Судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Фахретдиновой Р.Ф, судей Белоусовой Ю.К, Зайнуллиной Г.К, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Администрации Минераловодского городского округа Ставропольского края на решение Минераловодского городского суда Ставропольского края от 2 марта 2021 г. и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Ставропольского краевого суда от 22 июня 2021 г.
по административному делу по административному иску Минераловодского межрайонного прокурора в защиту неопределенного круга лиц к Администрации Минераловодского городского округа Ставропольского края, Управлению муниципального хозяйства Администрации Минераловодского городского округа Ставропольского края о признании незаконным бездействия, возложении обязанности.
Заслушав доклад судьи Пятого кассационного суда общей юрисдикции Фахретдиновой Р.Ф, выслушав пояснения прокурора отдела Генеральной прокуратуры Российской Федерации Колячкиной И.В, возражавшей относительно доводов кассационной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Минераловодский межрайонный прокурор обратился в защиту неопределенного круга лиц в суд с административным иском к Администрации Минераловодского городского округа Ставропольского края, Управлению муниципального хозяйства Администрации Минераловодского городского округа Ставропольского края о признании незаконным бездействия, возложении обязанности.
В обоснование требований указано, что по информации управления имущественных отношений администрации Минераловодского городского округа Ставропольского края от 23 октября 2020 г. принято 478 решений о постановке на муниципальный учет многодетных семей, имеющих право на бесплатное получение земельного участка в соответствии с пунктом 6 статьи 39.5 Земельного кодекса Российской Федерации. Из указанного числа к настоящему времени земельными участками обеспечено только 67 многодетных семей. За 2020 год была проведена процедура выбора земельных участков, на которую были приглашены льготные категории граждан, подавшие заявления о предоставлении земельных участков бесплатно с 2010 года по ноябрь 2014 года. В населенном пункте поселок Загорский Минераловодского городского округа сформировано в одном кадастровом квартале 26:23:080802 и поставлено на кадастровый учет 124 земельных участка для предоставления лицам, имеющим трех и более детей, подавших заявление о предоставлении земельного участка в аренду без проведения торгов. К сформированным земельным участкам инженерная инфраструктура не проведена, подведение инженерных коммуникаций к данным земельным участкам планируется по мере финансирования указанных мероприятий. В границах массива земельных участков, расположенных в кадастровом квартале 26:23:080802 в пос. Загорский, отсутствует объекты электросетевого хозяйства, предназначенного для подключения объектов к электрическим сетям, в связи с чем собственники и иные владельцы лишены возможности направления заявки о присоединении к электрическим сетям и фактическому присоединению к ним.
Уточнив требования, межрайонный прокурор просил признать незаконным бездействие администрации Минераловодского городского округа Ставропольского края, выразившееся в непринятии мер к организации обеспечения инженерной и транспортной инфраструктуры сформированных и поставленных на кадастровый учет 124 земельных участков, расположенных в кадастровом квартале 26:23:080802 в поселке Загорский; возложить обязанность в течение 2 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу принять меры:
- к утверждению технического задания на корректировку инвестиционной программы "данные изъяты" в сфере холодного водоснабжения и водоотведения на 2020-2023 годы, утвержденной приказом Министерства жилищно-коммунального хозяйства Ставропольского края от 28 декабря 2019 г. N 358, в целях включения в нее 124 земельных участков, расположенных в кадастровом квартале 26:23:080802 в пос. Загорский, - для согласования схемы расположения объектов газоснабжения по обеспечению 124 земельных участков, расположенных в кадастровом квартале 26:23:080802 в пос. Загорский, - для разработки проектно-сметной документации на строительство электросетевого хозяйства, предназначенного для подключения объектов, расположенных в границах земельного массива, состоящего из 124 земельных участков в кадастровом квартале 26:23:080802 в пос. Загорский;
а также возложить обязанность в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу принять меры по формированию и постановке на кадастровый учет земельного участка для обустройства автодороги на территории сформированных и поставленных на кадастровый учет 124 земельных участков, расположенных в кадастровом квартале 26:23:080802 в пос. Загорский Минераловодского городского округа.
Решением Минераловодского городского суда Ставропольского края от 2 марта 2021 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Ставропольского краевого суда от 22 июня 2021 г, требования межрайонного прокурора к Администрации Минераловодского городского округа Ставропольского края удовлетворены в полном объеме, в удовлетворении требований к Управлению муниципального хозяйства Администрации Минераловодского городского округа Ставропольского края отказано.
В кассационной жалобе Администрации Минераловодского городского округа Ставропольского края, поданной 2 августа 2021 г. и поступившей в Пятый кассационный суд общей юрисдикции 5 августа 2021 г, ставится вопрос об отмене постановленных по делу судебных актов, как не соответствующих нормам материального и процессуального права, в части удовлетворенных требований прокурора о возложении обязанности принять меры для разработки проектно-сметной документации на строительство электросетевого хозяйства для подключения объектов в границах массива, состоящего из 124 земельных участков в квартале 26:23:080802 в поселке Загорский, и вынесении в указанной части нового решения об отказе в их удовлетворении.
Иные лица, участвующие в деле, не явившиеся в судебное заседание, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, ходатайств об отложении судебного заседания не заявили.
На основании части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с учетом положений частей 8 и 9 статьи 96 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции рассмотрела административное дело в отсутствие лиц, участвующих в деле, в связи с их надлежащим извещением.
Проверив материалы административного дела по правилам статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в пределах доводов кассационной жалобы, обсудив их, судебная коллегия пришла к следующему выводу.
В силу части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Такие нарушения судами первой и апелляционной инстанций не допущены.
Как установлено судами, администрацией Минераловодского городского округа принято 478 решений постановке на муниципальный учет многодетных семей, имеющих право на бесплатное получение земельного участка в соответствии с пунктом 6 статьи 39.5 Земельного кодекса Российской Федерации. Из указанного числа земельными участками обеспечено 67 многодетных семей. Договоры аренды заключены: в 2017 году - в отношении 12 земельных участков, в 2018 году - 32 участков; в 2019 году - 14 участков; в 2020 году - 9 участков.
По состоянию на 23 октября 2020 г. в соответствии со списком принятых на учет граждан, имеющих первоочередное право на их получение, граждан, имеющих трех и более детей, проживающих на территории Минераловодского городского округа - 377 семей подали заявление о предоставлении земельного участка в аренду без проведения торгов.
По информации администрации Минераловодского городского округа от 26 октября 2020 г. N следует, что в 2020 году проведена очередная процедура выбора земельных участков, на которую были пригашены льготные категории граждан, подавшие заявления о предоставлении земельного участка бесплатно с 2010 г. по ноябрь 2014 г.
Перечень свободных земельных участков, предназначенных для предоставления в аренду без проведения торгов гражданам, имеющим трех и более детей, для индивидуального жилищного строительства или ведения личного подсобного хозяйства, гражданам, имеющим право на предоставление земельных участков в собственность бесплатно, в случаях и порядке, предусмотренных законодательством Ставропольского края, размещен на официальном сайте органа местного самоуправления и опубликован в газете "Минеральные Воды" от 23 сентября 2020 г. N (964), а также размещен на информационном стенде в Управлении имущественных отношений администрации Минераловодского городского округа.
В поселке Загорский Минераловодского городского округа в одном кадастровом квартале 26:23:080802 сформировано и поставлено на кадастровый учет 124 земельных участка для предоставления лицам, имеющим первоочередное право на их предоставление, в том числе лицам, имеющим трех и более детей, подавших заявления о предоставлении земельного участка в аренду без проведения торгов. На территории сформированных земельных участков транспортная и инженерная инфраструктура (электро-, газо- и водоснабжение, дороги) отсутствуют, фактически возможность осуществления индивидуального жилищного строительства на ранее предоставленных многодетным семьям земельных участках и планируемых к предоставлению в указанном квартале исключена.
Из письма Администрации Минераловодского городского округа Ставропольского края от 26 октября 2020 г. N 10-22/6629 следует, что проведение инженерных коммуникаций к данным земельным участкам планируется по мере финансирования указанных мероприятий.
Разрешая спор и удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводам о том, что организация мероприятий, направленных на обеспечение 124 земельных участков в кадастровом квартале 26:23:080802 инженерными коммуникациями, необходимыми для индивидуального жилищного строительства, возложенная на орган местного самоуправления, не осуществлена, в виду признал на стороне Администрации Минераловодского городского округа Ставропольского края незаконное бездействие, в связи с чем, отклонив доводы о недостаточном финансировании, возложил обязанность принять меры по утверждению технического задания на корректировку инвестиционной программы в сфере холодного водоснабжения и водоотведения на 2020-2023 годы, в целях включения в нее 124 земельных участков, по согласованию схемы расположения объектов газоснабжения по обеспечению указанных земельных участков, по формированию и постановке на кадастровый учет земельного участка для обустройства автодороги на территории кадастрового квартала 26:23:080802 в поселке Загорский.
Судом первой инстанции также судом отклонены доводы административного ответчика относительно выполнения утвержденных решением Совета депутатов Минераловодского городского округа Ставропольского края от 7 сентября 2018 г. N 584 и N 585 программ комплексного развития коммунальной инфраструктуры Минераловодского городского округа на 2018 - 2040 годы, комплексного развития транспортной инфраструктуры Минераловодского городского округа на 2018 - 2040 годы, поскольку сроки, установленные программами (до 2040 года) в отношении земельных участков, уже сформированных для предоставления многодетным семьям в поселке Загорский не являются разумными и, фактически, обесценивают данную меру социальной государственной поддержки. При этом суд сослался на положения Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 600 и Методических рекомендаций субъектам Российской Федерации по порядку и случаям бесплатного предоставления земельных участков гражданам, имеющим трех и более детей, утвержденных приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 9 сентября 2013 г. N 372, предполагающих по своему смыслу предоставление земельного участка указанной категории семей при наличии транспортной доступности, обеспеченности объектами социальной и инженерной инфраструктуры, других критериев, обусловленных целями предоставления земельных участков многодетным семьям.
Такие выводы суда первой инстанции согласуются с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 9 ноября 2017 г. N 2516-О "По жалобе администрации города Барнаула на нарушение конституционных прав и свобод пунктами 4 и 5 части 1 статьи 16 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", если предоставление земельного участка в собственность гражданам бесплатно выступает именно в качестве меры социальной поддержки, направленной на удовлетворение потребностей граждан в жилище, тем более в отношении многодетных семей как находящихся потенциально в наиболее уязвимом социальном положении и нуждающихся в особой заботе со стороны государства и общества, в силу конституционных принципов равенства и справедливости предполагается недопустимость возложения на самих таких граждан бремени несения дополнительных финансовых затрат, связанных с инфраструктурным оснащением предоставленных земельных участков. Именно на органах публичной власти лежит обязанность по благоустройству соответствующих территорий с тем, чтобы земельные участки, предназначенные для оказания государственной поддержки семьи, были, по возможности, уже на момент их предоставления гражданам (или в течение определенного разумного срока после такого предоставления) снабжены необходимой коммунальной, транспортной и иной инфраструктурой, от наличия которой во многом зависит реальная возможность проведения самого индивидуального жилищного сожительства, а также последующего пользования вновь возведенным жилым объектом.
В удовлетворении административного иска к Управлению муниципального хозяйства Администрации Минераловодского городского округа Ставропольского края отказано, поскольку указанное лицо привлечено к участию в деле, однако самостоятельные требования к данному административному ответчику прокурором не предъявлены.
В указанной части решение суда первой инстанции, оставленное без изменения апелляционным определением суда второй инстанции, в кассационном порядке не обжаловано.
Суд первой инстанции также возложил на административного ответчика обязанность в течение 2 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу принять меры по разработке проектно-сметной документации на строительство электросетевого хозяйства, предназначенного для подключения объектов, расположенных в границах земельного массива, состоящего из 124 земельных участков в кадастровом квартале 26:23:080802 в поселке Загорский, поскольку наличие возможности надлежащего технологического присоединения является условием (предпосылкой) для заключения многодетными семьями, которым предоставляются земельные участки, договоров энергоснабжения.
Названные выводы суда первой инстанции основаны на информации, представленной администрацией Минераловодского городского округа Ставропольского края от 23 декабря 2019 г. Министерству энергетики, промышленности и связи Ставропольского края, согласно которой технические условия, договоры на техническое присоединение отсутствуют, строительно-монтажные и проектно-изыскательские работы в отношении необходимых инженерных коммуникаций по энергоснабжению указанного массива земельных участков не выполнялись.
Вопрос о возможности технологического присоединения к электрическим сетям объектов, расположенных в границах кадастрового квартала 26:23:080802, и необходимых для этого мероприятиях изложен в письме филиала ПАО " "данные изъяты"" от 15 февраля 2021 г, которым указано об отсутствии в границах названного кадастрового квартала распределительных электрических сетей 0, 4кВ и об отсутствии заявок на получение технических условий от органов муниципальной власти на технологическое присоединение объектов в границах названного кадастрового квартала. В то же время предоставить информацию о наличии либо отсутствии резерва пропускной способности линий электропередачи для обеспечения потребителей по объектам поселка Загорский в границах кадастрового квартала 26:23:080802 филиал затруднился ввиду отсутствия конкретных характеристик объектов, планируемых к застройке.
Между тем, филиалом ПАО " "данные изъяты"" в указанном письме признана необходимость строительства трансформаторных подстанций и воздушных линий электропередач для технологического присоединения электроустановок в названном кадастровом квартале, для чего требуется получение конкретных характеристик планируемых к застройке объектов (мощности энергопринимающих устройств заявителей), что позволит определить характеристики объектов электросетевого хозяйства и затраты на строительство объектов электросетевого хозяйства, а также источники финансирования при поступлении официальной заявки на технологическое присоединение в адрес сетевой организации.
Ввиду отсутствия на территории сформированных земельных участков возможности надлежащего технологического присоединения каждого собственника земельного участка, требование прокурора в данной части судом признано обоснованным и удовлетворено.
Судом апелляционной инстанции такие выводы суда первой инстанции признаны соответствующими обстоятельствам дела и нормам материального права, которыми регулируются спорные правоотношения.
Судебная коллегия по доводам административного ответчика не находит предусмотренных законом оснований для отмены обжалуемых судебных актов, постановленных с соблюдением норм материального и процессуального права, и полагает выводы судов нижестоящих инстанций соответствующими обстоятельствам дела.
В соответствии с положениями части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в вопросам местного значения муниципального, городского округа относятся, в том числе, организация в границах муниципального, городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
Согласно пункту 6.1 части 1 статьи 17 названного Федерального закона в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов, муниципальных округов, городских округов, городских округов с внутригородским делением и внутригородских районов обладают полномочиями по разработке и утверждению программ комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры поселений, городских округов, программ комплексного развития транспортной инфраструктуры поселений, городских округов, программ комплексного развития социальной инфраструктуры поселений, городских округов, требования к которым устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В силу положений пунктов 23, 24 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации под системой коммунальной инфраструктуры понимается комплекс технологически связанных между собой объектов и инженерных сооружений, предназначенных для осуществления поставок товаров и оказания услуг в сферах электро-, газо-, тепло-, водоснабжения и водоотведения до точек подключения (технологического присоединения) к инженерным системам электро-, газо-, тепло-, водоснабжения и водоотведения объектов капитального строительства. Программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры поселения, городского округа разрабатываются и утверждаются органами местного самоуправления поселения, городского округа на основании утвержденных генеральных планов таких поселения, городского округа и должны обеспечивать сбалансированное, перспективное развитие систем коммунальной инфраструктуры в соответствии с потребностями в строительстве объектов капитального строительства и соответствующие установленным требованиям надежность, энергетическую эффективность указанных систем, снижение негативного воздействия на окружающую среду и здоровье человека и повышение качества поставляемых для потребителей товаров, оказываемых услуг в сферах электро-, газо-, тепло-, водоснабжения и водоотведения.
В силу положений пункта 1 статьи 26 Федерального закона от 26 марта 2003 г. N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" по договору об осуществлении технологического присоединения сетевая организация принимает на себя обязательства по реализации мероприятий, необходимых для осуществления такого технологического присоединения, в том числе мероприятий по разработке и в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации об электроэнергетике, согласованию с системным оператором технических условий, обеспечению готовности объектов электросетевого хозяйства, включая их проектирование, строительство, реконструкцию, к присоединению энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики, урегулированию отношений с третьими лицами в случае необходимости строительства (модернизации) такими лицами принадлежащих им объектов электросетевого хозяйства (энергопринимающих устройств, объектов электроэнергетики).
Как предусмотрено пунктом 2 статьи 10 Федерального закона от 26 марта 2003 г. N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" кроме организации по управлению единой национальной (общероссийской) электрической сетью любые лица вправе осуществлять строительство линий электропередачи в порядке, установленном статьей 42 названного Федерального закона. Лица, осуществляющие такое строительство, имеют право на технологическое присоединение построенных линий электропередачи к действующим электрическим сетям в соответствии со статьей 26 того же Федерального закона.
Таким образом, судебными инстанциями обоснованно указано на правомочия административного ответчика как органа местного самоуправления по принятию мер по разработке проектно-сметной документации на строительство электросетевого хозяйства, предназначенного для подключения объектов, расположенных в границах земельного массива, состоящего из 124 земельных участков в кадастровом квартале 26:23:080802 в поселке Загорский, для технологического присоединения электроустановок в названном кадастровом квартале, что требуется для определения конкретных характеристик планируемых к застройке объектов (мощности энергопринимающих устройств) и объемов строительства трансформаторных подстанций и воздушных линий электропередач.
Доводы жалобы с указанием на особый порядок технологического присоединения к сетям электроснабжения, регулируемый Правилами технологического присоединения, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2004 г. N 861, которые не содержат требований к заявителю и требований о предоставлении проекта размещения сетей, поскольку в силу пункта 6 названных Правил технологическое присоединение осуществляется на основании договора с приложением технических условий (в том числе на строительство новых линий электропередач и подстанций), заключение которого является обязательным для сетевой организации, основаны на неверной трактовке требований прокурора и выводов, изложенных в решении суда. Принятие мер по разработке проектно-сметной документации на строительство электросетевого хозяйства в рассматриваемом споре направлено на определение потребностей застраиваемого квартала в ситуации отсутствия конкретных характеристик объектов (мощности энергопринимающих устройств заявителей). В то же время судебным актом на административного ответчика не возложена обязанность по проектированию либо подготовке смет в отношении непосредственного подключения каждого из потребителей из числа лиц, которым земельные участки предоставлены в рамках поддержки многодетных семей.
Доводы жалобы о возможности разрешения спорной ситуации путем подачи заявки органа местного самоуправления на обеспечение массива земельных участков в поселке Загорский электроснабжением в целом направлены на изменение способа и порядка исполнения решения суда, осуществляемого в порядке статьи 189 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации. В то же время подача заявки в адрес сетевой организации без обоснования конкретных характеристик планируемых к застройке объектов (мощности энергопринимающих устройств заявителей) и без разработки проектно-сметной документации на строительство электросетевого хозяйства как достаточная мера надлежащего технологического присоединения в последующем владельцев земельных участков административным ответчиком в судах первой и апелляционной инстанций не была доказана.
При таком положении, решение Минераловодского городского суда Ставропольского края от 2 марта 2021 г. и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Ставропольского краевого суда от 22 июня 2021 г. подлежат оставлению без изменения, поскольку приведенные в кассационной жалобе доводы не свидетельствуют о нарушениях норм материального или процессуального права, которые привели или могли привести к принятию неправильных судебных актов.
Руководствуясь статьями 328 - 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Минераловодского городского суда Ставропольского края от 2 марта 2021 г. и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Ставропольского краевого суда от 22 июня 2021 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Администрации Минераловодского городского округа Ставропольского края - без удовлетворения.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня вынесения и может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня принятия судебного акта судом апелляционной инстанции, без учета времени рассмотрения дела судом кассационной инстанции.
Председательствующий Р.Ф. Фахретдинова
Судьи Ю.К. Белоусова
Г.К. Зайнуллина
Мотивированное кассационное определение изготовлено 1 сентября 2021 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.