Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Зиновьевой К.В.
судей Мишиной И.В, Никулиной И.А, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационные жалобы Федерального казенного учреждения "Исправительная колония N Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Хабаровскому краю", поданную через суд первой инстанции 7 мая 2021 г, на решение Ангарского городского суда Иркутской области от 11 сентября 2020 г. и апелляционное определение Судебной коллегии по административным делам Иркутского областного суда от 25 февраля 2021 г, Федеральной службы исполнения наказаний, Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Хабаровскому краю, поданную через суд первой инстанции 8 июня 2021 г, на решение Ангарского городского суда Иркутской области от 11 сентября 2020 г, дополнительное решение Ангарского городского суда Иркутской области от 30 сентября 2020 г. и апелляционное определение Судебной коллегии по административным делам Иркутского областного суда от 25 февраля 2021 г, Бердуто Алексея Геннадьевича, поданную через суд первой инстанции 11 июня 2021 г, на дополнительное решение Ангарского городского суда Иркутской области от 18 ноября 2020 г. и апелляционное определение Судебной коллегии по административным делам Иркутского областного суда от 25 февраля 2021 г, по административному делу N 2а-3906/2020 по административному исковому заявлению Бердуто Алексея Геннадьевича к Федеральному казенному учреждению "Исправительная колония N Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Хабаровскому краю", Управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Хабаровскому краю, Федеральной службе исполнения наказаний о признании незаконными действий (бездействия) и решений в части одиночного содержания под стражей, наложения запрета на общение с осужденными, о взыскании компенсации за нарушение условий содержания.
Заслушав доклад судьи Зиновьевой К.В, выслушав пояснения Бердуто А.Г, Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Бердуто А.Г. обратился в суд с административным исковым заявлением к ФКУ N УФСИН России по Хабаровскому краю, в котором просил признать незаконными действия (бездействие) и решения административного ответчика в части одиночного содержания в исправительном учреждении, наложении запрета на общение с осужденными, содержащимися в других камерах, в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, а также просил взыскать в его пользу компенсацию за нарушение условий его содержания в размере "данные изъяты" руб.
В обоснование требований указал, что является осужденным к пожизненному лишению свободы, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ он, вопреки его воле, содержался в одиночной камере, тогда как осужденные к пожизненному лишению свободы размещаются в камерах, как правило, не более чем по два человека. Считает, что содержание в одиночной камере является мерой взыскания за нарушение установленного порядка отбывания наказания, однако он к дисциплинарной ответственности не привлекался, следовательно, его содержание в одиночной камере незаконно. Кроме того, он содержался в одиночной камере 9 месяцев, что превышает установленный законом предельный срок в 6 месяцев. Полагает, что заключенные должны иметь возможность общения друг с другом, а содержание его в одиночной камере препятствует реализации данного права и приводит к возникновению у него психологического давления.
К участию в деле в качестве административных ответчиков судом привлечены УФСИН России по Хабаровскому краю, ФСИН России.
Решением Ангарского городского суда Иркутской области от 11 сентября 2020 г. признаны незаконными действия ФКУ "данные изъяты" УФСИН России по Хабаровскому краю, выразившиеся в одиночном содержании ФИО1 в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; с Российской Федерации за счет казны Российской Федерации в лице Федеральной службы исполнения наказаний взыскана в пользу Бердуто А.Г. компенсация за нарушение условий содержания в исправительном учреждении в размере "данные изъяты" руб.
Дополнительным решением Ангарского городского суда Иркутской области от 30 сентября 2020 г. решение суда в части взыскания компенсации за нарушение условий содержания в исправительном учреждении в размере "данные изъяты" руб. обращено к немедленному исполнению в порядке, установленном бюджетным законодательством Российской Федерации.
Дополнительным решением Ангарского городского суда Иркутской области от 18 ноября 2020 г. в удовлетворении требований Бердуто А.Г. в части признания незаконными действий (бездействия), решений, выразившихся в наложении запрета на общение с осужденными, содержащимися в других камерах, в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, отказано.
Апелляционным определением Судебной коллегии по административным делам Иркутского областного суда от 25 февраля 2021 г. решение Ангарского городского суда Иркутской области от 11 сентября 2020 г, дополнительное решение Ангарского городского суда Иркутской области от 30 сентября 2020 г, дополнительное решение Ангарского городского суда Иркутской области от 18 ноября 2020 г. оставлены без изменения.
В кассационной жалобе ФКУ "данные изъяты" УФСИН России по Хабаровскому краю ставит вопрос об отмене решение Ангарского городского суда Иркутской области от 11 сентября 2020 г. и апелляционного определения Судебной коллегии по административным делам Иркутского областного суда от 25 февраля 2021 г, просит принять по делу новое решение, которым в удовлетворении административных исковых требований отказать.
В обоснование жалобы указывает на нарушение судом норм материального и процессуального права, на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела. Полагает, что суд не учел личность осужденного, характер совершенных им преступлений, вид исправительного учреждения (особый режим), где содержатся осужденные к пожизненному лишению свободы. Не отражены в решении суда высказывания административного истца о нежелании содержания с другими осужденными в одной камере по различным основаниям. Необоснованным считает вывод суда о приравнивании содержания в одиночной камере к виду наказания, поскольку при содержании Бердуто А.Г. в одиночной камере не менялся порядок отбывания наказания. Судом не дана оценка тому обстоятельству, что основанием для перевода административного истца в одиночную камеру послужили доказательства, относящиеся к государственной тайне, не подлежащие рассекречиванию, оглашение которой могло привести к массовым беспорядкам в режимном учреждении между осужденными, дестабилизации деятельности Учреждения. Считает, что не отвечает принципам разумности и справедливости взысканная судом в пользу административного истца компенсация в размере 300 000 руб, полагает ее чрезмерно завышенной.
На кассационную жалобу Бердуто А.Г. представлены возражения.
В кассационной жалобе ФСИН России, УФСИН России по Хабаровскому краю ставят вопрос об отмене решения Ангарского городского суда Иркутской области от 11 сентября 2020 г, дополнительного решения Ангарского городского суда Иркутской области от 30 сентября 2020 г, апелляционного определения Судебной коллегии по административным делам Иркутского областного суда от 25 февраля 2021 г. в части удовлетворения требований административного истца, просят направить дело на новое рассмотрение.
В обоснование жалобы указывают, что обжалуемые судебные акты вынесены с нарушением норм процессуального права, выводы судов не соответствуют обстоятельствам дела. Административным истцом не представлено доказательств того, что по его жалобе Европейским Судом по правам человека вынесено решение о неприемлемости жалобы ввиду неисчерпания национальных средств правовой защиты, в связи с чем не имелось оснований для применения части 2 статьи 5 Федерального закона от 27 декабря 2019 г. N 494-ФЗ. Указанный довод административных ответчиков судами не был оценен и рассмотрен. Полагает, что судами нарушены правила подсудности, поскольку согласно справке, представленной ФКУ "данные изъяты" УФСИН России по Хабаровскому краю, сведения, послужившие основанием для перевода административного истца для содержания одного в камере, содержат сведения государственной тайны и рассекречиванию не подлежат. Следовательно, требования о признании незаконным одиночного содержания могло быть рассмотрено только судьей, имеющим доступ к государственной тайне. При таких обстоятельствах полают необоснованным вывод суда об отсутствии доказательств, свидетельствующих о необходимости содержания административного истца одного в камере. Также указывают, что УИК РФ не содержит положений, запрещающих размещение осужденных к пожизненному лишению свободы в камерах менее чем по два человека, полают, что само по себе содержание в двухместной камере одного административного истца не означает нарушение его прав. Полагают, что действия ФКУ "данные изъяты"-6 УФСИН России по Хабаровскому краю являются законными и обоснованными, нарушения прав и законных интересов административного истца не допущено, следовательно, требование Бердуто А.Г. о присуждении компенсации за нарушение условий содержания в исправительном учреждении не подлежат удовлетворению, а взысканная компенсация в размере "данные изъяты" руб. является чрезмерной, не соответствует принципам разумности и справедливости.
На кассационную жалобу Бердуто А.Г. представлены возражения.
В кассационной жалобе Бердуто А.Г. ставит вопрос об отмене дополнительного решения Ангарского городского суда Иркутской области от 18 ноября 2020 г, апелляционного определения Судебной коллегии по административным делам Иркутского областного суда от 25 февраля 2021 г. в части оставления без изменения указанного дополнительного решения, просит решение суда изменить, принять в данной части новое решение, которым его требования удовлетворить.
В обоснование жалобы указывает, что в нормативных правовых актах, соответствующих положениям ч. 3 ст. 15 Конституции Российской Федерации, не установлены запреты на общение осужденных к пожизненному лишению свободы, содержащихся в разных камерах. В соответствии с положениями ст. 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод "Право на уважение частной и семейной жизни", п. 27.7 Европейских пенитенциарных правил и согласно практике Европейского Суда по правам человека подобное ограничение прав заключенных на общение между собой недопустимо. Выводы судов об обратном противоречат положениям статьи 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод "Право на справедливое судебное разбирательство".
По ходатайствам ФКУ "данные изъяты" УФСИН России по Хабаровскому краю, Бердуто А.Г. судебное заседание Судебной коллегии по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции проведено с использованием систем видеоконференц-связи ФКУ "данные изъяты" УФСИН России по Хабаровскому краю.
В судебном заседании Бердуто А.Г. кассационную жалобу поддержал, против удовлетворения кассационных жалоб ФКУ "данные изъяты" УФСИН России по Хабаровскому краю, УФСИН России по Хабаровскому краю, ФСИН России возражал.
Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке, в судебное заседание не явились. На основании статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции находит возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационных жалоб, проверив правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалоб, Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии с частью 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Нарушения такого характера были допущены судами первой и апелляционной инстанций.
Судом установлено и следует из материалов дела, что Бердуто А.Г. отбывает наказание в ФКУ "данные изъяты" УФСИН России по Хабаровскому краю, осужден по приговору Иркутского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ по N РФ к "данные изъяты", с отбыванием наказания в исправительной колонии "данные изъяты" режима. Начало срока отбывания наказания ДД.ММ.ГГГГ В ФКУ "данные изъяты" УФСИН России по Хабаровскому краю находится с ДД.ММ.ГГГГ
Бердуто А.Г. с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ содержался один в двухместной камере.
Разрешая заявленные требования, и удовлетворяя их в части признания незаконными действий ФКУ "данные изъяты" УФСИН России по Хабаровскому краю, выразившихся в одиночном содержании Бердуто А.Г. в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, и взыскания компенсации за нарушение условий содержания в исправительном учреждении в размере "данные изъяты" руб, суд первой инстанции, руководствуясь ч. 1 ст. 127 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации, исходил из того, что помещение Бердуто А.Г. в камеру отдельно от остальных заключенных не являлось дисциплинарной санкцией в отношении осужденного; доказательства того, что Бердуто А.Г. обращался в администрацию исправительной колонии с просьбой перевести его в одиночную камеру по причине угрозы личной безопасности осужденного со стороны других осужденных и иных лиц, а также доказательства вынесения решения об одиночном содержании Бердуто А.Г. на основании инициативы руководителя исправительного учреждения или комиссионного заключения суду не представлены, необходимость одиночного содержания документально не подтверждена, одиночное содержание имело место в течение длительного промежутка времени (279 дней), что не соответствует требованиям действующего законодательства и влечет нарушение прав осужденного, гарантированных законом.
Отказывая в удовлетворении административных исковых требований в части признания незаконными действий (бездействия), решений ФКУ "данные изъяты" УФСИН России по Хабаровскому краю, выразившихся в наложении запрета на общение с осужденными, содержащимися в других камерах, в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что установленный запрет связи и контактов между осужденными, содержащимися в разных камерах, а также прогулочных дворах, касается всех осужденных учреждения, отбывающих пожизненное лишение свободы, вызвано необходимостью соблюдения режима, установленного для таких осужденных, обеспечивающего их изоляцию, личную безопасность персонала и самих осужденных. Установление такого запрета не нарушает прав, свобод и законных интересов административного истца.
Суд апелляционной инстанции с выводами суда первой инстанции согласился, полагая их обоснованными.
Выводы судов в части отказа в удовлетворении административных исковых требований Бердуто А.Г. о признании незаконными действий (бездействия), решений, выразившихся в наложении запрета на общение с осужденными, содержащимися в других камерах, в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, соответствуют нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения, и установленным судами обстоятельствам. В указанной части Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит оснований для отмены состоявшихся судебных актов по доводам кассационной жалобы Бердуто А.Г.
В соответствии с частью 2 статьи 10 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации (далее также - УИК РФ) при исполнении наказаний осужденным гарантируются права и свободы граждан Российской Федерации с изъятиями и ограничениями, установленными уголовным, уголовно-исполнительным и иным законодательством Российской Федерации.
Осужденные к лишению свободы, достигшие совершеннолетия, отбывают наказание в исправительных учреждениях с различными видами режимов. Режим в исправительных учреждениях - это установленный законом и соответствующими закону нормативными правовыми актами порядок исполнения и отбывания лишения свободы, обеспечивающий охрану и изоляцию осужденных, постоянный надзор за ними, исполнение возложенных на них обязанностей, реализацию их прав и законных интересов, личную безопасность осужденных и персонала, раздельное содержание разных категорий осужденных, различные условия содержания в зависимости от вида исправительного учреждения, назначенного судом, изменение условий отбывания наказания (статья 74, часть 1 статьи 82 УИК РФ).
Согласно положениям части 10 статьи 16, части 6 статьи 74 УИК РФ осужденные к пожизненному лишению свободы отбывают наказание в исправительных колониях особого режима.
Особенности режима отбывания пожизненного лишения свободы обусловлены общественной опасностью таких осужденных, бессрочностью наказания, в связи с чем законодатель предусмотрел повышенные требования к обеспечению безопасности.
В частности, согласно части 2 статьи 80, статье 126 УИК РФ в исправительных колониях особого режима отдельно от других осужденных отбывают наказание осужденные к пожизненному лишению свободы, а также осужденные, которым смертная казнь в порядке помилования заменена пожизненным лишением свободы.
Условия отбывания пожизненного лишения свободы в исправительных колониях особого режима установлены для таких осужденных статьей 127 УИК РФ, согласно которой осужденные к пожизненному лишению свободы размещаются в камерах, как правило, не более чем по два человека. По просьбе осужденных и в иных необходимых случаях по постановлению начальника исправительной колонии при возникновении угрозы личной безопасности осужденных они могут содержаться в одиночных камерах (часть 1).
Отбывание наказания осужденных к пожизненному лишению свободы в камерах относится к наиболее суровым видам наказаний, существенно ограничивающих их правовой статус, предполагающим усиление в отношении таких осужденных режимных требований, дополнительную изоляцию.
Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 13 июля 2006 г. N 252-дсп утверждена Инструкция о надзоре за осужденными, содержащимися в исправительных колониях (далее - Инструкция). Приказ зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 27 июля 2006 г. N 8118.
Пунктом 183 Инструкции предусмотрена обязанность младшего инспектора не допускать установления связи и контактов между осужденными, содержащимися в разных камерах.
Пункт 183 Инструкции признан не противоречащим нормативным правовым актам большей юридической силы решением Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ по делу N АКПИ15-37.
В соответствии с ч. 3 ст. 82 УИК РФ в исправительных учреждениях действуют Правила внутреннего распорядка исправительных учреждений, утверждаемые федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний, по согласованию с Генеральной прокуратурой Российской Федерации.
Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 16 декабря 2016 г. N 295 утверждены Правила внутреннего распорядка исправительных учреждений (далее - Правила внутреннего распорядка).
Из пункта 20 Правил внутреннего распорядка следует, что в каждом исправительном учреждении устанавливается регламентированный распорядок дня с учетом особенностей работы с тем или иным составом осужденных, времени года, местных условий и иных обстоятельств.
Начальником ФКУ "данные изъяты" УФСИН России по Хабаровскому краю Власенко А.А. издан приказ N от ДД.ММ.ГГГГ "Об утверждении распорядка дня для осужденных, определении количества вещей и предметов, продуктов питания, которые осужденные ФКУ "данные изъяты" УФСИН России по Хабаровскому краю могут иметь при себе".
Пунктом 1 данного приказа определено, что распорядок дня для осужденных утвержден согласно Приложениям N 1, 2, 3, 4, 5.
Пунктом 15 примечаний к Приложению N, утвержденному приказом начальника ФКУ "данные изъяты" УФСИН России по Хабаровскому краю N от ДД.ММ.ГГГГ, установлено, что осужденным ФКУ "данные изъяты" УФСИН России по Хабаровскому краю запрещено установление связи и контактов между осужденными, содержащимися в разных камерах, а также на прогулочных дворах.
Принимая во внимание изложенное и учитывая, что Бердуто А.Г. отбывает наказание в виде пожизненного лишения свободы, суды пришли к обоснованному выводу о том, что действия (бездействие) ФКУ "данные изъяты" УФСИН России по Хабаровскому краю, связанные с наложении запрета на общение Бердуто А.Г. с осужденными, содержащимися в других камерах, в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, были обусловлены условиями содержания осужденных, отбывающих пожизненное лишение свободы, и вызваны необходимостью соблюдения режима, установленного для таких осужденных, обеспечивающего их изоляцию, личную безопасность персонала и самих осужденных.
Доводы кассационной жалобу Бердуто А.Г. не свидетельствуют о нарушениях норм материального и процессуального права, повлиявших на исход административного дела, основаны на ошибочном толковании положений законодательства, в связи с чем не могут являться основанием для отмены судебных актов в кассационном порядке.
Вместе с тем, при принятии судами решения об удовлетворении заявленных административным истцом требований в части признания незаконными действий ФКУ "данные изъяты" УФСИН России по Хабаровскому краю, выразившихся в одиночном содержании Бердуто А.Г. в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, взыскания компенсации за нарушение условий содержания в исправительном учреждении в размере "данные изъяты" руб, судами не учтено следующее.
Обосновывая размещение Бердуто А.Г. одного в двухместной камере, административный ответчик, в частности, сослался на то, что сведения и документация, связанные с переводом Бердуто А.Г. ДД.ММ.ГГГГ в другую камеру, содержат сведения, относящиеся к государственной тайне, в подтверждение чего представил в материалы дела содержащее указанную информацию письмо от 2 сентября 2020 года за подписью начальника исправительного учреждения.
В соответствии с частью 1 статьи 47 Конституции Российской Федерации никто не может быть лишен права на рассмотрение его дела в том суде и тем судьей, к подсудности которых оно отнесено законом.
Дела, связанные с государственной тайной, рассматриваются в качестве суда первой инстанции верховным судом республики, краевым, областным судом, судом города федерального значения, судом автономной области и судом автономного округа (пункт 1 части 1 статьи 20 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Суд передает дело на рассмотрение другого суда, если при рассмотрении дела в данном суде выявилось, что оно было принято к производству с нарушением правил подсудности (пункт 2 части 2 статьи 27 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Статьей 2 Закона Российской Федерации от 21 июля 1993 года N 5485-1 "О государственной тайне" определено, что государственная тайна - это защищаемые государством сведения в области его военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб безопасности Российской Федерации.
Однако судебные инстанции не учли положения вышеуказанного законодательства.
Поскольку при рассмотрении данного дела в районном суде административные ответчики были лишены возможности представить в качестве доказательств обоснованности перевода осужденного для одиночного размещения в камере материалы, относящиеся к сведениям, составляющим государственную тайну, а суд первой инстанции не имел иных возможностей собрать, исследовать и оценить в качестве относимых и допустимых доказательств, имеющих значение для рассмотрения дела, в том числе сведения, составляющие государственную тайну, то принятые судебные постановления в указанной части нельзя признать законными, они подлежат отмене в части признания незаконными действий ФКУ "данные изъяты" УФСИН России по Хабаровскому краю, выразившихся в одиночном содержании Бердуто А.Г, взыскания компенсации за нарушение условий содержания в исправительном учреждении, поскольку требование о присуждении компенсации является производным требованием, с направлением административного дела в указанной части на рассмотрение по существу в Иркутский областной суд.
При рассмотрении административного дела в данной части суду надлежит учесть вышеизложенное и разрешить дело в соответствии с установленными по делу обстоятельствами и требованиями закона.
Руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, определила:
решение Ангарского городского суда Иркутской области от 11 сентября 2020 г, дополнительное решение Ангарского городского суда Иркутской области от 30 сентября 2020 г. и апелляционное определение Судебной коллегии по административным делам Иркутского областного суда от 25 февраля 2021 г. в части признания незаконными действий ФКУ "данные изъяты" УФСИН России по Хабаровскому краю, выразившихся в одиночном содержании Бердуто А.Г, взыскания компенсации за нарушение условий содержания в исправительном учреждении отменить, в отмененной части направить дело на рассмотрение в Иркутский областной суд.
Дополнительное решение Ангарского городского суда Иркутской области от 18 ноября 2020 г. и апелляционное определение Судебной коллегии по административным делам Иркутского областного суда от 25 февраля 2021 г. в части отказа в удовлетворении административных исковых требований Бердуто А.Г. о признании незаконными действий (бездействия), решений, выразившихся в наложении запрета на общение с осужденными, содержащимися в других камерах, оставить без изменения, кассационную жалобу Бердуто А.Г. - без удовлетворения.
Определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок со дня принятия апелляционного определения, из которого исключается время рассмотрения кассационной жалобы кассационным судом общей юрисдикции.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 4 августа 2021 г.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.