Судебная коллегия по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Красиковой О.Е, судей Ненашевой Е.Н, Захарова Е.И, при секретаре судебного заседания Таран И.А, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело (N3а-101/2021) по административному исковому заявлению Федерального агентства лесного хозяйства о признании частично недействующим решения Черемшанского сельского Совета депутатов Курагинского района Красноярского края от 22 октября 2012 года N 38-108-р "Об утверждении генерального плана населенных пунктов Черемшанского сельсовета с разработкой генерального плана деревни Петропавловка Курагинского района Красноярского края", по апелляционным жалобам Черемшанского сельского Совета депутатов, Главы Черемшанского сельсовета на решение Красноярского краевого суда от 03 марта 2021 года, заслушав доклад судьи Захарова Е.И, представителя Главы Черемшанского сельсовета Гуриной Н.Г, заключение прокурора Генеральной прокуратуры РФ Довыденко Н.П,
УСТАНОВИЛА:
решением Черемшанского сельского совета депутатов от 22 октября 2012 года N 38-108-р (далее - решение N 38-108-р) утвержден генеральный план населенных пунктов Черемшанского сельсовета с разработкой генерального плана деревни Петропавловка Курагинского района Красноярского края.
Федеральное агентство лесного хозяйства (далее - Рослесхоз) обратилось в суд с административным исковым заявлением о признании недействующим указанного решения N 38-108-р в части включения в границы муниципального образования Черемшанский сельсовет Красноярского края лесных участком, расположенных на землях лесного фонда: "адрес" площадью 1 316 433 кв.м.;
"адрес" площадью 187 419 кв.м.;
"адрес", площадью 16 703 кв.м.;
"адрес" площадью 28 209 кв.м.;
"адрес" площадью 92 113 кв.м.;
"адрес" площадью 2 374 748 кв.м, а всего общей площадью пересечения 4 015 625 кв.м.
Исковые требования мотивированы тем, что вышеуказанные земельные участки являются федеральной собственностью и относятся к категории земель лесного фонда. При вынесении оспариваемого решения не обеспечено согласование проекта с Федеральным агентством лесного хозяйства в части включения в границы населенного пункта данных земельных участков. В связи с этим считает, что оспариваемый нормативный правовой акт противоречит требованиям Земельного кодекса РФ, Лесного кодекса РФ, Федерального закона "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую", иных нормативных правовых актов. Оспариваемым актом изменены целевое назначение и правовой режим земель лесного фонда, находящегося в федеральной собственности, что препятствует органам федеральной власти осуществлять мероприятия по управлению землями лесного фонда, а также передаче земельных участков в пользование в соответствие со статьёй 25 Лесного кодекса РФ.
Решением Красноярского краевого суда от 03 марта 2021 года административное исковое заявление заявлению Федерального агентства лесного хозяйства удовлетворено.
На указанное решение председателем Черемшанского сельского Совета депутатов подана апелляционная жалоба, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новое решение, которым в удовлетворении заявленных требований отказать в полном объеме. В обоснование доводов жалобы указывает, что судом неправильно сделан вывод о включении земель лесного фонда в границы населённых пунктов, поскольку выводы о факте наложения земель населённого пункта Черемшанского сельского совета на земли лесного фонда содержатся только в заключения ФГБУ "Рослесинфорг" "Востсиблеспроект" от 02 сентября и 06 октября 2020 года и информации должностного лица Министерства лесного хозяйства Красноярского края от 02 октября 2020 года. Вместе с тем, данные документы не соответствуют действительности, поскольку не был учтен перевод земель лесного фонда в земли поселений, который был произведен до принятия оспариваемого нормативного акта. Кроме того, специалистами ФГБУ "Рослесинфорг" "Востсиблеспроект" вынос границ в натуру и привязка на местности не проводилась, в связи с чем выводы заключений не могут считаться достоверными. Также указывает, что проект генерального плана был согласован в установленном порядке, в том числе с Рослехозом. Проект был согласован в полном объеме для всего Черемшанского сельского совета, включая сёла Черемшанка, Петропавловка, Гуляевка, поселок Тиберкуль, Жаровск.
Не согласившись с указанным решением, Главой Черемшанского сельсовета также подана апелляционная жалоба, в которой просит отменить решение краевого суда, в удовлетворении исковых требований отказать. Считает, что судом первой инстанции не дана надлежащая оценка всем доказательствам административного ответчика, которые не нашли отражение в решении суда. Так, административный ответчик указывает, что проект генерального плана был разработан применительно ко всей территории сельского поселения, а не только к одному населенному пункту деревни Петропавловка. Также указывает, что согласно Сводному заключению Минрегиона России на проект Генерального плана Черемшанского сельсовета, направленного в адрес администрации Черемшанского сельсовета 15 января 2013 года N157-ВГ/02, проект генерального плана является согласованным с уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в составе материалов, указанных в приложении к Сводному заключению. Кроме того, судом не дана надлежащая оценка письму КГКУ "Курагинское лесничество", в котором указаны кварталы и выделы, планируемые к переводу категорий земель лесного фонда в земли населенных пунктов, целевое назначение лесов и категория защитных лесов. Выводы о нарушении процедуры согласования проекта генерального плана с Рослезхозом считает не соответствующим фактическим обстоятельствам и представленным доказательствам. Также указывает на не привлечение в качестве заинтересованных лиц, права и обязанности которых могут быть затронуты при разрешении данного дела, Министерства экономической развития РФ, Управления экономики и имущественных отношений Курагинского района, жителей Черемшанского сельсовета, земельных участки которых находятся в составе населенных пунктов на основании генерального плана.
Относительно изложенных в апелляционных жалобах доводов, представителями Рослесхоза, Министерства лесного хозяйства Красноярского края, прокурором, участвовавшим в деле, представлены возражения, в котором считают решение законным и обоснованным, а апелляционные жалобы не подлежащим удовлетворению.
В суде апелляционной инстанции представитель Главы Черемшанского сельсовета Гурина Н.Г, участвующая в деле с использованием системы видеоконференц-связи, доводы апелляционной жалобы поддержала в полном объеме.
От представителя Федерального агентства лесного хозяйства поступило ходатайство о рассмотрении дела без участия представителя.
Представители Черемшанского сельского Совета депутатов Курагинского района, заинтересованных лиц - Министерства лесного хозяйства Красноярского края, Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Красноярском крае, Республике Хакасия и Республике Тыва, ФГБУ "Рослесинфорг" в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом.
Проверив материалы дела, изучив доводы апелляционных жалоб и возражений на них, выслушав пояснения явившихся лиц, заключение прокурора, полагавшего, что оснований для отмены решения не имеется, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Как следует из положений пункта 20 части 1 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в редакции, действовавшей в период принятия оспариваемого решения, утверждение генерального плана поселения является вопросом местного значения поселения.
С учетом названных норм, а также положений статьи 6 Устава Черемшанского сельсовета Курагинского района Красноярского края, принятого Решением Черемшанского сельского Совета депутатов Курагинского района Красноярского края от 11 декабря 2002 года N 21-9р, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о том, что оспариваемый акт принят уполномоченным органом в установленной форме с соблюдением правил официального опубликования.
Подпунктом 1 пункта 1 статьи 84 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что утверждение генерального плана поселения, отображающего границы населенных пунктов, расположенных в границах соответствующего муниципального образования, является установлением или изменением границ населенных пунктов.
Согласно части 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 2004 года N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" (далее - Закон N 172-ФЗ), пункту 1 статьи 8 Земельного кодекса Российской Федерации установление или изменение границ населенных пунктов, а также включение земельных участков в границы населенных пунктов либо исключение земельных участков из границ населенных пунктов является переводом земель населенных пунктов или земельных участков в составе таких земель в другую категорию либо переводом земель или земельных участков в составе таких земель из других категорий в земли населенных пунктов.
Нарушение установленного Земельным кодексом Российской Федерации, федеральными законами порядка перевода земель из одной категории в другую является основанием для признания недействительными актов об отнесении земель к категориям, о переводе их из одной категории в другую (пункт 3 статьи 8 Земельного кодекса Российской Федерации).
Пунктом 2 части 1 статьи 11 Закона N 172-ФЗ допускается перевод земель лесного фонда, занятых защитными лесами, или земельных участков в составе таких земель в земли других категорий в случае установления или изменения границы населенного пункта.
Подготовка и утверждение проекта генерального плана осуществляется в соответствии с требованиями статей 9, 24, 25 Градостроительного кодекса Российской Федерации и с учетом региональных и местных нормативов градостроительного проектирования, результатов публичных слушаний по проекту генерального плана, а также с учетом предложений заинтересованных лиц.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 25 Градостроительного кодекса Российской Федерации проект генерального плана подлежит согласованию с уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в порядке, установленном этим органом, в случае включении в соответствии с указанным проектом в границы населенных пунктов (в том числе, образуемых населенных пунктов), входящих в состав поселения, городского округа, земельных участков из земель лесного фонда.
В период подготовки оспариваемого Генерального плана действовал порядок согласования проектов документов территориального планирования муниципальных образований, утвержденный приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 27 февраля 2012 года N 69 (далее - Порядок).
На основании пункта 2.1 Порядка орган, уполномоченный на подготовку документа территориального планирования уведомляет об обеспечении доступа к проекту документа территориального планирования и материалам по его обоснованию в информационной системе в Министерство регионального развития Российской Федерации (далее - Министерство).
Министерство в трехдневный срок с момента получения уведомления уведомляет федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные на осуществление функций по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в соответствующих сферах деятельности (далее - федеральные органы), о размещении проекта документа территориального планирования в информационной системе.
Министерство осуществляет подготовку сводного заключения на проект документа территориального планирования на основании заключений федеральных органов (пункт 2.2 Порядка).
При поступлении в Министерство хотя бы от одного федерального органа заключения о несогласии с проектом документа территориального планирования Министерство проводит согласительное совещание с представителями федеральных органов в целях выработки единой позиции по проекту документа территориального планирования.
В случае если вопросы, содержащиеся в заключении о несогласии с проектом документа территориального планирования, не были урегулированы на согласительном совещании, Министерство готовит сводное заключение о несогласии с проектом документа территориального планирования. В сводном заключении указывается, на основании каких заключений федеральных органов и протоколов согласительных совещаний подготовлено такое заключение. Сводное заключение подписывается руководителем Министерства (заместителем руководителя Министерства, уполномоченным на подписание сводных заключений) (пункт 2.3, 2.4 Приказа).
Министерство природных ресурсов и экологии РФ, действующее на основании Положения, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 29 мая 2008 года N 404 (действовавшее на момент принятия оспариваемого акта) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений, связанных с переводом земель лесного фонда.
Правомочным органом по согласованию включения земельных участков земель лесного фонда в границы населенных пунктов в силу Положения о Федеральном агентстве лесного хозяйства, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 23 сентября 2010 года N 736 "О Федеральном агентстве лесного хозяйства", является Рослесхоз - федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в области лесных отношений (за исключением лесов, расположенных на особо охраняемых природных территориях), а также по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в области лесных отношений.
К полномочиям Рослесхоза относится рассмотрение проектов схем территориального планирования субъектов Российской Федерации, генеральных планов гг. Москвы и Санкт-Петербурга, схем территориального планирования муниципальных районов, генеральных планов поселений, генеральных планов городских округов и подготовка заключений в пределах своей компетенции (пункт 5.4.3 Положения о федеральном агентстве лесного хозяйства).
Таким образом, при включении в границы населенного пункта лесных участков, расположенных на землях лесного фонда, посредством установления и изменения границы населенного пункта необходимо обеспечить процедуру согласования проекта генерального плана с Рослесхозом. Без проведения соответствующих согласительных процедур проект документа территориального планирования не может представляться на утверждение и утверждаться представительным органом местного самоуправления.
Исходя из части 8 статьи 24, пункта 2 части 1, части 12 статьи 25 Градостроительного кодекса Российской Федерации, пунктов 4, 20 и 23 Положения о согласовании, а также с учетом правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, закрепленной в определении от 3 февраля 2010 года N 238-О-О, об особом правовом режиме лесного фонда отсутствие согласования Рослесхозом проекта генерального плана сельского поселения, предусматривающего включение в границы сельского поселения земель лесного фонда, является существенным нарушением порядка принятия указанного документа территориального планирования.
Из материалов дела следует, что 02 февраля 2001 года за Российской Федерацией зарегистрировано право собственности на земли гослесфонда, площадью 1253929 га, по адресу "адрес".
Судом первой инстанции установлено, что генеральным планом Черемшанского сельсовета в границы входящих в состав территории муниципального образования населенных пунктов включены лесные участки, расположенные на землях лесного фонда: "адрес" площадью 1 316 433 кв.м, "адрес" площадью 187 419 кв.м, "адрес" площадью 16 703 кв.м, "адрес" площадью 28 209 кв.м, "адрес" площадью 92 113 кв.м, "адрес" площадью 2 374 748 кв.м, а всего общей площадью пересечения 4 015 625 кв.м.
Из ответа ФГБУ "Рослесинфорг" в адрес Департамента лесного хозяйства по Сибирскому федеральному округу от 02 сентября 2020 года N 03-70/1949 следует, что при сопоставлении границ населенных пунктов, установленной по сведениям ФГИС ТП, с рабочим планово-картографическими материалами лесоустройства, определяющими границы земель лесного фонда Курагинского лесничества, выявлены пересечения.
Данное обстоятельство также подтверждается заключениями филиала ФГБУ "Рослесинфорг" "Востсиблеспроект" от 02 сентября 2020 года и 06 октября 2020 года, информацией о лесных участках, подготовленной начальником отдела государственной экспертизы проектов освоения и ведения государственного лесного реестра Министерства лесного хозяйства Краснояоского края от 02 октября 2020 года, письмом Рослесхоза в адрес Министерства регионального развития Российской Федерации от 29 октября 2012 года.
В силу статьи 17 Земельного кодекса РФ в федеральной собственности находятся земельные участки, которые признаны таковыми федеральными законами.
Статьей 3 Федерального закона от 4 декабря 2006 года N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" предусмотрено, что земли лесного фонда находятся в федеральной собственности. Пунктом 1 статьи 8 Лесного кодекса Российской Федерации также установлено, что лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.
Таким образом, лесные участки из земель лесного фонда в силу прямого указания закона находятся исключительно в федеральной собственности, что обусловливает необходимость обязательного согласования проекта генерального плана поселения, предусматривающего включение в границы населенных пунктов, входящих в состав поселения, земельных участков из земель лесного фонда, с уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в порядке, установленном этим органом (часть 8 статьи 24, пункт 2 части 1 статьи 25 ГрК РФ).
Таким образом, доводы Рослесхоза о том, что в границы населенных пунктов Черемшанского сельсовета вошли земли лесного фонда, находящиеся в собственности Российской Федерации, подтверждаются перечисленными выше доказательствами, а также исследованными судом материалами дела.
Доводы апелляционных жалоб о том, что проект генерального плана населенных пунктов Черемшанского сельсовета был согласован в установленном порядке применительно ко всей территории сельского поселения, а не только деревни Петропавловка, не соответствует материалам дела.
Согласно письму Федерального агентства лесного хозяйства от 29 октября 2012 года, направленного в адрес Министерства регионального развития Российской Федерации Агентство рассмотрело проект генерального плана Черемшанского сельсовета Курагинского района Красноярского края применительно к населенному пункту деревня Петропавловка и сообщает, что Россельхоз согласовывает проект генерального плана Черемшанского сельсовета Курагинского района применительно к населенному пункту деревня Петропавловка (том 1, л.д. 60).
Краевой суд, оценив данное письмо в соответствии со статьей 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, пришел к правильному выводу, что Россельхозом проект генерального плана Черемшанского сельсовета был согласован только в отношении деревни Петропавловка.
Сведений о согласовании генерального плана относительно иных населенных пунктов письмо не содержит. Доказательств этому административными ответчиками не представлено.
Довод апелляционной жалобы о том, что специалистами ФГБУ "Рослесинфорг" необоснованно не учтены земельные участки, ранее переведенные из земель лесного фонда в земли населенных пунктов, является необоснованным.
Действительно, постановлением Администрации Курагинского района от 16 ноября 1994 года N 674-п из земель Курагинского лесхоза изъято 250 га. лесопокрытой площади. Изъятые земли переданы в ведение администрации Черемшанского сельсовета для предоставления их гражданам или учрежденному АО с целью создания поселений нового типа с не нарушающими экологию Земли образом жизни (том 2 л.д. 48).
Из постановления Администрации Красноярского края от 30 марта 1995 года N 137-п следует, что принимаются предложения администрации, в том числе Курагинского района (постановление от 16 ноября 1994 года N 674-п) и предоставляются в установленном порядке земельные участки предприятиям и организациям согласно приложению 2.
Согласно приложению N 2 к данному постановлению из земель Курагинского лесхоза Курагинского района предоставляется 250 га. Черемшанской сельской администрации - для индивидуального жилищного строительства и сельскохозяйственного использования.
В соответствии с письмом ФГБУ "Рослесинфорг" от 06 октября 2020 года, в адрес Департамента лесного хозяйства по Сибирскому федеральному округу была направлена информация о совмещении границы населенного пункта п. Жаровск с материалами лесоустройства. Из содержания письма следует, что при сопоставлении границы населенного пункта с рабочими планово-картографическими материалами лесоустройства было учтено постановление администрации Красноярского края от 30 марта 1995 года N 137-п.
Таким образом, данные о включении в границы населенных пунктов Черемшанского сельсовета земель лесного фонда соответствуют указанным выше документам и актуальным материалам лесоустройства.
Иные постановления администрации Курагинского района о предоставлении земель лесного фонда администрации Черемшанского сельсовета законность перевода земель лесного фонда в иную категорию не подтверждает и не нашли своего отражения в материалах лесоустройства.
Доводы апелляционной жалобы о том, что площадь наложения земель населенных пунктов Черемшанского сельсовета с землями лесного фонда больше общей площади населенных пунктов, также подлежат отклонению.
При составлении заключений, границы населенных пунктов определены специалистами ФГБУ "Рослесинфорг" по сведениям, предоставленным администрацией Курагинского района, наделенной полномочиями в области градостроительной деятельности.
Несоответствие текста генерального плана этим сведениями, письмо КГКУ "Курагинское лесничество", на которое ссылаются апеллянты, заключение ФГБУ "Рослесинфорг" не опровергают и не свидетельствуют об отсутствии наложения земель.
Вопреки доводам апелляционной жалобы какие-либо права или обязанности Министерства экономического развития Российской Федерации, Управления экономики и имущественных отношений Курагинского района, а также жителей Черемшанского сельсовета оспариваемым решением суда не затрагиваются.
Установив, что согласование с Рослесхозом нормативного правового акта о включении в земли населенных пунктов лесных участков отсутствовало, суд первой инстанции обоснованно признал, что оспариваемый в части нормативный правовой акт не соответствует Земельному кодексу Российской Федерации, Лесному кодексу Российской Федерации, Федеральному закону от 21 декабря 2004 года N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" и является недействующим.
Таким образом, при рассмотрении данного дела судом первой инстанции правильно определены обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения спора, им дана надлежащая правовая оценка с учетом требований действующего законодательства, регулирующего возникшие правоотношения, каких-либо нарушений норм материального и процессуального права, которые привели бы к неправильному разрешению дела, не установлено, в связи, с чем принятое по делу судебное решение следует признать законным и обоснованным, оснований для его отмены по доводам апелляционных жалоб, не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 308 - 311 Кодекса административного судопроизводства РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Красноярского краевого суда от 03 марта 2021 года оставить без изменения, апелляционные жалобы Черемшанского сельского Совета депутатов, Главы Черемшанского сельсовета - без удовлетворения.
Апелляционное определение может быть обжаловано в течение 6 месяцев со дня его вынесения путем подачи кассационных жалоб, представления в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции через Красноярский краевой суд.
Председательствующий
Судьи
Мотивированное апелляционное определение составлено 19 августа 2021 года
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.