Судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Васляева В.С, судей Найденовой О.Н, Софронова В.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственности "Крытый рынок" на решение Саратовского областного суда от 17 декабря 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции от 22 апреля 2021 года по административному делу по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственности "Крытый рынок" к Правительству Саратовской области о признании недействующим в части постановления Правительства Саратовской области от 6 декабря 2018 года N 670-П "Об утверждении зон охраны объекта культурного наследия регионального значения "Аптека" начало ХХ века, расположенного по адресу: "адрес"
Заслушав доклад судьи Найденовой О.Н, заключение старшего прокурора четвертого отдела (кассационного) с дислокацией в городе Саратове апелляционно-кассационного управления Главного гражданско-судебного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации Серебрякова А.А, полагавшего кассационную жалобу неподлежащей удовлетворению, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
6 декабря 2018 года Правительством Саратовской области было принято постановление N 670-П "Об утверждении зон охраны объекта культурного наследия регионального значения "Аптека", начало XX века, расположенного по адресу: "адрес"" (далее постановление Правительства Саратовской области от 6 декабря 2018 года N 670-П).
В соответствии с указанным постановлением были утверждены границы охранной зоны объекта культурного наследия регионального значения "Аптека", начало XX века, расположенного по адресу: "адрес", согласно приложению N 1;
- режим использования земель и требования к градостроительным регламентам в границах охранной зоны объекта культурного наследия регионального значения "Аптека", начало XX в, расположенного по адресу: "адрес" согласно приложению N 2;
границы зоны регулирования застройки и хозяйственной деятельности объекта культурного наследия регионального значения "Аптека", начало XX в, расположенного по адресу: "адрес", согласно приложению N 3;
режимы использования земель и требования к градостроительным регламентам в границах зон регулирования застройки и хозяйственной деятельности объекта культурного наследия регионального значения "Аптека", начало XX в, расположенного по адресу: "адрес", согласно приложению N 4.
Общество с ограниченной ответственностью "Крытый рынок" (далее ООО "Крытый рынок", Общество) обратилось в суд с вышеназванным административным иском и с учетом изменения заявленных требований просило признать недействующим и не подлежащим применению постановление Правительства Саратовской области от 6 декабря 2018 года N 670-П "Об утверждении зон охраны объекта культурного наследия регионального значения "Аптека", начало XX в, расположенного по адресу: "адрес", в части приложений 1, 2, включающих в границы охранной зоны объекта культурного наследия регионального значения "Аптека", начало XX в, расположенного по адресу: "адрес", и устанавливающих для них режим использования земель и требования градостроительного регламента в границах охранной зоны, - земельного участка с кадастровым номером N обозначенного как "территория общего пользования улица им. Чапаева В.И.", и земельного участка с кадастровым номером N обозначенного как "утвержденная территория объекта культурного наследия федерального значения "Здание крытого рынка, арх. В.А. Люкшин, 1910-1915 гг.", расположенного по адресу: г. "адрес"".
В обоснование заявленных требований указано, что ООО "Крытый рынок" и открытому акционерному обществу "Торговый дом "Центральный" на праве общедолевой собственности принадлежит здание Крытого рынка, а также земельный участок с кадастровым номером N. Кроме того, административному истцу на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером N
Административный истец полагает, что при принятии Правительством Саратовской области постановления от 6 декабря 2018 года N 670-П нарушена процедура, в частности, в охранную зону объекта культурного наследия регионального значения включена территория объекта культурного наследия федерального значения без согласования с Министерством культуры Российской Федерации. Земельный участок с кадастровым номером N без какого-либо обоснования указан как территория общего пользования. Считает, что оспариваемое постановление Правительства Саратовской области противоречит положениям Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции", а также имеются признаки коррупционной составляющей данного нормативного правового акта.
Решением Саратовского областного суда от 17 декабря 2020 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции от 22 апреля 2021 года, в удовлетворении административного иска отказано.
В кассационной жалобе, поданной 21 июля 2021 года через суд первой инстанции, поступившей в Первый кассационный суд 29 июля 2021 года, обществом с ограниченной ответственности "Крытый рынок" ставится вопрос об отмене судебных актов и направлении дела на новое рассмотрение. Доводы кассационной жалобы повторяют позицию административного истца, изложенную им в административном иске и при рассмотрении дела, и сводятся к тому, что фактически оспариваемым постановлением установленные охранные зоны являются объединенными, так как имеют в своем составе несколько самостоятельных объектов культурного наследия; Правительство Саратовской области приняло оспариваемое постановление вне пределов своих полномочий, и неправомерно изменило статус особо охраняемой территории объекта культурного наследия федерального значения, придав ему статус охранной зоны регионального значения; оспариваемое постановление не было согласовано с Министерством культуры Российской Федерации; при разработке и принятия проекта охранных зон объекта регионального значения была нарушена процедура вынесения решения и согласования; проект зон охраны объектов культурного наследия не мог быть разработан по инициативе Осиповой Л.С.
На кассационную жалобу прокуратурой Саратовской области поданы письменные возражения, в которых заявитель просит судебные акты оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно. При таких обстоятельствах, учитывая положения части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив в соответствии с требованиями части 2 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации правильность применения и толкования судами норм материального и процессуального права в пределах доводов кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии с частью 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
По настоящему административному делу таких оснований для пересмотра судебных актов в кассационном порядке по доводам жалобы не имеется.
Разрешая заявленные требования и удовлетворяя их, суд первой инстанции, с которым согласился суд апелляционной инстанции, пришел к выводу о том, что постановление Правительства Саратовской области от 6 декабря 2018 года N 670-П принято уполномоченным органом, соответствует форме нормативных правовых актов, принимаемых Правительством Саратовской области, опубликован в установленном порядке. В оспариваемой части постановление Правительства Саратовской области от 6 декабря 2018 года N 670-П соответствует нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, не нарушает права административного истца.
Судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции соглашается с выводами судов нижестоящих инстанций, поскольку они основаны на нормах законодательства, регулирующего рассматриваемые отношения, и установленных по делу обстоятельствах.
Как установлено судами и следует из материалов административного дела, ООО "Крытый рынок" и ОАО "Торговый дом "Центральный" являются собственниками на праве общедолевой собственности здания крытого рынка, арх. В.А. Люкшин, 1910-1915 гг, которое в соответствии с постановлением Совета Министров РСФСР "О дополнении и частичном изменении постановления Совета Министров РСФСР от 30 августа 1960 года "О дальнейшем улучшении дела охраны памятников истории и культуры в РСФСР" N 624 от 4 декабря 1974 года, имеющим регистрационный номер 641410045570006 в реестре объектов культурного наследия, является объектом культурного наследия федерального значения.
Данный объект культурного наследия федерального значения расположен на земельном участке с кадастровым номером N, который также принадлежит на праве собственности ООО "Крытый рынок" и открытому акционерному обществу "Торговый дом "Центральный".
Границы территории объекта культурного наследия федерального значения "Здание крытого рынка, арх. В.А. Люкшин, 1910-1915 гг." в границах земельного участка с кадастровым номером N установлены Приказом Министерства культуры Саратовской области от 19 августа 2014 года N 01-11/395.
Также установлено, что Общество является собственником земельного участка с кадастровым номером N
В границах охранной зоны объекта культурного наследия регионального значения "Аптека", начало XX в, расположенного по адресу: "адрес", утвержденной постановлением Правительства Саратовской области от 6 декабря 2018 года N 670-П, расположены территория объекта культурного наследия федерального значения "Здание крытого рынка, арх. В.А. Люкшин, 1910-1915 гг." и земельный участок с кадастровым номером N
Регулирование вопросов охраны памятников истории и культуры в соответствии с пунктом "д" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации отнесено к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Частью 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации закреплено, что по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
В соответствии с подпунктом 15 пункта 2 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов сохранения, использования и популяризации объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), находящихся в собственности субъекта Российской Федерации, государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) регионального значения, выявленных объектов культурного наследия, а также осуществления регионального государственного надзора за состоянием, содержанием, сохранением, использованием, популяризацией и государственной охраной объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) регионального значения, объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) местного (муниципального) значения, выявленных объектов культурного наследия.
Вопросы охраны памятников истории и культуры регулируются Федеральным законом от 25 июня 2020 года N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 73-ФЗ от 25 июня 2020 года).
Государственная охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) является одной из приоритетных задач органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления (преамбула Федерального закона N 73-ФЗ от 25 июня 2020 года).
В соответствии с абзацами первым и вторым пункта 1 статьи 34 указанного Федерального закона в целях обеспечения сохранности объекта культурного наследия в его исторической среде на сопряженной с ним территории устанавливаются зоны охраны объекта культурного наследия: охранная зона, зона регулирования застройки и хозяйственной деятельности, зона охраняемого природного ландшафта. Необходимый состав зон охраны объекта культурного наследия определяется проектом зон охраны объекта культурного наследия.
Абзацами первым и вторым пункта 2 статьи 34 этого же Федерального закона определено, что охранная зона - это территория, в пределах которой в целях обеспечения сохранности объекта культурного наследия в его историческом ландшафтном окружении устанавливается особый режим использования земель, ограничивающий хозяйственную деятельность и запрещающий строительство, за исключением применения специальных мер, направленных на сохранение и регенерацию историко-градостроительной или природной среды объекта культурного наследия. Зона регулирования застройки и хозяйственной деятельности - это территория, в пределах которой устанавливается режим использования земель, ограничивающий строительство и хозяйственную деятельность, определяются требования к реконструкции существующих зданий и сооружений.
Федеральным законом от 22 октября 2014 года N 315-ФЗ пункт 1 статьи 34 Федерального закона "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" дополнен абзацами третьим и четвертым, согласно которым в целях одновременного обеспечения сохранности нескольких объектов культурного наследия в их исторической среде допускается установление для данных объектов культурного наследия единой охранной зоны, единой зоны регулирования застройки и хозяйственной деятельности и единой зоны охраняемого природного ландшафта. Состав объединенной зоны охраны объектов культурного наследия определяется проектом объединенной зоны охраны объектов культурного наследия.
Абзацем вторым пункта 3 статьи 34 Федерального закона N 73-ФЗ от 25 июня 2002 года в редакции Федерального закона от 22 октября 2014 года N 315-ФЗ закреплено, что границы зон охраны объектов культурного наследия, в том числе границы объединенной зоны охраны объектов культурного наследия (за исключением границ зон охраны особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации и объектов культурного наследия, включенных в Список всемирного наследия), особые режимы использования земель в границах территорий данных зон и требования к градостроительным регламентам в границах территорий данных зон утверждаются на основании проектов зон охраны объектов культурного наследия в отношении объектов культурного наследия федерального значения либо проекта объединенной зоны охраны объектов культурного наследия - органом государственной власти субъекта Российской Федерации по согласованию с федеральным органом охраны объектов культурного наследия, а в отношении объектов культурного наследия регионального значения и объектов культурного наследия местного (муниципального) значения - в порядке, установленном законами субъектов Российской Федерации.
В силу статьи 4 Закона Саратовской области от 04 ноября 2003 года N 69-ЗСО "Об охране и использовании объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, находящихся на территории Саратовской области" (далее Закон Саратовской области от 4 ноября 2003 года N 69-ЗСО) Правительство области в пределах полномочий, предусмотренных федеральным законодательством и законодательством области, в сфере сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия принимает решения об установлении, изменении зон охраны объектов культурного наследия, в том числе объединенной зоны охраны объектов культурного наследия (за исключением зон охраны особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации и объектов культурного наследия, включенных в Список всемирного наследия), утверждает требования к градостроительным регламентам в границах территорий данных зон на основании проектов зон охраны объектов культурного наследия в отношении объектов культурного наследия федерального значения либо проекта объединенной зоны охраны объектов культурного наследия по согласованию с федеральным органом охраны объектов культурного наследия, в отношении объектов культурного наследия регионального значения и объектов культурного наследия местного (муниципального) значения, а также принимает решение о прекращении существования указанных зон охраны объектов культурного наследия.
В соответствии с частью 1 статьи 15 Закона Саратовской области от 4 ноября 2003 года N 69-ЗСО разработку проектов зон охраны объектов культурного наследия регионального значения организует региональный орган охраны объектов культурного наследия в порядке, установленном федеральным законодательством.
Решения об установлении зон охраны объектов культурного наследия регионального значения, в том числе объединенной зоны охраны объектов культурного наследия принимаются, требования к градостроительным регламентам в границах территорий данных зон утверждаются Правительством области на основании проектов зон охраны объектов культурного наследия либо проекта объединенной зоны охраны объектов культурного наследия (часть 2 статьи 15 Закона Саратовской области от 4 ноября 2003 года N 69-ЗСО).
Учитывая приведенные правовые нормы, суды пришли к правильному выводу о том, что уполномоченным органом по утверждению границ охранной зоны объекта культурного наследия регионального значения, а также по утверждению режима использования земель и требований к градостроительным регламентам в границах охранной зоны объекта культурного наследия регионального значения является Правительство Саратовской области. Решение органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации об определении границы зон охраны объектов культурного наследия, в том числе границы объединенной зоны охраны объектов культурного наследия в отношении объектов культурного наследия федерального значения либо проекта объединенной зоны охраны объектов культурного наследия следует признавать принятым компетентным органом субъекта Российской Федерации, если оно согласовано с федеральным органом охраны объектов культурного наследия.
Таким образом, доводы заявителя жалобы о том, что оспариваемый нормативный правовой акт принят не в пределах компетенции Правительства Саратовской области не могут быть признаны состоятельными.
Доводы административного истца, аналогичные доводам кассационной жалобы, о том, что вместо установленной постановлением Правительства Саратовской области от 6 декабря 2018 года N 670-П охранной зоны объекта культурного наследия регионального значения должна была быть установлена объединенная зона охраны объектов культурного наследия регионального и федерального значения, и фактически была установлена объединенная охранная зона, что влечет обязательное согласование с Министерством культуры Российской Федерации, однако, этого сделано не было, обоснованно были отклонены судебными инстанциями по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом 1 и подпунктами 2, 6 пункта 2 статьи 33 Федерального закона N 73-ФЗ от 25 июня 2002 года объекты культурного наследия подлежат государственной охране, которая включает, в том числе проведение историко-культурной экспертизы, разработку проектов зон охраны объектов культурного наследия.
Порядок разработки, согласования и утверждения проекта зон охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, требования к режимам использования земель установлены Положением о зонах охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 12 сентября 2015 года 972 (далее - Положение N 972 от 12 сентября 2015 года).
Пунктом 4 Положения о зонах охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 12 сентября 2015 г. N 972 (далее Положение N 972 от 12 сентября 2015 года) предусмотрено, что состав зон охраны объектов культурного наследия определяется проектом зон охраны объектов культурного наследия, разрабатываемым исходя из материалов историко-культурных исследований, в которых обосновывается необходимость разработки проекта зон охраны в отношении одного объекта культурного наследия либо проекта объединенной зоны охраны объектов культурного наследия.
Проект зон охраны объекта культурного наследия и проект объединенной зоны охраны объектов культурного наследия представляют собой документацию в текстовой форме и в виде карт (схем) границ, содержащую описание границ проектируемых зон и границ территорий объектов культурного наследия, расположенных в указанных зонах, проекты режимов использования земель и требований к градостроительным регламентам в границах данных зон (пункт 6 Положения N 972 от 12 сентября 2015 года).
Правила установления границ охранных зон на момент принятия оспариваемого постановления регулировались, в том числе, Инструкцией по организации зон охраны недвижимых памятников истории и культуры СССР, утвержденной Приказом Министерства культуры СССР от 24 января 1986 года N 33 (далее Правила от 24 января 1986 года N 33), которые прекратили свое действие в связи с принятием постановления Правительства РФ от 13.06.2020 N 857 (в редакции от 11.07.2020 года) "О признании не действующими на территории Российской Федерации актов и отдельных положений актов, изданных центральными органами государственного управления РСФСР и СССР, а также об отмене акта федерального органа исполнительной власти Российской Федерации".
В соответствии с пунктами 4.1.2-4.1.4 названных Правил в границы охранной зоны включаются связанные с памятником участки исторически и художественно ценной застройки, ландшафта, открытых пространств
При рассредоточенном расположении памятников, не имеющих междусобой композиционных связей, границами выделяется отдельная охранная зонадля каждого памятника.
При близком расположении нескольких не связанных между собойпамятников целесообразна объединенная охранная зона, своими границамиохватывающая всю группу памятников.
Границы охранной зоны следует совмещать с планировочными илиприродными рубежами: габаритами кварталов, улицами, площадями, дорогами, берегами рек, оврагами, лесными опушками и т.п. и, по возможности, обозначать на местности охранными досками установленного образца.
Давая толкование приведенным нормам материального права, которыедействовали на момент принятия оспариваемого нормативного правового акта, суды обоснованно отметили, что в ходе разработки проекта зонохраны объектов культурного наследия, на основании материалов историко-культурных исследований, сведений о местоположении объектов культурногонаследия каждого в отдельности и их совместного расположения относительнодруг друга, происходит обоснование необходимости разработки проекта зонохраны в отношении одного объекта культурного наследия либо проектаобъединенной зоны охраны объектов культурного наследия.
Из материалов дела следует, что научно-производственным центром "Приоритет" был разработан проект зон охраны объекта культурного наследиярегионального значения "Аптека, начало XX века", расположенный по адресу: "адрес", которыйпредставляет собой документацию в текстовой форме и в виде карт (схем), содержащую описание границ проектируемых зон. Целями проекта зон охраныобъекта культурного наследия регионального значения "Аптека, начало XXвека" является обеспечение сохранности данного объекта, в его историческойсреде на сопряженной с ним территории и установление границ зон охраныОбъекта, режима использования земель и требований к градостроительнымрегламентам в границах данных зон.
Из проекта зон охраны объекта культурного наследия регионального значения "Аптека, начало XX века" следует, что при его разработке была учтена граница территории и правовой режим использования земель в границах территории объекта культурного наследия федерального значения "Здание крытого рынка, арх. В. А. Люкшин, 1910-1915", территория объекта культурного наследия местного значения "Усадьба Чуевой И.К. кон. XIX: восточный корпус, западный корпус, дворовый флигель", а также территории трех выявленных объектов культурного наследия. Данные объекты культурного наследия регионального, местного и федерального значения расположены в квартале улиц Чапаева В.И, имени Сакко и Ванцетти, Дзержинского, имени Василия Люкшина города Саратова, расположены рассредоточенно друг от друга, доказательств, свидетельствующих, что объект культурного наследия федерального значения и объект культурного наследия регионального значения имеют композиционную связь, в материалах дела не имеется, а сам по себе факт их расположения в одном квартале, ограниченном вышеназванными улицами на территории города Саратова, не свидетельствует об обратном. Указанные обстоятельства обусловили необходимость формирования и утверждения Правительством Саратовской области отдельной охранной зоны для объекта культурного наследия регионального значения "Аптека, начало XX в.", а, соответственно, режима использования земель и требований к градостроительным регламентам в границах охранной зоны объекта культурного наследия регионального значения "Аптека, начало XX в.".
Доказательств, подтверждающих наличие обстоятельств, свидетельствующих, в силу пункта 4 Положения N 972 от 12 сентября 2015 года, а также в силу пунктов 4.1.2-4.1.4 Правил от 24 января 1986 года N 33, о наличии оснований для разработки и дальнейшего утверждения проекта объединенной зоны охраны объектов культурного наследия федерального и регионального значения, материалы дела не содержат. Следовательно, нарушений пунктов 5, 7, 8, 14 Положения N 972 от 12 сентября 2015 года Правительством Саратовской области допущено не было.
В этой связи выводы судов об отсутствии необходимости согласования оспариваемого нормативного правового акта с Министерством культуры Российской Федерации в соответствии с абзацем вторым пункта 3 статьи 34 Федерального закона N 73-ФЗ от 25 июня 2002 года являются правильным. В отсутствие такого согласования оспариваемое постановление правительства Саратовской области относится к компетенции данного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Кроме того, судами установлено, что в период с 14 ноября 2017 года по 29 ноября 2017 года проведена государственная историко-культурная экспертиза проекта зон охраны объекта культурного наследия регионального значения "Аптека, начало ХХв.", по результатам которой составлен акт.
При этом заключение государственной историко-культурной экспертизы содержит все необходимые сведения, предусмотренные пунктом 19 Положения о государственной историко-культурной экспертизе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июля 2009 года N 569, а также однозначный вывод о соответствии проекта требованиям государственной охраны объекта культурного наследия. Заключение оформлено в виде акта, подписано экспертами, утверждено руководителем экспертной организации, заверено печатью, как это предусмотрено действующим законодательством.
Порядок проведения государственной историко-культурной экспертизы и требования, предъявляемые к привлекаемым в качестве экспертов лицам, их аттестации, не нарушены.
Из материалов дела следует, что ООО "Крытый рынок" является собственником земельного участка с кадастровым номером N, который относится к землям населенных пунктов, имеет вид разрешенного использования - хозяйственная и торговая зона, подъездные пути, расположен по адресу: "адрес".
В соответствии с картой градостроительного зонирования, являющейся Приложением N 1 к Правилам землепользования и застройки муниципального образования "Город Саратов", утвержденным решением Саратовской городской Думы от 29 апреля 2008 года N 27-280, земельный участок с кадастровым номером N полностью расположен на территории общего пользования.
Постановлением администрации муниципального образования "Город Саратов" от 30 июля 2014 года N 2179 утвержден проект планировки территорий общего пользования города Саратова (Фрунзенский район). Согласно графическим материалам, имеющимся в общем доступе, земельный участок с кадастровым номером N расположен в границах планировки территории общего пользования города Саратова (Фрунзенский район).
Статья 6 Земельного кодекса российской Федерации к объектам земельных отношений относит земельные участки (подпункт 2 пункта 1 названной статьи).
При этом земельный участок как объект права собственности и иных предусмотренных настоящим Кодексом прав на землю является недвижимой вещью, которая представляет собой часть земной поверхности и имеет характеристики, позволяющие определить ее в качестве индивидуально определенной вещи (пункт 3 статьи 6 ЗК РФ), к которым относится описание границ земельного участка.
Из смысла приведенных норм права следует, что смежными земельными участками являются такие земельные участки, границы которых одновременно являются общей (смежной) частью границ других земельных участков.
Статьей 34 Федерального закона N 73-ФЗ от 25 июня 2002 года предусматривалось, что в целях обеспечения сохранности объекта культурного наследия в его исторической среде на сопряженной с ним территории устанавливаются зоны охраны объекта культурного наследия: охранная зона, зона регулирования застройки и хозяйственной деятельности, зона охраняемого природного ландшафта. Необходимый состав зон охраны объекта культурного наследия определяется проектом зон охраны объекта культурного наследия (пункт 1).
В соответствии с пунктом 2 Положения N 972 от 12 сентября 2015 года на территории, сопряженной с объектом культурного наследия, включенным в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, в его исторической среде может быть установлена одна или несколько зон охраны: охранная зона, зона регулирования застройки и хозяйственной деятельности, зона охраняемого природного ландшафта.
В соответствии с пунктом 6 Положения N 972 от 12 сентября 2015 года границы зон охраны объекта культурного наследия могут не совпадать с границами территориальных зон и границами земельных участков.
Исходя из анализа приведенных законоположений, понятия смежных земельных участков и сопряженных земельных участков, в том смысле, в котором им (сопряженным земельным участкам) придает ФЗ N 73-ФЗ от 25 июня 2002 года и Положение N 972 от 12 сентября 2015 года в контексте определения границ зоны охраны объекта культурного наследия, не являются тождественными.
В соответствии со статьей 6 Федерального закона N 73-ФЗ от 25 июня 2002 года под государственной охраной объектов культурного наследия в целях настоящего Федерального закона понимается система правовых, организационных, финансовых, материально-технических, информационных и иных принимаемых органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления в соответствии с настоящим Федеральным законом в пределах их компетенции мер, направленных на выявление, учет, изучение объектов культурного наследия, предотвращение их разрушения или причинения им вреда.
Названные общественные отношения связаны с основополагающими действиями в отношении объектов культурного наследия, в том числе с сохранением, выявлением, учетом, изучением объектов культурного наследия.
При этом государственная охрана объектов культурного наследия включает в себя разнообразные мероприятия и действия, в том числе согласование в случаях и порядке, установленных законом, проектов зон охраны объектов культурного наследия.
Таким образом, охранная зона объекта культурного наследия создается, в том числе в целях обеспечения сохранности, изучения объекта культурного наследия в его исторической среде на сопряженной с ним территории, необходимой, в том числе для визуального восприятия объекта культурного наследия, при этом сопряженная территория может относиться к территории земельного участка, который не является смежным с земельным участком, на котором расположен объект культурного наследия регионального назначения.
На основании акта государственной историко-культурной экспертизы установлено, что охранная зона объекта культурного наследия регионального значения "Аптека, начало XX в." предназначена для создания зрительного восприятия Объекта в исторической среде. Границы охранной зоны устанавливаются, в том числе в пределах территории улицы имени Чапаева В.И. города Саратова, там, где расположен земельный участок с кадастровым номером "адрес", принадлежащий на праве собственности административному истцу, при этом улица имени Чапаева В.И. на территории города Саратова является основным визуальным коридором восприятия объекта культурного наследия регионального значения "Аптека, начало XX в.".
Следовательно, земельный участок с кадастровым номером "адрес" вопреки доводам кассационной жалобы является территорией, сопряженной с объектом культурного наследия регионального значения "Аптека, начало XX века", вне зависимости от того, что сам по себе земельный участок с кадастровым номером "адрес" в понимании, придаваемом понятию смежного земельного участка земельным законодательством, таковым по отношению к земельному участку, на котором расположен объект культурного наследия регионального значения "Аптека, начало XX века" не является.
При таких обстоятельствах доводы заявителя в жалобе о том, что земельный участок с кадастровым номером "адрес" неправомерно отнесен к территории общего пользования и к охранной зоне объекта культурного наследия регионального значения, так как не является сопряженным земельным участком, являются необоснованными.
Являются несостоятельными и доводы кассационной жалобы о том, что Осипова Л.С. не могла выступать инициатором разработки проекта зон охраны объекта культурного наследия регионального значения "Аптека, начало XX в.".
Пунктом 7 Положения N 972 от 12 сентября 2015 года предусмотрено, что разработка проектов зон охраны объектов культурного наследия и проектов объединенной зоны охраны объектов культурного наследия может также осуществляться по инициативе и за счет средств органов местного самоуправления, собственников или пользователей объектов культурного наследия, правообладателей земельных участков, расположенных в границах зон охраны объектов культурного наследия.
Материалами дела подтверждается и правильно установлено судами, что ЖСК "Мельничный" обратился к обществу с ограниченной ответственностью Научно-производственный центр "Приоритет" для выполнения работ по разработке проекта зон охраны объекта культурного наследия с прохождением государственной историко-культурной экспертизы.
10 ноября 2017 года ЖСК "Мельничный" обратился к обществу с ограниченной ответственностью Научно-производственный центр "Приоритет" с письмом, в котором просил ввиду перехода права на объект недвижимого имущества к Осиповой Л.С. перезаключить договор N АРХ-23/2017 года от 7 июня 2017 года на выполнение работ по разработке проекта с прохождением экспертизы путем замены стороны в обязательства на Осипову Л.С.
7 июня 2017 года между обществом с ограниченной ответственностью Научно-производственный центр "Приоритет" и Осиповой Л.С. заключен договор N АРХ-23/2017 года на выполнение обществом работ по разработке проекта зон охраны объекта культурного наследия с прохождением государственной историко-культурной экспертизы.
Вступившим в законную силу решением Волжского районного суда города Саратова от 27 декабря 2019 года по административному делу по административному исковому заявлению Гончаровой М.И, Осиповой Л.С. к администрации муниципального образования "Город Саратов" о признании незаконным решения, установлено, что Гончаровой М.И. и Осиповой Л.С. на основании договора купли-продажи недвижимости от 24 ноября 2017 года, как собственникам объекта недвижимого имущества, а также объекта незавершенного строительства степенью готовности 9%, переданы права и обязанности арендаторов по договору аренды, находящегося в государственной собственности земельного участка, от 11 декабря 2007 года N 871 в отношении земельного участка с кадастровым номером 64:48:050301:60, категория земель: земли населенных пунктов, общей площадью 416 кв.м с разрешенным использованием - предварительное согласование места размещения административно-торгового комплекса (для размещения культурно-бытовых зданий), расположенного по адресу: г. Саратов, ул. им. Сакко и Ванцетти, ул. им. Чапаева В.И.
В силу части 1 статьи 39.20 Земельного кодекса российской Федерации, если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
Постановлением Правительства Саратовской области от 6 декабря 2018 года N 670-П утверждены границы зоны регулирования и хозяйственной деятельности объекта культурного наследия регионального значения "Аптека, начало XX в.", расположенного по адресу: Саратовская область, г. Саратов, ул. им. Сакко и Ванцетти, 64.
Из Приложения N 3 к постановлению Правительства Саратовской области от 6 декабря 2018 года N 670-П следует, что земельный участок с кадастровым номером N включен в границы зоны регулирования и хозяйственной деятельности объекта культурного наследия регионального значения "Аптека, начало XX в.", расположенного по адресу: "адрес"
Следовательно, Осипова Л.С. в силу пункта 7 Положения N 972 от 12 сентября 2015 года могла выступать инициатором разработки проекта зон охраны объекта культурного наследия регионального значения "Аптека, начало XX в.".
При установленных по делу фактических обстоятельствах дела судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции не находит оснований не согласиться с выводами судов нижестоящих инстанций, поскольку такие выводы соответствуют установленным по делу обстоятельствам и основаны на правильном применении закона, подлежащего применению при рассмотрении настоящего дела.
Вопреки доводам кассационной жалобы нарушений норм материального или процессуального права судами первой и апелляционной инстанций не допущено.
Ссылка заявителя в кассационной жалобе на то, что судом не была назначена по делу судебная экспертиза не свидетельствует о нарушении судом норм процессуального права, поскольку в силу статьи 77 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации назначение экспертизы является правом, а не обязанностью суда, при этом вопрос о назначении экспертизы либо об отказе в ее назначении разрешается судом в каждом конкретном случае, исходя из обстоятельств дела и имеющейся совокупности доказательств. В рассматриваемом случае суд обосновано не усмотрел оснований для назначения по делу экспертизы.
Иные доводы кассационной жалобы аналогичны доводам, которые являлись предметом проверки судов, мотивы, по которым такие доводы были отклонены, изложены в обжалуемых судебных актах. Не согласится с выводами судебных инстанций оснований не имеется.
Поскольку судами нарушений норм материального и процессуального права, которые привели или могли привести к неправильному разрешению данного дела, не допущено, выводы, изложенные в обжалуемых судебных актах, являются мотивированными, соответствуют обстоятельствам дела и подтверждены имеющимися в материалах дела доказательствами, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции оснований для отмены или изменения судебных постановлений и, соответственно, для удовлетворения кассационной жалобы заявителя не усматривает.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции, определила:
решение Саратовского областного суда от 17 декабря 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции от 22 апреля 2021 года оставить без изменения, а кассационную жалобу общества с ограниченной ответственности "Крытый рынок" - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который исчисляется со следующего дня после принятия апелляционного определения и из которого исключаются срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае, когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 30 августа 2021 года.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.