Судебная коллегия по гражданским делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Ившиной Т.В, судей Федотовой Е.В, Балакиревой Е.М.
с участием прокурора Устиновой Т.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационное представление и.о. прокурора Ульяновской области на решение Ленинского районного суда г. Ульяновска Ульяновской области от 29 декабря 2020 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Ульяновского областного суда от 27 апреля 2021 г. по гражданскому делу N 2-5288/2020 по иску ФИО1 к Правительству Ульяновской области, Министерству агропромышленного комплекса и развития сельских территорий Ульяновской области о признании распоряжения незаконным, восстановлении на работе, взыскании сумм.
Заслушав доклад судьи Ившиной Т.В, прокурора, поддержавшего доводы представления, представителей Правительства Ульяновской области Яшновой С.Г, Шашиной О.А, согласившихся с доводами кассационного представления, представителя ФИО1 - Коротких И.М, представителей Министерства агропромышленного комплекса и развития сельских территорий Ульяновской области Тимохина И.Н, Манохиной Е.В, возражавших по доводам поданного представления, судебная коллегия
установила:
ФИО1 обратился в суд с вышеназванным иском, в обоснование исковых требований указал, что на основании распоряжения Губернатора Ульяновской области от 09.12.2016 за N182-рк он назначен на государственную должность Министра сельского, лесного хозяйства и природных ресурсов Ульяновской области. Распоряжением Губернатора Ульяновской области от 10.08.2018 N513-рк государственная должность Министра сельского, лесного хозяйства и природных ресурсов Ульяновской области переименована на должность Министра агропромышленного комплекса и развития сельских территорий Ульяновской области. Распоряжением Губернатора Ульяновской области от 01.11.2018 N652-рк он назначен на государственную должность заместителя Председателя Правительства Ульяновской области - Министра агропромышленного комплекса и развития сельских территорий Ульяновской области на период полномочий Правительства Ульяновской области. Распоряжением Губернатора Ульяновской области от 17.11.2020 N801-рк он освобожден от замещаемой государственной должности заместителя Председателя Правительства Ульяновской области - Министра агропромышленного комплекса и развития сельских территорий Ульяновской области в связи с утратой доверия в соответствии с частью 4 статьи 9.2 Закона Ульяновской области от 30.01.2006 N06-ЗО "О государственных должностях Ульяновской области". Из распоряжения Губернатора Ульяновской области причину увольнения понять невозможно, в качестве основания увольнения указано заключение по результатам проверки от 17.11.2020, нормативное обоснование - часть 4 статьи 9.2 вышеуказанного Закона Ульяновской области. Однако данным положением закона установлен срок для проведения проверок при увольнении в связи с утратой доверия. В заключении содержатся ссылки на наличие конфликта интересов. Однако результаты проверки являются незаконными поскольку она проведена с грубыми нарушениями законодательства.
Основания для проведения проверки отсутствовали, о проведении проверки он уведомлен не был, с заключением проверки был ознакомлен после отстранения от должности, в связи с чем был лишен права давать объяснения и представлять дополнительные материалы. Более того, никакой заинтересованности при исполнении должностных обязанностей не было, конфликта интересов не возникало. Полагает, что к спорным правоотношениям подлежат применению общие нормы трудового законодательства.
Решение об увольнении должно быть оформлено соответствующим правовым актом Губернатора Ульяновской области, которое применяется по итогам рассмотрения уведомления, направленного в его адрес подразделением, сформированным в Правительстве Ульяновской области. Однако о проверке и ее основаниях он не был уведомлен.
При этом законом установлен перечень оснований для проведения проверки, тогда как такого основания в рассматриваемом случае не имелось. Более того, с заключением о результатах проверки он был ознакомлен после освобождения от должности. Не соответствует закону и указанное основание для увольнения. Не учтена также тяжесть и характер совершенного коррупционного нарушения, обстоятельства при которых оно было совершено, не учтены результаты предшествующего совершению коррупционного правонарушения исполнения им своих должностных обязанностей. При вынесении распоряжения не приняты во внимание положительно характеризующие его обстоятельства. Выводы, содержащиеся в заключении по результатам проверки от 17.11.2020 о возможности возникновения конфликта интересов абстрактны и не подтверждены фактическими доказательствами.
Просил суд признать незаконным распоряжение Губернатора Ульяновской области от 17.11.2020 за N80-рк; восстановить его в должности заместителя Председателя Правительства Ульяновской области - Министра агропромышленного комплекса и развития сельских территорий Ульяновской области; взыскать с надлежащего ответчика утраченный заработок с 04.11.2020 в общем размере 183 386 руб. 11 коп, а также по дату фактического восстановления.
Судом к участию в деле в качестве соответчика привлечено Министерство агропромышленного комплекса и развития сельских территорий Ульяновской области.
Решением Ленинского районного суда г. Ульяновска Ульяновской области от 29 декабря 2020 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Ульяновского областного суда от 27 апреля 2021 г. исковые требования ФИО1 удовлетворены частично.
Суд постановил:"Признать незаконным Распоряжение Губернатора Ульяновской области от 17.11.2020 за N801-рк об освобождении 18.11.2020 ФИО1 от замещаемой государственной должности заместителя Председателя Правительства Ульяновской области - Министра агропромышленного комплекса и развития сельских территорий Ульяновской области, в связи с утратой доверия.
Восстановить ФИО1 в государственной должности заместителя Председателя Правительства Ульяновской области - Министра агропромышленного комплекса и развития сельских территорий Ульяновской области с 29.12.2020 года.
Взыскать с Министерства агропромышленного комплекса и развития сельских территорий Ульяновской области в пользу ФИО1 средний заработок за период с 04.11.2020 по 28.12.2020 в размере 314 345 руб. 92 коп.
В удовлетворении остальной части исковых требований ФИО1 к Министерству агропромышленного комплекса и развития сельских территорий Ульяновской области, а также Правительству Ульяновской области о взыскании сумм отказать.".
Суд указал, что решение в части восстановления на работе подлежит немедленному исполнению.
В кассационном представлении прокурор, ссылаясь на незаконность и необоснованность выводов судов, нарушение судами норм материального и процессуального права, просит состоявшиеся по делу судебные акты отменить, направить дело на новое рассмотрение в ином составе суда.
Семёнкин М.И, надлежащим образом уведомлялся о месте и времени рассмотрения дела судом кассационной инстанции, в судебное заседание не явился. В соответствии с частью 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие не явившегося лица.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационного представления, проверив законность и обоснованность принятых по делу судебных актов, в соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации по доводам представления, судебная коллегия приходит к следующему.
Судом установлено и материалами дела подтверждается, что распоряжением Губернатора Ульяновской области от 01.11.2018 за N652-рк ФИО1 был назначен на государственную должность заместителя Председателя Правительства Ульяновской области - Министра агропромышленного комплекса и развития сельских территорий Ульяновской области на период полномочий Правительства Ульяновской области.
02.11.2020 Начальником управления по реализации единой государственной политики в области противодействия коррупции, профилактики коррупционных и иных правонарушений администрации Губернатора Ульяновской области - Уполномоченным по противодействию коррупции в Ульяновской области была подготовлена докладная записка, согласно которой, в соответствии со статьей 9.1. Закона Ульяновской области "О государственных должностях Ульяновской области" на основании публикаций, размещенных средствами массовой информации в сети "Интернет", предлагается провести проверку соблюдения лицом, замещающим государственную должность Ульяновской области, ФИО1, налагаемых на него Федеральным законом "О противодействии коррупции" и иными Федеральными законами, а также Законами Ульяновской области ограничений и обязанностей.
Распоряжением Губернатора Ульяновской области от 02.11.2020 N1239-р в соответствии со статьей 9 Закона Ульяновской области "О государственных должностях Ульяновской области" назначено проведение указанной проверки по итогам которой, подготовившему докладную записку управлению поручено представить доклад о результатах ее проведения.
Копия данного документа содержит отметку ФИО1 об ознакомлении от 03.11.2020.
На период проведения указанной проверки ФИО1 распоряжением Губернатора Ульяновской области от 03.11.2020 N 750-рк отстранен от исполнения обязанностей по замещаемой должности без сохранения ежемесячного денежного вознаграждения и денежного поощрения.
В рамках указанной проверки ФИО1 03.11.2020 и 05.11.2020 даны письменные пояснения.
17.11.2020 ФИО1 подготовлено уведомление на имя Губернатора Ульяновской области, согласно которому заявитель уведомил о возможном наличии конфликта интересов, принимая во внимание, что иными пассажирами рейса, которым был осуществлён перелёт к месту отдыха и обратно, были ФИО2 и ФИО3, являющиеся учредителями ООО "М-КОМ", а также ООО "ВСК" - получателей субсидий, предоставляемых Министерством агропромышленного комплекса и развития сельских территорий Ульяновской области с 2015 года по 2020 год. Указано, что данные обстоятельства стали известны ему при проведении проверки 16.11.2020.
17.11.2020 г. начальником управления по реализации единой государственной политики в области противодействия коррупции, профилактики коррупционных и иных правонарушений администрации Губернатора Ульяновской области - Уполномоченным по противодействию коррупции в Ульяновской области подготовлено заключение, согласно которому ФИО1 является лицом, замещающим государственную должность Ульяновской области, по закону на него возлагаются ограничения и обязанности, а также обязанности по соблюдению этических и моральных норм поведения. Перелет на чартерном рейсе совместно с бизнесменом, который получает многомиллионные субсидии из бюджета Ульяновской области указывает на возможную личную заинтересованность. Кроме того, приведены понятия личной заинтересованности и конфликта интересов, а также имеется ссылка на положения статьи 13.1 Федерального закона "О противодействии коррупции".
19.11.2020 составлен акт об отказе ФИО1 от ознакомления с заключением проверки. В тот же день в адрес последнего направлено письменное сообщение, полученное адресатом 25.11.2020.
Копия вышеуказанного заключения содержит отметку об ознакомлении с ним и получении его копии ФИО1 30.11.2020.
Распоряжением Губернатора Ульяновской области от 17.11.2020 за N801-рк ФИО1 с 18.11.2020 освобожден от замещаемой государственной должности заместителя Председателя Правительства Ульяновской области - Министра агропромышленного комплекса и развития сельских территорий Ульяновской области, в связи с утратой доверия.
Копия распоряжения содержит отметку ФИО1 об ознакомлении с ним 18.11.2020.
Удовлетворяя исковые требования в части, признавая незаконным распоряжения об освобождении ФИО1 от замещаемой должности и восстановлении на работе, суд первой инстанции исходил из того, что оспариваемое распоряжение Губернатора Ульяновской области принято с нарушением предусмотренной законом процедуры.
Суд апелляционной инстанции с выводами суда первой инстанции согласился.
В соответствии с частью 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Такие нарушения судами допущены.
Частью 3 статьи 4 закона Ульяновской области от 17.11.2016 N 164-ЗО "О Правительстве Ульяновской области" предусмотрено, что члены Правительства Ульяновской области, указанные в пунктах 2 - 5 части 2 статьи 3 настоящего Закона, в том числе заместители Председателя Правительства Ульяновской области, министры Ульяновской области, назначаются на должность и освобождаются от должности Губернатором Ульяновской области.
При рассмотрении дела представителем истца было подано ходатайство о привлечении к участию в деле в качестве соответчика Губернатора Ульяновской области.
22.12.2020 г. в удовлетворении данного ходатайства суд немотивированным протокольным определением отказал.
Не согласившись с принятым судом решением Губернатор Ульяновской области обратился в суд с апелляционной жалобой на данное решение, в которой, в том числе ссылался на то, что решение вопросов о формировании Правительства Ульяновской области о назначении на должности и освобождении от должностей заместителей Председателя Правительства Ульяновской области и министров Ульяновской области относится к полномочиям Губернатора Ульяновской области.
Суд апелляционной инстанции в удовлетворении данной жалобы отказал, со ссылкой на статью 19 Устава Ульяновской области, указав на несостоятельность доводов апелляционной жалобы о нарушении прав Губернатора Ульяновской области оспариваемым решением.
Судебная коллегия не может согласиться с данными выводами суда апелляционной инстанции, а доводы кассационного представления прокурора находит заслуживающими внимания на основании следующего.
Частями 2, 3 статьи 320 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что апелляционную жалобу вправе подать лица, которые не были привлечены к участию в деле и вопрос о правах и об обязанностях которых был разрешен судом.
При этом в соответствии с пунктом 4 части 4 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены решения суда первой инстанции в любом случае является принятие судом решения о правах и об обязанностях лиц, не привлеченных к участию в деле.
В силу части 5 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при наличии оснований, предусмотренных частью четвертой настоящей статьи, суд апелляционной инстанции рассматривает дело по правилам производства в суде первой инстанции без учета особенностей, предусмотренных настоящей главой. О переходе к рассмотрению дела по правилам производства в суде первой инстанции выносится определение с указанием действий, которые надлежит совершить лицам, участвующим в деле, и сроков их совершения.
Суд апелляционной инстанции, принял к своему производству жалобу лица, не привлечённого к участию в деле, и не перейдя к рассмотрению дела по жалобе Губернатора Ульяновской области по правилам производства в суде первой инстанции без учета особенностей, предусмотренных главой 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, фактически разрешилданную жалобу по существу, отказав в её удовлетворении.
Основанием для отказа в удовлетворении жалобы послужил вывод суда о том, что принятое судом решение не нарушает прав указанного лица.
Данное основание, в силу разъяснений, содержащихся в абз. 2 пункта 40 действующего в момент рассмотрения дела судом апелляционной инстанции постановления Пленума Верховного Суда РФ от 19.06.2012 N 13 "О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регламентирующих производство в суде апелляционной инстанции" влекло оставление апелляционной жалобы без рассмотрения по существу.
Между тем выводы суда апелляционной инстанции о том, что принятым судом решением не разрешены права и обязанности Губернатора Ульяновской области противоречат установленным по делу обстоятельствам, поскольку судами установлено, что истец был освобождён от занимаемой должности на основании распоряжения Губернатора Ульяновской области, признанного судом незаконным.
Вышеизложенное свидетельствует о существенном нарушении судом апелляционной инстанции норм процессуального права, которое привело или могло привести к принятию неправильного судебного постановления, что в силу части 3 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации является основанием для отмены апелляционного определения и направления дела на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции в ином составе судей.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия судебная коллегия по гражданским делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Ульяновского областного суда от 27 апреля 2021 г. отменить, дело направить на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции - Ульяновский областной суд в ином составе судей.
Председательствующий Т.В. Ившина
Судьи Е.В. Федотова
Е.М. Балакирева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.