Московский городской суд в составе
председательствующего судьи фио, при секретаре фио, рассмотрев в открытом судебном заседании заявление публичного акционерного общества "Сбербанк России" о взыскании судебных расходов по административному делу N 3а-2531/2020 по административному исковому заявлению публичного акционерного общества "Сбербанк России" к Департаменту городского имущества адрес, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве об установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости в размере рыночной стоимости, установил:
публичное акционерное общество "Сбербанк России" обратилось в Московский городской суд с административным исковым заявлением об установлении по состоянию на 1 января 2018 года кадастровой стоимости в размере рыночной:
нежилого здания общей площадью 35 596, 3 кв.м с кадастровым номером 77:04:0001018:12513, расположенного по адресу: адрес, в размере сумма;
земельного участка общей площадью 19 882 кв.м с кадастровым номером 77:04:0001018:182, расположенного по адресу: адрес, в размере сумма
Распоряжением Департамента городского имущества адрес от 29.11.2018 N 40557 "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости в адрес по состоянию на 1 января 2018 года" утверждены результаты государственной кадастровой оценки объектов недвижимости по состоянию на 01 января 2018 года.
В отношении указанных объектов недвижимости утверждена кадастровая стоимость в размере сумма, сумма соответственно.
Заявляя требование об определении кадастровой стоимости, административный истец представил в суд отчет об оценке NО-3019928, подготовленный ООО "Консул групп-оценка", согласно которому по состоянию на 1 января 2018 года рыночная стоимость определена:
нежилого здания общей площадью 35 596, 3 кв.м с кадастровым номером 77:04:0001018:12513, расположенного по адресу: адрес, в размере сумма;
земельного участка общей площадью 19 882 кв.м с кадастровым номером 77:04:0001018:182, расположенного по адресу: адрес, в размере сумма
С учетом того, что представителем административного ответчика представлены замечания на указанный отчет об оценке, по административному делу назначена судебная оценочная экспертиза, на разрешение которой поставлен вопрос о соответствии отчета об оценке требованиям законодательства об оценочной деятельности, а в случае несоответствия о рыночной стоимости вышеуказанных объектов недвижимости по состоянию на 1 января 2018 года. Проведение экспертизы поручено АНО "Институт судебных экспертиз".
Согласно заключению судебной оценочной экспертизы отчет об оценке NО-3019928, подготовленный ООО "Консул групп-оценка", не соответствует требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности.
По состоянию на 1 января 2018 года рыночная стоимость определена:
нежилого здания общей площадью 35 596, 3 кв.м с кадастровым номером 77:04:0001018:12513, расположенного по адресу: адрес, в размере сумма;
земельного участка общей площадью 19 882 кв.м с кадастровым номером 77:04:0001018:182, расположенного по адресу: адрес, в размере сумма
Решением Московского городского суда от 28 сентября 2020 года установлена по состоянию на 1 января 2018 года кадастровая стоимость соответствующая рыночной спорного объекта недвижимости на основании выводов судебной оценочной экспертизы.
На указанное решение представителем Департамента городского имущества адрес подана апелляционная жалоба.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции от 2 февраля 2021 года решение Московского городского суда от 28 сентября 2020 года оставлено без изменения, апелляционная жалоба без удовлетворения.
Административный истец обратился в суд с заявлением о взыскании с Департамента городского имущества адрес судебных расходов по оплате судебной оценочной экспертизы в размере сумма, государственной пошлины в размере сумма
Суд, исследовав письменные материалы дела, считает, что заявление не подлежит удовлетворению исходя из нижеследующего.
В соответствии с частью 1 статьи 111 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.
При удовлетворении требований об установлении в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости судебные расходы взыскиваются с органа, утвердившего результаты определения кадастровой стоимости.
Судебные расходы согласно статье 103 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением административного дела.
При удовлетворении требований об установлении в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости судебные расходы взыскиваются с органа, утвердившего результаты определения кадастровой стоимости.
В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 11 июля 2017 г. N 20-П "По делу о проверке конституционности положений статьи 111, части 5 статьи 247 и пункта 2 части 1 статьи 248 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, частей 1 и 2 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в связи с жалобами гражданки фио и федерального государственного бюджетного учреждения "Российский сельскохозяйственный центр", возмещение судебных расходов осуществляется той стороне, в пользу которой вынесено решение суда, и на основании того судебного акта, которым спор разрешен по существу. При этом процессуальное законодательство исходит из того, что критерием присуждения судебных расходов является вывод суда о правомерности или неправомерности заявленного истцом требования; данный вывод, в свою очередь, непосредственно связан с содержащимся в резолютивной части судебного решения выводом о том, подлежит ли иск удовлетворению, поскольку только удовлетворение судом требования подтверждает правомерность принудительной реализации его через суд и влечет восстановление нарушенных прав и свобод, что в силу статей 19 (часть 1) и 46 (части 1 и 2) Конституции Российской Федерации и приводит к необходимости возмещения судебных расходов.
Возложение на самих налогоплательщиков бремени несения судебных расходов, связанных с установлением кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере, равном его рыночной стоимости, если в результате массовой кадастровой оценки она была определена ошибочно, не только сужает реальную доступность правосудия, но и способно финансово обесценить значение соответствующего судебного решения с точки зрения соотношения бремени судебных расходов с ожидаемыми налоговыми выгодами в связи с возможным изменением налоговой базы по соответствующему налогу на недвижимое имущество.
Вместе с тем при решении вопросов о распределении судебных расходов по указанной категории дел не исключается учет того обстоятельства, что допущенное при установлении кадастровой стоимости ее расхождение с рыночной стоимостью может укладываться в приемлемый с точки зрения существующих стандартов государственной кадастровой оценки диапазон отклонений и, соответственно, не является свидетельством ошибки, приводящей к нарушению конституционных прав и свобод граждан, организаций как налогоплательщиков.
Исходя из системного толкования указанных положений, следует, что если соответствующие судебные издержки понесены в связи с установлением обстоятельств, бремя доказывания которых возложено на истца, то эти издержки взыскиваются с административного истца. При этом обязанность доказывания оснований, указанных в статье 248 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, лежит на административном истце, поскольку им реализуется право на установление в судебном порядке кадастровой стоимости в размере рыночной спорного земельного участка.
Учитывая вышеприведенные требования закона и разъяснения Конституционного Суда Российской Федерации, исходя из того, что бремя доказывания обстоятельств, на которое ссылается административный истец как на основании своих требований, лежит на последнем, а также, что допущенное при установлении кадастровой стоимости ее расхождение с рыночной стоимостью в размере менее 30 процентов укладывается в приемлемый с точки зрения существующих стандартов государственной кадастровой оценки диапазон отклонений и, соответственно, не является свидетельством ошибки, приводящей к нарушению конституционных прав и свобод административного истца как налогоплательщика, суд считает, что судебные расходы подлежат возложению на административного истца.
При таких обстоятельствах, оснований для удовлетворения заявления административного истца о взыскании судебных расходов не имеется.
Руководствуясь статьями 103, 108, 111Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
определил:
В удовлетворении заявления публичного акционерного общества "Сбербанк России" о взыскании судебных расходов отказать.
На определение может быть подана частная жалоба в Первый апелляционный суд общей юрисдикции в течение 15 дней со дня вынесения определения через суд, принявший настоящий судебный акт.
Судья Московского городского суда фио
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.