Московский городской суд в составе
председательствующего судьи Севастьяновой Н.Ю, при секретаре Дмитришиной А.Р, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело N3а-1203/2021 по административному исковому заявлению ОАО "Российские железные дороги" к Департаменту городского имущества города Москвы, ГБУ г.Москвы "Городской центр имущественных платежей и жилищного страхования", Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве об установлении кадастровой стоимости нежилых помещений и здания, равной рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2018 года, УСТАНОВИЛ:
ОАО "Российские железные дороги" обратилось в Московский городской суд с административным исковым заявлением к Департаменту городского имущества города Москвы, ГБУ г.Москвы "Городской центр имущественных платежей и жилищного страхования", Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве, в котором с учетом дополнительного административного искового заявления просит об установлении кадастровой стоимости:
- нежилого помещения с кадастровым номером ***по адресу: *** равную рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2018 года в размере 202066994 руб.
- нежилого помещения с кадастровым номером ***по адресу: *** равную рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2018 года в размере 224511218 руб.
- нежилого помещения с кадастровым номером ***по адресу: *** равную рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2018 года в размере 270821378 руб.
- нежилого здания с кадастровым номером ***по адресу: *** равную рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2018 года в размере 145711000 руб.
- взыскать с Департамента городского имущества города Москвы расходы на оплату государственной пошлины в размере 8000 руб, оплату услуг оценки в размере 149253 руб. 29 коп.
Требования мотивированы тем, что административный истец является собственником спорных объектов недвижимости и не согласен с кадастровой стоимостью, считает её завышенной и несоответствующей рыночной стоимости, чем нарушаются права и затрагиваются его интересы, как плательщика налога на имущество организаций. В подтверждение заявленной рыночной стоимости предоставлены отчеты об оценке от 30 декабря 2020 года N10/0420/24, N10/0420/20, N10/0420/14, N10/0420/19, подготовленные оценщиком ООО "Южный Региональный Центр Оценки- ВЕАКОН". По делу проведена судебная оценочная экспертиза, административный истец не оспаривает выводы эксперта только в части определения рыночной стоимости нежилого здания с кадастровым номером *** по состоянию на 1 января 2018 года в размере 145711000 руб, в остальной части с экспертном заключением не согласен (л.д.12-15 том 6).
В судебном заседании представитель административного истца ОАО "Российские железные дороги" - Сухов И.Э. поддержал заявленные требования по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении и дополнении к нему.
Представитель административного ответчика Департамента городского имущества города Москвы - Миленышев О.Е. возражал против удовлетворения заявленных административных исковых требований, считает правильной и достоверной кадастровую стоимость.
Представители административных ответчиков ГБУ г.Москвы "Городской центр имущественных платежей и жилищного страхования", Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве в судебное заседание не явились, о месте и времени судебного разбирательства извещены. При таких обстоятельствах и на основании части 4 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства РФ неявка представителя не препятствует рассмотрению и разрешению административного дела.
Выслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле, допросив эксперта Артемова В.И, исследовав материалы административного дела и предоставленные сторонами доказательства, суд приходит к следующим выводам.
Положения частей 1 и 7 статьи 22 Федерального закона от 3 июля 2016 года N237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" предусматривают, что р езультаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами и физическими лицами, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права или обязанности этих лиц, в комиссии в случае ее создания в субъекте Российской Федерации или в суде. Для обращения в суд предварительное обращение в комиссию не является обязательным. Результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в комиссии или в суде на основании установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости, определенной на дату, по состоянию на которую определена его кадастровая стоимость.
При этом в соответствии с частью 1 статьи 62, частью 5 статьи 247 и статьёй 248 Кодекса административного судопроизводства РФ обязанность доказывания наличия основания для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости законодателем возложена на административного истца. Тогда как на административного ответчика возлагается обязанность доказывания своих возражений.
Как следует из материалов дела и установлено судом, спорные нежилые помещения и здание принадлежат на праве собственности административному истцу, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права.
С учетом изложенного и на основании статьи 373 Налогового кодекса РФ административный истец является плательщиком налога на имущество организаций. При этом в соответствии с пунктом 2 статьи 375 и пунктом 2 статьи 378 Налогового кодекса РФ налоговая база в отношении указанного спорного нежилого помещения определяется как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года налогового периода.
Распоряжением Департамента городского имущества города Москвы от 29 ноября 2018 года N40557 в отношении спорных нежилых помещений и здания утверждена кадастровая стоимость по состоянию на 1 января 2018 г.
Оспаривая результаты определения кадастровой стоимости объектов недвижимости, административный истец предоставил отчеты об оценке от 30 декабря 2020 года N10/0420/24, N10/0420/20, N10/0420/14, N10/0420/19, подготовленные оценщиком ООО "Южный Региональный Центр Оценки- ВЕАКОН". В ходе рассмотрения дела на основании статьи 77 Кодекса административного судопроизводства РФ определением суда от 31 марта 2021 года по административному делу назначена оценочная судебная экспертиза.
По заключению оценочной судебной экспертизы от 30 апреля 2021 года N3а-1203/2021, проведенной экспертом ООО "Лаборатория независимой оценки "БОЛАРИ" Артемовым В.И.:
1). Отчеты об оценке от 30 декабря 2020 года N10/0420/24, N10/0420/20, N10/0420/14, N10/0420/19, подготовленные оценщиком ООО "Южный Региональный Центр Оценки - ВЕАКОН", не соответствуют требованиям законодательства об оценочной деятельности и требованиям федеральных стандартов оценки.
2). Рыночная стоимость по состоянию на 1 января 2018 года составляет:
- нежилого помещения с кадастровым номером ***по адресу: *** в размере 270658000 руб.
- нежилого помещения с кадастровым номером ***по адресу: *** в размере 270879000 руб.
- нежилого помещения с кадастровым номером ***по адресу: *** в размере 270942000 руб.
- нежилого здания с кадастровым номером ***по адресу: *** в размере 145711000 руб.
Административный истец не согласился с указанными выводами оценочной судебной экспертизы, предоставил замечания на экспертное заключение. Однако ходатайство о проведении повторной судебной экспертизы не заявлено.
Со стороны административных ответчиков не поступили письменные замечания на заключение оценочной судебной экспертизы, ходатайство о проведении по делу повторной оценочной судебной экспертизы не заявлено.
Суд в соответствии с положениями статей 82 и 84 Кодекса административного судопроизводства РФ, оценив представленные доказательства в их совокупности, при объективном и непосредственном исследовании, приходит к выводу, что заключение оценочной судебной экспертизы от 30 апреля 2021 года N3а-1203/2021, подготовленное экспертом ООО "Лаборатория независимой оценки "БОЛАРИ" Артемовым В.И, соответствует требованиям Федерального закона от 31 мая 2001 г. N73-ФЗ "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации", Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", Федерального стандарта оценки "Общие понятия оценки, подходы и требования к проведению оценки (ФСО N1)", Федерального стандарта оценки "Цель оценки и виды стоимости (ФСО N2)", Федерального стандарта оценки "Требования к отчету об оценке (ФСО N3)", Федерального стандарта оценки "Оценка недвижимости (ФСО N7)", утвержденных приказами Министерства экономического развития РФ от 20 мая 2015 г. N297, N298, N299 и Министерства экономического развития Российской Федерации от 25 сентября 2014 года N611. Приведенные в заключении оценочной судебной экспертизы выводы эксперта не допускают их неоднозначного толкования, исходные данные и расчеты не вводят в заблуждение. Профессиональное суждение эксперта относительно рыночной стоимости объектов оценки полностью подтверждается собранной информацией и приведенными расчетами. Итоговое суждение о величине рыночной стоимости объектов недвижимости основано экспертом на исчерпывающем анализе ценностных характеристик и расчетных показателей стоимости с использованием сравнительного и доходного подходов, что в полной мере согласуется с требованиями федеральных стандартов оценки.
В соответствии со статьёй 8 Федерального закона от 31 мая 2001 г. N73-ФЗ "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации" эксперт проводит исследования объективно, на строго научной и практической основе, в пределах соответствующей специальности, всесторонне и в полном объеме. Заключение эксперта должно основываться на положениях, дающих возможность проверить обоснованность и достоверность сделанных выводов на базе общепринятых научных и практических данных.
Положения пункта 5 Федерального стандарта оценки "Требования к отчету об оценке (ФСО N3)", утвержденного приказом Министерства экономического развития РФ от 20 мая 2015 г. N299, предусматривают, что п ри составлении отчета об оценке оценщик должен придерживаться следующих принципов: в отчете должна быть изложена информация, существенная с точки зрения оценщика для определения стоимости объекта оценки; информация, приведенная в отчете об оценке, существенным образом влияющая на стоимость объекта оценки, должна быть подтверждена; содержание отчета об оценке не должно вводить в заблуждение заказчика оценки и иных заинтересованных лиц (пользователи отчета об оценке), а также не должно допускать неоднозначного толкования полученных результатов.
Рассмотрев письменные замечания административного истца, допросив эксперта Артемова В.И, суд приходит к выводу о необоснованности замечаний по следующим основаниям.
В заключении экспертом проанализированы объекты исследования, установлено нежилые помещения с кадастровыми номерами 77:01:0003018:2778, 77:01:0003018:2779 имеют офисное назначение и расположены в одном здании, которое по своим количественным и качественным характеристикам относится к классу "В+", к рынку офисных особняков, обоснование приведено на стр.16 заключения. Принятые экспертом объекты-аналоги сопоставимы с объектом исследования по своим количественным и качественным характеристикам, относятся к одному сегменту рынка - офисных особняков. Информация в отношении объектов-аналогов указана в экспертом заключении, в подтверждении информации приложены скриншоты предложений. В отношении объектов-аналогов введены необходимые корректировки, в том числе по классности зданий. Полученная величина рыночной стоимости объектов исследования в рамках сравнительного и доходного подходов соответствует сложившимся условиям рынка коммерческой недвижимости в городе Москве в рассматриваемом сегменте на дату оценки, что подтверждается анализом фактических данных о ценах сделок и предложений, приведенным в заключении. Приведенные в замечаниях административными истцом предложения коммерческой недвижимости не сопоставимы с объектами оценки по своим ценообразующим факторам и дате оценки, в предложениях не учитываются необходимые корректировки.
По своему содержанию заключение оценочной судебной экспертизы соответствует требованиям статей 4, 8, 16, 25 Федерального закона от 31 мая 2001 года N73-ФЗ "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации" и статьи 82 Кодекса административного судопроизводства РФ. В заключении эксперта содержатся: дата, время и место проведения судебной экспертизы; основания проведения экспертизы; сведения об органе, назначившего судебную экспертизу; сведения об экспертном учреждении и об эксперте (фамилия, имя, отчество, образование, специальность, стаж работы, ученая степень и ученое звание, занимаемая должность), которым поручено проведение экспертизы; эксперт предупрежден в соответствии с законодательством Российской Федерации об ответственности за дачу заведомо ложного заключения; вопросы, поставленные перед экспертом; объект исследований и материалы административного дела, представленные эксперту для проведения судебной экспертизы; описание, содержание и результаты исследований с указанием примененных методов; оценка результатов исследований, обоснование и формулировка выводов по поставленным вопросам. К заключению приложены документы и материалы, иллюстрирующие заключение эксперта.
Полномочия, квалификация эксперта подтверждаются приложенными к заключению документами, в частности эксперт имеет высшее экономическое образование, прошел профессиональную переподготовку по программе "Профессиональная оценка и экспертиза объектов и прав собственности. Специализация оценка стоимости предприятий (бизнеса)", повышение квалификации по программе "Оценка стоимости предприятия (бизнеса)"; сдал квалификационный экзамен в области оценочной деятельности по направлению оценочной деятельности "Оценка недвижимости", что подтверждается квалификационным аттестатом N000053-1 от 8 сентября 2017 г.; является членом саморегулируемой организации оценщиков "Российское общество оценщиков", регистрационный N010323 от 5 сентября 2018 г.; гражданская ответственность эксперта застрахована; является оценщиком I категории, стаж работы в оценочной деятельности 20 лет; эксперт является заместителем генерального директора ООО "Лаборатория независимой оценки "БОЛАРИ".
На основании изложенного суд считает возможным принять заключение оценочной судебной экспертизы в качестве надлежащего доказательства, подтверждающего несоответствие отчетов об оценке требованиям законодательства об оценочной деятельности и требованиям федеральных стандартов оценки; а также подтверждающего величину рыночной стоимости спорных объектов недвижимости по состоянию на 1 января 2018 г, и положить в основу судебного решения по настоящему административному делу выводы указанной оценочной судебной экспертизы.
Поскольку рыночная стоимость нежилых помещений и здания меньше их кадастровой стоимости, суд считает возможным установить кадастровую стоимость спорных объектов недвижимости, в размере рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2018 года, определенном в оценочной судебной экспертизе.
При этом не подлежат принятию в качестве надлежащего доказательства рыночной стоимости нежилых помещений и здания о тчеты об оценке от 30 декабря 2020 года N10/0420/24, N10/0420/20, N10/0420/14, N10/0420/19, подготовленные оценщиком ООО "Южный Региональный Центр Оценки - ВЕАКОН", ввиду их не соответствия требованиям законодательства об оценочной деятельности и требованиям федеральных стандартов оценки.
Датой обращения административного истца в суд с административным исковым заявлением о пересмотре кадастровой стоимости нежилых помещений и здания является 19 февраля 2021 года.
Сведения об изменении кадастровой стоимости спорных объектов недвижимости на основании решения суда, включая дату подачи соответствующего заявления о пересмотре кадастровой стоимости, подлежат внесению в Единый государственный реестр недвижимости в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 г. N218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".
Разрешая ходатайство экспертной организации о возмещении расходов на оплату услуг эксперта в размере 380000 руб. и административные исковые требования о взыскании с административного ответчика расходов на оплату государственной пошлины в размере 8000 руб, оплату услуг оценки в размере 149253 руб. 29 коп, судом установлено, что разница между кадастровой стоимостью и рыночной стоимостью нежилых помещений и здания является не значительной, составляет соответственно 0, 72%, 28, 72%, 0, 72%, 15, 88%, что явно не свидетельствует об ошибочности кадастровой стоимости в отношении указанных объектов недвижимости, отклонение рыночной стоимости от кадастровой стоимости находится в допустимом диапазоне.
Поскольку бремя предоставления доказательств, подтверждающих величину рыночной стоимости нежилых помещений и здания, возложено законом на административного истца, заключение судебной экспертизы принято судом в качестве надлежащего доказательства, подтверждающего величину рыночной стоимости спорных объектов недвижимости по состоянию на 1 января 2018 г, суд считает необходимым взыскать с административного истца расходы на оплату услуг эксперта в размере 380000 руб. и отказать в удовлетворении административных исковых требований по взысканию с административного ответчика расходов на оплату государственной пошлины в размере 8000 руб, оплату услуг оценки в размере 149253 руб. 29 коп. на основании части 3 статьи 108, статьи 111, части 5 статьи 247, части 1 статьи 248 Кодекса административного судопроизводства РФ.
Руководствуясь статьями 175-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление ОАО "Российские железные дороги" уд овлетворить частично.
Установить кадастровую стоимость нежилого помещения с кадастровым номером ***по адресу: *** равную рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2018 года в размере 270658000 руб.
Установить кадастровую стоимость нежилого помещения с кадастровым номером ***по адресу: *** равную рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2018 года в размере 270879000 руб.
Установить кадастровую стоимость нежилого помещения с кадастровым номером ***по адресу: *** равную рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2018 года в размере 270942000 руб.
Установить кадастровую стоимость нежилого здания с кадастровым номером ***по адресу: *** равную рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2018 года в размере 145711000 руб.
Датой обращения ОАО "Российские железные дороги" в суд с административным исковым заявлением об оспаривании кадастровой стоимости считать 19 февраля 2021 года.
Настоящее решение суда является основанием для внесения в Единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений об изменении кадастровой стоимости нежилых помещений и здания в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 г. N218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".
Отказать ОАО "Российские железные дороги" в удовлетворении административного искового заявления к Департаменту городского имущества города Москвы о взыскании расходов на оплату государственной пошлины в размере 8000 руб, оплату услуг оценки в размере 149253 руб. 29 коп.
Взыскать с ОАО "Российские железные дороги" в пользу ООО "Лаборатория независимой оценки "БОЛАРИ" расходы на оплату услуг эксперта в размере 380000 (триста восемьдесят тысяч) руб.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционный суд общей юрисдикции в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме через Московский городской суд.
Судья Московского
городского суда Н.Ю. Севастьянова
Мотивированное решение суд изготовлено 16 августа 2021 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.