Московский городской суд в составе председательствующего судьи Баталовой И.С. при ведении протокола помощником судьи Лучкиной С.П., рассмотрев в открытом судебном заседании заявление экспертной организации ООО "Консул Групп-оценка" о взыскании расходов по оплате судебной оценочной экспертизы по административному делу N 3а-3477/2020, УСТАНОВИЛ:
Административный истец обратился в Московский городской суд с административным исковым заявлением, в котором просил установить по состоянию на 01 января 2018 года кадастровую стоимость помещений по адресу: город Москва, --- в следующем размере:
- помещение с кадастровым номером --- равной рыночной стоимости в размере 10 776 000 рублей;
- помещение с кадастровым номером --- равной рыночной стоимости в размере 509 000 рублей;
- помещение с кадастровым номером --- равной рыночной стоимости в размере 1 263 000 рублей;
- помещение с кадастровым номером --- равной рыночной стоимости в размере 19 816 000 рублей;
- помещение с кадастровым номером --- равной рыночной стоимости в размере 8 524 000 рублей;
- помещение с кадастровым номером --- равной рыночной стоимости в размере 1 918 000 рублей;
- помещение с кадастровым номером --- равной рыночной стоимости в размере 20 799 000 рублей.
Решением Московского городского суда от 17 декабря 2020 года рыночная стоимость объектов недвижимости определена в следующем размере:
- помещение с кадастровым номером --- в размере 17 213 000 рублей;
- помещение с кадастровым номером --- в размере 553 000 рублей;
- помещение с кадастровым номером --- в размере 1 372 000 рублей;
- помещение с кадастровым номером --- в размере 28 658 000 рублей;
- помещение с кадастровым номером 77:06:0005017:5616 в размере 9 088 000 рублей;
- помещение с кадастровым номером --- в размере 1 391 000 рублей;
- помещение с кадастровым номером --- в размере 23 164 000 рублей.
Решение вступило в законную силу.
В связи с возникшим спором о величине рыночной стоимости спорных объектов недвижимости и в целях устранения возникших сомнений определением Московского городского суда по делу была назначена судебная оценочная экспертиза, производство которой по ходатайству сторон поручено эксперту ООО "Консул Групп-оценка". Заключение эксперта положено в основу решения.
Расходы по судебной экспертизе в размере 100 000 рублей сторонами не оплачены, в связи с чем подлежат распределению судом. Рассмотрев заявление о взыскании расходов по оплате судебной экспертизы в открытом судебном заседании, суд приходит к следующему.
В силу порядка распределения судебных издержек, понесенных при рассмотрении дела, урегулированного положениями статьи 111 КАС РФ, расходы на проведение судебной экспертизы наряду с иными понесенными по делу судебными расходами подлежат окончательному распределению между сторонами по итогам разрешения спора по существу с учетом специфики его предмета и правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 11 июля 2017 года N 20-П, независимо от того, по чьей инициативе она была назначена и кто предварительно внес денежную сумму, подлежащую выплате эксперту, на депозитный счет суда.
Частью 1 статьи 111 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установлено, что стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных статьей 107 и частью 3 статьи 109 названного Кодекса.
В соответствии с частью 1 статьи 103 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением административного дела.
Статья 106 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации к издержкам, связанным с рассмотрением административного дела, относит, в том числе суммы, подлежащие выплате экспертам (пункт 1).
В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 11 июля 2017 года N 20-П, возмещение судебных расходов осуществляется той стороне, в пользу которой вынесено решение суда, и на основании того судебного акта, которым спор разрешен по существу.
Вместе с тем при решении вопросов о распределении судебных расходов по указанной категории дел не исключается учет того обстоятельства, что допущенное при установлении кадастровой стоимости ее расхождение с рыночной стоимостью может укладываться в приемлемый с точки зрения существующих стандартов государственной кадастровой оценки диапазон отклонений и, соответственно, не является свидетельством ошибки, приводящей к нарушению конституционных прав и свобод граждан, организаций как налогоплательщиков. При разрешении настоящего заявления о возмещении судебных расходов суд учитывает указанную выше позицию Конституционного Суда Российской Федерации, оценивает существенность или несущественность превышения кадастровой стоимости спорного объекта недвижимости над рыночной на предмет ее соответствия допустимым отклонениям, принятым в государственной кадастровой оценке.
Кадастровая стоимость помещений утверждена по состоянию на 01 января 2018 года Распоряжением Департамента городского имущества города Москвы от 29 ноября 2018 года N 40557 "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости в городе Москве по состоянию на 01 января 2018 г." в следующем размере:
- помещение с кадастровым номером --- в размере 33 244 260, 95 рублей;
- помещение с кадастровым номером --- в размере 1 527 682 рублей;
- помещение с кадастровым номером --- в размере 3 605 280, 39 рублей;
- помещение с кадастровым номером --- в размере 30 988 132, 2 рублей;
- помещение с кадастровым номером --- в размере 13 730 309, 14 рублей;
- помещение с кадастровым номером --- в размере 3 353 842, 07рублей;
- помещение с кадастровым номером --- в размере 33 244 260, 95 рублей.
Разница между рыночной и кадастровой стоимостью помещения с кадастровым номером --- составляет 42%.
Разница между рыночной и кадастровой стоимостью помещения с кадастровым номером --- составляет 64%.
Разница между рыночной и кадастровой стоимостью помещения с кадастровым номером --- составляет 62%.
Разница между рыночной и кадастровой стоимостью помещения с кадастровым номером --- составляет 8%.
Разница между рыночной и кадастровой стоимостью помещения с кадастровым номером --- составляет 34%.
Разница между рыночной и кадастровой стоимостью помещения с кадастровым номером --- составляет 58%.
Разница между рыночной и кадастровой стоимостью помещения с кадастровым номером --- составляет 30%.
Разница между рыночной и кадастровой стоимостью объектов недвижимости, которая превышает 50%, по мнению суда, свидетельствует об ошибке, допущенной при формировании методики определения кадастровой стоимости или при ее применении к конкретным объектам недвижимости. Подобная разница судом признается неприемлемым и недопустимым диапазоном отклонения в стоимости объектов недвижимости с точки зрения существующих стандартов государственной кадастровой оценки.
При изложенных обстоятельствах, расходы по оплате судебной экспертизы в отношении объектов недвижимости с кадастровыми номерами
--- подлежат взысканию с органа, утвердившего результаты определения кадастровой стоимости, то есть с Департамента городского имущества города Москвы. Согласно калькуляции эксперта, сумма таких расходов составит 30 000 рублей исходя из расчета в 10 000 рублей за оценку каждого объекта недвижимости. Поскольку доводы истца о завышении кадастровой стоимости в отношении указанных объектов недвижимости наши свое подтверждение, с административного ответчика также подлежит взысканию стоимость экспертизы в части проверки отчета об оценке в отношении указанных объектов недвижимости. Исходя из калькуляции эксперта, стоимость проверки отчета об оценке составила 15 000 рублей, следовательно, на указанные объекты приходится 6 429 рублей. Таким образом, с Департамента городского имущества города Москвы как с органа, утвердившего результаты определения кадастровой стоимости, подлежит взысканию 36 429 рублей.
В отношении расходов по оплате судебной экспертизы объектов недвижимости, разница между рыночной и кадастровой стоимостью не превышает 30% (объекты с кадастровыми номерами ---), суд приходит к выводу о взыскании их с административного истца, поскольку подобная разница ввиду несущественности не свидетельствует об ошибке, допущенной при формировании методики определения кадастровой стоимости или при ее применении к конкретным объектам недвижимости, находится в приемлемом пределе диапазона отклонения. Согласно калькуляции эксперта, данная сумма составит 30 000 рублей.
В отношении объектов недвижимости, разница между рыночной и кадастровой стоимостью которых находится в диапазоне отклонений от 30 до 50% (объекты с кадастровыми номерами ---) суд принимает во внимание полученную административным истцом налоговую выгоду.
В соответствии с частью 1 статьи 11 Федерального закона от 3 июля 2016 г. N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" государственная кадастровая оценка проводится не чаще одного раза в три года (в городах федерального значения - не чаще одного раза в два года) и не реже одного раза в пять лет, за исключением проведения внеочередной государственной кадастровой оценки.
Приказом N 5 Департамента городского имущества города Москвы от 15.01.2020 "О проведении государственной кадастровой оценки объектов недвижимости в 2020 году" предполагалось проведение в 2020 году государственной кадастровой оценки всех видов объектов недвижимости, в том числе земельных участков (категория земель - "земли населенных пунктов"), расположенных на территории города Москвы, однако приказом Департамента городского имущества г. Москвы от 24.07.2020 N 166, срок проведения кадастровой оценки изменен на 2021 год.
Таким образом, оспоренная кадастровая стоимость подлежит применению за период 2019 года, 2020 года, 2021 года, что следует из положений п. 15 ст. 378.2, п. 1.1 ст. 391, п. 2 ст. 403 НК РФ, согласно которым если кадастровая стоимость объекта меняется из-за установления его рыночной стоимости, сведения об этом, внесенные в ЕГРН, учитываются при определении налоговой базы с даты начала применения для целей налогообложения сведений об изменяемой кадастровой стоимости.
Налоговая выгода административного истца за 2019 год, 2020 год, 2021 год в отношении объекта недвижимости с кадастровым номером --- превысит 721 406 рублей исходя из следующего расчета
(16 031 261 рублей разница между рыночной и кадастровой стоимость*1, 5% ставка налога*3).
Налоговая выгода административного истца за 2019 год, 2020 год, 2021 год в отношении объекта недвижимости с кадастровым номером --- превысит 208 904 рублей исходя из следующего расчета (4 642 309 рублей разница между рыночной и кадастровой стоимость*1, 5% ставка налога*3).
Общий размер налоговой выгоды административного истца превысит 930 310 рублей, что кратно (более чем в десять раз) превышает судебные расходы по оплате экспертизы и в соотношении с ними не способна обессмыслить достигнутые процессуальные результаты. Согласно калькуляции эксперта, стоимость экспертизы в отношении указанных объектов недвижимости составила 25 000 рублей. Указанная сумма подлежит взысканию в пользу экспертной организации с административного истца. С административного истца также подлежат взысканию расходы в части проверки отчета об оценке в отношении объектов недвижимости с кадастровыми номерами ---. Всего с административного истца подлежит взысканию 63 571 рублей.
Руководствуясь ст.ст.111, 114, 247, 248 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
ОПРЕДЕЛИЛ:
Взыскать с Департамента городского имущества города Москвы в пользу ООО "---" расходы по оплате судебной оценочной экспертизы в размере 36 429 рублей.
Взыскать с ООО "Торговый центр-Д" в пользу ООО "---" расходы по оплате судебной оценочной экспертизы в размере63 571 рублей.
На определение может быть подана частная жалоба в Первый апелляционный суд общей юрисдикции в течение 15 дней.
Судья
Московского городского суда И.С. Баталова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.