.
В соответствии с Федеральным законом от 21.12.1996 N 159-ФЗ в субъекте Российской Федерации в городе Москве принят Закон г. Москвы от 30.11.2005 N 61 "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в городе Москве", который регулирует отношения, связанные с установлением дополнительных гарантий по социальной поддержке в городе Москве детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, потерявших в период обучения обоих родителей или единственного родителя.
Указанным законом предусмотрена
единовременная компенсационная выплата на возмещение расходов в связи с усыновлением ребенка, порядок и размер которой устанавливается Правительством Москвы (ст. 7 Закон г. Москвы от 30.11.2005 N 61); иные выплаты в связи с усыновлением указанным законом не предусмотрены.
Порядок установления и выплаты единовременной компенсационной выплаты на возмещение расходов в связи с усыновлением ребенка из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в городе Москве установлен Постановлением Правительства Москвы от 15.05.2007 N 376-ПП "О мерах по реализации Закона города Москвы от 30 ноября 2005 г. N 61 "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в городе Москве" (приложение 6).
26.06.2009 принято Постановление Правительства Москвы N 492-ПП, которым утверждено Положение о порядке установления и выплаты ежемесячной компенсационной выплаты лицам, усыновившим на территории города Москвы после 01.01.2009 ребенка из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее - Положение), которое принято в целях стимулирования усыновления детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и дополнительной поддержки лиц, усыновивших ребенка, по условиям которого указанная ежемесячная выплата устанавливается лицам, постоянно проживающим на территории Российской Федерации, при усыновлении не ранее 01.01.2009 (дата вступления в силу решения суда об усыновлении) на территории города Москвы ребенка-сироты или ребенка, оставшегося без попечения родителей, при условии совместного проживания усыновителя с усыновленным ребенком (п. 1.1.) а именно усыновителю (одному из супругов-усыновителей), имеющему регистрацию по месту жительства на территории Российской Федерации, - гражданину Российской Федерации, иностранному гражданину, лицу без гражданства, усыновившему ребенка в городе Москве из расположенных на территории Москвы организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, или других организаций, где содержался и воспитывался ребенок, а также ребенка, находившегося в городе Москве под опекой (попечительством) или в приемной семье, и проживающему совместно с усыновленным ребенком, независимо от места жительства на территории Российской Федерации, за исключением: а) лиц, усыновивших ребенка, не относящегося к числу детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (в том числе отчим или мачеха, усыновившие ребенка своего супруга); б) усыновителей, постоянно проживающих за пределами Российской Федерации; в) иностранных граждан и лиц без гражданства, не имеющих вида на жительство в Российской Федерации; г) усыновителей на детей, находящихся на полном государственном обеспечении; д) лиц, усыновивших ребенка до 1 января
2009 г..; е) усыновителей, получающих на данного ребенка ежемесячные выплаты в связи с усыновлением в соответствии с нормативными правовыми актами других субъектов Российской Федерации; ж) лиц, усыновивших ребенка в другом субъекте Российской Федерации или за пределами Российской Федерации; з) усыновителей, не проживающих совместно с ребенком (п. 1.2.).
В соответствии с п. 4.2 указанного Положения основаниями для отказа в назначении ежемесячной компенсационной выплаты являются: а) усыновление ребенка, не относящегося к числу детей-сирот или детей, оставшихся без попечения родителей; б) усыновление ребенка за пределами города Москвы; в) отсутствие у усыновителя регистрации по месту жительства на территории Российской Федерации; г) отсутствие у иностранного гражданина или лица без гражданства вида на жительство в Российской Федерации; д) назначение ежемесячной компенсационной выплаты на данного ребенка супругу усыновителя; е) обращение за ежемесячной компенсационной выплатой после утраты права на нее; ж) нахождение усыновленного ребенка на полном государственном обеспечении; з) усыновление ребенка до 1 января 2009 г.; и) получение заявителем или супругом заявителя на данного ребенка ежемесячных выплат в связи с усыновлением в соответствии с нормативными правовыми актами других субъектов Российской Федерации; к) постоянное проживание усыновителя за пределами Российской Федерации; л) раздельное проживание усыновителя с усыновленным ребенком.
Принимая во внимание, что усыновление (удочерение) истцом детей произведено не из расположенных на территории Москвы организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, или других организаций, где они содержались и воспитывались, а также не в отношении детей, находившихся в городе Москве под опекой (попечительством) или в приемной семье, и проживающих совместно с усыновленным ребенком, независимо от места жительства на территории Российской Федерации, учитывая, что дети родились в городе Волгограде, а под опекой дети находились в Московской области, то оснований для признания решений ответчика от 23.07.2020 незаконными и возложения на него обязанности по выплате истцу ежемесячной компенсационной выплаты, предусмотренной Постановлением Правительства Москвы от 26.05.2009 N 492-ПП, судом правомерно не установлено.
С учетом изложенного, судебная коллегия приходит к выводу, что суд правильно определилюридически значимые обстоятельства, данные обстоятельства подтверждены материалами дела и исследованными доказательствами, выводы суда соответствуют установленным обстоятельствам, нарушений норм материального и процессуального права судом не допущено, а доводы апелляционной жалобы Пономарь В.О. не содержат правовых оснований, предусмотренных ст. 330 ГПК РФ, к отмене судебного решения, поскольку направлены на иное толкование действующего законодательства, регулирующего спорные правоотношения, учитывая, что сам по себе факт усыновления детей на территории города Москвы и регистрация усыновителей и детей после установления над ними опеки по месту жительства в городе Москве достаточным основанием для назначения ежемесячной компенсационной выплаты, предусмотренной Постановлением Правительства Москвы от 26.05.2009 N 492-ПП, не является.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Преображенского районного суда города Москвы от 29 января 2021 года в редакции определения об исправлении описки от 19 апреля 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Пономарь В.О. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.