Московский городской суд в составе судьи Казакова М.Ю., с участием прокурора Макировой Е.Э., при секретаре Устинове Д.С., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело N 3а-2044/2021 по административному исковому заявлению Краморовой Ларисы Николаевны к Окружной избирательной комиссии по выборам депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации восьмого созыва по город Москва - Бабушкинскому одномандатному избирательному округу N 196 (далее - ОИК N 196), председателю ОИК N 196 о признании незаконным и отмене решения от 6 августа 2021 года N 11/4, возложении обязанности зарегистрировать фио в качестве кандидата в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации восьмого созыва и выдать удостоверение, У С Т А Н О В И Л:
Указом Президента Российской Федерации от 17 июня 2021 года N 367 "О назначении выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания нового созыва" на 19 сентября 2021 года назначены выборы депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации нового созыва.
Решением ОИК N 196 от 6 августа 2021 года N 11/4 отказано в регистрации кандидата в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации восьмого созыва Краморовой Л.Н, на основании части 7 статьи 51 Федерального закона от 22 февраля 2014 года N 20-ФЗ "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации".
фио обратилась с административным исковым заявлением о признании незаконным и отмене указанного решения ОИК N 196, возложении обязанности зарегистрировать её в качестве кандидата в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации восьмого созыва и выдать удостоверение, мотивируя свои требования тем, что требование о сборе подписей противоречит положениям Конституции Российской Федерации, Федеральному закону от 27 июля 2006 года N 152-ФЗ "О персональных данных", является неисполнимым для граждан, препятствует в осуществлении конституционного права быть избранным.
В настоящем судебном заседании административный истец фио заявленные требования поддержала.
Представитель административного ответчика ОИК N 196, административный ответчик - председатель ОИК N 196 Турков А.М. исковые требования Краморовой Л.Н. не признал, просил в их удовлетворении отказать.
Выслушав объяснения административного истца, объяснения представителя административного ответчика, административного ответчика, изучив письменные материалы дела, принимая во внимание заключение прокурора Макировой Е.Э, которая полагала, что заявленные требования не подлежат удовлетворению, суд считает, что в удовлетворении административных исковых требований Краморовой Л.Н. следует отказать, по следующим основаниям.
В соответствии со статьёй 32 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее также Федеральный закон N 67-ФЗ), статьи 6 Федерального закона от 22 февраля 2014 года N 20-ФЗ "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" (далее также Федеральный закон N 20-ФЗ) граждане Российской Федерации, обладающие пассивным избирательным правом, могут быть выдвинуты кандидатами непосредственно или в составе федеральных списков кандидатов.
Непосредственное выдвижение кандидатов может быть осуществлено путем самовыдвижения, а также путем выдвижения их политическими партиями, имеющими в соответствии с Федеральным законом от 11 июля 2001 года N 95-ФЗ "О политических партиях" право принимать участие в выборах, в том числе выдвигать кандидатов, списки кандидатов (часть 2 статьи 6 Федерального закона N 20-ФЗ).
Согласно части 1 статьи 41 Федерального закона N 20-ФЗ гражданин Российской Федерации, обладающий пассивным избирательным правом, вправе выдвинуть свою кандидатуру в качестве кандидата по одномандатному избирательному округу на выборах депутатов Государственной Думы.
Гражданин Российской Федерации, выдвинувший свою кандидатуру в качестве кандидата по одномандатному избирательному округу, представляет в соответствующую окружную избирательную комиссию письменное уведомление о самовыдвижении, в котором указываются его фамилия, имя и отчество, дата рождения и адрес места жительства (часть 4 статьи 41 Федерального закона). Одновременно с уведомлением им представляются документы, перечисленные в части 5 статьи 41 Федерального закона N 20-ФЗ.
В соответствии с частью 1 статьи 44 Федерального закона N 20-ФЗ необходимым условием регистрации федерального списка кандидатов, кандидата является поддержка их выдвижения избирателями, наличие которой определяется по результатам последних выборов депутатов Государственной Думы, депутатов законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации либо подтверждается необходимым числом подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения.
В соответствии с частью 5 указанной статьи в поддержку самовыдвижения кандидата должны быть собраны подписи избирателей в количестве не менее 3 процентов от указанного в федеральном законе об утверждении схемы одномандатных избирательных округов общего числа избирателей, зарегистрированных на территории соответствующего избирательного округа, а если в избирательном округе менее 100 тысяч избирателей, - не менее 3 тысяч подписей избирателей.
В соответствии с частью 1 статьи 47 Федерального закона года N 20-ФЗ для регистрации кандидата, выдвинутого политической партией по одномандатному избирательному округу или в порядке самовыдвижения, кандидат либо уполномоченный представитель этой политической партии представляет в соответствующую окружную избирательную комиссию следующие избирательные документы:
1) документ, подтверждающий открытие специального избирательного счета избирательного фонда кандидата;
2) сведения об изменениях в данных о кандидате, ранее представленных в соответствии с пунктом 1 части 5 и частью 6 статьи 41 или пунктом 1 части 5 статьи 42 настоящего Федерального закона (если такие изменения имеются);
3) письменное уведомление кандидата о том, что он не имеет счетов (вкладов), не хранит наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, не владеет и (или) не пользуется иностранными финансовыми инструментами.
В соответствии с частью 2 статьи 47 Федерального закона года N 20-ФЗ кандидат, выдвинутый в порядке самовыдвижения, вместе с документами, указанными в части 1 настоящей статьи, также представляет:
1) подписные листы с подписями избирателей, собранными в поддержку выдвижения (самовыдвижения) кандидата, пронумерованные и сброшюрованные в виде папок. Количество представляемых подписей избирателей может превышать необходимое для поддержки выдвижения (самовыдвижения) кандидата количество подписей, установленное частью 5 статьи 44 настоящего Федерального закона, но не более чем на 5 процентов;
2) протокол об итогах сбора подписей избирателей на бумажном носителе и в машиночитаемом виде, составленный в соответствии с требованиями, предусмотренными частью 15 статьи 45 настоящего Федерального закона;
3) список лиц, осуществлявших сбор подписей избирателей, на бумажном носителе и в машиночитаемом виде, составленный в соответствии с требованиями, предусмотренными частью 8 статьи 45 настоящего Федерального закона;
4) копию документа, подтверждающего оплату изготовления подписных листов.
Пунктом 1 статьи 38 Федерального закона N 67-ФЗ определено, что при проведении выборов в федеральные органы государственной власти регистрация кандидата осуществляется соответствующей избирательной комиссией при наличии документов, указанных в пунктах 2, 2.2 и 3 статьи 33 настоящего Федерального закона, а также при наличии необходимого количества подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидата.
Частью 7 статьи 51 Федерального закона N 20- ФЗ предусмотрены основания для отказа в регистрации кандидата, в частности, согласно пункту 3 части 7 указанной статьи, такими основаниями являются: отсутствие среди документов, представленных в окружную избирательную комиссию в соответствии со статьями 41, 43 и 47 настоящего Федерального закона, документов, указанных в частях 4 - 6 и 8 статьи 41, частях 1 и 4 статьи 43, части 1 статьи 47 настоящего Федерального закона.
Согласно пункту 8 части 7 статьи 51 Федерального закона N 20- ФЗ основанием для отказа в регистрации кандидата, представившего подписные листы с подписями избирателей, собранными в поддержку его выдвижения (самовыдвижения), является отсутствие среди документов, представленных в окружную избирательную комиссию, документов, указанных в части 2 статьи 47 настоящего Федерального закона.
Согласно части 9 статьи 99 Федерального закона N 20-ФЗ решение окружной избирательной комиссии о регистрации кандидата, об отказе в регистрации кандидата может быть отменено верховным судом республики, краевым, областным судом, судом автономного округа, судом автономной области, а решение окружной избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидата также Центральной избирательной комиссией Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьей 75 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", по заявлению окружной избирательной комиссии, кандидата, в отношении которого вынесено такое решение, или кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, если будет установлено, что решение окружной избирательной комиссии было принято с нарушением требований, предусмотренных частью 7 статьи 51 настоящего Федерального закона, иных требований, предусмотренных настоящим Федеральным законом, с учетом положений пункта 6.1 статьи 76 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".
В ходе судебного разбирательства установлено, что фио 10 июля 2021 года уведомила ОИК N 196 о согласии баллотироваться в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации восьмого созыва в порядке самовыдвижения. Одновременно ею поданы документы, предусмотренные статьёй 41 Федерального закона N 20-ФЗ.
Для регистрации кандидата в депутаты документы Краморовой Л.Н. не предоставлялись.
Эти обстоятельства подтверждаются письменными материалами дела и не оспаривались самим административным истцом в судебном заседании.
Из изложенного следует, что Краморовой Л.Н. не представлено документов, предусмотренных пунктом 1 части 1 и частью 2 статьи 47 Федерального закона года N 20-ФЗ, необходимых для её регистрации кандидатом в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации восьмого созыва, что, в силу пунктов 7, 8 части 7 статьи 51 Федерального закона N 20-ФЗ, является основанием для отказа в регистрации кандидатом в депутаты.
Из материалов дела следует, что оспариваемое решение принято при наличии необходимого кворума, 8 голосами - за, воздержался - 1, в надлежащей форме, полномочной Окружной избирательной комиссией.
Доводы административного истца о том, что сбор подписей в поддержку выдвижения кандидата противоречит Конституции Российской Федерации, Федеральному закону "О персональных данных" и является препятствием в осуществлении конституционного права быть избранным подлежат отклонению.
Необходимость сбора подписей при выдвижении кандидата в порядке самовыдвижения предусмотрена Федеральными законами N 67-ФЗ и N 20-ФЗ.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в постановлениях от 17 ноября 1998 года N 26-П и от 11 июня 2002 года N 10-П; определениях от 25 марта 1999 года N 32-О, от 6 июля 2010 года N 1087-О-О, от 24 февраля 2011 года N 202-О-О, от 5 июня 2012 года N 1058-О и др, федеральный законодатель, определяя порядок выдвижения и регистрации кандидатов на должности, замещаемые путём выборов, вправе предусмотреть в интересах избирателей специальные предварительные условия, позволяющие исключить из избирательного процесса тех его участников, которые не имеют достаточной поддержки избирателей. Соответственно, само по себе требование закона, возлагающее на кандидата обязанность сбора подписей в поддержку своего самовыдвижения, - если необходимое количество таких подписей является разумным и не приводит к чрезмерному обременению кандидата - не препятствует реализации пассивного избирательного права на выборах и как таковое не может рассматриваться в качестве нарушающего конституционные права и свободы.
Установленное количество подписей избирателей, необходимых для регистрации кандидатом в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации восьмого созыва, учитывая уровень выборов, суду не представляется чрезмерным.
Доводы административного истца о необеспечении государством возможности открытия и безопасности избирательных счетов, отсутствия законодательного закрепления понятия "подпись", "подпись избирателя", "достоверная подпись", не свидетельствуют о незаконности принятого ОИК N 196 решение об отказе в регистрации кандидата Краморовой Л.Н, поскольку данное решение полностью соответствует требованиям части 7 статьи 51 Федерального закона N 20- ФЗ. Указанные доводы административного истца в целом носят характер субъективных рассуждений, не основанных на нормах закона и фактических обстоятельствах дела, в связи с чем суд их отклоняет.
При этом следует учитывать, что установленный законом порядок регистрации кандидата является обязательным для соблюдения всеми лицами, выдвигающими себя в качестве претендента на замещаемую посредством прямых выборов должность. Его строгое соблюдение является гарантией обеспечения провозглашенного в пункте 1 статьи 39 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ принципа равенства всех кандидатов, в соответствии с которым все кандидаты не только обладают равными правами, но и несут равные обязанности, в том числе по предоставлению документов, предусмотренных законом, на регистрацию кандидата.
Что касается довода административного истца о том, что он не был уведомлен о заседании ОИК N 169, на котором принято оспариваемое решение, то он подлежит отклонению, поскольку согласно пояснений представителя ОИК N 196 сведения о заседании Окружной избирательной комиссии и повестке дня размещались на сайте ОИК N196. Данные обстоятельства административным истцом не оспорены. Таким образом, при отсутствии представления со стороны административного истца каких-либо документов на регистрацию, суд считает, что ОИК N 196 надлежащим образом исполнена, возложенная на нее пунктом 1 статьи 30 Федерального закона N 67-ФЗ, обязанность по оповещению кандидата о проведении заседания.
Изложенные выше обстоятельства, установленные судом, показывают, что оспариваемое решение об отказе в регистрации Краморовой Л.Н. кандидатом в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации восьмого созыва принято в строгом соответствии с требованиями избирательного законодательства, права административного истца не нарушает, в связи с чем заявленные административным истцом требования подлежат отклонению в полном объёме.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 243, 244, 298 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении административного искового заявления Краморовой Ларисы Николаевны - отказать.
Решение суда может быть обжаловано в Первый апелляционный суд общей юрисдикции в течение пяти дней со дня его принятия через Московский городской суд.
Судья
Московского городского суда М.Ю. Казаков
Решение изготовлено в окончательной форме 12 августа 2021 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.