Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Козиной Н.М, судей Хасановой В.С, Зеленовой Е.Ф, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-1292/2020 по иску Баклановой Натальи Васильевны к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Тобольске Тюменской области (межрайонное) о включении периодов работы в стаж лечебной деятельности, об установлении права на назначение досрочной страховой пенсии по старости, по кассационной жалобе Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Тобольске Тюменской области (межрайонное) на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Тюменского областного суда от 26 апреля 2021 года.
Заслушав доклад судьи Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Козиной Н.М. об обстоятельствах дела, о принятых по делу судебных постановлениях, доводах кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Бакланова Н.В. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Тобольске Тюменской области (межрайонное), (далее по тексту - ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Тобольске, Пенсионный фонд) о включении периодов работы в медицинский стаж, назначении досрочной страховой пенсии по старости.
Исковые требования мотивированы тем, что 01 августа 2019 года истец обратилась в Пенсионный фонд с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости, по решению ответчика от 29 октября 2019 года ей было отказано в связи с тем, что не выработан специальный стаж, дающий право на назначение пенсии. В льготный стаж необоснованно не включены периоды её работы с 24 июля 1993 года по 15 января 1994 года в Ярковском доме ветеранов в должности медсестры, так как данное учреждение не предусмотрено Списком N 781; с 21 февраля 1994 года по 30 июня 1996 года, с 01 июля 1996 года по 12 декабря 2006 года в должности лаборанта-серолога, так как данная должность не предусмотрена Списком N 781; с 01 января 2000 года по 27 декабря 2006 года, так как индивидуальные сведения сданы без указания льготы; с 24 декабря 1999 года по 31 декабря 1999 года, так как индивидуальные сведения работодателем не сданы; с 06 декабря 2006 года по 27 декабря 2006 года, с 12 сентября 2016 да по 06 октября 2016 года период нахождения на курсах повышения квалификации. Также не включены в специальный стаж периоды нахождения в отпуске по уходу за ребенком с 02 сентября 1995 года по 29 ноября 1996 года (ребенок 29 мая 1995 года рождения) и с 06 сентября 2004 года по 28 декабря 2005 года (ребенок 28 июня 2004 года рождения). С указанным решением истец не согласна, так как Ярковский дом ветеранов является специализированной организацией, осуществлял ту же деятельность, что и учреждения, указанные в Списке N 781. В период работы в должности лаборанта-серолога она выполняла обязанности лаборанта, чья должность указана в Списке N 781, тождественность этих должностей установлена решением Вагайского районного суда от 05 июня 2020 года. Невыполнение обязанности по сдаче индивидуальных сведений не может служить основанием, чтобы не включать периоды работы в страховой стаж, учитываемый при определении права на пенсию.
Периоды нахождения на курсах повышения квалификации также должны быть включены в стаж, так как работодатель за указанные периоды производил отчисления страховых взносов. В связи с чем просила обязать Пенсионный фонд включить в ее специальный стаж периоды работы с 24 июля 1993 года по 15 января 1994 года, с 18 февраля 1994 года по 01 сентября 1995 года, с 30 ноября 1996 года по 05 сентября 2004 года, с 29 декабря 2005 года по 16 ноября 2006 года, с 17 ноября 2006 года по 27 декабря 2006 года, с 12 сентября 2016 года по 06 октября 2016 года, с применением льготного порядка исчисления стажа работы в указанные периоды, как лицу, осуществлявшему лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения в сельской местности с соотношением год работы как один год и 3 месяца с момента начала действия пункта 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации"; назначить досрочную страховую пенсию по старости с 01 августа 2019 года.
Представитель истца Муратова Э.З. в судебном заседании суда первой инстанции требование уточнила, просила обязать Пенсионный фонд включить в ее специальный стаж периоды работы с 24 июля 1993 года по 15 января 1994 года, с 18 февраля 1994 года по 01 сентября 1995 года, с 30 ноября 1996 года по 05 сентября 2004 года, с 29 декабря 2005 года по 16 ноября 2006 года, с 17 ноября 2006 года по 27 декабря 2006 года, с 12 сентября 2016 года по 06 октября 2016 года, с применением льготного порядка исчисления стажа в указанные периоды, как лицу, осуществлявшему лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения в сельской местности с соотношением год работы как один год и 3 месяца ко всем периодам работы с 24 июля 1993 года по 01 августа 2019 года за исключением периодов нахождения в отпуске по уходу за ребенком с 02 сентября 1995 года по 29 ноября 1996 года, с 06 сентября 2004 года по 28 декабря 2005 года.
Решением Тобольского городского суда Тюменской области от 27 июля 2020 года на Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Тобольске Тюменской области (межрайонное) возложена обязанность включить в стаж Баклановой Н.В, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, периоды работы 24 июля 1993 года по 15 января 1994 года, с 18 февраля 1994 года по 01 сентября 1995 года, с 30 ноября 1996 года по 05 сентября 2004 года, с 29 декабря 2005 года по 16 ноября 2006 года, с 17 ноября 2006 года по 27 декабря 2006 года, с 12 сентября 2016 года по 06 октября 2016 года, с 07 октября 2016 года по 01 августа 2019 года как один год за один год и три месяца и назначить ей страховую пенсию по старости с 01 августа 2019 года. Вернуть Баклановой Н.В. излишне уплаченную государственную пошлину в размере 300 рублей, оплаченную чеком-ордером от 15 ноября 2019 года.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Тюменского областного суда от 26 апреля 2021 года решение Тобольского городского суда Тюменской области от 27 июля 2020 года изменено в части льготного исчисления стажа. Баклановой Н.В. отказано в части льготного исчисления периодов её работы как один год за один год и три месяца после 01 ноября 1999 года. В остальной части решение Тобольского городского суда Тюменской области от 27 июля 2020 года оставлено без изменения.
В кассационной жалобе представитель Пенсионного фонда ставит вопрос об отмене апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Тюменского областного суда от 26 апреля 2021 года, ссылаясь на его незаконность.
Все участвующие в деле лица в судебное заседание кассационной инстанции не явились, извещены, ходатайств об отложении рассмотрения дела не заявляли.
Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в соответствии с частью 3 статьи 167, частью 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации признала возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанции, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В соответствии с частью 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Проверив материалы дела в пределах доводов кассационной жалобы, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции полагает, что имеются основания для отмены обжалуемого апелляционного определения в части ввиду неправильного применения норм материального права и нарушения норм процессуального права.
Судами установлено и следует из материалов дела, что 01 августа 2019 года Бакланова Н.В. обратилась в пенсионный орган за назначением досрочной страховой пенсии по пункту 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Решением ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Тобольске Тюменской области (межрайонного) от 29 октября 2019 года N 283954/19 Баклановой Н.В. отказано в досрочном назначении страховой пенсии по старости, так как не выработан необходимый специальный стаж. В специальный стаж, в том числе не включены периоды работы с 24 июля 1993 года по 15 января 1994 года в Ярковском доме ветеранов в должности медсестры, так как данное учреждение не предусмотрено Списком N 781; с 21 февраля 1994 года по 30 июня 1996 года, с 01 июля 1996 года по 12 декабря 2006 года в должности лаборанта-серолога, так как данная должность не предусмотрена Списком N 781; с 01 января 2000 года по 27 декабря 2006 года, так как индивидуальные сведения сданы без указания льготы; с 24 декабря 1999 года по 31 декабря 1999 года, так как индивидуальные сведения работодателем не сданы; с 06 декабря 2006 года по 27 декабря 2006 года, с 12 сентября 2016 года по 06 октября 2016 года в связи с нахождением на курсах повышения квалификации. При этом специальный стаж календарно составил 12 лет 6 месяцев 7 дней.
Из трудовой книжки Баклановой Н.В. (л.д.12-14) следует, что она 24 июля 1993 года принята в Ярковский дом ветеранов на должность медсестры, уволена 15 января 1994 года; 18 февраля 1994 года принята в Вагайскую ЦРБ на должность лаборанта-серолога, 01 июля 1996 года принята в Дубровинскую участковую больницу лаборантом-серологом, 17 ноября 2006 года переведена на должность медицинской сестры терапевтического отделения Дубровинской участковой больницы.
Из справки от 13 января 2020 года N 10 (л.д.15) следует, что Бакланова Н.В. полный рабочий день работала в Ярковском доме ветеранов труда в должности медицинской сестры с 24 июля 1993 года по 15 января 1994 года.
Из письма ГБУЗ ТО "Областная больница N 9" (с. Вагай) (л.д.16) следует, что индивидуальные сведения на Бакланову Н.В. за период с 24 декабря 1999 года по 31 декабря 1999 года сданы.
Из сведений о состоянии индивидуального лицевого счета Баклановой Н.В. (л.д.33-35) следует, что за период с 01 января 2002 года по 31 декабря 2014 года в специальный стаж включены только 8 лет 4 дня.
Из выписки из индивидуального лицевого счета Баклановой Н.В. (л.д.46-49) следует, что индивидуальные сведения с 28 декабря 2006 года сданы с кодом 27-СМ, за исключением периодов нахождения на курсах повышения квалификации.
Решением Вагайского районного суда от 05 июня 2020 года (л.д.37-39), вступившим в законную силу 11 июля 2020 года, установлена тождественность выполняемой работы Баклановой Н.В. в должности лаборанта-серолога с 21 февраля 1994 года по 30 июня 1996 года в поликлиническом отделении Вагайской ЦРБ, с 01 июля 1996 года по 12 декабря 2006 года в Дубровинской участковой больнице должности лаборанта; на ГБУЗ ТО "Областная больница N 9" возложена обязанность представить в ПФР корректирующие формы сведений индивидуального (персонифицированного) учета с указанием кода особых условий труда Баклановой Н.В. за период работы в должности лаборанта-серолога.
Разрешая спор и удовлетворяя требование о включении в специальный стаж период работы с 24 июля 1993 года по 15 января 1994 года в Ярковском доме ветеранов в должности медсестры, суд первой инстанции исходил из того, что Ярковский дом ветеранов труда переименован в Государственное стационарное учреждение социального обслуживания населения Тюменской области "Ярковский дом-интернат для престарелых и инвалидов" (далее ГСУСО), и должность истца относилась к среднему медицинскому персоналу, в связи с чем период работы с 24 июля 1993 года по 15 января 1994 года подлежит включению в специальный стаж Баклановой Н.В.
Удовлетворяя требование о включении в специальный стаж периоды работы с 18 февраля 1994 года по 01 сентября 1995 года в Вагайской ЦРБ в должности лаборанта-серолога, с 30 ноября 1996 года по 05 сентября 2004 года, с 29 декабря 2005 года по 16 ноября 2006 года в Дубровинской участковой больнице лаборантом-серологом, с 17 ноября 2006 года по 05 декабря 2006 года, с 28 декабря 2006 года по 11 сентября 2016 года в должности медицинской сестры терапевтического отделения Дубровинской участковой больницы, суд первой инстанции, руководствуясь частью 2 статьи 61 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, исходил из того, что вступившим в законную силу решением суда установлена тождественность должности лаборанта-серолога должности лаборанта и на работодателя возложена обязанность сдать корректирующие формы индивидуальных сведений.
Установив, что Бакланова Н.В. находилась на курсах повышения квалификации с 06 декабря 2006 года по 27 декабря 2006 года, с 12 сентября 2016 года по 06 октября 2016 года, суд первой инстанции, руководствуясь статьей 187 Трудового кодекса Российской Федерации, исходил из того, что нахождение на курсах повышения квалификации связано с профессиональной деятельностью работника, за ним сохранялись рабочее место и средняя заработная плата, за него уплачивались страховые взносы, в связи с чем периоды нахождения на курсах повышения квалификации с 06 декабря 2006 года по 27 декабря 2006 года и с 12 сентября 2016 года по 06 октября 2016 года подлежат включению в стаж Баклановой Н.В, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии.
Решение суда первой инстанции в указанной части в апелляционном порядке не обжаловалось.
Суд первой инстанции пришел к выводу, что периоды работы истца с 24 июля 1993 гола по 15 января 1994 года, с 18 февраля 1994 года по 01 сентября 1995 года, с 30 ноября 1996 года по 05 сентября 2004 года, с 29 декабря 2005 года по 16 ноября 2006 года, с 17 ноября 2006 года по 27 декабря 2006 года, с 28 декабря 2006 года по 11 сентября 2016 года, с 12 сентября 2016 года по 06 октября 2016 года, с 07 октября 2016 года по 01 августа 2019 года подлежат включению в стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии в льготном исчислении, как один год за один год и три месяца, поскольку вся трудовая деятельность Баклановой Н.В. происходила в сельской местности, что частично отражено в сведениях индивидуального (персонифицированного) учета (код 27-СМ).
Установив, что истец обратилась в пенсионный орган за назначением пенсии 01 августа 2019 года, специальный стаж с учетом периодов, включенных Управлением и судом, составил 23 года 4 месяца 15 дней (календарно) и 29 лет 2 месяца 18 дней (в льготном исчислении) на дату обращения продолжительность специального стажа составила 29 лет 2 месяца 18 дней (в льготном исчислении) при требуемых 25 лет, потому что она работала медиком только в сельской местности, в связи с чем суд первой инстанции пришел к выводу, что на момент обращения истец выработала необходимый специальный стаж с учетом засчитанных судом спорных периодов, и руководствуясь статьей 10 Федерального закона от 03 октября 2018 года N 350-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий", указал, что пенсия ей должна быть назначена с 01 августа 2019 года, то есть со дня обращения за пенсией после истечения 6 месяцев с момента выработки необходимого стажа.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции, за исключением выводов относительно льготного исчисления периодов работы истца как один год за один год и три месяца после 01 ноября 1999 года.
Изменяя решение суда первой инстанции в части льготного исчисления стажа и принимая в данной части новое решение об отказе в удовлетворении требований о льготном исчислении периодов работы истца как один год за один год и три месяца после 01 ноября 1999 года, суд апелляционной инстанции, руководствуясь подпунктом "а" пункта 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статья 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781, абзацем вторым, седьмым пункта 19 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 года N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии", исходил из того, что стаж работы истца в сельской местности в льготном порядке (за 1 год и 3 месяца) подлежит зачислению до 1 ноября 1999 года, после указанной даты периоды работы истца в сельской местности подлежат исчислению в календарном порядке.
Апелляционное определение в части включения в специальный стаж спорных периодов работы не обжалуется, следовательно, предметом кассационной проверки не является.
Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции соглашается с выводами суда апелляционной инстанции об отказе в удовлетворении требований о льготном исчислении периодов работы истца как один год за один год и три месяца после 01 ноября 1999 года, поскольку выводы суда апелляционной инстанции в указанной части соответствуют фактическим обстоятельствам дела, установленным судом апелляционной инстанции, основаны на полном, всестороннем и объективном исследовании представленных доказательств, нарушения либо неправильного применения норм материального права или норм процессуального права судом апелляционной инстанции не допущено.
Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции не может согласиться с выводами судов о назначении истцу досрочной страховой пенсии с 01 августа 2019 года, поскольку такие выводы судов основаны на неправильном применении норм материального права и сделаны с нарушением норм процессуального права.
В силу части 1 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Федеральный закон от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ) право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону).
Порядок и условия сохранения права на досрочное назначение страховой пенсии определены статьей 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ.
Пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ предусмотрено, что страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 названного Закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста с применением положений части 1.1 настоящей статьи.
Статьей 21 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ определен порядок установления страховых пенсий, выплаты и доставки страховых пенсий, фиксированной выплаты к страховой пенсии.
Согласно части 1 статьи 21 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ установление страховых пенсий и выплата страховых пенсий, включая организацию их доставки, производятся органом, осуществляющим пенсионное обеспечение в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", по месту жительства лица, обратившегося за страховой пенсией.
Страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 статьи 22 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию (часть 1 статьи 22 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ).
Исходя из части 2 статьи 22 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ днем обращения за страховой пенсией считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами, подлежащими представлению заявителем.
Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, положения статьи 22 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", предусматривая сроки, с которых назначается пенсия, наделяют гражданина свободой действий по реализации (отказу от реализации) права на пенсионное обеспечение и способствуют своевременному обращению граждан за назначением пенсии (определения Конституционного Суда Российской Федерации от 22 декабря 2015 года N 2920-О, от 24 апреля 2018 года N 948-О).
Из части 6 статьи 21 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ следует, что правила обращения за страховой пенсией и ее назначения устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
В соответствии с частью 6 статьи 21 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 17 ноября 2014 года N 884н утверждены Правила обращения за страховой пенсией, фиксированной выплатой к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, накопительной пенсией, в том числе работодателей, и пенсией по государственному пенсионному обеспечению, их назначения, установления, перерасчета, корректировки их размера, в том числе лицам, не имеющим постоянного места жительства на территории Российской Федерации, проведения проверок документов, необходимых для их установления, перевода с одного вида пенсии на другой в соответствии с федеральными законами "О страховых пенсиях", "О накопительной пенсии" и "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" (далее - Правила N 884н).
В силу пункта 19 Правил N 884н заявление о назначении пенсии по старости может быть принято территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации и до наступления пенсионного возраста гражданина, но не ранее чем за месяц до достижения соответствующего возраста.
Пунктом 23 Правил N 884н определено, что решения и распоряжения об установлении или об отказе в установлении пенсии принимаются территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации на основе всестороннего, полного и объективного рассмотрения всех документов, имеющихся в распоряжении территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации.
В пункте 32 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 года N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии" разъяснено, что, если истец в установленном законом порядке обращался в орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, за назначением пенсии, однако в этом ему было необоснованно отказано, суд вправе обязать орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, назначить истцу пенсию со дня обращения с заявлением в такой орган либо с более раннего срока, если это установлено Федеральным законом N 173-ФЗ (статьи 18 и 19 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации").
Данные разъяснения применимы и при разрешении споров, связанных с реализацией права на назначение страховой пенсии по старости, так как в Федеральном законе от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" содержатся аналогичные нормы о порядке установления страховых пенсий и сроках их назначения (статьи 21, 22 названного федерального закона).
Из приведенного нормативного правового регулирования, позиции Конституционного Суда Российской Федерации и разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации следует, что страховая пенсия по старости, в том числе назначаемая досрочно в соответствии с положениями статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ, по общему правилу назначается со дня обращения за указанной пенсией, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на данную пенсию. При этом заявление о назначении пенсии может быть подано гражданином и до наступления пенсионного возраста, но не ранее чем за месяц до достижения соответствующего возраста.
Назначение и выплата страховой пенсии по старости осуществляются территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации. Если гражданин в установленном законом порядке обращался в орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, за назначением пенсии, однако в этом ему было необоснованно отказано, суд вправе обязать пенсионный орган назначить гражданину пенсию со дня его обращения с заявлением в такой орган, а в случае обращения гражданина с заявлением о назначении пенсии ранее возникновения права на пенсию - с момента возникновения такого права.
В силу части 1.1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" страховая пенсия по старости лицам, имеющим право на ее получение независимо от возраста в соответствии с пунктами 19-21 части 1 настоящей статьи, назначается не ранее сроков, указанных в Приложении 7 к настоящему Федеральному закону.
Приложением 7 к указанному закону предусмотрено, что право на страховую пенсию по старости граждан, которые в 2019 году достигнут возраста, дающего право на страховую пенсию по старости (в том числе на ее досрочное назначение) в соответствии с законодательством, действовавшим до 1 января 2019 года, либо приобретут стаж на соответствующих видах работ, требуемый для досрочного назначения пенсии, наступает не ранее 12 месяцев со дня возникновения права на страховую пенсию по старости.
При этом пунктом 3 статьи 10 Федерального закона от 3 октября 2018 года N 350-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий" закреплено, что гражданам, которые указаны в пунктах 19-21 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" и которые в период с 1 января 2019 года по 31 декабря 2020 года достигнут возраста, дающего право на страховую пенсию по старости (в том числе на ее досрочное назначение) в соответствии с законодательством Российской Федерации, действовавшим до 1 января 2019 года, либо приобретут стаж на соответствующих видах работ, требуемый для досрочного назначения пенсии, страховая пенсия по старости может назначаться ранее достижения возраста либо наступления сроков, предусмотренных Приложением 7 к указанному Федеральному закону, но не более чем за шесть месяцев до достижения такого возраста либо наступления таких сроков.
Из изложенных норм материального права следует, что право на досрочное назначение страховой пенсии в связи с медицинской деятельностью указанной категории граждан считается отложенным, но не более чем на 6 месяцев со дня возникновения такого права у граждан, которые приобретут стаж на соответствующих видах работ, требуемый для досрочного назначения пенсии в 2019 году.
При этом днем возникновения права на досрочное назначение пенсии является день наступления совокупности условий, указанных в пункте 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", явившихся основанием для назначения досрочной страховой пенсии по старости, а именно наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 и наличие специального стажа не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах.
С днем подачи заявления в пенсионный орган федеральный законодатель связывает срок назначения пенсии, но не возникновение на нее права.
Приведенные нормы материального права суды применили и истолковали неправильно, вследствие чего не установили юридические значимые обстоятельства такие как совокупность условий, указанных в пункте 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", являющихся основанием для назначения досрочной страховой пенсии по старости, день возникновения права на досрочное назначение пенсии по пункту 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Оставляя без изменения решение суда первой инстанции в части назначения досрочной страховой пенсии с 01 августа 2019 года и о достаточности специального стажа, необходимого для назначения досрочной страховой пенсии по пункту 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ, суд апелляционной инстанций, отказав в удовлетворении требований о льготном исчислении периодов работы истца как один год за один год и три месяца после 01 ноября 1999 года и включив периоды работы после 01 ноября 1999 года в календарном порядке, в судебном постановлении не привел расчет специального стажа истца с учетом периодов работы, включенных пенсионным органом и периодов работы, включенных судом, в том числе исчисляемых в календарном и льготном порядке, вследствие чего не проверил продолжительность специального стажа истца, необходимого для назначения досрочной страховой пенсии по старости по пункту 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ.
С учетом изложенного, суд кассационной инстанции приходит к выводу, что заслуживают внимания доводы кассационной жалобы о том, что в соответствии с имеющимся стажем по состоянию на 01 августа 2019 года продолжительностью 24 года 07 месяцев 10 дней право на досрочное назначение страховой пенсии по пункту 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ у Баклановой Н.В. отсутствует.
Кроме того, судами не было установлено обстоятельство, связанное с наличием у истца величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30, и оставлено без правовой оценки.
Приходя к выводу о назначении досрочной страховой пенсии по старости с 01 августа 2019 года суды неправильно применили нормативные положения о назначении страховой пенсии со дня обращения за указанной пенсией, но не ранее возникновения права на нее, не определили день возникновения права на досрочное пенсионное обеспечение с учетом совокупности условий, указанных в пункте 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", являющихся основанием для назначения досрочной страховой пенсии по старости, неправильно применили пункт 3 статьи 10 Федерального закона от 3 октября 2018 года N 350-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий", не учли, что право на досрочное назначение страховой пенсии в связи с медицинской деятельностью с учетом пункта 3 статьи 10 Федерального закона от 3 октября 2018 года N 350-ФЗ граждане приобретают по истечении 6 месяцев с момента возникновения такого права у граждан, которые приобретут стаж на соответствующих видах работ, требуемый для досрочного назначения пенсии в 2019 году, вследствие чего пришли к ошибочному выводу о назначении досрочной страховой пенсии с 01 августа 2019 года.
Исходя из положений статей 67, 71, 195 - 198, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд обязан исследовать по существу все фактические обстоятельства и не вправе ограничиваться установлением формальных условий применения нормы, а выводы суда о фактах, имеющих юридическое значение для дела, не должны быть общими и абстрактными, они должны быть указаны в судебном постановлении убедительным образом со ссылками на нормативные правовые акты и доказательства, отвечающие требования относимости и допустимости. В противном случае нарушаются задачи и смысл судопроизводства, установленные статьей 2 названного кодекса.
Данным требованиям процессуального закона судебные постановления, как усматривается из их содержания, не отвечают.
На основании изложенного, выводы судов о назначении Баклановой Н.В. досрочной страховой пенсии по старости с 01 августа 2019 года нельзя признать законными, поскольку они основаны на неправильном применении норм материального права и сделаны с нарушением норм процессуального права, что в силу статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации является основанием для отмены судебных постановлений с направлением дела на новое рассмотрение.
Поскольку ответчик обжалует только апелляционное определение, а также учитывая, что повторное рассмотрение дела в суде апелляционной инстанции предполагает проверку и оценку фактических обстоятельств дела и их юридическую квалификацию в рамках тех требований, которые уже были предметом рассмотрения в суде первой инстанции (пункт 37 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 22 июня 2021 года N 16 "О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регламентирующих производство в суде апелляционной инстанции"), а также принимая во внимание необходимость соблюдения разумных сроков судопроизводства (статья 6.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции находит необходимым отменить апелляционное определение в той части, в которой оставлено без изменения решение суда первой инстанции о назначении досрочной страховой пенсии, и направить дело на новое апелляционное рассмотрение.
При новом рассмотрении дела суду апелляционной инстанции следует разрешить исковые требования Баклановой Н.В. на основании норм закона, подлежащих применению к спорным отношениям, установленных по делу обстоятельств и с соблюдением требований процессуального закона.
Руководствуясь статьями 379.5, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Тюменского областного суда от 26 апреля 2021 года в той части, которой оставлено без изменения решение Тобольского городского суда Тюменской области от 27 июля 2020 года об удовлетворении требований Баклановой Надежды Васильевны к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Тобольске Тюменской области (межрайонное) о назначении досрочной страховой пенсии по старости с 01 августа 2019 года, отменить.
В отмененной части дело направить на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции - Тюменский областной суд.
В остальной части апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Тюменского областного суда от 26 апреля 2021 года оставить без изменения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.