Судья Третьего кассационного суда общей юрисдикции Широкова Е.А., рассмотрев жалобу законного представителя федерального государственного бюджетного учреждения "Северное управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды" начальника Ершова Р.В. на вступившие в законную силу постановление старшего дознавателя 1 отделения (с дислокацией в г. Архангельске) отдела дознания и административной практики ПУ ФСБ России по западному арктическому району от 24 июля 2020 г., решение судьи Соломбальского районного суда г. Архангельска от 17 ноября 2020 г. и решение судьи Архангельского областного суда от 24 декабря 2020 г., вынесенные в отношении федерального государственного бюджетного учреждения "Северное управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды" по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.18 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
постановлением старшего дознавателя 1 отделения (с дислокацией в г. Архангельске) отдела дознания и административной практики ПУ ФСБ России по западному арктическому району от 24 июля 2020 г, оставленным без изменения решением судьи Соломбальского районного суда г. Архангельска от 17 ноября 2020 г. и решением судьи Архангельского областного суда от 24 декабря 2020 г, федеральное государственное бюджетное учреждение "Северное управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды" (далее - ФГБУ "Северное УГМС", учреждение) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренное частью 1 статьи 8.18 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей.
В жалобе, поданной в Третий кассационный суд общей юрисдикции, законный представитель ФГБУ "Северное УГМС" начальник Ершов Р.В. ставит вопрос об отмене состоявшихся по делу решений и прекращении производства по делу, ссылаясь на отсутствие состава вменяемого административного правонарушения, наличие неустранимых сомнений в виновности учреждения.
Изучение материалов дела об административном правонарушении и доводов жалобы позволяет сделать следующие выводы.
Частью 1 статьи 8.18 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность за нарушение правил проведения ресурсных или морских научных исследований, предусмотренных разрешением, во внутренних морских водах, в территориальном море, на континентальном шельфе и (или) в исключительной экономической зоне Российской Федерации.
Морскими научными исследованиями во внутренних морских водах и в территориальном море (далее - морские научные исследования) положениями статьи 24 Федерального закона от 31.07.1998 N 155-ФЗ "О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации" признаются фундаментальные или прикладные исследования и проводимые для этих исследований экспериментальные работы, направленные на получение знаний по всем аспектам природных процессов, происходящих на морском дне и в его недрах, в водной толще и атмосфере.
Согласно части 5 статьи 25 Федерального закона N 155-ФЗ, правила проведения морских научных исследований, включая порядок представления запроса на проведение морских научных исследований (далее в настоящей главе - запрос) и принятия по нему решений, устанавливаются Правительством Российской Федерации в соответствии с международными договорами Российской Федерации и настоящим Федеральным законом.
В частности, такие Правила утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.2004 N 391, согласно пунктам 3, 46 которых основанием для проведения морских научных исследований является разрешение, выдаваемое федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по реализации государственной политики в сфере научной, научно-технической деятельности (далее соответственно - разрешение, федеральный орган исполнительной власти по науке и технологиям). Российские и иностранные заявители, а также руководители морских научных исследований и капитаны судов, на которых эти исследования осуществляются, обязаны в ходе исследований, в том числе, обеспечивать выполнение настоящих Правил, законодательства Российской Федерации и международных договоров Российской Федерации; немедленно информировать федеральный орган исполнительной власти по науке и технологиям о любых, в том числе предполагаемых и вызванных чрезвычайными обстоятельствами, изменениях программы исследований, о перерывах в выполнении исследований, вынужденных отклонениях от маршрута или задержках на маршруте, а также о возведении и демонтаже в процессе исследований научно-исследовательских объектов, об установке (свертывании) навигационного, геофизического, гидроакустического и иного оборудования. Российские заявители направляют данную информацию также в территориальные управления (органы) федеральных органов исполнительной власти в области безопасности и противодействия техническим разведкам и технической защиты информации и в штаб флота (флотилии) Военно-Морского Флота, указанные в разрешении.
Основанием для привлечения ФГБУ "Северное УГМС" к административной ответственности по части 1 статьи 8.18 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях явилось нарушение приведенных выше положений закона, выразившееся в следующем.
18 февраля 2020 г. ФГБУ "Северное УГМС" получено разрешение N ДН-09-07/16 в Минобрнауки России на проведение научных исследований.
Согласно пункту 2 указанного разрешения, руководителем морских научных исследований с использованием научно-исследовательского судна "Иван Петров" является ФИО1.
В соответствии с пунктом 4 разрешения экипаж указанного научно-исследовательского судна для проведения морских научных исследований состоит из команды в количестве 17 человек, в том числе капитана ФИО2, и экспедиционного состава в количестве 23 человек.
Вместе с тем, учреждение произвело замену капитана судна на ФИО6, а руководитель научных исследований ФИО1 отсутствовал на судне во время проведения морских научных исследований.
Однако изменения в разрешение о замене капитана судна и руководителя научных исследований учреждением в установленном законом порядке не вносились.
Указанное бездействие образует объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.18 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Факт совершения учреждением административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.18 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подтверждается представленными в материалах дела доказательствами, которым была дана оценка на предмет относимости, допустимости, достоверности и достаточности в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В ходе рассмотрения данного дела об административном правонарушении в соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях были всесторонне, полно, объективно и своевременно выяснены обстоятельства совершенного административного правонарушения.
Так, в силу требований статьи 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлены событие административного правонарушения, лицо, допустившее нарушение требований применимого в рассматриваемом деле законодательства, виновность указанного лица в совершении административного правонарушения, иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Принимая обжалуемые акты, судебные акты сочли, что учреждение имело возможность для соблюдения норм применимого законодательства, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность, но им не были предприняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Несогласие заявителя с оценкой установленных судебными инстанциями обстоятельств правовым основанием к отмене принятых по делу актов не является.
Постановление вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел.
Административное наказание назначено ФГБУ "Северное УГМС" в пределах санкции части 1 статьи 8.18 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Жалобы на постановление рассмотрены судебными инстанциями в порядке, установленном статьями 30.6, 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Доводы, изложенные в настоящей жалобе, являлись предметом проверки предыдущих судебных инстанций, обоснованно отвергнуты по основаниям, приведенным в обжалуемых судебных актах. Аналогичные по существу доводы жалобы направлены на переоценку установленных по делу обстоятельств, а потому не могут являться правовым основанием к отмене судебных актов.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемых судебных актов, при рассмотрении настоящей жалобы не установлено.
Руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
постановил:
постановление старшего дознавателя 1 отделения (с дислокацией в г.Архангельске) отдела дознания и административной практики ПУ ФСБ России по западному арктическому району от 24 июля 2020 г, решение судьи Соломбальского районного суда г. Архангельска от 17 ноября 2020 г. и решение судьи Архангельского областного суда от 24 декабря 2020 г, вынесенные в отношении федерального государственного бюджетного учреждения "Северное управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды" по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.18 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу законного представителя федерального государственного бюджетного учреждения "Северное управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды" начальника Ершова Р.В. - без удовлетворения.
Судья Третьего кассационного суда Е.А. Широкова
общей юрисдикции
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.