Судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Мальмановой Э.К, судей Капункина Ю.Б, Монмаря Д.В.
рассмотрела путем использования систем видео-конференц-связи кассационную жалобу администрации Волгограда на решение Дзержинского районного суда г. Волгограда от 2 июня 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Волгоградского областного суда от 12 ноября 2020 года по административному исковому заявлению прокурора Дзержинского района г. Волгограда в интересах неопределенного круга лиц к администрации Волгограда о признании незаконным бездействия.
Заслушав доклад судьи Мальмановой Э.К, судебная коллегия
установила:
прокурор Дзержинского района г. Волгограда (далее - прокурор) обратился в Дзержинский районный суд г. Волгограда в интересах неопределенного круга лиц с административным иском, в котором с учетом уточнения требований просил: признать незаконным бездействие администрации Волгограда, выразившееся в непринятии мер по приведению автомобильных дорог по "адрес" в соответствии с требованиями пунктов 4.2, 5.1.3, 5.2.4, 5.2.7, 5.3.1, 5.3.2, 6.2.1, 6.3.1, 6.3.2, 6.5.2, 6.8.1, 6.8.2 "ГОСТ Р 50597-2017. Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля", утвержденного приказом Росстандарта от 26 сентября 2017 года N 1245-ст, пунктов 5.1.2, 6.2.1, 6.2.2, 6.3.1, 8.1.27 "ГОСТ Р 52289-2004. Национальный стандарт Российской Федерации. Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств", утвержденного приказом Ростехрегулирования от 15 декабря 2004 года N 120-ст, пунктов 4.5.1.1, 4.6.1 ГОСТ Р 52766-2007 "Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования", утвержденного приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 9 декабря 2019 года N 2218-ст, пунктов 4.1.1, 4.1.3, 4.1.5 "ГОСТ Р 52605-2006. Национальный стандарт Российской Федерации. Технические средства организации дорожного движения. Искусственные неровности. Общие технические требования. Правила применения", утвержденного приказом Ростехрегулирования от 11 декабря 2006 года N 295-ст; возложить на администрацию Волгограда обязанность в течение 6 месяцев с момента вступления в законную силу:
- устранить выявленные нарушения законодательства о безопасности дорожного движения и привести проезжую часть дорожного покрытия автомобильных дорог в соответствие с требованиями "ГОСТ Р 50597-2017. Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля", а именно: организовать проведение ремонта дорожного полотна автомобильных дорог по "адрес" на участке дороги площадью 50 кв. м, "адрес"
- устранить дефекты обочин в соответствии с "ГОСТ Р 50597-2017. Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля", утвержденного приказом Росстандарта от 26 сентября 2017 года N 1245-ст на автомобильных дорогах: по "адрес";
- установить дорожные знаки в соответствии с требованиями ГОСТ Р 50597-2017, "ГОСТ Р 52289-2004 на автомобильных дорогах: "адрес" - дорожные знаки 5.19.1 "Пешеходный переход" на пересечении с "адрес" - дорожные знаки 2.4 "Уступите дорогу", 2.1 "Главная дорога" на пересечении с "адрес" - дорожные знаки 2.4 "Уступите дорогу", 2.1 "Главная дорога" на пересечении с "адрес"
- нанести горизонтальную дорожную разметку в соответствии с требованиями ГОСТ Р 52766-2007 на автомобильных дорогах по: "адрес"
- восстановить целостность бортового камня в соответствии с требованиями ГОСТ Р 50597-2017 на автомобильных дорогах: "адрес";
- организовать работы по восстановлению покрытия тротуаров, пешеходных дорожек, посадочных площадок остановочных пунктов и наземных тактильных указателей в соответствии с ГОСТ Р 50597-2017 на автомобильных дорогах по "адрес";
- организовать работы по оборудованию тротуаров по всей длине проезжих частей в соответствии с ГОСТ Р 50597-2017 на автомобильных дорогах по: "адрес"
- установить уличное освещение в соответствии с ГОСТ Р 50597-2017 на протяжении автомобильных дорог по: "адрес"
- в местах, не отделенных от проезжей части бордюром, организовать работы по устранению возвышения обочины над проезжей частью в соответствии с ГОСТ Р 50597-2017 на автомобильных дорогах: по "адрес";
- организовать работы по устранению повреждений, ограничивающих пешеходные ограждения перильного типа в соответствии с требованиями ГОСТ Р 50597-2017 по "адрес"
- привести геометрические размеры и формы искусственных неровностей, а также технические средства организации дорожного движения в соответствие с ГОСТ Р 50597-2017, ГОСТ Р 52605-2006 на автомобильной дороге по "адрес";
- организовать проведение работ по замене крышки люка смотрового колодца в соответствии с требованиями ГОСТ Р 50597-2017 на автомобильной дороге у "адрес".
В обоснование требований прокурор указал, что была проведена проверка соблюдения законодательства о безопасности дорожного движения, в ходе которой выявлены множественные недостатки в эксплуатационном состоянии автомобильных дорог по "адрес" г. Волгограда, что не соответствует требованиям пунктов 4.2, 5.1.3, 5.2.4, 5.2.7, 5.3.1, 5.3.2, 6.2.1, 6.3.1, 6.3.2, 6.5.2, 6.8.1, 6.8.2 "ГОСТ Р 50597-2017. Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля", утвержденного приказом Росстандарта от 26 сентября 2017 года N 1245-ст, пунктов 5.1.2, 6.2.1, 6.2.2, 6.3.1, 8.1.27 "ГОСТ Р 52289-2004. Национальный стандарт Российской Федерации. Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств", утвержденного приказом Ростехрегулирования от 15 декабря 2004 года N 120-ст, пунктов 4.5.1.1, 4.6.1 ГОСТ Р 52766-2007 "Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования", утвержденного приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 9 декабря 2019 года N 2218-ст, пунктов 4.1.1, 4.1.3, 4.1.5 "ГОСТ Р 52605-2006. Национальный стандарт Российской Федерации. Технические средства организации дорожного движения. Искусственные неровности. Общие технические требования. Правила применения", утвержденного приказом Ростехрегулирования от 11 декабря 2006 года N 295-ст. При этом выявленные дефекты при содержании названных автомобильных дорог ранее выявлялись ОГИБДД УМВД России по г. Волгограду, были направлены в адрес департамента городского хозяйства администрации Волгограда предписания, которые не исполнены.
Решением Дзержинского районного суда г. Волгограда от 2 июня 2020 года административный иск удовлетворен. Признано незаконным бездействие администрации Волгограда, выразившееся в непринятии мер по приведению автомобильных дорог по "адрес" в соответствие с требованиями пунктов 4.2, 5.1.3, 5.2.4, 5.2.7, 5.3.1, 5.3.2, 6.2.1, 6.3.1, 6.3.2, 6.5.2, 6.8.1, 6.8.2 "ГОСТ Р 50597-2017. Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля", утвержденного приказом Росстандарта от 26 сентября 2017 года N 1245-ст, пунктов 5.1.2, 6.2.1, 6.2.2, 6.3.1, 8.1.27 "ГОСТ Р 52289-2004. Национальный стандарт Российской Федерации. Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств", утвержденного приказом Ростехрегулирования от 15 декабря 2004 года N 120-ст, пунктов 4.5.1.1, 4.6.1 ГОСТ Р 52766-2007 "Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования", утвержденного приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 9 декабря 2019 года N 2218-ст, пунктов 4.1.1, 4.1.3, 4.1.5 "ГОСТ Р 52605-2006. Национальный стандарт Российской Федерации. Технические средства организации дорожного движения. Искусственные неровности. Общие технические требования. Правила применения", утвержденного приказом Ростехрегулирования от 11 декабря 2006 года N 295-ст. На администрацию Волгограда возложена обязанность в течение 10 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу устранить выявленные нарушения.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что административным ответчиком не представлены суду доказательства, подтверждающие исполнение обязательств по надлежащему содержанию автомобильных дорог местного значения, поддержанию их состояния, оборудования освещением указанных в административном иске дорог, в соответствии с требованиями действующих ГОСТ.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Волгоградского областного суда от 12 ноября 2020 года решение Дзержинского районного суда г. Волгограда от 2 июня 2020 года оставлено без изменения.
В кассационной жалобе, поступившей в суд первой инстанции 26 апреля 2021 года, администрация Волгограда ставит вопрос об отмене решений судов обеих инстанций. Считает, что решение суда в части возложения на администрацию Волгограда обязанности организовать проведение работ по установке дорожных знаков на автомобильных дорогах является незаконным, поскольку требования организовать проведение работ по установке дорожных знаков в соответствии с требованиями ГОСТ Р 52289-2019 административным истцом не заявлялись. Ссылается на то, что принадлежность люка смотрового колодца к какой-либо из сетей (водоотведения, водоснабжения, теплоснабжения, ливневой канализации, связи и т.д.) актом проверки не установлена и иными доказательствами по делу не подтверждена, доказательства того, что обязанность по надлежащему содержанию крышки люка смотрового колодца на автомобильной дороге у дома "адрес" возложена на администрацию Волгограда, не представлены. Полагает, что выполнение мероприятий, указанных в решении суда, в срок 10 месяцев не представляется возможным.
Определением судьи от 19 мая 2021 года кассационная жалоба с административным делом передана для рассмотрения в судебном заседании Четвертого кассационного суда общей юрисдикции.
В возражениях относительно кассационной жалобы прокуратура Волгоградской области выражает несогласие с доводами жалобы, указав, что установление более длительного срока для устранения выявленных нарушений может повлечь нарушение охраняемых законом прав неопределенного круга лиц, установленный судом в решении срок для исполнения требований является разумным. Считает, что факт несоответствия дорожных знаков по обозначенным в административном иске автомобильным дорогам требованиям законодательства установлен в судебном заседании и факт уклонения администрации Волгограда от обязанности по приведению их в соответствие с законодательством о безопасности дорожного движения доказан. Также обращает внимание суда на то, что доказательства того, что люк принадлежит администрации Волгограда, не представлены.
Административный истец и представители заинтересованных лиц в судебное заседание суда кассационной инстанции не явились, извещены надлежащим образом о времени и месте судебного заседания. На основании пункта 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Заслушав доклад, объяснения представителя администрации Волгограда Любимова Ю.А, участвовавшего в судебном заседании посредством использования систем видео-конференц-связи и поддержавшего доводы кассационной жалобы, прокурора Костюка А.И, возражавшего против удовлетворения жалобы, изучив доводы жалобы, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему выводу.
Согласно части 2 статьи 329 КАС РФ при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационной жалобы.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции в силу части 2 статьи 328 КАС РФ являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Судебный акт подлежит безусловной отмене кассационным судом общей юрисдикции в случаях, указанных в части 1 статьи 310 данного Кодекса.
Такие нарушения судами первой и апелляционной инстанций не допущены.
Согласно части 1 статьи 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
В силу части 4 статьи 218 КАС РФ прокурор в пределах своей компетенции может обратиться в суд с административными исковыми заявлениями о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагают, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Как следует из материалов дела, в ходе проведенной прокуратурой Дзержинского района г. Волгограда проверки соблюдения безопасности дорожного движения было установлено, что:
- на автомобильной дороге по "адрес"
- покрытие проезжей части имеет отдельные дефекты в виде выбоин, просадок, проломов длиной 15 см и более, глубиной 5 см и более, площадью равной 0, 06 м2 или более, колей и иных повреждений, что нарушает требования п. 5.2.4 ГОСТ Р 50597-2017;
- обочина автомобильной дороги имеет дефекты, влияющие на безопасность дорожного движения, в виде повреждений, деформаций, разрушений, отдельных просадок, проломов и выбоин размеры которых превышают предусмотренные пунктом 5.3.1 ГОСТ Р 50597-2017;
- на всем протяжении автомобильной дороги дорожные знаки применяются в нарушение требований действующих нормативов, а также частично утрачены, что является нарушением требований пункта 6.2.1 ГОСТ Р 50597-2017 и пункта 5.1.2 ГОСТ Р 52289-2004;
- дорожная разметка не применяется, на усовершенствованном дорожном покрытии и элементах оборудования (обустройства) дороги, что является нарушением требований пунктов 6.2.1, 6.2.2 и 6.3.1 ГОСТ Р 52289-2004;
- отсутствует стационарное электрическое освещение, что является нарушением требований пункта 4.6.1 ГОСТ 52766-2007;
- на всем протяжении автомобильной дороги отсутствует тротуар, что является нарушением требований пункта 4.5.1.1 ГОСТ Р 52766-2007;
- меры, направленные на скорейшее устранение дефектов и введение в установленном порядке ограничений движения, вплоть до полного его запрещения с помощью соответствующих технических средств организации дорожного движения и средств регулирования на автомобильной дороге, не приняты, что является нарушением требований п. 4.2 ГОСТ Р 50597-2017.
На автомобильной дороге по "адрес"
- покрытие проезжей части имеет отдельные дефекты в виде выбоин, просадок, проломов длиной 15 см и более, глубиной 5 см и более, площадью равной 0, 06 м2 или более, колей и иных повреждений, что нарушает требования пункта 5.2.4 ГОСТ Р 50597-2017;
- обочина автомобильной дороги имеет дефекты, влияющие на безопасность дорожного движения, в виде повреждений, деформаций, разрушений, отдельных просадок, проломов и выбоин размеры которых превышают предусмотренные пунктом 5.3.1 ГОСТ Р 50597-2017;
- на всем протяжении автомобильной дороги дорожные знаки применяются в нарушение требований действующих нормативов, а также частично утрачены, что является нарушением требований пункта 6.2.1 ГОСТ Р 50597-2017 и пункта 5.1.2 ГОСТ Р 52289-2004;
- дорожная разметка не применяется на усовершенствованном дорожном покрытии и элементах оборудования (обустройства) дороги, что является нарушением требований пунктов 6.2.1, 6.2.2 и 6.3.1 ГОСТ Р 52289-2004;
- отсутствует стационарное электрическое освещение, что является нарушением требований пункта 4.6.1 ГОСТ 52766-2007;
- на всем протяжении автомобильной дороги, отсутствует тротуар, что является нарушением требований пункта 4.5.1.1 ГОСТ Р 52766-2007;
- меры, направленные на скорейшее устранение дефектов и введение в установленном порядке ограничений движения, вплоть до полного его запрещения с помощью соответствующих технических средств организации дорожного движения и средств регулирования на автомобильной дороге не приняты, что является нарушением требований пункта 4.2 ГОСТ Р 50597-2017.
На автомобильной дороге по "адрес"
- покрытие проезжей части имеет отдельные дефекты в виде выбоин, просадок, проломов длиной 15 см и более, глубиной 5 см и более, площадью равной 0, 06 м2 или более, колей и иных повреждений, что нарушает требования пункта 5.2.4 ГОСТ Р 50597-2017;
- обочина автомобильной дороги имеет дефекты, влияющие на безопасность дорожного движения, в виде повреждений, деформаций, разрушений, отдельных просадок, проломов и выбоин размеры которых превышают предусмотренные пунктом 5.3.1 ГОСТ Р 50597-2017;
- на всем протяжении автомобильной дороги дорожные знаки применяются в нарушение требований действующих нормативов, а также частично утрачены, что является нарушением требований пункта 6.2.1 ГОСТ Р 50597-2017 и пункта 5.1.2 ГОСТ Р 52289-2004;
- дорожная разметка не применяется на усовершенствованном дорожном покрытии и элементах оборудования (обустройства) дороги, что является нарушением требований пунктов 6.2.1, 6.2.2 и 6.3.1 ГОСТ Р 52289-2004;
- отсутствует стационарное электрическое освещение, что является нарушением требований пункта 4.6.1 ГОСТ 52766-2007;
- на всем протяжении автомобильной дороги отсутствует тротуар, что является нарушением требований пункта 4.5.1.1 ГОСТ Р 52766-2007;
- меры, направленные на скорейшее устранение дефектов и введение в установленном порядке ограничений движения, вплоть до полного его запрещения с помощью соответствующих технических средств организации дорожного движения и средств регулирования на автомобильной дороге, не приняты, что является нарушением требований пункта 4.2 ГОСТ Р 50597-2017.
На автомобильной дороге по "адрес"
- покрытие проезжей части имеет отдельные дефекты в виде выбоин, просадок, проломов длиной 15 см и более, глубиной 5 см и более, площадью равной 0, 06 м2 или более, колей и иных повреждений, что нарушает требования п. 5.2.4 ГОСТ Р 50597-2017;
- обочина автомобильной дороги имеет дефекты, влияющие на безопасность дорожного движения, в виде повреждений, деформаций, разрушений, отдельных просадок, проломов и выбоин, размеры которых превышают предусмотренные пунктом 5.3.1 ГОСТ Р 50597-2017;
- дорожная разметка не применяется, на усовершенствованном дорожном покрытии и элементах оборудования (обустройства) дороги, что является нарушением требований пунктов 6.2.1, 6.2.2 и 6.3.1 ГОСТ Р 52289-2004;
- отсутствует стационарное электрическое освещение, что является нарушением требований пункта 4.6.1 ГОСТ 52766-2007;
- на всем протяжении автомобильной дороги отсутствует тротуар, что является нарушением требований пункта 4.5.1.1 ГОСТ Р 52766-2007;
- меры, направленные на скорейшее устранение дефектов и введение в установленном порядке ограничений движения, вплоть до полного его запрещения с помощью соответствующих технических средств организации дорожного движения и средств регулирования на автомобильной дороге, не приняты, что является нарушением требований пункта 4.2 ГОСТ Р 50597-2017.
На автомобильной дороге по "адрес"
- покрытие проезжей части имеет отдельные дефекты в виде выбоин, просадок, проломов длиной 15 см и более, глубиной 5 см и более, площадью равной 0, 06 м2 или более, колей и иных повреждений, что нарушает требования пункта 5.2.4 ГОСТ Р 50597-2017;
- на всем протяжении автомобильной дороги дорожные знаки применяются в нарушение требований действующих нормативов, а также частично утрачены, что является нарушением требований пункта 6.2.1 ГОСТ Р 50597-2017 и пункта 5.1.2 ГОСТ Р 52289-2004;
- дорожная разметка не применяется, на усовершенствованном дорожном покрытии и элементах оборудования (обустройства) дороги, что является нарушением требований пунктов 6.2.1, 6.2.2 и 6.3.1 ГОСТ Р 52289-2004;
- на всем протяжении автомобильной дороги имеются повреждения и нарушения в положении бортового камня, что является нарушением требований пункта 6.5.2 ГОСТ Р 50597-2017;
- на всем протяжении автомобильной дороги отсутствует тротуар, что является нарушением требований пункта 4.5.1.1 ГОСТ Р 52766-2007;
- меры, направленные на скорейшее устранение дефектов и введение в установленном порядке ограничений движения, вплоть до полного его запрещения с помощью соответствующих технических средств организации дорожного движения и средств регулирования на автомобильной дороге не приняты, что является нарушением требований пункта 4.2 ГОСТ Р 50597-2017.
На автомобильной дороге по "адрес"
- покрытие тротуаров, пешеходных дорожек, посадочных площадок остановочных пунктов и наземные тактильные указатели по ГОСТ Р 52875 имеют загрязнения (мусор, грязь) и отдельные разрушения площадью более 0, 2 м2, что является нарушением требований п. 5.1.3 ГОСТ Р 50597-2017;
- покрытие проезжей части имеет отдельные дефекты в виде выбоин, просадок, проломов длиной 15 см и более, глубиной 5 см и более, площадью равной 0, 06 м2 или более, колей и иных повреждений, что нарушает требования пункта 5.2.4 ГОСТ Р 50597-2017;
- в местах отсутствия бордюра допущено возвышение обочины над проезжей частью, что является нарушением требований пункта 5.3.2 ГОСТ Р 50597-2017;
- обочина автомобильной дороги имеет дефекты, влияющие на безопасность дорожного движения, в виде повреждений, деформаций, разрушений, отдельных просадок, проломов и выбоин размеры которых превышают предусмотренные пунктом 5.3.1 ГОСТ Р 50597-2017;
- на всем протяжении автомобильной дороги дорожные знаки применяются в нарушение требований действующих нормативов, а также частично утрачены, что является нарушением требований пункта 6.2.1 ГОСТ Р 50597-2017 и пункта 5.1.2 ГОСТ Р 52289-2004;
- дорожная разметка не применяется на усовершенствованном дорожном покрытии и элементах оборудования (обустройства) дороги, что является нарушением требований пунктов 6.2.1, 6.2.2 и 6.3.1 ГОСТ Р 52289-2004;
- на всем протяжении автомобильной дороги имеются повреждения и нарушения в положении бортового камня, что является нарушением требований пункта 6.5.2 ГОСТ Р 50597-2017;
- меры, направленные на скорейшее устранение дефектов и введение в установленном порядке ограничений движения, вплоть до полного его запрещения с помощью соответствующих технических средств организации дорожного движения и средств регулирования на автомобильной дороге, не приняты, что является нарушением требований пункта 4.2 ГОСТ Р 50597-2017.
На автомобильной дороге по "адрес"
- покрытие проезжей части имеет отдельные дефекты в виде выбоин, просадок, проломов длиной 15 см и более, глубиной 5 см и более, площадью равной 0, 06 м2 или более, колей и иных повреждений, что нарушает требования пункта 5.2.4 ГОСТ Р 50597-2017;
- в местах отсутствия бордюра допущено возвышение обочины над проезжей частью, что является нарушением требований пункта 5.3.2 ГОСТ Р 50597-2017;
- обочина автомобильной дороги имеет дефекты, влияющие на безопасность дорожного движения, в виде повреждений, деформаций, разрушений, отдельных просадок, проломов и выбоин, размеры которых превышают предусмотренные пунктом 5.3.1 ГОСТ Р 50597-2017;
- на всем протяжении автомобильной дороги дорожные знаки применяются в нарушение требований действующих нормативов, а также частично утрачены, что является нарушением требований пункта 6.2.1 ГОСТ Р 50597-2017 и пункта 5.1.2 ГОСТ Р 52289-2004;
- дорожная разметка не применяется на усовершенствованном дорожном покрытии и элементах оборудования (обустройства) дороги, что является нарушением требований пунктов 6.2.1, 6.2.2 и 6.3.1 ГОСТ Р 52289-2004;
- на всем протяжении автомобильной дороги имеются повреждения и нарушения в положении бортового камня, что является нарушением требований пункта 6.5.2 ГОСТ Р 50597-2017;
- не применяются ограничивающие пешеходные ограждения перильного типа - у всех регулируемых наземных пешеходных переходов, с обеих сторон дороги (улицы) на протяжении не менее 50 м в каждую сторону от наземного пешеходного перехода, что является нарушением пункта 8.1.27 ГОСТ Р 52289-2004;
- на всем протяжении автомобильной дороги геометрические размеры и формы искусственных неровностей (монолитных и сборно-разборных) не отвечают предъявляемым требованиям, для информирования водителей участки дороги с искусственными неровностями не оборудованы в полном объеме техническими средствами организации дорожного движения: дорожными знаками и разметкой, что является нарушением требований пунктов 4.1.1, 4.1.3, 4.1.5 ГОСТ Р 52605-2006 и пункта 6.8 ГОСТ Р 50597-2017;
- на всем протяжении автомобильной дороги отсутствует тротуар, что является нарушением требований пункта 4.5.1.1 ГОСТ Р 52766-2007;
- допущено разрушение крышки люка смотрового колодца на автомобильной у дома "адрес", что является нарушением требований пункта 5.2.7 ГОСТ Р 50597-2017;
- меры, направленные на скорейшее устранение дефектов и введение в установленном порядке ограничений движения, вплоть до полного его запрещения с помощью соответствующих технических средств организации дорожного движения и средств регулирования на автомобильной дороге, не приняты, что является нарушением требований пункта 4.2 ГОСТ Р 50597-2017.
На автомобильной дороге от "адрес"
- покрытие тротуаров, пешеходных дорожек, посадочных площадок остановочных пунктов и наземные тактильные указатели по ГОСТ Р 52875 имеют загрязнения (мусор, грязь) и отдельные разрушений площадью более 0, 2 м2, что является нарушением требований пункта 5.1.3 ГОСТ Р 50597-2017;
- покрытие проезжей части имеет отдельные дефекты в виде выбоин, просадок, проломов длиной 15 см и более, глубиной 5 см и более, площадью равной 0, 06 м2 или более, колей и иных повреждений, что нарушает требования пункта 5.2.4 ГОСТ Р 50597-2017;
- на всем протяжении автомобильной дороги дорожные знаки применяются в нарушение требований действующих нормативов, а также частично утрачены, что является нарушением требований пункта 6.2.1 ГОСТ Р 50597-2017 и пункта 5.1.2 ГОСТ Р 52289-2004;
- дорожная разметка в некоторых местах имеет износ 100%, что является нарушением требований пункта 6.3.1 и 6.3.2 ГОСТ Р 50597-2017;
- на всем протяжении автомобильной дороги имеются повреждения и нарушения в положении бортового камня, что является нарушением требований п. 6.5.2 ГОСТ Р 50597-2017;
- не применяются ограничивающие пешеходные ограждения перильного типа - у всех регулируемых наземных пешеходных переходов и нерегулируемых наземных пешеходных переходов, расположенных на участках дороги (улицы), проходящем вдоль детских учреждений, с обеих сторон дороги или улицы на протяжении не менее 50 м в каждую сторону от наземного пешеходного перехода, что является нарушением п. 8.1.27 ГОСТ Р 52289-2004;
- меры, направленные на скорейшее устранение дефектов и введение в установленном порядке ограничений движения, вплоть до полного его запрещения с помощью соответствующих технических средств организации дорожного движения и средств регулирования на автомобильной дороге, не приняты, что является нарушением требований пункта 4.2 ГОСТ Р 50597-2017.
На автомобильной дороге по "адрес"
- покрытие проезжей части имеет отдельные дефекты в виде выбоин, просадок, проломов длиной 15 см и более, глубиной 5 см и более, площадью равной 0, 06 м2 или более, колей и иных повреждений, что нарушает требования пункта 5.2.4 ГОСТ Р 50597-2017;
- обочина автомобильной дороги имеет дефекты, влияющие на безопасность дорожного движения, в виде повреждений, деформаций, разрушений, отдельных просадок, проломов и выбоин, размеры которых превышают предусмотренные пунктом 5.3.1 ГОСТ Р 50597-2017;
- меры, направленные на скорейшее устранение дефектов и введение в установленном порядке ограничений движения, вплоть до полного его запрещения с помощью соответствующих технических средств организации дорожного движения и средств регулирования на автомобильной дороге, не приняты, что является нарушением требований пункта 4.2 ГОСТ Р 50597-2017.
На автомобильной дороге по "адрес"
- покрытие проезжей части имеет отдельные дефекты в виде выбоин, просадок, проломов, колей и иных повреждений, так, в частности, напротив дома "адрес" имеется выбоина длинной 30 см, глубиной 6 см, площадью более 0, 06 м2, что нарушает требования пункта 5.2.4 ГОСТ Р 50597-2017;
- в местах отсутствия бордюра допущено возвышение обочины над проезжей частью, что является нарушением требований пункта 5.3.2 ГОСТ Р 50597-2017;
- меры, направленные на скорейшее устранение дефектов и введение в установленном порядке ограничений движения, вплоть до полного его запрещения с помощью соответствующих технических средств организации дорожного движения и средств регулирования на автомобильной дороге не приняты, что является нарушением требований пункта 4.2 ГОСТ Р 50597-2017.
По всем перечисленным дорогам не приняты меры по устранению указанных дефектов и нарушений.
Названные недостатки зафиксированы в актах от 23 декабря 2019 года, составленных государственным инспектором дорожного надзора отдела ГИБДД УМВД России по г. Волгограду.
Ранее в отношении департамента городского хозяйства администрации Волгограда, который в соответствии с положением о департаменте, утвержденным решением Волгоградской городской Думы от 22 марта 2017 года N является отраслевым структурным подразделением администрации Волгограда, осуществляющим исполнительно-распорядительные функции в сфере дорожной деятельности, благоустройства, охраны окружающей среды, должностными лицами ОГИБДД УМВ России по г. Волгограду составлялись протоколы об административных правонарушениях, ответственность за которые предусмотрена частью 1 статьи 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Из проведенного в ходе рассмотрения дела повторного осмотра автомобильных дорог и составленного по его результатам 18 февраля 2020 года помощником прокурора Дзержинского района г. Волгограда ФИО совместно с государственным инспектором дорожного надзора ОГИБДД УМВД по г. Волгограду, представителями департамента городского хозяйства администрации Волгограда акта следует, что на автомобильной дороге по "адрес": в нарушение пункта 5.2.4 ГОСТ Р 50597-2017 дорожное покрытие имеет выбоины, просадки, проломы 60 кв. м; в нарушение пункта 5.3.1 ГОСТ Р 50597-2017 обочина от "адрес" до тупика улицы имеет дефекты и разрушения; в нарушение пункта 6.2.1 ГОСТ Р 50597-2017, пункта 5.1.2 ГОСТ Р 52289-2004 дорожный знак 3.27 "Остановка запрещена" напротив "адрес" не соответствует требованиям; в нарушение пунктов 6.2.1, 6.2.2, 6.3.1 и 6.3.2 ГОСТ Р 50597-2017 дорожная разметка по всей длине дороги отсутствует; в нарушение пункта 6.9 ГОСТ Р 50597-2017 отсутствует стационарное электрическое освещение, опоры; на всем протяжении автомобильной дороги отсутствует тротуар, что является нарушением требований пункта в нарушение пункта 5.1 ГОСТ Р 50597-2017; меры, направленные на скорейшее устранение дефектов и введение в установленном порядке ограничений движения, вплоть до полного его запрещения с помощью соответствующих технических средств организации дорожного движения и средств регулирования на автомобильной дороге, не приняты, что является нарушением требований пункта 4.2 ГОСТ Р 50597-2017.
На автомобильной дороге по "адрес": в нарушение пункта 5.2.4 ГОСТ Р 50597-2017 - 100% дорожного покрытия имеет выбоины, просадки, проломы, необходим ремонт всей проезжей части по "адрес"; в нарушение пункта 5.3.1 ГОСТ Р 50597-2017 обочина от "адрес" имеет дефекты и разрушения; в нарушение пункта 6.2.1 ГОСТ Р 50597-2017, пункта 5.1.2 ГОСТ Р 52289-2004 - дорожные знаки 5.19.1 "Пешеходный переход" на пересечении с "адрес" отсутствуют; в нарушение пунктов 6.2.1, 6.2.2, 6.3.1 и 6.3.2 ГОСТ Р 50597-2017 - дорожная разметка по всей длине дороги отсутствует; в нарушение пункта 6.9 ГОСТ Р 50597-2017 отсутствует стационарное электрическое освещение, опоры; на всем протяжении автомобильной дороги отсутствует тротуар, что является нарушением требований пункта в нарушение пункта 5.1 ГОСТ Р 50597-2017; меры, направленные на скорейшее устранение дефектов и введение в установленном порядке ограничений движения, вплоть до полного его запрещения с помощью соответствующих технических средств организации дорожного движения и средств регулирования на автомобильной дороге, не приняты, что является нарушением требований пункта 4.2 ГОСТ Р 50597-2017.
На автомобильной дороге по "адрес": в нарушение пункта 5.2.4 ГОСТ Р 50597-2017 - 100% дорожного покрытия имеет выбоины, просадки, проломы, необходим ремонт всей проезжей части по "адрес"; в нарушение пункта 5.3.1 ГОСТ Р 50597-2017 - обочина от "адрес" имеет дефекты и разрушения; в нарушение пункта 6.2.1 ГОСТ Р 50597-2017, пункта 5.1.2 ГОСТ Р 52289-2004 - знак 2.4 "Уступите дорогу" при въезде на "адрес" отсутствует; в нарушение пунктов 6.2.1, 6.2.2, 6.3.1 и 6.3.2 ГОСТ Р 50597-2017 дорожная разметка по всей длине дороги отсутствует; в нарушение пункта 6.9 ГОСТ Р 50597-2017 - отсутствует стационарное электрическое освещение, опоры; на всем протяжении автомобильной дороги отсутствует тротуар, что является нарушением требований пункта в нарушение пункта 5.1 ГОСТ Р 50597-2017; меры, направленные на скорейшее устранение дефектов и введение в установленном порядке ограничений движения, вплоть до полного его запрещения с помощью соответствующих технических средств организации дорожного движения и средств регулирования на автомобильной дороге не приняты, что является нарушением требований пункта 4.2 ГОСТ Р 50597-2017.
На автомобильной дороге по "адрес" в нарушение пункта 5.2.4 ГОСТ Р 50597-2017 - 100% дорожного покрытия имеет выбоины, просадки, проломы, необходим ремонт всей проезжей части по "адрес"; в нарушение пункта 5.3.1 ГОСТ Р 50597-2017 - обочина от "адрес" имеет дефекты и разрушения; в нарушение пункта 6.2.1 ГОСТ Р 50597-2017, пункта 5.1.2 ГОСТ Р 52289-2004 - знак 2.4 "Уступите дорогу" при въезде на "адрес" отсутствует; в нарушение пунктов 6.2.1, 6.2.2, 6.3.1 и 6.3.2 ГОСТ Р 50597-2017 - дорожная разметка по всей длине дороги отсутствует; в нарушение пункта 6.9 ГОСТ Р 50597-2017 - отсутствует стационарное электрическое освещение, опоры; на всем протяжении автомобильной дороги отсутствует тротуар, что является нарушением требований пункта в нарушение пункта 5.1 ГОСТ Р 50597-2017; меры, направленные на скорейшее устранение дефектов и введение в установленном порядке ограничений движения, вплоть до полного его запрещения с помощью соответствующих технических средств организации дорожного движения и средств регулирования на автомобильной дороге, не приняты, что является нарушением требований пункта 4.2 ГОСТ Р 50597-2017.
На автомобильной дороге по "адрес": в нарушение пункта 5.2.4 ГОСТ Р 50597-2017 - дорожное покрытие имеет выбоины, просадки, проломы 250 кв. м; в нарушение пункта 5.3.1 ГОСТ Р 50597-2017 - обочина от "адрес" имеет дефекты и разрушения; в нарушение пункта 6.2.1 ГОСТ Р 50597-2017, пункта 5.1.2 ГОСТ Р 52289-2004 - знак 2.4 "Уступите дорогу" при въезде на "адрес" не соответствует требованиям; в нарушение пунктов 6.2.1, 6.2.2, 6.3.1 и 6.3.2 ГОСТ Р 50597-2017 - дорожная разметка по всей длине дороги отсутствует; в нарушение пункта 6.9 ГОСТ Р 50597-2017 отсутствует стационарное электрическое освещение, опоры; на всем протяжении автомобильной дороги отсутствует тротуар, что является нарушением требований пункта в нарушение пункта 5.1 ГОСТ Р 50597-2017; меры, направленные на скорейшее устранение дефектов и введение в установленном порядке ограничений движения, вплоть до полного его запрещения с помощью соответствующих технических средств организации дорожного движения и средств регулирования на автомобильной дороге не приняты, что является нарушением требований пункта 4.2 ГОСТ Р 50597-2017.
На автомобильной дороге по "адрес" в нарушение пункта 5.1.3 ГОСТ Р 50597-2017 тротуар от "адрес" по всей длине тротуара имеются выбоины - напротив дома "адрес"; в нарушение пункта 5.2.4 ГОСТ Р 50597-2017 - 100% дорожного покрытия имеет выбоины, просадки, проломы, необходим ремонт всей проезжей части по "адрес".; в нарушение пункта 5.3.2 ГОСТ Р 50597-2017 - обочина от "адрес" допущено возвышение обочины над проезжей частью; в нарушение пункта 5.3.1 ГОСТ Р 50597-2017 - обочина от "адрес" имеет дефекты и разрушения; в нарушение пункта 6.2.1 ГОСТ Р 50597-2017. пункта 5.1.2 ГОСТ Р 52289-2004 - дорожные знаки 5.19.1 "Пешеходный переход" на пересечении с "адрес" отсутствуют; в нарушение пунктов 6.2.1, 6.2.2, 6.3.1 и 6.3.2 ГОСТ Р 50597-2017 - дорожная разметка по всей длине дороги отсутствует; в нарушение пунктов 6.5.2 ГОСТ Р 50597-2017 - на съезде на "адрес" имеется повреждение бортового камня длинной 4 метра; меры, направленные на скорейшее устранение дефектов и введение в установленном порядке ограничений движения, вплоть до полного его запрещения с помощью соответствующих технических средств организации дорожного движения и средств регулирования на автомобильной дороге, не приняты, что является нарушением требований пункта 4.2 ГОСТ Р 50597-2017.
На автомобильной дороге по "адрес": в нарушение пункта 5.2.4 ГОСТ Р 50597-2017 дорожное покрытие имеет выбоины, просадки, проломы 250 кв. м; в нарушение пункта 5.3.2 ГОСТ Р 50597-2017 - обочина от "адрес" допущено возвышение обочины над проезжей частью; в нарушение пункта 5.3.1 ГОСТ Р 50597-2017 обочина от "адрес" имеет дефекты и разрушения; в нарушение пункта 6.2.1 ГОСТ Р 50597-2017 - дорожные знаки 2.4 "Уступите дорогу" и 2.1 "Главная дорога" на пересечении с "адрес" не соответствуют требованиям; в нарушение пунктов 6.2.1, 6.2.2, 6.3.1 и 6.3.2 ГОСТ Р 50597-2017 - дорожная разметка по всей длине дороги отсутствует; в нарушение пункта 6.5.2 ГОСТ Р 50597-2017 с пресечения с "адрес" имеется повреждение бортового камня; на всем протяжении автомобильной дороги отсутствует тротуар, что является нарушением требований пункта в нарушение пункта 5.1 ГОСТ Р 50597-2017; в нарушение пунктов 5.2.6 и 5.2.7 ГОСТ Р 50597-2017 допущено разрушение крышки люка смотрового колодца на автомобильной у дома "адрес"; меры, направленные на скорейшее устранение дефектов и введение в установленном порядке ограничений движения, вплоть до полного его запрещения с помощью соответствующих технических средств организации дорожного движения и средств регулирования на автомобильной дороге, не приняты, что является нарушением требований п. 4.2 ГОСТ Р 50597-2017.
На автомобильной дороге от "адрес"): в нарушение пункта 5.1.3 ГОСТ Р 50597-2017 тротуары вдоль "адрес" имеют загрязнения; в нарушение пункта 5.2.4 ГОСТ Р 50597-2017 имеется выбоина на перекрестке у столба N; в нарушение пункта 6.2.1 ГОСТ Р 50597-2017, пункта 5.1.2 ГОСТ Р 52289-2004 дорожные знаки 2.4 "Уступите дорогу" и 2.1 "Главная дорога" на пересечении с "адрес" отсутствует; в нарушение пунктов 6.2.1, 6.2.2, 6.3.1 и 6.3.2 ГОСТ Р 50597-2017 дорожная разметка по всей длине дороги отсутствует; на пешеходных переходах по всей длине улицы не применяются ограничивающие пешеходные ограждения перильного типа - у всех регулируемых наземных пешеходных переходов и нерегулируемых наземных пешеходных переходов, расположенных на участках дороги (улицы), с обеих сторон дороги или улицы на протяжении не менее 50 м в каждую сторону от наземного пешеходного перехода, что является нарушением пункта 8.1.27 ГОСТ Р 52289-2004; меры, направленные на скорейшее устранение дефектов и введение в установленном порядке ограничений движения, вплоть до полного его запрещения с помощью соответствующих технических средств организации дорожного движения и средств регулирования на автомобильной дороге, не приняты, что является нарушением требований пункта 4.2 ГОСТ Р 50597-2017.
На автомобильной дороге по "адрес": в нарушение пункта 5.2.4 ГОСТ Р 50597-2017 дорожное покрытие имеет выбоины, просадки, проломы 50 кв. м; в нарушение пункта 5.3.1 ГОСТ Р 50597-2017 обочина от "адрес" имеет дефекты и разрушения; меры, направленные на скорейшее устранение дефектов и введение в установленном порядке ограничений движения, вплоть до полного его запрещения с помощью соответствующих технических средств организации дорожного движения и средств регулирования на автомобильной дороге, не приняты, что является нарушением требований пункта 4.2 ГОСТ Р 50597-2017.
На автомобильной дороге по "адрес": в нарушение пункта 5.2.4 ГОСТ Р 50597-2017 100% дорожного покрытия имеет выбоины, просадки, проломы, необходим ремонт всей проезжей части по "адрес"; в нарушение пункта 5.3.2 ГОСТ Р 50597-2017 обочина от "адрес" допущено возвышение обочины над проезжей частью; меры, направленные на скорейшее устранение дефектов и введение в установленном порядке ограничений движения, вплоть до полного его запрещения с помощью соответствующих технических средств организации дорожного движения и средств регулирования на автомобильной дороге, не приняты, что является нарушением требований пункта 4.2 ГОСТ Р 50597-2017.
Согласно пункту 6 статьи 3 Федерального закона от 8 ноября 2007 года N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 257-ФЗ) дорожная деятельность - деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог. При этом под содержанием автомобильной дороги понимается комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке её технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения.
Автомобильными дорогами общего пользования местного значения являются автомобильные дороги общего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог (часть 9 статьи 5 Закона N 257-ФЗ).
В силу статьи 2 Федерального закона от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" (далее - Закон N 196-ФЗ) обеспечение безопасности дорожного движения - это деятельность, направленная на предупреждение причин возникновения дорожно-транспортных происшествий, снижение тяжести их последствий.
В соответствии со статьей 5 Закона N 196-ФЗ обеспечение безопасности дорожного движения осуществляется, в частности, посредством осуществления государственного надзора и контроля за выполнением законодательства Российской Федерации, правил, стандартов, технических норм и других нормативных документов в области обеспечения безопасности дорожного движения.
Органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в пределах своей компетенции самостоятельно решают вопросы обеспечения безопасности дорожного движения.
Полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований (пункт 4 статьи 6 Закона N 196-ФЗ).
Документом, устанавливающим требования к эксплуатационному состоянию автомобильных дорог, является "ГОСТ Р 50597-2017. Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля", утвержденный приказом Росстандарта от 26 сентября 2017 года N 1245-ст. Все требования стандарта являются обязательными и направлены на обеспечение безопасности дорожного движения, сохранение жизни, здоровья и имущества населения, охрану окружающей среды.
Согласно пункту 4.2 ГОСТ Р 50597-2017 в случае, когда эксплуатационное состояние дорог и улиц не отвечает требованиям указанного стандарта, организациями, осуществляющими их содержание, принимаются меры, направленные на скорейшее устранение дефектов.
В случае, когда эксплуатационное состояние дорог и улиц не отвечает требованиям упомянутого стандарта, владельцами дорог и улиц, а также организациями, осуществляющими их содержание, принимаются меры, направленные на скорейшее устранение дефектов и введение в установленном порядке ограничений движения, вплоть до полного его запрещения с помощью соответствующих технических средств организации дорожного движения и средств регулирования.
Пунктом 5.1.3 ГОСТ Р 50597-2017 предусмотрено, что покрытие тротуаров, пешеходных дорожек, посадочных площадок остановочных пунктов и наземные тактильные указатели по ГОСТ Р 52875 не должны иметь загрязнений (мусор, грязь) и отдельных разрушений площадью более 0, 2 м2, покрытие велосипедных дорожек - площадью более 0, 06 м2.
Пунктом 5.2.4 ГОСТ Р 50597-2017 определено, что покрытие проезжей части не должно иметь дефектов в виде выбоин, просадок, проломов, колей и иных повреждений (таблица А.1 приложения А), устранение которых осуществляют в сроки, приведенные в таблице 5.3.
В соответствии с пунктом 5.2.7 ГОСТ Р 50597-2017 не допускается разрушение крышек люков и решеток дождеприемников. Разрушенные крышки и решетки должны быть заменены в течение 3-х часов с момента обнаружения.
Согласно пункту 5.3.1 ГОСТ Р 50597-2017 обочины и разделительные полосы не должны иметь дефектов (таблица А.2 приложения А), влияющих на безопасность дорожного движения, устранение которых осуществляют в сроки, приведенные в таблице 5.4.
В силу пункта 5.3.2 ГОСТ Р 50597-2017 возвышение обочины и разделительной полосы над проезжей частью при отсутствии бордюра не допускается на всех категориях дорог и группах улиц. Срок устранения возвышения обочины и разделительной полосы одни сутки.
В силу пункта 6.2.1 ГОСТ Р 50597-2017 дороги и улицы должны быть обустроены дорожными знаками по ГОСТ 32945, изображения, символы и надписи, фотометрические и колометрические характеристики которых должны соответствовать ГОСТ Р 52290, знаками переменной информации (далее - ЗПИ) - по ГОСТ 32865. Знаки должны быть установлены по ГОСТ Р 52289 в соответствии с утвержденным проектом (схемой) организации дорожного движения.
Опоры дорожных знаков на дорогах должны соответствовать требованиям ГОСТ 32948.
Пунктом 6.3.1 ГОСТ Р 50597-2017 предусмотрено, что дороги и улицы должны иметь дорожную разметку по ГОСТ 32953, форма, размеры и цвет которой должны соответствовать ГОСТ Р 51256. Разметка должна быть нанесена по ГОСТ Р 52289 в соответствии с утвержденным проектом (схемой) организации дорожного движения.
В соответствии с пунктом 6.3.2 ГОСТ Р 50597-2017 дорожная разметка не должна иметь дефектов, указанных в таблице Б.2 приложения Б. Устранение дефектов осуществляют в сроки, приведенные в таблице 6.2.
Согласно пункту 6.5.2 ГОСТ Р 50597-2017 дорожные ограждения и бортовой камень не должны иметь дефекты, указанные в таблице Б.4 приложения Б. Дефекты устраняют в сроки, приведенные в таблице 6.4.
В силу пункта 6.8.1 ГОСТ Р 50597-2017 сборно-разборные искусственные неровности должны соответствовать требованиям ГОСТ 32964, быть устроены в соответствии с требованиями ГОСТ Р 52605 и ГОСТ 33151. Монолитные искусственные неровности должны быть устроены в соответствии с требованиями ГОСТ Р 52605.
Согласно пункту 6.8.2 ГОСТ Р 50597-2017 сборно-разборные искусственные неровности не должны иметь дефектов, указанных в таблице Б.7 приложения Б. Дефекты устраняют в сроки, приведенные таблице 6.7.
Приказом Ростехрегулирования от 14 декабря 2004 года N 120-ст утвержден ГОСТ Р 52289-2004. Национальный стандарт Российской Федерации. Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств (утративший силу с 1 апреля 2020 года), в соответствии с пунктом 5.1.2 которого знаки, устанавливаемые на дороге, должны соответствовать требованиям ГОСТ Р 52290 и в процессе эксплуатации отвечать требованиям ГОСТ Р 50597.
Пунктом 6.2.1 ГОСТ Р 52289-2004 предусмотрено, что линии, надписи, стрелы и другие обозначения горизонтальной разметки наносят на усовершенствованное дорожное покрытие, кроме случаев, оговоренных настоящим стандартом.
Согласно пункту 6.2.2 ГОСТ Р 52289-2004 в населенных пунктах горизонтальную разметку применяют на магистральных дорогах и улицах, дорогах и улицах местного значения, а в сельских поселениях - на дорогах и улицах, по которым осуществляется движение маршрутных транспортных средств.
Вне населенных пунктов горизонтальную разметку применяют на дорогах с проезжей частью шириной не менее 6 м при интенсивности движения 1000 автомобилей в сутки и более.
Разметку допускается применять и на других дорогах, когда это необходимо для обеспечения безопасности дорожного движения.
В силу пункта 6.3.1 ГОСТ Р 52289-2004 линии и обозначения вертикальной разметки наносят на пролетные строения и опоры мостовых сооружений, торцевые поверхности порталов тоннелей, ограждения, парапеты, бордюры и другие элементы оборудования дорог для улучшения их видимости участниками дорожного движения.
В соответствии с пунктом 8.1.27 ГОСТ Р 52289-2004 удерживающие пешеходные ограждения (перила) применяют у внешнего края тротуара на мостовом сооружении или на насыпи высотой более 1 м. Удерживающая способность перил должна быть не менее 1, 27 кН.
Ограничивающие пешеходные ограждения применяют: перильного типа или сетки на разделительных полосах шириной не менее 1 м между основной проезжей частью и местным проездом - напротив остановок общественного транспорта с подземными или надземными пешеходными переходами в пределах длины остановочной площадки, на протяжении не менее 20 м в каждую сторону за ее пределами, при отсутствии на разделительной полосе удерживающих ограждений для автомобилей; перильного типа - у всех регулируемых наземных пешеходных переходов и нерегулируемых наземных пешеходных переходов, расположенных на участках дорог или улиц, проходящих вдоль детских учреждений, с обеих сторон дороги или улицы на протяжении не менее 50 м в каждую сторону от наземного пешеходного перехода, а также на участках, где интенсивность пешеходного движения превышает 1000 человек в час на одну полосу тротуара при разрешенной остановке или стоянке транспортных средств и 750 человек в час - при запрещенной остановке или стоянке.
Приказом Росстандарта от 20 декабря 2019 года N 1425-ст с 1 апреля 2020 года введен в действие взамен утратившего силу ГОСТ Р 52289-2019 Национальный стандарт Российской Федерации. Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств, в соответствии с требованиями которого:
- пункт 5.1.2. Знаки, в том числе временные, устанавливаемые на дороге, должны соответствовать требованиям ГОСТ 32945 или ГОСТ Р 52290, размещаться на опорах по ГОСТ 32948 и в процессе эксплуатации отвечать требованиям ГОСТ 33220 и ГОСТ Р 50597. Допускается размещать знаки на опорах освещения при соблюдении расстояний по 5.1.7;
- пункт 6.2.1. Горизонтальную разметку наносят на дорожные одежды капитального и облегченного (асфальтобетонного вида) типов, кроме случаев, оговоренных данным стандартом. Линии разметки 1.1, 1.3, 1.5, 1.6, 1.9, 1.11 наносят материалами и (или) изделиями белого цвета. На линиях разметки 1.1 - 1.4, 1.11 толщиной 1, 5 мм и более допускаются технологические разрывы длиной не более 0, 05 м с расстоянием между ними не менее 20 м. Допускается применять линии разметки 1.1 - 1.12, 1.14.1, 1.14.2 со структурной и профильной поверхностью, при этом ее внешние границы не должны выходить за пределы, установленные ГОСТ Р 51256. Действие линий разметки 1.1 - 1.3, 1.5 - 1.9, 1.11 по [1];
- пункт 6.2.2. В населенных пунктах горизонтальную разметку применяют на магистральных городских дорогах, магистральных улицах, улицах и дорогах местного значения, а в сельских поселениях - на улицах и дорогах, по которым осуществляется движение маршрутных транспортных средств. Вне населенных пунктов горизонтальную разметку применяют на дорогах, по которым осуществляется движение маршрутных транспортных средств, а также на дорогах с проезжей частью шириной не менее 6 м при интенсивности движения 1000 автомобилей в сутки и более;
- пункт 6.3.1. Линии и обозначения вертикальной разметки наносят на пролетные строения и опоры мостовых сооружений, торцевые поверхности порталов тоннелей, ограждения, парапеты, бордюрные камни и другие элементы оборудования дорог для улучшения их видимости участниками дорожного движения;
- пункт 8.1.28. Удерживающие пешеходные ограждения по ГОСТ Р 58351 применяют: а) у внешнего края тротуара: 1) на мостовом сооружении; 2) насыпи высотой более 1, 5 м; 3) подпорной стене высотой более 1 м; б) на надземных пешеходных переходах.
Согласно требованиям ГОСТ Р 52605-2006. Национальный стандарт Российской Федерации. Технические средства организации дорожного движения. Искусственные неровности. Общие технические требования. Правила применения, утвержденного приказом Ростехрегулирования от 11 декабря 2006 года N 295-ст:
- пункт 4.1.1. Искусственные неровности устраивают на отдельных участках дорог для обеспечения принудительного снижения максимально допустимой скорости движения транспортных средств до 40 км/ч и менее;
- пункт 4.1.3. Длина ИН (искусственной неровности) должна быть не менее ширины проезжей части. Допустимое отклонение - не более 0, 2 м с каждой стороны дороги;
- пункт 4.1.5. Для информирования водителей участки дорог с ИН (искусственными неровностями) должны быть оборудованы техническими средствами организации дорожного движения: дорожными знаками и разметкой.
Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 23 октября 2007 года N 270-ст утвержден ГОСТ Р 52766-2007 "Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования", в соответствии с которым:
- пункт 4.5.1.1. Тротуары или пешеходные дорожки устраивают на дорогах с твердым покрытием, проходящих через населенные пункты. На дорогах I - III категории по ГОСТ Р 52398 тротуары обязательны на всех участках, проходящих через населенные пункты, независимо от интенсивности движения пешеходов, а также на подходах к населенным пунктам от зон отдыха при интенсивности движения пешеходов, превышающей 200 человек в сутки;
- пункт 4.6.1. Стационарное электрическое освещение на автомобильных дорогах предусматривают:
- на улицах, проходящих по населенным пунктам и за их пределами на расстоянии от них не менее 100 м.;
- на дорогах I категории с расчетной интенсивностью движения 20 тысяч автомобилей в сутки и более;
- на средних и больших мостах (путепроводов) в соответствии с таблицей 7;
- на пересечении дорог I и II категории между собой в одном и разных уровнях, а также на всех соединительных ответвлениях пересечений в разных уровнях и на подходах к ним на расстоянии не менее 250 м от начала переходно-скоростных полос;
-на подходах к железнодорожным переездам на расстоянии не менее 250 м;
- в транспортных автодорожных тоннелях и на подходах к въездным порталам;
- под путепроводами, на дорогах I - Ш категорий, если длина проезда под ними превышает 30 м;
- на внеуличных пешеходных переходах;
- на участках дорог в зоне размещения переходно-скоростных полос на съездах к сооружениям обслуживания движения, действующим в темное время суток;
- на автобусных остановках, пешеходных переходах, велосипедных дорожках, на участках концентрации дорожно-транспортных происшествий в темное время суток, у расположенных вблизи от дороги клубов, кинотеатров и других мест сосредоточения пешеходов в населенных пунктах, где нет уличного освещения, при расстоянии до мест возможного подключения к распределительным сетям не более 500 м.
Частью 1 статьи 37 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 131-ФЗ) установлено, что местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 16 Закона N 131-ФЗ, а также пунктом 5 части 1 статьи 5 Устава города-героя Волгограда, утвержденного постановлением Волгоградского городского Совета народных депутатов от 29 июня 2005 года N 20/362, к вопросам местного значения городского округа Волгоград относится, в частности, дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах муниципального, городского округа, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
На основании пункта 6 части 6 статьи 39 Устава города-героя Волгограда к полномочиям администрации Волгограда в области градостроительной деятельности, транспорта и связи относится также организация и осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения в соответствии с действующим законодательством.
К полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, муниципальных районов, городских округов в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относятся: осуществление муниципального контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения; установление порядка осуществления муниципального контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения; разработка основных направлений инвестиционной политики в области развития автомобильных дорог местного значения; утверждение перечня автомобильных дорог общего пользования местного значения, перечня автомобильных дорог необщего пользования местного значения; осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения; информационное обеспечение пользователей автомобильными дорогами общего пользования местного значения; утверждение нормативов финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт, содержание автомобильных дорог местного значения и правил расчета размера ассигнований местного бюджета на указанные цели; осуществление иных полномочий, отнесенных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления (статья 13 Закона N 257-ФЗ).
В силу статьи 5, части 4 статьи 6, части 1 статьи 21 Закона N 196-ФЗ обеспечение безопасности дорожного движения осуществляется, в частности, посредством осуществления государственного надзора и контроля за выполнением законодательства Российской Федерации, правил, стандартов, технических норм и других нормативных документов в области обеспечения безопасности дорожного движения. При этом органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в пределах своей компетенции самостоятельно решают вопросы обеспечения безопасности дорожного движения; полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований; мероприятия по организации дорожного движения осуществляются в целях повышения его безопасности и пропускной способности дорог органами местного самоуправления, в ведении которых находятся автомобильный дороги.
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции и согласившийся с ним суд апелляционной инстанции, исходил из того, что обязанность по содержанию и ремонту автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов возложена на органы местного самоуправления. Ввиду того, что со стороны органа местного самоуправления имеется нарушение требований федерального законодательства, а также Устава города-героя Волгограда об исполнении обязанности по решению вопросов местного значения, а именно по обеспечению безопасности дорожного движения при содержании и эксплуатации улиц и дорог местного значения по "адрес" г. Волгограда, суды пришли к выводу об удовлетворении требований прокурора о признании незаконным бездействия администрации Волгограда. Кроме того, суд пришел к выводу об установлении срока для исполнения решения суда - в течение десяти месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, полагая его разумным.
Судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции соглашается с выводами судов обеих инстанций.
Доводы кассационной жалобы о неразумности срока исполнения решения суда в 10 месяцев, а также о том, что ГОСТ Р 52289-2004 утратил силу с 1 апреля 2020 года, судом апелляционной инстанции проверялись и обоснованно признаны несостоятельными.
Утверждения жалобы об отсутствии доказательств возложения на администрацию Волгограда обязанности по надлежащему содержанию крышки люка смотрового колодца на автомобильной дороге у дома "адрес" также не могут быть приняты во внимание. В рамках дела установлено, что смотровой колодец предположительно является элементом инженерных коммуникаций водопроводной сети. Вопросы водоснабжения относятся к полномочиям департамента жилищно-коммунального хозяйства и топливно-энергетического комплекса администрации Волгограда.
По существу доводы кассационной жалобы не содержат новых обстоятельств, которые бы опровергали выводы суда апелляционной инстанции, сводятся к оспариванию обоснованности выводов об установленных фактических обстоятельствах и в соответствии со статьей 328 КАС РФ не являются основаниями для отмены судебного акта в кассационном порядке.
Принимая во внимание изложенное, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции находит выводы, содержащиеся в обжалованных судебных актах, соответствующими обстоятельствам административного дела и, вопреки доводам кассационной жалобы, постановленными исходя из норм материального права, регулирующих возникшие правоотношения.
Процессуальные нарушения, влекущие безусловную отмену судебного акта, при разрешении дела судами не допущены, вследствие чего основания для удовлетворения кассационной жалобы отсутствуют
Руководствуясь положениями статей 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Дзержинского районного суда г. Волгограда от 2 июня 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Волгоградского областного суда от 12 ноября 2020 года оставить без изменения, кассационную жалобу администрации Волгограда - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке статей 318 - 319 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Текст мотивированного кассационного определения изготовлен 9 июля 2021 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.