Судья Московского городского суда фио, рассмотрев в открытом судебном заседании дело по жалобе Морева А.Н. на постановление судьи Мещанского районного суда адрес от 03 августа 2020 года, которым
Индивидуальный предприниматель Морев Андрей Николаевич признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере сумма, установил:
18 июня 2020 года главным инспектором ОАТИ адрес фио в отношении ИП Морева А.Н. составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 20.6.1 КоАП РФ.
Данный протокол с иными материалами на рассмотрение по подведомственности передан в Мещанский районный суд адрес, судьёй которого 03 августа 2020 года вынесено приведённое выше постановление.
В настоящее время в Московский городской суд Морев А.Н. обжалует указанное постановление судьи районного суда по доводам поданной жалобы, согласно которым, не был извещен надлежащим образом по почте по месту его жительства; извещался по адресу: адрес, Большой адрес, тогда как его адрес проживания является: адрес; отсутствуют в его действиях состав и вина, так как помещение кафе "Табера" не арендует и не находиться в его владении; фотографии по делу являются недопустимыми доказательствами, так как не содержат сведений о дате и времени нарушения, нет привязки к адресным ориентирам.
В судебное заседание Морев А.Н. не явились, извещен о времени, дате и месте слушания дела надлежащим образом (почтовый идентификатор 10770457447341), с ходатайством об отложении слушания дела в суд не обращался, о причине не явки в суд не сообщил, в связи с чем, дело по жалобе рассматриваю в его отсутствие.
Проверив также материалы дела, изучив доводы указанной жалобы, прихожу к следующему выводу.
Часть 1 статьи ст.20.6.1 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за невыполнение правил поведения при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, или в зоне чрезвычайной ситуации, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 6.3 настоящего Кодекса, что влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до сумма прописью; на должностных лиц - от десяти тысяч до сумма прописью; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от тридцати тысяч до сумма прописью; на юридических лиц - от ста тысяч до сумма прописью.
Статьей 19 Федерального закона от 03 августа 1994 года N68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" на граждан возложена обязанность соблюдать законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, выполнять установленные правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации.
На основании пп. "а.2" п. "а" ст. 10 Федерального закона от 03 августа 1994 года N68-ФЗ (в редакции от 01 апреля 2020 года) "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" Правительство Российской Федерации устанавливает обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации.
Такие Правила утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 02 апреля 2020 года N417, в соответствии с пп. "б" п. 3, пп. "в", "г" п. 4 которых, при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, граждане обязаны выполнять законные требования должностных лиц, осуществляющих мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций; при угрозе возникновения чрезвычайной ситуации гражданам запрещается осуществлять действия, создающие угрозу собственной безопасности, жизни и здоровью, а также осуществлять действия, создающие угрозу безопасности, жизни и здоровью, санитарно-эпидемиологическому благополучию иных лиц, находящихся на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации.
Согласно пп. "б" п. 6 ст. 4.1, пп. "а", "у", "ф" ч. 1 ст. 11 Федерального закона от 03 августа 1994 года N68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают в соответствии с федеральными законами законы и иные нормативные правовые акты в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера и обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации, а также с учетом особенностей чрезвычайной ситуации на территории субъекта Российской Федерации или угрозы ее возникновения во исполнение правил поведения, установленных в соответствии с пп. "а.2" п. "а" ст. 10 названного Федерального закона, могут предусматривать дополнительные обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации.
На основании п. 2 Указа Президента РФ от 02 апреля 2020 N 239 "О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на адрес в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)" высшим должностным лицам (руководителям высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации с учетом положений настоящего Указа, исходя из санитарно-эпидемиологической обстановки и особенностей распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в субъекте Российской Федерации, обеспечить разработку и реализацию комплекса ограничительных и иных мероприятий.
В развитие приведенных выше положений законодательства Российской Федерации в субъектах Российской Федерации приняты нормативные правовые акты в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в том числе, Указ Мэра Москвы от 05 марта 2020 года N12-УМ "О введении режима повышенной готовности" в связи с угрозой распространения в адрес новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV), на основании пункта 1 которого, на территории адрес введён режим повышенной готовности.
Также пунктами 12.1 и 12.2 данного Указа установлено, что граждане обязаны соблюдать дистанцию до других граждан не менее 1, 5 метров (социальное дистанцирование), в том числе в общественных местах и общественном транспорте, за исключением случаев оказания услуг по перевозке пассажиров и багажа по заказу, легковым такси; органы власти, организации и индивидуальных предпринимателей, а также иных лиц, деятельность которых связана с совместным пребыванием граждан, обязаны обеспечить соблюдение гражданами (в том числе работниками) социального дистанцирования, в том числе путем нанесения специальной разметки и установления специального режима допуска и нахождения в зданиях, строениях, сооружениях (помещениях в них), на соответствующей территории (включая прилегающую территорию).
Из анализа приведенных норм в их системной взаимосвязи следует, что граждане, должностные лица, лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, юридические лица подлежат привлечению к административной ответственности по ч. 1 ст. 20.6.1 КоАП РФ как за нарушение Правил, так и за нарушение обязательных, а также дополнительных обязательных для исполнения гражданами и организациями правил поведения при введении на территории субъекта Российской Федерации режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации.
Данная правовая позиция изложена в ответе на вопрос N17 Обзора по отдельным вопросам судебной практики, связанным с применением законодательства и мер по противодействию распространению на адрес новой коронавирусной инфекции (COVID-19) N1, утвержденного Постановлением Президиума Верховного Суда Российской Федерации от 21 апреля 2020 года.
В соответствии с пунктом 18 части 5 и частью 6.4 статьи 28.3 КоАП РФ, протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных частью 1 статьи 20.6.1 КоАП РФ, вправе составлять должностные лица, указанные в Перечне должностных лиц органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, включая должностных лиц органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, имеющих право составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных частью 1 статьи 20.6.1 КоАП РФ, утвержденного Распоряжением Правительства Российской Федерации от 12 апреля 2020 года N975-р; должностные лица органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, перечень которых утверждается высшим должностным лицом (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти) субъекта Российской Федерации.
Указанные перечни установлены, в том числе, Указом Мэра Москвы от 04 апреля 2020 года N40-УМ "Об особенностях применения мер ответственности за нарушение организациями и индивидуальными предпринимателями режима повышенной готовности в адрес", п.п.1, 1.5, 1.5.3 которого установлено, что составление протоколов об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 20.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за нарушение организациями и индивидуальными предпринимателями следующих требований, осуществляется уполномоченными должностными лицами, включая Государственную инспекцию по контролю за использованием объектов недвижимости адрес в части обеспечения соблюдения требований по организации социального дистанцирования работников и посетителей в зданиях, строениях, сооружениях (помещениях в них), в которых не осуществляется торговая деятельность.
Как следует из материалов рассматриваемого дела и установлено судьей районного суда, на основании поручения от 08 мая 2020 года N 20-51-Т01-857 осуществлено обследование территории, по адресу: адрес, Большой адрес, где 10 мая 2020 года в 17 час. 35 мин. выявлено, что ИП Морев А.Н. не обеспечил нанесение специальной разметки и установления специального режима допуска и нахождения на территории, прилегающей к выдаче товара кафе "Табера", используемого им для индивидуального предпринимательства, где возможно скопление людей и не позволило работникам и посетителям соблюдать дистанцию друг от друга не менее 1, 5 метров. В этой связи, установлено, что отсутствие разметки социального дистанцирования, является нарушением требований п. 12.2 Указа Мэра Москвы от 05 марта 2020 года N12-УМ "О введении режима повышенной готовности", совершенное ИП фио
Действия ИП Морева А.Н. верно квалифицированы судьей районного суда по ч. 1 ст. 20.6.1 КоАП РФ.
Факт совершения ИП Морева А.Н. указанного административного правонарушения и его вина подтверждаются совокупностью исследованных в судебном заседании доказательств, в том числе, выпиской из ЕГРИП в отношении ИП Морева А.Н.; фотоматериалом, которым зафиксировано скопление людей у окна выдачи товара кафе "Табера" по адресу: адрес, Большой адрес из которого видно отсутствие специальной разметки в зоне обслуживания; рапортом от 18 сентября 2020 года о результатах планового (рейдового) обследования N 20-51-К20-00121; поручением от 08 мая 2020 года N 50-51-Т01-857; протоколом об административном правонарушении от 18 июня 2020 года N 20-51-К20-0037/01 в отношении ИП Морева А.Н, в котором подробно изложено событие административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.20.6.1 КоАП РФ, указаны нормы правовых актов, нарушение которых вменяется заявителю, и из которого усматривается, что права привлекаемого к административной ответственности лица соблюдены, протокол составлен с участием защитника фио, действующего на основании доверенности N 9/20 от 01 июня 2020 года, которому разъяснены права и обязанности, предусмотренные ст. 51 Конституции РФ, ст. ст. 25.1, 25.5 КоАП РФ, с протоколом защитник ознакомлен, его копию получил, в чем собственноручно расписался в соответствующих графах протокола, также протокол содержит подпись должностного лица адрес Москвы фио, его составившего.
Добытые по делу доказательства оформлены уполномоченными должностными лицами ОАТИ адрес в рамках выполнения ими своих служебных обязанностей, в соответствии с требованиями закона, причиной их составления послужило непосредственное выявление административного правонарушения, что нашло подтверждение в судебном заседании, нарушений требований закона при их составлении не допущено, все сведения, необходимые для правильного разрешения дела, в них отражены, они согласуются между собой и с фактическими данными, являются достоверными и допустимыми, отнесены ст. 26.2 КоАП РФ к числу доказательств, имеющих значение для правильного разрешения дела.
Доводы жалобы о том, что фотографии по делу являются недопустимыми доказательствами, так как не содержат сведений о дате и времени нарушения, нет привязки к адресным ориентирам, откланяются. Фотографии, имеющиеся в деле, являются приложением к рапорту и протоколу об административном правонарушении, составленными главным инспектором ОАТИ адрес фио, выявившей правонарушение.
В силу п. 1 ст. 28.1 КоАП РФ поводами к возбуждению дела об административном правонарушении являются: непосредственное обнаружение должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения.
При таких обстоятельствах действия должностного лица административного органа по выявлению совершенного ИП Моревым А.Н. нарушений требований действующего законодательства не противоречили требованиям КоАП РФ.
Каких-либо ограничений или особенностей для признания фотоматериалов доказательствами по делу об административном правонарушении КоАП РФ не устанавливает. В соответствии с ч. 2 ст. 26.7 КоАП РФ они являются документальными доказательствами по делу об административном правонарушении, которые получили надлежащую оценку судьи по правилам, установленным в ст. 26.11 КоАП РФ, и обоснованно признаны допустимым доказательством относительно события административного правонарушения. Представленные фотоснимки фиксируют обстоятельства, занесенные в рапорт и протокол об административном правонарушении. При этом законом не предусмотрены требования об обязательной фиксации в процессуальных документах сведений о проводимой фотосъемке, равно как и внесение в них сведений о фотоаппарате, с применением которого она была произведена, так как фотоаппарат не является специальным техническим средством измерения, о котором говорится в ст. 26.8 КоАП РФ, следовательно, к нему неприменимы требования закона об обязательном указании на его использование в протоколе об административном правонарушении.
Сведениями о фальсификации доказательств суд апелляционной инстанции не располагает, вопросы о признании доказательств сфальсифицированными разрешаются в ином судебном порядке, предусмотренном УПК РФ, тогда как сведений о подаче соответствующих заявлений в порядке ст.144 УПК РФ не представлено.
Объективная сторона состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.6.1 КоАП РФ, выражается в невыполнении правил поведения при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, или в зоне чрезвычайной ситуации, за исключением случаев, предусмотренных ч. 2 ст. 6.3 названного кодекса.
Доводы жалобы о том, что помещение кафе "Табера" по адресу: адрес, Большой адрес не арендуется ИП Моревым А.Н. и не находится в его владении, не влечет отмену оспариваемого постановления, так как для квалификации действий Морева А.Н. по ч. 1 ст. 20.6.1 КоАП РФ надлежит установить организацию или индивидуальных предпринимателей, которые осуществляют деятельность с совместным пребыванием граждан на соответствующей территории (включая прилегающую территорию).
Как следует из письменных материалов дела, в частности рапорта главного инспектора ОАТИ адрес фио, последней установлено, что по адресу: адрес, Большой адрес 10 мая 2020 года именно ИП Морев А.Н. осуществлял деятельность по продаже продуктов питания в окне выдачи товара кафе "Табера". При этом данная деятельность была связанна с совместным пребыванием граждан на соответствующей территории (включая прилегающую территорию).
Указанное также следует из приобщенного к делу кассового чека, из которого следует, что и после выявления нарушения на другой день, ИП Морев А.Н. осуществлял деятельность по продаже продуктов питания в окне выдачи товара: кафе "Табера" по адресу: адрес, Большой адрес. В данном чеке указан адрес регистрации кассового аппарата: адрес, Большой адрес; место предоставления отчетов: Кафе "Табера", электронный адрес кафе: www.taberaсoffee.ru (л.д. 10).
Сведений о том, что в спорный период времени, кассовый аппарат снят с регистрационного учета в налоговом органе, заявителем не представлено.
Таким образом, именно на ИП Морева А.Н. лежит обязанность по принятию мер для обеспечения соблюдения гражданами (в том числе работниками) социального дистанцирования, в период режима повышенной готовности.
Таким образом, действия ИП Морева А.Н. образуют объективную строну состава административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.20.6.1 КоАП РФ.
При решении вопроса о виновности индивидуального предпринимателя в совершении административного правонарушения считаю, что доказательств, подтверждающих, что ИП Моревым А.Н. приняты все зависящие меры по соблюдению требований п. 12.2 Указа Мэра Москвы от 05 марта 2020 года N12-УМ "О введении режима повышенной готовности" материалы дела не содержат, ссылок на такие доказательства не имеется и в доводах поданной жалобы, тогда как возможность для соблюдения действующего законодательства в период режима повышенной готовности, за нарушение которого предусмотрена административная ответственность, у него имелась, что свидетельствует о его вине.
ИП Морев А.Н, являясь индивидуальным предпринимателем, обязан осуществлять свою деятельность в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и предвидеть последствия совершения или не совершения им юридически значимых действий, чего в данном случае им сделано не было.
В ходе рассмотрения настоящего дела судьей районного суда исследованы все имеющиеся по делу доказательства, им дана надлежащая правовая оценка в соответствии со ст. 26.11 КоАП РФ, они обоснованно приняты и положены в основу выводов по делу, что нашло свое отражение в судебном решении, которое мотивировано, отвечает требованиям ст. 29.10 КоАП РФ.
Довод жалобы о том, что по адресу места жительства Морева А.Н. не поступала корреспонденция о извещение на процессуальные действия, не влечёт отмену оспариваемого постановления, так как из дела следует, что права Морева А.Н. на защиту не нарушены, а именно протокол об административном правонарушении был составлен с участием защитника фио (л.д. 2), последний действовал на основании доверенности N 9/20 от 01 июня 2020 года, которая была выдана на представление интересов ИП Морева А.Н. в ОАТИ адрес с правом получения документов, их подписания, а также совершения всех иных действий (л.д. 14).
В силу ч. 1 ст. 25.15 КоАП РФ лица, участвующие в производстве по делу об административном правонарушении, извещаются или вызываются в суд, орган или к должностному лицу, в производстве которых находится дело, заказным письмом с уведомлением о вручении, повесткой с уведомлением о вручении, телефонограммой или телеграммой, по факсимильной связи либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование извещения или вызова и его вручение адресату.
В судебное заседание, назначенное на 03 августа 2020 года в 09 час. 30 мин. Морев А.Н. был извещен телефонограммой, полученной им лично 31 июля 2020 года (л.д. 14, 22), что в соответствии с указанной нормой является надлежащим извещением.
03 августа 2020 года дело судьей Мещанского районного суда адрес было рассмотрено в отсутствии Морева А.Н, извещенного надлежащим образом, телефонограммой.
Таким образом, настоящее дело об административном правонарушении правомерно рассмотрено судьей без участия лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.
Дело в суде первой инстанции рассмотрено с участием ИП Морев А.Н, который давал пояснения, представлял доказательства, письменные ходатайства, в связи с чем, полагаю, что право ИП Морев А.Н. на судебную защиту не нарушено.
Из материалов дела не усматривается наличие каких-либо противоречий или неустранимых сомнений, влияющих на правильность вывода судьи районного суда о наличии события административного правонарушения и доказанности вины Общества в его совершении, не установлено данных, которые могли бы свидетельствовать о предвзятости судьи при рассмотрении дела.
Исходя из оценки фактических обстоятельств дела, а также характера противоправного деяния, эпидемиологической ситуации, вызванной вспышкой новой коронавирусной инфекции (COVID-2019), которой присвоен уровень международной опасности, пренебрежительного отношения привлекаемого лица к выполнению своих публично-правовых обязанностей, возложенных на него законодательством в условиях угрозы распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19), оснований для признания выявленного правонарушения малозначительным и освобождения от административной ответственности по ч. 1 ст. 20.6.1 КоАП РФ в порядке ст. 2.9 КоАП РФ в рассматриваемом случае не имеется.
Административное наказание в виде штрафа в размере сумма назначено ИП Морева А.Н. в пределах санкции статьи ч. 1 ст. 20.6.1 КоАП РФ, с учетом всех обстоятельств дела. Оснований для снижения назначенного административного наказания и изменения постановления в этой части судья апелляционной инстанции не находит.
Установленный ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ порядок рассмотрения дела об административном правонарушении и срок давности привлечения к административной ответственности по данной категории дел соблюдены, бремя доказывания распределено верно, принципы презумпции невиновности и законности, закрепленные в ст. ст. 1.5, 1.6 КоАП РФ, не нарушены.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену постановления судьи, в том числе по доводам поданной жалобы, не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 30.6-30.9 КоАП РФ, судья
решил:
постановление судьи Мещанского районного суда адрес от 03 августа 2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 20.6.1 КоАП РФ, в отношении ИП Морева А.Н. оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Судья
Московского городского суда фио
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.