Судья Московского городского суда Сумина Л.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по жалобам ... и защитника по ордеру адвоката Сидорова Е.В. на постановление судьи Бабушкинского районного суда города Москвы от 24 марта 2021 года, которым гражданин Корейской Народно-Демократической Республики ... признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.18.10 КоАП РФ, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 5 000 рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации в форме контролируемого самостоятельного выезда из Российской Федерации, установил:
23 марта 2021 года должностным лицом ОВМ УВД по СВАО ГУ МВД России по г. Москве в отношении гражданина Корейской Народно-Демократической Республики... составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.18.10 КоАП РФ.
Данный протокол с иными материалами на рассмотрение по подведомственности передан в Бабушкинского районный суд города Москвы, судьёй которого 24 марта 2021 года вынесено приведенное выше постановление.
В настоящее время в Московский городской суд указанный судебный акт обжалуют... и его защитник по ордеру адвокат Сидоров Е.В, участвовавший в рассмотрении данного дела в суде первой инстанции, по доводам поданных жалоб, согласно доводам которых, нарушено право заявителя на защиту, так как на стадии возбуждения дела об административном правонарушении ему не был предоставлен переводчик, копии процессуальных документов, в том числе, Административный регламент, не переведены на корейский язык, тогда как он плохо владеет русским языком; материалы дела не содержат документов, подтверждающих владение переводчиком Ткаченко М.С. корейским языком; нарушен порядок привлечения заявителя к административной ответственности; внеплановая выездная проверка проведена с нарушением требований Административного регламента и Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", отсутствуют решение о проведении внеплановой выездной проверки, в распоряжении о проведении такой проверки не указаны основания ее проведения, акт по результатам проверки не составлялся; представленные в материалы дела исключительно сотрудниками полиции доказательства сфальсифицированы, фактически составлялись без участия выявленного иностранного гражданина и переводчика с корейского языка на русский язык и обратно; не установлена личность выявленного иностранного гражданина, а имеющееся заключение об установлении личности оформлено с нарушением требований законодательства; в действиях заявителя отсутствует состав вменяемого ему административного правонарушения, поскольку трудовой деятельности он не осуществлял, никаких работ в интересах юридического лица не выполнял.
В судебное заседание Московского городского суда.., будучи извещенным о месте и времени слушания дела, не явился, обеспечил явку защитника по ордеру адвоката Бадяева С.В, в полном объеме поддержавшего изложенные в поданных жалобах доводы, настаивавшего на их удовлетворении.
Проверив материалы дела, изучив указанные доводы жалобы, выслушав объяснения стороны защиты, имеются основания для изменения оспариваемого судебного акта в связи со следующим.
На основании ч.1 ст.18.10 КоАП РФ, административным правонарушением признается осуществление иностранным гражданином или лицом без гражданства трудовой деятельности в Российской Федерации без разрешения на работу либо патента, если такие разрешение либо патент требуются в соответствии с федеральным законом, либо осуществление иностранным гражданином или лицом без гражданства трудовой деятельности в Российской Федерации по профессии (специальности, должности, виду трудовой деятельности), не указанной в разрешении на работу или патенте, если разрешение на работу или патент содержит сведения о профессии (специальности, должности, виде трудовой деятельности), либо осуществление иностранным гражданином или лицом без гражданства трудовой деятельности вне пределов субъекта Российской Федерации, на территории которого данному иностранному гражданину выданы разрешение на работу, патент или разрешено временное проживание, что влечет наложение административного штрафа в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации или без такового.
В порядке ч.2 ст.18.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, административным правонарушением признается нарушение, предусмотренное ч.1 настоящей статьи, совершенное в городе федерального значения Москве или Санкт-Петербурге либо в Московской или Ленинградской области, влечёт назначение административного наказания в виде административного штрафа в размере от 5 000 до 7 000 рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации.
В соответствии с п.4 ст.13 Федерального закона от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации", иностранный гражданин имеет право осуществлять трудовую деятельность в случае, если он достиг возраста восемнадцати лет, при наличии разрешения на работу либо патента.
Согласно п. 1 ст. 13.3 того же Федерального закона от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ, работодатели или заказчики работ (услуг), являющиеся юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями либо частными нотариусами, адвокатами, учредившими адвокатский кабинет, или иными лицами, чья профессиональная деятельность в соответствии с федеральными законами подлежит государственной регистрации и (или) лицензированию, имеют право привлекать к трудовой деятельности законно находящихся на территории Российской Федерации иностранных граждан, прибывших в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, и достигших возраста восемнадцати лет, при наличии у каждого такого иностранного гражданина патента, выданного в соответствии с настоящим Федеральным законом; работодатели или заказчики работ (услуг), являющиеся гражданами Российской Федерации, имеют право привлекать к трудовой деятельности для обеспечения личных, домашних и иных подобных нужд, не связанных с осуществлением работодателем или заказчиком работ (услуг) предпринимательской деятельности, иностранных граждан, прибывших в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, и достигших возраста восемнадцати лет, при наличии у каждого такого иностранного гражданина патента, выданного в соответствии с настоящим Федеральным законом; привлекать иностранных граждан на условиях, установленных настоящей статьей, вправе работодатели или заказчики работ (услуг), не имеющие на момент заключения с иностранным гражданином трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) неисполненных постановлений о назначении административных наказаний за незаконное привлечение к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранных граждан.
Как следует из материалов настоящего дела и установлено судьей районного суда, в 11.20 час. 23 марта 2021 года на строительном объекте многофункционального общественно-жилого комплекса со школой и ДДОУ "Светлый мир "... " адресу: г. Москва, ул..., в результате проверки соблюдений требований миграционного законодательства сотрудниками ОВМ УВД по СВАО ГУ МВД России по г. Москве выявлен гражданин Корейской Народно-Демократической Республики.., который в нарушение требований п.4 ст.13, ст.13.3 Федерального закона от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации", осуществлял трудовую деятельность в качестве каменщика без разрешения на работу или патента на право осуществления трудовой деятельности в городе федерального значения Москве, совершив тем самым административное правонарушение, предусмотренное ч.2 ст.18.10 КоАП РФ.
Факт совершения... ом указанного административного правонарушения и его вина подтверждаются совокупностью исследованных в судебном заседании доказательств, в том числе, распоряжением заместителя начальника ОВМ УВД по СВАО ГУ МВД России по г..Москве о проведении внеплановой проверки иностранных граждан, пребывающих (проживающих) в Российской Федерации, мест их пребывания (проживания) и осуществления трудовой деятельности по адресу: г..Москва, ул.... ; рапортом сотрудника ОВМ УВД по СВАО ГУ МВД России по г..Москве по обстоятельствам выявления в действиях гражданина Корейской Народно-Демократической Республики... административного правонарушения; протоколом осмотра территории по вышеназванному адресу, осуществленного в присутствии двух понятых, сведения о которых отражены в протоколе, с применением фотофиксации; фототаблицей, полученной путем зафиксированной в протоколе осмотра территории съемки и являющейся приложением к названному протоколу, соответствующему требованиям ст.27.8 КоАП РФ, о чем в нем сделана запись, и на которой зафиксирован... в рабочей одежде на своем рабочем месте каменщика на строительном объекте на строительном объекте многофункционального общественно-жилого комплекса со школой и ДДОУ Светлый мир "... " адресу: г..Москва, ул.... ; сведениями из АС ЦБДУИГ ГУ МВД России по г..Москве и ОВМ УВД по ВАО ГУ МВД России по г..Москве в отношении заявителя; копиями паспорта иностранного гражданина и миграционной карты на имя... ; заключением об установлении личности иностранного гражданина; протоколом об административном правонарушении от 23 марта 2021 года в отношении.., в котором подробно изложены обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.18.10 КоАП РФ, указаны нормы Закона, нарушение которых вменяется заявителю, протокол составлен с участием переводчика с русского языка на корейский и обратно Ткаченко М.С, предупрежденного об административной ответственности по ст.17.9 КоАП РФ, за заведомо неправильный перевод,
копии диплома которого МГУ им.М.В.Ломоносова по направлению "Востоковедение и африканистики" и паспорта гражданина РФ, приобщены к материалам дела, в присутствии привлекаемого к административной ответственности лица, которому разъяснены права и обязанности, предусмотренные ст.51 Конституции РФ, ст.ст.24.2, 25.1 КоАП РФ, текст протокола переведен с русского языка на корейский язык, с протоколом он ознакомлен, копия протокола ему вручена, однако от дачи объяснений, от подписи в нем заявитель отказался, о чем в порядке ч.5 ст.28.2 КоАП РФ, имеются записи должностного лица, все существенные данные, прямо перечисленные в части 2 статьи 28.2 КоАП РФ, протокол содержит.
По смыслу ст. 25.1 КоАП РФ и ст. 14 Международного пакта о гражданских и политических правах, принятого Резолюцией 2200 A (XXI) Генеральной ассамблеи ООН от 16 декабря 1966 года, лицо само определяет объем своих прав и реализует их по своему усмотрению, отказ в силу личного волеизъявления от дачи объяснения, от подписания составленных в отношении него процессуальных документов и получения их копий является способом реализации по своему усмотрению процессуальных прав гражданина.
В связи с изложенным, нежелание давать объяснения при вынесении протокола об административном правонарушении, расписываться в нем и получить его копию не относится к процессуальным нарушениям, допущенным при производстве по делу об административном правонарушении, и не может служить основанием для пересмотра судебного постановления, как на то ссылается сторона защиты.
Перечисленные доказательства оформлены сотрудниками полиции в рамках выполнения ими своих служебных обязанностей, в соответствии с требованиями закона, причиной их составления послужило непосредственное выявление административного правонарушения, нарушений требований закона при их составлении не допущено, все сведения, необходимые для правильного разрешения дела, в них отражены, они согласуются между собой и с фактическими данными, являются достоверными и допустимыми, отнесены ст. 26.2 КоАП РФ к числу доказательств, имеющих значение для правильного разрешения дела.
Вопреки утверждениям в жалобе, сведениями о фальсификации доказательств суд апелляционной инстанции не располагает, вопросы о признании доказательств сфальсифицированными разрешаются в ином судебном порядке, предусмотренном УПК РФ, тогда как сведений о подаче соответствующих заявлений в порядке ст.144 УПК РФ не представлено.
Каких-либо замечаний и возражений относительно действий сотрудников полиции стороной защиты не заявлялось, материалы дела, процессуальные документы таких замечаний и претензий не содержат, с жалобой на действия сотрудников полиции в компетентные органы сторона защиты также не обращалась.
Причин для оговора заявителя со стороны сотрудников полиции не установлено, а наличие у них властных полномочий по отношению к иностранным гражданам, призванным соблюдать на территории Российской Федерации требования Федерального закона от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации", не может ставить под сомнения их действия по сбору доказательств, составлению процессуальных документов.
Согласно пункта 5 части 4 статьи 1 Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", особенности организации и проведения проверок в части, касающейся вида, предмета, оснований, сроков и периодичности их проведения могут устанавливаться другими федеральными законами, эти особенности установлены статьей 32 Федерального закона "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации", пунктами 3 - 10 которой предусмотрено, что предметом проверки является соблюдение работодателем, заказчиком работ (услуг), принимающей (приглашающей) стороной требований, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации в сфере миграции (далее - обязательные требования); основанием для проведения внеплановой проверки является выявление факта возможного нарушения работодателем, заказчиком работ (услуг), принимающей (приглашающей) стороной обязательных требований в результате проводимого органом государственного надзора мониторинга соблюдения таких требований; наличие приказа (распоряжения) руководителя (заместителя руководителя) органа государственного контроля (надзора) о проведении внеплановой проверки, изданного в соответствии с поручением Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации либо на основании требования прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям; предварительное уведомление работодателя, заказчика работ (услуг), принимающей (приглашающей) стороны о проведении внеплановой выездной проверки по основанию, указанному в подпунктах 2 и 3 пункта 5 данной статьи, не допускается.
В соответствии с требованиями Административного регламента, на который ссылается защитник заявителя, в случае выявления нарушения положений миграционного законодательства Российской Федерации, допущенных иностранными гражданами в местах проживания (пребывания), установленных по адресу, указанному в распоряжении, при выявлении факта осуществления трудовой деятельности иностранным гражданином с нарушением миграционного законодательства Российской Федерации назначается проверка юридического лица или индивидуального предпринимателя, либо заказчика работ (услуг), привлекающих иностранных работников в Российскую Федерацию и использующих их труд.
В данном случае распоряжение о проведении проверки вынесено уполномоченным на то должностным лицом - заместителя начальника ОВМ УВД по СВАО ГУ МВД России по г. Москве, содержит все необходимые сведения, проверка носила выездной внеплановый характер, осуществлялась на объекте фактического осуществления иностранными гражданами трудовой деятельности по адресу: город Москва, г. Москва, ул..., а не проверка конкретного юридического лица, нарушений требований вышеприведенных Федеральных законов и Административного регламента при проведении выездной внеплановой проверки мест фактического осуществления трудовой деятельности иностранными гражданами, административным органом допущено не было, присутствие во время ее проведения представителя юридического лица не являлось обязательным.
Протокол осмотра территории, осуществленный должностными лицами во исполнение распоряжения вышестоящего должностного лица, в присутствии понятых, сведения о которых отражены в протоколе, которым разъяснялись их права и обязанности, предусмотренные статьей 25.7 КоАП РФ, и которые после ознакомления с содержанием протокола осмотра территории удостоверили своими подписями совершение в их присутствии процессуального действия, с приложением к нему фотоматериала, соответствует требованиям статьи 27.8 КоАП РФ.
На основании ч.1 ст.10.1 Федерального закона от 25 июля 2002 года N115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации", установление личности иностранного гражданина, незаконно находящегося на территории Российской Федерации и не имеющего действительного документа, удостоверяющего личность, а также в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации или международным договором Российской Федерации, осуществляется по инициативе федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или его территориального органа либо по заявлению иностранного гражданина об установлении личности. Установление личности иностранного гражданина осуществляется на основании решения руководителя федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или его территориального органа в соответствии с процедурой, определяемой настоящей статьей.
В данном случае личность заявителя, вопреки указаниям в жалобе защитника, установлена заключением об установлении личности иностранного гражданина, оформленным в соответствии с положениями ч. 1 ст. 10.1 вышеназванного Федерального закона от 25 июля 2002 года N115-ФЗ и Приказа МВД России от 28 марта 2017 года N154, которым утверждена форма бланка такого заключения, в нем имеется фотография выявленного иностранного гражданина, приведены его установочные данные, место жительства, гражданство, его род занятий, период проживания на территории Российской Федерации, результаты проверок личности по учетам МВД России, приведены сравнительные данные проведенного дактилоскопирования, изложено аргументированное мнение об установлении личности иностранного гражданина, установление личности осуществлено начальником ОВМ УВД по СВАО ГУ МВД России по г. Москве.
Вопреки утверждениям в жалобе, как на стадии возбуждения дела об административном правонарушении, так и при рассмотрении дела в суде, заявителю неоднократно разъяснялись положения ст. 51 Конституции РФ и процессуальные права, предусмотренные ст.ст.24.2, 25.1 КоАП РФ, в том числе, право пользоваться помощью защитника и переводчика, протокол об административном правонарушении должностным лицом составлялся и дело слушалось судьей районного суда с участием переводчиков с русского языка на корейский язык и обратно, предупрежденных об административной ответственности по ст.17.9 КоАП РФ, за заведомо неправильный перевод и за уклонение от исполнения обязанностей, предусмотренных ч.3 ст.25.10 КоАП РФ, о чем в деле имеются их собственноручные расписки, в связи с чем заявитель имел возможность предоставить соответствующие объяснения по обстоятельствам дела, возражать и представлять доказательства, данное право им было реализовано в судебном заседании в суде первой инстанции, в котором он вину свою не признал, настаивал на том, что трудовую деятельность не осуществлял, будучи студентом, проходившим практику.
Положениями ст.ст.420, 423 ГК РФ договор определяется как соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей; гражданско-правовой договор может быть как возмездным, так и безвозмездным.
В силу ст. ст. 16, 67 ТК РФ, основанием возникновения трудовых отношений между работником и работодателем является фактическое допущение к работе с ведома или по поручению работодателя или его представителя независимо от того, оформлен ли трудовой договор надлежащим образом.
Исходя из изложенного, установление факта допуска заявителя к работе по указанному адресу уже достаточно для вывода о наличии трудовых отношений, отсутствие письменного трудового договора этот вывод не опровергает, так как в силу ст. 16 ТК РФ, трудовые отношения между работником и работодателем могут возникать как на основании письменного трудового договора, так и на основании фактического допущения работника к работе с ведома или по поручению работодателя или его уполномоченного на это представителя в случае, когда трудовой договор не был надлежащим образом оформлен.
В данном случае фактическое осуществление заявителем трудовой деятельности на строительном объекте в качестве каменщика без разрешения на работу или патента на право осуществления трудовой деятельности в г. Москве в интересах работодателя с очевидностью подтвержден совокупностью исследованных судьей районного суда доказательств, которые свидетельствуют о том, что выявленный иностранный гражданин на момент проверки в соответствии со ст. 227 ТК РФ занимался производительным трудом в интересах своего работодателя, что не оспаривается и стороной защиты в доводах поданных жалоб.
Согласно п. 24 ст. 2 Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", практическая подготовка - форма организации образовательной деятельности при освоении образовательной программы в условиях выполнения обучающимися определенных видов работ, связанных с будущей профессиональной деятельностью и направленных на формирование, закрепление, развитие практических навыков и компетенции по профилю соответствующей образовательной программы.
Приложенные к жалобе защитника договор на обучение студента с дополнительным соглашением к нему, журнал учебно-производственной практики сроком на три года, направление на производственную практику, рабочая программа, договор о практической подготовке, письмо о направлении на практику, инструкция по охране труда, приказ о зачислении на обучение, не могут повлиять на квалификацию действий заявителя по ч.2 ст.18.10 КоАП РФ и явиться основанием к освобождению от административной ответственности, поскольку не указывают на то, что выявленный иностранный гражданин на момент фиксации административного правонарушения являлся студентом, проходившим учебно-производственную практику при освоении образовательной программы в условиях выполнения определенных видов работ, связанных с будущей профессиональной деятельностью.
Более того, указанные документы фактически являются образцами документов, необходимых для оформления учебно-производственной практики обучающихся, а не оформленными на конкретное лицо, в данном случае - на.., имеющих незаполненные графы, без подписи студента (слушателя) - практиканта (л.д.50, 52-53), в отсутствие финансовых документов, подтверждающих выполнение обучающимся иностранным гражданином условий договора на оказание платных образовательных услуг в сфере профессионального (дополнительного) образования от 15 октября 2020 года.., согласно п.1.3 которого, стоимость обучения на момент заключения договора только определяется, а размер первого взноса составляет 50 000 рублей, при этом, указанный в нем период обучения - с 2020 года по 2023 год точно совпадает со сроком прохождения учебно-производственной практики - три года, без установления какой-либо образовательной программы по специальности "Организация деятельности строительного предприятия" с получением квалификации "специалист", указанной в договоре, в отсутствие индивидуальных заданий, предусмотренных программой практики, дневника прохождения практики, отчета по результатам прохождения практики, а также приказа о зачислении обучающегося для прохождения учебно-производственной практики, в случае, если практикантом не заключается трудовой договор.
Также следует отметить, что выполнение... в течение трех лет функциональных обязанностей каменщика не связана с будущей профессиональной деятельностью специалиста по специальности "Организация деятельности строительного предприятия", на получение которой заключен вышеназванный договор, с учетом сведений АС ЦБДУИГ ГУ МВД России по г. Москве, из которых усматривается, что 02 ноября 2017 года и 16 октября 2018 года ему выдавалось разрешение на трудовую деятельность в городе федерального значения Москве по профессии каменщик, 02 ноября 2017 года заключался письменный трудовой договор с работодателем про профессии каменщик.
Установив, что.., будучи гражданином Корейской Народно-Демократической Республики, осуществлял трудовую деятельность на строительном объекте в качестве каменщика без разрешения на работу или патента на право осуществления трудовой деятельности в городе федерального значения Москве, что является нарушением требований п.4 ст.13, ст.13.3 Федерального закона от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации", судья районного суда пришла к обоснованному выводу о наличии в действиях данного иностранного гражданина объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.18.10 КоАП РФ.
В ходе рассмотрения настоящего дела судьей районного суда исследованы все имеющиеся по делу доказательства, им дана надлежащая правовая оценка в соответствии со ст.26.11 КоАП РФ, так как они являются допустимыми и достаточными, а поэтому обоснованно приняты судьей и положены в основу постановленного судебного акта, что нашло свое отражение в постановлении суда, которое мотивировано, отвечает требованиям ст. 29.10 КоАП РФ, оснований не согласиться с его законностью и обоснованностью не имеется.
Из материалов дела не усматривается наличие каких-либо противоречий или неустранимых сомнений, влияющих на правильность вывода судьи районного суда о наличии события административного правонарушения и доказанности вины заявителя в его совершении, как на то ссылается сторона защиты в жалобе.
Приведенные в жалобе доводы не опровергают наличие в действиях заявителя объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.18.10 КоАП РФ, и не ставят под сомнение законность и обоснованность состоявшегося по делу постановления судьи районного суда, направлены на переоценку исследованных судьей доказательств.
Несогласие с оценкой имеющихся в деле доказательств и с толкованием норм законодательства, подлежащих применению по данной категории дела, не свидетельствует о наличии существенных нарушений материальных и процессуальных норм КоАП РФ, не позволивших всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Вместе с тем, с учетом конкретных обстоятельств настоящего дела имеются основания для изменения обжалуемого судебного акта в части назначения дополнительного административного наказания.
В соответствии с общими правилами назначения административного наказания административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение в соответствии с КоАП РФ (ч.1 ст. 4.1 КоАП РФ). При назначении административного наказания физическому лицу учитываются характер совершенного административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность (ч. 2 ст. 4.1 КоАП РФ).
По смыслу действующего законодательства, решение вопроса о возможности применения судом в качестве наказания, установленного ч. 2 ст. 18.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, выдворения иностранного гражданина или лица без гражданства за пределы Российской Федерации как меры ответственности за совершенное этим лицом административное правонарушение в сфере миграционной политики должно осуществляться с учётом не только норм национального законодательства, действующего в этой сфере, но и актов международного права, участником которых является Российская Федерация.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ, сформулированной в Постановлении от 15 июля 1999 года N 11-П, конституционными требованиями справедливости и соразмерности предопределяется дифференциация публично-правовой ответственности в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причиненного ущерба, степени вины правонарушителя и иных существенных обстоятельств, обусловливающих индивидуализацию при применении тех или иных мер государственного принуждения. В развитие данной правовой позиции Конституционный Суд РФ в Постановлении от 27 мая 2008 года N 8-П указал, что меры, устанавливаемые в уголовном законе в целях защиты конституционно значимых ценностей, должны определяться исходя из требования адекватности порождаемых ими последствий (в том числе для лица, в отношении которого они применяются) тому вреду, который причинен в результате преступного деяния, с тем, чтобы обеспечивались соразмерность мер уголовного наказания совершенному преступлению, а также баланс основных прав индивида и общего интереса, состоящего в защите личности, общества и государства от преступных посягательств.
Приведенная правовая позиция Конституционного Суда Российской Федерации может быть распространена и на сферу административной ответственности.
В Постановлении от 14 февраля 2013 года N 4-П Конституционный Суд Российской Федерации также признал, что устанавливаемые в законодательстве об административных правонарушениях правила применения мер административной ответственности должны не только учитывать характер правонарушения, его опасность для защищаемых законом ценностей, но и обеспечивать учет причин и условий его совершения, а также личности правонарушителя и степени его вины, гарантируя тем самым адекватность порождаемых последствий (в том числе для лица, привлекаемого к ответственности) тому вреду, который причинен в результате административного правонарушения, не допуская избыточного государственного принуждения и обеспечивая баланс основных прав индивида (юридического лица) и общего интереса, состоящего в защите личности, общества и государства от административных правонарушений; иное - в силу конституционного запрета дискриминации и выраженных в Конституции Российской Федерации идей справедливости и гуманизма - было бы несовместимо с принципом индивидуализации ответственности за административные правонарушения (Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 19 марта 2003 года N3-П, от 13 марта 2008 года N5-П, от 27 мая 2008 года N 8-П, от 13 июля 2010 года N15-П, от 17 января 2013 года N1-П и др.).
В соответствии с положениями ч.2 ст.1.7 КоАП РФ, закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу, то есть распространяется и на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого закона в силу и в отношении которого постановление о назначении административного наказания не исполнено.
Учитывая изложенные нормы, подп. "а" п.2 Указа Президента РФ от 15 июня 2021 года N 364 "О временных мерах по урегулированию правового положения иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации в период преодоления последствий распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19)", в силу которого до 30 сентября 2021 года включительно в отношении иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на территории Российской Федерации, в отсутствие перечисленных в данном подпункте исключений, не принимаются решения об административном выдворении за пределы Российской Федерации в форме контролируемого самостоятельного выезда из Российской Федерации, а также принимая во внимание, что заявитель не относится к исключительной категории иностранных граждан и лиц без гражданства, перечисленных в подп."а" п.2 данного Указа, в связи с чем в настоящее время к нему не может быть применено административное наказание в виде выдворения за пределы Российской Федерации в форме контролируемого самостоятельного выезда из Российской Федерации, оспариваемый судебный акт надлежит изменить, исключить указание на назначение заявителю дополнительного наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации в форме самостоятельного контролируемого выезда с территории Российской Федерации.
В остальной части оспариваемое постановление подлежит оставлению без изменения.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.30.6 - 30.8 КоАП РФ, судья
решил:
постановление судьи Бабушкинского районного суда города Москвы от 24 марта 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 18.10 КоАП РФ, в отношении гражданина Корейской Народно-Демократической Республики... изменить, исключить указание на назначение ему дополнительного наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации в форме самостоятельного контролируемого выезда с территории Российской Федерации.
В остальной части данное постановление судьи районного суда оставить без изменения, жалобы... и защитника по ордеру адвоката Сидорова Е.В. - без удовлетворения.
Судья Московского городского суда Л.Н. Сумина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.