Судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда в составе
председательствующего
Ягубкиной О.В.
судей
при секретаре
Аносовой Е.А.
Сальниковой В.Ю.
Арройо Ариас Я.М.
рассмотрела в открытом судебном заседании 22 июля 2021 года гражданское дело N2-352/2021 по апелляционной жалобе Комитета по здравоохранению Санкт-Петербурга на решение Куйбышевского районного суда Санкт-Петербурга от 24 марта 2021 года по иску прокурора Кировского района Санкт-Петербурга в защиту интересов Ласка Т. В. к Комитету по здравоохранению Санкт-Петербурга о взыскании компенсации морального вреда.
Заслушав доклад судьи Ягубкиной О.В, объяснения процессуального истца прокурора Амелькович Е.С, истца Ласка Т.В, представителя ответчика Сапегиной Т.Ю. (доверенность от "дата", выдана сроком до "дата", диплом N... от "дата"), изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Кировского района Санкт-Петербурга обратился в Куйбышевский районный суд Санкт-Петербурга с исковым заявлением в защиту интересов Ласка Т.В. к Комитету по здравоохранению Правительства Санкт-Петербурга (Комитет по здравоохранению, Комитет) об обязании организовать обеспечение лекарственным препаратом, компенсации морального вреда в размере 10000 рублей.
В обоснование заявленного требования прокурор указал, что истец страдает "... " заболеванием. Согласно протокола врачебной комиссии СПб ГБУЗ " "... "" о назначении лекарственных препаратов при наличии медицинских показаний в связи с прогрессированием заболевания истец рекомендована гормонотерапия - прием лекарственного препарата " "... "". До января 2020 года истица обеспечивалась препаратом " "... "" за счет средств остатка лекарств стационара, в последующем была переведена на лечение в условиях дневного стационара. В связи с ухудшением самочувствия и неблагоприятной эпидемиологической обстановкой, вызванной новой коронавирусной инфекцией, препятствующих истице в посещении дневного стационара, истица переведена на амбулаторное лечение, истице по жизненным показаниям рекомендована терапия препаратом " "... "" из расчета дозировки ежедневного принятия под контролем его концентрации в плазме крови на уровне 14-20 мкг/мл. Однако пациентка была обеспечена указанным лекарственным препаратом несвоевременно, в связи с чем, прокурор просит взыскать с ответчика в пользу истца компенсацию морального вреда в размере 20000 рублей.
Определением Куйбышевского районного суда Санкт-Петербурга от 24 марта 2021года производство по делу в части обязания организовать обеспечение лекарственным препаратом прекращено в связи с отказом от данных требований.
Решением Куйбышевского районного суда Санкт-Петербурга от 24 марта 2021 года с ответчика в пользу Ласка Т.В. взыскана компенсация морального вреда в размере 10000 рублей.
В апелляционной жалобе ответчик просит отменить решение суда, как незаконное и необоснованное, постановленное с нарушением норм материального и процессуального права, при неправильном определении обстоятельств, имеющих значение для дела и несоответствии выводов суда первой инстанции, изложенных в решении, фактическим обстоятельствам дела и принять новое решение об отказе в удовлетворении требований в полном объеме.
Прокурор Амелькович Е.С. в заседании суда апелляционной инстанции полагала решение суда законным и обоснованным.
Истец в заседании суда апелляционной инстанции полагала решение суда законным и обоснованным. Пояснила, что получала лекарственное средство " "... ") в "... " диспансере на условиях дневного стационара, при этом задержек в получении указанного препарата не было. Впервые рецепт на данный лекарственный препарат ей был выдан в 2021 году.
Представитель ответчика в заседании суда апелляционной инстанции полагал решение суда подлежащим отмене по доводам, изложенным в апелляционной жалобе.
Третьи лица на рассмотрение дела в суд апелляционной инстанции не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом, доказательств уважительности причин неявки не представили, ходатайств об отложении судебного заседания или рассмотрении апелляционной жалобы в их отсутствие не заявляли. При таких обстоятельствах, в соответствии со статьей 167, частью 1 статьи 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Судебная коллегия, проверив материалы дела, выслушав объяснения явившихся лиц, обсудив доводы апелляционной жалобы, находит решение суда подлежащим отмене по следующим основаниям.
Частью 1 статьи 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
Согласно части 1 статьи 41 Конституции Российской Федерации, каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.
Согласно пунктам 10, 14 ст. 16 Федерального закона от 21.11.2011 N323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья относятся:
организация обеспечения граждан лекарственными препаратами для лечения заболеваний, включенных в перечень жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих редких (орфанных) заболеваний, приводящих к сокращению продолжительности жизни гражданина или инвалидности, предусмотренный частью 3 статьи 44 настоящего Федерального закона;
установление мер социальной поддержки по организации оказания медицинской помощи лицам, страдающим социально значимыми заболеваниями и заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, и по организации обеспечения указанных лиц лекарственными препаратами.
Принимая решение об удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции, руководствуясь Постановлением Правительства Российской Федерации N 890 от 30 июля 1994 г. "О государственной поддержки развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения", Законом Санкт-Петербурга от 10.10.2005 N478-73 "О льготном обеспечении лекарственными средствами и бесплатном зубопротезировании отдельных категорий граждан", Положением о Комитете по здравоохранению, утвержденным Постановлением правительства Санкт-Петербурга от 25.12.2007 N1673, пришел к выводу, что после перевода "... " пациентов на обеспечение за счет территориальной программы лекарственными препаратами, обязанность организовать которую лежит на Комитете по здравоохранению Санкт-Петербурга, первый государственный контракт на закупку препаратов для "... " больных был заключен только 14 августа 2020 года, то есть спустя более 8 месяцев после возложения данной обязанности на Комитет, в связи с чем в течение этого периода времени пациенты, страдающие "... " заболеваниями (включая истицу) не имели государственной гарантии на получение льготного лекарства.
Учитывая, что ненадлежащим исполнением обязанности Комитета по организации лекарственными препаратами жизнь и здоровье истца были поставлены в опасность, суд, учитывая заявленные требования, степень вины ответчика, длительность отсутствия препарата, определилразмер компенсации морального вреда, подлежащий взысканию с ответчика в пользу истца в размере 10000 рублей.
Судебная коллегия не может согласиться с данными выводами суда первой инстанции, поскольку они основаны на неправильном применении норм материального права, не соответствуют представленным сторонами доказательствам.
Конституцией Российской Федерации определено, что Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (статья 7 Конституции Российской Федерации).
Каждый имеет право на жизнь (часть 1 статьи 20 Конституции Российской Федерации).
В соответствии с частью 1 статьи 41 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.
Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием (статья 18 Конституции Российской Федерации).
В соответствии с частью 2 статьи 77 Конституции Российской Федерации в пределах ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Федерации образуют единую систему исполнительной власти в Российской Федерации.
Согласно статье 4 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ, охрана здоровья в Российской Федерации основывается на ряде принципов, в числе которых соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий.
Источниками финансового обеспечения в сфере охраны здоровья являются средства федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, средства обязательного медицинского страхования, средства организаций и граждан, средства, поступившие от физических и юридических лиц, в том числе добровольные пожертвования, и иные не запрещенные законодательством Российской Федерации источники (статья 82 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации").
Медицинская помощь, за исключением медицинской помощи, оказываемой в рамках клинической апробации, организуется и оказывается: 1) в соответствии с положением об организации оказания медицинской помощи по видам медицинской помощи, которое утверждается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти; 2) в соответствии с порядками оказания медицинской помощи, утверждаемыми уполномоченным федеральным органом исполнительной власти и обязательными для исполнения на территории Российской Федерации всеми медицинскими организациями; 3) на основе клинических рекомендаций; 4) с учетом стандартов медицинской помощи, утверждаемых уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (часть 1 статьи 37 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации").
Право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы, в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи предусмотрено частью 2 статьи 19 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации".
Пунктом 2 части 3 статьи 80 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" предусмотрено, что при оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи не подлежат оплате за счет личных средств граждан назначение и применение по медицинским показаниям лекарственных препаратов, не входящих в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, медицинских изделий, не входящих в перечень медицинских изделий, имплантируемых в организм человека, - в случаях их замены из-за индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям по решению врачебной комиссии.
В силу пункта 5 части 2 статьи 81 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" в рамках территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи органы государственной власти субъектов Российской Федерации устанавливают перечень лекарственных препаратов, отпускаемых населению в соответствии с Перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно.
Согласно Территориальной программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в Санкт-Петербурге на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов принятой (утвержденной) Законом Санкт-Петербурга от 19 декабря 2019 г. N 682-150 "О территориальной программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в Санкт-Петербурге на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 года" территориальная программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в Санкт-Петербурге на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов (далее - Территориальная программа) разработана в соответствии со статьями 16 и 81 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", ст. 36 Федерального закона "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" в целях обеспечения бесплатного оказания медицинской помощи в Санкт-Петербурге гражданам, имеющим право на бесплатное получение медицинской помощи в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Разделом 4 названной Программы предусмотрено, что обеспечение лекарственными препаратами в соответствии с перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно.
Из приведенных нормативных положений федерального законодательства и Территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи Санкт-Петербурга в их системной взаимосвязи следует, что одним из принципов охраны здоровья граждан в Российской Федерации является соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение реализации этих прав государственными гарантиями. К числу таких гарантий относятся обеспечение за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации (в данном случае за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации - Санкт-Петербурга) онкологических больных всеми лекарственными средствами по рецептам врачей бесплатно, в том числе лекарственными препаратами, не входящими в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов для медицинского применения. Источниками финансового обеспечения в сфере охраны здоровья являются в том числе средства федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов.
Согласно пункту 1.1 Положения о комитете по здравоохранению, утвержденного Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 27 декабря 2013 г. N 1070 "О комитете по здравоохранению" (далее - Положение) Комитет по здравоохранению является исполнительным органом государственной власти Санкт-Петербурга.
Пунктом 2 Положения установлено, что основными задачами Комитета являются: реализация государственной политики Санкт-Петербурга в сфере охраны здоровья граждан и создание в пределах компетенции, определенной законодательством Российской Федерации, условий для развития медицинской помощи и обеспечения ее качества и доступности для граждан.
Согласно пункту 3.2 Положения Комитет разрабатывает и реализует программы развития здравоохранения, обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, профилактики заболеваний; организует обеспечение граждан лекарственными препаратами и медицинскими изделиями, а также участвует в санитарно-гигиеническом просвещении населения.
В соответствии с пунктом 3.8 Положения Комитет организует в соответствии с частью 1 статьи 4.1 Федерального закона "О государственной социальной помощи" обеспечение граждан, включенных в Федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи, и не отказавшихся от получения социальной услуги, предусмотренной в пункте 1 части 1 статьи 6.2 Федерального закона "О государственной социальной помощи", лекарственными препаратами, изделиями медицинского назначения, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов.
Прокурор Кировского района Санкт-Петербурга обратился в Куйбышевский районный суд с исковым заявлением в защиту интересов Ласка Т.В. в котором просил взыскать с Комитета по здравоохранению взыскать в пользу истца компенсацию морального вреда в связи с ненадлежащим обеспечением лекарственным препаратом " "... "" в дозировке для ежедневного приема таблеток по "... ". N...
В обоснование своих требований прокурор в своем заявлении указал, что в настоящее время Ласка Т.В. получает необходимое лечение в условиях дневного стационара в СПб " "... "", что подтверждается письмом СПб " "... "" от "дата" N... представленным суду прокурором.
Однако при этом прокурор полагает, что Комитетом по здравоохранению нарушено право Ласка Т.В. на бесплатное обеспечение лекарственным препаратом.
Комитетом по здравоохранению суду была представлена информация, поступившая из СПб ГБУЗ " "... "" письмом от "дата" N.., согласно которой Ласка Т.В. ежемесячно получает бесплатно лекарственный препарат " "... "" "... " N... в рамках оказания ей медицинской помощи в дневном стационаре 12 отделения СПб ГБУЗ " "... "" за счет средств обязательного медицинского страхования.
Согласно части 2 статьи 80 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" при оказании в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи первичной медико-санитарной помощи в условиях дневного стационара
осуществляется обеспечение граждан лекарственными препаратами
для медицинского применения, включенными в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов в соответствии с Федеральным законом от 12 апреля 2010 года N 61-ФЗ "Об обращении лекарственных средств".
СПб ГБУЗ " "... "" в письме от "дата" N... указывает, что лекарственный препарат " "... "" "... " N... был выдан бесплатно Ласка Т.В. в СПб ГБУЗ " "... "" "дата"; "дата"; "дата"; "дата"; "дата"; "дата"; "дата"; "дата"; "дата".
Рекомендуемая схема приема лекарственного препарата " "... "", согласно инструкции по применению указанного препарата: "... ".
Данное обстоятельство также подтверждается письмом СПб ГБУЗ " "... "" от "дата" N...
Таким образом, Ласка Т.В, получая лечение на дневном стационаре в СПб ГБУЗ
" "... "" бесплатно, обеспечивалась, в том числе и лекарственным препаратом " "... "".
Кроме того, Комитет указал на то обстоятельство, что в целях обеспечения льготных категорий граждан в 2020 году Комитетом заключен государственный контракт от "дата" N...
на поставку лекарственного препарата " "... "".
Лекарственный препарат " "... "" поставлен в аптеки города и имеется на складе в достаточном количестве. Истец при наличии выписанного рецепта получит указанный лекарственный препарат в аптеке бесплатно.
Таким образом, Комитетом были выполнены свои обязательства и организовано обеспечение граждан лекарственным препаратом " "... "" по выписанным рецептам.
В соответствии с Законом Санкт-Петербурга от 19.12.2019 N 682-150 "О Территориальной программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в Санкт-Петербурге на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов", Постановлением Правительства РФ от 30.07.1994 N 890 "О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения", Федеральным законом от 17.07.1999 N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" обеспечение льготных категорий граждан лекарственными препаратами для амбулаторного лечения осуществляется по рецептам на лекарственные препараты.
В материалах дела отсутствуют, как доказательство рецепты, выписанные пациентке Ласка Т.В. и не обеспеченные аптекой бесплатно.
Согласно ч.2 ст.70 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" лечащий врач организует своевременное квалифицированное обследование и лечение пациента, предоставляет информацию о состоянии его здоровья, по требованию пациента или его законного представителя приглашает для консультаций врачей-специалистов, при необходимости созывает консилиум врачей для целей, установленных частью 4 статьи 47 настоящего Федерального закона. Рекомендации консультантов реализуются только по согласованию с лечащим врачом, за исключением случаев оказания экстренной медицинской помощи
Лечение - комплекс медицинских вмешательств, выполняемых по назначению медицинского работника, целью которых является устранение или облегчение проявлений заболевания или заболеваний либо состояний пациента, восстановление или улучшение его здоровья, трудоспособности и качества жизни (пункт 8 статьи 2 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ).
В соответствии со статьей 37 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан" медицинская помощь организуется и оказывается в соответствии с порядками оказания медицинской помощи, обязательными для исполнения на территории Российской Федерации всеми медицинскими организациями, а также на основе стандартов медицинской помощи.
Порядок оказания медицинской помощи населению по профилю " "... "" утвержден Приказом Минздрава России от 15.11.2012 N 915н.
Пунктом 18 Порядка оказания медицинской помощи населению по профилю " "... " установлено, что в медицинской организации, оказывающей медицинскую помощь больным с онкологическими заболеваниями, тактика медицинского обследования и лечения устанавливается консилиумом врачей- "... " и врачей- "... ", с привлечением при необходимости других врачей-специалистов. Решение консилиума врачей оформляется протоколом, подписывается участниками консилиума врачей и вносится в медицинскую документацию больного.
Согласно пункту 2 Порядка назначения лекарственных препаратов, утвержденного Приказом Минздрава России от 14.01.2019 N 4н, назначение лекарственных препаратов осуществляется лечащим врачом.
Таким образом, вопрос о лечении, назначении того или иного лекарственного препарата, а также вопрос назначения тактики лечения в силу приведенных норм закона отнесен к исключительной компетенции лечащего врача и консилиумов врачей - "... " при оказании медицинской помощи по профилю " "... "".
На дату вынесения решения сведений о не получении истцом лекарственного препарата " "... "" по рецепту лечащего врача не имеется.
Таким образом, судом вынесено решение о предполагаемом нарушении права Ласка Т.В. в будущем, то есть защита права носит предположительный характер.
Вместе с тем, судебная защита от предполагаемых, возможных нарушений в будущем, в том числе при возможном не обеспечении истицы необходимым ей лекарственным препаратом, путем, в том числе обязания совершить определенные действия других лиц, в настоящее время действующим законодательством не предусмотрена
Из смысла положений статьи 3 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и статьи 11 Гражданского кодекса Российской Федерации следует, что защите подлежит только нарушенное право.
Согласно имеющимся в деле доказательствам истец в течении всего 2020 года обеспечивалась бесплатно лекарственным препаратом " "... "" при оказании ей медицинской помощи в СПб ГБУЗ " "... "", основания для взыскания с ответчика компенсации морального вреда в силу изложенного отсутствуют.
В материалы дела не представлено суду как-либо доказательств нарушения прав Ласка Т.В. на бесплатное лекарственное обеспечение лекарственным препаратом " "... "" при оказании истцу медицинской помощи.
Согласно пункту 3 Порядка оказания медицинской помощи населению по профилю " "... "", утверждённого Приказом Минздрава России от 15.11.2012 N 915н, медицинская помощь по данному профилю оказывается в следующих условиях: амбулаторно; в дневном стационаре; стационарно.
Таким образом, оказание медицинской помощи истцу в условиях дневного стационара в СПб ГБУЗ " "... "" и обеспечение при оказании медицинской помощи Ласка Т.В. лекарственным препаратом " "... "" свидетельствует о соблюдении прав истца в сфере охраны здоровья.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия приходит к выводу об отмене решения Куйбышевского районного суда Санкт-Петербурга от 24 марта 2021 года и отказе в удовлетворении исковых требований прокурора Кировского района Санкт-Петербурга в интересах Ласка Т.В.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Куйбышевского районного суда Санкт-Петербурга от 24 марта 2021 года отменить.
В иске прокурора Кировского района Санкт-Петербурга в защиту интересов Ласка Т. В. к Комитету по здравоохранению Санкт-Петербурга о взыскании компенсации морального вреда - отказать.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.