Судья Шестого кассационного суда общей юрисдикции Шкуров С.И., рассмотрев жалобу представителя Волкова Евгения Николаевича, действующего на основании доверенности в интересах автономного учреждения Чувашской Республики "Редакция Урмарской районной газеты "Херле ялав ("Красное знамя) Министерства развития, информационной политики и массовых коммуникаций Чувашской Республики, на вступившие в законную силу постановление заместителя главного государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды Волжско-Камского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 29 октября 2020 года N 566 АУ и решение судьи Урмарского районного суда Чувашской Республики от 18 марта 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.5.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении автономного учреждения Чувашской Республики "Редакция Урмарской районной газеты "Херле ялав ("Красное знамя) Министерства развития, информационной политики и массовых коммуникаций Чувашской Республики,
УСТАНОВИЛ:
постановлением заместителя главного государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды Волжско-Камского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 29 октября 2020 года N 566 АУ, оставленным без изменения решением судьи Урмарского районного суда Чувашской Республики от 18 марта 2021 года, автономное учреждение Чувашской Республики "Редакция Урмарской районной газеты "Херле ялав ("Красное знамя) Министерства развития, информационной политики и массовых коммуникаций Чувашской Республики (далее-учреждение) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.5.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуто наказанию в виде административного штрафа в размере 70 000 рублей.
В жалобе, поданной в Шестой кассационный суд общей юрисдикции, представитель Волков Е.Н. выражает несогласие с состоявшимися постановлением должностного лица и решением судьи районного суда, просит их отменить либо заменить назначенное наказание в виде административного штрафа на предупреждение.
Изучив материалы дела об административном правонарушении и проверив доводы жалобы, прихожу к следующему выводу.
Частью 1 статьи 8.5.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за непредставление или несвоевременное представление отчетности о выполнении нормативов утилизации отходов от использования товаров или деклараций о количестве выпущенных в обращение на территории Российской Федерации товаров, упаковки товаров, включенных в перечень товаров, упаковки товаров, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств, реализованных для внутреннего потребления на территории Российской Федерации за предыдущий календарный год.
В соответствии с положениями статьи 24.2 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон об отходах) (в редакции, действующей в период совершения административного правонарушения) производители, импортеры товаров обязаны обеспечивать утилизацию отходов от использования этих товаров в соответствии с нормативами утилизации, установленными Правительством Российской Федерации (пункт 1).
Экологический сбор, в соответствии с пунктом 1 той же статьи, относится к неналоговым доходам федерального бюджета. Экологический сбор уплачивается производителями, импортерами товаров, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств, по каждой группе товаров, указанных в пункте 12 статьи 24.2 этого Федерального закона, в срок до 15 апреля года, следующего за отчетным годом (пункт 2). Экологический сбор рассчитывается посредством умножения ставки экологического сбора на массу готового товара или на количество единиц подлежащего утилизации готового товара (в зависимости от вида товаров), выпущенных в обращение на территории Российской Федерации, либо на массу упаковки, использованной для производства такого товара, и на норматив утилизации, выраженный в относительных единицах (пункт 6).
Порядок взимания экологического сбора установлен Правилами взимания экологического сбора, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 08.10.2015 N 1073 "О порядке взимания экологического сбора".
В соответствии с пунктом 3 данных Правил, взимание экологического сбора, контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью его уплаты осуществляет Федеральная служба по надзору в сфере природопользования.
Постановлением Правительства РФ от 08.12.2015 N 1342 утверждены Правила представления производителями и импортерами товаров, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств, отчетности о выполнении нормативов утилизации отходов от использования таких товаров и Форма названной отчетности.
Согласно Пункта 3 указанных Правил отчетность представляется: а) производителями товаров в отношении: товаров, произведенных на территории Российской Федерации; упаковки товаров, произведенных на территории Российской Федерации; б) импортерами товаров в отношении: товаров, ввезенных из государств - членов Евразийского экономического союза; товаров, импортированных из третьих стран в Российскую Федерацию и прошедших соответствующие таможенные операции; упаковки товаров, ввезенных из государств - членов Евразийского экономического союза; упаковки товаров, импортированных из третьих стран в Российскую Федерацию и прошедших соответствующие таможенные операции.
Пунктом 4 Правил установлено, что отчетность представляется в Федеральную службу по надзору в сфере природопользования и отчетным периодом для предоставления отчетности признается календарный год (пункт 9 Правил).
В силу пункта 11 Правил отчетность предоставляется до 1 апреля года, следующего за отчетным.
Согласно выписке из ЕГРЮЛ от 27 октября 2020 года основным видом деятельности автономного учреждения Чувашской Республики "Редакция Урмарской районной газеты "Херле ялав ("Красное знамя) Министерства развития, информационной политики и массовых коммуникаций Чувашской Республики является издание газет.
Следовательно, в срок до 1 апреля 2020 года учреждение, являясь производителем и плательщиком экологического сбора, обязано было направить в Волжско-Камское межрегиональное управление Управления федеральной службы по надзору в сфере природопользования декларацию о количестве выпущенных в обращение на территории Российской Федерации в 2019 году готовых товаров, в том числе упаковки, подлежащих утилизации, а также отчетность о выполнении нормативов утилизации отходов от использования товаров, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств в 2019 году, однако декларация и отчетность представлены только 14 сентября 2020 года.
Факт совершения учреждением вмененного административного правонарушения подтверждается собранными по делу доказательствами, которые согласуются между собой и с фактическими данными, являются достаточными, достоверными и допустимыми, отнесены статьей 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях к числу доказательств, имеющих значение для правильного разрешения дела, им дана надлежащая правовая оценка в соответствии со статьей 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, обоснованно приняты должностным лицом и судьей районного суда и положены в основу обжалуемых постановления и решения, которые мотивированы и отвечают требованиям статьи 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
При этом каких-либо противоречий в материалах дела или сомнений относительно виновности учреждения в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.5.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не усматривается.
Согласно части 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Событие и состав правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.5.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подтверждены материалами дела об административном правонарушении, нарушений установленного Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях порядка производства по делу об административном правонарушении, имеющих существенный характер, не выявлено.
Вместе с тем имеются основания для отмены состоявшихся по делу постановления должностного лица и решения судьи районного суда и прекращения производства по делу.
В силу статьи 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в числе иных обстоятельств по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения, обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении, и иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
В соответствии со статьей 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Согласно пункту 21 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", если при рассмотрении дела будет установлена малозначительность совершенного административного правонарушения, судья на основании статьи 2.9 указанного Кодекса вправе освободить виновное лицо от административной ответственности и ограничиться устным замечанием, о чем должно быть указано в постановлении о прекращении производства по делу. Если малозначительность административного правонарушения будет установлена при рассмотрении жалобы на постановление по делу о таком правонарушении, то на основании пункта 3 части 1 статьи 30.7 указанного Кодекса выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу.
Малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
Материалами дела подтверждено предоставление учреждением декларации и отчетности в Волжско-Камское межрегиональное управление Управления федеральной службы по надзору в сфере природопользования 14 сентября 2020 года, а также внесение 10 сентября 2020 года, то есть до вынесения постановления о привлечении к административной ответственности, суммы экологического сбора, что подтверждается копией платежного поручения N 409 от 10 сентября 2020 года (л.д.75, об.).
Приведенные выше обстоятельства позволяют сделать вывод о том, что совершенное автономным учреждением Чувашской Республики "Редакция Урмарской районной газеты "Херле ялав ("Красное знамя) деяние, хотя формально и содержит признаки состава административного правонарушения, но с учетом его характера, роли правонарушителя, отсутствия каких-либо последствий, а также конкретных обстоятельств настоящего дела не представляет существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений, в связи с чем имеются основания для признания административного правонарушения малозначительным.
В соответствии с пунктом 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов выносится решение об отмене постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 названного Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых были вынесены указанные постановление, решение.
При таких обстоятельствах постановление заместителя главного государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды Волжско-Камского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 29 октября 2020 года N 566 АУ и решение судьи Урмарского районного суда Чувашской Республики от 18 марта 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.5.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении автономного учреждения Чувашской Республики "Редакция Урмарской районной газеты "Херле ялав ("Красное знамя) Министерства развития, информационной политики и массовых коммуникаций Чувашской Республики, подлежат отмене.
Производство по делу об административном правонарушении подлежит прекращению на основании статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с малозначительностью совершенного административного правонарушения.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
постановил:
жалобу представителя Волкова Евгения Николаевича, действующего на основании доверенности в интересах автономного учреждения Чувашской Республики "Редакция Урмарской районной газеты "Херле ялав ("Красное знамя) Министерства развития, информационной политики и массовых коммуникаций Чувашской Республики, удовлетворить.
Постановление заместителя главного государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды Волжско-Камского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 29 октября 2020 года N 566 АУ и решение судьи Урмарского районного суда Чувашской Республики от 18 марта 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.5.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении автономного учреждения Чувашской Республики "Редакция Урмарской районной газеты "Херле ялав ("Красное знамя) Министерства развития, информационной политики и массовых коммуникаций Чувашской Республики, отменить.
Производство по делу об административном правонарушении прекратить на основании статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с малозначительностью совершенного административного правонарушения.
Судья С.И. Шкуров
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.