Судебная коллегия по гражданским делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Камышовой Т.В, судей Климовой В.В, Черчага С.В, с участием прокурора Колячкиной И.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Хашиевой Лизы Багаутдиновны к Управлению Федеральной службы судебных приставов Республики Ингушетия о признании незаконным приказа об увольнении, восстановлении на государственной службе, взыскании среднего заработка за время вынужденного прогула, компенсации морального вреда
по кассационной жалобе Хашиевой Лизы Багаутдиновны на решение Магасского районного суда Республики Ингушетия от 24 августа 2020 года и апелляционное определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Ингушетия 09 марта 2021 года, заслушав доклад судьи Пятого кассационного суда общей юрисдикции Камышовой Т.В, выслушав представителя Хашиевой Л.Б.- адвоката Хасанову Н.Ф, действующую на основании ордера от 5 августа 2021 года, поддержавшей доводы кассационной жалобы, возражения представителя Управления Федеральной службы судебных приставов Республики Ингушетия -Цицкиева Х.Ю, действующего на основании доверенности от 11 января 2021 года, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Колячкиной И.В, полагавшего, что оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется, судебная коллегия,
УСТАНОВИЛА:
Хашиева Л.Б. обратилась в Магасский районный суд с иском о признании незаконным приказа Управления Федеральной службы судебных приставов от 24 апреля 2020 г. N 94-к о расторжении служебного контракта, освобождении от занимаемой должности и увольнения с государственной гражданской службы, восстановлении в должности судебного пристава по обеспечению установленного порядка деятельности судов, взыскании с Управления компенсации морального вреда в размере 100000 рублей.
Обжалуемым решением Магасского районного суда Республики Ингушетия от 24 августа 2020 года, оставленным без изменения апелляционным определением Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Ингушетия 09 марта 2021 года в удовлетворении исковых требований Хашиевой Лизе Багаутдиновне - отказано.
В кассационной жалобе Хашиевой Л.Б. поставлен вопрос об отмене судебных постановлений, как незаконных, вынесенных с нарушением норм материального и процессуального права.
Проверив материалы дела, изучив доводы кассационной жалобы, выслушав лиц, участвующих в деле, заключение прокурора, Судебная коллегия по гражданским делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции приходит к выводу о том, что кассационная жалоба подлежит удовлетворению.
В соответствии с частью 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Такие основания для пересмотра судебных постановлений в кассационном порядке по доводам кассационной жалобы, изученным по материалам гражданского дела, не установлены.
Из материалов дела следует, что Хашиева Л.Б. с 21 мая 2014 года работала в структурных подразделениях УФССП России по Республике Ингушетия, с 14 августа 2017 года состояла в должности судебного пристава по обеспечению установленного порядка деятельности судов Назрановского городского отдела УФССП России по Республике Ингушетия.
Приказом руководителя УФССП России по Республике Ингушетия N 94-к от 24 апреля 2020 года уволена с федеральной государственной гражданской службы в связи с сокращением должностей гражданской службы в государственном органе.
Принимая решение об отказе в удовлетворении исковых требований Хашиевой Л.Б, суд первой инстанции руководствовался, частью 5 статьи 31, пунктом п. 8.2 части 1 и части 3.1 статьи 37 Закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации", Федеральным законом N 328-ФЗ "О службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", и исходил из того, что нарушений со стороны представителя нанимателя установленной законодательством процедуры сокращения и издания приказа об увольнении не установлено.
Проверяя законность и обоснованность постановленного судом первой инстанции решения, суд апелляционной инстанции с его выводами и правовым обоснованием согласился, указав, что решение суда является законным и обоснованным, оснований для его отмены в апелляционном порядке не имеется.
Суд апелляционной инстанции указал, что не могут служить основанием для отмены решения суда доводы истца о том, что работодателем не было получено согласие на увольнение профсоюзного органа, поскольку истец не является членом профсоюза, но, тем не менее, ответчиком представлен список лиц, высвобождаемых от замещаемых должностей, направленный профсоюзному органу на согласование. В указанном списке под номером 271 числится Хашиева Л.Б..
Судебная коллегия по гражданским делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции с данными выводами судов первой и апелляционной инстанций соглашается.
1 января 2020 года вступил в силу Федеральный закон от 1 октября 2019 года N 328-ФЗ "О службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
В статье 1 указанного Закона дается определение службы в органах принудительного исполнения как вида федеральной государственной службы, представляющий собой профессиональную служебную деятельность граждан Российской Федерации на должностях в органах принудительного исполнения, а также на должностях, не являющихся должностями в органах принудительного исполнения, в случаях и на условиях, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и (или) нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации.
В силу части 2 статьи 2 Федерального закона N 328-ФЗ правоотношения, связанные с поступлением на федеральную государственную гражданскую службу (далее - гражданская служба) в органы принудительного исполнения, прохождением и прекращением такой службы, регулируются законодательством Российской Федерации о государственной гражданской службе Российской Федерации, а трудовые отношения - трудовым законодательством.
В соответствии с частью 5 статьи 31 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации" представитель нанимателя государственного органа, в котором сокращаются должности гражданской службы, или государственного органа, которому переданы функции упраздненного государственного органа, обязан в течение двух месяцев со дня предупреждения гражданского служащего об увольнении предложить гражданскому служащему, замещающему сокращаемую должность гражданской службы в государственном органе или должность гражданской службы в упраздняемом государственном органе, все имеющиеся соответственно в том же государственном органе или в государственном органе, которому переданы функции упраздненного государственного органа, вакантные должности гражданской службы с учетом категории и группы замещаемой гражданским служащим должности гражданской службы, уровня его квалификации, профессионального образования, стажа гражданской службы или работы по специальности, направлению подготовки, а в случае отсутствия таких должностей в указанных государственных органах может предложить вакантные должности гражданской службы в иных государственных органах в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Судом установлено и следует из материалов дела, Хашиева Л.Б. с 21 мая 2014 года работала в структурных подразделениях УФССП России по Республике Ингушетия, с 14 августа 2017 года состояла в должности судебного пристава по обеспечению установленного порядка деятельности судов Назрановского городского отдела УФССП России по Республике Ингушетия.
Приказом руководителя УФССП России по Республике Ингушетия N 94-к от 24 апреля 2020 г. уволена с федеральной государственной гражданской службы в связи с сокращением должностей гражданской службы в государственном органе.
Согласно положениям частей 1, 2 статьи 9 Федерального закона N 328-ФЗ в число квалификационных требований к должностям в органах принудительного исполнения, устанавливаемых отдельно для должностей младшего, среднего, старшего и высшего начальствующего состава, входят требования к уровню образования, стажу службы в органах принудительного исполнения или стажу (опыту) работы по специальности, профессиональным знаниям и навыкам, состоянию здоровья сотрудников, необходимым для исполнения обязанностей по замещаемой должности.
Квалификационные требования к должностям в органах принудительного исполнения предусматривают наличие для должностей младшего начальствующего состава образования не ниже среднего профессионального образования, соответствующего направлению деятельности, для должностей среднего, старшего и высшего начальствующего состава - высшего образования, соответствующего направлению деятельности.
Пунктами 16, 18 Приказа ФССП России от 17 января 2020 года N 102 "Об установлении квалификационных требований к стажу службы в органах принудительного исполнения Российской Федерации или стажу (опыту) работы по специальности, образованию, профессиональным знаниям и навыкам сотрудника, необходимым для замещения должностей в органах принудительного исполнения Российской Федерации" предусмотрено наличие высшего образования, родственно соответствующего военно-учетной специальности, для замещения должностей старшего смены на объекте - судебного пристава по обеспечению установленного порядка деятельности судов, судебного пристава по обеспечению установленного порядка деятельности судов, должностей в сфере мобилизационной подготовки и секретного делопроизводства; наличие среднего профессионального или высшего образования, родственно соответствующего военно-учетной специальности, для замещения должностей младшего начальствующего состава.
Суды, проверяя законность и обоснованность увольнения, пришли к правильному выводу о том, что о предстоящем сокращении истицы была уведомлена, что о массовом сокращении профсоюзный орган был предупрежден, что истец не имеет ни среднего профессионального образования, ни высшего образования, соответственно не отвечает квалификационным требованиям.
Иные изложенные в кассационной жалобе доводы повторяют доводы, которые были предметом судебного исследования, данным доводам в судебных постановлениях дана соответствующая оценка, указаны мотивы и сделаны выводы, по которым указанные доводы судом не приняты, в связи с чем отсутствует необходимость в приведении в кассационном определении таких мотивов.
Выводы, содержащиеся в обжалуемых судебных постановлениях, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций.
Нарушений норм материального либо процессуального права, влекущих отмену состоявшихся по делу судебных актов, по доводам жалобы по делу не допущено.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по гражданским делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции, определила:
решение Магасского районного суда Республики Ингушетия от 24 августа 2020 года и апелляционное определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Ингушетия 09 марта 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу без удовлетворения.
Председательствующий Камышова Т.В.
Судьи Климова В.В.
Черчага С.В.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.