Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Зиновьевой К.В.
судей Мишиной И.В, Евтифеевой О.Э, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Шуруповой Татьяны Владимировны, поданную через суд первой инстанции 30 апреля 2021 г, на решение Свердловского районного суда г. Красноярска 22 декабря 2020 г. и апелляционное определение Судебной коллегии по административным делам Красноярского краевого суда от 17 марта 2021 г, по административному делу N 2а-5698/2020 по административному исковому заявлению Шуруповой Татьяны Владимировны к администрации г. Красноярска, Департаменту муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска о признании решения незаконным.
Заслушав доклад судьи Зиновьевой К.В, Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Шурупова Т.В. обратилась в суд с административным исковым заявлением к Департаменту муниципального имущества и земельных отношений администрации города Красноярска, администрации города Красноярска, в котором просила признать незаконным отказ в предоставлении земельного участка в собственность для индивидуального жилищного строительства, изложенный в ответе Департамента муниципального имущества и земельных отношений Администрации г. Красноярска N N от ДД.ММ.ГГГГ.; обязать административных ответчиков выделить ее семье земельный участок в любом районе города Красноярска в соответствии с действующим законодательством, как ранее поставленной на учет и имеющей номер N в реестре многодетных семей для получения в собственность земельного участка под индивидуальное жилищное строительство по состоянию на 15 декабря 2011 г.
В обоснование требований указала, что является многодетной матерью и согласно п. 6 ст. 39.5 Земельного кодекса Российской Федерации имеет право на однократное бесплатное получение без торгов в собственность земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, для одной из предусмотренных законом целей по своему выбору. В 2011 году она была поставлена на учет как многодетная мать в целях предоставления земельного участка. На тот момент ее трое детей проживали вместе с ней, старшая дочь обучалась на очном отделении в учебном заведении, остальные дети были несовершеннолетние. Она неоднократно обращалась к административным ответчикам с заявлениями о предоставлении ее многодетной семье земельного участка под индивидуальное жилищное строительство, однако земельные участки после постановки ее на учет ее семье не предлагались. Ей стало известно, что в г. Красноярске имеются свободные земельные участки для предоставления многодетным семьям, и она вновь в мае 2020 года обратилась с заявлением о бесплатном предоставлении в собственность для индивидуального жилищного строительства земельных участков в "адрес" с кадастровыми номерами N и участка N N в жилом районе " "адрес"". Ответом Департамента муниципального имущества и земельных отношений Администрации г. Красноярска N N от ДД.ММ.ГГГГ. в предоставлении земельного участка ей было отказано на том основании, что ее старшая дочь вместе с ней не проживает. Данное обстоятельство обусловлено тем, что ДД.ММ.ГГГГ ее старшая дочь умерла. Полагает, что решение об отказе в предоставлении земельного участка является незаконным, поскольку при постановке на учет ее семья являлась многодетной. Тот факт, что ее старшая дочь умерла, не освобождает орган местного самоуправления от исполнения обязанности по предоставлению земельного участка.
Решением Свердловского районного суда г. Красноярска от 22 декабря 2020 г, оставленным без изменения апелляционным определением Судебной коллегии по административным делам Красноярского краевого суда от 17 марта 2021 г, в удовлетворении административных исковых требований отказано.
В кассационной жалобе Шурупова Т.В. ставит вопрос об отмене судебных актов, просит направить дело на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции в ином составе судей.
На кассационную жалобу Департаментом муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска представлены возражения.
Шурупова Т.В, надлежащим образом извещенная о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке, в судебное заседание не явилась, просила рассмотреть дело в ее отсутствие.
Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке, в судебное заседание не явились, причины неявки суду не сообщили. На основании статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции находит возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационной жалобы, Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии с частью 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Нарушения такого характера были допущены судами первой и апелляционной инстанций.
Согласно пункту 6 статьи 39.5 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в собственность гражданам, имеющим трех и более детей, бесплатно на основании решения уполномоченного органа, в случае и в порядке, которые установлены органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
В Красноярском крае случаи и порядок бесплатного предоставления в собственность многодетным гражданам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, устанавливаются Законом Красноярского края от 4 декабря 2008 г. N 7-2542 "О регулировании земельных отношений в Красноярском крае" (далее также - Закон N 7-2542).
В силу п. 2 ст. 14 Закона N 7-2542 многодетные граждане, имеющие место жительства на территории Красноярского края, имеют право на однократное бесплатное получение без торгов в собственность земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для одной из следующих целей по своему выбору: ведение садоводства, огородничества, животноводства (за исключением территории Красноярской агломерации), индивидуального жилищного строительства, личного подсобного хозяйства.
Право на приобретение земельного участка в собственность бесплатно может быть использовано однократно на семью в целом.
Порядок бесплатного предоставления в собственность многодетным гражданам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, устанавливается главой 3.1 названного Закона.
Исходя из положений пп. "г" п. 3 ст. 29.1 Закона N 7-2542 к заявлению о предоставлении земельного участка прилагается, в том числе документ, подтверждающий совместное проживание заявителя с детьми, выданный не ранее чем за один месяц до дня подачи заявления.
Статьей 29.2 Закона N 7-2542 предусмотрено формирование очереди на предоставление земельного участка многодетным гражданам путем их включения в Книгу учета многодетных граждан на получение земельного участка.
В соответствии с пунктом 4 статьи 29.2 Закона N 7-2542 в случае поступления заявления без указания кадастрового номера и местоположения испрашиваемого земельного участка вместе с уведомлением о постановке на очередь на предоставление земельного участка заявителю направляется извещение, содержащее перечень прошедших государственный кадастровый учет земельных участков (с указанием их кадастровых номеров, площади и местоположения), которые могут быть предоставлены для указанной заявителем цели использования, и (или) земель (земельных участков), находящихся в государственной или муниципальной собственности, в границах которых может быть образован земельный участок для предоставления заявителю для указанной им цели использования (с указанием местоположения, кадастрового номера - для земельных участков), распоряжение которыми осуществляет данный орган, с предложением выбрать из перечня земельный участок или определить земли (земельный участок), в границах которых может быть образован земельный участок для предоставления заявителю, и обратиться с заявлением о предоставлении конкретного земельного участка. При этом при подаче в этот орган нового заявления должен быть повторно представлен только документ, указанный в подпункте "г" пункта 3 статьи 29.1 названного Закона, представление иных документов не требуется.
Пунктом 6 статьи 29.2 Закона N 7-2542 предусмотрено, что в случае утраты гражданами статуса многодетных в связи с достижением ребенком (детьми) установленного в пункте 1 статьи 14 настоящего Закона предельного возраста граждане, поставленные на очередь на предоставление земельного участка, сохраняют право на получение земельных участков в собственность бесплатно.
Согласно пп. "ж" п. 2 и п. 3 ст. 29.6 Закона N 7-2542 несоответствие заявителя требованиям, установленным в пп. "а" п. 1 ст. 14 названного Закона, за исключением требования к возрасту детей, в случае если заявитель поставлен на очередь на предоставление земельного участка, - является основанием для отказа в предоставлении земельного участка и снятия с очереди.
Подпунктом "а" пункта 1 статьи 14 Закона N 7-2542 установлены требования к заявителям, которыми должны быть граждане Российской Федерации, имеющие и воспитывающие (проживающие совместно с детьми, за исключением детей, проходящих срочную военную службу по призыву) трех и более детей, в том числе пасынков, падчериц, а также приемных и опекаемых, не достигших восемнадцатилетнего возраста, а также детей, обучающихся по очной форме обучения в образовательных организациях, - до окончания обучения, но не более чем до достижения ими возраста 23 лет, и детей, проходящих срочную военную службу по призыву, - до окончания службы, но не более чем до достижения ими возраста 23 лет, а детей, признанных инвалидами до достижения ими возраста 18 лет, - на период установления инвалидности независимо от возраста (далее - многодетные граждане).
Судами установлено и следует из материалов дела, что Шурупова Т.В. на основании заявления от ДД.ММ.ГГГГ была включена в Книгу учета многодетных граждан под N N для дальнейшего предоставления земельных участков.
В целях реализации указанного права Шурупова Т.В. ДД.ММ.ГГГГ направила в Департамент муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска заявление о выделении ей для целей индивидуального жилищного строительства, дачного строительства, ведения садоводства земельных участков в Свердловском районе г. Красноярска: с кадастровыми номерами N и земельного участка N N в жилом районе " "адрес"
К заявлению Шурупова Т.В. приложила документы, подтверждающие факт проживания с ней двух дочерей - ФИО9
Старшая дочь Шуруповой Т.В. - ФИО11 учтенная при постановке административного истца на очередь для предоставления земельного участка, умерла 22 апреля 2019 г, в связи с чем Шуруповой Т.В. с заявлением было представлено свидетельство о смерти.
Решением Департамента муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска, изложенным в ответе ДД.ММ.ГГГГ. N N, в предоставлении испрашиваемых земельных участков для индивидуального жилищного строительства было отказано на том основании, что Шурупова Т.В. проживает с двумя детьми, а, следовательно, не соответствует требованиям, установленным пп. "а" п. 1 ст. 14 Закона Красноярского края от 4 декабря 2008 г. N 7-2542 "О регулировании земельных отношений в Красноярском крае".
Отказывая в удовлетворении административных исковых требований, суд первой инстанции, руководствуясь положениями пп. "а" п. 1 и п. 2 ст. 14 Закона Красноярского края от 4 декабря 2008 г. N 7-2542 "О регулировании земельных отношений в Красноярском крае", исходил из того, что административным ответчиком обоснованно принято решение об отсутствии оснований для предоставления Шуруповой Т.В. земельного участка, так как Шурупова Т.В. многодетным гражданином не является.
Суд апелляционной инстанции с выводами суда первой инстанции согласился, полагая их обоснованными. При этом указал, что исходя из системного толкования норм права, предусмотренных пп. "а" п. 1 и п. 2 ст. 14, пп. "г" п. 3 ст. 29.1, п. 4 ст. 29.2, пп. "ж" п. 2 и п. 3 ст. 29.6 Закона Красноярского края от 4 декабря 2008 г. N 7-2542 "О регулировании земельных отношений в Красноярском крае", подтверждение гражданином статуса многодетного имеет не однократный характер (при постановке его на учет и включении уполномоченным органом в соответствующую очередь), а эпизодический - каждый раз при подаче нового заявления о предоставлении конкретного земельного участка. Поскольку на дату обращения с заявлением о предоставлении земельного участка Шурупова Т.В. не отвечала требованиям, установленным в пп. "а" п. 1 ст. 14 указанного Закона, так как утратила статус многодетного гражданина, у органа местного самоуправления имелись достаточные основания для отказа в предоставлении испрашиваемых земельных участков.
Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции полагает, что у судебных инстанций оснований для таких выводов не имелось, они основаны на неправильном применении норм материального права, без учета установленных фактических обстоятельств по делу.
Право граждан, имеющих трех и более детей, на получение в собственность бесплатно земельного участка гарантировано Земельным кодексом Российской Федерации в случае и в порядке, которые установлены органами государственной власти субъектов Российской Федерации (пункт 6 статьи 39.5 Земельного кодекса Российской Федерации).
Субъект Российской Федерации, предусматривая такое право за многодетными семьями и принимая их на учет в целях получения в собственность бесплатно земельного участка, берет на себя определенное публично-правовое обязательство по их социальной поддержке, что исключает произвольный отказ от него.
На недопустимость произвольного отказа от выполнения государством принятых на себя публично-правовых обязательств неоднократно указывал и Конституционный Суд Российской Федерации (Постановления от 1 декабря 1997 г. N 18-П, от 19 июня 2002 г. N 11-П, от 29 января 2004 г. N 2-П, Определения от 4 декабря 2003 г. N 415-О, от 15 февраля 2005 г. N 17-О, от 27 декабря 2005 г. N 502-О и др.).
Выводы судов о том, что каждый раз при подаче нового заявления о предоставлении конкретного земельного участка Шурупова Т.В. должна подтверждать статус многодетного гражданина, являются ошибочными, поскольку Шурупова Т.В. утратила статус многодетного гражданина не в связи со смертью ДД.ММ.ГГГГ. старшей дочери ФИО12, ДД.ММ.ГГГГ, а при достижении старшей дочерью предельного возраста, установленного пунктом 1 статьи 14 Закона N 7-2542, в связи с чем на основании пункта 6 статьи 29.2 указанного Закона административный истец сохраняет право на получение земельного участка в собственность бесплатно.
Из оснований отказа в предоставлении земельного участка и материалов дела не следует, что Шурупова Т.В. ранее не реализовала право на получение земельного участка по зависящим от нее обстоятельствам.
При таких данных факт смерти одного из детей Шуруповой Т.В, поставленной на учет в качестве многодетного гражданина в целях получения в собственность бесплатно земельного участка, воспитавшей двоих совершеннолетних детей: ФИО13, ДД.ММ.ГГГГ, ФИО14 ДД.ММ.ГГГГ, и продолжающей воспитывать несовершеннолетнюю дочь ФИО15, ДД.ММ.ГГГГ, но по не зависящим от нее причинам не реализовавшей право на получение земельного участка, не может служить основанием для отказа в предоставлении вышеназванной меры социальной поддержки.
Учитывая изложенное, решение Департамента муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска от ДД.ММ.ГГГГ N N об отказе в предоставлении земельных участков не соответствует требованиям нормативных правовых актов и нарушает права Шуруповой Т.В.
Поскольку судами неправильно применены нормы материального права, что повлекло принятие незаконных судебных актов, Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции считает необходимым судебные акты отменить и, не передавая дело на новое рассмотрение, принять новое решение, которым признать незаконным решение Департамента муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска от ДД.ММ.ГГГГ. N N об отказе в предоставлении Шуруповой Т.В. земельных участков.
Согласно пункту 1 части 3 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в случае удовлетворения административного иска об оспаривании решения, действия (бездействия) и необходимости принятия административным ответчиком каких-либо решений, совершения каких-либо действий в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца либо препятствий к их осуществлению суд указывает на необходимость принятия решения по конкретному вопросу, совершения определенного действия либо на необходимость устранения иным способом допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца.
В силу ст. 39.2 Земельного кодекса Российской Федерации рассмотрение вопроса о предоставлении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, является прерогативой исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления в пределах их компетенции.
Суд не вправе подменять деятельность органов законодательной, исполнительной власти, поскольку иное означало бы нарушение закрепленных Конституцией Российской Федерации принципов разделения властей, самостоятельности органов законодательной, исполнительной и судебной власти (статьи 10, 11, 118 Конституции Российской Федерации).
Возложение на Департамент муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска обязанности повторно рассмотреть заявление Шуруповой Т.В. будет направлено на восстановление прав, нарушенных вследствие принятия решения, которое признано судом незаконным.
Руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, определила:
решение Свердловского районного суда г. Красноярска от 22 декабря 2020 г. и апелляционное определение Судебной коллегии по административным делам Красноярского краевого суда от 17 марта 2021 г. отменить, принять новое решение.
Признать незаконным решение Департамента муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска от ДД.ММ.ГГГГ. N N об отказе в предоставлении Шуруповой Татьяне Владимировне земельных участков.
Обязать Департамент муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска повторно рассмотреть заявление Шуруповой Татьяны Владимировны от 13 мая 2020 г. в установленном действующим законодательством порядке.
Определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок со дня принятия апелляционного определения, из которого исключается время рассмотрения кассационной жалобы кассационным судом общей юрисдикции.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 29 июля 2021 г.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.