Судебная коллегия по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Артамоновой Т.А, судей Сиротиной Е.С, Рассказовой Г.В, при секретаре Дораевой А.А, рассмотрела в открытом судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи при содействии Краснодарского краевого суда административное дело УИД N 23OS0000-01-2021-000029-27 по апелляционной жалобе общества с ограниченной ответственностью "Русь-98" на решение Краснодарского краевого суда от 9 марта 2021 года, которым в удовлетворении административного искового заявления общества с ограниченной ответственностью "Русь-98" об оспаривании нормативных правовых актов в части отказано, Заслушав доклад судьи Артамоновой Т.А, объяснения представителя административного истца Зафирова С.В, просившего удовлетворить апелляционную жалобу, заключение прокурора Кондрашовой И.В, полагавшей решение суда подлежащим отмене в части, судебная коллегия по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции
установила:
приказом департамента имущественных отношений Краснодарского края от 26 декабря 2018 года N 3043 утвержден перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость (далее также - перечень на 2019 год).
В данный перечень включены следующие объекты недвижимости, расположенные по адресу: "адрес", являющиеся объектом недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость:
- под пунктом 13956 нежилое здание автосалона площадью "данные изъяты" кв.м. с кадастровым номером N;
- под пунктом 13957 нежилое здание сервисного центра по обслуживанию легковых автомобилей площадью "данные изъяты" "данные изъяты" кв.м. с кадастровым номером N;
- под пунктом 13958 нежилое здание операторской АЗС N N площадью "данные изъяты" кв.м. с кадастровым номером N
- под пунктом 13959 нежилое здание мойки площадью "данные изъяты" кв.м. с кадастровым номером N (далее также - спорные здания).
Приказом департамента имущественных отношений Краснодарского края от 27 декабря 2019 года N 2837 утвержден перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость (далее также - перечень на 2020 год), в который под пунктами 13897, 13898, 13899, 13900 соответственно включены спорные здания.
Общество с ограниченной ответственностью "Русь-98" (далее также - ООО "Русь-98", общество), являющееся собственником перечисленных объектов недвижимого имущества, обратилось в суд с административным иском о признании не действующими приведенных пунктов перечней объектов недвижимого имущества на 2019 и 2020 годы, обосновывая требования тем, что здания не обладают признаками объектов налогообложения, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, их включение в оспариваемые акты не соответствует положениям статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) и нарушает его права, необоснованно возлагая обязанность по уплате налога на имущество юридических лиц в завышенном размере.
Решением Краснодарского краевого суда от 9 марта 2021 года в удовлетворении административного искового заявления общества отказано.
В апелляционной жалобе ООО "Русь-98" просит решение суда отменить как постановленное с нарушением норм материального и процессуального права, принять по делу новое решение об удовлетворении административных исковых требований в полном объеме.
Департаментом имущественных отношений Краснодарского края, участвовавшим в деле прокурором поданы письменные возражения на апелляционную жалобу.
Участвующие в деле лица о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены своевременно и надлежащим образом в соответствии с требованиями главы 9 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее также - КАС РФ), в судебное заседание не явились, о причинах неявки не сообщили. Сведения о дате и времени судебного заседания суда апелляционной инстанции также размещены на официальном сайте Третьего апелляционного суда общей юрисдикции в сети "Интернет".
В соответствии с положениями части 5 статьи 213 КАС РФ судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Изучив материалы дела, выслушав объяснения представителя административного истца, заключение прокурора, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии с частью 1 статьи 307 КАС РФ, судебная коллегия приходит к выводу о том, что решение суда подлежит частичной отмене на основании пунктов 3, 4 части 2 статьи 310 КАС РФ ввиду несоответствия выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам административного дела; неправильного применения норм материального права.
Проверяя соблюдение процедуры принятия, опубликования оспариваемых в части перечней, судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции о том, что поименованные выше нормативные правовые акты приняты в пределах полномочий департамента имущественных отношений Краснодарского края, с соблюдением требований законодательства к форме, порядку принятия и введения в действие, размещены на официальном Интернет-портале правовой информации департамента имущественных отношений Краснодарского края http://www.diok.krasnodar.ru, что следует из положений статей 72 и 76 Конституции Российской Федерации, подпункта 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", статей 372, 378.2 НК РФ, подпунктов "а", "в" пункта 1 части 2 Закона Краснодарского края от 29 апреля 2016 года N 3388-КЗ "О внесении изменений в закон Краснодарского края "О налоге на имущество организаций", пункта 3.52 Положения о департаменте имущественных отношений Краснодарского края, утвержденного постановлением главы администрации Краснодарского края от 23 апреля 2007 года N 345. По этим основаниям перечни административным истцом не оспариваются.
Налог на имущество юридических лиц является региональным налогом, устанавливается и вводится в действие в соответствии с НК РФ и законами субъектов Российской Федерации, с момента введения в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации (статьи 14 и 372 НК РФ).
Пунктом 3 статьи 402 НК РФ установлено, что налоговая база в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 названного Кодекса, а также объектов налогообложения, предусмотренных абзацем вторым пункта 10 статьи 378.2 этого же Кодекса, определяется исходя из кадастровой стоимости указанных объектов налогообложения.
По смыслу пунктов 3 и 4 статьи 378.2 НК РФ административно-деловым и торговым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
- здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания (подпункты 1 названных пунктов);
- здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения или в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. При этом: здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения или в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;
фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, делового, административного или коммерческого назначения, признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).
В пункте 9 статьи 378.2 НК РФ установлено, что вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений определяется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с порядком определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, устанавливаемым с учетом положений пунктов 3, 4, 5 данной статьи высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении административного искового заявления, установил, что из всех оснований, предусмотренных статьей 378.2 НК РФ, здания с кадастровыми номерами N (сервисный центр по обслуживанию легковых автомобилей) и N (мойка) включены в перечни объектов недвижимого имущества на 2019 и 2020 годы в качестве объектов бытового обслуживания, здания с кадастровыми номерами N (автосалон) и N (операторская АЗС N 7) - в качестве торговых объектов, исходя из кодов видов деятельности в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности, относящим названные виды деятельности к бытовым услугам, определенных распоряжением Правительства Российской Федерации от 24 ноября 2016 года N 2496-Р; сведений Единого государственного реестра недвижимости о наименовании объектов; документов технического учета; а также из вида разрешенного использования земельных участков, на которых расположены спорные здания, исходил из того, что в материалах дела имеются доказательства, с достоверностью подтверждающие соответствие спорных зданий условиям, предусмотренным подпунктом 2 пункта 4 статьи 378.2 НК РФ.
В полной мере согласиться с такими выводами нельзя в силу следующего.
Как следует из материалов административного дела, ООО "Русь-98" является правообладателем спорных нежилых зданий, право собственности на которые зарегистрировано в Едином государственном реестре недвижимости 3 июля 2019 года.
В государственном кадастре недвижимости, в Едином государственном реестре недвижимости не содержится сведений, которые позволяли бы отнести принадлежащие административному истцу здания к объектам, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.
Согласно сообщению Управления Росреестра по Краснодарскому краю от ДД.ММ.ГГГГ года (исх. N N) в адрес суда апелляционной инстанции, сведения о здании с кадастровым номером N внесены в Единый государственный реестр объектов капитального строительства ДД.ММ.ГГГГ года на основании, в том числе, технического паспорта от ДД.ММ.ГГГГ года, подготовленного филиалом ГУП КК "Крайтехинвентаризация" по Кущевскому району, содержащего сведения о площади данного здания "данные изъяты" кв.м, назначении "нежилое", наименовании "здание автосалона". ДД.ММ.ГГГГ года в Единый государственный реестр недвижимости внесены сведения о местоположении (координатах характерных точек) границ объекта недвижимости с кадастровым номером N на основании, в том числе, технического плана здания от ДД.ММ.ГГГГ года, подготовленного кадастровым инженером ФИО10. на основании технического паспорта, изготовленного филиалом ГУП КК "Крайтехинвентаризация" по Кущевскому району от ДД.ММ.ГГГГ года.
Сведения о здании с кадастровым номером N внесены в Единый государственный реестр объектов капитального строительства ДД.ММ.ГГГГ года на основании, в том числе, технического паспорта от ДД.ММ.ГГГГ года, подготовленного филиалом ГУП КК "Крайтехинвентаризация" по Кущевскому району, содержащего сведения о площади данного здания N кв.м, назначении "нежилое", наименовании "сервисный центр по обслуживанию легковых автомобилей". ДД.ММ.ГГГГ года в Единый государственный реестр недвижимости внесены сведения о местоположении (координатах характерных точек) границ объекта недвижимости с кадастровым номером N на основании, в том числе, технического плана здания от ДД.ММ.ГГГГ года, подготовленного кадастровым инженером ФИО11 на основании технического паспорта, изготовленного филиалом ГУП КК "Крайтехинвентаризация" по Кущевскому району от ДД.ММ.ГГГГ года.
Сведения о здании с кадастровым номером N внесены в Единый государственный реестр объектов капитального строительства ДД.ММ.ГГГГ года на основании, в том числе, технического паспорта от ДД.ММ.ГГГГ года, подготовленного филиалом ГУП КК "Крайтехинвентаризация" по Кущевскому району, содержащего сведения о площади данного здания "данные изъяты" кв.м, назначении "нежилое", наименовании "операторская АЗС N N". ДД.ММ.ГГГГ года в Единый государственный реестр недвижимости внесены сведения о местоположении (координатах характерных точек) границ объекта недвижимости с кадастровым номером N на основании, в том числе, технического плана здания от ДД.ММ.ГГГГ года, подготовленного кадастровым инженером ФИО12 на основании технического паспорта, изготовленного филиалом ГУП КК "Крайтехинвентаризация" по Кущевскому району от ДД.ММ.ГГГГ года.
Сведения о здании с кадастровым номером N внесены в Единый государственный реестр объектов капитального строительства ДД.ММ.ГГГГ года на основании, в том числе, технического паспорта от ДД.ММ.ГГГГ года, подготовленного филиалом ГУП КК "Крайтехинвентаризация" по Кущевскому району, содержащего сведения о площади данного здания "данные изъяты" кв.м, назначении "нежилое", наименовании "мойка". ДД.ММ.ГГГГ года в Единый государственный реестр недвижимости внесены сведения о местоположении (координатах характерных точек) границ объекта недвижимости с кадастровым номером N на основании, в том числе, технического плана здания от ДД.ММ.ГГГГ года, подготовленного кадастровым инженером ФИО13 на основании технического паспорта, изготовленного филиалом ГУП КК "Крайтехинвентаризация" по Кущевскому району от ДД.ММ.ГГГГ года.
Таким образом, в сведениях из Единого государственного реестра недвижимости назначение каждого спорного объекта недвижимости указано как "нежилое здание", наименование здания с кадастровым номером N -"сервисный центр по обслуживанию легковых автомобилей", с кадастровым номером N - "мойка", с кадастровым номером N - "автосалон", с кадастровым номером N - "операторская АЗС N N".
Следовательно, назначение спорных зданий по сведениям Единого государственного реестра недвижимости не позволяет их расценивать в качестве объектов, подпадающих под критерии, предусмотренные подпунктом 2 пункта 4 статьи 378.2 НК РФ, а наименование зданий к таким критериям законодателем не отнесено.
Выводы суда первой инстанции относительно соответствия вида разрешенного использования земельных участков целям, предусмотренным налоговым законодательством, являются неправомерными.
Согласно материалам дела, здания с кадастровыми номерами N, N и N расположены на земельном участке с кадастровым номером N, здание с кадастровым номером N - на земельном участке с кадастровым номером N, находящихся в собственности у ООО "Русь-98" и имеющих вид разрешенного использования - эксплуатация зданий и сооружений АЗС, автостоянки и подъездного пути к ним.
По смыслу пунктов 3 и 4 статьи 378.2 НК РФ виды разрешенного использования земельных участков, которые предусматривают расположение на них офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания, являются самостоятельным основанием для включения этих зданий в Перечень.
Оценивая вид разрешенного использования указанных земельных участков, судебная коллегия находит, что поскольку данные земельные участки предусматривают возможность размещения на них зданий смешанного типа, а не исключительно торгового объекта, объектов общественного питания и бытового обслуживания, в связи с чем нельзя сделать однозначный вывод об отнесении зданий к числу объектов, подпадающих под условия подпункта 1 пункта 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации по виду разрешенного использования земельных участков, на которых они расположены.
Более того, классификатор видов разрешенного использования земельных участков, утвержденный приказом Минэкономразвития России от 01 сентября 2014 года N 540, действовавший на дату принятия оспариваемых нормативных правовых актов, к земельным участкам с видом разрешенное использование - бытовое обслуживание (код 3.3) относил земельные участки для размещения объектов капитального строительства, предназначенные для оказания населению или организациям бытовых услуг (мастерские мелкого ремонта, ателье, бани, парикмахерские, прачечные, химчистки, похоронные бюро), земельные участки для размещения торговых объектов - под кодом 4.4 "магазины".
Размещение мастерских, предназначенных для ремонта и обслуживания автомобилей; размещение автозаправочных станций; размещение магазинов сопутствующей торговли, зданий для организации общественного питания в качестве объектов дорожного сервиса поименованным Классификатором было отнесено к коду разрешенного использования земельного участка - объекты придорожного сервиса (код 4.9.1), заправка транспортных средств (код 4.9.1.1).
Таким образом, исходя из буквального описания, данный вид разрешенного использования не предусматривает размещения объектов бытового обслуживания в значении, придаваемом в описании вида разрешенного использования земельного участка "бытовое обслуживание" с кодом 3.3 названного выше классификатора видов разрешенного использования земельных участков, так же как и вид разрешенного использования "магазины" с кодом 4.4.
Документов, подтверждающих иной вид разрешенного использования земельных участков как в период включения объектов в оспариваемые перечни, так и в настоящее время, в материалах административного дела не содержится и административным ответчиком не представлено.
Применительно к сведениям технической документации на спорные объекты недвижимости, судебная коллегия исходит из следующего.
Согласно техническим планам от 23 июля 2015 года, выполненным на основании технических паспортов от 1 июля 2010 года и экспликации к ним:
- здание с кадастровым номером N имеет площадь "данные изъяты" кв.м. (здание литера В - "данные изъяты" кв.м, литера "в" (пристройка) - "данные изъяты" кв.м.), включает помещения - мастерская площадью "данные изъяты" кв.м, комната отдыха площадью "данные изъяты" кв.м, дизель-генераторная площадью "данные изъяты", 4 кв.м, компрессорная площадью "данные изъяты" кв.м, то есть, помещение мастерской занимает 87, 5 % от общей площади;
- здание с кадастровым номером N имеет площадь "данные изъяты" кв.м, включает помещения - кабинет площадью "данные изъяты" кв.м, две операторские площадью "данные изъяты" кв.м и "данные изъяты" кв.м. соответственно, котельная площадью "данные изъяты" кв.м, коридор площадью "данные изъяты" кв.м, то есть, помещение кабинета занимает 29, 5 % от общей площади;
- здание с кадастровым номером N имеет площадь "данные изъяты" кв.м, включает помещения - мойка площадью "данные изъяты" кв.м, два склада площадью "данные изъяты" кв.м. и "данные изъяты" кв.м соответственно, коридор площадью "данные изъяты" кв.м, приемная - "данные изъяты" кв.м, то есть, помещение мойки занимает 28 % от общей площади.
Аналогичные сведения содержатся в технических паспортах на данные здания по состоянию на 17 июля 2015 года.
В соответствии с выпиской из ЕГРЮЛ ООО "Русь-98" в качестве дополнительного вида деятельности осуществляет техническое обслуживание и ремонт легковых автомобилей и легких грузовых автотранспортных средств (код 45.20.1).
Признавая здания с кадастровыми номерами N (сервисный центр по обслуживанию легковых автомобилей) и N мойка) соответствующими критериям, установленным статьей 378.2 НК РФ, как объекты бытового обслуживания, суд первой инстанции исходил из Общероссийского классификатора видов экономической деятельности, утвержденного приказом Госстандарта от 31 января 2014 года N 14-ст, установивший код 45.20 для такого вида деятельности как техническое обслуживание и ремонт транспортных средств (в том числе мойка), который распоряжением Правительства Российской Федерации от 24 ноября 2016 года N 2496-р включен в Перечень кодов видов деятельности, относящихся к бытовым услугам в целях применения НК РФ.
Судебная коллегия не может согласиться с таким выводом суда первой инстанции, поскольку он основан на неправильном применении норм материального права и без учета фактических обстоятельств по делу.
Согласно положениям статьи 378.2 НК РФ, находящейся в главе 30 названного кодекса, регулирующей отношения исключительно в сфере налога на имущество, объектом налогообложения является названное в этой статье имущество, а не доход от деятельности собственников этого имущества.
Между тем, как следует из содержания поименованного выше распоряжения Правительства Российской Федерации в системном единстве с нормами глав 26.2, 26.3, 26.5 НК РФ, оно применяется к отношениям, возникающим в связи с уплатой налога на доходы от деятельности в том числе в сфере бытовых услуг в случае избрания упрощенной системы налогообложения, если речь идет о едином налоге на вмененный доход, а также при патентной системе налогообложения.
В статье 346.27 НК РФ для целей налогообложения в виде единого налога на вмененный доход определено, что бытовые услуги - платные услуги, которые оказываются физическим лицам и коды которых в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности и Общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности определяются Правительством Российской Федерации (абзац седьмой).
Аналогичное толкование содержится в информационных письмах Федеральной налоговой службы России от 28 ноября 2016 года N СД-4-3/22547@ "Об определении кодов видов экономической деятельности и кодов услуг, относящихся к бытовым услугам" и от 30 ноября 2016 года N СД-4-3/22788@ "Об информационном сообщении в связи с принятием распоряжения Правительства Российской Федерации от 24 ноября 2016 года N 2496-р".
С учетом изложенного ссылка суда на Общероссийский классификатор видов экономической деятельности и распоряжение Правительства Российской Федерации несостоятельна, поскольку названные акты не могут быть применены к отношениям в области налогов на недвижимое имущество.
Глава 30 НК РФ не содержит термина бытовые услуги, использует понятие "объект бытового обслуживания", не раскрывая его содержания.
Вместе с тем по смыслу положений параграфа 2 главы 37, главы 39 Гражданского кодекса Российской Федерации, а также Правил бытового обслуживания населения в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15 августа 1997 года N 1025, правоотношения в сфере бытового обслуживания направлены на выполнение лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность, работы и (или) оказание услуг, предназначенных для удовлетворения бытовых потребностей и иных нужд гражданина, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.
Потребителем в соответствии с абзацем третьим преамбулы Закона Российской Федерации от 7 февраля 1992 года N 2300-1 "О защите прав потребителей" является гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести либо заказывающий, приобретающий или использующий товары (работы, услуги) исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.
Следовательно, объектом бытового обслуживания для целей статьи 378.2 НК РФ с учетом приведенных федеральных норм является такой объект недвижимости, который используется для выполнения работ и (или) оказание услуг, предназначенных исключительно для удовлетворения личных потребностей гражданина.
Однако в материалах дела отсутствуют относимые и допустимые доказательства, подтверждающие использование данных зданий для оказания бытовых услуг физическим лицам, своевременные мероприятия по обследованию спорных зданий с целью определения вида их фактического использования для включения в перечни не проводились.
При таких обстоятельствах вывод суда первой инстанции о правомерности включения объектов недвижимости с кадастровыми номерами N и N в перечни является неправильным.
Судебная коллегия не может также согласиться с выводами суда первой инстанции о правомерности включения в оспариваемые перечни здания с кадастровым номером N "операторская АЗС N N" как торгового объекта, исходя из понятий "торгового объекта" и "автозаправочной станции", содержащихся в ГОСТе Р 51303-2013 Национальный стандарт Российской Федерации. Торговля. Термины и определения, утвержденном приказом Росстандарта от 28 августа 2013 года N 582-ст, согласно которому автозаправочной станцией признается предприятие, осуществляющее розничную продажу нефтепродуктов и оказывающее дополнительные сопутствующие услуги потребителям.
Вместе с тем, перечисленные выше характеристики данного здания и перечень помещений в нем, содержащиеся в технической документации, безусловно не свидетельствуют о его соответствии приведенным положениям ГОСТ Р 51303-2013, и, следовательно, установленным статьей 378.2 НК РФ критериям.
В силу прямого предписания, содержащегося в части 9 статьи 213 КАС РФ, административный ответчик обязан доказать законность включения спорных зданий в перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость.
Однако относимых и допустимых доказательств, подтверждающих наличие обстоятельств, указанных в статье 378.2 НК РФ в качестве необходимого условия для признания спорных зданий с кадастровыми номерами N, N и N объектами, налоговая база которых исчисляется исходя из его кадастровой стоимости, в материалы дела административным ответчиком не представлено.
В свою очередь, с выводами суда первой инстанции о правомерности включения в оспариваемые перечни здания с кадастровым номером N (здание автосалона) как предназначенного для размещения торговых объектов надлежит согласиться.
Согласно техническому плану от 23 июля 2015 года, выполненному на основании технического паспорта от 1 июля 2010 года, здание с кадастровым номером N имеет площадь "данные изъяты" кв.м, состоит из следующих помещений - автосалон площадью "данные изъяты" кв.м, касса - "данные изъяты" кв.м, кабинет - "данные изъяты" кв.м, два коридора площадью "данные изъяты" кв.м. и "данные изъяты" кв.м. соответственно, два туалета - "данные изъяты" кв.м и "данные изъяты" кв.м, щитовая - "данные изъяты" кв.м, склад - "данные изъяты" кв.м, то есть, назначение, наименование находящихся в нем помещений общей площадью не менее 20 % общей площади здания предусматривает размещение торговых объектов.
Под торговым объектом понимается здание или часть здания, строение или часть строения, сооружение или часть сооружения, специально оснащенные оборудованием, предназначенным и используемым для выкладки, демонстрации товаров, обслуживания покупателей и проведения денежных расчетов с покупателями при продаже товаров (пункт 4 статьи 2 Федерального закона от 28 декабря 2009 года N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации").
Национальный стандарт Российской Федерации "Торговля. Термины и определения. ГОСТ Р 51303-2013", утвержденный приказом Росстандарта от 28 августа 2013 года N 582-ст выделяет в том числе следующие типы торговых предприятий: магазин (п. 38), специализированный магазин (п. 40) и магазин-салон (п. 46).
При этом магазин-салон - это специализированный магазин с площадью торгового зала от 18 кв. м, в котором осуществляют продажу ограниченного ассортимента товаров одной группы или ее части преимущественно по методу индивидуального обслуживания продавцом-консультантом; в магазинах-салонах реализуются товары эксклюзивного и/или редкого спроса.
Анализ приведенных норм дает убедительную основу для вывода о том, что автосалон является разновидностью магазина-салона.
Согласно Приказу Минэкономразвития России от 12 мая 2017 года N 226 "Об утверждении методических указаний о государственной кадастровой оценке" автосалоны предусмотрены кодом "0408" группы "4. Объекты коммерческого назначения, предназначенные для оказания услуг населению, включая многофункционального назначения".
Доводы административного истца о необходимости использования в качестве актуального технического плана здания с кадастровым номером N по состоянию на 12 ноября 2018 года, представленного им в ходе заседания в суде апелляционной инстанции, подлежат отклонению, поскольку согласно информации отдела ГБУ КК "Крайтехинвентаризация - Краевой БТИ" по Кущевскому району, филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Краснодарскому краю изменения в техническую документацию и в сведения государственного кадастра недвижимости на основании данного документа не вносились.
Следовательно, включение объекта недвижимости с кадастровым номером N под пунктами 13956 и 13897 соответственно в перечни на 2019 год и на 2020 год является правомерным.
Бесспорных сведений о том, что спорные здания являются единым производственным комплексом, в материалах дела не содержится и административным истцом не представлено.
Напротив, согласно результатам внешнего осмотра, проведенного ДД.ММ.ГГГГ года специалистом ГКУ КК "Кубаньземконтроль", территория, на которой они расположены, огорожена, однако доступ свободный, сведений о наличии пропускного пункта не имеется, все здания являются отдельно стоящими, фасад здания с кадастровым номером N выходит на улицу, имеется свободный доступ и вывески " "данные изъяты"", " "данные изъяты"", на здании с кадастровым номером N имеется вывеска " "данные изъяты"", " "данные изъяты"".
При таком положении вывод суда первой инстанции о правомерности включения объектов недвижимости с кадастровыми номерами N, N и N в перечни на 2019 год и на 2020 год является неправильным, а решение суда об отказе в удовлетворении требований о признании пунктов 13957, 13958, 13959 перечня на 2019 год, пунктов 13898, 13899, 13900 перечня на 2020 год недействующими - незаконным и подлежащим отмене в этой части с вынесением нового решения о признании названных норм не действующими со дня их принятия. В остальной части решение суда подлежит оставлению без изменения.
Исходя из изложенного и руководствуясь статьями 307-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции, определила:
решение Краснодарского краевого суда от 9 марта 2021 года отменить в части отказа в удовлетворении административных исковых требований общества с ограниченной ответственностью "Русь-98" о признании не действующими со дня принятия пунктов 13957, 13958, 13959 перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, утвержденного приказом департамента имущественных отношений Краснодарского края от 26 декабря 2018 года N 3043; пунктов 13898, 13899, 13900 перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, утвержденного приказом департамента имущественных отношений Краснодарского края от 27 декабря 2019 года N 2837.
В названной части принять по делу новое решение об удовлетворении заявленных требований.
Признать не действующими со дня принятия пункты 13957, 13958, 13959 перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, утвержденного приказом департамента имущественных отношений Краснодарского края от 26 декабря 2018 года N 3043; пункты 13898, 13899, 13900 перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, утвержденного приказом департамента имущественных отношений Краснодарского края от 27 декабря 2019 года N 2837.
В остальной части решение Краснодарского краевого суда от 9 марта 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Русь-98" - без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции по правилам, установленным главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, в течение шести месяцев.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.