Судебная коллегия по административным и гражданским делам Южного окружного военного суда в составе:
председательствующего Костина В.А, судей Зари А.И, Меркулова Д.В, при секретаре судебного заседания Тарасенко Ю.Н, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе представителя Министерства обороны Российской Федерации - Толкачевой А.В. на решение Махачкалинского гарнизонного военного суда от 2 июня 2021 года, которым удовлетворены заявленные в интересах старшего прапорщика в отставке Муратова Игоря Александровича требования о признании незаконными действий Федерального государственного казенного учреждения "Федеральное управление накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих" (далее - ФГКУ "Росвоенипотека") и Министерства обороны Российской Федерации, связанных с порядком начисления на его именной накопительный счет участника (далее - ИНС) накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих (далее - НИС) и выплаты инвестиционного дохода.
Заслушав доклад судьи Зари А.И, изложившего обстоятельства дела, содержание решения суда и доводы апелляционной жалобы, объяснения представителя Министерства обороны Российской Федерации - Лыкова А.И, поддержавшего доводы жалобы, судебная коллегия
установила:
Муратов И.А. через представителя обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором просил:
- признать незаконным действия ФГКУ "Росвоенипотека", связанные с не начислением на его ИНС участника НИС дохода от инвестирования за период с 16 сентября 2010 года по 23 августа 2020 года;
- обязать ФГКУ "Росвоенипотека" определить величину инвестиционного дохода, который был бы начислен ему при своевременном включении в реестр участников НИС за указанный период;
- обязать Министерство обороны Российской Федерации перечислить на его ИНС участника НИС денежную сумму дохода от инвестирования средств, определенную ФГКУ "Росвоенипотека".
Решением гарнизонного военного суда заявленные требования удовлетворены.
В апелляционной жалобе представитель административного ответчика просит решение суда отменить и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В обоснование указывается, что судом оставлен без внимания приказ ФСБ России от 27 июля 2009 года N 362 "О мерах по реализации Правил использования накоплений для жилищного обеспечения военнослужащих, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 7 ноября 2005 года N 655", которым определен Порядок реализации накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения сотрудников Федеральной службы безопасности. Согласно этому приказу регистрирующим органом, осуществляющим формирование и ведение реестра участников НИС органов федеральной службы безопасности, является Управление специальных регистраций Службы организационно-кадровой работы ФСБ России. В связи с нераспорядительностью должностных лиц этого органа истец несвоевременно включен в указанный реестр. Вина ФГКУ "Росвоенипотека", отвечающего за открытие и ведение ИНС, равно как и Министерства обороны Российской Федерации, в несвоевременном включении истца в названный реестр отсутствует, поскольку они не совершали в отношении него каких-либо неправомерных действий.
Кроме того, в апелляционной жалобе обращается внимание, что Министерству обороны Российской Федерации не выделяются средства федерального бюджета для реализации жилищных прав военнослужащими органов ФСБ России. Поэтому выплата истцу инвестиционного дохода должна производиться за счет средств ФСБ России.
По мнению представителя, для начисления инвестиционного дохода за период, предшествующий включению Муратова И.А. в реестр участников НИС, оснований не имеется, поскольку начисление доходов от инвестирования накоплений для жилищного обеспечения на ИНС участников НИС, несвоевременно включенных в соответствующий реестр, законом не предусмотрено. Военнослужащим законодательно не гарантировано наличие инвестиционного дохода на их ИНС ввиду того, что средства инвестиционных накоплений имеют внебюджетную коммерческую природу. Поэтому рассчитать предполагаемый доход участника НИС за период, предшествовавший включению его в названный реестр и открытию на его имя накопительного счета, не представляется возможным.
Рассмотрев материалы дела и обсудив доводы, приведенные в апелляционной жалобе, судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции.
В соответствии с пунктом 1 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В пунктом 15 ст. 15 названного закона предусмотрена возможность реализации прав военнослужащих на жилище в соответствии с Федеральным законом "О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих" путем участия в НИС, которая предполагает выделение денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений.
В силу пункта 3 ч. 1 ст. 9 Федерального закона "О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих" (далее - Закон) к участникам НИС относятся, в частности, прапорщики и мичманы, общая продолжительность военной службы по контракту которых составит три года начиная с 1 января 2005 года. При этом основанием для включения этих военнослужащих в реестр участников НИС является общая продолжительность их военной службы по контракту три года (пункт 3 ч. 2 ст. 9 Закона).
По делу установлено, что с марта 2006 года по 23 августа 2020 года Муратов И.А. проходил военную службу в Службе в г. Каспийске Пограничного управления ФСБ России по Республике Дагестан.
21 марта 2009 года Муратов И.А. заключил второй контракт о прохождении военной службы, а 16 сентября 2010 года ему было присвоено воинское звание мичман.
Исходя из этого, истец подлежал обязательному включению в реестр участников НИС с 16 сентября 2010 года, однако этого руководством Службы в г. Каспийске Пограничного управления ФСБ России по Республике Дагестан сделано не было.
В соответствии с частью 1 ст. 13 Закона основанием для открытия ИНС участника является внесение сведений о нем в реестр участников НИС.
При этом Законом установлено, что ИНС участника представляет собой форму аналитического учета, включающую в себя совокупность сведений об учтенных накопительных взносах, о доходе от инвестирования средств, переданных в доверительное управление, об иных не запрещенных законодательством Российской Федерации поступлениях, об операциях по использованию накоплений для жилищного обеспечения, о задолженности участника НИС перед уполномоченным федеральным органом, а также сведения об участнике (пункт 7 ст. 3).
23 августа 2020 года истец включен в реестр участников НИС с датой возникновения такого права с 16 сентября 2010 года, а ИНС участника НИС ему открыт 29 октября 2020 года.
Приказом Службы в г. Каспийске Пограничного управления ФСБ России по Республике Дагестан от 21 августа 2020 года N 305-ЛС Муратов И.А, уволенный с военной службы в связи с вступлением в законную силу приговора суда о назначении наказания в виде лишения свободы, исключен из списков личного состава с 23 августа того же года. Поэтому ИНС участника системы закрыт ему 29 декабря 2020 года.
Положенные денежные средства, как участнику НИС, в размере 2 406 615 руб. 07 коп, в том числе инвестиционный доход в сумме 18 852 руб. 40 коп. за 4 квартал 2020 года перечислены на личный счет Муратова И.А. 17 февраля 2021 года, что подтверждается выпиской о состоянии вклада от 9 марта 2021 года.
В пункте 1 ч. 1 ст. 4 Закона определено, что реализация права на жилище участниками НИС осуществляется наряду с иными формами посредством формирования накоплений для жилищного обеспечения на ИНС участников и последующего использования этих накоплений.
На основании части 1 ст. 5 Закона накопления для жилищного обеспечения формируются за счет учитываемых на ИНС участников накопительных взносов за счет средств федерального бюджета, доходов от инвестирования накоплений для жилищного обеспечения и иных не запрещенных законодательством Российской Федерации поступлений.
Следовательно, доходы от инвестирования являются составной частью накоплений для жилищного обеспечения, посредством которых, в свою очередь, реализуется право участников НИС на жилище.
С учетом этого гарнизонный военный суд пришел к верному выводу, что невыплата Муратову И.А, являющемуся участником НИС, накоплений для жилищного обеспечения без учета доходов от инвестирования за период с 16 сентября 2010 года по 23 августа 2020 года нарушает его право.
Вопреки мнению представителя ответчика, данное право подлежит восстановлению именно федеральным органом исполнительной власти, обеспечивающим функционирование накопительно-ипотечной системы (уполномоченным федеральным органом), которым в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 20 апреля 2005 года N 449 "Вопросы накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих" является Министерство обороны Российской Федерации.
В соответствии с частью 2 ст. 7 Закона уполномоченный федеральный орган, в частности, оформляет получение в установленном порядке бюджетных ассигнований для накопления средств на именных накопительных счетах участников; проводит учет накоплений для жилищного обеспечения, в том числе на ИНС участников; проводит в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации, конкурсы по отбору специализированного депозитария для заключения с ним договора об оказании услуг специализированного депозитария, а также конкурсы по отбору управляющих компаний для заключения с ними договоров доверительного управления накоплениями для жилищного обеспечения; является в соответствии с законодательством Российской Федерации стороной договоров с управляющими компаниями и специализированным депозитарием, которые отобраны по результатам конкурса; истребует и получает от управляющих компаний средства для их целевого использования участниками НИС; осуществляет оформление и выдачу целевых жилищных займов участникам НИС; выплачивает участникам НИС или членам их семей накопления для жилищного обеспечения после возникновения права на их использование.
Согласно статье 17 Закона уполномоченный федеральный орган передает накопления для жилищного обеспечения в доверительное управление управляющим компаниям, которые осуществляют доверительное управление в целях обеспечения права участников НИС на использование накоплений. Учредителем доверительного управления является Российская Федерация. От имени Российской Федерации права учредителя доверительного управления осуществляет уполномоченный федеральный орган. На основании Закона выгодоприобретателем по договору доверительного управления является Российская Федерация в лице уполномоченного федерального органа. Средства, переданные в доверительное управление управляющей компании, и доходы от инвестирования не переходят в собственность доверительного управляющего. Доходы от инвестирования относятся на прирост средств, переданных в доверительное управление.
Доходами от инвестирования являются дивиденды и проценты (доход) по ценным бумагам и банковским депозитам, другие виды доходов от операций по инвестированию накоплений для жилищного обеспечения, чистый финансовый результат от реализации активов, финансовый результат, отражающий изменение рыночной стоимости инвестиционного портфеля.
К доходам от инвестирования относятся и процентные доходы по целевым жилищным займам тех участников НИС, которые уволены с военной службы по основаниям, предусмотренным подп. "д" - "з", "л" и "м" п. 1, подп. "в" - "е.2" и "з" - "л" п. 2 ст. 51 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе", и обязаны возвратить не только выплаченные уполномоченным федеральным органом суммы по договору целевого жилищного займа, но и проценты по ставке, установленной этим договором (часть 2 ст. 15 Закона).
Кроме того, в силу части 8 ст. 5 Закона накопления для жилищного обеспечения являются собственностью Российской Федерации, не подлежат изъятию в бюджет какого-либо уровня, не могут являться предметом залога или иного обеспечения (за исключением индивидуального клирингового обеспечения) обязательств собственника указанных накоплений и субъектов отношений по их формированию и инвестированию. При этом учет накоплений для жилищного обеспечения осуществляется уполномоченным федеральным органом (часть 9 ст. 5 Закона).
Из приведенных положений Закона следует, что накопления для жилищного обеспечения, в том числе доходы от инвестирования, всех участников НИС вне зависимости от ведомства, в котором они проходят военную службу, а также управление этими накоплениями, равно как и принятие решений об их выплате, находятся в ведении уполномоченного федерального органа.
Что касается федеральных органов исполнительной власти (федеральных государственных органов), в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, то в соответствии с частью 3 ст. 4 и ч. 1 ст. 7 Закона на них возложена обязанность по выплате участнику НИС за счет средств федерального бюджета, выделяемых этим органам, только денежных средств, дополняющих накопления для жилищного обеспечения.
Само по себе ведение реестра участников НИС федеральными органами исполнительной власти (федеральными государственными органами), в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, в силу положений Закона не предполагает передачу им функций по формированию, учету и управлению накоплениями для жилищного обеспечения, а упомянутый автором жалобы приказ ФСБ России от 27 июля 2009 года N 362 не регулирует вопросы формирования, учета, управления накоплениями, в том числе производства их выплаты.
То обстоятельство, что несвоевременное включение Муратова И.А. в реестр участников НИС произошло не по вине уполномоченного федерального органа, не освобождает этот орган от исполнения возложенных на него обязанностей по соблюдению прав участника НИС на получение в полном объеме накоплений для жилищного обеспечения, которые Законом предусмотрены.
К тому же в соответствии с пунктом 4 ст. 3 Федерального закона "О статусе военнослужащих" реализация мер правовой и социальной защиты, в том числе, граждан, уволенных с военной службы, возлагается на федеральные государственные органы в пределах их полномочий.
Поэтому суд первой инстанции обоснованно возложил на руководителя ФГКУ "Росвоенипотека" обязанность произвести расчет дохода от инвестирования накоплений, который должен был быть начислен на ИНС Муратова И.А. за период с 16 сентября 2010 года по 23 августа 2020 года, а на Министра обороны Российской Федерации - перечислить указанные денежные средства.
Таким образом, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 309 и 311 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
решение Махачкалинского гарнизонного военного суда от 2 июня 2021 года по административному исковому заявлению Муратова Игоря Александровича оставить без изменения, а апелляционную жалобу представителя Министерства обороны Российской Федерации - без удовлетворения.
Кассационная жалоба, представление могут быть поданы в Кассационный военный суд через гарнизонный военный суд в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.