Судебная коллегия по гражданским делам Приморского краевого суда
в составе:
председательствующего судьи Ильиных Е.А, судей Рябенко Е.М, Вишневской С.С, при секретаре Якушевской Н.Е, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Фадиной Галины Михайловны к ФГАОУ ВО "Дальневосточный Федеральный Университет" о взыскании заработной платы, компенсации за задержку выплаты заработной платы и компенсации морального вреда
по апелляционной жалобе Фадиной Галины Михайловны на решение Арсеньевского городского суда Приморского края от 23.06.2021, которым в удовлетворении исковых требований отказано.
Заслушав доклад судьи Рябенко Е.М, объяснения истца Фадиной Г.М, возражения представителя ответчика Геркиной Ю.А, судебная коллегия
установила:
Фадина Г.М. обратилась в суд с исковым заявлением к ФГАОУ ВО "ДВФУ" о взыскании заработной платы, компенсации за задержку выплаты заработной платы и компенсации морального вреда. В обоснование требований указала, что с 27.10.2015 по настоящее время работает в филиале ДВФУ в "адрес" в... по графику сутки через трое. Приказом N9 от 17.01.2020 введен график... согласно которому начало смены установлено в 08-00 часов, окончание в 08-00 часов следующего дня, с двумя перерывами для отдыха и питания: с 12-00 часов до 13-00 часов и с 21-00 часа до 22-00 часов. На время перерывов подсмена не предоставляется, при этом согласно приказу N21 от 24.01.2020... нельзя покидать объект охраны, кроме плановых обходов корпусов и территорий, в связи с чем она не имеет права использовать перерыв для отдыха и питания по своему усмотрению, в том числе не имеет возможности покинуть территорию учреждения. Полагала, что указанные перерывы должны включаться в рабочее время и оплачиваться. Государственной инспекцией труда по Приморскому краю ответчику выдано предписание вести точный учет рабочего времени, фактически отработанного каждым работником, и в случае невозможности использования перерывов для отдыха и питания включать их в рабочее время и оплачивать, однако ответчик предписание не исполняет. Указала, что с марта 2020 года ответчик оплачивает ее труд не в полном объеме, на заявление от 29.12.2020 ответ не дан. Незаконными действиями работодателя ей причинен моральный вред. С учетом уточнения исковых требований просила взыскать с ответчика задолженность по заработной плате в размере 16041, 13 руб, денежную компенсацию за задержку выплаты заработной платы в размере 870, 86 руб, денежную компенсацию морального вреда в размере 20000 руб.
Истец в судебном заседании требования поддержала.
Представитель ответчика исковые требования не признал, просил в иске отказать.
Судом постановлено указанное выше решение, с которым не согласилась истец, ею подана апелляционная жалоба, в которой ставится вопрос об отмене решения суда в связи с допущенными нарушениями норм материального права, несоответствии выводов фактическим обстоятельствам. В качестве доводов жалобы указаны основания, изложенные в исковом заявлении.
Возражения на апелляционную жалобу не поступили.
В суде апелляционной инстанции истец Фадина Г.М. настаивала на апелляционной жалобе, по доводам изложенным в ней.
Представитель ответчика возражала против удовлетворения апелляционной жалобы, просила оставить решение суда без изменения.
Судебная коллегия, изучив материалы дела, выслушав стороны, проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов апелляционной жалобы, не находит оснований, предусмотренных положениями ст.330 ГПК РФ, для отмены решения суда первой инстанции.
В соответствии со статьей 129 Трудового кодекса РФ заработная плата (оплата труда работника) - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты); тарифная ставка - фиксированный размер оплаты труда работника за выполнение нормы труда определенной сложности (квалификации) за единицу времени без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.
Положения статьи 135 Трудового кодекса РФ предусматривают, что заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда, которые в свою очередь устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, при этом в силу ст. 132 Трудового кодекса РФ заработная плата каждого работника зависит от его квалификации, сложности выполняемой работы, количества и качества затраченного труда и максимальным размером не ограничивается, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.
Суд первой инстанции в связи с недоказанностью фактов нарушения работодателем учета рабочего времени и трудовых прав истца пришел к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований.
Судебная коллегия соглашается с таким выводом суда первой инстанции.
При принятии решения суд первой инстанции исходил из того, что работодатель предоставлял сотрудникам время для приема пищи и отдыха, запрет работнику покидать рабочее место на время указанного перерыва отсутствует; доводы об отсутствии реальной возможности использовать установленный перерыв по собственному усмотрению не подтвержден доказательствами.
Оснований дать иную оценку указанным доводам не имеется в связи со следующим.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, на основании трудового договора N3506/2015 от 27.10.2015 Фадина Г.М. с 02.11.2015 была принята в... на должность.., установлен сменный режим работы с нормированным рабочим днем; начало и окончание смены трудовым договором не установлен.
Приказом N9 от 17.01.2020 с 01.03.2020 введен график работы... : начало смены в 8:00, окончание в 8:00 следующего дня с двумя перерывами для отдыха и питания продолжительностью 1 час: с 12:00 до 13:00 и с 21:00 до 22:00.
Приказом N87 от 14.03.2019 в корпусах и общежитии филиала ДВФУ в "адрес" установлен пропускной режим.
Приказом N21 от 24.01.2020 для... ДВФУ в "адрес" установлено рабочее место -... ; оставление рабочего места разрешено только в целях проведения планового и внепланового (при обнаружении подозрений на проникновение посторонних лиц) обхода учебного корпуса и территории. В иных случаях оставление рабочего места оформляется служебной запиской с указанием причин, замещающего работника лица и его письменного согласия.
В соответствии со ст.91 ТК РФ рабочее время - время, в течение которого работник в соответствии с правилами внутреннего трудового распорядка и условиями трудового договора должен исполнять трудовые обязанности, а также иные периоды времени, которые в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации относятся к рабочему времени.
Согласно ст.106 ТК РФ время отдыха - время, в течение которого работник свободен от исполнения трудовых обязанностей и которое он может использовать по своему усмотрению.
По смыслу ст.107 ТК РФ перерывы в течение рабочего дня (смены) отнесены к времени отдыха.
На основании ст.108 ТК РФ в течение рабочего дня (смены) работнику должен быть предоставлен перерыв для отдыха и питания продолжительностью не более двух часов и не менее 30 минут, который в рабочее время не включается.
На работах, где по условиям производства (работы) предоставление перерыва для отдыха и питания невозможно, работодатель обязан обеспечить работнику возможность отдыха и приема пищи в рабочее время. Перечень таких работ, а также места для отдыха и приема пищи устанавливаются правилами внутреннего трудового распорядка.
Из анализа указанных правовых норм следует, что по общему правилу время перерыва для отдыха и питания не включается в рабочее время и не оплачивается, поэтому работник вправе использовать его по своему усмотрению. Перерывы включаются в рабочее время только при наличии ограничений (запрета на оставление рабочего места на период перерыва), закрепленных в правилах внутреннего трудового распорядка (если соответствующие требования распространяются на всех работников определенной категории) или непосредственно в трудовом договоре (если это обусловлено особенностями трудовой функции данного работника).
В филиале ДВФУ в "адрес" отсутствуют работы, на которых предоставление перерыва для отдыха и питания невозможно; в приказе N21 от 24.01.2020 не указано, что его действие распространяется в том числе на периоды перерыва; в правилах внутреннего трудового распорядка, в трудовом договоре и в стандарте организации по должности... (т.1 л.д.67-69) запрет на оставление рабочего места на период перерывов не установлен.
Таким образом, поскольку перерывы для отдыха и питания... не включены в рабочее время, его отсутствие на работе в указанное время является правомерным. Работник вправе во время перерыва для отдыха и питания уходить с места выполнения работы, в том числе и за территорию организации, поскольку требование Приказа N21 от 24.01.2020 о запрете оставления рабочего места -... на время отдыха истца (перерывы для отдыха и питания с 12:00 до 13:00 и с 21:00 до 22:00) не распространяется.
Несогласие с выводами суда первой инстанции, основанными на нормах закона, установленных фактических обстоятельствах дела и оценке доказательств, не свидетельствует о неправильном применении норм материального и процессуального права, в связи с чем судебная коллегия отклоняет довод истца о невозможности покинуть рабочее место во время перерыва для отдыха и питания.
В ч.1 ст.99 ТК РФ предусматривается, что сверхурочная работа - работа, выполняемая работником по инициативе работодателя за пределами установленной для работника продолжительности рабочего времени: ежедневной работы (смены), а при суммированном учете рабочего времени - сверх нормального числа рабочих часов за учетный период.
При выполнении работ в условиях, отклоняющихся от нормальных (при выполнении работ различной квалификации, совмещении профессий (должностей), сверхурочной работе, работе в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни и при выполнении работ в других условиях, отклоняющихся от нормальных), работнику производятся соответствующие выплаты, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором (ст. 149 ТК РФ).
В ст.152 ТК РФ указано, что за сверхурочную работу (кроме работы в выходные и нерабочие праздничные дни) производится оплата: за первые два часа работы не менее чем в полуторном размере, за последующие часы - не менее чем в двойном размере. Конкретные размеры оплаты за сверхурочную работу могут определяться коллективным договором, локальным нормативным актом или трудовым договором. По желанию работника сверхурочная работа вместо повышенной оплаты может компенсироваться предоставлением дополнительного времени отдыха, но не менее времени, отработанного сверхурочно.
Суд первой инстанции, принимая решение об отказе в удовлетворении иска в данной части, установил, что время работы истца верно отражено в графиках работы и табелях учета рабочего времени, работодателем произведена полная оплата выполненных работ, факт сверхурочной работы истца, подлежащей дополнительной оплате, не нашел своего подтверждения.
Ссылка в жалобе на то, что ответчик должен был оплатить истцу работу в перерывы для отдыха и питания, так как работа фактически выполнялась Фадиной Г.М, не может быть принята во внимание, поскольку часы, отведенные для отдыха и приема пищи, не включены в расчет рабочего времени, при этом судом первой инстанции и судебной коллегией установлено, что истец не была лишена работодателем возможности использовать перерывы для отдыха и питания по своему усмотрению, доказательств привлечения ее во время отдыха к работе по инициативе работодателя не представлено.
С учетом ст.237 ТК РФ судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии права истца на компенсацию морального вреда.
Доводы апелляционной жалобы повторяют доводы искового заявления, которым судом первой инстанции была дана надлежащая оценка; выражают несогласие с решением суда, при этом не могут повлиять на законность, обоснованность оспариваемого решения суда, поскольку не опровергают выводы суда и не подтверждают неправильного применения судом правовых норм.
При установленных обстоятельствах судом первой инстанции нормы материального права применены правильно, нарушений норм процессуального права не допущено.
Руководствуясь ст.328, ст.329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Арсеньевского городского суда Приморского края от 23.06.2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу Фадиной Галины Михайловны - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Мотивированное апелляционное определение составлено 16.09.2021.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.