Судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Бибеевой С.Е, судей Захаровой С.В. и Матушкиной Н.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-3569/2020 по иску Князева Михаила Алексеевича к Государственному учреждению - Главному управлению Пенсионного фонда РФ N 3 по г. Москве и Московской области о признании права на назначение страховой пенсии по старости
по кассационной жалобе Князева Михаила Алексеевича на решение Лефортовского районного суда г. Москвы от 17 ноября 2020 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 22 марта 2021 г.
Заслушав доклад судьи Бибеевой С.Е, выслушав объяснения истца Князева М.А, поддержавшего доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Князев М.А. обратился в суд к Государственному учреждению - Главному управлению Пенсионного фонда N 3 по городу Москве и Московской области с иском о признании незаконным решения об отказе в назначении страховой пенсии по старости и обязании назначить страховую пенсию по старости.
Требования мотивированы тем, что 30 августа 2019 г. он обратился к ответчику с заявлением о назначении страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 6 статьи 3 Федерального закона от 15.12.2001 N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" и статьей 8 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", однако решением N 9/148 от 9 сентября 2019 г. в назначении страховой пенсии по старости ему было отказано ввиду отсутствия требуемого стажа работы, что является незаконным и нарушает его права.
Решением Лефортовского районного суда г. Москвы от 17 ноября 2020 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 22 марта 2021 г, в удовлетворении исковых требований Князева М.А. отказано.
В кассационной жалобе истцом Князевым М.А. ставится вопрос об отмене судебных постановлений как незаконных и необоснованных. По мнению кассатора, судами первой н апелляционной инстанций при разрешении возникшего спора нарушены нормы материального права, неверно истолкован закон, регулирующий спорные правоотношения. Полагает, что право на пенсию по старости возникло у него 10 декабря 2009 г, вследствие чего на него распространяются положения Федерального закона N ФЗ-173, предусматривающие возможность назначения пенсии при наличии пяти лет стажа.
Согласно статье 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив по правилам статьи 379.6 ГПК РФ в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, законность обжалуемых судебных постановлений, судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены судебных актов.
Пенсионное обеспечение лиц, уволенных с военной службы, в том числе исчисление выслуги лет для назначения пенсии, регулируется Законом РФ от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей".
Право на одновременное получение пенсии за выслугу лет или пенсии по инвалидности, предусмотренных Законом РФ от 12 февраля 1993 г. N 4468-1, и трудовой пенсии по старости (за исключением ее базовой части), устанавливаемой в соответствии с Федеральным законом от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" для лиц, указанных в статье 1 Закона РФ от 12 февраля 1993 г. N 4468-1, было впервые введено Федеральным законом от 22 июля 2008 г. N 156-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам пенсионного обеспечения".
Федеральным законом от 22 июля 2008 г. N 156-ФЗ статья 7 Закона РФ от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 была дополнена частью 4, устанавливающей, что лица, указанные в статье 1 этого закона, при наличии условий для назначения трудовой пенсии по старости, предусмотренных статьей 7 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", имеют право на одновременное получение пенсии за выслугу лет или пенсии по инвалидности, предусмотренных данным законом, и трудовой пенсии по старости (за исключением ее базовой части), устанавливаемой в соответствии с Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Федеральный закон от 22 июля 2008 г. N 156-ФЗ, как следует из части 1 статьи 4 данного закона, вступил в силу со дня его официального опубликования, то есть с 25 июля 2008 г. При этом частью 2 этой же нормы предусмотрено распространение положения статьи 7 Закона РФ от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 в части установления страховой части трудовой пенсии по старости гражданам, получающим пенсию за выслугу лет или пенсию по инвалидности в соответствии с Законом РФ от 12 февраля 1993 г. N 4468-1, на правоотношения, возникшие с 1 января 2007 г.
Абзацем вторым пункта 1 статьи 12 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (действующим до 1 января 2015 г.) было предусмотрено, что при исчислении страхового стажа, требуемого для приобретения права на страховую часть трудовой пенсии по старости гражданами, получающими пенсию за выслугу лет либо пенсию по инвалидности в соответствии с Законом Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей", в страховой стаж не включаются периоды службы, предшествовавшие назначению пенсии по инвалидности, либо периоды службы, работы и иной деятельности, учтенные при определении размера пенсии за выслугу лет в соответствии с указанным законом.
В пункте 11 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 г. N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии" разъяснено, что, поскольку положения статьи 7 Закона от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 в части установления страховой части трудовой пенсии по старости распространены Федеральным законом от 22 июля 2008 г. N 156-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам пенсионного обеспечения" на правоотношения, возникшие с 1 января 2007 г, в страховой стаж, требуемый для приобретения права на страховую часть трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы и (или) иной деятельности, в которые лицо подлежало обязательному пенсионному страхованию, имевшие место как до 1 января 2007 г, так и после этой даты. В указанный стаж на основании пункта 1 статьи 12 Федерального закона N 173-ФЗ не включаются периоды службы, предшествовавшие. назначению пенсии по инвалидности, либо периоды службы, работы и иной деятельности, учтенные при определении размера пенсии за выслугу лет в соответствии с Законом от 12 февраля 1993 г. N 4468-1. В связи с этим одновременное включение в выслугу лет и в страховой стаж совпадающих по времени периодов не допускается.
Вступившим в силу с 1 января 2015 г. Федеральным законом от 21 июля 2014 г. N 216-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов, "О страховых пенсиях" и "О накопительной пенсии" часть 4 статьи 7 Закона РФ от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 была изложена в новой редакции.
Согласно части 4 статьи 7 Закона РФ от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 в редакции Федерального закона от 21 июля 2014 г. N 216-ФЗ лица, указанные в статье 1 этого закона, при наличии условий для назначения страховой пенсии по старости имеют право на одновременное получение пенсии за выслугу лет или пенсии по инвалидности, предусмотренных данным законом, и страховой пенсии по старости (за исключением фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости), устанавливаемой в соответствии с Федеральным законом "О страховых пенсиях".Часть 4 статьи 13 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", вступившего в силу с 1 января 2015 г, как и ранее действовавшая норма (абзац второй пункта 1 статьи 12 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации"), также содержит правило, исключающее возможность одновременного зачета совпадающих по времени периодов в выслугу лет и в страховой стаж, и устанавливает, что при исчислении страхового стажа, требуемого для приобретения права на страховую пенсию по старости гражданами, получающими пенсию за выслугу лет либо пенсию по инвалидности в соответствии с Законом РФ от 12 февраля 1993 г. N 4468-1, в страховой стаж не включаются периоды службы, предшествовавшие назначению пенсии по инвалидности, либо периоды службы, работы и (или) иной деятельности, учтенные при определении размера пенсии за выслугу лет в соответствии с указанным законом. При этом учтенными считаются все периоды, которые были засчитаны в выслугу лет, в том числе периоды, не влияющие на размер пенсии за выслугу лет либо пенсии по инвалидности, в соответствии с этим законом.
Приведенные нормативные положения являются элементом правового механизма, гарантирующего пенсионерам, получающим пенсию по Закону РФ от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 (в том числе пенсионерам органов внутренних дел) и работающим по трудовому договору, возможность получать страховую часть трудовой пенсии по старости (с 1 января 2015 г. - страховой пенсии) с учетом страховых взносов, отраженных на их индивидуальных лицевых счетах в Пенсионном фонде Российской Федерации, при наличий условий для назначения трудовой пенсии по старости (с 1 января 2015 г. - страховой пенсии), предусмотренных Федеральным законом от 17 декабря 2001 г. N 173- ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (с 1 января 2015 г. - Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях").
Установленное действующим правовым регулированием правило, исключающее возможность одновременного зачета в выслугу лет и в страховой стаж хронологически совпадающих периодов, обусловлено тем, что такие периоды были, учтены при определении размера пенсии за выслугу лет. носящей характер основной пенсионной выплаты, назначаемой на основании специального закона уволенным со службы офицерам и лицам начальствующего состава органов внутренних дел как лицам с особым правовым статусом исходя из продолжительности выслуги лет, определяемой на день увольнения со службы.
В законодательстве не содержится нормы, позволяющей таким пенсионерам при реализации права на одновременное получение двух пенсий по их выбору исключить период, учтенный при расчете стажа для назначения им пенсии за выслугу лет, и включить этот же период в страховой стаж при назначении трудовой (с 1 января 2015 г. - страховой) пенсии по старости.
В соответствии со статьей 8 ФЗ от 28.12.2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (в редакции, действующей на момент обращения Князева М.А. в пенсионный орган) право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 65 лет, и женщины, достигшие возраста 60 лет. Страховая пенсия по старости назначается при наличии не менее 15 лет страхового стажа. Страховая пенсия по старости назначается при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30.?
В силу части 1, 2, 3 статьи 35 Федерального закона "О страховых пенсиях" продолжительность страхового стажа, необходимого для назначения страховой пенсии по старости в 2019 году, составляет десять лет. Продолжительность страхового стажа, необходимого для назначения страховой пенсии по старости, предусмотренная частью 2 статьи 8 Федерального закона "О страховых пенсиях", начиная с 01.01.2016 ежегодно увеличивается на один год согласно приложению 3 к настоящему Федеральному закону. При этом необходимая продолжительность страхового стажа определяется на день достижения возраста, предусмотренного статьей 8 Федерального закона "О страховых пенсиях".
Согласно изменениям, вступившим в законную силу 01.01.2019 (ФЗ от 03.10.2018 N 35-ФЗ), до 01 января 2019 года право на страховую пенсию по старости имели мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие 55 лет, с 2019 года по 2023 год предусматривается поэтапное увеличение пенсионного возраста, ежегодно официальный пенсионный возраст увеличивается на один год, пока к 2023 году не достигнет 65 и 60 лет для мужчин и женщин соответственно. Для 2019 года и 2020 года установлены следующие исключения: в эти года пенсия может назначаться досрочно, но не более чем за шесть месяцев от установленного срока, то есть в 2019 году женщины могут пойти на пенсию в 55 лет 06 месяцев, мужчины - в 60 лет 06 месяцев, а в 2020 году женщины - в 56 лет 06 месяцев, а мужчины - в 61 год 06 месяцев.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Князев М.А, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, достиг возраста 60 лет 2 февраля 2019 г.
30 августа 2019 г. Князев М.А. обратился в ГУ - ГУ ПФР N 3 по г. Москве и Московской области с заявлением о назначении страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 6 статьи 3 Федерального закона от 15.12.2001 N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" и статьей 8 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Решением N 9/148 от 09 сентября 2019 г. в назначении страховой пенсии по старости Князеву М.А. было отказано ввиду недостаточности стажа работы.
При этом пенсионным органом были учтены периоды работы Князева М.А. общей продолжительностью 8 лет 11 месяцев 19 дней: с 30 августа 2010 г. по 14 августа 2016 г. и с 26 августа 2016 г. по 29 августа 2019 г.
Из страхового стажа истца был исключен период с 15 августа 2016 г. по 25 августа 2016 г.
С 11 декабря 2009 г. Князев М.А. является получателем пенсии в соответствии с Законом РФ от 12.02.1993 N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей".
Из справки N АГ-421082 от 04 сентября 2019 г. следует, что Князеву М.А. с 11 декабря 2009 г. назначена пенсия в соответствии с Законом РФ от 12.02.1993 N 4468-1 пожизненно, при определении размера пенсии за выслугу лет учтены периоды службы, работы и (или) иной деятельности с 05 августа 1976 г. по 10 декабря 2009 г.
Разрешая спор по существу, оценив собранные по делу доказательства в соответствии со ст. 67 ГПК РФ, и отказывая в удовлетворении заявленных Князевым М.А. требований, суд первой инстанции исходил из того, что в процессе судебного разбирательства был установлен факт недостаточности страхового стажа Князева М.А. для назначения ему страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 6 статьи 3 Федерального закона от 15.12.2001 N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" и статьей 8 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях". При этом суд учел, что часть 4 статьи 13 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ содержит правило, исключающее возможность одновременного зачета совпадающих по времени периодов в выслугу лет и в страховой стаж, в то время как период военной службы Князева М.А. был учтен при назначении ему пенсии по выслуге лет в соответствии с Законом РФ от 12.02.1993 N 4468- 1.
Проверяя законность и обоснованность решения суда в апелляционном порядке, судебная коллегия с его выводами и правовым обоснованием согласилась, не усмотрев основания для отмены.
Судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции, проверив законность обжалуемых судебных постановлений, находит, что выводы суда первой и апелляционной инстанций основаны на правильном применении норм материального права и соответствуют установленным по делу фактическим обстоятельствам, подтвержденным исследованными в судебном заседании относимыми и допустимыми доказательствами, которым судебными инстанциями дана оценка по правилам статьи 67 ГПК РФ.
Доводы кассационной жалобы повторяют позицию заявителя по делу, являлись предметом рассмотрения суда первой и апелляционной инстанций, получили соответствующую правовую оценку, по существу направлены на иную оценку фактических обстоятельств дела, что в силу статьи 390 ГПК РФ выходит за пределы полномочий суда кассационной инстанции.
С учетом изложенного, руководствуясь ст. ст. 379.6, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Лефортовского районного суда г. Москвы от 17 ноября 2020 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 22 марта 2021 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Князева Михаила Алексеевича - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.