Судебная коллегия по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Овсянкиной Н.В, судей Селиверстовой И.В, Щербаковой Н.В, при секретаре Ж.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N 3а-147/2021 по апелляционной жалобе Регионального отделения в Тверской области Политической партии "НОВЫЕ ЛЮДИ" на решение Тверского областного суда от 24 августа 2021 года, которым отказано в удовлетворении административного искового заявления Регионального отделения в Тверской области Политической партии "НОВЫЕ ЛЮДИ" к Избирательной комиссии Тверской области о признании незаконным и отмене постановления Избирательной комиссии Тверской области от 12 августа 2021 года N 24/319-7 "Об отказе в регистрации областного списка кандидатов в депутаты Законодательного Собрания Тверской области седьмого созыва, выдвинутого избирательным объединением "Региональное отделение в Тверской области Политической партии "НОВЫЕ ЛЮДИ".
Заслушав доклад судьи Щербаковой Н.В, объяснение представителя административного истца по доверенности Б, представителей административного ответчика по доверенностям Г, З, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Русакова И.В, полагавшего, что решение суда по доводам апелляционной жалобы отмене не подлежит, судебная коллегия по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции,
УСТАНОВИЛА:
постановлением Законодательного Собрания Тверской области от 18 июня 2021 года N 1321-П-6 "О назначении выборов депутатов Законодательного Собрания Тверской области седьмого созыва" назначены выборы депутатов Законодательного Собрания Тверской области седьмого созыва на 19 сентября 2021 года.
Постановлением избирательной комиссии Тверской области от 12 августа 2021 года N 24/319-7 отказано в регистрации областного списка кандидатов в депутаты Законодательного Собрания Тверской области седьмого созыва, выдвинутого избирательным объединением "Региональное отделение в Тверской области Политической партии "НОВЫЕ ЛЮДИ", на основании подпункта "в.1" пункта 25 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", подпункта "б.4" пункта 8.1 статьи 36 Избирательного кодекса Тверской области.
19 августа 2021 года избирательное объединение "Региональное отделение в Тверской области Политической партии "НОВЫЕ ЛЮДИ" обратилось в Тверской областной суд с административным исковым заявлением, в котором ставится вопрос о признании незаконным и отмене указанного постановления избирательной комиссии Тверской области, возложении на административного ответчика обязанности зарегистрировать список кандидатов, выдвинутый административным истцом. В обоснование заявленных требований административный истец ссылается на нарушение процедуры проверки соблюдения порядка сбора подписей избирателей, оформления подписных листов, достоверности сведений об избирателях, установленной статьей 37 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ.
Административный истец не согласен с заключениями специалистов ЭКЦ УМВД России по Тверской области, привлеченных избирательной комиссией к проверке подписных листов, в соответствии с которыми, ряд подписей избирателей признаны выполненными не собственноручно, полагал, что суду надлежало принять во внимание почерковедческое исследование эксперта П.
Административный истец выражал несогласие с выводами избирательной комиссии о наличии неоговоренных исправлений в сведениях о лице, осуществлявшем сбор подписей, в дате внесения им подписи, в подписи избирателя, в сведениях о нем и в дате внесения им подписи, об отсутствии сведений о сборщике подписей и об избирателе. Таким образом, по мнению истца, из общего числа 203 признанных недействительными подписей 191 подпись подлежит исключению.
Решением Тверского областного суда от 24 августа 2021 года в удовлетворении административных исковых требований Регионального отделения в Тверской области Политической партии "НОВЫЕ ЛЮДИ" отказано.
В апелляционной жалобе административный истец просит решение суда отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении административных исковых требований, обязать административного ответчика зарегистрировать список кандидатов в депутаты Законодательного Собрания Тверской области, выдвинутый административным истцом, с обращением к немедленному исполнению данного требования, указывая в обоснование доводов на неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для административного дела, несоответствие выводов суда обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права. Фактически административный истец повторяет доводы, изложенные им в административном исковом заявлении, дополнительно указывает на несостоятельность выводов суда первой инстанции о соблюдении избирательной комиссией порядка проверки подписей избирателей со ссылкой на пункт 4.3.3. Методических рекомендаций, утвержденных постановлением ЦИК РФ от 9 июня 2021 года N 9/75-8. Полагал отказ суда в назначении экспертизы подписей избирателей необоснованным. Не согласился с выводами суда относительно признания недействительными подписей избирателей в подписных листах и ведомостях, поскольку в сведениях об избирателях и сборщике подписей, в дате внесения подписи сборщиком не имеется неоговоренных исправлений. Кроме того, административный истец считает не основанными на нормах действующего законодательства выводы суда первой инстанции о недействительности 1040 подписей, подвергнутых проверке, по мотиву несоответствия подписных листов установленной форме, ввиду отсутствия сведений о членстве кандидата Б. в политической партии. Обращал внимание судебной коллегии на тот факт, что заявление Б. о его согласии баллотироваться не содержит сведения о принадлежности к политической партии, а приложенная к заявлению справка им отозвана.
В возражениях на апелляционную жалобу участвовавший в деле прокурор, председатель избирательной комиссии Тверской области, представитель УМВД России по Тверской области просят решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представитель административного истца по доверенности Б. доводы апелляционной жалобы поддержал.
Представители административного ответчика Избирательной комиссии Тверской области: Г, З. возражали относительно доводов апелляционной жалобы по основаниям, приведенных в возражениях.
Представитель заинтересованного лица - Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Тверской области в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, просил о рассмотрении дела в его отсутствие.
На основании статьи 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия считает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие представителя заинтересованного лица.
Проверив материалы дела, выслушав явившихся участников процесса, прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Русакова И.В, полагавшего в удовлетворении апелляционной жалобы отказать, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражения на неё, судебная коллегия считает решение суда правильным и оснований для его отмены не находит.
Активное и пассивное избирательное право граждан гарантировано каждому гражданину Российской Федерации частью 2 статьи 32 Конституции Российской Федерации.
Порядок выборов депутата регулируется как федеральным законодательством, так и законодательством субъекта Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 32 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ) граждане Российской Федерации, обладающие пассивным избирательным правом, могут быть выдвинуты кандидатами непосредственно либо в составе списка кандидатов в соответствии с настоящим Федеральным законом, иным законом.
Пунктом 1 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ, установлено, что регистрация списка кандидатов осуществляется соответствующей избирательной комиссией при наличии документов, указанных в пунктах 2, 2.2 и 3 (при проведении выборов в органы государственной власти субъектов Российской Федерации - также документов, указанных в пункте 3.1) статьи 33 данного Федерального закона, представляемых в соответствующую избирательную комиссию для уведомления о выдвижении и регистрации списка кандидатов, а также при наличии необходимого количества подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения списка кандидатов (если иное не предусмотрено законом субъекта Российской Федерации в соответствии с пунктом 17 настоящей статьи).
В соответствии с пунктами 1 и 8 статьи 35.1 указанного Федерального закона необходимым условием регистрации списка кандидатов на выборах депутатов законодательных (представительных) органов государственной власти субъекта Российской Федерации является поддержка выдвижения списка кандидатов, избирателями, что подтверждается необходимым числом подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения списка кандидатов в количестве, установленном статьей 37 этого же Федерального закона.
Согласно пункту 1 статьи 37 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ, в поддержку выдвижения списков кандидатов могут собираться подписи избирателей в порядке, который определяется законом. Количество подписей, которое необходимо для регистрации кандидатов, выдвинутых по единому избирательному округу, списков кандидатов, составляет 0, 5 процента от числа избирателей, зарегистрированных на территории избирательного округа в соответствии с пунктом 10 статьи 16 данного Федерального закона.
Законом должна предусматриваться процедура проверки соблюдения порядка сбора подписей избирателей, оформления подписных листов, достоверности сведений об избирателях и их подписей (пункт 3 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ).
По результатам проверки подписей избирателей и соответствующих им сведений об избирателях, содержащихся в подписных листах, подпись избирателя может быть признана достоверной либо недостоверной и (или) недействительной (пункт 6.1 статьи 38 этого же Федерального закона).
Недостоверной признается подпись, выполненная от имени одного лица другим лицом, на основании заключения эксперта, привлеченного к работе по проверке подписей избирателей (пункт 6.3 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ).
Основания для признания подписей недействительными установлены пунктом 6.4 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ, который к числу недействительных подписей относит, в том числе, подписи избирателей, указавших в подписном листе сведения, не соответствующие действительности (подпункт "в"); подписи избирателей, даты внесения которых проставлены избирателями не собственноручно, - на основании заключения эксперта, привлеченного к проверке в соответствии с пунктом 3 этой же статьи (подпункт "е"); подписи избирателей, собранные с нарушением требований, предусмотренных пунктом 6 статьи 37 названного Закона (подпункт "к"); подписи избирателей, если сведения о них внесены в подписной лист не самими избирателями, ставящими подписи, и не лицом, осуществлявшим сбор подписей избирателей, внесенных в этот подписной лист, а также если фамилия, имя, отчество указаны избирателями несобственноручно, - на основании заключения эксперта (подпункт "л").
Подпунктом "в.1" пункта 25 этой же статьи предусмотрено, если для регистрации списка кандидатов требуется представить 200 и более подписей избирателей, то основанием отказа в регистрации списка кандидатов является выявление 5 и более процентов недостоверных и (или) недействительных подписей от общего количества подписей, отобранных для проверки, если иное не установлено федеральным законом.
Требования к форме подписных листов, порядку их заполнения и представления в избирательные комиссии при проведении выборов депутатов законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации предусмотрены пунктами 5 - 16 статьи 37 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ, приложением N 5 к нему.
Аналогичные положения содержатся в Избирательном кодексе Тверской области от 07 апреля 2003 года N 20-ЗО.
Постановлением Избирательной комиссии Тверской области от 2 июня 2021 года N 3/18-7 определено количество подписей избирателей, необходимое для регистрации областного списка кандидатов в депутаты Законодательного Собрания Тверской области седьмого созыва - 5 199 подписей (пункт 1), а также предельное количество подписей избирателей, представляемое избирательным объединением в избирательную комиссию Тверской области для регистрации областного списка кандидатов - 5 718 подписей.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, постановлением избирательной комиссии Тверской области от 10 июля 2021 года N 9/107-7 заверен областной список кандидатов в депутаты Законодательного Собрания Тверской области седьмого созыв, выдвинутый избирательным объединением "Региональное отделение в Тверской области Политической партии "НОВЫЕ ЛЮДИ", в количестве 65 человек.
3 августа 2021 года в избирательную комиссию Тверской области избирательным объединением "Региональное отделение в Тверской области Политической партии "НОВЫЕ ЛЮДИ" представлены документы для регистрации областного списка кандидатов, в том числе подписные листы в количестве 2 399 листов, содержащие 5 243 подписи избирателей, из которых путем случайной выборки для проверки избирательной комиссией было отобрано 1040 подписей, что составляет 20 % от числа подписей избирателей от необходимого для регистрации и соответствует пункту 4 статьи 35 Избирательного кодекса Тверской области.
Рабочей группой избирательной комиссии Тверской области проведена проверка подписных листов, по результатам которой 107 подписей (10, 29% от общего числа подписей, отобранных для проверки) были признаны недействительными. Результаты проверки отражены в протоколе от 9 августа 2021 года, копия которого была вручена полномочному представителю избирательного объединения.
Кроме того, из содержания протокола следует, что 5 августа 2021 года исх. 01-18/1280 в адрес отдела адресно-справочной работы УВМ УМВД России по Тверской области направлен запрос о достоверности сведений по 135 подписям избирателей. По состоянию на 9 августа 2021 года 17-30 часов ответ отсутствует.
Постановлением избирательной комиссии Тверской области от 12 августа 2021 года N 24/319-7 отказано в регистрации областного списка кандидатов в депутаты Законодательного Собрания Тверской области седьмого созыва, выдвинутого избирательным объединением "Региональное отделение в Тверской области Политической партии "НОВЫЕ ЛЮДИ", на основании пп. "в.1" пункта 25 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ, пп. "б.4" пункта 8.1 статьи 36 Избирательного кодекса Тверской области от 07 апреля 2003 года N 20-ЗО (если для регистрации списка кандидатов, назначения референдума требуется представить 200 и более подписей избирателей, участников референдума, - выявление 5 и более процентов недостоверных и (или) недействительных подписей от общего количества подписей, отобранных для проверки, если иное не установлено федеральным законом).
Избирательной комиссией признаны недействительными 203 подписи (19, 5% от общего числа подписей, отобранных для проверки) на основании подпунктов "в", "г", "е", "ж", "з", "л", "м" пункта 9 статьи 35 Избирательного кодекса Тверской области:
114 подписей - на основании подпункта "в" (подписи избирателей, указавших в подписном листе сведения, не соответствующие действительности), 1 подпись - на основании подпункта "г" (подпись избирателя без указания каких-либо из требуемых сведений), 13 подписей - на основании подпункта "е" (подписи избирателей с исправлениями в датах их внесения в подписной лист, если эти исправления специально не оговорены избирателями, а также подписи избирателей, даты внесения которых проставлены избирателями не собственноручно), 1 подпись - на основании подпункта "ж" (подписи избирателей с исправлениями в соответствующих этим подписям сведениях об избирателях, если эти исправления специально не оговорены избирателями или лицами, осуществляющими сбор подписей избирателей), 23 подписи - на основании подпункта "з" (не указана дата заверения подписного листа, в сведениях о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей, и (или) в дате внесения подписи указанным лицом, имеются исправления, специально не оговоренные этим лицом, либо если сведения о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей, указаны в подписном листе не в полном объеме), 22 подписи - на основании подпункта "л" (фамилия, имя, отчество указаны избирателями не собственноручно), 26 подписей - на основании подпунктов "е", "л" (фамилия, имя, отчество избирателей указаны и даты внесения ими подписи проставлены избирателями не собственноручно), 3 подписи - на основании подпункта "м" (подписи избирателей внесены в подписной лист позднее заверения подписного листа лицом, осуществлявшим сбор подписей избирателей).
Как следует из содержания оспариваемого постановления, избирательная комиссия Тверской области, проанализировав результаты проведенных проверок, отраженные в итоговом протоколе от 9 августа 2021 года, пришла к выводу о выявлении 107 недостоверных и(или) недействительных подписей избирателей, что превышает 5 процентов от общего количества подписей, отобранных для проверки, и является основанием для отказа в регистрации списка кандидатов на основании пп. "в.1" пункта 25 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ, пп. "б.4" пункта 8.1 статьи 36 Избирательного кодекса Тверской области от 7 апреля 2003 года N 20-ЗО.
Кроме того, комиссия посчитала возможным принять во внимание результаты проверки отдела адресно-справочной работы Управления по вопросам миграции УМВД России по Тверской области, в соответствии с которыми сведения о 114 избирателях не соответствуют действительности.
С учетом указанных сведений, избирательная комиссия констатировала, что общее число признанных недостоверных и(или) недействительных подписей избирателей составляет 203 подписи, что превышает пятипроцентный порог, и не изменяет основание для отказа в регистрации списка кандидатов.
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции проверил подписи избирателей в том объеме, в котором они подлежали проверке избирательной комиссией, что соответствует требованиям пункта 7 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ, пришел к выводу, что общее число признанных недостоверных и(или) недействительных подписей избирателей составляет 5 и более процентов от общего количества подписей, отобранных для проверки, что позволяет согласиться с решением избирательной комиссии по Тверской области от 12 августа 2021 года N 24/319-7 "Об отказе в регистрации областного списка кандидатов в депутаты Законодательного Собрания Тверской области седьмого созыва, выдвинутого избирательным объединением "Региональное отделение в Тверской области Политической партии "НОВЫЕ ЛЮДИ".
При проверке подписей избирателей суд первой инстанции правомерно принял во внимание как выводы, содержащиеся в итоговом протоколе от 9 августа 2021 года, так и сведения Управления по вопросам миграции УМВД России по Тверской области, явившиеся основанием для признания избирательной комиссией недействительными 114 подписей на основании подпункта "в" пункта 9 статьи 35 Избирательного кодекса Тверской области.
Вопреки доводам административного истца о допущенном избирательной комиссией нарушении процедуры проверки подписных листов, 5 августа 2021 года комиссией в соответствии с пунктом 3.1 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ проведена проверка подписных листов с использованием государственной автоматизированной системы "Выборы", по результатам которой составлена таблица с указанием несоответствия данных, содержащихся в регистре и подписных листах, в отношении 135 подписей избирателей, в связи с чем был направлен запрос в орган регистрационного учета для проверки достоверности сведений, содержащихся в подписных листах.
Направление избирательной комиссии в орган регистрационного учета дополнительного запроса для проверки достоверности сведений соответствует положениям пункта 7 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ, п. 3.1.13 Методических рекомендаций по приему и проверке подписных листов с подписями избирателей в поддержку выдвижения списков кандидатов, выдвижения (самовыдвижения) кандидатов на выборах, проводимых в субъектах Российской Федерации, утвержденных постановлением ЦИК России от 9.06.2021 N 9/75-8.
С учетом установленных сроков рассмотрения документов, предоставленных административным истцом для регистрации областного списка кандидатов, 9 августа 2021 года рабочей группой был вынесен итоговый протокол проверки подписных листов без учета результатов дополнительной проверки.
Приняв во внимания информацию, предоставленную 10 августа 2021 года Управлением по вопросам миграции УМВД России по Тверской области, из которой следовало, что из 135 подписей подлежащих проверке, в отношении 114 - в подписных листах содержатся недостоверные сведения, избирательная комиссия обоснованно признала указанные подписи недействительными в соответствии с подпунктом "в" пункта 9 статьи 35 Избирательного кодекса Тверской области.
Судом первой инстанции с полнотой проверены доводы административного истца, касающиеся допустимости и достоверности сведений Управления по вопросам миграции УМВД России по Тверской области. Оснований для иной оценки судебная коллегия не усматривает.
В материалах дела отсутствуют доказательства, ставящие под сомнение достоверность всех указанных в данной информации сведений.
Предметом проверки суда первой инстанции являлись и доводы административного истца о нарушении прав избирательного объединения при проверке подписных листов.
Вопреки доводам административного истца представитель избирательного объединения принял участие в заседании рабочей группы, был ознакомлен с итоговым протоколом проверки подписных листов от 9 августа 2021 года, со справкой Управления по вопросам миграции УМВД России по Тверской области от 10 августа 2021 года, однако своим правом на представление возражений не воспользовался.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции о том, что избирательная комиссия при принятии оспариваемого решения о отказе в регистрации областного списка кандидатов в депутаты вправе была учитывать как выводы рабочей группы, содержащиеся в итоговом протоколе от 9 августа 2021 года, так и сведения, полученные в рамках дополнительной проверки, при условии соблюдения прав избирательного объединения.
Тот факт, что избирательная комиссия Тверской области после составления итогового протокола от 9 августа 2021 года, приняла во внимание справку Управления по вопросам миграции УМВД России по Тверской области от 10 августа 2021 года, не составив дополнительного протокола, с учетом уведомления представителя административного истца с результатами проверки, отраженными в протоколе от 9 августа 2021 года, информации от 10 августа 2021 года, прав избирательного объединения не нарушает.
С учетом изложенного, вопреки доводам апелляционной жалобы, судебная коллегия не усматривает нарушений процедуры проверки соблюдения порядка сбора подписей избирателей, оформления подписных листов, достоверности сведений об избирателях и их подписей.
Суд первой инстанции, проходя к выводам о законности оспариваемого решения избирательной комиссии Тверской области, в полном объеме проверил 203 подписи, из числа признанных недействительными, в том числе на предмет примененного основания их исключения.
Аналогичным образом, проверка подписей была произведена и судебной коллегией, что позволило ей согласиться с выводами суда первой инстанции, который, отказывая в удовлетворении административного иска, правильно мотивировал свое решение тем, что у избирательной комиссии имелись правовые основания для признания более 5 процентов подписей из числа избранных для проверки недействительными.
Несоответствие количества подписей и оснований признания их недействительными в итоговом протоколе и в оспариваемом постановлении, на которое обращается внимание административный истец, объясняется дополнительным включением в число недействительных подписей, результатов проверки Управления по вопросам миграции УМВД России по Тверской области, а также исключением двойного учета недействительных подписей, уточнением оснований исключения, что не свидетельствует о допущенном нарушении.
В ходе судебного производства, судом были сопоставлены подписи, признанные недействительными в соответствии с итоговым протоколом от 9 августа 2021 года, с подписями, признанными недействительными в соответствии с оспариваемым постановлением избирательной комиссии, исследованы дополнительные ведомости, которые позволили суду прийти к выводу о законности оспариваемого решения.
Отказ в назначении экспертизы, ввиду отсутствия оснований для ее проведения, судом первой инстанции мотивирован, соответствует нормам Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, прав административного истца не нарушает.
Представленные заключения экспертно-криминалистического центра УМВД России по Тверской области получили оценку суда первой инстанции, которая сомнений у судебной коллегии не вызвала.
Судебной коллегией были проверены доводы апелляционной жалобы административного истца о необоснованном признании недействительными подписей избирателей в подписных листах, поскольку неоговоренные исправления отсутствуют, а имеющиеся помарки не препятствуют однозначному толкованию сведений.
Изучение представленных подписных листов не позволили судебной коллегии согласиться с указанными доводами истца, поскольку приведенные административными истцом подписные листы имели неоговоренные исправления, не позволяющие однозначно толковать указанные сведения.
Судебная коллегия соглашается и с выводами суда первой инстанции, воспользовавшимся правом проверить подписи избирателей в том объеме, в котором они подлежали проверке избирательной комиссией, о том, что невнесение в подписные листы сведений о принадлежности Б. к политической партии влечет недействительность всех 1040 подписей.
Пунктом 9 статьи 37 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ установлено, что, если кандидат, сведения о котором содержатся в подписном листе, в заявлении о согласии баллотироваться в соответствии с пунктом 2 статьи 33 настоящего Федерального закона указал свою принадлежность к политической партии и свой статус в данной политической партии, сведения об этом указываются в подписном листе.
Необходимость указания в подписных листах на принадлежность к партии является прямым требованием федерального закона, выполнение которого не может зависеть от усмотрения кандидата.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 11 мая 2012 года N 658-О, изготовление и оформление подписных листов в точном соответствии с положениями законодательства выступают гарантией необходимого информирования граждан о кандидате, направлены как на защиту прав и законных интересов избирателей при сборе подписей, так и на обеспечение равенства всех кандидатов. Несоблюдение этого правила ставит под сомнение наличие реальной, основанной на полной и достоверной информации, поддержки кандидата избирателями, а потому и действительность подписей в подписных листах.
Иное толкование свидетельствовало бы о нарушении принципа равенства кандидатов, предусмотренного пунктом 1 статьи 39 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ.
Судом первой инстанции установлено и из материалов дела следует, что в подписных листах, проверенных избирательной комиссией Тверской области, содержащих 1 040 подписей избирателей, указаны три кандидата: Б, Я, Л.
Региональным отделением в Тверской области Политической партии "НОВЫЕ ЛЮДИ" в избирательную комиссию Тверской области представлен список граждан, включенных в областной список кандидатов в депутаты и являющихся членами этой политической партии, в количестве 6 человек, в котором в общеобластной его части под N 1 указан Б.
Б. в своем заявлении о согласии баллотироваться уведомил избирательную комиссию о принадлежности к политической партии и о своем статусе в данной политической партии, указав, что является секретарем Совета Регионального отделения в Тверской области Политической партии "НОВЫЕ ЛЮДИ", им же представлена справка о том, что он является членом данной политической партии.
Сведения о принадлежности Б. к политической партии и его статусе в данной политической партии подписные листы не содержат.
Невнесение в подписные листы сведений о принадлежности данного кандидата к политической партии и о его статусе в данной политической партии, которые отражены в заявлении о согласии баллотироваться, является основанием для признания всех 1 040 подписей недействительными на основании подпункта "и" пункта 6.4 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ, подпункта "и" пункта 9 статьи 35 Избирательного кодекса Тверской области.
При этом, доводы апеллятора о том, что Б, воспользовавшись своим правом внес изменения в представленные в избирательную комиссию документы, отозвав справку о принадлежности к политической партии, правового значения не имеют. Изменения в заявление Б. о согласии баллотироваться кандидатом в депутаты от 5 июля 2021 года, содержащее сведения о том, что он является Секретарем Совета регионального отделения в Тверской области Политической партии "НОВЫЕ ЛЮДИ", не вносились.
Заслуживает внимания и вывод суда первой инстанции, в соответствии с которым, статус Б. в региональном отделении в Тверской области Политической партии "НОВЫЕ ЛЮДИ" подразумевает членство в партии, в связи с чем довод об ошибочности справки о принадлежности Б. к членам партии являются безосновательными.
Иные доводы апелляционной жалобы основаны на неверном толковании норм материального права, повторяют позицию административного истца в суде первой инстанции, проверялись судом и получили надлежащую оценку.
Таким образом, решение Тверского областного суда следует признать законным и обоснованным, оснований для его отмены, предусмотренных статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации не установлено.
Судебный акт принят при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами избирательного законодательства, которые подлежат применению к данному правоотношению, имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, проверенными и оцененными судом полно и всесторонне по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, решение содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции
определила:
решение Тверского областного суда от 24 августа 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Регионального отделения в Тверской области Политической партии "НОВЫЕ ЛЮДИ" - без удовлетворения.
Кассационная жалоба может быть подана через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.