Судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Ляпина Н.А, судей Юдкина А.А, Алексеева Д.В, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Государственного бюджетного учреждения "Центр государственной кадастровой оценки", поданную 23 июня 2021 года на решение Верховного Суда Республики Татарстан от 8 декабря 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции от 10 марта 2021 года по административному делу N 3а-463/2020 по административному исковому заявлению Тимошенко Ираиды Ильиничны об установлении кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной стоимости.
Заслушав доклад судьи Алексеева Д.В, судебная коллегия
установила:
Тимошенко И.И. обратилась в суд с административным иском об установлении кадастровой стоимости принадлежащего ей на праве собственности земельного участка, расположенного по адресу: "адрес", с кадастровым номером "данные изъяты", площадью 23 892 квадратных метра, категория земель: земли сельскохозяйственного yазначения, разрешенное использование: для дачного строительства, в размере рыночной стоимости, составлявшей по состоянию на 6 декабря 2019 года 2 126 000 рублей.
В обоснование требований указала, что установленная кадастровая стоимость земельного участка в 5400 786, 40 руб. значительно превышает его рыночную стоимость, что влечет увеличение налоговых обязанностей.
Решением Верховного Суда Республики Татарстан от 8 декабря 2020 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции от 10 марта 2021 года, административный иск удовлетворен частично, кадастровая стоимость земельного участка определена в размере 2 081 471 рубль по состоянию на 6 декабря 2019 года.
Также постановлено взыскать с ГБУ "Центр государственной кадастровой оценки" в пользу Тимошенко И.И. 300 рублей в счет возмещения расходов по уплате государственной пошлины, в пользу ООО "Центр экспертизы недвижимости" 24 000 рублей в счет оплаты работы эксперта и иных расходов, связанных с производством экспертизы.
В кассационной жалобе ГБУ "Центр государственной кадастровой оценки" просит отменить судебные постановления, указывая, что учреждение не является органом, утвердившим результаты определения кадастровой стоимости, а является лишь учреждением, наделенным полномочиями, связанными с определением кадастровой стоимости. Считает, что экспертное заключение, положенное в основу судебного решения, не отвечает критериям объективности и всесторонности, подготовлено не в полном объеме, в нарушении статьи 8 Федерального закона N 73-ФЗ, не может являться допустим доказательством по делу, общие выводы эксперта по анализу рынка основаны на некорректной исходной информации, не относящейся к сегменту рынка объекта оценки, поэтому существенно влияют на итоговую величину рыночной стоимости земельного участка.
В судебное заседание суда кассационной инстанции лица, участвующие в деле, не явились, будучи извещенными о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы своевременно и в надлежащей форме.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не нашла оснований для отмены обжалованных судебных постановлений.
В соответствии с частью 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
В соответствии с разъяснениями, данными в пункте 23 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости", в случае возникновения вопросов, требующих специальных знаний в области оценочной деятельности, суд по ходатайству лица, участвующего в деле, или по своей инициативе назначает экспертизу, определяя круг вопросов, подлежащих разрешению при ее проведении, в том числе и вопрос об установлении рыночной стоимости (статьи 77, 78 КАС РФ).
Верховным Судом Республики Татарстан по ходатайству представителя Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан, Кабинета Министров Республики Татарстан определением от 21 июля 2020 года по делу была назначена судебная экспертиза в целях выяснения вопроса о рыночной стоимости принадлежащего административному истцу земельного участка.
При определении рыночной стоимости земельного участка суд исходил из сведений, изложенных в заключении ООО "Центр экспертизы" недвижимости", о стоимости, составлявшей по состоянию на 6 декабря 2019 года 2 081 471 рубль.
Эксперт определялся судом с учетом мнения лиц, участвующих в деле, эксперт была предупреждена об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения, ей разъяснялись права и обязанности эксперта по статье 49 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации. Эксперт обладала специальным образованием, достаточным профессиональным стажем и необходимой квалификацией для данной деятельности.
Выводы, изложенные в заключении эксперта, соответствуют предмету исследования, мотивированы, обоснованы исследованными экспертом обстоятельствами. Оценка рыночной стоимости здания проведена в соответствии с Федеральным законом "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", федеральными стандартами оценки. Рыночная стоимость определена экспертом методом сравнительного подхода, при этом экспертом в основу взята информация о сделках с земельными участками, используемыми под дачи, проанализированы цены сделок с объектами, являющимися аналогами оцениваемого. Выводы эксперта о рыночной стоимости оцениваемого земельного участка отвечают принципам, предусмотренным положениями Федерального стандарта оценки "Требования к отчету об оценке (ФСО N3), утвержденного приказом Минэкономразвития России от 20 мая 2015 года N 299.
Судебные инстанции предприняли необходимые меры для проверки доводов административного истца о несоответствии названного заключения эксперта требованиям законодательства об оценочной деятельности.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, аналогичны доводам, отклоненным ранее судами первой и апелляционной инстанций, они являлись предметом подробного изучения судами.
Принятые по настоящему делу судебные акты отвечают требованиям законности и обоснованности, в связи с чем кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Верховного Суда Республики Татарстан от 8 декабря 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции от 10 марта 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу Государственного бюджетного учреждения "Центр государственной кадастровой оценки" - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.