Судья Московского городского суда Скащенко Ю.М., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу защитника ООО "Радио Свободная Европа/Радио Свобода" К*** С.Л. на постановление судьи Тверского районного суда города Москвы от 25 мая 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 19.341 КоАП РФ, в отношении общества с ограниченной ответственностью "Радио Свободная Европа/Радио Свобода", УСТАНОВИЛ:
11 марта 2021 года главным специалистом - экспертом отдела контроля и надзора в сфере массовых коммуникаций Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Центральному федеральному округу (далее - Управление Роскомнадзора по ЦФО) в отношении ООО "Радио Свободная Европа/Радио Свобода" (далее также - Общество) составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 19.34 1 КоАП РФ.
Дело передано на рассмотрение мировому судье судебного участка N 423 Тверского района города Москвы.
Постановлением мирового судьи судебного участка N 423 Тверского района города Москвы от 7 апреля 2021 года ООО "Радио Свободная Европа/Радио Свобода" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.341 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 500 000 (пятьсот тысяч) рублей.
Решением судьи Тверского районного суда города Москвы от 26 апреля 2021 года постановление мирового судьи судебного участка N 423 Тверского района города Москвы от 7 апреля 2021 года отменено, дело направлено для рассмотрения по подведомственности в Тверской районный суд города Москвы.
Постановлением судьи Тверского районного суда города Москвы от 25 мая 2021 года ООО "Радио Свободная Европа/Радио Свобода" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.34 1 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 500 000 (пятьсот тысяч) рублей.
В жалобе, поданной в Московский городской суд, защитник ООО "Радио Свободная Европа/Радио Свобода" К*** С.Л. просит об отмене постановления судьи районного суда и прекращении производства по делу, ссылается на то, что все проекты Корпорации РСЕ/РС (в том числе проект "***") необходимо рассматривать как одно зарубежное средство массовой информации; по итогам рассмотрения дела N*** мировым судьёй 2 февраля 2021 года было вынесено постановление о назначении административного наказания за совершение административного правонарушения ООО "Радио Свободная Европа/Радио Свобода" в связи с выявлением признаков нарушения порядка деятельности иностранного средства массовой информации, выполняющего функции иностранного агента и и/или учреждённого им российского юридического лица, выполняющего функции иностранного агента, на веб-сайте проекта "***" https ://www. currenttime. tv /. Указанным постановлением мирового судьи Общество привлечено за то же самое нарушение формы указания, допущенном на том же самом веб-сайте, что и в настоящем деле (https ://www. currenttime. tv /), что свидетельствует о том, что данные нарушения являются единым нарушением порядка деятельности иностранного средства массовой информации, признанного иностранным агентом, административная ответственность за совершение которого предусмотрена в ч. 1 ст. 19.34 1 КоАП РФ. Производство по делу подлежало прекращению в связи с тем, что спорные действия совершены за пределами Российской Федерации. Требования ч. 8 и ч. 10 ст. 25.1 Закона о средствах массовой информации исполняются проектом "***" надлежащим образом. Положения приказа Роскомнадзора от 23.09.2020 N 124 противоречат нормам Конституции Российской Федерации, Закону РФ от 27 декабря 1991 года N 2124-1 "О средствах массовой информации", Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции": законодательство Российской Федерации не содержит требований к размеру шрифта, цвета Указания, месту его размещения на странице веб-сайта и т.д.
Исполнение требований к размеру шрифта, цвету Указания, месту его размещения на странице веб-сайта и т.д. препятствует получению сообщений и материалов проектов Корпорации РСЕ/РС, искажает суть и содержание сообщений, меняет их восприятие аудиторией; имеются основания для применения ч. 3 2 и ч. 3 3 ст. 4.1 КоАП РФ, назначения ООО "Радио Свободная Европа/Радио Свобода" административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного санкцией ч. 1 ст. 19.34 1 КоАП РФ.
Законный представитель или защитник ООО "Радио Свободная Европа/Радио Свобода", извещённые в установленном порядке о месте и времени рассмотрения жалобы, не явились, не подавали ходатайство об отложении слушания, в связи с чем считаю возможным рассмотреть жалобу в их отсутствие.
Изучив доводы жалобы, исследовав материалы дела, прихожу к следующему.
Административная ответственность по ч. 1 ст. 19.341 КоАП РФ наступает за нарушение порядка деятельности иностранного средства массовой информации, выполняющего функции иностранного агента, и (или) учреждённого им российского юридического лица, выполняющего функции иностранного агента, либо неисполнение иным лицом, информация о котором включена в реестр иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента, установленных законодательством Российской Федерации требований в связи с признанием выполняющим функции иностранного агента.
На основании ст. 25.1 Закона РФ от 27 декабря 1991 года N 2124-1 "О средствах массовой информации" (далее - Закон РФ от 27 декабря 1991 года N 2124-1) в случае признания юридического лица, зарегистрированного в иностранном государстве, или иностранной структуры без образования юридического лица независимо от их организационно-правовой формы, или физического лица, распространяющих предназначенные для неограниченного круга лиц печатные, аудио-, аудиовизуальные и иные сообщения и материалы (в том числе с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет") и получающих денежные средства и (или) иное имущество от иностранных государств, их государственных органов, международных и иностранных организаций, иностранных граждан, лиц без гражданства либо уполномоченных ими лиц и (или) от российских юридических лиц, получающих денежные средства и (или) иное имущество от указанных источников, в соответствии с частью третьей статьи 6 настоящего Закона иностранным средством массовой информации, выполняющим функции иностранного агента, организация распространения на территории Российской Федерации предназначенных для неограниченного круга лиц печатных, аудио-, аудиовизуальных и иных сообщений и материалов такого иностранного средства массовой информации (в том числе с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет") осуществляется учрежденным им российским юридическим лицом.
В течение одного месяца со дня признания юридического лица, зарегистрированного в иностранном государстве, или иностранной структуры без образования юридического лица независимо от их организационно-правовой формы, или физического лица, распространяющих предназначенные для неограниченного круга лиц печатные, аудио-, аудиовизуальные и иные сообщения и материалы (в том числе с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет") и получающих денежные средства и (или) иное имущество от иностранных государств, их государственных органов, международных и иностранных организаций, иностранных граждан, лиц без гражданства либо уполномоченных ими лиц и (или) от российских юридических лиц, получающих денежные средства и (или) иное имущество от указанных источников, в соответствии с частью третьей статьи 6 настоящего Закона иностранным средством массовой информации, выполняющим функции иностранного агента, такие лицо или структура учреждает российское юридическое лицо и уведомляет об этом федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством Российской Федерации.
Информация о российском юридическом лице, учрежденном иностранным средством массовой информации, выполняющим функции иностранного агента (далее - российское юридическое лицо, выполняющее функции иностранного агента), подлежит включению в реестр, указанный в части пятой статьи 6 настоящего Закона, либо исключению из данного реестра.
Российское юридическое лицо, выполняющее функции иностранного агента, с даты включения информации о нем в реестр, указанный в части пятой статьи 6 настоящего Закона, имеет права и несет обязанности, предусмотренные Федеральным законом от 12 января 1996 года N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" для некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента.
Сообщения и материалы иностранного средства массовой информации, выполняющего функции иностранного агента, и (или) российского юридического лица, выполняющего функции иностранного агента, распространяемые на территории Российской Федерации, должны сопровождаться указанием на то, что эти сообщения и материалы созданы и (или) распространены соответственно иностранным средством массовой информации, выполняющим функции иностранного агента, и (или) российским юридическим лицом, выполняющим функции иностранного агента.
Форма указания, предусмотренного частью восьмой настоящей статьи, требования к размещению и порядок размещения такого указания устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации.
Распространение на территории Российской Федерации сообщений и материалов иностранного средства массовой информации, выполняющего функции иностранного агента, и (или) российского юридического лица, выполняющего функции иностранного агента, без указания на то, что эти сообщения и материалы созданы и (или) распространены соответственно иностранным средством массовой информации, выполняющим функции иностранного агента, и (или) российским юридическим лицом, выполняющим функции иностранного агента, не допускается.
Форма указания на то, что сообщения и материалы иностранного средства массовой информации, выполняющего функции иностранного агента, и (или) российского юридического лица, выполняющего функции иностранного агента, распространяемые на территории Российской Федерации, созданы и (или) распространены указанными лицами, а также требования и порядок размещения такого указания утверждены приказом Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций от 23 сентября 2020 года N 124 (далее - приказ Роскомнадзора от 23.09.2020 N 124).
На основании п. 1 приказа Роскомнадзора от 23.09.2020 N 124 сообщения и материалы иностранного средства массовой информации, выполняющего функции иностранного агента, и (или) российского юридического лица, выполняющего функции иностранного агента "1", распространяемые на территории Российской Федерации (далее - иностранное средство массовой информации), должны сопровождаться следующим указанием: "Данное сообщение (материал) создано и (или) распространено иностранным средством массовой информации, выполняющим функции иностранного агента, и (или) российским юридическим лицом, выполняющим функции иностранного агента" (далее - Указание).
Размер шрифта Указания в печатной продукции, на сайтах и (или) страницах сайтов в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" должен вдвое превышать размер текста сообщения (материала) иностранного средства массовой информации, созданного и (или) распространенного иностранным средством массовой информации (п. 4 приказа Роскомнадзора от 23.09.2020 N 124).
Цвет шрифта Указания должен быть контрастным по отношению к фону, на котором он размещается (п. 5 приказа Роскомнадзора от 23.09.2020 N 124).
Указание, размещаемое в аудиовизуальной продукции, подлежит расположению по центру изображения на площади не менее 20% от размера данного изображения (п. 10 приказа Роскомнадзора от 23.09.2020 N 124).
На основании п. 11 приказа Роскомнадзора от 23.09.2020 N 124 указание подлежит размещению при распространении иностранным средством массовой информации, выполняющим функции иностранного агента, и (или) российским юридическим лицом, выполняющим функции иностранного агента, предназначенной для неограниченного круга лиц печатной продукции, аудио-, аудиовизуальной продукции и иных сообщений и материалов, распространяемых в том числе с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Указание подлежит размещению в начале каждого сообщения (материала) иностранного средства массовой информации под заголовком либо, в случае отсутствия заголовка, непосредственно перед началом такого сообщения (материала) (п. 12 приказа Роскомнадзора от 23.09.2020 N 124).
При размещении Указания в аудио-, аудиовизуальной продукции, оно должно быть распространено в начале трансляции сообщения (материала), а также при каждом возобновлении трансляции данного сообщения (материала) после ее прерывания (п. 13 приказа Роскомнадзора от 23.09.2020 N 124).
Согласно материалам дела, 1 марта 2021 года ООО "Радио Свободная Европа/Радио Свобода" (ОГРН ***), находящееся по адресу: город Москва, улица Малая Дмитровка, дом 20, этаж 5, помещение 1, комната 1Р, учреждённое иностранным средством массовой информации "***", выполняющим функции иностранного агента (включено в реестр иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента, 5 декабря 2017 года под номером 5), для организации его деятельности и распространения материалов в Российской Федерации, то есть являясь юридическим лицом, учреждённым иностранным средством массовой информации, выполняющим функции иностранного агента (включено в реестр иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента, 11 февраля 2020 года под номером 11) допустило распространение в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" на официальном сайте иностранного средства массовой информации "***" по адресу https :// www. currenttime. tv / статей "***" (дата и время публикации: 1 марта 2021 года 13:39), "***" (дата и время публикации: 1 марта 2021 года 11:39), "***" (дата и время публикации: 1 марта 2021 года 08:32), в нарушение ч. 8 ст. 25.1 Закона РФ от 27 декабря 1991 года N 2124-1 без указания, предусмотренного приказом Роскомнадзора от 23.09.2020 N 124 - "Данное сообщение (материал) создано и (или) распространено иностранным средством массовой информации, выполняющим функции иностранного агента, и (или) российским юридическим лицом, выполняющим функции иностранного агента".
Действия ООО "Радио Свободная Европа/Радио Свобода" квалифицированы по ч. 1 ст. 19.341 КоАП РФ.
Факт совершения ООО "Радио Свободная Европа/Радио Свобода" административного правонарушения подтверждаются исследованными доказательствами, достоверность и допустимость которых сомнений не вызывают, а именно: протоколом об административном правонарушении от 11 марта 2021 года; письмом заместителя руководителя Роскомнадзора от 24 февраля 2021 года N 04СВ-10176 с приложением; актом видеофиксации от 1 марта 2021 года; видеозаписью, а также иными материалами дела.
При разрешении данного дела об административном правонарушении судья районного суда правильно установилвсе фактические обстоятельства, подлежащие доказыванию, и на основе полного, всестороннего и объективного исследования представленных доказательств, оцененных в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ, пришёл к обоснованному выводу о наличии в действиях ООО "Радио Свободная Европа/Радио Свобода" состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.34 1 КоАП РФ.
Довод жалобы о том, что по итогам рассмотрения дела N*** мировым судьёй 2 февраля 2021 года было вынесено постановление о назначении административного наказания за совершение административного правонарушения ООО "Радио Свободная Европа/Радио Свобода" в связи с выявлением признаков нарушения порядка деятельности иностранного средства массовой информации, выполняющего функции иностранного агента и и/или учреждённого им российского юридического лица, выполняющего функции иностранного агента, на веб-сайте проекта "***" https ://www. currenttime. tv /; указанным постановлением мирового судьи Общество привлечено за то же самое нарушение формы указания, допущенном на том же самом веб-сайте, что и в настоящем деле (https ://www. currenttime. tv /), что свидетельствует о том, что данные нарушения являются единым нарушением порядка деятельности иностранного средства массовой информации, признанного иностранным агентом, административная ответственность за совершение которого предусмотрена в ч. 1 ст. 19.34 1 КоАП РФ, является несостоятельным, поскольку основан на неверном толковании норм права.
Объективная сторона состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.341 КоАП РФ, выражается в нарушении порядка деятельности иностранного средства массовой информации, выполняющего функции иностранного агента, и (или) учреждённого им российского юридического лица, выполняющего функции иностранного агента, либо неисполнение иным лицом, информация о котором включена в реестр иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента, установленных законодательством Российской Федерации требований в связи с признанием выполняющим функции иностранного агента.
В соответствии с ч. 8 ст. 25.1 Закона РФ от 27 декабря 1991 года N 2124-1 и п. 12 приказа Роскомнадзора от 23.09.2020 N124 указание на то, что сообщения и материалы созданы и (или) распространены иностранным средством массовой информации, выполняющим функции иностранного агента, и (или) российским юридическим лицом, выполняющим функции иностранного агента, подлежит размещению в начале каждого сообщения (материала) иностранного средства массовой информации под заголовком либо, в случае отсутствия заголовка, непосредственно перед началом такого сообщения (материала).
Таким образом, из буквального толкования приведённых норм следует, что отсутствие в начале каждого распространённого для неограниченного круга лиц сообщения (материала) иностранного средства массовой информации под заголовком либо, в случае отсутствия заголовка, непосредственно перед началом такого сообщения (материала) указания на то, что сообщения и материалы созданы и (или) распространены иностранным средством массовой информации, выполняющим функции иностранного агента, и (или) российским юридическим лицом, выполняющим функции иностранного агента, образует в действиях указанных лиц состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.341 КоАП РФ.
С учётом действующего правового регулирования размещение в разное время на одном информационном ресурсе иностранного средства массовой информации, выполняющего функции иностранного агента, сообщений (материалов) без приведённого выше указания, а равным образом ссылка в материале, не имеющем указания, на статьи, опубликованные на иных информационных ресурсах также без указания, вопреки утверждению заявителя, не может свидетельствовать о совершении лицом одного административного правонарушения.
Довод жалобы о том, что положения приказа Роскомнадзора от 23.09.2020 N 124 противоречат нормам Конституции Российской Федерации, Закону РФ от 27 декабря 1991 года N 2124-1 "О средствах массовой информации", Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции": законодательство Российской Федерации не содержит требований к размеру шрифта, цвета Указания, месту его размещения на странице веб-сайта и т.д, не влияет на законность постановления судьи районного суда.
В целях установления дополнительных мер противодействия угрозам национальной безопасности, сохранения государственного единства и территориальной целостности Российской Федерации, её независимости от внешних факторов, в частности, от факторов, которые могут дестабилизировать внутриполитическую и социальную ситуацию в стране, в целях реализации права граждан на доступ к информации, в том числе в части сведений о лице, её распространившем, принят Федеральный закон от 02 декабря 2019 года N 426-ФЗ "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О средствах массовой информации" и Федеральный закон "Об информации, информационных технологиях и о защите информации", п. 2 ст. 1 которого в Закон РФ от 27 декабря 1991 года N 2124-1 "О средствах массовой информации" введена статья 25.1 "Распространение на территории Российской Федерации сообщений и материалов иностранного средства массовой информации, выполняющего функции иностранного агента, и (или) российского юридического лица, выполняющего функции иностранного агента".
В ч. 8 ст. 25.1 Закона РФ от 27 декабря 1991 года N 2124-1 предусмотрено, что сообщения и материалы иностранного средства массовой информации, выполняющего функции иностранного агента, и (или) российского юридического лица, выполняющего функции иностранного агента, распространяемые на территории Российской Федерации, должны сопровождаться указанием на то, что эти сообщения и материалы созданы и (или) распространены соответственно иностранным средством массовой информации, выполняющим функции иностранного агента, и (или) российским юридическим лицом, выполняющим функции иностранного агента.
Для установления единообразных требований к названному указанию, его форме, порядку размещения, в целях его беспрепятственного восприятия неограниченным кругом лиц, знакомящихся с печатными, ауди-, аудиовизуальными и иными сообщениями и материалами, распространёнными иностранным средством массовой информации, выполняющим функции иностранного агента, и (или) российским юридическим лицом, выполняющим функции иностранного агента, во исполнение ч. 9 ст. 25.1 Закона РФ от 27 декабря 1991 года N 2124-1 Роскомнадзором издан приказ от 23.09.2020 N 124 "Об утверждении формы указания на то, что сообщения и материалы иностранного средства массовой информации, выполняющего функции иностранного агента, и (или) российского юридического лица, выполняющего функции иностранного агента, распространяемые на территории Российской Федерации, созданы и (или) распространены указанными лицами, а также требований и порядка размещения такого указания", который является действующим и обязательным для выполнения всеми субъектами, деятельность которых он регулирует.
Вопреки утверждению заявителя, соблюдение требований к размеру шрифта, цвету Указания, месту его размещения не нарушает право граждан Российской Федерации на беспрепятственный доступ к сообщениям и материалам зарубежных средств массовой информации, не ущемляет свободу массовой информации, поскольку наличие такого указания не влияет на содержание распространённого сообщения и материала, его форму и структуру, а лишь информирует читателя о лице, его распространившем.
Утверждение заявителя о том, что административное правонарушение совершено за пределами Российской Федерации, не влечёт удовлетворение жалобы.
ООО "Радио Свободная Европа/Радио Свобода", учреждённое иностранным средством массовой информации, выполняющим функции иностранного агента, для организации его деятельности и распространения материалов в Российской Федерации, привлечено к административной ответственности за нарушение порядка деятельности, установленных законодательством Российской Федерации требований в связи с признанием выполняющим функции иностранного агента. В данном случае местом совершения административного правонарушения является место нахождения ООО "Радио Свободная Европа/Радио Свобода" - российского юридического лица, выполняющего функции иностранного агента, - город Москва, улица Малая Дмитровка, дом 20, этаж 5, помещение 1, комната 1Р.
Иные доводы заявителя не содержат правовых аргументов, ставящих под сомнение законность и обоснованность обжалуемого постановления судьи районного суда, поскольку направлены на переоценку имеющихся в деле доказательств, которые были исследованы судьёй районного суда при рассмотрении дела и жалобы на постановление по делу об административном правонарушении и оценены по правилам, установленным в ст. 26.11 КоАП РФ. Правильность оценки доказательств сомнений не вызывает.
Изучение материалов дела свидетельствует о том, что к выводу о виновности ООО "Радио Свободная Европа/Радио Свобода" в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.341 КоАП РФ, судья районного суда пришёл на основании всесторонне, полно и объективно исследованных доказательств по делу. Достоверность и допустимость всех доказательств судьёй районного суда проверена, их совокупности дана надлежащая и мотивированная оценка.
При назначении наказания судья районного суда учёл данные о юридическом лице, а также характер совершённого им административного правонарушения, объектом которого являются общественные отношения в области порядка управления.
Административное наказание в виде административного штрафа в размере 500 000 рублей назначено ООО "Радио Свободная Европа/Радио Свобода" в соответствии с требованиями ст. ст. 3.1, 3.5 и 4.1 КоАП РФ, оно является справедливым и соразмерным содеянному.
Исключительные обстоятельства, связанные с характером совершённого административного правонарушения, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, подтверждённые объективными данными, которые могут являться основанием для применения ч. 32 и 33 ст. 4.1 КоАП РФ - назначения наказания в размере ниже низшего размера, установленного санкцией ч. 1 ст. 19.341 КоАП РФ, отсутствуют.
Жалоба не содержит доводов, влекущих отмену или изменение постановления судьи районного суда.
Порядок и срок давности привлечения ООО "Радио Свободная Европа/Радио Свобода" к административной ответственности не нарушены.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 30.6-30.8 КоАП РФ, РЕШИЛ:
постановление судьи Тверского районного суда города Москвы от 25 мая 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 19.341 КоАП РФ, в отношении общества с ограниченной ответственностью "Радио Свободная Европа/Радио Свобода" оставить без изменения, жалобу защитника ООО "Радио Свободная Европа/Радио Свобода" К*** С.Л. - без удовлетворения.
Судья
Московского городского суда Ю.М. Скащенко
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.