Судебная коллегия по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Украинской Т.И, судей Панфиловой Л.Ю, Наконечной Е.В, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Бикинского городского прокурора, действующего в защиту прав муниципального образования и неопределенного круга лиц к администрации Бикинского муниципального района Хабаровского края, главе Бикинского муниципального района Хабаровского края Королёву С.А, Кондратьевой А.П. о признании незаконными дополнительных соглашений N от 05.07.2019 г. и N от 06.05.2020 г. к договору муниципального служащего N от 01.07.2018 г, распоряжения администрации Бикинского муниципального района от 04.07.2019 г. N, распоряжения администрации Бикинского муниципального района N от 03.07.2018 г, распоряжения администрации Бикинского муниципального района N от 06.05.2020 г, прекращении трудового договора муниципального служащего N от 01.07.2018 г, по кассационной жалобе Кондратьевой А.П. на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Хабаровского краевого суда от 20 января 2021 года.
Заслушав доклад судьи Панфиловой Л.Ю, пояснения прокурора управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации Скарлухина М.А, полагавшего доводы кассационной жалобы не обоснованными, судебная коллегия
установила:
Бикинский городской прокурор, действуя в защиту прав муниципального образования и неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском, указав, что в результате проверки, проводимой Бикинской городской прокуратурой, по факту исполнения федерального законодательства в сфере противодействия коррупции установлено следующее: на основании распоряжения администрации Бикинского муниципального района от 04.07.2019 г. N и дополнительного соглашения N к трудовому договору муниципального служащего N от 01.07.2018 г. Кондратьева А.П. переведена на должность муниципальной службы заместителя главы администрации - начальника финансового управления администрации Бикинского муниципального района, не имея при этом необходимой квалификации для замещения муниципальной должности. Исходя из системного толкования положений Федерального закона N 25-ФЗ, Закона Хабаровского края N 131 в части установления квалификационных требований к замещению должностей муниципальной службы и положений статей 77 и 78 ТК РФ, следует, что поступление на муниципальную службу граждан, не отвечающих квалификационным требованиям, как по уровню профессионального образования, так и по стажу муниципальной службы, стажу работы по специальности, свидетельствуют о нарушении установленных правил заключения трудового договора, исключающим возможность продолжения муниципальной службы, являющимся основанием к расторжению договора по п.11 ч.1 ст.77 и ст. 84 ТК РФ.
Кроме того, согласно п.3 ст.6 ФЗ от 25.12.2008 г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" профилактика коррупции осуществляется путем применения, в том числе, предъявления в установленном законом порядке квалификационных требований к гражданам, претендующим на замещение государственных или муниципальных должностей и должностей государственной или муниципальной службы, а также проверка в установленном порядке сведений, представляемых указанными гражданами. Статьей 11 ФЗ 273-ФЗ определен порядок предотвращения и урегулирования конфликта интересов. Администрация Бикинского муниципального района, достоверно зная о необходимых квалификационных требованиях к занимаемой должности заместителя главы администрации - начальника финансового управления администрации Бикинского муниципального района, не приняла мер по урегулированию конфликта интересов, в том числе, по отстранению Кондратьевой А.П. от исполнения должностных (служебных) обязанностей в установленном п.1 ч.1 ст.13.1 ФЗ N 273-ФЗ порядке.
Кондратьева А.П, продолжая состоять в указанной должности, осуществляет властные и организационно-хозяйственные функции в администрации Бикинского муниципального района, в том числе, представляет интересы участника бюджетного процесса, выраженное в расходовании бюджетных средств, а также исполнения обязанностей главы администрации Бикинского муниципального района в период его отсутствия, последствием которых может стать нанесение ущерба интересам муниципального образования - Бикинского муниципального района, в том числе, предотвращения незаконного расходования бюджетных средств, а также незаконного осуществления властных полномочий.
Просил признать незаконными: дополнительное соглашение N от 05.07.2019 г.; распоряжение администрации Бикинского муниципального района от 04.07.2019 г. N о переводе Кондратьевой А.П. на должность муниципальной службы заместителя главы администрации - начальника финансового управления администрации Бикинского муниципального района; возложить на главу Бикинского муниципального района обязанность отменить указанное распоряжение, дополнительное соглашение; прекратить трудовой договор с Кондратьевой А.П. по основаниям, предусмотренным ФЗ от 25.12.2008 г. N 2873-ФЗ "О противодействии коррупции".
Кроме того, Бикинским городским прокурором 16.07.2020 г. увеличены исковые требования, заявлены требования об отмене распоряжения администрации Бикинского муниципального района N от 2.07.2018 г. о назначении переводом Кондратьеву А.П. с 01.07.2018 г. на должность заведующего сектором внутреннего муниципального финансового контроля администрации Бикинского муниципального района и прекращении трудового договора муниципального служащего N от 01.07.2018 г, заключенного с Кондратьевой А.П. в связи с непредставлением последней сведений о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера в соответствии с положениями пп.1.8 п.1 ст. 12 ФЗ от 02.03.2007 г. N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации", согласно которым сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей обязаны представлять представителю нанимателя (работодателю) граждане, претендующие на замещение должностей муниципальной службы, включенных в перечни, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Кроме того, Бикинским городским прокурором 25.09.2020 г. увеличены исковые требования о возложении обязанности на главу администрации Бикинского муниципального района отменить распоряжение от 06.05.2020 г. N о переводе Кондратьевой А.П. на должность заведующего сектором внутреннего финансового контроля администрации Бикинского муниципального района и прекратить действие дополнительного соглашения N к трудовому договору муниципального служащего N от 01.07.2018 г, заключенного между администрацией Бикинского муниципального района и Кондратьевой А.П.
В обоснование увеличенных исковых требований прокурор сослался на то, что в отношении Кондратьевой А.П. было возбуждено уголовное дело по ст. 237 УК РФ - подделка, изготовление или оборот поддельных документов, государственных наград, штампов, печатей или бланков. Кондратьева А.П, достоверно зная о том, что не имеет надлежащей квалификации, с целью личной заинтересованности, согласилась подписать дополнительное соглашение к своему трудовому договору и была назначена на должность заместителя главы, заработная плата которого выше заработной платы заведующего сектором. При этом она не выполнила требование антикоррупционного законодательства, не обратилась с заявлением об урегулировании конфликта интересов. Приложением N 3 к Закону Хабаровского края от 25.07.2007 г. N 131 "О муниципальной службе в Хабаровском крае" установлено, что для высшей группы должностей устанавливаются квалификационные требования к уровню профессионального образования и стажу муниципальной службы (государственной службы), а именно, наличие высшего профессионального образования не ниже уровня специалиста, магистратуры. Это такой уровень высшего профессионального образования, который, по мнению законодателя, является достаточным для замещения указанной группы должностей. Многочисленные прокуратурой проверки свидетельствуют о том, что должностные обязанности Кондратьевой А.П. выполняются ненадлежащим образом, поскольку лимиты не доводятся надлежащим образом до подведомственных организаций.
При назначении Кондратьевой А.П. на вышеуказанные должности последней нарушено законодательство о противодействии коррупции, антикоррупционного законодательства, согласно которому при назначении на должности претенденты обязаны предоставлять сведения о доходах, расходах об обязательствах как своих, так и супруга, несовершеннолетних детей. Таких сведений на момент назначения на должность заведующего сектором Кондратьевой А.П. не представлено.
Решением Бикинского городского суда Хабаровского края от 05.10.2020 г. исковые требования удовлетворены частично.
Признаны незаконными и отменены: распоряжение администрации Бикинского муниципального района Хабаровского края N от 04.07.2019 г. и дополнительное соглашение от 05.07.2019 г. N к трудовому договору муниципального служащего N от 01.07.2018 г.
В удовлетворении остальной части исковых требований отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Хабаровского краевого суда от 20.01.2021 г. решение Бикинского городского суда Хабаровского края от 05.10.2020 г. отменено в части, и принято в отмененной части новое решение о признании незаконным и отмене распоряжения администрации Бикинского муниципального района N от 03.07.2018 г. о назначении переводом Кондратьеву А.П. с 1 июля 2018 г. на должность муниципальной службы заведующего сектором внутреннего муниципального финансового контроля администрации Бикинского муниципального района; распоряжение N от 06.05.2020 г. о переводе Кондратьевой А.П. на должность заведующего сектором внутреннего финансового контроля администрации Бикинского муниципального района; возложить на главу Бикинского муниципального района прекратить трудовой договор муниципального служащего N от 01.07.2018 г. (с учетом дополнительного соглашения N от 06.05.2020 г.), заключенный между администрацией Бикинского муниципального района и Кондратьевой А.П.
В кассационной жалобе Кондратьева А.П. просит об отмене апелляционного определения. Полагает, что вывод суда о неисполнением ею при назначении на должности: заведующий сектором внутреннего муниципального финансового контроля Администрации Бикинского муниципального района Хабаровского края и заместителя главы Администрации - начальник финансового управления администрации Бикинского муниципального района Хабаровского края, обязанности по предоставлению сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера за себя и своего супруга и несовершеннолетних детей в соответствии с положениями Федерального закона от 02.03.2007 г. N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации". Указывает, на отсутствии в обжалуемом определении указания на конкретные нормы закона, которые ею были нарушены при перемещении с одной должности на другую, и нарушение которых влечет за собой прекращение с ней трудового договора и увольнения.
Настаивает, что она являлась не гражданином, претендующим на замещение должности муниципального служащего, а муниципальным служащим, замещающим должность муниципальной службы.
В возражениях на кассационную жалобу прокурор полагает доводы кассационной жалобы не обоснованными.
Проверив материалы дела, выслушав прокурора, обсудив доводы кассационной жалобы, возражения на неё, судебная коллегия по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции не находит оснований для удовлетворения жалобы.
В силу положений ст. 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Статья 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации предусматривает, что кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Судебная коллегия по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции рассмотрела дело в пределах доводов кассационной жалобы Кондратьевой А.П.
Судами установлено и следует из материалов дела, что 01.07.2018 г. между администрацией Бикинского муниципального района и Кондратьевой А.П. заключен трудовой договор N на неопределенный срок о назначении последней переводом на должность муниципальной службы Бикинского муниципального района заведующего сектором внутреннего муниципального финансового контроля.
Дополнительным соглашением N к трудовому договору муниципального служащего N от 01.07.2018 г. между администрацией Бикинского муниципального района Хабаровского края и Кондратьевой А.П. внесены изменения в вышеуказанный трудовой договор N, согласно которых Кондратьева А.П. переведена на должность муниципальной службы заместителя главы администрации - начальника финансового управления администрации Бикинского муниципального района со сроком действия - с 05.07.2019 г, временно, на период отсутствия основного работника ФИО5
Распоряжением главы муниципального района N от 02.07.2018 г. Кондратьева А.П. назначена переводом с 01.07.2018 г. на должность муниципальной службы заведующего сектором внутреннего муниципального финансового контроля администрации Бикинского муниципального района.
На основании заявления Кондратьевой А.П. от 04.07.2019 г. распоряжением администрации Бикинского муниципального района Хабаровского края N от 04.07.2019 г. Кондратьева А.П. переведена с 05.07.2019 г. на должность муниципальной службы заместителя главы администрации - начальника финансового управления администрации Бикинского муниципального района, временно, на период отсутствия основного работника ФИО5, с освобождением от ранее замещаемой должности.
Определением суда от 27.04.2020 г. удовлетворено ходатайство Бикинского городского прокурора, действующего в защиту прав муниципального образования и неопределенного круга лиц, о принятии мер по обеспечению иска, Кондратьева А.П. отстранена от занимаемой должности заместителя главы администрации - начальника финансового управления администрации Бикинского муниципального района.
Во исполнение исполнительного листа N ФС 015038734 от 27.04.2010 г, выданного на основании указанного определения о принятии мер по обеспечению иска от 27.04.2020 г, распоряжением администрации Бикинского муниципального района N от 06.05.2020 г. до решения суда по настоящему делу Кондратьева А.П. с 06.05.2020 г. переведена на должность муниципальной службы заведующего сектором внутреннего муниципального финансового контроля администрации Бикинского муниципального района, освобождена от исполнения обязанностей по временно замещаемой должности.
06.05.2020 г. между администрацией Бикинского муниципального района и Кондратьевой А.П. заключено дополнительное соглашение N к трудовому договору N от 01.07.2018 г, в соответствии с которым Кондратьева А.П. переведена на должность заведующего сектором внутреннего муниципального финансового контроля администрации Бикинского муниципального района с 06.05.2020 г. до принятия решения по настоящему делу.
Признавая незаконным, подлежащим отмене распоряжение администрации Бикинского муниципального района Хабаровского края N от 04.07.2019 г. о переводе Кондратьевой А.П. с 05.07.2019 г. на должность муниципальной службы заместителя главы администрации - начальника финансового управления администрации Бикинского муниципального района, и признавая незаконным, подлежащим отмене дополнительное соглашение от 05.07.2019 г. N к трудовому договору муниципального служащего N от 01.07.2018 г, суд обоснованно руководствовался положениями статей 6, 8, 9 Федерального закона от 02.03.2007 г. N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации", статьи 7 Федерального закона от 06.10.2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", статьями 2, 16 58, 59, 72.2 ТК РФ. При этом суд пришел к правильному выводу о том, что при отсутствии кандидата с необходимыми квалификационными требованиями к уровню образования работодателем не должны были нарушаться вышеназванные нормы закона.
В указанной части решение суда сторонами не обжалуется.
Отказывая прокурору в удовлетворении исковых требований в части признания незаконным распоряжения администрации Бикинского муниципального района N от 03.07.2018 г. о назначении Кондратьевой А.П. на должность заведующего сектором внутреннего финансового контроля администрации Бикинского муниципального района, прекращения трудового договора N09 от 01.07.2018 г, суд исходил из отсутствия нарушений Федерального закона N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" и Закона Хабаровского края от 25.07.2007 г. N 131 "О муниципальной службе в Хабаровском крае", поскольку при трудоустройстве на должность муниципального служащего Кондратьевой А.П. была предоставлена справка о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера гражданина, претендующего на замещение должности муниципальной службы от 27.02.2012 г, и в последующем, ежегодно такие сведения ею представлялись, что подтверждается материалами дела. При назначении Кондратьевой А.П. переводом с 01.07.2018 г. на должность муниципальной службы заведующего сектором внутреннего муниципального финансового контроля администрации Бикинского муниципального района справка о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера Кондратьевой А.П. в администрации имелась.
Отказывая прокурору в удовлетворении исковых требований в части признания незаконным распоряжения администрации Бикинского муниципального района N от 06.05.2020 г. и прекращении трудового договора муниципального служащего N от 01.07.2018 г, суд исходил только из того, что само распоряжение администрации Бикинского муниципального района Хабаровского края N от 04.07.2019 г. о переводе Кондратьевой А.П. с 05.07.2019 г. и дополнительное соглашение N к трудовому договору N от 01.07.2018 г, являются незаконными. Кроме того, апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Хабаровского краевого суда от 03.06.2020 г. определение суда от 27.04.2020 г. о принятии мер по обеспечению иска отменено и в удовлетворении ходатайства Бикинского городского прокурора о принятии мер по обеспечению иска отказано.
Суд апелляционной инстанции не согласился с решением суда первой инстанции, и, отменяя решение в части, указал, что должность Кондратьевой А.П. - заведующая сектором внутреннего муниципального финансового контроля по данному Перечню относится к ведущей группе должностей. В связи с чем, она обязана представлять сведения о своих расходах, а также о расходах своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей.
В целях обеспечения соблюдения требований антикоррупционного законодательства Российской Федерации Департаментом государственной политики в сфере государственной и муниципальной службы, противодействия коррупции Минтрудом России подготовлены Методические рекомендации по данным вопросам.
Согласно пункта 13 Методических рекомендации по вопросам представления сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера и заполнения соответствующей формы справки в 2019 году (за отчетный 2018 год), направленных Письмом Минтруда России от 10.01.2019 N 10-9/10/В-36, служащий либо работник должен представить сведения, в том числе, если по состоянию на 31 декабря отчетного года им в соответствии с приказом (распоряжением) представителя нанимателя (работодателя) временно исполнялись обязанности по должности, включенной в соответствующий Перечень.
Поскольку федеральное законодательство однозначно устанавливает в качестве меры по государственному принуждению сторон трудовых правоотношений к соблюдению антикоррупционного законодательства недопустимость продолжения трудового договора, заключенного с нарушением антикоррупционного законодательства, судебная коллегия пришла к выводу об отмене распоряжения администрации Бикинского муниципального района N от 06.05.2020 г. о переводе Кондратьевой А.П. на должность заведующего сектором внутреннего финансового контроля администрации Бикинского муниципального района и дополнительное соглашение N к трудовому договору N от 01.07.2018 г. с прекращением трудового договора с Кондратьевой А.П.
С выводами суда апелляционной инстанции судебная коллегия Девятого кассационного суда общей юрисдикции согласиться не может по следующим основаниям.
В соответствии с частями 1 и 2 статьи 15 Федерального закона от 2 марта 2007 года N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" граждане, претендующие на замещение должностей муниципальной службы, включенных в соответствующий перечень, муниципальные служащие, замещающие указанные должности, обязаны представлять представителю нанимателя (работодателю) сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей. Указанные сведения представляются в порядке, сроки и по форме, которые установлены для представления сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера государственными гражданскими служащими субъектов Российской Федерации.
Непредставление муниципальным служащим сведений о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей в случае, если представление таких сведений обязательно, либо представление заведомо недостоверных или неполных сведений является правонарушением, влекущим увольнение муниципального служащего с муниципальной службы.
Пунктом 3 Указа Президента РФ от 18.05.2009 г. N 557 (ред. от 31.12.2019) "Об утверждении перечня должностей федеральной государственной службы, при замещении которых федеральные государственные служащие обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей" рекомендовано органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления до 1 сентября 2009 г. определить должности государственной гражданской службы субъектов Российской Федерации и должности муниципальной службы, при назначении на которые граждане и при замещении которых государственные гражданские служащие обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей.
Согласно п.2.1 ст.7 Закона Хабаровского края от 25.07.2007 г. N (ред. от 29.04.2020) "О муниципальной службе в Хабаровском крае" муниципальный служащий, замещающий должность муниципальной службы, включенную в перечень, установленный нормативными правовыми актами Российской Федерации, обязан представлять сведения о своих расходах, а также о расходах своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей в порядке и по форме, которые установлены для представления сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера государственными гражданскими служащими края.
В соответствии с положениями ст. 13 указанного выше Закона гражданин не может быть принят на муниципальную службу, а муниципальный служащий не может находиться на муниципальной службе в случае непредставления предусмотренных настоящим Федеральным законом, Федеральным законом от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" и другими федеральными законами сведений или представления заведомо недостоверных или неполных сведений при поступлении на муниципальную службу.
Постановлением Губернатора Хабаровского края от 05.07.2013 г. N 54 утвержден Перечень должностей муниципальной службы в органах местного самоуправления, при замещении которых муниципальные служащие обязаны представлять сведения о своих расходах", а также о расходах своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей".
В указанный перечень входят должности муниципальной службы в администрациях муниципальных образований Хабаровского края, отнесенные Реестром: к высшей группе должностей муниципальной службы, главной группе должностей муниципальной службы и ведущей группе должностей муниципальной службы.
Как следует из материалов дела (личного дела Кондратьевой А.П.), 29.03.2012 г. состоялось заседание комиссии администрации Бикинского муниципального района Хабаровского края по проведению конкурсов на замещение вакантных муниципальных должностей муниципальной службы Бикинского муниципального района, по итогам которого комиссия решиларекомендовать Кондратьеву А.П. на замещение вакантной должности главного специалиста по финансовому контролю финансового управления администрации.
Кондратьевой А.П. было подано заявление о назначении на указанную должность и пакет документов, в том числе и справка о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера гражданина, претендующего на замещение должности муниципальной службы от 27.02.2012 г.
Распоряжением администрации Бикинского муниципального района N от 16.04.2012 г. Кондратьева А.П, прошедшая конкурсный отбор, с 10.04.2012 г. назначена на должность главного специалиста по финансовому контролю финансового управления администрации Бикинского муниципального района, а распоряжением N от 04.02.2014 г. - переведена на должность главного специалиста по финансовому контролю.
В связи с внесенными изменениями в штатное расписание администрации Бикинского муниципального района Кондратьевой А.П. была предложена одна из вакантных должностей - заведующего сектором внутреннего муниципального финансового контроля, и 01.07.2018 г. между администрацией Бикинского муниципального района и Кондратьевой А.П. был заключен трудовой договор N о назначении Кондратьевой А.П. переводом на должность муниципальной службы Бикинского муниципального района заведующего сектором внутреннего муниципального финансового контроля. Распоряжением администрации Бикинского муниципального района N от 02.07.2018 г. Кондратьева А.П. назначена переводом с 01.07.2018 г. на указанную должность.
Пунктом 1.2. Решения Собрания депутатов Бикинского муниципального района Хабаровского края от 20.06.2018 г. N35 "О внесении изменений в решение Собрания депутатов Бикинского муниципального района от 27.12.2017 г. N 107 "О структуре администрации Бикинского муниципального района на 2018 г." пункт 1.4. дополнен словами "сектор внутреннего муниципального финансового контроля". В связи с чем, в штатное расписание добавлена должность заведующего сектором внутреннего муниципального финансового контроля.
Должность Кондратьевой А.П. - заведующая сектором внутреннего муниципального финансового контроля по данному Перечню относится к ведущей группе должностей. В связи с чем, она обязана представлять сведения о своих расходах, а также о расходах своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей.
Как установлено судами и следует из материалов дела, обязанность предоставлять сведения о своих расходах, а также о расходах своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, при поступлении на службу, и в дальнейшем - ежегодно в период с 01.01.2012 г. по 31.12.2019 г, то есть за каждый отчетный период (год) Кондратьевой А.П. выполнялась (акт проверки от 09.07.2020 г. и копии справок за период с 01.01.2019 г. по 31.12.2019 г.).
В ч.1 ст.10 Федерального закона от 02.03.2007г. N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" дано понятие "муниципального служащего" - это гражданин, исполняющий в порядке, определенном муниципальными правовыми актами в соответствии с федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации, обязанности по должности муниципальной службы за денежное содержание, выплачиваемое за счет средств местного бюджета.
Статьями 11, 12, 13 названного Закона определены, основные права, обязанности муниципального служащего и ограничения, связанные с муниципальной службой - последние определены отдельно от граждан, не имеющих статуса муниципального служащего, и отдельно - для муниципальных служащих.
При таких данных, Кондратьева А.П. при назначении на муниципальные должности "заведующий сектором внутреннего муниципального финансового контроля администрации Бикинского муниципального района Хабаровского края" и "заместитель главы администрации - начальник финансового управления администрации Бикинского муниципального района Хабаровского края", являлась не гражданином претендующим на замещение должностей муниципальной службы, включенных в соответствующий перечень, а имела статус (правовое положение) - муниципального служащего, замещающего должность муниципальной службы, включенную в соответствующий перечень, с возложением обязанностей и ограничений, связанных с муниципальной службой.
В связи с чем, вывод суда апелляционной инстанции о не исполнении Кондратьевой А.П. обязанности по предоставлению сведений о своих расходах, а также о расходах своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, не обоснованный и незаконный, а потому решение суда о признании незаконным и отмене распоряжения администрации Бикинского муниципального района N от 03.07.2018 г, распоряжения N от 06.07.2020 г. и возложении на главу Бикинского муниципального района прекратить трудовой договор муниципального служащего N от 01.07.2018 г. подлежит отмене.
В силу изложенного, судебная коллегия полагает, что судом апелляционной инстанции не были учтены указанные нормы в их правовом единстве, не установлены верно и в надлежащем объеме важные и значимые юридические обстоятельства, выяснение которых необходимо для законного разрешения настоящего спора, основываясь на системе доказательств и правильном применении норм действующего законодательства, а доводы кассационной жалобы заслуживают внимание.
Согласно ч.1 ст.379.7 Гражданско-процессуального кодекса РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Положения процессуального закона нарушены судом апелляционной инстанции при принятии судебного постановления, что повлекло принятие неправильного судебного постановления с позиции законности. Допущенные нарушения процессуального закона являются по своему характеру существенными, непреодолимыми, без устранения которых невозможно восстановление и защита нарушенных прав.
Кассационный порядок обжалования судебных актов, вступивших в законную силу, предусмотрен в целях исправления допущенных судами в ходе предшествующего разбирательства дела существенных нарушений норм материального или процессуального права, повлиявших на исход дела, без устранения которых невозможно восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, включая публичные интересы (п.1 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11.12.2012 N 29 "О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регулирующих производство в суде кассационной инстанции"). Проверка решения в интересах законности предполагает, что обжалованное судебное постановление должно быть в одинаковой мере проверено судом кассационной инстанции, как с точки зрения его законности, так и в смысле соответствия его событиям и фактам, установленным судом нижестоящей инстанции.
В силу п.4 ч.1 ст.390 Гражданско-процессуального кодекса РФ по результатам рассмотрения кассационных жалобы, представления кассационный суд общей юрисдикции вправе оставить в силе одно из принятых по делу судебных постановлений.
Руководствуясь ст. ст. 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Хабаровского краевого суда от 20 января 2021 года в части отмены решения Бикинского городского суда Хабаровского края от 5 октября 2020 года о признании незаконным и отмене распоряжения администрации Бикинского муниципального района N от 03.07.2018 г. о назначении переводом Кондратьеву А.П. с 01.07.2018 г. на должность муниципальной службы заведующего сектором внутреннего муниципального финансового контроля администрации Бикинского муниципального района; распоряжение N от 06.05.2020 г. о переводе Кондратьевой А.П. на должность заведующего сектором внутреннего финансового контроля администрации Бикинского муниципального района; возложить на главу Бикинского муниципального района прекратить трудовой договор муниципального служащего N от 01.07.2018 г. (с учетом дополнительного соглашения N от 06.05.2020 г.), заключенный между администрацией Бикинского муниципального района и Кондратьевой А.П. - отменить.
Решение Бикинского городского суда Хабаровского края от 5 октября 2020 года оставить в силе.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.