Судебная коллегия по гражданским делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Булатовой Е.Е, судей Матросовой Г.В, Филатовой В.Ю, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело N по исковому заявлению Дегтяревой Е.Ю. к Курской таможне о признании отказа в приеме на службу незаконным, принятии на службу и взыскании компенсации морального вреда, по кассационной жалобе Дегтяревой Е.Ю.
на решение Ленинского районного суда г.Курска от 17 декабря 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Курского областного суда от 27 апреля 2021 года, заслушав доклад судьи Матросовой Г.В, выслушав пояснения представителя Курской таможни Воробьевой О.А, возражавшей против удовлетворения кассационной жалобы,
Дегтярева Е.Ю. обратилась в суд с исковым заявлением к Курской таможне о признании отказа в приеме на службу незаконным, принятии на службу и взыскании компенсации морального вреда.
Решением Ленинского районного суда г.Курска от 17 декабря 2020 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Курского областного суда от 27 апреля 2021 года, в удовлетворении исковых требований Дегтяревой Е.Ю. отказано.
В поданной кассационной жалобе Дегтярева Е.Ю. просит отменить решение Ленинского районного суда г.Курска от 17 декабря 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Курского областного суда, ссылаясь на нарушение судами норм материального права и процессуального права.
В соответствии со статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции является несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанции, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Судебная коллегия приходит к выводу о том, что при рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанции были допущены такого рода нарушения норм материального права и процессуального права, и они выразились в следующем.
Как следует из материалов дела и установлено судами, Дегтярева Е.Ю. с ДД.ММ.ГГГГ проходила государственную гражданскую службу, в том числе, на должностях старшего государственного таможенного инспектора отдела таможенного досмотра Рыльского таможенного поста, главного государственного таможенного инспектора отдела таможенного досмотра Рыльского таможенного поста, главного государственного таможенного инспектора отдела контроля за таможенным транспортом таможенного поста МАПП Крупец.
В соответствии с приказами Центрального таможенного управления от 18 июня 2020 года N "Об организационно-штатных мероприятиях", от 17 июля 2020 года N "О внесении изменений в приказ Управления от 18 июня 2020 года N" и приказами Курской таможни от 19 июня 2020 года N "О внесении изменений в штатное расписание", от 21 июля 2020 года N "О внесении изменений в приказ Курской таможни от 19 июня 2020 года N" замещаемая Дегтяревой Е.Ю. должность главного государственного таможенного инспектора отдела контроля за таможенным транзитом таможенного поста МАПП Крупец с 01 октября 2020 года подлежала сокращению, а истец Дегтярева Е.Ю. - увольнению.
20 июля 2020 года Дегтярева Е.Ю. была письменно уведомлена о предстоящих организационно-штатных мероприятиях и о сокращении замещаемой ею должности.
Приказом руководителя Курской таможни от 01 октября 2020 года Дегтярева Е.Ю. освобождена от замещаемой должности гражданской службы и уволена с гражданской службы в соответствии с пунктом 8.2 части 1 статьи 37 Федерального закона от 27 июля 2004 года N79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации".
Судами установлено, что 06 апреля 2020 года Дегтяревой Е.Ю. на имя начальника Курской таможни было подано заявление о согласии на проведении специальной проверки в связи с рассмотрением вопроса о возможном приеме на службу в таможенные органы Российской Федерации.
Обращаясь с указанными выше требованиями, Дегтярева Е.Ю. ссылалась на то, что ею соблюден порядок подачи заявления о приеме на службу, однако в приеме на службу в таможенные органы ей отказано необоснованно, ограничения в приеме на службу в таможенные органы, установленные частью 1 статьи 7 Федерального закона от 21 июля 1997 года N114-ФЗ "О службе в таможенных органах Российской Федерации" отсутствуют, в связи с чем полагает, что в отношении неё ответчиком проявлена дискриминация.
Согласно п.п.1, 3 статьи 2 Федерального закона от 27 мая 2003 года N58-ФЗ "О системе государственной службы Российской Федерации" система государственной службы включает в себя государственную гражданскую службу; военную службу; государственную службу иных видов. Военная служба и государственная служба иных видов устанавливаются федеральными законами, являются видами федеральной государственной службы.
В соответствии с пунктом 3 статьи 8 Федерального закона от 27 мая 2003 года N58-ФЗ "О системе государственной службы Российской Федерации" в федеральном государственном органе могут быть учреждены должности государственной службы различных видов.
В таможенных органах Российской Федерации в настоящее время учреждено два вида государственной службы: граждане Российской Федерации в таможенных органах Российской Федерации проходят федеральную государственную гражданскую службу на основании Федерального закона от 27 июля 2004 года N79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации", а также службу в таможенных органах Российской Федерации на основании Федерального закона от 21 июля 1997 года N114-ФЗ "О службе в таможенных органах Российской Федерации", относящуюся к иным видам государственной службы.
Отношения, связанные с поступлением на государственную гражданскую службу Российской Федерации, ее прохождением и прекращением, а также с определением правового положения (статуса) федерального государственного гражданского служащего и государственного гражданского служащего субъекта Российской Федерации (далее также - гражданский служащий), регулируются Федеральным законом от 27 июля 2004 года N79-ФЗ "О государственной гражданской службе в Российской Федерации" (статья 2 Федерального закона от 27июля 2004 года N 79-ФЗ).
Исходя из положений Федерального закона от 21 июля 1997 года N114-ФЗ "О службе в таможенных органах Российской Федерации", служба в таможенных органах является особым видом государственной службы граждан Российской Федерации, осуществляющих профессиональную деятельность по реализации функций, прав и обязанностей таможенных органов, входящих в систему правоохранительных органов Российской Федерации (ст. 1). Правовую основу службы в таможенных органах составляют Конституция Российской Федерации, законодательство Российской Федерации о таможенном деле, настоящий Федеральный закон, другие федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, регулирующие порядок прохождения службы в таможенных органах (ст. 2).
Согласно пункту 1 статьи 6 Федерального закона от 21 июля 1997 года N114-ФЗ "О службе в таможенных органах Российской Федерации" сотрудниками таможенных органов могут быть граждане, достигшие возраста 18 лет, способные по своим личным и деловым качествам, уровню образования и состоянию здоровья обеспечивать выполнение функций, возложенных на таможенные органы. Поступление на службу в таможенные органы граждан является добровольным и осуществляется на условиях контракта о службе в таможенных органах (далее - контракт).
Статьёй 6 Федерального закона от 21 июля 1997 года N114-ФЗ "О службе в таможенных органах Российской Федерации" установлено, что гражданин при поступлении на службу в таможенные органы представляет: 1) личное заявление; 2) документ, удостоверяющий личность; 3) трудовую книжку и (или) сведения о трудовой деятельности, оформленные в установленном законодательством порядке; 4) документы об образовании и о квалификации; 5) медицинское заключение о состоянии здоровья; 6) автобиографию; 7) данные о месте рождения, местах работы (обучения) и месте жительства отца (матери), мужа (жены), сына (дочери), родного брата (родной сестры) или лица, на воспитании которого он находился (п.3).
Исходя из положений пункта 5 статьи 6 Федерального закона от 21 июля 1997 года N114-ФЗ "О службе в таможенных органах Российской Федерации" при поступлении граждан на службу в таможенные органы сведения и документы, указанные в пункте 3 статьи 6 Закона подлежат проверке в порядке, предусмотренном федеральным законом. При установлении в процессе проверки обстоятельства, препятствовавшего поступлению гражданина на службу в таможенные органы, указанный гражданин в течение одного месяца со дня принятия решения об отказе в приеме на службу в таможенные органы информируется в письменной форме о причине отказа.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении иска, суд первой инстанции исходил из того, что трудовые права Дегтяревой Е.Ю. ответчиком нарушены не были, порядок подачи документов о принятии на службу в таможенные органы истцом не соблюден, оснований, в соответствии с которыми действующее законодательство, регулирующее спорные правоотношения, не допускает возможности принятия решения об отказе в приеме на службу, судом не установлено.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции, указав на то, что Дегтярева Е.Ю. документы и сведения о себе, перечисленные в пункте 3 статьи 6 Федерального закона от 21 июля 1997 года N114-ФЗ "О службе в таможенных органах Российской Федерации" в Курскую таможню не представляла, заявление о приеме на работу ни на бумажном носителе, ни в электронном виде не подавала, заявление от 06 апреля 2020 года на имя начальника Курской таможни о согласии на проведение спецпроверки не является заявлением о приеме на службу и не свидетельствует о соблюдении Дегтяревой Е.Ю. порядка оформления на службу.
Судебная коллегия по гражданским делам Первого кассационного суда общей юрисдикции считает указанные выводы судов первой и апелляционной инстанций не соответствующими нормам материального права и процессуального права по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что 16 сентября 2020 года (до издания приказа об увольнении 01 октября 2020 года) в Курскую таможню на бумажном носителе поступило заявление Дегтяревой Е.Ю. от 15 августа 2020 года по вопросу ознакомления ее с материалами спецпроверки, в случае не подтверждения факта непрохождения ею спецпроверки просила выдать направление для прохождения военно-врачебной комиссии и полиграфа.
В данном заявлении Дегтярева Е.Ю. указала, что в связи с информированием её о сокращении с 01 октября 2020 года замещаемой должности она была ознакомлена с имеющимися на тот момент вакантными должностями и выразила готовность в целях продолжения службы в таможенных органах в новых условиях пройти спецпроверку, военно-врачебную комиссию и полиграф (детектор лжи). В устной форме было отказано в направлении для прохождения военно-врачебной комиссии и полиграфа.
Исходя из приведенных в заявлении от 15 августа 2020 года доводов, Дегтярева Е.Ю. сообщила о желании продолжить службу в таможенных органах.
Письмом от 09 октября 2020 года (исх. N/д-35) начальник Курской таможни сообщил Дегтяревой Е.Ю. об отсутствии целесообразности рассмотрения ее кандидатуры для приема на службу в таможенные органы Российской Федерации, указав на то, что Федеральный закон от 21 июля 1997 года N114-ФЗ "О службе в таможенных органах Российской Федерации" предполагает добровольное волеизъявление обеих сторон контракта о службе в таможенных органах, т.е. начальника таможенного органа и гражданина, которое в данном случае отсутствует.
Таким образом, в письме начальника Курской таможни указано лишь на нецелесообразность рассмотрения кандидатуры Дегтяревой Е.Ю. при приеме на службу в таможенные органы, данных об отсутствии заявлений Дегтяревой Е.Ю. о поступлении на службу, отсутствии необходимых документов и отказ в связи с этим, данный ответ не содержит.
Представленные ответчиком докладные и служебные записки об отсутствии заявлений Дегтяревой Е.Ю. судами не проверены, в том числе, с учетом положений, изложенных в Типовой инструкции по делопроизводству и работе архива в таможенных органах Российской Федерации, утвержденной приказом Федеральной таможенной службы от 09 июля 2014 года N, при том, что в материалах дела представлено заявление Дегтяревой Е.Ю. о согласии на проведение спецпроверки и наличия у работодателя иных документов, предусмотренных пунктом 3 статьи 6 Федерального закона от 21 июля 1997 года N114-ФЗ "О службе в таможенных органах Российской Федерации".
В связи с чем выводы судов первой и апелляционной инстанций о том, что отсутствие указания в письме руководителя Курской таможни от 09 октября 2020 года мотивов, по которым руководитель таможенного органа счел нецелесообразным рассмотрение кандидатуры истца для принятия ее на таможенную службу, не свидетельствует о незаконности действий ответчика, не заключившего с Дегтяревой Е.Ю. контракт о службе в таможенных органах, не соответствуют указанным выше положениям закона.
Указание в обжалуемых судебных постановлениях на то, что для заключения контракта о службе в таможенных органах помимо волеизъявления гражданина, требуется согласие начальника соответствующего таможенного органа, не предполагает произвольного отказа в проведении процедуры принятия на службу конкретного лица, при том, что частью первой статьи 64 Трудового кодекса Российской Федерации предусмотрен запрет в необоснованном отказе в заключении трудового договора.
При таких обстоятельствах решение Ленинского районного суда г.Курска от 17 декабря 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Курского областного суда от 27 апреля 2021 года подлежат отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение в Ленинский районного суда г.Курска.
При новом рассмотрении дела суду необходимо учесть изложенное и разрешить возникший спор в соответствии с установленными по делу обстоятельствами и требованиями закона.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 390, 390.1, 379.7 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
определила:
решение Ленинского районного суда г.Курска от 17 декабря 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Курского областного суда от 27 апреля 2021 года отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в Ленинский районного суда г.Курска.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.