Судебная коллегия по административным делам Санкт-Петербургского городского суда в составе
председательствующего
Чуфистова И.В.
судей
Ильичёвой Е.В, Ивановой Ю.В.
с участие прокурора
Скибенко С.А.
при секретаре
Шибановой С.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N 2а-5205/2021 по апелляционной жалобе Ф.С.Н, на решение Кировского районного суда Санкт-Петербурга, принятое 27 августа 2021 года по административным искам Ф.С.Н,, В.Н.В. к избирательной комиссии внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Автово об оспаривании решения о регистрации кандидатом в депутаты внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Автово шестого созыва и бездействия.
Заслушав доклад судьи Чуфистова И.В, выслушав объяснения представителя административного истца Ф.С.Н, - Пахомовой Е.В. (по доверенности), возражения представителей административного истца Умниковой В.Д. - С.И.А, И.С.С, Л.С.А. (по доверенности), представителя административного ответчика избирательной комиссии внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Автово - Н.А.В. (по доверенности), заключение прокурора прокуратуры Санкт-Петербурга - Скибенко С.А, судебная коллегия
установила:
19 августа 2021 года Ф.С.Н, обратился в Кировский районный суд Санкт-Петербурга с административным иском, в котором просил признать незаконным и отменить решение избирательной комиссии внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Автово (далее - ИКМО Автово) от "дата" N... о регистрации В. Н.В. кандидатом в депутаты муниципального совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Автово шестого созыва по многомандатному избирательному округу N 1.
В обоснование административного иска Ф.С.Н, ссылался на то обстоятельство, что "дата" решением ИКМО Автово он зарегистрирован кандидатом в депутаты муниципального совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Автово шестого созыва по многомандатному избирательному округу N 1, однако этой же избирательной комиссией "дата" принято решение N... о регистрации В. Н.В. кандидатом в депутаты муниципального совета названного внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга шестого созыва по указанному избирательному округу, с которым истец не согласен по причине представления В. Н.В. в ИКМО Автово не всех документов, необходимых в соответствии с законом для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата.
Так, по утверждению истца, В. Н.В. не представлены следующие документы: решение о создании местного отделения Всероссийской политической партии "ЕДИНАЯ РОССИЯ" ВМО МО Автово; документ, подтверждающий согласование соответствующим органом политической партии кандидатуры, выдвигаемой в качестве кандидата в депутаты.
Кроме того, как указал Ф.С.Н,, местным отделением Всероссийской политической партии "ЕДИНАЯ РОССИЯ" ВМО МО Автово нарушены сроки извещения избирательной комиссии о проведении мероприятий, связанных с выдвижением кандидата в депутаты, установленные подпунктом "в" пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 11.07.2001 N 95-ФЗ "О политических партиях".
Также, по мнению истца, решение ИКМО Автово о регистрации В. Н.В. кандидатом в депутаты принято в отсутствие необходимого кворума для принятия такого решения.
Определением Кировского районного суда Санкт-Петербурга от 20 августа 2021 года административный иск Ф.С.Н, принят к производству суда, административному делу присвоен N 2а-5108/2021; к участию в деле привлечен прокурор Кировского района Санкт-Петербурга, а также в качестве заинтересованного лица - Санкт-Петербургская избирательная комиссия.
24 августа 2021 года В. Н.В. обратился в Кировский районный суд Санкт-Петербурга с административным иском, в котором просил признать незаконным бездействие ИКМО Автово, выразившееся в непринятии в установленном пунктом 13 статьи 28 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" порядке (большинством голосов от установленного числа членов комиссии с правом решающего голоса) решения о регистрации истца кандидатом в депутаты.
В этом же иске В. Н.В. просил признать незаконным и отменить решение ИКМО Автово от "дата" N... о регистрации истца кандидатом в депутаты муниципального совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Автово шестого созыва по многомандатному избирательному округу N 1.
В качестве меры по восстановлению нарушенного права В. Н.В. просил возложить на ИКМО Автово обязанность зарегистрировать его кандидатом в депутаты муниципального совета названного внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга шестого созыва по многомандатному избирательному округу N 1 в срок, не позднее чем в три дня со дня вступления в законную силу решения суда по данному делу.
В обоснование административного иска В. Н.В. ссылался на то обстоятельство, что решением Санкт-Петербургской избирательной комиссии от "дата" N.., принятым по жалобе В. Н.В. на решение ИКМО Автово от "дата" об отказе истцу в регистрации кандидатом в депутаты, на ИКМО Автово возложена обязанность повторно рассмотреть вопрос о регистрации истца кандидатом в депутаты муниципального совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Автово шестого созыва по многомандатному избирательному округу N 1.
Как указал истец, "дата" состоялось заседание ИКМО Автово, на котором принято решение N... о регистрации В. Н.В. кандидатом в депутаты муницпального совета названного внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга шестого созыва по многомандатному избирательному округу N 1, однако, по мнению истца, данное решение является незаконным, поскольку принято в отсутствие необходимого для принятия такого рода решений кворума.
Так, по утверждению В. Н.В, согласно пункту 4 статьи 36 Устава внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Автово установленное число членов ИКМО Автово с правом решающего голоса равно восьми, при этом "за" регистрацию истца кандидатом в депутаты проголосовало четыре человека, "против" - 2 человека, воздержавшихся нет, в то время как решение о регистрации истца кандидатом в депутаты, как указал В. Н.В, могло быть принято при голосовании "за" пятью членами ИКМО с правом решающего голоса, то есть большинством от установленного числа членов ИКМО Автово с правом решающего голоса (пять из восьми).
Определением Кировского районного суда Санкт-Петербурга от 26 августа 2021 года административный иск В. Н.В. принят к производству суда, административному делу присвоен N 2а-5205/2021; к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены Местное отделение Всероссийской политической партии "Единая Россия" муниципального образования муниципальный округ Автово, Санкт-Петербургское региональное отделение Всероссийской политической партии "Единая Россия".
В соответствии с частью 1 статьи 136 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации определением суда административные дела по искам Ф.С.Н,, В. Н.В. объединены в одно производство, административному делу присвоен N 2а-5205/2021.
Решением Кировского районного суда Санкт-Петербурга, принятым 27 августа 2021 года, административные иски Ф.С.Н,, В. Н.В. удовлетворены - признано незаконным и отменено решение избирательной комиссии внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Автово от 13 августа 2021 года N 18-6 "О регистрации В.Н.В. в качестве кандидата в депутаты муниципального совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Автово шестого созыва".
Этим же решением суда признано незаконным бездействие избирательной комиссии внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Автово, выразившееся в непринятии в установленном пунктом 13 статьи 28 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" порядке решения о регистрации В.Н.В. кандидатом в депутаты муниципального совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Автово шестого созыва.
На избирательную комиссию внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Автово возложена обязанность зарегистрировать В.Н.В. кандидатом в депутаты муниципального совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Автово шестого созыва по многомандатному избирательному округу N 1 в течение одного дня с момента вступления решения суда в законную силу и сообщить об исполнении решения в суд и лицу, предъявившему административное исковое заявление, в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
В апелляционной жалобе Ф.С.Н, просит решение суда отменить, ссылаясь на несоответствие выводов суда установленным по делу обстоятельствам и на неправильное применение судом норм материального права.
Административные истцы Ф.С.Н,, В. Н.В, представители заинтересованных лиц Местного отделения Всероссийской политической партии "Единая Россия" ВМО МО Автово, Санкт-Петербургской избирательной комиссии, Санкт-Петербургского регионального отделения Всероссийской политической партии "Единая Россия" в заседание суда апелляционной инстанции не явились; о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом посредством факсимильной, телефонной связи, а также посредством направления судебного извещения по адресу электронной почты.
Согласно статьям 150 (ч.2), 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, неявка лица, участвующего в деле, извещённого о времени и месте рассмотрения дела, и не представившего доказательства уважительности своей неявки, не является препятствием к разбирательству дела в суде апелляционной инстанции.
Судебная коллегия, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, заключение прокурора, проверив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, не находит оснований для отмены обжалуемого решения.
Гарантии избирательных прав граждан Российской Федерации при подготовке и проведении выборов установлены Федеральным законом от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее - Закон об основных гарантиях избирательных прав).
Реализация гражданами Российской Федерации конституционного права на участие в выборах депутатов муниципальных советов внутригородских муниципальных образований Санкт-Петербурга, а также порядок подготовки и проведения таких выборов предусмотрены Законом Санкт-Петербурга от 26 мая 2014 года N 303-46 "О выборах депутатов муниципальных советов внутригородских муниципальных образований Санкт-Петербурга" (далее - Закон о выборах депутатов муниципальных советов).
При рассмотрении данного административного дела установлены следующие обстоятельства.
Решением ИКМО Автово от 30 июня 2021 года N12 на 19 сентября 2021 года назначены выборы депутатов муниципального совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Автово шестого созыва по многомандатному избирательному округу N 1.
Ф.С.Н, зарегистрирован кандидатом в депутаты муниципального совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ посёлок Автово шестого созыва по избирательному округу N 1, что подтверждается соответствующим решением.
"дата" В. Н.В. подал в ИКМО Автово заявление о согласии баллотироваться кандидатом в депутаты муниципального совета названного муниципального образования Санкт-Петербурга шестого созыва по избирательному округу N 1.
Согласно Подтверждению о получении документов о выдвижении кандидата по избирательному округу N 1, членом ИКМО Автово "дата" в 17 часов 00 минут от В. Н.В. приняты следующие документы:
- заявление о согласии баллотироваться;
- копия паспорта;
- копия документа, подтверждающего сведения об образовании;
- копия документа, подтверждающего сведения об основном месте работы или службы, занимаемой должности;
- сведения о размере и об источниках доходов кандидата, а также об имуществе, принадлежащем кандидату на праве собственности;
- решение о создании избирательного объединения;
- решение органа политической партии о выдвижении кандидата;
- документ, подтверждающий делегирование полномочий по выдвижению кандидата;
- внешний носитель информации с документами в машиночитаемом виде.
"дата" членом ИКМО Автово от В. Н.В. также приняты:
- справка об открытии счета на имя истца;
- выписка из лицевого счета;
- первый финансовый отчёт кандидата о размерах его избирательного фонда, обо всех источниках его формирования, а также обо всех расходах, произведённых за счёт средств избирательного фонда;
- заявление об отсутствии изменений данных;
- внешний носитель информации с документами в машиночитаемом виде.
"дата" ИКМО Автово принято решение N... об извещении В. Н.В. о выявленных недостатках в документах, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата в депутаты. Этим же решением утвержден текст извещения кандидата в депутаты.
Согласно данному извещению, ИКМО Автово выявлены следующие недостатки в документах, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата в депутаты:
не представлена нотариально удостоверенная копия документа о государственной регистрации Местного отделения Всероссийской политической партии "Единая Россия" муниципального образования муниципальный округ Автово;
не представлено решение о создании Местного отделения Всероссийской политической партии "Единая Россия" муниципального образования муниципальный округ Автово;
не представлен документ, подтверждающий согласование с соответствующим органом политической партии кандидатуры, выдвигаемой в качестве кандидата в депутаты.
Указанные недостатки В. Н.В. предложено устранить не позднее "дата".
Согласно Подтверждению о получении документов о выдвижении кандидата по избирательному округу, членом ИКМО Автово "дата" в 13 часов 58 минут от В. Н.В. приняты следующие документы:
- уведомление о предоставлении документов согласно извещению;
- решение Регионального политического совета Санкт-Петербургского регионального отделения политической партии "Единая Россия";
- решение Президиума Регионального политического совета Санкт-Петербургского регионального отделения политической партии "Единая Россия";
Решением ИКМО Автово от "дата" N... В. Н.В. отказано в регистрации кандидатом в депутаты муниципального совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Автово шестого созыва по избирательному округу N 1 по основаниям, предусмотренным подпунктами "б", "в" пункта 4 статьи 29 Закона Санкт-Петербурга от 26 мая 2014 года N 303-46.
Не согласившись с указанным решением, В. Н.В. "дата" обратился в Санкт-Петербургскую избирательную комиссию с жалобой, в которой просил отменить решение ИКМО Автово от "дата" N... и зарегистрировать его (В. Н.В.) кандидатом в депутаты муниципального совета названного муниципального образования Санкт-Петербурга шестого созыва по указанному избирательному округу.
"дата" Санкт-Петербургской избирательной комиссией по результатам рассмотрения жалобы В. Н.В. принято решение N.., которым решение ИКМО Автово от "дата" N... признано незаконным и отменено; на ИКМО Автово возложена обязанность повторно рассмотреть вопрос о регистрации В. Н.В. кандидатом в депутаты не позднее чем через 5 дней со дня принятия данного решения.
Решением ИКМО Автово от "дата" N... В. Н.В. зарегистрирован кандидатом в депутаты муниципального совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Автово шестого созыва по избирательному округу N 1.
Рассматривая административные иски Ф.С.Н,, В. Н.В, суд первой инстанции пришел к выводу, что при принятии решения ИКМО Автово были грубо нарушены положения пункта 13 статьи 28 Федерального закона об основных гарантиях избирательных прав.
Данный вывод суда первой инстанции следует признать правильным.
В соответствии с пунктом 6 статьи 76 Закона об основных гарантиях избирательных прав решение избирательной комиссии о регистрации кандидата может быть отменено судом по заявлению кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований предусмотренных пунктами 24-26 статьи 38 настоящего Федерального закона, иных требований, предусмотренных этим Федеральным законом, иным законом.
Пунктом 13 статьи 28 Закон об основных гарантиях избирательных прав установлено, что решения комиссии, в том числе, о регистрации кандидатов принимаются на заседании комиссии большинством голосов от установленного числа членов комиссии с правом решающего голоса.
Решением Избирательной комиссии внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Автово N... от "дата" полномочия окружных избирательных комиссий пятимандатных избирательных округов N 1-4 по выборам депутатов Муниципального совета названного внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга шестого созыва возложены на избирательную комиссию внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Автово.
Согласно пункту 3 статьи 36 Устава внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Автово, избирательная комиссия муниципального образования формируется муниципальным советом в количестве восьми членов с правом решающего голоса в порядке, определенном федеральным законом и принимаемым в соответствии с ним законом Санкт-Петербурга.
Таким образом, с учетом положений пункта 13 статьи 28 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ, необходимое для принятия решения о регистрации кандидата большинство голосов от установленного числа членов избирательной комиссии равно 5.
Между тем, из протокола заседания избирательной комиссии от "дата" N... следует, что на заседании присутствовали председатель комиссии и пять членов избирательной комиссии с правом решающего голоса.
Согласно данному протоколу заседания ИКМО Автово, по вопросу о регистрации В. Н.В. кандидатом в депутаты "за" проголосовало только 4 члена избирательной комиссии с правом решающего голоса, "против" - 2, "воздержались" - нет.
Следовательно, за принятие решения о регистрации В. Н.В. кандидатом в депутаты проголосовали меньше половины членов избирательной комиссии с правом решающего голоса от установленного численного состава комиссии.
С учетом изложенного, суд первой инстанции сделал правильный вывод о незаконности решения ИКМО Автово от "дата" N.., поскольку указанное решение принято с нарушением требований пункта 13 статьи 28 Закона об основных гарантиях избирательных прав.
В силу части 1 статьи 244 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд, установив наличие нарушений законодательства о выборах при принятии оспариваемого решения, совершении оспариваемого действия (бездействия) избирательной комиссией, удовлетворяет административный иск о защите избирательных прав полностью или в части, признает указанные решение, действие (бездействие) незаконными, определяет способ и сроки восстановления нарушенных прав, свобод и реализации законных интересов и (или) устранения последствий допущенных нарушений, а также указывает на необходимость сообщения об исполнении решения в суд и лицу, предъявившему административное исковое заявление, в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Согласно абзацу 3 пункта 11 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 31.03.2011 N 5 "О практике рассмотрения судами дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" под бездействием избирательной комиссии, комиссии референдума следует понимать неисполнение комиссией обязанности, возложенной на нее нормативными правовыми и иными актами, определяющими полномочия комиссии.
Под уклонением от принятия решения, являющимся одной из форм бездействия избирательной комиссии, следует понимать случаи, когда избирательная комиссия в силу закона обязана была рассмотреть вопрос на своем заседании в коллегиальном составе и принять по нему решение, облеченное в соответствующую форму или закрепленное в соответствующем протоколе (в частности, по вопросам, указанным в пункте 13 статьи 28 Федерального закона N 67-ФЗ), однако свою обязанность не выполнила.
Принятие ИКМО Автово "дата" решения N... о регистрации В. Н.В. кандидатом в депутаты с нарушением требований пункта 13 статьи 28 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ о необходимом для принятия такого решения количестве голосов членов комиссии с правом решающего голоса, обоснованно, с учетом приведенных разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации признано судом первой инстанции незаконным бездействием с удовлетворением иска в указанной части и возложением на ИКМО Автово, в качестве способа восстановления нарушенного права, обязанности зарегистрировать В. Н.В. кандидатом в депутаты муниципального совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Автово шестого созыва по многомандатному избирательному округу N 1 в течение одного дня с момента вступления решения суда в законную силу.
Оценивая основания отказа ИКМО Автово В.Н.В. в регистрации кандидатом в депутаты муниципального совета муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Автово шестого созыва по многомандатному избирательному округу N 1 в части непредставления необходимых документов для регистрации кандидата в депутаты вместе с заявлением о согласии баллотироваться кандидатом в депутаты, суд первой инстанции принял во внимание выводы Санкт-Петербургской избирательной комиссии, изложенные в решении от "дата", в связи с рассмотрением жалобы В. Н.В. на решение ИКМО Автово от "дата" N... "Об отказе В. Н.В. в регистрации кандидатом в депутаты муниципального совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Автово шестого созыва по избирательному округу N 1".
Выводы суда первой инстанции следует признать правильными.
Согласно пункту 1 статьи 38 Закона об основных гарантиях избирательных прав, регистрация кандидата осуществляется соответствующей избирательной комиссией при наличии документов, указанных в пунктах 2, 2.2, 3, 3.1 статьи 33 этого же Федерального закона.
Статьей 33 Закона об основных гарантиях избирательных прав, регламентирующей условия выдвижения кандидатов, предусмотрено, что избирательная комиссия считается уведомленной о выдвижении кандидата, а кандидат считается выдвинутым, приобретает права и обязанности кандидата после поступления в избирательную комиссию заявления в письменной форме выдвинутого лица о согласии баллотироваться по соответствующему избирательному округу.
Пунктом 2 статьи 35 названного Закона выдвижение кандидатов, списков кандидатов политическими партиями осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 11.07.2001 N 95-ФЗ "О политических партиях" (далее - Закон о политических партиях). Выдвижение кандидатов иными общественными объединениями осуществляется на съездах (конференциях, собраниях) указанных общественных объединений, их региональных или местных отделений тайным голосованием, а также с соблюдением иных требований, предъявляемых федеральным законом к выдвижению кандидатов для политических партий.
Аналогичные требования содержатся в статьях 22, 24 Закона о выборах депутатов муниципальных советов.
В силу статьи 21 Федерального закона от 11 июля 2001 года N 95-ФЗ "О политических партиях", политическая партия, ее региональные отделения и иные структурные подразделения действуют на основании устава политической партии и в соответствии с ним.
Устав политической партии должен содержать положения, определяющие порядок выдвижения политической партией кандидатов (списков кандидатов) в депутаты и на иные выборные должности в органах государственной власти и органах местного самоуправления, в том числе на повторных и дополнительных выборах.
Пунктом 2 статьи 25 Федерального закона о политических партиях определено, что решения о выдвижении региональными отделениями политической партии кандидатов (списков кандидатов) в депутаты и на иные выборные должности в органах государственной власти субъектов Российской Федерации и органах местного самоуправления принимаются на конференции или общем собрании региональных отделений политической партии. Решения о выдвижении иными структурными подразделениями политической партии кандидатов (списков кандидатов) в депутаты и на иные выборные должности в органах местного самоуправления принимаются общим собранием соответствующего структурного подразделения либо иным органом, предусмотренным уставом политической партии.
В соответствии с пунктом 6.1 Устава Всероссийской политической партии "ЕДИНАЯ РОССИЯ" структуру Партии составляют региональные, местные и первичные отделения Партии, являющиеся её структурными подразделениями и действующие на основании настоящего Устава.
Местные отделения создаются в пределах территории муниципального района, городского округа либо внутригородской территории города федерального значения, входящих в состав одного субъекта Российской Федерации (пункт 6.3 Устава).
Местные отделения, созданные в пределах территории субъекта Российской Федерации, входят в соответствующее региональное отделение. В пределах территории одного субъекта Российской Федерации может быть создано только одно региональное отделение (пункт 6.4 Устава).
Наименования первичных, местных и региональных отделений Партии устанавливаются решениями об их создании (пункт 6.7 Устава).
Согласно пункту 13.4 Устава Всероссийской политической партии "ЕДИНАЯ РОССИЯ" региональное отделение партии приобретает права юридического лица с момента государственной регистрации в порядке, установленном Российской Федерации.
Согласно пункту 14.1 Устава Всероссийской политической партии "ЕДИНАЯ РОССИЯ" Местное отделение является структурным подразделением партии и осуществляет свою деятельность в пределах территории соответствующего муниципального образования.
Местные отделения создаются решением Президиума Регионального политического совета регионального отделения партии, осуществляет свою деятельность в соответствии с Уставом партии без образования юридического лица (пункт 14.2, 14.2.1 Устава).
Так, "дата" в Санкт-Петербургскую избирательную комиссию поступила жалоба В. Н.В. об отмене решения ИКМО Автово от "дата" N... "Об отказе в регистрации В. Н.В. кандидатом в депутаты муниципального совета ВМО МО Автово шестого созыва".
Рабочая группа Санкт-Петербургской избирательной комиссии исследовала личное дело кандидата в депутаты В. Н.В. и в результате проверки изложенных заявителем и представителем ИКМО Автово доводов, установила, что отказ в регистрации В. Н.В. кандидатом в депутаты муниципального совета является необоснованным по следующим обстоятельствам.
В силу пункта 7 статьи 24 Закона о выборах депутатов муниципальных советов, при выдвижении кандидата избирательным объединением помимо документов, указанных в пунктах 1, 3 и 4 статьи 22 этого же Закона Санкт-Петербурга, одновременно с представлением иных документов, необходимых для уведомления о выдвижении, кандидат в срок, установленный пунктом 8 статьи 21 названного Закона Санкт-Петербурга, вместе с заявлением, указанным в пункте 1 статьи 22 данного Закона, представляет в окружную избирательную комиссию следующие документы:
а) нотариально удостоверенную копию документа о государственной регистрации избирательного объединения, выданного федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций в сфере регистрации общественных объединений, а если избирательное объединение не является юридическим лицом, также решение о его создании;
в) решение съезда политической партии (конференции или общего собрания ее регионального отделения, общего собрания иного структурного подразделения политической партии, а в случаях, предусмотренных Федеральным законом "О политических партиях", соответствующего органа политической партии, ее регионального отделения или иного структурного подразделения), съезда (конференции, собрания) иного общественного объединения, его регионального или местного отделения о выдвижении кандидата по соответствующему одномандатному (многомандатному) избирательному округу;
г) документ, подтверждающий согласование с соответствующим органом политической партии, иного общественного объединения кандидатуры, выдвигаемой в качестве кандидата, если такое согласование предусмотрено уставом политической партии, иного общественного объединения.
"дата" кандидатом Г.К.И. от избирательного объединения Местное отделение Всероссийской политической партии "ЕДИНАЯ РОССИЯ" муниципального образования муниципальный округ Автово, первой представившей документы для выдвижения в ИКМО Автово в соответствии с пунктом 14.6 статьи 35 Федерального закона N67-ФЗ, была представлена нотариально удостоверенная копия документа о государственной регистрации избирательного объединения Санкт-Петербургского регионального отделения Всероссийской политической партии "ЕДИНАЯ РОССИЯ", что следует из подтверждения о получении документов о выдвижении кандидата в депутаты МС МО Автово шестого созыва, изученного Рабочей группой, в том числе Санкт-Петербургской избирательной комиссией, в связи с чем, повторного предоставления данного документа иным кандидатом от того же избирательного объедения не требовалось.
Г.К.И. в настоящий момент зарегистрирована кандидатом в депутаты от избирательного объединения Местное отделение Всероссийской политической партии "ЕДИНАЯ РОССИЯ" муниципального образования муниципальный округ Автово, что также подтверждено вступившим в законную силу решением Кировского районного суда Санкт-Петербурга, принятым 27 августа 2021 года по административному делу N.., имеющемся в открытом доступе на официальном сайте Кировского районного суда Санкт-Петербурга.
Судом первой инстанции установлено, что согласно пункту 14.1 Устава Всероссийской политической партии "ЕДИНАЯ РОССИЯ" Местное отделение Всероссийской политической партии "ЕДИНАЯ РОССИЯ" муниципального образования муниципальный округ Автово является структурным подразделением партии и осуществляет свою деятельность в пределах территории соответствующего муниципального образования в пределах соответствующего муниципального образования внутригородской территории города федерального значения, входящего в состав одного субъекта Российской Федерации, входит в состав Санкт-Петербургского регионального отделения Всероссийской политической партии "ЕДИНАЯ РОССИЯ", осуществляет свою деятельность без образования юридического лица.
Санкт-Петербургское региональное отделение Всероссийской политической партии "ЕДИНАЯ РОССИЯ", в свою очередь, согласно пункту 13.1 Устава Всероссийской политической партии "ЕДИНАЯ РОССИЯ" также является структурным подразделением Всероссийской политической партии "ЕДИНАЯ РОССИЯ", а согласно пункту 13.4 Устава Всероссийской политической партии "ЕДИНАЯ РОССИЯ" приобретает права юридического лица с момента государственной регистрации.
Согласно пунктам 13.7.7.6, 14.6.5 Устава Всероссийской политической партии "ЕДИНАЯ РОССИЯ", и Санкт-Петербургское региональное отделение Всероссийской политической партии "ЕДИНАЯ РОССИЯ" и Местное отделение Всероссийской политической партии "ЕДИНАЯ РОССИЯ" муниципального образования муниципальный округ Автово правомочно выдвигать кандидатов в депутаты на соответствующие выборы.
Из решения Санкт-Петербургской избирательной комиссии от "дата" следует, что она согласилась с позицией В. Н.В. о том, что кандидат в депутаты не мог представить нотариально удостоверенную копию документа о государственной регистрации Местного отделения Всероссийской политической партии "ЕДИНАЯ РОССИЯ" муниципального образования муниципальный округ Автово, однако правомерно представил нотариально удостоверенную копию документа о государственной регистрации Санкт-Петербургского регионального отделения политической партии "ЕДИНАЯ РОССИЯ", что предусмотрено подпунктом "г" пункта 14.1 статьи 35 Федерального закона 67-ФЗ, подпунктом "а" пункта 7 статьи 24 Закона Санкт-Петербурга N 303-46.
Рабочей группой Санкт-Петербургской избирательной комиссии установлено, что решение о создании Местного отделения Всероссийской политической партии "ЕДИНАЯ РОССИЯ" муниципального образования муниципальный округ Автово представлено В. Н.В. "дата", а также представлено повторно "дата", что следует из подтверждения о получении документов о выдвижении кандидата в депутаты.
Так, решением Регионального политсовета Санкт-Петербургского регионального отделения Всероссийской политической партии "ЕДИНАЯ РОССИЯ" от "дата" принято решение о создании 111 местных отделений в составе регионального отделения в границах соответствующих муниципальных образований.
Согласно выписке из перечня местных отделений, являющегося приложением к решению от "дата", создано местное отделение Всероссийской политической партии "Единство и Отечество" - Единая Россия муниципального образования округ Автово.
Санкт-Петербургская избирательная комиссия пришла к однозначному выводу, что "дата" в ИКМО Автово В.Н.В. было представлено необходимое Решение Президиума Регионального политического совета Санкт-Петербургского регионального отделения Всероссийской политической партии "ЕДИНАЯ РОССИЯ" от "дата", которым согласно Приложению к нему утверждена кандидатура В. Н.В. в качестве кандидата в депутаты муниципального совета ВМО МО Автово шестого созыва по многомандатному (пятимандатному) избирательному округу N 1.
К данному решению в качестве приложения был приложен список утвержденных кандидатов в депутаты от избирательного объединения, но в данном случае избирательное объединение на Конференции голосовало за каждого выдвинутого кандидата в депутаты отдельно (не списком). В список вошли 20 кандидатов в депутаты по каждому избирательному округу, среди которых указаны как Г.К.И, так и В. Н.В.
Дело Г.К.И. исследовалось Санкт-Петербургской избирательной комиссией, установленные комиссией обстоятельства отражены в решении от "дата", никем не опровергнуты, а также положены в основу вступившего в законную силу решения Кировского районного суда Санкт-Петербурга, принятого по делу N... по иску об оспаривании решения ИКМО Автово о регистрации кандидатом в депутаты Г.К.И.
Санкт-Петербургской избирательной комиссией установлено, что решение о создании местного отделения Всероссийской политической партии "ЕДИНАЯ РОССИЯ" муниципального образования муниципальный округ Автово было представлено В. Н.В. "дата".
Решением Президиума Регионального политического Санкт-Петербургского регионального отделения Всероссийской политической партии "ЕДИНАЯ РОССИЯ" от "дата" Местному политическому совету местного отделения Всероссийской политической партии "ЕДИНАЯ РОССИЯ" муниципального образования муниципальный округ Автово поручено созвать Конференцию местного отделения Всероссийской политической партии "ЕДИНАЯ РОССИЯ" муниципального образования муниципальный округ Автово с вопросом повестки для "О выдвижении тайным голосованием кандидатов в депутаты муниципального совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Автово шестого созыва".
Судебная коллегия считает, что установленные судом первой инстанции обстоятельства в данной части, с учетом выводов, указанных в решении Санкт-Петербургской избирательной комиссии от "дата", не подлежат переоценке, поскольку решение Санкт-Петербургской избирательной комиссии от "дата" N... в данной части не оспорено, незаконным не признано.
Однако считает необходимым дополнительно указать, что "дата" В. Н.В. в ИКМО Автово, согласно подтверждению о получении документов, среди прочего представлено:
пункт 11 "в случае выдвижения кандидата избирательным объединением, которое не является юридическим лицом, решение о его создании" - "получено 2 листа";
пункт 12 "решение органа политической партии, съезда иного общественного объединения, его регионального или местного отделения о выдвижении кандидата" - "получено 2 листа";
пункт 14 "документ, подтверждающий делегирование полномочий по выдвижению кандидата (в случае если это предусмотрено уставом избирательного объединения) - "получено 11 листов".
Указанные документы, как следует из представленного в материалы дела "Подтверждения о принятии документов", получены председателем ИКМО Автово К.Л.В., уполномоченной на принятие таких документов, у которой также имелась обязанность в силу Федерального закона N67-ФЗ незамедлительно сообщить о неполноте представленных документов, в случае если такие обстоятельства имели место быть.
Помимо этого, заполнение формы "Подтверждения" о приеме документов о кандидата в депутаты не предполагает проставление прочерка в случае отсутствия какого-либо документа, а предполагает указание слова "нет", что указано в сноске (N1) в конце первого листа подтверждения.
Согласно пункта 14.6.5.1 к компетенции Конференции (Общего собрания) относится выдвижение (предложение) тайным голосованием по согласованию с Президиумом Регионального политического совета кандидатов (списка кандидатов) в депутаты или на иные выборные должности в органах местного самоуправления, за исключением кандидатов (списка кандидатов) в депутаты представительного органа муниципального образования при наличии в этом муниципальном образовании нескольких местных отделений партии.
При этом кандидаты, списки кандидатов в депутаты или на иные выборные должности в органах местного самоуправления муниципальных образований сельских и городских поселений считаются согласованными, если эти кандидатуры не были отклонены Президиумом Регионального политического совета в течение 10 дней с момента получения ими соответствующих документов.
Таким образом, принятое тайным голосованием "дата" на Конференции Местного отделения Всероссийской политической партии "ЕДИНАЯ РОССИЯ" решения о выдвижении кандидата в депутаты в соответствии с пунктами 1 и 8 статьи 21 и пунктами 1-3 статьи 24 Закона Санкт-Петербурга "О выборах депутатов муниципальных советов внутригородских муниципальных образований Санкт-Петербурга", пунктом 14.6.5.1 Устава Всероссийской политической партии "ЕДИНАЯ РОССИЯ" муниципального образования муниципальный округ Автово, с учетом наличия письменного согласия на выдвижение от избирательного объединения "Местное отделение Всероссийской политической партии "ЕДИНАЯ РОССИЯ" муниципального образования муниципальный округ Автово" на выборах, назначенных на "дата", законно утвердило кандидатуру В. Н.В.
Доводы административного иска и апелляционной жалобы Ф.С.Н, о ненадлежащем извещении ИКМО Автово о проведении Конференции Избирательного объединения Местного отделения Всероссийской политической партии "ЕДИНАЯ РОССИЯ" муниципального образования муниципальный округ Автово, на которой разрешался вопрос о выдвижении кандидатов в депутаты на соответствующих выборах, подлежат отклонению, поскольку решением Санкт-Петербургской избирательной комиссии от "дата" и судом первой инстанции указанному обстоятельству дана надлежащая оценка.
Так, в решении Санкт-Петербургской избирательной комиссии от "дата" установлено, что ИКМО Автово извещалось "дата" о проведении Конференции Местного отделения Всероссийской политической партии "ЕДИНАЯ РОССИЯ" муниципального образования муниципальный округ Автово, на которой разрешался вопрос о выдвижении кандидатов на соответствующих выборах, посредством телефонограммы, в подтверждение чего в Санкт-Петербургскую избирательную комиссию представлен журнал (выписка) исходящих телефонограмм из местной общественной приемной партии "ЕДИНАЯ РОССИЯ" и детализация услуг связи ПАО "Вымпелком".
Как следует из представленных доказательств в Санкт-Петербургскую избирательную комиссию и суд первой инстанции, ИКМО Автово "дата" в 16 часов 03 минуты извещалась о проведении Конференции Местного отделения Всероссийской политической партии "ЕДИНАЯ РОССИЯ" муниципального образования муниципальный округ Автово, назначенной на "дата" в 19 часов 00 минут.
Довод административного истца Ф.С.Н, о том, что в течение телефонного разговора длительностью в 11 секунд нельзя надлежащим образом сообщить в ИКМО Автово все сведения о проведении Конференции, не имеет доказательств; какой объём информации и какого содержания был передан за указанное время "дата" представитель ИКМО Автово сообщить в ходе судебного разбирательства по делу не смог.
Между тем, сам объём информации, указанный в Приложении N 1 к Методическим рекомендациям по вопросам, связанным с выдвижением и регистрацией кандидатов, списка кандидатов на выборах в органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, утверждённых Постановлением ЦИК России от 11.06.2014 N 235/1486-6, и рекомендованный для уведомления избирательной комиссии о проведении съезда (конференции) избирательного объединения, не представляет из себя сложности и таких количественных значений, который явно не мог быть сообщен представителем Местного отделения Всероссийской политической партии "ЕДИНАЯ РОССИЯ" в ИКМО Автово за время телефонного разговора.
Кроме того, дополнительно ИКМО Автово поставлена в известность о проведении Конференции "дата", данные обстоятельства представителем ИКМО Автово не оспаривались в суде первой инстанци.
В соответствии с пунктом 3.1.2 указанных Методических рекомендаций в случае несоблюдения избирательным объединением требований, предусмотренных пунктами 3.1, 3.1.1 настоящих Методических рекомендаций, организующая выборы избирательная комиссия обязана известить об этом территориальный орган Министерства юстиции Российской Федерации по соответствующему субъекту Российской Федерации.
Сведений об извещении ИКМО Автово Управления Минюста по Санкт-Петербургу о несоблюдении политической партией требований законодательства об уведомлении о проведении Конференции по выдвижению кандидатов в депутаты материалы дела не содержат.
Извещение ИКМО Автово посредством телефонограммы согласуется с пунктом 3.1.1 Методических рекомендаций, утверждённых названным выше Постановлением ЦИК России от 11 июня 2014 года N 235/1486-6, согласно которым, извещать избирательную комиссию о проведении мероприятий возможно посредством направления соответствующей телефонограммы, при этом в данных Методических рекомендациях не раскрыто понятие "исключительных случаев", равно как и не содержится запрета на извещение о проведении мероприятия посредством телефонной связи. Полномочия лица, осуществляющего извещение ИКМО Автово о проведении конференции путём передачи сообщения по телефону, подтверждены соответствующим решением от "дата", которое представлено суду при рассмотрении спора.
В соответствии с пунктом 1 статьи 29 Закона о выборах депутатов муниципальных советов окружная избирательная комиссия в течение 10 дней со дня получения документов, необходимых для регистрации кандидата, обязана проверить соответствие порядка выдвижения кандидата требованиям закона и принять решение о регистрации кандидата либо об отказе в регистрации кандидата.
Согласно положениям пункта 1 статьи 27 названного Закона Санкт-Петербурга при выявлении неполноты сведений о кандидатах, отсутствия каких-либо документов, представление которых в окружную избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата (кандидатов) и его регистрации предусмотрено законом, или несоблюдения требований закона к оформлению документов окружная избирательная комиссия не позднее чем за три дня до дня заседания окружной избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, извещает об этом кандидата.
Аналогичные требования к документам, представленным для регистрации кандидатов и к возможности их исправлению, изложены в пункте 1.1 статьи 38 Закона об основных гарантиях избирательных прав.
В соответствии с пунктом 4.12.2 указанных выше Методических рекомендаций ЦИК России от 11 июня 2014 года N 235/1486-6, в извещении, направляемом кандидату избирательной комиссией, должно быть указано, какие конкретные сведения о кандидате (кандидатах) отсутствуют в документах, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, списка кандидатов, какие документы (копии документов) отсутствуют, конкретно какие из представленных документов оформлены с нарушением требований закона об основных гарантиях избирательных прав, иного закона, в чем состоит данное нарушение и в какие сроки необходимо устранить выявленные недостатки.
Судебная коллегия, оценивая обстоятельства дела, принимает во внимание Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 12 марта 2021 года N 6-П "По делу о проверке конституционности пункта 1.1 статьи 38 и пункта 1 статьи 39 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" в связи с жалобой гражданина С.С. Цукасова".
Так, согласно указанному Постановлению, пункт 1.1 статьи 38 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" не противоречит Конституции Российской Федерации в той мере, в какой в системе действующего правового регулирования данное законоположение обязывает избирательную комиссию равным образом по отношению ко всем кандидатам осуществлять в установленный законом срок проверку представленных ими документов и в случае выявления неполноты сведений о кандидатах, отсутствия каких-либо документов, представление которых в избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата и его регистрации предусмотрено законом, или несоблюдения требований закона к оформлению документов извещать кандидатов об этих недостатках.
Вместе с тем, пункт 1.1 статьи 38 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" не соответствует Конституции Российской Федерации, ее статьям 17 (часть 3), 18, 19 (части 1 и 2), 32 (часть 2) и 55 (часть 3), в той мере, в какой в системе действующего правового регулирования данное законоположение не предусматривает для суда, рассматривающего дело об отмене решения избирательной комиссии о регистрации кандидата в связи с представлением им в избирательную комиссию документов для уведомления о своем выдвижении и регистрации, содержащих неполные сведения о кандидате или не отвечающих требованиям закона к оформлению документов, необходимость учесть факт не извещения (несвоевременного извещения) избирательной комиссией кандидата об этих нарушениях как обстоятельство, исключающее отмену решения избирательной комиссии о регистрации кандидата, если эти нарушения должны были быть очевидны для избирательной комиссии при надлежащем исполнении ею своих обязанностей и не являются намеренным представлением кандидатом недостоверных сведений о себе.
Согласно пункту 3 Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 12 марта 2021 года N 6-П, в силу пункта 1.1 статьи 38 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" при выявлении неполноты сведений о кандидате, отсутствия каких-либо документов, представление которых в избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата и его регистрации предусмотрено законом, или несоблюдения требований закона к оформлению документов соответствующая избирательная комиссия не позднее чем за три дня до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, извещает его об этом. Указанная обязанность избирательной комиссии направлена на обеспечение предусмотренного тем же законоположением права кандидата не позднее чем за один день до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о его регистрации, вносить уточнения и дополнения в документы, содержащие сведения о нем, и в иные документы - за исключением подписных листов с подписями избирателей и списка лиц, осуществлявших сбор подписей избирателей, - представленные в избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата и его регистрации, в целях приведения этих документов в соответствие с требованиями закона, в том числе к их оформлению. Отсутствие же у кандидата права вносить уточнения и дополнения в ранее представленные им в уполномоченную избирательную комиссию подписные листы в поддержку его выдвижения и в список лиц, осуществлявших сбор подписей избирателей, предопределено принципом равенства выдвинутых кандидатов, необходимостью качественной проверки избирательной комиссией подписных листов в нормативно установленные сроки (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 6 июля 2010 года N 1087-О-О).
Такое регулирование обусловлено конституционным принципом равенства всех перед законом и судом (статья 19 Конституции Российской Федерации) и корреспондирующим ему положением Конвенции о стандартах демократических выборов, избирательных прав и свобод в государствах - участниках Содружества Независимых Государств (заключена в Кишиневе 7 октября 2002 года), согласно которому подлинные выборы предполагают равные и справедливые правовые условия для регистрации кандидатов, списков кандидатов и политических партий (коалиций), а потому регистрационные требования должны быть ясными и не содержать условий, способных стать основанием для привилегий либо ограничений дискриминационного характера, и недопустимо произвольное или дискриминирующее применение норм о регистрации кандидатов, списков кандидатов и политических партий (коалиций).
В случае выявления рабочей группой в представленных кандидатами, уполномоченными представителями избирательных объединений документах для уведомления о выдвижении кандидатов неполноты сведений, несоблюдения требований закона в части оформления документов, отсутствия документов кандидаты, иные управомоченные кандидатом лица, уполномоченные представители избирательного объединения незамедлительно извещаются о выявленных недостатках (пункт 4.6 Методических рекомендаций);
Извещение о недостатках утверждается решением избирательной комиссии, в нем должно быть указано, какие конкретные сведения о кандидате отсутствуют в представленных документах, какие документы (копии документов) отсутствуют, конкретно какие из документов оформлены с нарушением требований названного Федерального закона, иного закона, в чем состоит это нарушение и в какие сроки необходимо устранить выявленные недостатки; на заседание избирательной комиссии по вопросу об извещении о выявленных недостатках приглашается кандидат либо его представитель, незамедлительно после заседания решение избирательной комиссии вручается присутствующему кандидату, его представителю, а при их отсутствии - направляется в их адрес (пункт 4.12.2 Методических рекомендаций).
Кроме того, избирательная комиссия доводит до избирателей сведения о кандидатах, представленные при их выдвижении, в объеме, определенном организующей выборы избирательной комиссией, и сообщает средствам массовой информации о выявленных фактах недостоверности таких сведений (пункты 6 - 8 статьи 33 названного Федерального закона N 67).
Из материалов административного дела не следует, что В. Н.В. был незамедлительно извещен рабочей группой ИКМО Автово о выявленных недостатках, неполноте представленных документов, в том числе и в течение установленных законодателем трех дней. Такое извещение было оформлено и доведено до В. Н.В. только "дата", с предоставлением срока для исправления недостатков до "дата", то есть за пределами установленного законом трехдневного срока.
Со дня получения извещения о выявленных недостатках, неполноте представленных документов, В. Н.В. устранил их в трехдневный срок и по состоянию на "дата" представил требуемые ИКМО Автово документы.
Однако, представление В. Н.В. требуемых ИКМО Автово документов "дата", Санкт-Петербургской избирательной комиссией в решении от "дата" расценено как повторное их представление. Данный вывод, указанный в решении Санкт-Петербургской избирательной комиссии, не оспорен.
Учитывая обстоятельства данного конкретного дела, представление документов П.М.Е. "дата" следует расценивать не в качестве их представления в связи с тем, что они не были поданы кандидатом первоначально "дата", но как необходимость представления этих документов по извещению ИКМО Автово от "дата".
Кандидат в депутаты В. Н.В. до "дата" не располагал сведениями о том, что им представлены документы не в полном объеме, а, значит, был уверен в полноте и достоверности поданных документов "дата". Требуемые документы В. Н.В. представлены в срок, за сутки до принятия решения по утверждению кандидата в депутаты.
Ненадлежащее принятие и регистрация рабочей группой ИКМО Автово документов кандидата В.Н.В. "дата", либо не представление полного лично дела кандидата в Санкт-Петербургскую избирательную комиссию и суду, не может быть поставлена в вину кандидату в депутаты, при наличии заполненного листка "Подтверждения о приеме документов", представленного в суд от "дата".
Кроме того, решением Санкт-Петербургской комиссии от "дата" N... также установлено, что обстоятельства, указанные в решении ИКМО Автово от "дата" N... "Об отказе в регистрации В. Н.В. в качестве кандидата в депутаты муниципального совета ВМО МО Автово шестого созыва" не относятся к основаниям отказа в регистрации кандидата в депутаты, перечисленным в пункте 24 статьи 38 Федерального закона N 67-ФЗ, в пункте 4 статьи 29 Закона Санкт-Петербурга N 303-46.
Таким образом, В. Н.В. соблюден порядок выдвижения и регистрации кандидатов в депутаты, установленный Федеральным законом N 67-ФЗ, что нашло также свое подтверждение в решении Санкт-Петербургской избирательной комиссии от "дата". Несогласие с таким выводом суда сводится к переоценке, что не может быть положено в основу отмены решения суда.
При оценке правомерности постановленного судом первой инстанции решения имеют значение выводы Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 12 марта 2021 N 6-П "По делу о проверке конституционности пункта 1.1 статьи 38 и пункта 1 статьи 39 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", где на избирательную комиссии муниципального образования возложена обязанность незамедлительно известить кандидата о недостатках в представленных им документах, данная обязанность призвана гарантировать надлежащее осуществление пассивного избирательного права при выдвижении и регистрации кандидатов, носит императивный характер и не предполагает уклонения от ее исполнения.
В этом же Постановлении Конституционный Суд Российской Федерации указал, что неисполнение или ненадлежащее исполнение избирательной комиссией обязанности известить кандидата о выявлении недостатков в представленных им документах способно вызвать у кандидата неосновательную уверенность в том, что им не допущены нарушения, влекущие отказ в его регистрации. Подобный - порождаемый бездействием избирательной комиссии - "расхолаживающий эффект" может помешать кандидату внести необходимые исправления в представленные им в избирательную комиссию документы в допустимый законом срок. В случае же принятия при таких обстоятельствах решения о регистрации кандидата он оказывается в уязвимой ситуации, поскольку нарушения в представленных им в избирательную комиссию документах, своевременно не выявленные ею, могут повлечь отмену судом решения о его регистрации, однако ни он, ни зарегистрировавшая его избирательная комиссия не вправе их устранить. Указанная уязвимость в правовом положении кандидата, по сути, создается как ненадлежащим исполнением им обязанности по обеспечению качества, полноты и достоверности переданных им сведений и документов, так и - если нарушения в представленных документах должны были быть очевидны для избирательной комиссии - ее бездействием.
Постановлением от 12 марта 2021 года N 6-П Конституционный Суд Российской Федерации дал оценку конституционности пункта 1.1 статьи 38 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" и обязал федерального законодателя внести изменения в избирательное законодательство в части извещения кандидатов об ошибках в документах.
Указанное законоположение являлось предметом рассмотрения в той мере, в какой на его основании решается вопрос об обязательности извещения кандидата в депутаты представительного органа публичной власти (на выборную должность) избирательной комиссией, когда ею выявлены неполнота сведений о кандидате, отсутствие каких-либо документов, представление которых в избирательную комиссию для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата предусмотрено законом, или несоблюдение требований закона к оформлению документов.
До вступления в силу изменений, вытекающих из настоящего Постановления, суды при рассмотрении соответствующих дел руководствуются непосредственно Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 12 марта 2021 года N 6-П. Это не исключает принятия ими мер к устранению таких недостатков в представленных в избирательную комиссию документах, которые создают неустранимые сомнения в соблюдении кандидатом других требований, с несоблюдением которых закон связывает отказ в регистрации.
Иные доводы апелляционной жалобы сводятся к несогласию с выводами суда, их переоценке, не содержат оснований для отмены решения суда, предусмотренных статьёй 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Таким образом, разрешая заявленные требования, суд правильно определилюридически значимые обстоятельства дела, применил закон, подлежащий применению, дал надлежащую правовую оценку собранным и исследованным в судебном заседании доказательствам и постановилрешение, отвечающее нормам материального права при соблюдении требований административного процессуального законодательства.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 статьи 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Кировского районного суда Санкт-Петербурга, принятое 27 августа 2021 года по административному делу N 2а-5205/2021, оставить без изменения, апелляционную жалобу Ф.С.Н, - без удовлетворения.
Апелляционное определение может быть обжаловано в кассационном порядке в Третий кассационный суд общей юрисдикции, путем подачи кассационной жалобы через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.