Судебная коллегия по административным делам Московского городского суда в составе председательствующего В.В. Ставича, судей Ю.М. Смолиной, Р.Б. Михайловой, при секретаре Ж.В. Дубравиной, с участием прокурора Е.Ф. Оглио, рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи В.В. Ставича административное дело по апелляционной жалобе Г.Н. Страчковой на решение Хорошевского районного суда г. Москвы от 13 августа 2021 года, которым постановлено:
Признать незаконным и отменить решение избирательной комиссии внутригородского муниципального образования в г. Москве - муниципального округа Щукино от 31 июля 2021 года N5/11 "О регистрации кандидата в депутаты Совета депутатов муниципального округа Щукино в городе Москве по многомандатному избирательному округу N4 Страчковой Галины Николаевны", УСТАНОВИЛА:
решением избирательной комиссии внутригородского муниципального образования в г. Москве - муниципального округа Щукино от 10 июля 2021 года N1/1 на 10 июля 2021 года назначены выборы депутатов Совета депутатов муниципального округа Щукино.
Решение о назначении выборов опубликовано 12 июля 2021 года в электронном периодическом издании "Вестник Московской городской избирательной комиссии".
Решением избирательной комиссии внутригородского муниципального образования в г. Москве - муниципального округа Щукино от 31 июля 2021 г. N5/11 зарегистрирован кандидат в депутаты Совета депутатов муниципального округа Щукино в городе Москве по многомандатному избирательному округу N4 Страчкова Галина Николаевна.
Административный истец В.С. Довжко, который также является зарегистрированным кандидатом по этому же избирательному округу, просил суд признать незаконным решение о регистрации кандидата в депутаты Совета депутатов муниципального округа Щукино в г. Москве по многомандатному избирательному округу N4 Г.Н. Страчковой, поскольку подписные листы, представленные последней, не соответствовали образцу подписного листа, утвержденному избирательной комиссией, что нарушило принцип равенство кандидатов.
Решением Хорошевского районного суда г. Москвы от 13 августа 2021 года административный иск удовлетворен.
В апелляционной жалобе заинтересованного лица Г.Н. Страчковой ставится вопрос об отмене решения суда.
Заинтересованное лицо Г.Н. Страчкова и ее представитель Д.Н. Гундоров в заседании судебной коллегии доводы апелляционной жалобы поддержали.
Представитель административного истца В.С. Довжко по доверенности В.С. Смирнов в судебном заседании возражал против удовлетворения апелляционной жалобы.
Представитель избирательной комиссии внутригородского муниципального образования в г. Москве - муниципального округа Щукино по доверенности И.К. Образцов решение суда просил оставить без изменения.
Исследовав материалы административного дела, выслушав объяснения явившихся лиц, заключение прокурора Е.Ф. Оглио, полагавшей решение суда законным и обоснованным, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия полагает, что предусмотренные ст. 310 КАС РФ основания для отмены обжалуемого судебного постановления в апелляционном порядке по доводам апелляционной жалобы отсутствуют.
Из материалов дела усматривается, что 13 июля 2021 года избирательная комиссия внутригородского муниципального образования в г. Москве - муниципального округа Щукино своим решением N2/10 утвердила образцы заполнения подписных листов на выборах Совета депутатов муниципального округа Щукино.
26 июля 2021 года Г.Н. Страчкова представила в избирательную комиссию внутригородского муниципального образования в г. Москве - муниципального округа Щукино документы по выдвижению ее кандидатом в депутаты Совета депутатов муниципального округа Щукино по многомандатному избирательному округу N4, предоставив первый финансовый отчет кандидата, подписные листы с подписями избирателей, протокол об итогах сбора подписей избирателей на бумажном носителе (л.д. 61-80).
Решением избирательной комиссии внутригородского муниципального образования в г. Москве - муниципального округа Щукино от 31 июля 2021 года N5/11 Г.Н. Страчкова зарегистрирована кандидатом в депутаты Совета депутатов муниципального округа Щукино в городе Москве по многомандатному избирательному округу N4 (л.д. 14).
Спор возник по поводу соответствия подписных листов кандидата Г.В. Страчковой, утвержденному избирательной комиссией образцу.
Удовлетворяя административный иск, суд первой инстанции установил, что в подписных листах, представленных Г.В. Страчковой, не указаны сведения о месте проведения выборов - г. Москва, что не соответствует утвержденному образцу подписного листа, где такое указание имеется. По мнению суда первой инстанции подписи кандидата Г.В. Страчковой являются недействительными, так как форма представленных подписных листов не соответствует требованиям приложений 5, 6, 7.1, 8 и 10 к Федеральному закону "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".
Данные выводы суда мотивированы, подтверждаются имеющимися в материалах дела доказательствами и оснований для признания их незаконными по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Правовой основой регулирования отношений, связанных с осуществлением конституционного права граждан избирать и быть избранными в органы государственной власти, является Федеральный закон от 12 июня 2002 года N67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N67-ФЗ).
Порядок организации и проведения выборов в органы государственной власти города Москвы и выборов в органы местного самоуправления внутригородских муниципальных образований в городе Москве, а также иные вопросы проведения выборов в городе Москве, отнесенные федеральным законодательством к ведению города Москвы, урегулированы Законом города Москвы от 6 июля 2005 года N38 "Избирательный кодекс города Москвы" (далее - Избирательный кодекс города Москвы).
Согласно пунктам 1, 2 статьи 32 и пункту 1.1 статьи 35 Федерального закона N67-ФЗ граждане Российской Федерации, обладающие пассивным избирательным правом, могут быть выдвинуты кандидатами непосредственно либо в составе списка кандидатов. Непосредственное выдвижение кандидатов может быть осуществлено путем самовыдвижения и выдвижения избирательным объединением. Законом субъекта Российской Федерации может быть предусмотрено выдвижение избирательным объединением кандидатов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам списком, в котором определяется, по какому одномандатному (многомандатному) избирательному округу выдвигается каждый кандидат (далее - список кандидатов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам). В этом случае законом субъекта Российской Федерации также может быть предусмотрено заверение списка кандидатов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам организующей выборы избирательной комиссией.
Частью 1 статьи 31.1 Избирательного кодекса города Москвы предусмотрено, что необходимым условием регистрации кандидата в депутаты Московской городской Думы, кандидата (муниципального списка кандидатов) в депутаты представительных органов местного самоуправления является поддержка выдвижения кандидата, муниципального списка кандидатов избирателями, наличие которой определяется по результатам выборов либо подтверждается необходимым числом подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидата, муниципального списка кандидатов.
Согласно части 2 статьи 34 Избирательного кодекса г. Москвы количество подписей, необходимое для регистрации кандидата, устанавливается организующей выборы избирательной комиссией.
Подписные листы для сбора подписей избирателей в поддержку выдвижения (самовыдвижения) кандидатов в депутаты представительного органа местного самоуправления изготавливаются и оформляются по форме, согласно приложению 8 к Федеральному закону (часть 5 статьи 34 Избирательного кодекса города Москвы).
На основании форм подписных листов, установленных Федеральным законом, организующая выборы избирательная комиссия утверждает образец заполнения подписного листа в части, касающейся указания соответственно наименования должности выборного должностного лица, наименования законодательного (представительного) органа государственной власти города Москвы, представительного органа местного самоуправления, наименования субъекта Российской Федерации, муниципального образования, наименования и (или) номера избирательного округа (часть 5.1. статьи 34 Избирательного кодекса города Москвы).
Так, форма подписного листа для сбора подписей избирателей в поддержку выдвижения (самовыдвижения) кандидатов в депутаты представительного органа местного самоуправления согласно приложению 8 к Федеральному закону N67-ФЗ предусматривает указание наименования представительного органа муниципального образования в соответствии с уставом муниципального образования.
Образец заполнения подписных листов, утвержденный избирательной комиссии внутригородского муниципального образования в г. Москве - муниципального округа Щукино предусматривал указание в подписном листе место проведения выборов "в городе Москве", а полное наименование "Выборы депутатов Совета депутатов муниципального округа Щукино в городе Москве".
Представленные кандидатом в депутаты Г.Н. Старчковой подписные листы указанному образцу не соответствовали, поскольку в них не указано место нахождения представительного органа местного самоуправления, а, следовательно, отсутствовала важная для избирателей информация о месте проведения выборов.
Согласно пункту 9 части 7 статьи 37 Избирательного кодекса города Москвы недействительными признаются все подписи избирателей, форма которого не соответствует требованию приложения 8 к Федеральному закону N67-ФЗ.
Из материалов дела видно, что кандидат в депутаты В.С. Довжко, который баллотируется по этому же многомандатному округу, требования к заполнению формы подписных листов в указанной части не нарушил.
Таким образом, сложилась ситуация, при которой одни кандидаты требования к заполнению формы подписных листов соблюли в точности, а другой кандидат заполнил этот образец в произвольной форме, что, с очевидностью, повлекло нарушение принципа равенства всех кандидатов.
Изложенное также согласуется с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 11 мая 2012 года N658-О, в соответствии с которой изготовление и оформление подписных листов в точном соответствии с положениями избирательного законодательства выступают гарантией необходимого информирования граждан о кандидате, препятствуют возможному сокрытию или искажению информации, направлены как на защиту прав и законных интересов избирателей при сборе подписей, так и на обеспечение равенства прав кандидатов. Несоблюдение этого правила ставит под сомнение наличие реальной, основанной на полной и достоверной информации, поддержки кандидата избирателями, а потому и действительность подписей в подписных листах.
В апелляционной жалобе Г.Н. Старчкова ссылается на подпункт "и" пункта 6.4. статьи 38 Федерального закона N67-ФЗ о том, что неточное указание в подписном листе наименования представительного органа муниципального образования, если оно соответствует образцу, утвержденному в соответствии с пунктом 8.1. статьи 38 настоящего Федерального закона, не может служить основанием для признания подписей избирателей недействительными.
В данном случае, суд первой инстанции обоснованно со ссылкой на положения пп. 8 и 8.1. статьи 38 Федерального закона N67-ФЗ отклонил этот доводы административного истца, поскольку указанное в подписных листах Г.Н. Старчковой наименование представительного органа муниципального образования, как раз и не соответствовало образцу, утвержденному избирательной комиссией.
Суждения в апелляционной жалобе о том, что образец заполнения подписных листов носит рекомендательный характер и соответствует уставу муниципального образования, основан на ошибочном толковании вышеприведенных норм права.
Учитывая формальный характер требований избирательного законодательства, судебная коллегия находит доводы о несущественности нарушений необоснованным.
На основании изложенного судебная коллегия применительно к частям 9, 11 ст. 226 КАС РФ приходит к выводу, что административным ответчиком не доказано, что основания для принятия оспариваемого решения имелись, а содержание оспариваемого решения соответствует нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Напротив, кандидатом в депутаты В.С. Довжко доказан факт нарушения своих прав, свобод и законных интересов.
При таком положении оснований для отмены решения суда по доводам жалобы не имеется.
Руководствуясь ст. 311 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Хорошевского районного суда г. Москвы от 13 августа 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Кассационная жалоба может быть подана через суд первой инстанции в течение шести месяцев во Второй кассационный суд общей юрисдикции и Верховный Суд России.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.